УДК 1:316
«ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП» ЮРИСТА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СУЩНОСТЬ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
© Э. С. Камалетдинов
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (917) 444 95 2б.
E-mail: [email protected]
Рассматриваются сущность и духовно-нравственные характеристики «идеального типа» юриста как профессионала и духовного авторитета.
Ключевые слова: идеальный тип, юрист, общество, закон, справедливость, нравственность, честность.
В настоящее время в условиях строительства демократического правового государства, развития институтов гражданского общества, борьбы с коррупцией внимание общества обращено на правоприменителей, т.е. на судей, прокуроров, следователей и адвокатов. Сегодня в сфере юриспруденции работает огромное количество специалистов, начинающих юристов, которые избрали для себя смыслом жизнедеятельности «служение Фемиде».
Именно от них во многом зависит построение основ гражданского общества, становление подлинной демократии и утверждение уважения к правам человека и гражданина как безусловной нормы во взаимоотношениях государства и индивида в межличностных отношениях.
Юристы должны обладать не только знаниями и умениями, необходимыми для выполнения должностных обязанностей, но и развитыми личностными качествами, культурой поведения. Сегодня можно говорить о необходимости культивирования в современном российском обществе «идеального типа» юриста как профессионала, примера для подражания, духовного авторитета.
Как известно, продолжая учение Платона об идеях, И. Кант подробно анализировал понятие идеала и считал, что идеалом для разума является прообраз всех вещей, которые как несовершенные копии заимствуют из него материал для своей возможности и, более или менее приближаясь к нему, все же всегда бесконечно далеки от него, чтобы сравняться с ним [1].
По мнению исследователей, идеал не может быть навязан извне, но добровольно, изнутри принят каждым человеческим существом, должен быть желанным для него. Это значит, что в своей предельной глубине общественный идеал должен совпадать с глубинным духовным устремлением каждого человеческого существа и максимально выражать духовно-природное человеческое стремление к совершенному. Именно поэтому в недрах абсолютного общественного идеала, который может быть облачен только в формы нравственных требований к должному совершенству общественных устоев и человека, должно иметь место максималь-
но полное совпадение личностного и общественного начал [2].
Идеалы рождаются из глубоко характерной для человека неудовлетворенности тем, что он имеет и может, из стремления к лучшему и способности представить себе это лучшее, желаемое в воображении. С онтологической точки зрения, ... идеал есть форма небытия, создаваемая для того, чтобы превратиться в небытие, и именно в такое бытие, которое отвечает развивающимся интересам человека [3]. Как результат духовно-преобразовательной деятельности человека во имя создания желанного и должного идеал является своеобразной «путеводной звездой», ценностно-ориентационным вектором целенаправленной деятельности социального индивида в его устремленности к лучшему будущему, к лучшему человеческому образу. В понятиях совершенного и несовершенного, добра и зла, прекрасного и безобразного, истинного и ложного, справедливости и несправедливости человек выражает свое отношение к эмпирической реальности и противопоставляет ей некое перспективное видение идеального состояния общества, формирует представления о совершенных ценностях и духовных качествах людей.
М. Вебер, в свою очередь, ввел в научный оборот понятие «идеальный тип». Как известно, М. Вебер под «идеальными типами» понимал идеальную модель, отражающую интересы человека. «Идеальные типы» необходимы в качестве критериев и ориентиров для формирования духовного, политического и материального бытия общества. Действительно, «идеально-типическое понятие
представляет собою усиление известных черт данной совокупности культурных явлений до утопичности. При этом отыскиваются именно те ее черты, которые являются наиболее характерными и существенными для нее и в то же время в различной мере свойственны и другим культурным явлениям. Именно по этой последней причине идеальный тип и является типом» [4]. Мы присоединяемся к существующей в литературе точке зрения, что идеальная модель - это общественно значимая сущность, упорядочивающая мышление и направляющая дея-
1860
ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ
тельность людей в русло творческого самосозида-ния и духовного обновления бытия [5].
По аналогии с понятием «идеальный тип» М. Вебера попытаемся определить контуры идеального типа современного юриста, имеющего, прежде всего, безусловное этическое измерение.
Исследователи утверждают, что мораль есть человечность, и в этом качестве она абсолютна, она «требует относиться к каждому человеку как к человеку - достойно, видеть в нем самоцель. Она утверждает человечность как первичное, элементарное человеческое отношение, предшествующее всем прочим отношениям между людьми» [6].
Это требование заложено еще в «золотом правиле нравственности». «Идеальный тип» юриста, прежде всего, на наш взгляд, берет за основу своей деятельности именно эту нравственную норму, которая в той или иной форме пронизывает все другие его характеристики, является своего рода «координатной осью», на которой выстраиваются остальные критерии, определяющие моральный облик настоящего профессионала.
По мнению В. Л. Васильева, «специалисты, имеющие по роду занятий дело с людьми, воспринимаются учениками, студентами, больными, обвиняемыми, подсудимыми, свидетелями не только как исполнители определенных ролей, но и со стороны их привлекательности, положительных или отталкивающих человеческих качеств. В частности, каждый, кто силой обстоятельств вовлекается в ролевое общение с юристом, ожидает от него не только квалифицированного (профессионального) исполнения обязанностей, но и уважительного отношения, что налагает на работника особую меру моральной ответственности, предъявляет к нему повышенные требования как к личности. Уже одно это становится основанием для возникновения специфических норм поведения, регулирующих выполнение людьми профессиональных обязанностей и стимулирующих их внимание к самовоспитанию» [7].
Основным, а возможно, и главным моральным качеством юриста мы считаем честность. В сознании общества принцип честности является синонимом принципа правдивости. Юрист всегда должен помнить, что профессиональная честность — краеугольный камень, лежащий в основе доверия к юристу.
Необходимым условием в отношениях юриста с клиентом, государством и коллегами является доверие. Если у юриста не будет честности, его польза для клиента и деловая репутация в обществе могут исчезнуть, причем для этого не важны его компетентность и заслуги в прошлом.
Идеальный облик юриста неразрывно связан с такими нравственными категориями, как «нравственный выбор», «ответственность», «совесть»,
«долг», «честь», «достоинство». Моральные категории как наиболее общие, узловые понятия этики, вбирающие в себя содержание всей совокупности
правил и норм поведения, наиболее полно раскрывающие нравственные требования к личности, - это те ключевые духовные координаты, в рамках которых формируется «идеальный тип» современного юриста и в пределах которых юрист осуществляет свой выбор.
По мнению исследователей, только в ситуации выбора раскрывается настоящее лицо человека; выбор, как лакмусовая бумажка, проявляет лучшие или, наоборот, худшие моральные качества личности, проверяет на прочность его моральные принципы и убеждения [8].
Немаловажными являются и правила поведения вне работы, что также существенно в моральной рефлексии «идеального юриста», который всегда на виду общественности и в центре ее внимания. Вне работы юрист должен вести себя так, чтобы у общества не возникли сомнения в его объективности, неподкупности и справедливости. Также имеет значение, например, призыв к судье избегать любых личных связей, которые могут нанести ущерб деловой репутации, затронуть его честь и достоинство. Разборчивость и осторожность в личных коммуникациях должны быть присущи всем юристам, чтобы не дискредитировать себя.
В личной же жизни юрист должен вести себя скромно, порядочно, знать меру во всем, проявлять заботу и о нравственном воспитании членов своей семьи. Ведь есть немало примеров, когда члены семьи прокуроров, судей, юристов высокого ранга ведут аморальный образ жизни, совершают правонарушения вплоть до преступлений. У «идеального юриста», который требует от других соблюдения законодательства и норм морали, прежде всего, должен быть нравственный порядок и в собственной семье. В частности, в западных странах судей и прокуроров могу отправить в отставку за подобные случаи в семье.
«Идеальный юрист» должен быть не только честным, справедливым, гуманным, но и обладать развитым чувством долга, добросовестно исполнять служебные обязанности, действовать под контролем совести. Поведение юриста на работе и вне ее должно быть примером соблюдения требований этики для всего общества и прежде всего для молодых специалистов в области юриспруденции.
Строительство в современном российском обществе демократического, правового государства невозможно без укрепления законности, установления в обществе правопорядка. Успех в данном случае зависит от многих факторов: политических, экономических, культурных, социальных. Следует заметить, что эти факторы зависят от эффективности механизма правового регулирования. Состояние данного механизма напрямую зависит от уровня нравственной культуры юристов, отношения юристов к выполнению своих обязанностей.
Высокий профессиональный уровень юриста требует не только безупречного знания норм зако-
нодательства, но и ответственности за результат принятых решений, их соответствия нормам закона и морали. Все это требует изменения профессиональной ориентации молодого поколения, качественной подготовки молодых юридических кадров, повышения квалификации работников данной профессии, для того чтобы поднять уровень их профессионализма и нравственной культуры.
Если у юриста нет понятия нравственных основ, его нельзя допускать до юридической практики, так как человек, у которого нет нравственной основы в работе - это опасный человек. Даже если у такого «юриста» есть хорошие юридические знания, он не будет использовать их для утверждения закона, а для того, чтобы обойти закон, он не будет служить справедливости, используя свои знания и полномочия в корыстных интересах. Наличие у выпускника диплома юридического вуза еще не означает, что он юрист в полном смысле этого слова, это зависит в большей степени от наличия у юриста необходимого уровня правосознания и развитых личностных моральных качеств.
Имея перед собой образ для подражания -«идеальный тип» юриста, начинающие юристы смогут сравнивать себя с ним и принимать пра-
вильные решения в непростых ситуациях выбора. Поэтому в юридическом сообществе, в общественном сознании нужно планомерно культивировать имена достойных представителей профессии, которые превыше всяких благ ценили бы свое слово и свое дело.
Нет сомнений в том, что формирование «идеального типа» юриста в современном российском обществе, вставшем на путь демократических преобразований, требование времени.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кант И. Сочинения в 4-х т. М., 1994. Т. 3. С. 439.
2. Вальков А. А. Философское постижение идеи нации. Уфа, 1998. С. 72.
3. Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997. С. 136.
4. Вебер М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем. М., 1994. С. 641.
5. Кулыева А. А., Рахматуллина З. Я. Духовная личность: портрет современника. Уфа, 2007.
6. Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. М., 1988. С. 222.
7. Васильев В. Л. Юридическая психология. Л.: изд-во Ле-нингр. ун-та, 1974. С. 95.
8. Иткулова Л. А. Нравственный выбор в башкирской сказке (философско-мировоззренческий анализ). Уфа, 2002.
Поступила в редакцию 19.09.2012 г.