Правовая политика государства - стратегия развития правовой системы и правотворческой деятельности, цели которой формулируются на основе защищаемых государством идеалов и ценностей. В современной России эти ценности и идеалы закреплены в Конституции РФ 1993 г., защищающей чуждые традициям российской государственности западные политические и социальные стандарты: индивидуализма, социального атомизма, верховенства частного интереса, частную собственность и т.п.
В современной России идеология государства не отвечает общественным традиционным ценностям, что лишает право легитимности, а следовательно, и применение методаубеждения в государственном управлении делает невозможным. Российское право «пропитано» ценностной иерархией либерального гуманизма, идеями прав человека, их верховенства и приоритетности. Последствия такого навязывания западных ценностей обществу катастрофичны: например, в сфере ювенальной юстиции верховенство и приоритет прав ребенка по отношению к правам родителей и обязанностям ребенка (об обязанностях малолетних несовершеннолетних редко говорят не только законодатели, но и публицисты-правозащитники) ведет к кризису семейной жизни, демографическим и нравственным конфликтам поколений, разрушению традиционной семьи, а в сфере медицины суррогатное материнство, эвтаназия или принудительные аборты разрушают этические нормы врача.
Между тем идеалы, лежащие в основании стратегии правовой политики, выполняют интегративную функцию, объединяя людей, заставляя их забыть на некоторое время или отложить собственную выгоду во имя общего блага. Особенно важным является такое единство в условиях кризисов и катастроф, включая военное время, чрезвычайные положения. Однако не только в случае последних необходимы идеи верховенства общего блага. Любое организованное единство людей предполагает наличие общих целей у членов социальной группы. В противном случае не будет взаимопонимания между людьми, а также будет отсутствовать мотив совместной деятельности.
Государственная идеология, вольно или нет, формирует систему государственного управления. Органы государства имеют юридически закрепленную иерархию, которая основана неизбежно на том или ином идеологическом принципе. Например, либеральная идеология генерирует систему демократического управления, где доминирующей является власть экономических субъектов, крупных игроков рынка, интересы которых лоббируются различными политическими силами. Если государство основано на иной идее развития, то и аппарат государства будет выстроен на иных принципах. Например, идея православного государства предполагает либо монархический принцип самодержавия, либо соборную демократическую организацию.
Основой государственного управления являются управленческие кадры.В государстве без идеала общего блага трудно провести границу между государственной службой и предпринимательской деятельностью или работой в частной организации. Государственная служба предполагает систему духовных ориентиров, необходимых для жертвенного служения общественным интересам.
В конце XX столетия впервые в истории России на смену государственному идеалу пришла программа модернизации, конечная цель которой - построение либо «общества потребления», либо «государства всеобщего благоденствия». Построение общества потребления предлагается в качестве идеала прозападными неолиберальными или радикал-либеральными силами, господствовавшими в России в эпоху ельцинизма и пытающихся вернуться во власть с помощью западных политических технологий, формирование государства всеобщего благоденствия является целью патриотически и прогосударственно настроенных умеренных либералов, пришедших к власти в 2000 гг. и ныне руководящих страной. И те и другие видят в модернизации основной смысл государственного управления на данном этапе развития страны, что делает их проекты государственно-правового развития России практически идентичными, хотя конечные цели все же несколько отличаются. Не вдаваясь в анализ данных отличий, отметим лишь, что общество потребления - проект глобалистский, предполагающий исчезновение национальных границ и государств, второй проект «государство всеобщего благоденствия» - все же проект национально-патриотический, антиглобалистский по своей сути. Однако ни тот, ни другой проекты нельзя рассматривать в качестве цели и смысла государственной деятельности, т.к. сущность государства не может быть связана с достижением некоторой переменной. Ведь понятия благоденствия, благополучия, экономического счастья и проч. весьма различаются в разные эпохи, времена, у разных народов и цивилизаций. Кроме того, есть
некоторые сферы государственной жизни, где экономическое процветание не может служить в качестве причины человеческих действий. Например, в военный период особенно четко проявляется потребность в более высоких смыслах государственного бытия, жизни государства, чем достижение экономического рая, процветания торговли, потребительской корзины, рынка, спроса, предложения, высоких технологий и т.п.
Поэтому любое государство нуждается в мечте, высшей идее, вечных ценностях, ради которых человек может отдать жизнь, как это делают военнослужащие или сотрудники правоохранительных ведомств, пренебрегая неотъемлемым и неприкосновенным правом на жизнь и здоровье. Подобно тому, как человек не может жить без смысла, высшей цели, не превратившись в двуногое животное, государство без объединяющей всех нематериалистической мечты превращается в акционерное общество, могущее расползтись по швам, образованным индивидуальностями, отзывающими свой вклад в случае опасности капиталу. Государственная идея и учение о ней, идеал, к которому стремится государство, - обязательная, неотъемлемая часть механизма государства, его системы управления, столь же естественная и важная, как и армия, полиция, судебная власть, законы. Особенно актуальной идея государства является в России, где всегда человек жил высшими смыслами и ценностями.
Высшие или духовно-нравственные ценности сыграли главную роль в процессе формирования отечественной правовой и политической культуры, определили исторический путь, судьбу российской государственности. Русские мыслители с мировым именем А.И. Кошелев, Ф.М. Достоевский, И.А. Ильин, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, А.Ф. Лосев и мн. др. открыли особую миссию России - служить миру примером верховенства духовных ценностей везде: в политике, культуре, государственной жизни. Духовно-нравственные ценности - это, в первую очередь, смысложизнеобразующие ценности, т.е. те ценности, которые могут лежать в основе самых главных целей человеческой жизни, целей, которые каждый человек призван достигать: любовь к ближнему, любовь к Родине, истина, добро, мир, покой, тишина, красота, чувство долга и совесть. Все материальные ценности - комфорт, здоровье, благополучие, достаток, сытость - только средство для достижения высших ценностей. Однако человек и общество склонны принимать материальные ценности за главное в жизни, что влечет за собой деградацию и гибель. И если современный человек не ограничит потребление высшими ценностями, в ближайшее время мир ждут экологические и прочие катастрофы.
Благо общества, нации и государства можно рассматривать как ценности духовного порядка в том случае, если целью их существования является достижение высших ценностей. В России всегда и нация, и государство были едины в соборном стремлении русского народа к обретению мира и нравственной чистоты.
Соответственно, мир духовных ценностей порождает и цивилизацию духовную, в которой служение ближнему оказывается одной из высших ценностей. Такой цивилизацией является Россия, где традиционно на первом месте стояли добро, красота, любовь. Те народы, которые предпочитают материальные и земные ценности и блага, можно условно отнести к цивилизации комфорта, как, например, государства Западной Европы, где традиционно большую роль играют идеи свободы, правового равенства, материального благополучия. Эту цивилизацию также можно условно назвать цивилизацией потребления.
Расцвет и могущество русского государства происходили всегда в те периоды, когда в народе существовали духовное единство, соборность, скрепленные общей верой, общими ценностями. И, напротив, кризис, смута и революции, особенно большевистский переворот в октябре 1917 г., приходились на те периоды, когда ослабевало или вовсе исчезало духовное единство народа. Поэтому крайне важным в современных условиях видится духовное развитие нашего народа, а не только экономическая или политическая стабильность и безопасность.
В отличие от общества потребления, общество, где главную роль играет мир духовных ценностей, порождает и цивилизацию духовную или цивилизацию служения, в которой служение ближнему оказывается одной из высших ценностей. Такой цивилизацией является Россия, где традиционно на первом месте стояли идеалы сострадания, милосердия, добра, нравственной чистоты и красоты.
Система ценностей русской государственности определяется религиозным смыслом и вечными ценностями православного христианства.
В последние два десятилетия Россия в законодательстве закрепила ценности общества потребления и правового государства, руководствуясь идеей заимствования достижений западной цивилизации, построенной на ценностях материальных, а не духовно-нравственных. Между тем государство на постхристианском Западе претерпевает не лучшие времена: наличие социальных болезней, нищета, бедность, одиночество являются бичом развитых стран. Не случайно в экономически развитых европейских странах так высок процент суицида.
Духовные ценности оказали влияние и на правосознание русского человека. Особенность отечественной правовой культуры заключается в восприятии прав личности не в качестве абсолютной ценности, а в качестве средства для служения обществу.
Большую роль играли в истории русского права совесть и закон. Считалось, что закон служит только для бессовестных, забывших Бога людей. Во многом эта установка следует из следующих евангельских слов: «...Закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для отцеубийц, человекоубийц, для блудников...» (1 Тим. 1, 9).
Именно евангельские ценности способствовали и неприязни русского человека к судебным тяжбам. В отличие от западных народов русский народ не принимал доносы и суды в качестве нормального элемента общественной жизни, следуя таким словам Спасителя: «.мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Матф.У, 25, 26). Таким образом, именно православные христианские идеалы были путеводными в тысячелетней истории Российского государства.
При формировании стратегии правовой политики следует учесть, что базовой ценностью является исторический опыт нашего народа, его беспримерное законопослушание и правосознание. Современные политики и некоторые ангажированные исследователи разрушают эту ценность, убеждая в обратном: якобы русскому народу присущ правовой нигилизм. Однако исторический анализ показывает - русский народ - один из самых реформируемых в последние три столетия, это самый терпеливый народ, который последние триста лет претерпевает бесконечные модернизации и реформы. Все реформы осуществляются через право, поэтому законопослушность русского человека беспримерна, но не бесконечна, как убеждает в этом опыт Октябрьского переворота 1917 г. Мелкие же правонарушения вызваны катастрофическим расхождением нужд народа и «оторванных» от реальной жизни законов. Требуется «расчистить» историю народа от ложных, русофобских взглядов.
Все вышеизложенное заставляет по-новому взглянуть на Конституцию РФ 1993 г. и предложить изменение ее ценностных оснований. Надо быть реалистом и признать, что обсуждение базовых ценностей без юридического сопровождения останется важным элементом дискуссий, но не практики государственного строительства. Поэтому требуется конституционализация базовых ценностей, требуется закрепление их в тексте действующего Основного закона государства. Даже если эти ценности будут вкраплением в признаваемую неявно Конституцией РФ 1993 г. либерально-демократическую идеологию правового государства. Постепенно можно изменить ее на идеологию нравственно-правового государства, построенную на традиционных духовно-нравственных ценностях.
Прежде всего, необходимо защитить ценность традиционной семьи, признав, что семья - основа общества и имеет право на защиту своей целостности и содействие развитию со стороны общества и государства.
Далее, требуется закрепить в качестве базовых ценности государственности, культуры и нравственности, указав, что государство обеспечивает и укрепляет целостность российской культуры и нации посредством защиты традиционных духовно-нравственных ценностей: любви к Родине и семье, служения народу и обществу, трудолюбия, взаимопомощи, сострадания и милосердия.
Еще одним важным элементом будущего государства должны стать ценности «общего блага», интересов общества и государства: собственность обязывает, а пользование ею должно быть
одновременно служением общему благу. Возделывание и использование природных ресурсов на благо общества есть обязанность собственника перед обществом.
Перечисленные выше ценности не являются либеральными. Несмотря на то, что либерально-демократическая государственно-правовая идеология закреплена в Конституции РФ, дальнейшее развитие нашей страны по пути либерального конституционализма требует корректировки, т.к. обеспечение экономической и энергетической безопасности страны предполагает национализацию стратегических ресурсов, неравенство форм собственности, ограниченность частной собственности на природные ресурсы задачами оптимального использования их для государства и др. Идеология государства должна соответствовать вызовам времени, но ориентироваться необходимо на высшие или базовые ценности. При этом следует принимать во внимание, во-первых, реалии современного мира, стоящего на пороге мировой войны за ресурсы и политическое господство; во-вторых, тупиковость спекулятивного капитализма; в-третьих, культурно-исторические особенности развития нашего государства, его самобытности.
Правовая политика России должна учитывать три основные для нашей страны проблемы, спровоцированные либеральным конституционализмом: а) духовно-нравственный кризис общества; б) сложность и нерешенностьэтнического вопроса; в) социальное расслоение, коррупциогенность и несправедливость постсоветского общества. Рецепт решения этих проблем содержится в самобытной модели государственного развития России, «привязанной» к ее истории, традициям, самобытности, уникальному этнокультурному ландшафту и отвечающей требованию гармоничного и мирного сосуществования самых разных народов и национальностей, объединенных общей судьбой, историей, ценностями в рамках единого государства.
Модернизация российской государственности предполагает проведение следующих реформ: 1) юридическое закрепление нравственных ценностей и норм, приоритета общего блага; 2) социализацию экономики и жесткую гарантию социальных прав; 3) построение правовой идеологии на основе общественного, а не индивидуалистического права с гармонией прав и обязанностей, личности и общества; 4) исключение доступа политическим партиям и движениям к органам государственной власти, формирование законодательного органа на основе беспартийных выборов с привлечением опыта системы Советов народных депутатов СССР; 5) упрощение процедур отзыва депутатов избирателями, исключение принципов депутатской неприкосновенности и других демократических преобразований; 6) изменение режима частной собственности с акцентом на социальную полезность, расширение перечня объектов, которые могут находиться исключительно в государственной собственности, в первую очередь, стратегического, социального, экологического и культурно значимого масштаба; 7) государственная защита культурной и религиозной самобытности народов России.
В качестве ценностной системы правовая политика России должна учитывать следующие ориентиры: признание права на духовное и культурное развитие в качестве высшей ценности и основы правопорядка; фиксацию основных обязанностей государства и личности для реализации этого права; построение государственно-частной системы хозяйства, основывающейся на синтезе централизованного и децентрализованного методов правового регулирования хозяйственной деятельности с целью обеспечения социальной справедливости; возрождение духовности, религиозности, культуры.