Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 4 (359). Право. Вып. 41. С. 21-25.
УДК 342 ББК 63.3
ИДЕИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СЕПАРАТИЗМУ В ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ВОЗЗРЕНИЯХ К. П. ПОБЕДОНОСЦЕВА
Ф. С. Сосенков
ФГБОУВО «Волжская государственная академия водного транспорта», Нижний Новгород, Россия
Рассмотрены идеи государственного единства, выраженные в политико-правовых воззрениях российского государственного деятеля К. П. Победоносцева. Выделены основные факторы, обеспечивающие, по его мнению, государственное единство Российской империи (абсолютная монархия и главенство православной церкви), а также факторы, подрывающие целостность государства (развитие парламентаризма, предоставление автономии национальным окраинам России, религиозное многообразие).
Ключевые слова: К. П. Победоносцев, Российская империя, государственное единство, территориальная целостность, сепаратизм.
Для многих стран современного мира со всей актуальностью встает вопрос сохранения государственного единства. Данная проблема возникает независимо от территориального расположения государств на том или ином континенте, от главенствующего экономического уклада или политического режима. В юридической литературе государственное единство понимается как отказ от каких-либо проявлений сепаратизма, то есть такой политики в отдельных частях государства, которая не учитывает интересов всего государства, противопоставляя им местные интересы [3. С. 144]. Также отмечается, что государственное единство предполагает весьма значительный объем и высокий уровень согласованных позиций, интересов и отношений между институтами государственности, взаимосвязанных с политической и правовой системами, а также с гражданским обществом на основе взаимодействия в разрешении конкретных проблем общественного развития, что обеспечивает устойчивую структуру власти и властных отношений в государстве, его территориальную целостность [4. С. 13]. Как можно заметить, вопрос территориальной целостности является ключевым в проблеме государственного единства. В этой связи данные термины зачастую используются в одном и том же контексте.
Не обошел своим вниманием проблему государственного единства России видный общественный и церковный деятель К. П. Победоносцев (1827-1907). Современная Победоносцеву печать наградила этого государственного деятеля и ученого самыми разнообразными нелестными эпи-
тетами: «ангел-хранитель трона», «апостол абсолютистского консерватизма», «вдохновитель и вождь реакции 80-х годов», «великий инквизитор», «злой гений России», «главный виновник разложения православной церкви», «колдун», «злой волшебник», «мрачный реакционер, символизирующий бездушие и механический характер самодержавной машины», «советник реакции трех императоров» и др. [16. С. 55]. Если отбросить эмоциональный оценочный пафос упомянутых характеристик, отчетливо видно, что они характеризуют прежде всего значимость фигуры интересующего нас деятеля. Действительно, с 1881 по 1905 г. Победоносцев, можно сказать, был наиболее влиятельным российским сановником, выполнявшим функцию императорского помощника-идеолога в связи с возросшим в 1880-е гг. духовным фактором в управлении [18. С. 68].
По мысли Победоносцева, залог государственной целостности — это тесный союз православной церкви и абсолютной монархии. Этот вывод, на наш взгляд, следует в частности из его речи по случаю празднования 900-летней годовщины крещения Руси: «Единодержавие, возникшее у нас вместе с церковью и в неразрывном единении с нею, собрало и спасло государственную целостность русской земли и создало государство Российское. <...> Под знаменем единодержавия и самодержавия мы выросли, под ним мы стоим, под ним составляем единое тело.» [14. С. 133].
Исследователями отмечено, что представителями консервативной мысли рассматриваемого периода самодержавная власть монарха
рассматривалась как разновидность патриархальной власти, при которой важное значение имели не только и даже не столько права самодержца, сколько его обязанности, и прежде всего долг по укреплению государственной мощи и сохранению территориальной целостности империи [2. С. 138]. Представляется, что именно в этом смысле Победоносцев наставлял наследника престола Александра Александровича (будущего императора Александра III): «Вся тайна русского порядка и преуспеяние — наверху, в лице верховной власти <...> Где вы себя распустите, там распустится и вся земля. Ваш труд всех подвинет на дело, ваше послабление и роскошь зальет всю землю послаблением и роскошью...» [13. С. 66].
Победоносцев предостерегал от ограничения самодержавной власти, в частности от введения в России парламентаризма. Ученый считал, что только абсолютная монархия может справиться с национализмом на окраинах государства. А вот парламентаризм, по мнению Победоносцева, может послужить «благодатной почвой для сепаратизма» [18. С. 76]: «.каждое племя из своей местности высылает представителей не государственной и народной идеи, но представителей племенных инстинктов, племенного раздражения, племенной ненависти — и к господствующему племени, и к другим племенам, и к связующему все части государства учреждению»; «Страшно и подумать, что возникло бы у нас, когда бы судьба послала бы нам роковой удар — всероссийский парламент. Да не будет!» [7. С. 193].
Будучи ярким представителем консервативной мысли, которому, по мнению исследователей, «принадлежит первенство в обосновании охранительного внутриполитического курса» [9], Победоносцев не предполагал возможности предоставления автономии национальным окраинам России, видя в русской культуре и православии оплот государственного единства. По мнению Победоносцева, политика центральной власти по отношению к национальным окраинам («спасенным и облагодетельствованным» народам) должна была строиться на строгих началах. Иная линия («система ухаживания за инородцами») могла ослабить империю, нарушить ее единство [10]. Именно в этом смысле он дает восхищенную характеристику Александру III: «Все знали, что не уступит Он русского, историей завещанного интереса ни на польской, ни на иных окраинах инородческого элемента, что глубоко хранит Он в душе своей одну с народом веру и лю-
бовь к церкви Православной.» [11]. Думается, что национальное разнообразие, свойственное Российской империи, представляло, в понимании Победоносцева, опасность для ее территориальной целостности, поэтому его одобрение политики Александра III вызвано тем, что «заодно с народом верует Он в непоколебимое значение власти Самодержавной в России и не допустит для нее, в призраке свободы, гибельного смешения языков и имений» [16. С. 55].
Неоднократно Победоносцев высказывался о нежелательности и даже опасности распространения иных, помимо православия, вероучений и о недопустимости делать это за счет государственной казны. Более того, Победоносцев также считал неправильным официальное юридическое установление в Российской империи статуса иноверных вероисповеданий и их иерархии, тем самым приближая их к государственной власти. Не без основания обер-прокурор считал, что иные, помимо православия, конфессии в союзе с определенными этническими группами таят в себе опасность сепаратизма. Так, обер-прокурор позиционировал русских и иных славян в качестве «национального тела» православной веры. Вместе с тем он считал, что для протестантизма в России такое «тело» — это немцы, для католической веры — поляки, для исламского вероисповедания — тюрки [8].
В письме Александру III о редакции одного из манифестов Победоносцев подчеркивает: «В конце у меня поставлено: попечение о благе народа, а не народов». По убеждению мыслителя, российский народ един, а империя органична по сравнению со многими другими: «...австрийский император может говорить о своих народах, а у нас народ один и власть единая». Такая безапелляционная вера в единство народа и некоторая недооценка культурного и национального своеобразия окраин империи приводили Победоносцева к выводу о том, что сепаратистские выступления имеют внешние причины, инспирированы извне [9].
Одной из угроз целостности империи, по мнению К. П. Победоносцева, была несогласованная работа различных правительственных ведомств. Значительный опыт, накопленный за долгие годы службы, позволял обобщать недостатки работы центральной администрации и обращаться в этой связи к будущему императору Александру III. Практика личных докладов министров должна, по мнению К. П. Победоносцева, сочетаться со стабильной работой Совета Министров,
обеспечивая тем самым единство управления и способствуя укреплению власти императора. При этом сановник категорически не принимал идею введения должности премьер-министра, исходившую из либеральных кругов, считая, что министерское единство должно поддерживаться непосредственно монархом [8].
Деятельность К. П. Победоносцева не увенчалась успехом и не дала ожидаемых им результатов — укрепления религиозного и национального единства. В определенной мере попытки укрепления этого единства административными мерами, контрреформами дали обратный эффект. Так, усиление репрессивных мер по отношению к представителям иноверных конфессий привело к тому, что на окраинах России на рубеже XIX-XX вв. значительная часть населения была лишена нормальной религиозной жизни, а это в свою очередь стимулировало центробежные тенденции. Видимо, не учитывался также процесс национальной идентификации отдельных окраин, в пределах которых все более активизировались собственные политические партии с соответствующими программами обособления от империи.
Судя по всему, Победоносцев чувствовал, что Россия находится в том состоянии, когда политическими реформами невозможно решить существующие проблемы, в том числе проблему государственного единства империи. Все его устремления были направлены на укрепление российской государственности, монархической власти и государственного единства. Победоносцев не шел на компромиссы в реализации во многом утопической политико-правовой концепции. В этой связи и его теоретические работы, и практическая деятельность в области государственного управления обусловливались, по всей видимости, искренним стремлением оградить Российскую империю от различных внешних и внутренних разрушительных тенденций, одной из которых, безусловно, являлся сепаратизм. Несмотря на то что реализация большинства идей К. П. Победоносцева не дала ожидаемого результата, анализ творческого наследия этого государственного деятеля и ученого представляется весьма интересным и полезным в свете кризиса государственности во многих современных странах.
Список литературы
1. Биюшкина, Н. И. Политико-правовое развитие Российского государства в условиях охранительного внутриполитического курса: 1870-1890-е гг. : дис. ... д-ра юрид. наук / Н. И. Биюшкина. Н. Новгород, 2012. 210 с.
2. Карцов, А. С. Правовая идеология русского консерватизма: вторая половина XIX — начало XX века : дис. ... д-ра юрид. наук / А. С. Карцов. М., 2008. 321 с.
3. Конституционное право : энцикл. слов. / отв. ред. С. А. Авакьян. М., 2001. 200 с.
4. Левакин, И. В. Государственное единство России: теоретико-правовое исследование : дис. ... д-ра юрид. наук / И. В. Левакин. М., 2003. 190 с.
5. Мощенков, Е. Н. Национальный вопрос в революционных разломах XX в. / Е. Н. Мощенков // Вестн. Рос. нации. 2014. № 3. С. 16-17.
6. Победоносцев, К. П. Великая ложь нашего времени: статьи, письма к Александру III / К. П. Победоносцев / сост. С. А. Ростунова. М., 1993. 639 с.
7. Победоносцев, К. П. Речь в заседании исторического общества // К. П. Победоносцев. Избранное / сост., автор вступ. ст., коммент. А. В. Репников. М., 2010. 340 с.
8. Полунов, А. Ю. К. П. Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России / А. Ю. Полунов. М., 2010. 430 с.
9. Полунов, А. Ю. Национальное и религиозное в системе имперского управления: к вопросу о деятельности и политических взглядах К. П. Победоносцева [Электронный ресурс] / А. Ю. Полунов // Государственное управление : электрон. вестн. 2012. № 34. С. 7-11. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/ vestnik/2012/vipusk__34._oktjabr_2012_g./iz_istorii_upravlenija/polunov.pdf
10. Репников, А. В. Консервативная концепция российской государственности / А. В. Репников. М., 1999. 172 с.
11. Речи и здравницы К. П. Победоносцева, произнесенные им на обеде, данном городом Киевом в день празднования 900-летней годовщины крещения Руси / сост., авт. вступ. ст., коммент. А. В. Реп-ников. М., 2010. 280 с.
12. Сафонов, А. А. Генезис вероисповедальной политики Российского государства, XVIII — начало XX в. / А. А. Сафонов // История гос-ва и права. 2007. № 2. С. 22-23.
13. Смолярчук, В. И. Злой гений России / В. И. Смолярчук // Изв. вузов. Правоведение. 1990. № 3. С. 55-60.
14. Тимошина, Е. В. Политико-правовые взгляды К. П. Победоносцева : дис. ... канд. юрид. наук / Е. В. Тимошина. СПб., 1998. 330 с.
15. Томсинов, В. А. Константин Петрович Победоносцев: человек, политик и правовед / В. А. Томси-нов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2007. № 2. С. 68-77.
16. Цыганов, В. И. Идея русского самодержавия и ее развитие в творчестве Л. А. Тихомирова : дис. ... канд. юрид. наук / В. И. Цыганов. Н. Новгород, 2000. С. 76-84.
17. Цыганов, В. И. К. П. Победоносцев об опасностях парламентаризма в России / В. И. Цыганов // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер. Право. 2003. № 2. С. 161-166.
Сведения об авторе
Сосенков Федор Сергеевич — заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Волжской государственной академии водного транспорта, Нижний Новгород, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 4 (359). Law. Issue 41. P. 21-25.
THE IDEA OF THE NATIONAL UNITY AND COMBATING SEPARATISM IN THE POLITICAL-LEGAL OPINIONS K. P. POBEDONOSTSEV
F. C. Sosenkov
Head of the Department of state and legal disciplines of the Volga state Academy of water transport, Nizhny Novgorod, Russia. [email protected]
The article deals with the idea of the national unity, expressed in political and legal attitudes K. P. Pobe-
donostsev. Major factors are providing, according to the named statesman, the state unity of the Russian Empire: the absolute monarchy and the supremacy of the Orthodox Church, as well as undermining the integrity
of the state: the development of parliamentary autonomy for the national lands of Russia, religious diversity.
Keywords: K. P. Pobedonostsev, the Russian Empire, national unity, territorial integrity, separatism.
References
1. Biyushkina N.I. Politiko-pravovoe razvitie Rossiyskogo gosudarstva v usloviyah ohranitel'nogo vnutri-politicheskogo kursa: 1870-1890-e gg.: dis. ... d-rayurid. nauk [Political and legal development of the Russian state in the conditions of a guarding internal political course: 1870-1890 years. Thesis]. Nizhni Novgorod, 2012. 210 p. (In Russ.).
2. Kartsov A.S. Pravovaya ideologiya russkogo konservatizma: vtoraya polovina XIX — nachalo XX veka: dis. ... d-ra yurid. nauk [Legal ideology of the Russian conservatism: the II half of XIX — the beginning of the XX centuries. Thesis]. Moscow, 2008. 321 p. (In Russ.).
3. Avakian S.A. (ed.) Konstitucionnoepravo [Constitutional right]. Moscow, 2001. 200 p. (In Russ.).
4. Levakin I.V. Gosudarstvennoe edinstvo Rossii: teoretiko-pravovoe issledovanie: dis. ... d-ra yurid. nauk [State unity of Russia: teoretiko-legal research. Thesis]. Moscow, 2003. 190 p. (In Russ.).
5. Moschenkov E.N. Nacional'niy vopros v revolucionnyh razlomah XX v. [An ethnic question in revolutionary breaks of the XX century]. VestnikRossiyskoi nacii [Bulletin of the Russian nation], 2014, no. 3, pp. 16-17. (In Russ.).
6. Pobedonoscev K.P. Velikaya lozh'nashego vremeni: statyi, pis'ma k Aleksandru III [Great lie of our time : articles, letters to Alexander III]. Moscow, 1993. 639 p. (In Russ.).
7. Pobedonoscev K.P. Rech' v zasedanii istoricheskogo obschestva [The speech in a meeting of historical society]. Izbrannoe [Favourites]. Moscow, 2010. 340 p. (In Russ.).
8. Polunov A.Yu. K.P. Pobedonoscev v obschestvenno-politicheskoy i duhovnoy zhizni Rossii [K.P. Pobedon-ostsev in political and spiritual life of Russia]. Moscow, 2010. 430 p. (In Russ.).
9. Polunov A.Yu. Nacional'noe i religioznoe v sisteme imperskogo upravleniya: k voprosu o deyatel'nosti i politicheskih vzglyadah K. P. Pobedonosceva [Natsionalnoye and religious in system of imperial management: to a question of activity and political views of K.P. Pobedonostsev]. Gosudarstvennoe upravlenie. Jelektronnyj vestnik [Public administration. E-Jornal], 2012, no. 34, pp. 7-11. Available at: http://e-journal.spa.msu.ru/up-loads/vestnik/2012/vipusk_34._oktjabr_2012_g./iz_istorii_upravlenija/polunov.pdf (In Russ.).
10. Repnikov A.V. Konservativnaya koncepciya rossiyskoy gosudarstvennosti [Conservative concept of the Russian statehood]. Moscow, 1999. 172 p. (In Russ.).
11. Repnikov A.V. (comp.) Rechi i zdravnitsy K.P. Pobedonosceva, proiznesennye im na obede, dannom goro-dom Kievom v den' prazdnovaniya 900-letney godovschiny krescheniyaRusi [Speeches and K.P. Pobedonostsev's health resorts said by it during the lunch given by the city of Kiev in day of celebration of 900-year anniversary of the Christianization of Kievan Rus']. Moscow, 2010. 280 s. (In Russ.).
12. Safonov A.A. Genezis veroispovedal'noy politiki Rossiyskogo gosudarstva, XVIII — nachalo XX v. [Genesis of confessional policy of the Rossiysky state, XVIII — the beginning of the XX centuries]. Istoriya gosudarstva iprava [The history of state and law], 2007, no. 2, pp. 22-23. (In Russ.).
13. Smolyarchuk V.I. Zloy geniy Rossii [Evil genius of Russia]. Izvestiya vuzov. Pravovedenie [News of higher education institutions. Jurisprudence ], 1990, no. 3, pp. 55-60. (In Russ.).
14. Timoshina E.V. Politiko-pravovye vzglyady K.P. Pobedonosceva: dis. ... kand. yurid. nauk [Political and legal views of K.P. Pobedonostsev. Thesis]. St. Petersburg, 1998. 330 p. (In Russ.).
15. Tomsinov V.A. Konstantin Petrovich Pobedonoscev: chelovek, politik i pravoved [Konstantin Petrovich Pobedonostsev: person, politician and jurist]. VestnikMoskovskogo universiteta. Ser. 11. Pravo [Moscow University Bulletin. Ser. 11. Law ], 2007, no. 2, pp. 68-77. (In Russ.).
16. Tsyganov V.I. Ideya russkogo samoderzhaviya i ee razvitie v tvorchestve L.A. Tihomirova: dis. ... kand. yurid. nauk [Idea of the Russian autocracy and its development in L.A. Tikhomirov's creativity. Thesis]. Nizhnij Novgorod, 2000. Pp. 76-84. (In Russ.).
17. Tsyganov V.I. K. P. Pobedonoscev ob opasnostyah parlamentarizma v Rossii [K.P. Pobedonostsev about dangers of parliamentarism in Russia]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta imeni N.I. Lobachevskogo. Ser. Pravo [Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Ser. Law], 2003, no. 2, pp. 161-166. (In Russ.).