Научная статья на тему 'Идеи Б. Г. Ананьева и эмпирическое исследование жизненного пути личности'

Идеи Б. Г. Ананьева и эмпирическое исследование жизненного пути личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6346
721
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андреева Т. В.

В статье рассматриваются различные стороны наследия Б. Г. Ананьева. Проведены исследования творческого становления личности и жизненного пути представителей художественных профессий. Обнаружены взаимосвязи между ценностями и мотивами, личностными свойствами человека. Разработана типология жизненного пути личности, начиная с раннего детства и заканчивая кульминацией творческой активности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family and typology of person s course of life: the development of B.G. Ananjev's ideas

In the clause various aspects of B. G. Ananjeva's heritage are examined. Research into creative development of a person and course of life of representatives of art trades is conducted. Interrelations between values, motives and personal traits are revealed. The typology of a persons course of life of a person since the early childhood and to the culmination of creative activity is developed.

Текст научной работы на тему «Идеи Б. Г. Ананьева и эмпирическое исследование жизненного пути личности»

Т. В. Андреева

ИДЕИ Б. Г. АНАНЬЕВА И ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ

Психология жизненного пути личности, являясь бесспорно актуальным направлением в современной психологии, интересовала и интересует многих отечественных и зарубежных ученых. Б. Г. Ананьев придавал большое значение изучению жизненного пути личности.

По свидетельству Н. А. Логиновой, Б. Г. Ананьев рассматривал онтогенез как историю развития индивида, а жизненный путь — как превращение индивида в индивидуальность. На протяжении жизненного пути идет социализация личности1.

Б. Г. Ананьев писал о необходимости развития генетической психологии личности — одного из примечательных явлений современного исследования так называемой социализации личности, становления ее отношений, установок и свойств в ходе общественного воспитания и обучения, в зависимости от смены общественных ролей и общностей.

Ананьев выделял три основных генетических подхода к человеческому развитию.

Первым из них является онтогенетика человека, исследующая метрические и то-пологичесие свойства временной индивидуальной жизни человеческого организма, процесс ее становления в определенной исторической последовательности смены состояний или фаз развития (возрастов)2.

Вторым, более поздним по времени, является генетический подход к эволюции личности как общественного индивида. Этот подход можно условно обозначить как генетическую персоналистику, представляющую собой теорию и метод биографического исследования жизненного пути человека, основных событий, конфликтов, продуктов и ценностей, развертывающихся на протяжении жизни человека в данных общественноисторических условиях. Биографический метод является одним из исторических методов, применяемых в исследованиях психологии личности.

Наконец, третий генетический подход ориентирован на изучение истории развития деятельности той или иной конкретной личности, продуктов этой деятельности, т. е. созидаемых личностью материальных и духовных ценностей. Этот праксиологический, или праксиометрический, анализ личности со стороны истории ее деятельности близко соприкасается с биографическим анализом истории жизненного пути личности в обществе3.

В целом, анализируя жизненный путь, Ананьев выделяет в нем периоды подготовки, старта, стабилизации, первой кульминации, временного спада. Второй кульминации, за которой следует усиление инволюционных процессов и финиш. По мнению ученого, проблема стадиальности жизненного пути невероятно сложна и многогранна ввиду многомерности жизни человека, и определить моменты смены стадий можно только через сопоставление сдвигов по некоторым параметрам социального развития человека, таким как его гражданское состояние, экономическое положение, семейный статус, осуществленность или неосуществленность жизненных планов и др.4

В связи с изучением жизненного пути особое значение Ананьев придавал лонгитюд-ному методу. По его словам, сказанным на одной из лекций, прочитанных на факультете

© Т. В. Андреева, 2008

психологии в 1968 г., возрастные срезы строят возрастные синдромы, но не дают диапазона колебаний синдрома в реальной жизни. При этом отвлекаются от конкретной личности, элиминируются индивидуальные факторы в развитии. Он подчеркивал, что улучшение метода возрастных срезов может быть достигнуто, если строить сравнительное исследование, которое могло бы реконструировать непрерывный ряд эволюции. Этого исследователи не делают, а рассматривают дискретные состояния; непрерывность развития не изучается. Берут избранные возрастные фазы, а в реальном развитии есть и прерывное (фазы), и непрерывное. «Преимущества лонгитюдного метода (или метода длинника) в том, что он дает непрерывный ход развития, в котором есть не только чистая прерывность в развитии, но и микроскачки, эволюция. Возрастную изменчивость невозможно представить вне личности, ее жизненного пути. Этот метод требует многолетнего, непрерывного прослеживания. Индивидуальная ответственность в построении диагноза и прогноза личностного развития.

Возрастные срезы предназначены для массовых исследований. Это для возрастных синдромов, как накладывается индивидуальное на общее. Но он (метод) не рассчитан на персоналистику. А лонгитюдный метод рассчитан на исследование индивидуального реального развития личности»5.

Б. Г. Ананьев рассматривал структуру человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Существуют два основных класса индивидных свойств: 1) возрастно-половые и 2) индивидуально-типические. В первый из них входят возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида (стадии онтогенетической эволюции) и половой диморфизм. Во второй класс входят конституциональные особенности (телосложение и биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий (симметрия-асимметрии функционирования парных рецепторов и эффекторов). Высшая интеграция всех этих свойств представлена в темпераменте, с одной стороны, и в задатках — с другой.

К характеристикам человека как личности Б. Г. Ананьев относил статус, роли и ценностные ориентации, образующие первичный класс личностных свойств. Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации и структуру общественного поведения, составляющие второй ряд личностных свойств. Высшим интегрированным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств является характер человека, с одной стороны, склонности — с другой. Основная форма развития личностных свойств человека — жизненный путь человека в обществе, его социальная биография6.

Сочетание в человеке свойств субъекта труда, общения и познания определяет организацию человека как субъекта деятельности и личности.

По словам Б. Г. Ананьева, человек как субъект трудовой деятельности обладает определенными потенциалами — трудоспособностью и работоспособностью, специальными способностями, активностью в форме ценностных ориентаций, мотивов, наконец, сформированным в самой деятельности практическим опытом с различными степенями обобщенности. Другие формы человеческой деятельности, по Б. Г. Ананьеву,— общение и познание, коммуникация и теоретическая деятельность, многообразие межличностных внутригрупповых и межгрупповых взаимосвязей; эти формы заключаются в привязанностях и консолидациях, в духовной общности людей, в умственной активности, в постоянном образовании и самообразовании, в культурных запросах, в мыслительных поисках в самом процессе труда, в рационализаторстве и т. д.

Высшей интеграцией субъектных свойств является творчество, а наиболее обобщенными эффектами (а вместе с тем потенциалами) — способности и талант7.

Б. Г. Ананьев писал о необходимости комплексного изучения человека; по его словам, программа такого изучения, конечно, чрезвычайно зависит от числа научных дисциплин и возможного объема исследуемых характеристик человека. Однако три главных раздела программы так или иначе представлены в таком комплексе, и связи между ними имеют решающее значение. К этим разделам относятся:

1) основные факторы и условия, детерминирующие человеческое развитие (от социально-экономических, политико-правовых, идеологических, педагогических до биотических и абиотических факторов среды обитания);

2) основные характеристики самого человеческого развития, его внутренние закономерности, механизмы и фазы эволюции, стабилизации и инволюции;

3) основные компоненты целостной структуры человека, складывающейся в процессе этого развития, взаимосвязь между этими компонентами, определяющая любую реакцию личности на те или иные внешние воздействия. Сквозными для всех трех разделов программы могут считаться параметры деятельности человека — практической и теоретической.

«Поэтому комплексное изучение деятельности человека, факторов и условий, определяющих ее продуктивность, успешность, зависимость от развития и влияние на развитие, влияние на структурообразование человека и зависимость от личности, мотивации и потенциалов человека, имеет главное значение для выполнения всей программы в целом»8.

В 1960-х гг. под руководством Ананьева проводились исследования взрослых по обширной программе — характеристика сенсорного, перцептивного развития, внимания, логических и мнемических функций и нейродинамики9. В настоящее время в продолжение трудов Ананьева и его сотрудников на факультете психологии проводятся обширные комплексные исследования студентов10.

В нашем исследовании творческого становления личности были рассмотрены основные факторы и условия, детерминирующие человеческое развитие — социальные (страты), педагогические; некоторые характеристики самого человеческого развития, в том числе фазы эволюции; основные компоненты целостной структуры человека, складывающейся в процессе развития; взаимосвязь между этими компонентами. Использовался комплекс методик как по изучению личности (опросник Кетелла, авторская методика ценностных ориентаций на десятилетнюю перспективу, авторская анкета на потребности в одобрении в различных сферах жизни, методика М. Рокича), так и по изучению профессионального и личностного становления (опросник «Личностный анализ работы» А. Юровского в нашей модификации, биографическая анкета на изучение творческого становления, методика «Досуг», анализ профессиональных результатов).

Обнаружены, в частности, взаимосвязи между ценностями и мотивами, личностными свойствами. Ценность «творчество» (по методике М. Рокича) значимо коррелирует с мечтательностью (фактор «М»), абстрактностью мышления («В»), имеет отрицательную связь с социальной смелостью (фактор «Н»). В то же время, на сохранность высоких притязаний в области творческих достижений на 10-летнюю перспективу (по авторской методике ЦО) оказывают влияние такие черты, как доминантность личности и спокойная адекватность (нетревожность). Ценностная ориентация на творчество связана также с ценностью «интересная работа» и с индексом «Рабочая мотивация» (по

А. Юровскому). Можно резюмировать, что творческой направленности в зрелом возрасте соответствуют и помогают ее поддержанию высокие интеллектуальные возможности, уверенность и доминантность, но в то же время способность тонко чувствовать и несколько приподниматься над повседневностью в своих интересах.

С другой стороны, ориентация на семью входит в комплекс корреляционной плеяды с семейно-досуговыми ценностями (свободное время, друзья), что не исключает сочетания их с вовлеченностью в профессиональную сферу. Эти взаимосвязанные между собой ценности носят оттенок нормативности, общепризнанности (значимые корреляции с ценностями «ответственность», «интересная работа», «материально обеспеченная жизнь», с личностными чертами: «зависимость от группы», «реализм»).

Результаты исследования выявили взаимосвязь ценностных ориентаций на творчество, с одной стороны, и на семью — с другой, с различными, иногда противоположными личностными чертами («реализм — мечтательность», «конкретность — абстрактность мышления»). Люди, чьей доминирующей ценностью является творчество, оказываются по личностным чертам более способными к абстрактному мышлению и с более отвлеченными интересами в жизни. Опрошенные, у которых среди ведущих ценностей находится семья, обладают более конкретным мышлением и более реалистичны, «твердо стоят на земле».

Обнаружено также, что ориентации на семью и на творчество проявляются в направлении активности и продуктивности личности в этих сферах жизнедеятельности. Это означает, что те, у кого среди ценностных ориентаций доминировало творчество, по данным исследования, и в жизни проявляли большую творческую активность и продуктивность (в данной выборке — в области создания проектов зданий и осуществления их в строительстве). У этих людей и свободное время было подчинено творческим интересам (профессиональным и полупрофессиональным — например, изобразительному искусству). Семья же и даже любовь и у женщин, и у мужчин творческой направленности оказываются несколько «оттесненными» в структуре ценностной иерархии. В результате оказывается, что нередко вся их жизнь выстраивается в соответствии с доминирующими ценностями11. Когда-то Ла Пьера интересовал вопрос о регулирующей роли установок по отношению к поведению личности12. По данным нашего исследования, можно ответить на этот вопрос положительно. Человек строит свою жизнь в соответствии с теми ценностями, на которые он ориентируется. Это проявляется и у тех людей, которые ориентируются в большей степени на работу, и у тех, кто нацелен на познание, и у тех, чья ведущая ценность — семья и все, что с ней связано.

Проведенное нами небольшое лонгитюдинальное исследование на отрезке жизненного пути «ранняя взрослость — средняя взрослость» (по классификации Д. В. Бромлея) показало высокую индивидуальную сохранность как ведущих ценностей опрошенных — интересной работы, творчества, семьи, уважения коллег, так и отвергаемых ценностей — общественной работы, спортивных достижений. К примеру, те, кто больше ценили повышение образования, спустя 10 лет вновь в значительной степени ориентировались на эти цели на следующую временную перспективу (г = 0,8), эта же тенденция проявилась и в отношении ориентации на руководящую должность и других ценностей. Девушки, нацеленные на карьеру в ранней молодости, через десять лет (в 30-31 год) также отдавали предпочтение творчеству, которое оттесняло семью и любовь (данные по методике Рокича, которая отражает сиюминутные «ценности-цели»). Однако на следующую десятилетнюю перспективу ценность счастливой семейной жизни у них становится более актуальной.

За десятилетний промежуток времени ценность семьи в среднем превысила ценности работы и других как по лонгитюдинальной выборке (составившей 44 человека), так и на массиве двух «поперечных срезов» (100 студентов и 100 архитекторов 3035 лет). В то же время, эти ценности сохраняли свои высокие значения. Обнаружена большая реалистичность притязаний, выраженная в избегании крайних оценок (максимальных баллов), характерных для тех же испытуемых в студенческие годы. Несколько повысилось, но вместе с тем сохранило индивидуальную стабильность у различных

испытуемых (при р > 0,95) стремление работать на руководящей должности и иметь много свободного времени (до средних оценок).

Важно отметить, что сходные данные (о росте реалистичности в первые годы работы) получены Левинсоном13 на небольшой выборке американцев (40 мужчин). В другом американском исследовании управленцев низшего звена (422 молодых мужчин) было показано, что спустя 7 лет после начала карьеры их ожидания стали более реалистичными14.

Среди характеристик самого человеческого развития рассмотрены такие факторы, как семья и особенности семейного воспитания (на основе данных биографического метода), факторы творческого становления личности в ранней зрелости — референтные группы для творческой деятельности во время обучения в вузе: преподаватели, влияние профессиональных авторитетов мировой архитектуры, а также факторы профессионального становления в период средней взрослости — возможность профессиональной самореализации, условия труда, взаимоотношения в коллективах.

Б. Г. Ананьев писал о важности использования биографического метода, который он определял как собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т. д.), в то же время он отмечал, что «пока отсутствуют разработанная методика и техника составления коллекций документов и материалов, критериев оценки различных компонентов биографии и определения типов жизненного пути»15.

В. Н. Мясищев и А.Г. Ковалев отмечали, что «исследование истории развития личности неразрывно связано с биографией (иногда говорят о психографии или психобиографии) — исследование возникновения и проявления способностей в истории жизни исследуемого лица»16. Изучению жизненного пути с помощью биографического метода были посвящены работы Н. А. Рыбникова (изучение автобиографий рабочих в 19201930-х гг.)17. П. М. Якобсон и М. С. Лебединский собрали материал по творческим автобиографиям изобретателей18, В. С. Кузин — материалы по биографическим данным русских художников19. Биографическому методу в психологии и смежных науках было посвящено диссертационное исследование Н. А. Логиновой20, биографическому методу в сочетании с контент-анализом — статья Н. А. Логиновой и В. Е. Семенова21, Б. С. Мей-лах рассматривал биографический метод как методологическую проблему22.

В. Штерн предложил психобиографию как синтетическую характеристику для построения целостной картины человека. Психография, по мнению Б. Г. Ананьева — часть биографии. «Чаще использовали биографический метод для исследования умерших. Но психобиография включает экспериментальные данные и наблюдения. Это апофеоз психологического исследования. Это психология личности данного человека. Это — триумф всего. На экспериментальной основе невозможно построить теорию индивидуальности»23. Л. А. Рудкевичем с помощью биографического метода проведен анализ возрастной динамики творческой продуктивности24. С. И. Розумом разработана и апробирована подробная психобиографическая анкета25. Автором данной статьи разработана биографическая анкета, включающая вопросы, касающиеся жизненного пути и творческого становления личности, начиная с раннего детства и заканчивая периодом творческой и профессиональной зрелости личности26.

Б. Г. Ананьев отмечал, что во всех учениях о личности не избежать типологии. Дело не в том, замечал он, чтобы свести все многообразие к типам, но это переходная форма абстракции, чтобы потом осуществить строго индивидуализированные исследования, прогнозировать свой жизненный путь. Типология жизненного пути необходима — это история деятельности человека, которая измеряется по его продуктивности, по материалу результата27.

Нами была разработана типология направленности личности, проявлявшейся в интересах и активности человека (с использованием кластерного анализа), а затем проанализированы отличия различных типов личности, различавшихся как направлением активности, так и особенностями жизненного пути. Учитывался гендерный фактор — анализ производился отдельно на мужской и женской выборках (соответственно, 105 и 142 человека).

Типы жизненного пути и направленности имеют у мужчин и женщин как сходство, так и различия. У мужчин определенно выделился «созерцательный тип», для которого были характерны: ведущее значение ценностей-целей познания, равенства и творчества, а из личностных свойств — сизотимия, настороженность, самодостаточность. В семейном воспитании обычно наблюдалось сильное влияние матери (в основном, с гуманитарным образованием), родители занимали своих детей различными видами дополнительного образования в различных кружках, спецшколах с 5-6 лет. В выборе профессии матери также участвовали советами при малой активности самих опрошенных. На протяжении жизненного пути эта пассивность «созерцателей» проявлялась и во время обучения в вузе, и в дальнейшей деятельности в форме малой профессиональной мобильности, выборе видов деятельности, связанных с наукой, дальнейшим образованием, и избеганием видов деятельности, связанных с ответственной работой — в строительстве и т. д. В 33-40 лет «созерцатели» имели, как правило, немного профессиональных достижений (проектов, построенных зданий), опрос по методике «Личностный анализ работы» выявил у них слабую степень удовлетворенности условиями своей работы — заработком, малой перспективой роста, при этом они не пытались искать другую работу. Среди женщин также существует созерцательный (познавательный) тип направленности и жизненного пути, немногочисленные представительницы которого отличаются более самостоятельным выбором, меньшим влиянием семьи на профессиональное развитие, чем мужчины-созерцатели, но также малой активностью, покорным исполнительством на работе, которая во многом их не устраивает28.

Типы творческий и «трудоголиков» сходны своей активной позицией и высокими достижениями в профессиональной деятельности; у первого из них творчество превалирует и как ценность (с отвержением семьи), и на протяжении жизненного пути; среди ведущих ценностей также общественное признание, среди личностных свойств — эмоциональная стабильность и мягкость, утонченность. Родительская семья представителей творческого типа способствовала развитию различных способностей ребенка, предоставляя ему свободу выбора, при этом само число направлений дополнительного развития было невелико — например, рисование и спорт. Выбор профессии осуществлялся ими самостоятельно путем перебора нескольких альтернатив. При этом большая часть представителей творческого типа — второе или даже третье поколение одной профессии (в нашем случае — архитекторов, художников, скульпторов). При неблагоприятных условиях труда в своей организации «творцы» использовали другие пути — участие и победы в профессиональных конкурсах, частное строительство в свободное время.

У женщин выявлен очень сходный тип личности, почти не отличающийся числом побед в творческих конкурсах. Выбор профессии был даже более самостоятельным, чем у мужчин творческого типа, вероятно, под влиянием модели поведения очень увлеченных своей профессией матерей.

Представители типа жизненного пути с направленностью на работу — первое поколение в своей профессии, дети из семей различных профессиональных слоев: инженеров, рабочих, военных. В их семьях родительское влияние заключалось в занятиях с детьми тем, что интересовало самих родителей — спортом, путешествиями, фотографией;

дети шли непроторенным путем с более поздним профессиональным стартом (после армии). Ведущие ценности — интересная работа, равенство; личностные черты — высокая обучаемость, ответственность. «Трудоголики» отличались успешностью деятельности по месту своей основной работы, общественной активностью. На женской выборке сходного типа личности не выявлено, зато обнаружено два «семейных» типа личности, несколько отличающихся по структуре ценностей, для которых характерно решение дилеммы «работа — семья» в пользу семьи как в ценностных ориентациях, так и в особенностях жизненного пути. Интересно, что женщины «семейного типа» жизненного пути часто являются вторым поколением в своей профессии, им не надо было «прокладывать себе дорогу».

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что у большинства женщин, избравших в юности творческую профессию, в зрелом возрасте (30-36 лет) преобладает семейная направленность (вместе с гармоническим типом — почти две трети архитекторов-женщин) при достаточно высоком значении творчества. Однако даже при доминировании направленности на семью у женщин, ориентированных в юности на творческую профессию, творческая активность не подавляется, а реализуется в смежной области (научной деятельности, преподавании детям, проектировании интерьеров). Эти направления более близки женщинам, чем объемное проектирование (т. е. проектирование жилых и общественных зданий). Происходит временное снижение профессиональной активности женщин, значительная часть времени и энергии посвящается семье (характерна семья с двумя детьми).

У творческих женщин с наиболее выраженной ориентацией на творчество происходит оттеснение ценности семьи и любви относительно настоящего времени и в 20, и в 30 лет, что сказывается и в построении ими личной жизни. Между тем, в 10-летней временной перспективе счастливая семейная жизнь приобретает значительную роль. У мужчин той же специальности в большей степени выражена профессиональная направленность интересов и активности.

На мужской выборке выделены также «гармонический тип», очень разнообразный по своему становлению и особенностям, и «гедонистический тип» с ведущими ценностями свободы, удовольствий и материального достатка. «Гедонисты» часто оказывались детьми из семей художников, это второе-третье поколение в своей профессии, выбор которой был несколько вынужденным, профессиональные достижения и удовлетворенность работой средняя. Этот тип жизненного пути несколько близок одному из женских «семейных» типов личности, для которого также характерна высокая роль свободы и повтор профессии родительского профессионального пути

Таким образом, можно сделать вывод о существовании достаточно стойкого единства жизненных целей, направленности активности и жизненного пути личности. Обнаружены как гендерные различия, так и общечеловеческое единство в ценностях, направленности личности и жизненном пути представителей сходной профессиональной группы.

1 Логинова Н. А. Жизненный путь в трудах Б. Г. Ананьева. СПб., 2005.

2 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968; Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968.

3 Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

4 Кузнецова Ю. С. Вклад Б. Г. Ананьева в психологию жизненного пути личности // Ананьевские чтения — 2006. Материалы науч.-практ. конф. СПб., 2006. С. 636-638.

5 Логинова Н. А. Жизненный путь в трудах Б. Г. Ананьева. СПб., 2005.

6 Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

7 Там же. С. 209-211.

8 Там же. С. 320.

9 Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968.

10 Гришина Н. В., Мирошников С. А., Погребицкая В. Е., Чесноков В. Б. Материалы лонгитюдного исследования. Индивидуальность: развитие и стиль жизни // Ананьевские чтения — 2006. Материалы науч.-практ. конф. СПб., 2006. С. 636-638, 651-666.

11 Андреева Т. В. Психология современной семьи. СПб., 2005.

12 La Piere R. T Attitude versus action // Attitude theory and measurement / Ed. by M. Fishbein. New York, 1967.

13 Levinson D. Season of a mans life. New York, 1978.

14 Bray D. W, Howard A. The AT&T longitudinal studies of managers // Longitudinal studies of adult development / Ed. by K. W. Schaie. New York, 1983.

15 Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. C. 310.

16 Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. СПб., 1960. T. II. Способности.

17 Рыбников Н. А. Биографии и их изучение. М., 1920; Рыбников Н. А. Юношеские дневники и их изучение // Психология. 1928; Рыбников Н. А. Психология и изучение биографий // Психология. 1929.

18 Якобсон П. М. Процесс творческой работы изобретателя. М., 1930.

19 Кузин В. С. Психология: учебник. М., 1974.

20 Логинова Н. А. Биографический метод в психологии и смежных науках: Дисс. ... канд. психол. наук. Л., 1975.

21 Логинова Н. А., Семенов В. Е. Биографический метод и контент-анализ // Методологические и методические проблемы контент-анализа. М.; Л., 1973. Вып. II.

22 Мейлах Б. С. Биография как методологическая проблема // Человек науки. М., 1974.

23 Stern W Anfange der Reifezeit Ein Knabentagebuch. Zeipzig, 1925; Логинова НА. Опыт человеческого знания. СПб., 2005. С. 298.

24 Рудкевич Л. А. Возрастная динамика творческой продуктивности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук Л., 1975.

25 Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб., 2006.

26 Андреева Т. В. Социально-психологические факторы формирования направленности интересов личности в процессе творческого становления: Дисс. ... канд. психол. наук. Л., 1989; 28. Андреева Т. В. Биографический метод в исследовании творческого становления личности // Психология: итоги и перспективы (30 лет факультету психологии СПбГУ). СПб., 1996. Вып. 2. Ч. 2.

27 Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

28 Андреева Т. В. Семейная психология: Учебн. пос. СПб., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.