Научная статья на тему 'Идеалы олимпизма как основа воспитательной системы юношеского спорта'

Идеалы олимпизма как основа воспитательной системы юношеского спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИЗМ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОЛИМПИЗМА / ОЛИМПИЙСКИЕ ИДЕИ ПЬЕРА ДЕ КУБЕРТЕНА / СОВРЕМЕННОЕ ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бацина О. Н., Мухамитянов Ф. Д., Батакова Н. В.

Рассматривая проблемную ситуацию с внедрением олимпийских идеалов и ценностей в реальное поведение юных спортсменов, авторы выделяют возможные причины данного положения: отсутствие условий для полноценного формирования ценностей олимпийской культуры в дополнительном образовании спортивной направленности; отсутствие раздела «Воспитательная работа» в федеральных государственных требованиях; отсутствие мотивационных стимулов в деятельности тренера по всестороннему развитию личности юного спортсмена. Анализируя противоречия между реальной ориентацией участников олимпийского движения на прагматические ценности и гуманистическими идеалами и ценностями, которые провозглашает олимпийская философия, авторы предлагают ряд мер для изменения ситуации, связанных с внесением изменений в нормативные документы, определяющие деятельность ДЮСШ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеалы олимпизма как основа воспитательной системы юношеского спорта»

ИДЕАЛЫ ОЛИМПИЗМА КАК ОСНОВА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

УДК/UDC 796.092

Поступила в редакцию 22.01.2015 г.

Кандидат педагогических наук, доцент О.Н. Бацина1 Кандидат педагогических наук, доцент Ф.Д. Мухамитянов1 Кандидат педагогических наук Н.В. Батакова1

1 Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский

OLYMPIC IDEALS AS THE BASIS OF YOUTH SPORT TRAINING SYSTEM

Associate professor, Ph.D. O.N. Batsina1 Associate professor, Ph.D. F.D. Mukhamityanov1 Ph.D. N.V. Batakova1

1 Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky

Информация для связи с автором: [email protected]

Аннотация

Рассматривая проблемную ситуацию с внедрением олимпийских идеалов и ценностей в реальное поведение юных спортсменов, авторы выделяют возможные причины данного положения: отсутствие условий для полноценного формирования ценностей олимпийской культуры в дополнительном образовании спортивной направленности; отсутствие раздела «Воспитательная работа» в федеральных государственных требованиях; отсутствие мотивационных стимулов в деятельности тренера по всестороннему развитию личности юного спортсмена. Анализируя противоречия между реальной ориентацией участников олимпийского движения на прагматические ценности и гуманистическими идеалами и ценностями, которые провозглашает олимпийская философия, авторы предлагают ряд мер для изменения ситуации, связанных с внесением изменений в нормативные документы, определяющие деятельность ДЮСШ.

Ключевые слова: олимпизм, педагогическая концепция олимпизма, олимпийские идеи Пьера де Кубертена, современное олимпийское движение, олимпийское образование в юношеском спорте.

Annotation

Considering the problem situation with the introduction of Olympic ideals and values into the actual behavior of young athletes, the authors identify the possible causes of this situation including: the lack of conditions for the full-value formation of the values of Olympic culture in the sports post-secondary training; the lack of the section "Tutorial work" in the federal state requirements; the lack of motivational incentives for coaching related with the comprehensive development of the personality of a young athlete. Analyzing the contradictions between the real orientation of the participants of the Olympic movement to the pragmatic values and humanistic ideals and values, which are proclaimed in the Olympic philosophy, the authors suggest particular measures to change the situations related to changes made in the regulations that define the activity of specialized children's and youth sports schools of Olympic reserve.

Keywords: Olympism, educational concept of Olympism, Olympic ideas of Pierre de Coubertin, modern Olympic movement, Olympic education in youth sport.

Введение. В последние годы увеличивается количество исследований, посвященных педагогическому аспекту олимпизма - олимпийскому образованию и воспитанию, среди которых можно отметить работы В. И. Столярова, Л. И. Лубы-шевой, И. В. Баринова, А. Томенко, Н. Ермака, Ю. М. Чернец-кого, Е. В. Дивинской и др.

Цель исследования - анализ причин низкого потенциала юношеского спорта и разработка педагогических рекомендаций для повышения эффективности воспитательной работы с юными спортсменами на основе олимпийского образования.

Методология исследования. Понятие «олимпизм» как педагогическая концепция впервые была представлена широкой публике в 1892 г на лекции в Сорбонне, посвященной пятилетней годовщине создания Французского легкоатлетического союза [4]. В развитии олимпизма и олимпийского движения в России существует ряд вопросов, требующих обсуждения.

Почему олимпизм изначально в большей степени представлял собой педагогическую концепцию использования спорта? Нам представляется, что в первую очередь это связано с личностью Пьера де Кубертена и той

«жизненной доминантой», которой он себя посвятил. Его увлечение историей и философией Древней Греции, идеями Т. Арнольда определило приверженность принципам гуманизма в поиске того идеала человеческого совершенства, на который должна ориентироваться новая система образования и воспитания человека.

В 1880-х гг. во Франции разгорелась острая борьба между двумя подходами к совершенствованию системы школьного физического воспитания со стороны Союза обществ физического воспитания и военной подготовки с военизированной физической подготовкой и Национальной лиги физического воспитания, в последующем Комитета по пропаганде физического воспитания, ведущей идеей которого являлась «спортизация» системы физического воспитания, сумевшего доказать, что перестроить систему физического воспитания нельзя в отрыве от развития спортивной деятельности. Однако, чтобы спорт мог выполнять свою воспитательную функцию, его, по мнению Кубертена, необходимо было облагородить [3]. Обмен мнениями со спортивной общественностью разных стран подтвердил, что одним из главных препятствий на пути распространения спорта являются замкнутость национальных систем физического воспитания и националь-

ные предрассудки. Большая заслуга Кубертена - выход идей олимпизма за пределы узконациональной системы физического воспитания Франции.

В чем заключаются основные идеи педагогической концепции олимпизма Кубертена? В. И. Столяров отмечает неопределенность и неоднозначность трактовки олимпизма и его идеалов, обилие терминов и многозначность их разъяснения [5]. В связи с этим понимание идеи педагогической концепции олимпизма Кубертена представляется нам в виде небольших тезисов:

1. Общественный прогресс есть движение к гуманизму через воспитание - «обновление человечества через воспитание». Важным средством воспитания является спорт.

2. Олимпийские игры и олимпийское движение есть форма, которая может решить задачи построения лучшего мира через воспитание молодежи средствами спорта.

3. В спортивной деятельности выделяются стороны: внешняя (конкуренция, соперничество, стремление к повышению своего статуса) и внутренняя (совершенствование себя). Результат соревнований стимулирует спортсмена к совершенствованию различных сторон спортивной подготовленности, базирующихся на сопряженных с ними психических познавательных процессах, волевых и личностных качествах.

4. Влияние спорта на личность человека амбивалентно и зависит от того, на какой стороне спортивной деятельности акцентирует свое внимание общество, спортивное сообщество, спортсмен и его наставник. «Спорт, - писал Ку-бертен, - может возбуждать самые благородные и самые низменные страсти. Он может вызвать как бескорыстие и честность, так и корыстолюбие; может быть рыцарским и продажным, гуманным и жестоким».

5. Позитивное воздействие спортивной деятельности наличность спортсмена возможно при наличии ряда условий:

- во-первых, наличие и реализация гуманистической модели спорта. Развивая идею совершенствования идеального, гармонично развитого человека, Кубертен и пришел к мысли о возрождении Олимпийских игр и олимпийского движения, участники и организаторы которого ставят своей основной целью использование спорта в целях гуманистического воспитания и совершенствования личности. «В олим-пизме, - писал Кубертен, - словно в пучке солнечных лучей, собраны все те принципы, которые способствуют совершенству человека».

«Главное не победа, а участие. Велика победа, но более велико благородное соревнование». Этот принцип содержит одну из главных идей олимпизма: целью спорта следует считать не победу над соперником, а победу над собой, выраженную в продвижении к совершенству. Каждый шаг к совершенству - это улучшение соревновательного достижения, и именно в этом подлинная победа, победа над собой прежде всего. Соревнование, особенно с сильным соперником, - сильнейший стимул для мобилизации способностей и наиболее полного их проявления. Стремления соперников проявить свои способности в благородном соревновании друг с другом взаимно стимулируют их на продвижение к совершенству. Великое мастерство защиты одного спортсмена (команды) стимулирует проявление великого мастерства атаки его соперником. И этот процесс цикличен, и каждый цикл поднимает мастерство соревнующихся на новый, более высокий, уровень, реализуя стремление спортсменов и воплощая смысл, вложенный Кубертеном в понятие «олим-пизм» [1];

- во-вторых, гуманистическая модель спорта предполагает наличие идеала спортсмена с гуманистическими ценностями, на который ориентируются занимающиеся. Основной

ценностью спортсмена выступает гармоничное развитие телесности и духовности. Наиболее емко это сформулировано в словах Кубертена «Возвышенный дух в развитом теле», которыми он характеризовал идеальную личность спортсмена [2]. Активные занятия спортом и высокие достижения в спорте не должны приводить к одностороннему, уродливому развитию человеческой личности. Олимпиец, олимпийский атлет должен гармонично сочетать физическое совершенство с высокой духовной культурой.

Каковы соотношения идей Кубертена и реальности современного олимпийского движения? В. И. Столяров отмечает, что в работе по разъяснению и пропаганде идеалов олимпизма все более явно обнаруживается противоречие между реальной ориентацией участников олимпийского движения на прагматические ценности и теми гуманистическими идеалами и ценностями, которые провозглашает олимпийская философия [5].

В современном олимпийском сознании, с точки зрения

A. Г. Егорова, прагматическое и романтическое направления являются культурными оппозициями, определяющими духовную динамику олимпийского движения [2]. Для романтиков современный спорт переживает глубокий кризис (аморализм, технократизм, допинги, субкультурный изоляционизм, коммерция, насилие), а отсюда скептический взгляд на спорт и радикальные проекты по его преобразованию (интеграция с искусством, отказ от соперничества и рекордизма). Для прагматика такого кризиса в спорте нет: как сфера шоу-бизнеса спорт процветает, обеспечивая ни с чем не сравнимую зрелищность, экономическая эффективность спорта налицо, ибо она является барометром неразрывного единства спонсорства и рекламы, наконец, нет видимых признаков снижения социального престижа спорта и соответствующего статуса спортсмена. Проблема соотношения гуманизма и технократизма в спорте разрешается пока таким образом, что технократизм, где самоцелью является достижение спортивного результата любой ценой, безусловно, преобладает.

Разрешается ли данное противоречие через развитие олимпийского образования? Одним из направлений решения этой проблемы является «пропаганда олимпийского духа». Для реализации этой задачи в 1961 г. создана Международная олимпийская академия при МОК, ответственная за реализацию образовательных и воспитательных задач олимпийского движения. Олимпийское образование начинает развиваться в ряде стран с середины 70-х гг. XX в. под эгидой национальных олимпийских комитетов и академий. В России с конца 1980-х В. И. Столяров, В. В. Столбов,

B. С. Родиченко, И. В. Баринова, Ю. А. Прокопчук, В. И. Са-мусенкова, О. И. Самусенков, Н. В. Печерский, А. А. Сучилин, Г. Ф. Петлеванный, А. А. Исаев, Г. М. Поликарпова, К. Н. Ефре-менков и другие авторы разрабатывают научно-методические основы олимпийского образования. Все авторы указывают на значимость и необходимость гуманизации воспитательной деятельности, обращают внимание на гуманистический характер идей олимпизма, который не только по своей социальной природе, но и по целевым установкам выступает серьезным фактором всестороннего развития человека. Учёные и специалисты предлагают различные варианты систем олимпийского образования и воспитания, признавая объективную необходимость решения первоочередных педагогических задач.

В. И. Столяров, подчеркивая значимость олимпийского образования, особенно детей и молодежи, отмечает, что наибольшее значение имеет не повышение уровня олимпийских знаний и даже не декларативно провозглашаемая ориента-

№ 4 • 2015 Апрель | Дрп!

http://www.teoriya.ru

57

ция на идеалы и ценности олимпизма, а формирование реального поведения, образа (стиля) жизни, соответствующего этим идеалам и ценностям [5].

Результаты исследования и их обсуждение. Однако ситуация с внедрением олимпийских идеалов и ценностей в реальное поведение юных спортсменов вызывает озабоченность.

Нам видится несколько причин данного положения:

- во-первых, анализ воспитательных систем ДЮСШ показывает, что если олимпийское образование достойно представлено в системе общего образования, то в дополнительном образовании спортивной направленности оно реализуется очень слабо. Необходимость обеспечить своим воспитанникам высокие спортивные результаты приводит к тому, что тренер в своей деятельности, в частности при попытках формирования и развития мотиваци-онной сферы спортсмена, нередко идет по пути, где олимпийские идеалы остаются без внимания и как следствие обесцениваются;

- во-вторых, вызывает беспокойство то, что в содержании учебных программ спортивных школ в связи с принятием Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных пред-профессиональных программ в области физической культуры не уделяется должного места воспитательной работе;

- в-третьих, в деятельности тренера отсутствуют моти-вационные стимулы по всестороннему развитию личности спортсмена, так как уровень заработной платы зачастую определяется спортивными результатами воспитанников.

Вывод. Для усиления воспитательной работы в юношеском спорте следует использовать основные положения олимпийского образования:

• обеспечить условия, содействующие воспитанию спортивно-гуманистической культуры личности, формированию позитивного отношения, включению в деятельность по усвоению и развитию связанных со спортом гуманистических идеалов и ценностей;

• направить деятельность спортивных педагогов на обеспечение и наполнение содержания воспитательной работы по формированию:

когнитивного компонента - сформированности знаний об идеалах и ценностях гуманизма, Олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях и задачах);

эмоционального компонента - сформированости соответствующей системы чувств и эмоциональных реакций (например, чувства социальной ответственности за реализацию в спорте и посредством спорта олимпийских идеалов и ценностей);

поведенческого компонента - реализации олимпийских идеалов и ценностей в поведении в спорте;

• усилить работу по разъяснению и формированию поведения юных спортсменов, ориентированного на соблюдение принципов Фэйр плэй;

• создать условия для гуманистического всестороннего развития личности юного спортсмена.

Литература

1. Баринов С.Ю. Олимпийское образование в процессе воспитания спортивно-гуманистической культуры личности / С.Ю. Баринов // Уч. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург. - 2010.

- № 8 (66).- С.7-13.

2. Егоров А.Г. Многообразие олимпизма и динамика олимпийского образования / А.Г. Егоров, К.Н. Ефременков, Г.Ф. Петлеванный // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - № 9. - С. 25-42.

3. Королев Р.И. Интерпретации идеала «совершенного» человека в концепциях современного олимпизма: автореф. дис. ... канд. культурологии / Р.И. Королев. - М., 2009. - 25 с.

4. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун.

- М.: Радуга, 1982. - 399 c.

5. Столяров В.И. Место принципов «Фэйр плэй» в концепции олимпизма и системе олимпийского образования / В.И. Столяров, С.Ю. Баринов // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997.

- Вып. 6. - С. 254-278.

References

1. Barinov, S.Yu. Olimpiyskoe obrazovanie v protsesse vospitaniya sportivno-gumanisticheskoy kul'tury lichnosti (Olympic education for training of sports and humanistic personal culture) / S.Yu. Barinov // Uch. zap. un-ta im. P.F. Lesgafta. - St. Peterburg. - 2010. - № 8 (66).

- P.7-13.

2. Egorov, A.G. Mnogoobrazie olimpizma i dinamika olimpiyskogo obrazovaniya (Olympic diversity and dynamics of Olympic education) / A.G. Egorov, K.N. Efremenkov, G.F. Petlevanny // Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kul'tury. - 2000. - № 9. - P. 25-42.

3. Korolev R.I. Interpretatsii ideala «<sovershennogo» cheloveka v kontseptsiyakh sovremennogo olimpizma: avtoref. dis. ... kand. kulturologii (Interpretation of the ideal of a "perfect" man in the concepts of modern Olympism: abstract of Ph.D. thesis) / R.I. Korolev.

- Moscow, 2009. - 25 P.

4. Kun, L. Vseobshchaya istoriya fizicheskoy kultury i sporta (General History of Physical Culture and Sport) / L. Kun. - Moscow: Raduga, 1982. - 399 P.

5. Stolyarov, V.I. Mesto printsipov «<Fair play» v kontseptsii olimpizma i sisteme olimpiyskogo obrazovaniya (Role of the principles of "Fair Play" in the concept of Olympism and Olympic Education System) / V.I. Stolyarov, S.Yu. Barinov // Sport, dukhovnyie tsennosti, kul'tura. -Moscow, 1997. - Iss. 6. - P. 254-278.

ИНФОРМАЦИЯ

МАГИСТРАТУРА И АСПИРАНТУРА В ФГБОУ ВПО ЧГИФК

В 2013 году Чайковский ГИФК, как и большинство вузов Российской Федерации, осуществил переход на двухуровневую систему: бакалавриат (срок обучения - 4 года) и магистратуру (2 года).

Основным преимуществом магистратуры является приобретение опыта профессиональной и научно-исследовательской деятельности, глубокое понимание практических проблем.

С сентября 2013 года ФГБОУ ВПО ЧГИФК подготовит магистрантов по направлению 49.04.01 - «Физическая культура»; профилю - «Профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта». Магистранты под руководством высококвалифицированных преподавателей проводят самостоятельные исследования в сфере физической культуры и спорта. После окончания магистратуры они могут продолжить обучение в аспирантуре ФГБОУ ВПО ЧГИФК по направлению подготовки 49.06.01 - «Физическая культура и спорт» (уровень подготовки кадров высшей квалификации). Аспирантура - путь для тех, кто хочет посвятить свою деятельность науке. Аспиранты ФГБОУ ВПО ЧГИФК имеют уникальную возможность получения именных стипендий и грантов, они принимают участие в международных форумах и конференциях.

Наличие ученой степени - шанс успешной карьеры для того, кто решил связать свою судьбу с высшим профессиональным физкультурным образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.