Научная статья на тему 'ИДЕАЛЬНЫЙ СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ ЖЕНЩИНЫ В СОВЕТСКОЙ ПРЕССЕ В 60-80-Е ГОДЫ XX ВЕКА'

ИДЕАЛЬНЫЙ СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ ЖЕНЩИНЫ В СОВЕТСКОЙ ПРЕССЕ В 60-80-Е ГОДЫ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
532
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНА / ЖУРНАЛ / МАТЬ / СЕМЬЯ / РЕБЕНОК

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Теплякова А.В.

Данная статья рассказывает о том: какое положение женщина занимала в семье, какие обязанности входили в ее повседневную жизнь, каким характером должна обладать по мнению идеологии. Описывается отношение женщин к браку, воспитанию детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECT FAMILY PORTRAIT OF A WOMAN IN THE SOVIET PRESS IN THE 60-80S OF THE XX CENTURY

This article tells about: what position a woman occupied in the family, what responsibilities were included in her daily life, what character should be possessed in the opinion of ideology. The article describes the attitude of women to marriage, raising children.

Текст научной работы на тему «ИДЕАЛЬНЫЙ СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ ЖЕНЩИНЫ В СОВЕТСКОЙ ПРЕССЕ В 60-80-Е ГОДЫ XX ВЕКА»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Дадаев О.К. Актуальные проблемы внешней трудовой миграции граждан России. Дисс. на соиск.науч.степени д.э.н. М., 1997, 296 с.

2. Васильев Г.В. Эмигранты. М., 1990. С. 2-41.

3. Ионцев В.А. Мировые миграции. М., 1992, 68 с.

4.Каменский А.Н. Миграция рабочей силы как форма внешнеэкономических связей стран Ближнего Востока. Дис. на соиск. уч. степени к.э.н. М, 1982, С.40.

REFERENCES

1. Dadaev O.K. Actual problems of external labor migration of Russian citizens. Diss. for the degree of Doctor of Economics M., 1997, 296 p.

2. Vasiliev G.V. Emigranty. M., 1990. P. 2-41.

3. Iontsev V.A. Mirovyye migratsii. M., 1992, 68 p.

4. Kamensky A.N. Labor migration as a form of foreign economic relations of the countries of the Middle East. Dis. for a job. uch. Ph.D. degree M, 1982, P.40.

УДК 94(47)

ИДЕАЛЬНЫЙ СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ ЖЕНЩИНЫ В СОВЕТСКОЙ ПРЕССЕ В 60-80-Е ГОДЫ

XX ВЕКА

Теплякова А. В.

PERFECT FAMILY PORTRAIT OF A WOMAN IN THE SOVIET PRESS IN THE 60-80S OF

THE XX CENTURY

Teplyakova A. V.

Аннотация. Данная статья рассказывает о том: какое положение женщина занимала в семье, какие обязанности входили в ее повседневную жизнь, каким характером должна обладать по мнению идеологии. Описывается отношение женщин к браку, воспитанию детей.

Abstract. This article tells about: what position a woman occupied in the family, what responsibilities were included in her daily life, what character should be possessed in the opinion of ideology. The article describes the attitude of women to marriage, raising children.

Ключевые слова: женщина, журнал, мать, семья, ребенок.

Keywords: woman, magazine, mother, family, child.

В настоящей статье мы попытаемся описать идеальный семейный портрет женщины в советском обществе и культуре, который во многом сложился благодаря прессе, а также его трансформацию на протяжении 60-80-х годов XX века.

Тема актуальна, т.к. сложившийся идеальный семейный портрет и по сей день оказывает влияние на социокультурную реальность современной России (отношение женщины к браку, семье, к воспитанию детей).

Выбранный нам период исследования обусловлен тем, что мы отходим от Сталинского режима, т.к. эпоха 60-х вошла в историю как период «оттепели». А также т.к. именно 60-е заложили основу для современного понимая семьи, отношения к браку, воспитанию детей. И заканчиваем наше исследование 80-ми годами, последним десятилетием СССР.

Источниковедческую базу исследования составили материалы известных и популярных советских журналов «Работница» и «Крестьянка» (1960-1989 гг). Данные журналы были просмотрены за все десятилетие, с 1960 по1989 гг. Выбранные статьи и отрывки для демонстрации в работе обусловлены наибольшим исследовательским интересом.

Журналы «Работница» и «Крестьянка» рассказывали о женской общественной жизни в социалистических условиях. «Работница» и «Крестьянка» давали женщинам советы по материнству, ведению хозяйства, внешнего обличия и прививанию определенных качеств характера. Журналы состояли из нескольких блоков. Первый блок включал в себя пропагандистские и идеологические статьи, второй блок выступает как нравственный путеводитель, третий посвящен хозяйству, моде, шитью. Учитывая разную целевую аудиторию, журнал в данном случае использует разные методы донесения информации. Однако, все выводы приведенные в статье, считались общепринятыми для всех женщин.

Семейный портрет советской женщины в идеологии 60-80-х годов XX века и в историографии

В официальной идеологии преобладает интерпретация семьи как «основной ячейки» общества, для которой характерно разделение ролей по тендерному признаку: на женщину ложатся основные обязанности по хозяйству и воспитанию детей [Градскова Ю., 1999]. Совмещение ролей матери и работницы становится проблематичным для женщины в советских условиях, особенно, если такая

женщина воспитывает ребенка самостоятельно, без поддержки мужа или родных [Здравомыслова Е., Темкина А., 2008].

В конце 1970-начале 1980-х гг. для советских идеологов стало понятным, что увеличение трудовой активности женщины уменьшало ее вовлеченность в семейные обязанности [Сидорова Т.Н., 1981]. В это время создается все больше публикаций, ориентированных на переосмысление обязательной трудовой деятельности, возврат к традиционной женской роли, обозначается цель «комплексного решения проблемы совмещения женщиной трудовую деятельность с материнством, семейными обязанностями, увеличением бюджета свободного времени» [Градскова Ю., 1999][щ.

Из этого следует что, в последнее десятилетие социализма, предпочтение 30-40% современных женщин в странах СНГ идентичность неработающей женщины, не следует считать лишь последствием отказа от вынужденной занятости или нового идеологического манипулирования женщинами [Градскова Ю., 1999].

Институт материнства в советском государстве предполагал под собой не только биологический процесс вынашивания и выкармливания ребенка, но и имел значение признака женщины как субъекта социальных отношений.

Не стоит забывать, что женщина как гражданин СССР была обязана вносить свой вклад в развитие страны, в частности работать на заводах, фабриках, в сельском хозяйстве. В итоге, женщина оказывалась в сложной ситуации: в одном случае советская власть ждала от женщины полной включенности в работу для блага страны, но с другой стороны - говорила о важности воспитания детей, а также удовлетворения выросшим стандартам в области материнского труда. В 1960-70-е годы становится естественным явлением, что женщина берет на себя заботу о семье, воспитанию детей, создание уюта и благоприятной обстановки дома, но в то же время является добросовестной работницей. В это время и происходит полное изменение отношения государства к женщине, теперь данная политика стала необходимой для партии. На плечах женщины появляется новая и очень важная обязанность для советской власти, обязанность социализации и воспитания нового, более целеустремленного и образованного поколения. Кроме выкармливания, покупки одежды, приготовления еды, игр и заботы о ребенке, прививания ему коммунистических и правильных моральных взглядов, обучению коммуникации с окружающими, в функции женщины вошли новые обязанности, такие как: дать ребенку необходимую подготовку к школьной жизни, следить за успеваемостью, следить за досугом и направлять в нужное направление, если культура ребенка не соответствовала стандартам. Так, например, такие проблемы как подростковая преступность, ранняя и внебрачная беременность, низкая успеваемость детей в школе связывают с недостаточным вниманием матери в послевоенные годы [Градскова Ю., 1999].

Статус женщины в глазах общественности зависел именно от успехов ее ребенка (в отличие от мужчин), чем успешнее ее дети, значит, тем больше она посвящала себя воспитанию, а значит, ее статус становился значительнее выше.

Обратим внимание на государственную помощь и поддержку материнства в 70-80-е. Государство вело социальную политику и осуществляло идеологию, которая отождествляла «правильную женщину» с материнством. Многочисленные, но незначительные по величине льготы беременным и матерям в 19701980-е годы призваны не только стимулировать деторождение, но и были направлены на натурализацию женской роли: продвижения мысли, что материнство - это естественное предназначение. Стоит сказать, что социальная инфраструктура не справлялась с ролью помощи для женщины, поэтому семья создавала собственные стратегии по воспитанию детей и построению быта [Здравомыслова Е., Темкина А., 2008]. Использование межпоколенческих родственных связей по-прежнему остается повседневной практикой [Здравомыслова Е., Темкина А., 2008]. Данные действия, которые предполагали уменьшение проведенного времени на рабочих местах:

1. Продление отпусков по уходу за ребенком до момента взросления им полутора, а затем и двух лет.

2. Предоставление матерям, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет, дополнительные дни к отпуску, а также права на дополнительный двухнедельный неоплачиваемый отпуск.

3. Снижения пенсионного возраста матерям, воспитавшим пятерых и более детей.

4. Матери детей-инвалидов имеют право на увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков по уходу за больным ребенком [Градскова Ю., 1999].

5. Предоставление возможности (если условия на производстве позволяют) матерям трудиться в режиме неполного рабочего дня, по свободному графику, а также из дома [Новикова Э. Е., 1985].

За самочувствием беременной и молодой матерью следило и заботилось государство, так в статье «Человек родился», мы видим, как власти проявляют свою заботу о беременной женщине: «Подопечные В. Е. Шедрова получают справку, согласно которой руководители хозяйств обязаны перевести женщину в связи с ее положением на более легкую работу» [Человек родился // Крестьянка № 10. 1984]. Каждой матери сельсовет выплачивает пятьдесят рублей при рождении первенца, сто - при рождении второго и третьего ребенка.

Вопреки всем этим предпринимаемым действиям в оказании помощи матерям, количество детей в семье продолжало сокращаться. Опросы 1970х гг. показывали, что 25% женщин хотели бы родить одного ребенка, 60% - двоих детей [Кузнецова Л. Н., 1978]. Однако, такое положение не устраивало государство, снижение рождаемости вело к уменьшению рабочей силы, что влекло к затормаживанию экстенсивной

системы хозяйства. Поэтому власти продолжили попытки увеличения рождаемости с помощью «материального стимулирования». Также существовал налог на бездетность, согласно указу президиума, такой налог составлял 5%. При этом женщина платила налог, если состояла в юридическом браке. С бездетного мужчины-холостяка сбор удерживался.

С течением времени все меньшее количество советских людей придерживаются традиционного склада жизни, что влечет за собой совершенно новый взгляд на рождение и воспитание детей. Теперь дети являются отдельной частью общества, со своими чувствами, интересами и увлечениями, это изменение в сознании людей меняло отношение матери к своему ребенку, дети становились объектом любви и заботы, а не инвестицией в будущее (помощь по хозяйству, работник в крестьянской семье). Доказательной базой этого изменения является зафиксированная советскими исследователями прямая зависимость между уровнем образования матери и ее желанием лично заниматься воспитанием ребенка до 1 года [Градскова Ю., 1999]. В годы перестройки некоторыми советскими демографами был поставлен такой тезис, что дети не являются «естественным» свойством бытия, «врожденным» качеством материнства [Антонов А., Медков Е., 1987].

В новые обязанности женщины вошло воспитание нового поколения детей, государство старалось стимулировать деторождения материальными выплатами, а также послаблениями в рабочем процессе.

Идеальный семейный портрет женщины в прессе 1960-1980-х годов

В «Работнице» 1964 г. нам удалось найти статью «Навстречу Солнцу» [Навстречу Солнцу // Работница. N° 10. 1964], в которой мы можем видеть рассказ о покорении космоса и семье инженера. Семья этого инженера предстает перед читателями идеалистической, особое внимание уделяется жене, Галине Николаевне Комаровой. Она описывается, как идеальная женщина: имеет образцовый характер, приходится матерью двоих детей (дочь и сын), а также является поддержкой для мужа. В статье мы можем заметить, как выделяется основная функции женщины в семье, ее значимость велика, т.к. именно она заботится о детях, быте, а также помогает и поддерживает мужа, который трудится на благо своей страны - строит космические корабли. Стоит отметить, что государство считало основной функцией женщины -это работоспособность, поэтому женщина не то что могла, но даже была обязана пренебрегать материнскими и семейными обязанностями, ради своей профессии. Роль матери и хозяйки - это дополнительная обязанность. Однако в печатных изданиях прослеживается такая мысль - женщина должна быть замужем. Замужество считалось неотъемлемой частью женской жизни, а значит, жизнь советской женщины была неполноценной, если она не выходила замуж. В случае, если женщина не вступала в официальный брак или рожала ребенка будучи без официального мужа, это осуждалось общественностью и рассматривалось как отклонение от принятых устоев. Незамужняя взрослая женщина считалась «с дефектом», т.к. если она не вышла замуж, значит она имеет некоторые недостатки, из-за которых ни один мужчина не захотел связывать с ней жизнь.

В 1970-е годы политика в отношении женщины-матери меняется, образ женщины еще более смягчается. В 70-е годы требования к образованию и воспитанию детей в домашних условиях заметно возросли, поэтому на женщину ложатся новые обязанности.

Семейные отношения выносились на страницы журналов, в них обсуждались многие аспекты семейной жизни, затрагивалась и такая проблема, как развод. Одной из причин развода в70-е было то, что супруги имели свои особенности и предпочтения в ведении быта, и их взгляды не всегда сходились. Осуждаются гордые люди, которые не считают нужным идти навстречу своему партнеру. Супруги должны были быть более терпеливы друг к другу [Молодожены // Работница № 2. 1970].

Положительной чертой в семейном облике женщины также считается найти в себе мудрость для сохранения хороших отношений детей от разных браков, а также умение сохранить свой брак. Например, женщина с теплом принимает ребенка своего мужа от первого брака [Любят ли они Алешку? // Крестьянка № 3. 1970].

Несмотря на то, что мужчины оказывали некоторую помощь своим женам, как например в статье «Готовят мужчины», где мужчинам предлагался план меню для праздничного ужина в честь 8 марта [Готовят мужчины // Работница № 2. 1970]. Но в основном домашними обязанностями и бытом занимались сами женщины. Идеальная хозяйка — это зоркая, неутомимая, экономная, бережливая женщина [Хозяйкой дом стоит// Работница № 3. 1973]. Такая женщина также должна уметь создавать дома чувство уюта, атмосферу праздника, прекрасно готовить. Для этого в журналах публикуют много рецептов, например в «Угощает Венгрия», а также «Крестьянка» № 12 за 1971 год, статья «Новогодний ужин», «Крестьянка» № 12 за 1971 год, статья «Кубинский национальный ужин».

В 70-е годы в основе внутрисемейных взаимоотношений выходит на первый план любовь и забота, это проявляется в том, как мать чувствует ответственность за своего ребенка, проявляет к нему нежные чувства, а также и наоборот, дети считают своим долгом позаботиться о своих престарелых родителях, если им будет нужно их присутствие или помощь [Девичья обида // Крестьянка № 11. 1978].

Одной из положительных черт в советской женщине считалась ее умение хранить верность своему мужу или любимому мужчине. Данная черта в поведении демонстрировала нравственное воспитание и духовность девушки, например: «Девушка стремилась стать достойной своего любимого. Она вступила в партию, самоотверженно работала в колхозе. И все время верила, упрямо верила, что Агадил вернется» [Батыр и его невеста // Работница. № 2. 1970].

В 1980-е годы образ заботливой матери, отменной хозяйки и хранительницы очага сильно укоренились в сознании общества. Взаимоотношения матери и ребенка выходят на новый уровень, теперь мать несет на себе ответственность за моральное и духовное воспитание, поэтому важно, чтобы в его жизни была любящая мать, например, в статье «Чисто женское» мы видим, что дети, у которых нет матери, становятся преступниками: «Я думаю, отчего у нас и преступники, и алкоголики, и все такое еще есть, хотя все вроде направлено на воспитание полноценной личности? А оттого, что бывает человеку негде голову приклонить, никто его к своей груди не прижмет, никто не поинтересуется, а как ты, что ты, почему?» [Чисто женское // Работница. № 3. 1980]. Или такая цитата: «Понимать для того (своего ребенка), чтобы вовремя уберечь, направить, защитить» [Подарок // Работница. № 3. 1980]. Семья, а особенно мать или бабушка делали из маленького ребенка человека: «Хорошо, если человеку довелось расти в дружной и здоровой семье, где его с малолетства приучили к труду, к заботе о других, где он привык соизмерять с общими и собственные желания» [Отметки поставит жизнь // Работница. № 10. 1980]. Некоторые женщины были так обеспокоены хорошим воспитанием своих детей, что ходили на доклады по правильному воспитанию детей: «Как воспитать девочку, девушку, будущую мать? - с докладом на эту тему выступила врач А. Л. Альтман. Долго не отпускали ее женщины, и по тому, как много вопросов задавали, было видно: волнует эта проблема родителей» [На клубный огонек // Работница. № 3. 1980]. Мать не только должна воспитывать и быть ориентиром для своего ребенка, но и проявлять нежность и любовь. Например, в статье «Дети» женщина пишет о новых методах общения матери и ребенка: «Уважение - первая заповедь человеческого общества. Значит, прежде всего надо уважать ребенка и этим воспитать в нем чувство собственного достоинства. Тогда можно ожидать, что и он будет уважать других». [Дети // Работница. № 10. 1980]. Родители нового поколения считаются с желанием ребенка, как в статье «Вечный компромисс»: «Его молодые родители быстро овладели ролью воспитателей, они стараются ему объяснить, как большому, солидарно и серьезно, вставая с ним на одну жизненную ступень» [Вечный компромисс // Работница. № 8. 1989]. Любовь в отношении ребенка выходит на первый план: «Растет рядом с тобой самый близкий человек - дочь, сын» [Подарок // Работница. № 3. 1980]. Даже более старшее поколение говорит о важности проявления любви и здоровой обстановки в доме: «Мне хочется, чтобы мой внук рос, как цветок в поле - свободно, весело, радостно. И только доброжелательность, любовь и понимание в семье могут обеспечить это» [Вечный компромисс // Работница. № 8. 1989]; «И те молодые люди, которые сегодня так рано становятся родителями, могли бы поделиться со своим ребенком кусочком своей любви друг к другу» [Вечный компромисс // Работница. № 8. 1989].

Стоит отметить, что ребенок не должен быть один в семье. Это большой минус в современной семье. Отсюда и лишняя опека, удовлетворение всех желаний ребенка [Отметки поставит жизнь // Работница. № 10. 1980].

Также мы видим, что идет размышление о пользе наказания, как самому ребенку, так и взрослому, есть ли польза в таких действиях, например в статье «Вечный компромисс» бабушка очень любит своего внука и не желает его травмировать наказаниями, а также потерять с ним связь: «Как сохранить нервную энергию ребенка и привить ему навыки культурного поведения, как заполнить его время содержательной деятельностью, как научить уважать окружающих, как привить элементарную дисциплину и не потерять при это такой драгоценный контакт с ребенком, наконец, наказывать или не наказывать и что значит наказывать, да и кто при этом будет наказанным, ребенок или тот, кто его наказывает?» [Вечный компромисс // Работница. № 8. 1989].

Однако не только особое внимание уделяется взаимоотношению между матерью и ее маленьким ребенком, но и более старшему поколению. Уже взрослая женщина также ищет тепло и любовь от своих подросших детей: «Еще как обидно и даже как-то стыдно и, в общем, неловко за себя. Но каждый раз я заставляю себя идти на компромисс. Во имя чего? Во имя любви к внуку! Во имя сохранения контакта с дочерью» [Вечный компромисс // Работница. № 8. 1989]. «Думаю, самые большие трудности современных бабушек не в том, чтобы помогать или не помогать материально своим детям, сидеть с внуками или нет. А в том, чтобы найти верный тон взаимоотношений со своими взрослыми детьми» [Вечный компромисс // Работница. № 8. 1989].

Несмотря на то, что женщина была занята на работе, ее это не освобождало от совместного времяпрепровождения с детьми и их умственного, социального развития, в статье «Клуб Сова», образовался клуб из нескольких семей, в котором проходили интеллектуальные беседы и игры, а женщины чаще всего и придумывали досуг для этих мероприятий: «Ведь у работающей женщины каждая свободная минута на счету. А все женщины - активистки «Совы» - работают. И у каждой есть дети, у некоторых - двое, трое» [Клуб Сова // Работница. № 10. 1980].

Изменилось отношение девушек к любви и замужеству, так стали возможны свободные интимные отношения, например, в статье «Главное спокойствие» девушка целовалась, вступала в близкие интимные отношения, признавалась в любви молодому парню из деревни пока гостила там, а затем, вернувшись в город, забыла его и стала общаться с другим [Главное спокойствие // Крестьянка № 10. 1984].

В 1980-е годы девушка могла не стремиться выйти замуж, это не становилось самоцелью в ее жизни, выбирать спутника жизни необходимо с умом, например в статье «Адрес трудного счастья», женщина дает совет молодым девушкам после неудачного брака: «И как бы хотелось предостеречь девчонок: не

торопитесь замуж, узнайте хорошо человека, с которым хотите связать судьбу, и не бойтесь проверить любовь разлукой» [Адрес трудного счастья // Работница. № 3. 1980]. Но стоит отметить, что долгое сожительство с мужчиной без юридического брака все-таки считалось чем-то ненормальным, являлось примером девиантного поведения: «Вот например, как мне объяснить людям, что живем мы вместе уже 8 лет в любви и согласии, как говорится, а брак юридически не оформлен». «Для меня самое главное -любовь в сердце, а не штамп на бумаге. А Витя считает, что на бумаге - тоже». «Но Виктор не стремится сломить мою волю и терпеливо ждет, когда же я сама решусь пойти и расписаться» [Адрес трудного счастья // Работница. № 3. 1980].

Замужество, как отмечалось в статьях «Ждать или не ждать» и «Вечный компромисс» стало ранним: «Ученые отмечают, что брак нынче помолодел, и, хотя 18 лет - это не 22-23 (средний возврат вступающих в брак у нас в стране), нет правил без исключения, тем более что в деревне люди взрослеют раньше, чем в городе» [Ждать или не ждать // Крестьянка № 10. 1984]. «Ребенок ничем не виноват, что родился на свет. Он здесь, и нечего обвинять дочь, что рано вышла замуж» [Вечный компромисс // Работница. № 8. 1989].

Затрагиваются и причины разводов, в статье «Отметки поставит жизнь», происходит обсуждение на тему: «Самостоятельны ли юноша и девушка? Умеют ли организовывать свой быт? Научены ли быть чуткими, отзывчивыми?». Если ответ на все эти вопросы нет, то не стоит отчаиваться. Женщина сейчас подает на развод, потому что более независима от мужа материально и проблема жилья не стоит так остро, бытовые предметы помогают женщине делать все самой. «Женились по любви. Он и она как минимум имеют среднее образование. Но не умеют понять друг друга и не стремятся к этому. Не представляют, что такое самовоспитание» [Отметки поставит жизнь // Работница. № 10. 1980]. Для вступления молодым парам в брак необходимо иметь определенные качества и сходства в характере и целях в жизни: «Сколько же молодых пар распалось из-за того, что серьезности - то у них напрочь не было» [Ждать или не ждать // Крестьянка № 10. 1984]. Ранний брак будет удачным, если: вы действительно любите (не путать с влюбленностью); знакомы очень давно и знаете друг друга - не меньше 1,5 лет; оба хотите создать семью, иметь детей, свой дом; имеете зрелость в социальном плане - в состоянии обойтись без старших [Ждать или не ждать // Крестьянка № 10. 1984]. В журналах также множество примеров и счастливых браков, описание любви между двумя людьми: «Она же, если спросишь о чем-то, бросает быстрый взгляд на Колю и заливается нежной-нежной розовой краской». «Глаз друг с друга не сводят, рук не разнимают. Для них сейчас, то, что творится в них и между ними, - самое главное» [Письма молодого города // Работница. № 3. 1980]. Даются и советы в любовных отношениях: «Ваша поспешность в решении ждать (из армии) при отсутствии глубоких чувств может причинить другому боль и сделать его несчастным» [Ждать или не ждать // Крестьянка № 10. 1984]. Для счастливого брака необходимо иметь хорошие личные отношения между супругами и наладить быт. Личные отношения, семейный быт - первое, что сказывается на прочности маленькой, но важной ячейки общества [Письма молодого города // Работница. № 3. 1980]. Одной любви мало для создания крепкой семьи, в статье «И цвет, и линия судьбы», автор рассуждает о стремлении людей к любви: «Современные люди извечно стремятся к любви и взаимопониманию. Но людям сложно обрести это, т.к. даже близкие люди далеки друг от друга» [И цвет, и линия судьбы // Работница. № 8. 1989].

Семейный быт, создание уюта и хорошего настроения в доме создает женщина. В статье «Бабушка ушла на работу» четко описывается повседневность женщины: «Конечно, отдых этот (пенсионный отдых) - особенно если речь идет о женщине - весьма относителен. Нет в семье более занятых людей, чем «свободные» бабушки. Воспитание внуков, приготовление пищи, добровольная ответственность за уют и быть семьи» [Бабушка ушла на работу // Работница. № 3. 1980].

В печатных изданиях 60-х годов выделяется такая мысль - женщина должна работать, быть замужем, растить детей. В 1970-е годы политика в отношении женщины-матери меняется, образ женщины еще более смягчается, в обязанности женщины ложатся новые обязанности в воспитании детей. В 1980-е годы образ заботливой матери, отменной хозяйки и хранительницы очага сильно укоренились в сознании общества. Взаимоотношения матери и ребенка выходят на новый уровень, теперь мать несет на себе ответственность за моральное и духовное воспитание своих детей. В каждое десятилетие брак был важным этапом в жизни, однако с 70-х годов брак становится на второе место после образования, в 80-е года к браку необходимо было подходить обдуманно. Однако стоит отметить, что незамужняя женщина все же плохо воспринималась обществом, т.е. это выходило за принятые нормы. Женщина, не имеющая семью или профессию, воспринималась как несчастная, судьба у такой женщины сложилась неудачно [Здравомыслова Е., Темкина А., 2008]. Однако одно остается неизменным - женщина является основой домашнего быта и уюта, именно она занимается домашним обязанностями, приборкой, готовкой, воспитанием детей. Из вышеперечисленных статей можно составить примерный список качеств идеального семейного портрета советской женщины: верность, забота о близких, хозяйственность, терпимость, экономность, нежность.

В ходе исследования в 1960-е годы акцент на материнстве, семейных обязанностях, отношений с мужчинами было не так много, как в 1970-е и особенно в 1980-е годы. Можно предположить, что огромное внимание к материнству возникло из-за новой Конституции СССР в 1977 году, где юридически были закреплены права матери. А также ввиду того, что женщины стали меньше рожать.

Заключение

В конце 1970-начале 1980-х гг. для советских идеологов стало понятным, что увеличение трудовой активности женщины уменьшало ее вовлеченность в семейные обязанности [Сидорова Т. Н., 1981]. В это время создается все больше публикаций, ориентированных на переосмысление обязательной трудовой деятельности, возврат к традиционной женской роли, обозначается цель «комплексного решения проблемы совмещения женщиной трудовую деятельность с материнством, семейными обязанностями, увеличением бюджета свободного времени» [Сидорова Т. Н., 1981].

В 70-80-е годы существует государственная помощь и поддержка материнства. Вопреки всем этим предпринимаемым действиям в оказании помощи матерям, количество детей в семье продолжало сокращаться. Опросы 1970х гг. показывали, что 25% женщин хотели бы родить одного ребенка, 60% -двоих детей [Кузнецова Л. Н., 1978]. Поэтому власти продолжили попытки увеличения рождаемости с помощью «материального стимулирования».

Что касается семейного портрета женщины, то в журналах за 60-е года сделан акцент - женщина обязана быть замужем. Замужество обеспечивало женщине более высокий социальный статус, приближало к идеалу. В случае, если женщина не вступала в брак или рожала внебрачного ребенка - это рассматривалось как отклонение от нормы.

Уже в 70-е года женщина имеет больше самостоятельности, чем в 60-е и сама распоряжается своей семейной и личной жизнью, не боясь осуждения общества, разводы становятся обычным процессом, женщина теперь имеет возможность воспитывать своих детей самостоятельно, находясь в разводе. Девушка, не имеющая мужа, не считается отклонением от нормы, ведь на первый план выходит не ее семейный статус, а ее стремление получить образование и стать самодостаточной личностью. Следует отметить, что в данный период делается сильный акцент на взаимоотношении и общении матери и ребенка, демонстрируется наилучшая модель таких отношений - мать заботится о детях, а дети впоследствии заботятся о ней.

В 80-е изменяется отношение девушек к браку, хотя в целом брак и помолодел, но главная цель становится в поиске своей любви и разумное замужество. В 1980-е годы девушка могла не стремиться выйти замуж, это не становилось самоцелью в ее жизни, выбирать спутника жизни необходимо с умом. Изменилось и отношение девушки к любви, так стали возможны свободные интимные отношения. В данный период увеличивается процент разводов. Женщина подает на развод, потому что более независима от мужа материально и проблема жилья не стоит так остро, бытовые предметы помогают женщине делать по дому все самой. Для счастливого брака необходимо иметь хорошие личные отношения между супругами и наладить быт.

Взаимоотношения матери и ребенка в 80-е годы выходят на новый уровень, теперь мать несет на себе ответственность за моральное и духовное воспитание своего ребенка, поэтому важно, что бы любящая мать была в его жизни. Мать не только должна воспитывать и быть ориентиром для своего ребенка, но и проявлять нежность и любовь. Любовь в отношении ребенка выходит на первый план. Родители нового поколения считаются с желанием ребенка. Необходимым моментом считалось наличие двух и более детей в семье.

Необходимо отметить, что во все изученные нами периоды в 60-80 годы, одно остается низменным -семейный быт, создание уюта и приятное самочувствие в доме создает женщина.

Библиография

1. Антонов А., Медков Е. Второй ребенок. М., 1987.

2. Градскова Ю. Обычная советская женщина: обзор описаний идентичности / Ю. Градскова. М.: Компания «Спутник», 1999. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.convdocs.org/docs/index-291388.html. (Последняя дата обращения: 24.12.20).

3. Градскова Ю. Обычная советская женщина: обзор описаний идентичности / Ю. Градскова. М.: Компания «Спутник», 1999.

4. Груздева Е. Б. Советские женщины: труд, семья, свободное время / Е. Б. Груздева, Э. С. Чертихина. М.: Знание, 1978.

5. Здравомыслова Е., Темкина А. История и современность: гендерный порядок в России. М.: «Звенья», 2008. С. 70-74.

6. Кузнецова Л. Н. Женщина на работе и дома, М., 1978, с. 13.

7. Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М.: Преображение, 1996.

8. Новикова Э. Е. Женщина в развитом социалистическом обществе. М., 1985.

9. Пушкарева Н. Л. Русская женщина в семье и обществе Х-ХХ вв.: М., 2000.

10. Сидорова Т. Н. Труд и современная женщина. М., 1981.

References

1. Antonov A., Medkov Ye. Vtoroy rebenok. M., 1987.

2. Gradskova Yu. An ordinary Soviet woman: a review of descriptions of identity / Yu. Gradskova. M.: Kompaniya «Sputnik», 1999. [Electronic resource]. URL: http://lib.convdocs.org/docs/index-291388.html.

(Last access date: 24.12.20).

3. Gradskova Yu. An ordinary Soviet woman: a review of descriptions of identity / Yu. Gradskova. M.: Kompaniya «Sputnik», 1999.

4. Gruzdeva E. B.Soviet women: work, family, free time / E. B. Gruzdeva, E. S. Chertikhina. M.: Znaniye, 1978.

5. Zdravomyslova E., Temkina A. History and modernity: gender order in Russia. M.: «Zven'ya», 2008. P. 70-74.

6. Kuznetsova L. N. Zhenshchina na rabote i doma, M., 1978, p. 13.

7. Klimenkova T.A. Woman as a cultural phenomenon. View from Russia.. M.: Preobrazheniye, 1996.

8. Novikova E. Ye. Zhenshchina v razvitom sotsialisticheskom obshchestve. M.,1985.

9. Pushkareva N. L. Russkaya zhenshchina v sem'ye i obshchestve Х-ХХ vv.: M., 2000.

10. Sidorova T. N. Trud i sovremennaya zhenshchina. M., 1981.

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ В ПОЛИЭТНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЯКУТИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ И СОВРЕМЕННЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ НА ПРИМЕРЕ НАСЕЛЕНИЯ БАССЕЙНА РЕКИ ЛЕНА

Алексеева Сардаана Анатольевна,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук г. Якутск, Республика Саха (Якутия), Россия.

HISTORICAL AND CULTURAL LANDSCAPE IN THE MULTI-ETHNIC SPACE OF YAKUTIA:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REGIONAL ETHNIC TRADITIONS OF RUSSIAN OLD-TIMERS AND MODERN REPRESENTATIONS ON THE EXAMPLE OF THE POPULATION OF THE LENA RIVER BASIN

Alekseeva Sardaana Anatolievna,

Candidat of Historical Science, Senior Researcher of the Department of Archaeology and Ethnography of the Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Russian Academy of Sciences Siberian Branch Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia), Russia

Аннотация. В рамках исследования были проанализированы локальные этнические традиции русских старожилов и их современные репрезентации в историко-культурном ландшафте многонационального региона Якутии. На основе применения теоретико-методологических подходов и направлений исследований культурной географии и социальной антропологии/этнографии анализируется региональный культурный ландшафт многонационального населения бассейна реки Лены; рассматриваются вопросы формирования и трансформации этнической идентичности населения исследуемого региона.

Abstract. The research area analyzed local ethnic traditions of Russian old-timers and their modern representations in the historical and cultural landscape of the multi-ethnic region of Yakutia. Based on the application of theoretical and methodological approaches and research areas of cultural geography and social anthropology/Ethnography, the regional cultural landscape of the multi-ethnic population of the Lena river basin is analyzed; the formation and transformation of the ethnic identity of the population of the studied region are considered.

Ключевые слова: русские старожилы, историко-культурный ландшафт, идентичность.

Keywords: Russian old-timers, historical and cultural landscape, identity.

Целью исследования является изучение региональных этнических традиций русских старожилов и их современных репрезентаций в историко-культурном ландшафте полиэтничного региона Якутии. Исследование проведено в границах населенных пунктов бассейна реки Лена, в частности, в Хангаласском улусе Якутии. Регион полевых работ характеризуется как «этнокультурное перекрестье», где ранее происходило формирование территориального, демографического профиля этнолокальных групп -якутского скотоводческого населения, тунгусов и русских поселенцев-казаков.

Как известно, Якутия выступает ландшафтной единицей контактных взаимодействий различных этносов, происходящих на перекрёстных географических зонах. Одной из характерных особенностей региона является длительное и интенсивное межкультурное взаимодействие, которое повлияло на этническую идентичность и культуру коренных народов.

Исследование выполнено в рамках основных исследовательских направлений и теоретико -методологических подходов культурной географии. Культурный ландшафт рассматривается нами как культурно-хозяйственный территориальный комплекс с учётом общности природно-ландшафтных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.