УДК 371.011 ББК 74.200.5
ИДЕАЛЫ И ЦЕННОСТИ ИСЛАМА В МУСУЛЬМАНСКИХ МАКТАБАХ СРЕДНЕЙ АЗИИ
Файзуллоева Зебунисо Буходировна, преподаватель кафедры методики преподавания гуманитарных наук Согдийского филиала РИПКРО Республики Таджикистан
FOR ВА АРЗИШХ,ОИ ИСЛОМ ДАР МАКТАБ^ОИ МУСУЛМОНИИ ОСИЁИ МИЁНА
IDEALS AND VALUES OF ISLAM AT SCHOOLS OF THE MIDDLE ASIA
Файзуллоева Зебунисо Буходировна омузгори кафедраи методикаи таълими фащои гуманитарии филиали ДТИБКСМ Цумуурии Тоцикистон дар вилояти Сугд
Fayzulloeva Zebuniso Bukhodirovna, lecturer of the department of methods of teaching Humanities under the Sughdian Branch of RIPKRO of Tajikistan Republic, E-mail: [email protected]
Ключевые слова: ценности Ислама, шариат, исламское учение, нравственное развитие, религиозные обязанности, мусульманские мактабы, русско-туземные школы, педагогическое наследие
Статья посвящена анализу основных критериев женского образования в мусульманских школах, нравственных основ исламского вероучения, заложенных в традициях мусульманских народов Средней Азии, значения и приоритета ислама в воспитании молодого поколения. На основе анализа существующих мусульманских женских школ автор затрагивает вопросы обновления образовательной программы данных школ и начала светского образования в Туркестанском крае. Рассматриваются основные вопросы, связанные с духовными потребностями местного населения, и достижения гармоничного развития общества и его членов. На основе исследования содержания образования в женских школах определяется значение исламских ценностей в системе мусульманского образования и возможности использования педагогических основ исламского вероучения в воспитании и образовании молодого поколения в современных условиях.
Вожа^ои калиди: арзишуои Ислом, шариат, таълимоти исломи, рушди маънави, вазифауои дини, мактабуои мусулмони, мактабуои русии тауцой, мероси педагоги
Мацола ба анъанауои дерини халцуои Осиёи Миёна, ки дар меъёруои асосии таълими занон дар мактабуои мусулмони, асосуои маънавии таълимоти исломи, мацом ва арзиши ислом дар тарбияи насли наврас тацассум ёфтаанд, бахшида шудааст. Дар асоси таулили мактабуои мавцуда аз цониби муаллиф масъалауои тацдиди барномаи тадриси дар ин мактабуо ва огози таълимоти дуняви дар кишвари Туркистон мавриди барраси царор гирифтааст. Баъзе масъалауое низ таулил шудаанд, ки барои талаботи маънавии ауолии мауаллии кишварро цонеъ гардонидан ва ташаккули уамацонибаи шуури цамъиятй хизмат кардаанд. Дар асоси таулили мазмуни таълим дар мактабуои занона ауамияти арзишуои исломи дар мацмуи таълими исломи ва имкониятуои истифодаи асосуои педагогии таълимоти исломи дар тарбия ва таълими насли наврас дар замони муосир муйян карда шудааст.
Key words: values of Islam, Sharia, Islamic tenets, moral development, religious duties, Muslim maktabs, Russian-native schools, pedagogical heritage
The article dwells on the analysis beset with the main criteria of female education in Muslim schools, the moral foundations of Islamic religion, laid down in the traditions of the Muslim peoples of Central Asia, the significance and priority of Islam in the education of the younger generation. On the basis of the analysis of existing Muslim women's schools, the author addresses the issues of updating the educational program of these schools and the beginning of secular education in the Turkestan region. The analysis of the main issues related to the spiritual needs of the local population and the achievement of the harmonious development of society and its members is given. Designing on the premise of the study of the content of education in women's schools, the significance of Islamic values in the system of Muslim education and the possibility of using the pedagogical foundations of Islamic faith in the upbringing and education of the younger generation in modern conditions are determined.
Ислам - это религия, призванная направлять мусульман к совершенствованию через воспитание, образование и науку. Исходя из этого поиск знаний ставится в нем как священная обязанность каждого человека. Коран призывает всех верующих читать и совершенствовать свои навыки и умения. Он дарует мудрость каждому, кто этого пожелает. В начальных пяти аятах суры 96 Корана говорится о значении чтения как о начале образовательных навыков: «Читай во имя Аллаха, который сотворил человека» (8, 1153) или в аяте 272 суры 2 Аллах дарует мудрость, кому пожелает, а кому дается мудрость, тому дается великое благо (7, 83).
На протяжении всего периода исламской истории образование всегда носило обязательный характер для мусульман. Трансформируясь через многие столетия, значение исламских ценностей в образовательном процессе вновь обращает на себя внимание ученых-исламоведов, в том числе и в Республике Таджикистан, где 80 % населения составляют мусульмане.
Коран является базисной основой религии, где сконцентрировано богатое духовно-нравственное наследие восточной цивилизации. Исходя из этого мусульмане придавали особое значение обучению детей, развитию их памяти, умственных способностей и физической подготовке. Постепенно эта необходимость становится атрибутом национальных традиций, которые не потеряли своего значения по сей день. Подчеркивая это, Остроумов писал в свое время, что религия в жизни народов Средней Азии, обнимая её разные стороны, является могущественным фактором, и на основе теократии и религиозных кодексов шариата устраивается вся жизнь мусульман (10, 58).
Исследуя вопрос о значении ценностей ислама в жизни народов Средней Азии, нужно подчеркнуть и то, что теория воспитания и образования Корана открыла новое направление в образовании, как исламская педагогика, которая с древнейших времен до наших дней развивается и совершенствуется с требованием времени. Последняя эпоха существования исламского образования и воспитания на примере досоветского периода истории Средней Азии даёт возможность понять суть глубокого значения исламских ценностей, их воспитательного значения в системе образования того времени, где в структуре личности человека особое внимание уделяется значению нравственности, терпимости и развитию морального аспекта. Эти ценности устойчиво держали свое положение в мактабах и медресе Средней Азии, несмотря на реформы в сфере образования и глобальные изменения структуры государства в связи с присоединением Средней Азии к России.
В конце XVIII - начале XIX вв. в Средней Азии учебные центры на таджикском языке находились в больших городах, таких как Самарканд, Бухара, Ура-тюбе, Худжанд, Коканд, Фергана, Хатлон, Гиссар, Канибадам, Шаартус. В этих же городах существовали мужские и женские мактабы (школы), которые также были доступны и в больших сельских поселениях. Обучение в них проводилось в основном на таджикском языке на основе персидской графики.
В системе образования новообразовавшегося Туркестанского края для мужчин все еще существовали мактабы и медресе, которые содержались на средства благотворителей, за счет доходов от вакфа или общества прихожан (6, 173). В них преподавали домулла или имамы мечети. Для девочек существовала отдельная школа, где преподавала учительница (атун, атун-биби). Женские школы существовали в городах и больших селениях, их было очень мало. Обучение в них строилось по программе, аналогичной программе мужской школы. Обычно женскую школу организовывала жена домуллы или имама.
Мактабы, как правило, открывались при мечетях, но иногда состоятельные и хорошо образованные люди открывали их у себя дома. Такие мактабы содержались на средства родителей учащихся. По шариату брать деньги за обучение религиозным предметам не разрешалось, поэтому в таких школах учителя, как правило, занимали какую-либо должность при мечети (должности хатиба, имама, муэдзина). Они содержали свои семьи на вознаграждения, получаемые от различных религиозных мероприятий или за обучение нерелигиозным предметам - каллиграфии и арифметике.
К вопросу об образовании женщин в Средней Азии относились с уважением. В свое время известный своим толерантным отношением к положению женщин в обществе известный меценат, правитель и ученый Мирзо Улугбек велел написать на дверях Кушмадрасы Бухары такие слова: «Поиск знаний является обязанностью для каждого мусульманина и мусульманки» (15, 364).
Женские школы открывались непосредственно в доме атун-биби, на женской половине (9, 232). В женских школах учитель строил свои занятия, основываясь на Коране и законах шариата, рассказывал коранические притчи, приводил поучительные стихи авторитетных
мусульманских поэтов. Наиболее ярко охарактеризовал женские школы С. Айни, который на себе испытал состояние школьного образования в мужской и женской школе (12, 24).
Дети с раннего возраста воспитывались на нравственных постулатах исламской педагогики. Н.П. Остроумов подчеркивал, что мусульманская школа учит учеников скромности и почтительности и что дети-мусульмане умеют вести себя в обществе, достойно держать себя при любых обстоятельствах, сдерживаться при виде соблазнительных лакомств; мактаб не разрушает в детях семейные традиции и, таким образом, не отрывает их от семейной жизни (10, 258).
Порядок поведения учеников в мусульманских мактабах требовал строгой дисциплины и своевременного посещения уроков без опозданий, поэтому ученики являлись на урок строго в назначенное время (4, 126). На такое поведение учащихся повлияло изучение с маленьких лет основ ибадата, т.е. своевременное чтение намаза помогало правильно распределять свое время и строго выполнять требования шариата.
Исходя из этого, главной задачей всех мактабов было изучение религиозных обязанностей мусульман и строгое выполнение предписаний Корана. На второй план выходило изучение литературы и знание стихов ведущих поэтов. Уроки этики, эстетики, в особенности нравственности, тоже были обязательными для каждого. Все мусульманские традиции и обряды строго соблюдались в школах. Таким образом, полный курс обучения в мактабах, в основном, представлял собой изучение арабско-персидского алфавита и основ каллиграфии, арифметики, а затем последовательное чтение традиционных книг: Чоркитаба, Хафтяка, Корана, и произведений поэтов - Хафиза, Бедиля, Саади, Джами, Фузули, Навои и др.
Читая строчки первой познавательной книги мусульманских мактабов «Чор китоб» (Чахор китоб), можно убедиться, насколько она уникальна с точки зрения требований к учащимся в плане воспитания. В первой главе книги ставится вопрос «Что является светом имана (веры)?» и приводится ответ, что «свет имана - это говорить правду, тьма имана - это ложь» (13, 16). Дальше в таком же духе перед учениками ставятся самые важные вопросы духовного и нравственного воспитания, где образование имеет направляющее значение: Маърифат х,осил кун, эй цони падар, То биё'бй аз худои худ хабар... Хрр ки уро маърифат х,осил нашуд, Х,ец ба мацсуди худ восил нашуд (13, 67).
Стремись к познанию, сын мой дорогой, Милость Всевышнего всегда с тобой ... Тот, кто не смог постигнуть знания, Никогда не достигнет цели.
В начале XVIII века такие города, как Бухара и Самарканд, некогда славившиеся своими учеными и их достижениями во всех областях науки, привлекали многих зарубежных исследователей, первыми из которых были русские. Также в поисках лучшей жизни приезжает и мусульманская интеллигенция России. Первые татары и башкиры активно включаются в образовательную программу среднеазиатских мусульман, привнеся татарский язык и татарские идеи о новых методах обучения (3, 13). Идеи о новометодных школах находят поддержку в кругах интеллигенции Средней Азии. С открытием новометодных мусульманских школ в учебную программу включаются не только религиозные предметы, но и преподавание литературы, этики, музыки (2, 47).
Таджикская интеллигенция с большой охотой воспринимает идею о создании новометодных мусульманских школ. Ахмад Дониш, находя такую школу содержательной, отмечает, что она вполне соответствует воспитательным идеалам Ислама (14, 218).
Однако такой подход не устраивал имперскую администрацию. Так как татары распространяли в основном мусульманские обычаи и мусульманскую культуру. Царская администрация же игнорировала вообще все мусульманские учреждения, не учитывала или не хотела принимать во внимание огромное влияние и роль этих учреждений в духовной жизни мусульман новообразовавшего Туркестанского края.
В основном чиновники царской администрации смотрели на традиционные учебные заведения края свысока, обходились только односторонним суждением (полагая традиционную исламскую школу «отсталой») и отрицали смысл и целесообразность дальнейшего существования этих заведений. Главной целью местной администрации являлось внедрение русского языка в учебную программу этих школ с целью создания в
дальнейшем почвы для русификации населения края. При этом игнорировалось влияние традиционных учебных заведений, их уникальность и оригинальность.
На наш взгляд, причина незаинтересованности местного населения в русской школе была в том, что программа и обстановка в этих школах не удовлетворяли духовным потребностям и бытовому укладу населения. Кроме того, русский язык для местного населения был чужим, изучать его было сложнее, чем близкий к узбекскому языку татарский.
В.В. Бартольд, в свою очередь, подчеркивает, что мусульмане не видели выгоды от русско-туземных школ, а курс был довольно продолжительным, и, в результате, большинство детей, не закончив учебу, покидали школу. С другой стороны, в школах преподавали учителя, недостаточно владевшие русским языком. Кроме того, на втором десятилетии существования русско-туземных школ начали проводить занятия только на русском языке. До обеда все занятия проводились только на русском, а после обеда приглашенный мулла учил детей исламскому вероучению по своим пособиям. По мнению В.В. Бартольда, чиновники царской администрации опасались того, что если мусульманским детям будут сообщать слишком много сведений на их родном языке, это будет содействовать упрочению не русской, а местной, мусульманской культуры (5, 134).
Во многих суждениях советских исследователей осуждается учебная программа медресе. Чиновники, путешественники и все, кто побывал в крае с инспекцией, ограничивались неосновательным осуждением. Однако учебная программа медресе, как утверждал Н.П. Остроумов, была далеко не так проста и совсем не бессодержательна. Она была довольно сложна и своеобразна и отвечала духовным потребностям местного населения. Уже по тому только факту, что в медресе студенты учились десятки лет, можно догадаться о сложности учебной программы (11, 20).
Образование в Бухаре имело большое значение и носило обязательный характер. Это подтверждает факт существования школы в деревне, где вырос С. Айни, которая работала зимой и летом при мечети, и небольшого медресе, где учащимся давались начальные знания. С. Айни подтверждает это мнение словами: «Нигде во всей округе не было столь грамотных и образованных людей, как в Соктари» (1. 12).
В имперской и советской историографии старомодные (т.е. традиционные мусульманские) учебные заведения (мактабы и медресе) освещаются как бесполезные и не имеющие никакого педагогического и научного значения организации. Отсутствие в учебной программе старометодных школ «общеобразовательных предметов» и различие методов преподавания являлись поводом для одностороннего суждения. Непосредственно ознакомившись с учебной программой туркестанских мусульманских школ первой и второй ступеней и процессом преподавания в них, можно убедиться, что в содержание учебной программы школ входили предания ведущих исламских хадисоведов, литературное наследие мыслителей Востока, притчи и сказания о воспитании и образовании. Традиционная школа в крае имела колоссальный опыт в преподавании и воспитании детей, так как она существовала еще с раннего средневековья. Учебная программа традиционных учебных заведений была целенаправленно составлена с учетом обеспечения духовных и жизненных потребностей местного населения.
Необходимо также отметить, что школьное образование к концу XVIII века требовало некоторых изменений и реформ в связи с прогрессом науки и техники в мировом масштабе, а также передовых идей в области культуры и просвещения в соседних странах. Эту идею поддержала местная интеллигенция, организовав частные новометодные школы, где наравне с существовавшей программой изучали и светские предметы. Преобразованная мусульманская школа соответствовала требованиям шариата и показала хорошие результаты. Но, оставаясь между двумя течениями - политикой имперской России и реакционными противоречиями местного духовенства, она не смогла устоять долго и вскоре была вовсе упразденена. Эта практика показала, что если в мусульманскую школу привить светское образование, можно достичь большего совершенства и в духовном воспитании, и в познании научных дисциплин. Такое совмещение не выходило за рамки идеалов и ценностей Ислама и при этом все традиции мусульманских мактабов оставались без изменений.
Сегодня, изучая богатое педагогическое наследие мусульманского общества, можно сделать заключение, что ценности Ислама в образовании не потеряли своего значения по сей день. Обычаи и традиции таджикского народа тесно переплетены с исламским вероучением, что составляет нравственную основу школьного воспитания и образования. Изучение истории мусульманского образования открывает возможность осмысления богатого наследия наших предшественников в воспитании и образовании молодого поколения. Симбиоз науки и
религии в современном подходе позволит расширить национально-логическую компоновку научного подхода к вопросу о формировании способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к различным агрессивным идеологиям.
Сокращение:
РИПКРО-Республиканский институт просвещения и квалификации работников образования
Ихтисора^о:
ДТИБКСМ-Донишкадаи такмили ихтисос ва бозомузии кормандони со^аи маориф
ЛИТЕРАТУРА:
1. Айни, С. Воспоминания (перевод с таджикского А. Розенфельд)/С.Айнй. -М.-Л., ИАН СССР, 1960. - 1088 с.
2. Алимова, Д.А. Особенности развития народного образования в Туркестане в период Российской империи / Д.А. Алимова//Вестник МИЦАИ. -2009.-№10.
3. Алимова, Д.А. История как история, история как наука/Д.А.Алимова. -Т.2: Феномен джадидизма/Д.А.Алимова. Ташкент: Узбекистан, 2009. - 180 с.
4. Арипов, М. (Орифи). Из истории педагогической мысли таджикского народа. Душанбе: Ирфон, 1965. - 191 с.
5. Бартольд, В.В. История культурной жизни Туркестана/В.В. Бартольд. Ленинград:ИАН СССР, 1927.-264 с.
6. Вульфсон, Э.С. Персы в прошлом и настоящем. Москва: А.С. Панафидина, 1909. - 186 с.
7. Коран. Том 1. СП «Дом Бируни». М.,1990.- 571 с.
8. Коран. Том 2. СП «Дом Бируни». М., 1990.- 573-1169 с.
9. Наливкин, В. П. Что даст среднеазиатская мусульманская школа в образовательном и воспитательном отношении. Туркестанский литературный сборник в пользу прокаженных/В.П.Наливкин. - Спб.: Туркестанское окружное управление Российского Общества Красного Креста, 1900.- 315 с.
10.Остроумов, Н.П. Сарты: этнографические материалы. Типография газеты «Среднеазиатская жизнь»/Н.П.Остроумов. - Ташкент, 1908. - 296 с.
11. Остроумов, Н.П. Мадрасы в Туркестанском крае // Журнал Министерства Народного Просвещения. Новая серия. Часть VII. 1907. Январь / Н.П. Остроумов. - Санкт-Петербург: Сенатская тип., 1907. - 64 с.
12.Хайдаров, А. А. Реформаторские взгляды Ахмада Дониша в обновлении системы образования в Бухарском эмирате (XIX и начало ХХ века). 13 00 01. общая педагогика, история педагогики и образования (педагогичесикие науки). Дисс. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. Душанбе, 2012.
13.Чах,ор китоб. Подготовка текста, послесловие, разъяснение и толкование слов Абдунаби
Сатторзода. М.: Comil, 1991. - 95 с. 14.Энсиклопедияи насри форсу точик. А.Дониш «Наводирул ва;оеъ» (порчах,о), Рисола ё мухтасаре аз таърихи салтанати хонадони мангития. Ёддоштх,о (китоби V) ё Таърихи ин;илоби фикрй дар Бухоро. Душанбе: СИЭМТ, 2010. 15.History of civilizations of Central Asia, v. 5: Development in contrast, from the sixteenth to the mid-nineteenth century, 2003, - 934 p.
REFERENCES:
1. Aini, S. Reminiscences. (translated from Tajik by A. Rozenfeld). - M.-L.: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR,, 1960. - 1088 p.
2. Alimova, D.A. Features of the Development of Public Education in Turkestan during the Period of the Russian Empire / D.A. Alimova. - Bulletin of the IICAI. Issue No. 10, 2009.
3. Alimova, D.A. History as History, History as Science. -V.2: The Phenomenon of Jadidism. -Tashkent: Uzbekistan, 2009. - 180 p.
4. Aripov, M. (Orifi). From the History of Pedagogical Thought of the Tajik People. - Dushanbe: Cognition, 1965. - 191 p.
5. Bartold, V.V. The History of the Cultural Life of Turkestan / V.V. Barthold. - Leningrad: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1927, - 264 p.
6. Wulfson E.S. Persians in the Past and Present. - M.: A.S. Panafidin, 1909. - 186 p.
7. The Holy Quran. V.1. SP "House of Biruni". - M., 1990. - 571 p.
8. The Quran. Volume 2. Sp "House of Biruni". - M., 1990. - 573-1169 p.
9. Nalivkin V.P. What Will the Central Asian Muslim School Give in Educational and Upbringing Terms / V.P. Nalivkin. Turkestan Literary Collection in Favor of Lepers. - St. Petersburg: Turkestan district administration of the Russian Red Cross Society, 1900. - 315 p.
lO.Ostroumov, N.P. Sarts: Ethnographic Materials. / N.P. Wits. - Tashkent: Central Asian Life, 1908. - 296 p.
ll.Ostroumov, N.P. Madras in Turkestan Territory // Journal of the Ministry of Public Education. New episode. Part VII. 1907. January / N.P. Wits. - St. Petersburg: Senate type, 1907. - 64 p.
12.Khaidarov, A. A. Ahmad Donish's Reformist Views in Updating the Education System in Bukhara Emirate (XIX and early XX centuries). 13 00 01. General Pedagogy, the History of Pedagogy and Education (pedagogical sciences). Candidate dissertation in pedagogy. -Dushanbe, 2012.
13.Four Books. Preparation of the text, afterword, clarification and interpretation of the words of Abdunabi Sattorzoda. - M.: Comil, 1991. - 95 p.
14. Encyclopedia of Persian and Tajik Prose. A. Donish "Navodirul Wakoe" (fragments), Treatise or a summary of the history of the Mangitian dynasty. Notes (Book V) or History of the Intellectual Revolution in Bukhara. - Dushanbe: SIEMT, 2010.
15.History of civilizations of Central Asia, v. 5: Development in contrast, from the sixteenth to the mid-nineteenth century, 2003, - 934 p.