Научная статья на тему 'ИДЕИ И ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА'

ИДЕИ И ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЫТ / ВОСПИТАНИЕ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / КАВКАЗ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / АТАЛЫЧЕСТВО / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аушева Лейла Хасановна, Саутиева Фатима Белановна

В статье изложены содержание, цели и задачи воспитания подрастающих поколений в народной педагогике Северного Кавказа. Народная педагогика представляет собой многовековую бытовую культуру воспитания, передающуюся в этнокультурных традициях, народном поэтическом творчестве, опыте художественного отражения окружающей действительности, в том числе и в процессах социализации подрастающего поколения на разных этапах его развития. Подчеркнуто, что Северный Кавказ богат разными народностями и оригинален в вопросах накопления здесь населением опыта воспитания подрастающего поколения. Раскрыта роль горского аталычества как социального института. Дан анализ педагогической литературы, где нашли отражение этнопедагогические и этнокультурные ценности у народов Северного Кавказа. Охарактеризованы основные методы, приемы и средства воспитания детей в народной педагогике Северного Кавказа. Автор пришел к выводу, что изучение идей народной педагогики о воспитании идеальной личности, накопленных в ходе исторического развития этноса - одна из насущных потребностей современной школы, семьи и общества. Знание основ народной мудрости о всестороннем воспитании, владение умениями и навыками воспитательной деятельности в духе достижений народной педагогики необходимы учителям, классным руководителям, родителям, воспитателям, поскольку все это обогащает их педагогическую и общую культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS AND EXPERIENCE OF EDUCATION IN FOLK PEDAGOGY OF THE NORTH CAUCASUS

The article outlines the content, aims and objectives of the upbringing of younger generations in the folk pedagogy of the North Caucasus. Traditional pedagogy represents centuries-old culture of upbringing passed on through ethno-cultural traditions, folk poetry, experience of artistic reflection of reality including processes of socialization of young generation at different stages of their development. The authors emphasise that the North Caucasus is rich in different ethnic groups and original in the accumulation of experience of upbringing of the younger generation by the local population. The role of highlanders as a social institution is revealed. Analysis of pedagogical literature reflecting ethno-pedagogical and ethno-cultural values of the peoples of the Northern Caucasus is given. Key methods, techniques and means of child upbringing in the folk pedagogy of the Northern Caucasus are described. The author concludes that study of ideas of folk pedagogy regarding education of ideal personality which was accumulated in the course of historical development of ethnic group is one of the vital needs of modern school, family and society. Knowledge of the basis of folk wisdom on comprehensive education, skills and knowledge of educational activities in the spirit of the achievements of folk pedagogy are essential for teachers, class teachers, parents, educators, because all this enriches their pedagogical and general culture.

Текст научной работы на тему «ИДЕИ И ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА»

5. Карлова, Е.П. Необходимость развития среднего профессионального образования / Е.П. Карлова, Н.Г. Филипцова // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам XVII Международной научно-практической конференции. - Москва: ИП Туголуков А.В., 2017. - С. 85-87

6. Касумов, Р.М. Основная профессиональная образовательная программа подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования. Специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» / Р.М. Касумов, А.М. Шахбанов, Р.Р. Сатаева // Филиал ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» в г. Хасавюрте [сайт], 2021. - URL: http://hasdgu.ru/Kafedry/JUF-SPO/reglament/oop_spo_pravo_ooo.pdf (дата обращения: 10.12.2022).

7. Кулясова, С.Н. Социализация личности в образовательную среду / С.Н. Кулясова, Л.В. Анохина // Инновационная наука. - 2019. - № 6. - С. 169-171

8. Листвина, Е.В. Образовательная среда: социокультурный аспект / Е.В. Листвина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика. - 2018. - Т. 18. - Вып. 4. - С. 474-477

9. Мальков, А.А. К вопросу о политической компетентности учащейся молодежи и перспективах ее формирования в интегрированной образовательной среде / А.А. Мальков, О.А. Ус. // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 5(96). -С. 31-35

10. Мальчукова, Н.Н. Духовно-нравственные ценности как основа воспитания современного молодого поколения / Н.Н. Мальчукова, С.В. Куликова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 5(96). - С. 27-30

11. Отчет по воспитательной работе ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» (филиал в г. Хасавюрте) за 2020-2021 учебный год // Филиал ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» в г. Хасавюрте [сайт], 2021. - URL: http://hasdgu.ru/index/plany_i_polozhenie_vsr_2020_2021_gg/0-315 (дата обращения: 09.12.2022).

12. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях / Т.П. Айсувакова, Э.М. Ахмедова, Н.В. Горбунова [и др.]. - Москва: Институт деловой карьеры, 2021. - 164 с.

13. Рабочая программа воспитания филиала Дагестанского государственного университета в г. Хасавюрте по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» // Филиал ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» в г. Хасавюрте [сайт], 2021. - URL: http://hasdgu.ru/index/plany_i_polozhenie_vsr_2021_2022_gg/0-320 (дата обращения: 09.12.2022).

14. Саенко, Л.А. Факторы формирования ценностных ориентаций и нравственных установок студенческой молодежи / Л.А. Саенко // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2019. - № 3(72). - С. 162-165

15. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // КонсультантПлюс [сайт], 2021. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (Дата обращения: 10.12.2022).

16. Устинова, Н.П. Становление субъектной позиции обучающегося в вузе / Н.П. Устинова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2022. - Т. 28. - № 2. - С. 72-75

17. Шапран, Ю.П. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура / Ю.П. Шапран // Молодой ученый. -2015. - № 7(87). - С. 881-885

Педагогика

УДК 378

аспирант 2 года обучения кафедры педагогики и методики начального обучения Аушева Лейла Хасановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас); кандидат педагогических наук, доцент педагогики и методики начального обучения Саутиева Фатима Белановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ИДЕИ И ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Аннотация. В статье изложены содержание, цели и задачи воспитания подрастающих поколений в народной педагогике Северного Кавказа. Народная педагогика представляет собой многовековую бытовую культуру воспитания, передающуюся в этнокультурных традициях, народном поэтическом творчестве, опыте художественного отражения окружающей действительности, в том числе и в процессах социализации подрастающего поколения на разных этапах его развития. Подчеркнуто, что Северный Кавказ богат разными народностями и оригинален в вопросах накопления здесь населением опыта воспитания подрастающего поколения. Раскрыта роль горского аталычества как социального института. Дан анализ педагогической литературы, где нашли отражение этнопедагогические и этнокультурные ценности у народов Северного Кавказа. Охарактеризованы основные методы, приемы и средства воспитания детей в народной педагогике Северного Кавказа. Автор пришел к выводу, что изучение идей народной педагогики о воспитании идеальной личности, накопленных в ходе исторического развития этноса - одна из насущных потребностей современной школы, семьи и общества. Знание основ народной мудрости о всестороннем воспитании, владение умениями и навыками воспитательной деятельности в духе достижений народной педагогики необходимы учителям, классным руководителям, родителям, воспитателям, поскольку все это обогащает их педагогическую и общую культуру.

Ключевые слова: опыт, воспитание, народная педагогика, Кавказ, этнопедагогика, аталычество, воспитание, обучение. Annotation. The article outlines the content, aims and objectives of the upbringing of younger generations in the folk pedagogy of the North Caucasus. Traditional pedagogy represents centuries-old culture of upbringing passed on through ethno-cultural traditions, folk poetry, experience of artistic reflection of reality including processes of socialization of young generation at different stages of their development. The authors emphasise that the North Caucasus is rich in different ethnic groups and original in the accumulation of experience of upbringing of the younger generation by the local population. The role of highlanders as a social institution is revealed. Analysis of pedagogical literature reflecting ethno-pedagogical and ethno-cultural values of the peoples of the Northern Caucasus is given. Key methods, techniques and means of child upbringing in the folk pedagogy of the Northern Caucasus are described. The author concludes that study of ideas of folk pedagogy regarding education of ideal personality which was accumulated in the course of historical development of ethnic group is one of the vital needs of modern school, family and society. Knowledge of the basis of folk wisdom on comprehensive education, skills and knowledge of educational activities in the spirit of

the achievements of folk pedagogy are essential for teachers, class teachers, parents, educators, because all this enriches their pedagogical and general culture.

Key words: experience, education, folk pedagogy, Caucasus, ethnopedagogy, atalychestvo, education, training.

Введение. Культурное наследие народов мира содержит в себе ценный опыт воспитания подрастающего поколения. Современное образование требует от педагогов и семьи воспитание нравственных качеств и патриотических чувств, физической и умственной активности в подрастающем поколении. На Кавказе задолго до оформления педагогической мысли и появления первых стандартов, традиционное воспитание базировалось на гармоничном сочетании умственной зрелости, эстетичности, нравственности, физической и трудовой активности.

Утрата исторически сложившихся нравственных ценностей во многом привело современное общество к бездуховности. В этих условиях переосмысление педагогических традиций, изучение богатейшего педагогического опыта прошлого поколения, которое прошло долгий путь в формировании системы воспитания от незнания к знанию, становится актуальным.

Народная педагогика представляет собой многовековую бытовую культуру воспитания, передающуюся в этнокультурных традициях, народном поэтическом творчестве, опыте художественного отражения окружающей действительности, в том числе и в процессах социализации подрастающего поколения на разных этапах его развития. В условиях современного города сохранение народной педагогики представляет определённую трудность. Унифицированный стиль жизни предполагает отказ от значительной части народных традиций, а также отказ от языка предков, что соответственно снижает возможность формирования высоких нравственных чувств и представлений у подрастающего поколения.

Северный Кавказ богат разными народностями и оригинален в вопросах накопления здесь населением опыта воспитания подрастающего поколения. С одной стороны педагогику данного региона можно рассматривать через призму этнического многообразия и особенного понимания процесса воспитания; с другой стороны исследования ученых, пытавшихся раскрыть историю и преемственность педагогического опыта какого-либо этноса, показали, что многие ее характерные особенности свойственны разным этносам Северного Кавказа. Педагогическая культура на Кавказе носит не локальный, а региональный характер, поэтому в своем исследовании мы рассматриваем характерные черты педагогики всего региона.

Изложение основного материала статьи. Применение элементов народной педагогики простиралось не только на воспитательные и режимные моменты, но также входило в обучение различным видам деятельности. О развивающем потенциале форм народной педагогики говорила Н.К. Крупская, внедряя принцип народности воспитания в процесс обучения детей дошкольного возраста родной речи. Н.К. Крупская исходила из убежденности в пользе народных сказок, пословиц и др. для развития речи детей, ведь именно таким образом традиционно осуществлялся «естественный» процесс овладения речью в семье (общение матери с ребенком).

А.С. Макаренко обратил внимание на потенциал народной педагогики в обучении дошкольников навыкам самообслуживания. По его мнению, «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека», по этой причине им были разработаны рекомендации по развитию трудовых навыков детей дошкольного возраста средствами народной педагогики [5].

Основоположником национального гуманистического направления в воспитании является К.Д. Ушинский. Он одним из первых отстаивал идею, что любая педагогика носит национальный характер. У каждого народа есть собственные идеалы и ценности, которые народ стремится передать подрастающему поколению. Идея общечеловеческого идеала слишком размыта, чтобы быть достижимой. Лучшим выражением народности в теории К.Д. Ушинского - родной язык, история, география Родины, народное творчество. В обучении и воспитании для Ушинского многое зависит от организации педагогического процесса и личности самого учителя. К.Д. Ушинский утверждал, что учитель должен вобрать в себя все лучшее от народной идеологии для того, чтобы приобщить ребёнка к ее культуре. Влияние учителя на детей составляет «ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни системой наказаний и поощрений» [11]. В своем труде «О народности в общественном воспитании» Ушинский писал о том, что любой народ обладает свойственной ему системой воспитания, то «особенное характеристическое понятие, созданное характером и историей народа» [12].

Я.А. Коменский при создании теории педагогики очень внимательно подошел к изучению традиций воспитания своего народа и практической значимости накопленного опыта прошлого поколения. И.Г. Песталоцци обращался к традиционному воспитанию и описывал опыт поколений в своих работах «Книга для матерей», «Лингард и Гертруда» и др., поскольку считал, что школьное образование должно соответствовать требованиям и потребностям самого народа. Песталоцци часто обращается к народному педагогическому опыту и к народному пониманию процесса воспитания.

Этнопедагогические и этнокультурные ценности у народов Северного Кавказа нашли отражение в неписаных социальных нормах: у карачаевцев «Тау адет» («Закон гор»), у адыгов «Адыге хабзэ» (Адыгская этика), у абазин «Апсуара», у ингушей «Галгай эздел» (комплекс признаков, формирующих ингушскую идентификацию), у дагестанцев «Намус» (обобщение обычаев, традиций) и т.д.

Можно отметить еще одну особенность национальных подходов в этнопедагогике, которая проявляется при работе со школьниками: стремление облечь традиционные идеи народной педагогики и воплощенные в них идеалы культуры в современные содержательные формы и адекватно сообщить их воспитанникам. При этом важно подчеркнуть, что, несмотря на вариативность методик, используемых в национальных педагогических подходах, по мнению Г.Н. Волкова, все же нельзя судить об их полной несовместимости или наличии внутренних, сущностных противоречий. В качестве обоснования он выделил ряд факторов, раскрывающих общность и единство педагогических усилий представителей национальных подходов, объединенных вокруг этнопедагогических идей:

1) единство исторических условий развития различных наций;

2) совокупность задач, целей и интересов людей всех стран, их универсальных духовных и моральных ценностей;

3) объединение основных принципов национальной психологии;

4) совокупность географических условий;

5) взаимообусловленность педагогических традиций различных этносов [9].

Особое внимание на северном Кавказе уделялось трудовому развитию ребенка. Кавказцы считали, что труд это естественная необходимость для человека, а леность в человека обычно высмеивалась. Так, народный фольклор запечатлел следующие выражения кавказцев о труде и лености: в народном фольклоре: «Лентяю всегда кажется, что он мало кушает и много работает» (каб.), «Кто долго спит - дом не строит» (ингуш.), «Кто сидит летом в тени - зимой живот слушает» (балк.), «Лентяй руками ест, а брюхом работает» (лакс.) и т.д. [2]. На примере старших дети видели важность труда в жизни человека.

С древних времен и до XX века в трудовом воспитании горцы формировали у детей способность к выносливости, уважительное отношение к любому труду, умение изготавливать бытовые принадлежности. Иностранцы отмечали, что дети выполняют любую посильную им работу и отличаются большим трудолюбием [7]. Приобщение к труду начиналось с ранних лет, так уже с двулетнего возраста дети выполняли простой труд: приносили столовые приборы, поднимали упавшее с пола, приносили вещи. К пяти, шести годам воспитание носило дифференцированный характер в силу сложившегося на Кавказе патриархально-родового уклада жизни. В трудовом воспитании девочек присутствовало выполнение ими домашней работы, а также шитье, плетение, вязание, вышивание, обработка шерсти и уход за младшими детьми в семье. Мальчиков проучивали к сельскохозяйственным работам и уходу за скотиной. К четырнадцати годам дети становились полноценными помощниками в семье.

Особое значение кавказцы всегда отводили физическому воспитанию детей. Для продолжения здорового потомства у детей формировали здоровые привычки, закаляли детей с ранних лет. При выборе жениха, или невесты большое внимание отводилось телосложению избранника/цы. Так, например, кабардинцы закаляли детей на свежем воздухе, оставляя их без надзора; дагестанцы со временем сменяли теплое одеяльце новорождённого на более легкое; дети ингушей и чеченцев закалялись с применением природных факторов - солнца, воды и воздуха [6].

Горцы приучали детей к здоровому отношению к еде. Гости посетившие народы Кавказа отмечали: «Черкесы очень сдержанны в пище и по обыкновению питаются вареным и подсоленным просом, благодаря чему они не знают многих болезней и доживают до глубокой старости. Кроме бузы и пива, других напитков они не практикуют» (Шарль де Бесс) [1].; «Умеренность в употреблении пищи и напитков была ярко выражена у чеченцев и ингушей» (Ф. Колесников) и т.д. [9].

Более жесткие формы и методы воспитания применялись к мальчикам. На протяжении взросления их приучали выдерживать физическую боль, лишения и невзгоды. С пятилетнего возраста излишняя ласка и нежность не допускалась. Такое воспитание должно было сформировать в мальчике идеальный образ мужчины - джигита. По определению историка М.М. Ковалевского, слово «джигит» у всех горцев было высокой похвалой и означало «стоик-храбрец, способный на любой подвиг» [10].

В основе нравственного воспитания мальчиков лежало развитие таких качеств, как смелость, бесстрашие, самопожертвование и готовность умереть в бою. За трусость принималось сдача в бою врагу. Так, в Лермонтовкой поэме очень ярко описано, как «Беглец» с поля боя не получил поддержки даже у родного дома и был вынужден лишить себя жизни. Если павший в бою убит в спину, то это воспринималось как позор, поскольку спину врагу покажет лишь трус. Таких воинов не хоронили, оставляли воронам.

О важность формирования стойкости в мальчиках повествует и кавказский фольклор. Так, в чеченской песне «Об Альбике и Жамарзе Мадиевых» мать обращается к сыну со словами: «Пусть мое молоко станет для тебя свиной кровью, если ты забудешь все, чему тебя учили, бросишь в бою друга, если проявишь трусость...» [4].

С малых лет мальчикам в пример ставили идеальный образ горца - джигита, наделенного такими качествами, как трудолюбие, честность, верность, защитник семьи и кормилец, не забывающий о чести рода. Обычно при обращении молодым людям уточняли имя отца. Если горец совершал неодобряемый поступок, ему говорили «Не позорь честь своего отца» [10].

Идеалом женского воспитания была хорошая хозяйка в доме, обладающая такими качествами, как скромность, целомудрие, рассудительность, любовь к детям. К этому призывали и кавказские пословицы: «Изобилие исходит из женских рук; пригожесть ребенка узнают по матери; посмотрев на мать, бери в жены дочь; люди приходят в дом, почитая мужа, а уходят, славя жену; в семье, где хорошая хозяйка, всегда люди; по чистоте чашки суди о пище; по матери выбирай невесту» [5].

Нравственное и эстетическое воспитание в своей целостности приобщали людей к пониманию красоты, ценности своего края, любви и патриотичному отношению к Родине и его истории. Народное воспитание призывало отличать подлинную красоту от лживой. В кавказском фольклоре говорилось: «Конь красивый, но скакун неважный» (даг.), «Сам большой, но внутри пустой» (ингуш) [10]. Целью эстетического воспитания было не просто созерцание прекрасного, но и формирование у детей творческой активности. Эстетику детям прививали с детства средствами чтения стихотворений, народных сказок, пословиц и поговорок. В дальнейшем девочек обучали шитью, мальчики и девочки обучались национальному танцу, а также пению и игре на музыкальных инструментах.

Центральным звеном народного обучения явилось умственное развитие детей, вобравшее в себя сразу нравственное, физическое, трудовое и эстетическое воспитание. Через фольклор до детей доносилась идея, что разум является истинной ценностью горца: «Умный враг лучше глупого друга» (ингш.), «Без ума страдают ноги» (карач), «Ум богатством не купишь» (чеч.) [10].

Одной из распространённых форм воспитания на Северном Кавказе было аталычество. Во-первых, детей отдавали на воспитание в другую семью, чтобы избежать излишней мягкости в воспитании, не изнежить ребенка. Во-вторых, аталычество устанавливало родство семей и было избрано в качестве способа примирения семей, находящихся в кровной месте. В-третьих, аталычество в большей степени нашло распространение в феодальных родах, которые таким образом устанавливали контакты между отдельными поселениями, соседними народами. Отрицательной стороной аталычества можно назвать оторванность воспитанников от семьи, воспитание в чужом доме предполагало принятие воспитанником чужого уклада, что естественно приводило ребенка к отчуждению кровных родственников.

Народная педагогика определила систему гуманных методов и приёмов воспитания совершенной личности. Наиболее распространёнными были такие методы обучения, как: пример, убеждение, приучение и упражнение, поощрение, наказание и испытание. Также могли использовать: беседы, повествование, разъяснение, демонстрацию и проверку усвоения знания. Основным методом обучения оставался личный опыт старшего поколения, отразившийся в их рассуждениях, выводах, поступках при возникновении сложной ситуации. Народные педагоги особое значение придавали использованию словесных средств, запечатленных в фольклоре. К ним относились сказки, пословицы и поговорки, предания, легенды и притчи, историко-героические, колыбельные, обрядовые и трудовые песни.

В содержание обучения включалось: изучение родного языка, истории, географии края, астрономии, естествознания и математики. Особый упор делался на развитие у воспитанников наблюдательности, памяти, мышления, риторики, творческой активности.

Будучи подростком, горец проходил суровую школу хороших манер, получал военно-спортивную, риторическую и музыкально-хореографическую подготовку.

Наряду с интеллектуальным развитием, горцы отдавали особое предпочтение физической подготовке детей. Средствами физического воспитания выступало:

1. Восхваление здорового образа жизни;

2. Формирование трудовых и двигательных навыков;

3. Формирование спортивной активности и физических качеств у детей- быстроты, выносливости, силы;

4. Развитие мотивации и волевых качеств.

Средства и методы воспитания также разнились в зависимости от гендера ребенка. Представление о «мужском» и «женском» формировались с ранних лет, но полная половая идентификация происходила в возрасте 5-7 лет. Социализация детей происходила в соответствии с представлениями о биологических различиях мужчин и женщин. Ведущая деятельность традиционно определялась по половому признаку.

Педагогические функции устного народного творчества были для них тем бездонным колодцем, из которого они черпали великие моральные, нравственные и духовные силы, несметные богатства образов, идей, разнообразие форм. Но, пожалуй, самым действенным гарантом воспитания совершенной личности был и до сих пор остается кавказский героический эпос, в котором поистине запечатлен образ идеального человека.

Таким образом, содержание воспитания девочек и мальчиков было разным. Идеалом мужского воспитания, было формирование образа - джигита, где джигит - это стойкий-храбрец, готовый к любым трудностям. Идеал женского воспитания - формирование образа жены и матери. С самого детства детей приучали к труду, начиная с небольших поручений. С пятилетнего возраста воспитание было дифференцировано, девочки занимались домашним хозяйством, заботой о младших, шитьем. Мальчики занимались сельским хозяйством, заботой о скотине, охотой. Важно было сформировать у подрастающего поколения нравственные ценности и эстетический вкус.

Выводы. Изучение идей народной педагогики о воспитании идеальной личности, накопленных в ходе исторического развития этноса- одна из насущных потребностей современной школы, семьи и общества. Знание основ народной мудрости о всестороннем воспитании, владение умениями и навыками воспитательной деятельности в духе достижений народной педагогики необходимы учителям, классным руководителям, родителям, воспитателям, поскольку все это обогащает их педагогическую и общую культуру.

Литература:

1. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХП-ХГХ вв. - Нальчик, 1974. - 325 с.

2. Алироев, И.Ю. Кувшин мудростей. Чеченские пословицы и поговорки / И.Ю. Алироев. - Грозный: «Книга». -1990. - 144 с.

3. Андыгеев, И. Воспитательные традиции фольклора горских народов / И. Андыгеев // Социология воспитания. -2001. - № 5. - С. 17-19

4. Антология чечено-ингушской поэзии. - Грозный, 1981. - 165 с.

5. Блейх, Н.О. Исторические вехи становления и развития просветительства на Северном Кавказе в русле российской цивилизационной политики / Н.О. Блейх. - М.: Русайнс, 2017. - С. 67.

6. Блейх, Н.О. Начало становления просветительства на Северном Кавказе (первая половина XIX века) / Н.О. Блейх // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 5-1(43). - С. 37-39

7. Габеев, И.Х. Основы народной мудрости / И.Х. Габеев. - Владикавказ, 1998. - 211 с.

8. Ковалевский, М.М. Закон и обычай на Кавказе / М.М. Ковалевский. - М., 1890. - 112 с.

9. Колесников, Ф. Традиции и обычаи вайнахских народов / Ф. Колесников // Мир и образование на Кавказе. - М., 1978. - С. 56.

10. Саракаева, А.Х. Традиции и обычаи чеченцев как этнопедагогические принципы воспитания молодого поколения / А.Х. Саракаева. - Владикавказ, 2013. - 187 с.

11. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти т. Т. 8 / К.Д. Ушинский. - М.: ИЗД. АПН РСФСР, 1948. - 683 с.

12. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти т. Т. 1 О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский / Сост. С.Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1988. - 414 с.

Педагогика

УДК 378.2

аспирант Бабинский Дмитрий Олегович

Самарский филиал ФГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (г. Самара)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-МОТИВИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Аннотация. В статье рассматривается интеллектуально-мотивированная образовательная среда и ее основные компоненты, направленные на обучение, воспитание и развитие детей с учетом их особенностей, возможностей и потребностей. Представленная модель включает в себя несколько компонентов: технологический компонент, социальный компонент и пространственно-предметный. Каждый из перечисленных компонентов раскрывается в контексте формирования интеллектуально-мотивированной образовательной среды.

Ключевые слова: интеллектуально-мотивированная образовательная среда, компоненты образовательной среды, эффективность функционирования среды.

Annotation. The article considers an intellectually motivated educational environment and its main components aimed at teaching, educating and developing children, taking into account their characteristics, capabilities and needs. The presented model includes several components: a technological component, a social component and a spatial-subject component. Each of the listed components is revealed in the context of the formation of an intellectually motivated educational environment.

Key words: intellectually motivated educational environment, components of the educational environment, the effectiveness of the functioning of the environment.

Введение. Интеллектуально-мотивированная образовательная среда общеобразовательного учреждения является основой повышения качественных показателей образования. Эффективность создания интеллектуально-мотивированной образовательной среды заключается в изменении сущности образовательного процесса и качественно нового уровня организации преподавания в общеобразовательном учреждении, что соответствует требованиям к качеству образования, изложенным в образовательных стандартах.

Изложение основного материала статьи. Интеллектуально-мотивированная образовательная среда - это среда творческо-интеллектуального типа, способная активизировать заложенные у детей мотивы к обучению и развитию, предоставляющая возможность для достижения учебных и развивающих целей, эмоционально подкрепляющая актуализированные мотивы обучающихся.

Рассмотрим основные компоненты интеллектуально-мотивированной образовательной среды:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.