Научная статья на тему 'Идеальный образ физического развития как элемент психокультуры человека в России на рубеже XX XXI веков'

Идеальный образ физического развития как элемент психокультуры человека в России на рубеже XX XXI веков Текст научной статьи по специальности «Психология спорта»

CC BY
293
20
Поделиться
Ключевые слова
физическая культура / физическое воспитание / физическое развитие / физическое совершенство / физически развитый человек / спорт / психокультура

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Власова Ж. Н.

В статье рассматривается онтологическая сущность психокультуры. Автор конкретизирует данные понятия на примере физической культуры и спорта, рассматриваемая сквозь призму психокультуры физическое совершенство. Предполагается оригинальное видение смысла идеального образа физически развитого человека.

The ontological essence of psychoculture is considered in the article. Physical perfection is analysed in the light of psychoculture on the example of physical culture and sport. The author offers an original vision of a sense of a physically advanced person's ideal image.

Текст научной работы на тему «Идеальный образ физического развития как элемент психокультуры человека в России на рубеже XX XXI веков»

Ж. Н. Власова

ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПСИХОКУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ НА РУБЕЖЕ

XX - XXI ВЕКОВ

Работа предоставлена кафедрой теории и истории культуры Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. Научный руководитель - доктор культурологии, профессор М. И. Гомбоева

В статье рассматривается онтологическая сущность психокультуры. Автор конкретизирует данные понятия на примере физической культуры и спорта, рассматриваемая сквозь призму психокультуры физическое совершенство. Предполагается оригинальное видение смысла идеального образа физически развитого человека.

The ontological essence of psychoculture is considered in the article. Physical perfection is analysed in the light of psychoculture on the example of physical culture and sport. The author offers an original vision of a sense of a physically advanced person's ideal image.

Физическая культура и спорт неотделимы от человеческого общества, в котором они зарождаются и формируются, где происходит их непрерывное развитие. Они входят в контекст культуры и являются неотъемлемой частью, выступая средством созида-ния и трансляции культурных ценностей, что позволяет человеку приобщиться к ним, а также раскрыть и реализовать собственный творческий потенциал.

Основной культурной ценностью является сам человек. Отношение к человеку как к высшей ценности бытия легло в основу современного образовательного процесса. В общей системе культуры личности наряду с экономической, экологической, медицинской, педагогической, научной, художественной и управленческой культурой физическая культура занимает важное место. Она является одним из важнейших базисных компонентов общей культуры человека.

В конце XX в. одной из главных доминирующих ценностей было материальное благополучие людей, что определялось тяжелой социально-экономической ситуацией. Люди не заботились о своем здоровье до тех пор, пока не почувствуют себя больными. Это красноречиво свидетельствует

об отсутствии у них потребности в физическом совершенствовании. Здоровье в обществе в силу низкой культуры еще не встало на первое место в иерархии потребностей человека1.

Физическая культура, как и культура в целом, может рассматриваться лишь через человека, поскольку он и создает культуру, и сам формируется в процессе ее освоения, получает свое «второе рождение». Это тесно связано со становлением, развитием и возвышением его потребностей. «Никто не может сделать что-нибудь, -писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей ,..»2

Потребности человека как таковые вытекают из самой его природы как биопсихосоциального существа, поэтому полнее понять социальное в нем можно, рассматривая его во взаимоотношении с биологическим. Развитие человека основано не на подавлении биологического социальным или, наоборот, социального биологическим, а на их диалектическом взаимодействии.

В процессе исторического развития производительных сил среди людей происхо-

дит существенное уменьшение вынужденной двигательной активности для обеспечения своей жизнедеятельности. Возрастает значимость осознанного отношения к движениям, что вытекает не только из необходимости физических нагрузок для организма, но и требований, которые предъявляет актуальная социокультурная ситуация к человеку.

Следует подчеркнуть, что все другие, используемые при описании поведения человека понятия, будь то установки, ценностные ориентации, интересы, мотивы и т. п., являются производными от потребностей, порождаются ими.

Становится очевидным, что решение проблем, связанных с идеальным образом физически развитого человека, следует искать на путях формирования и развития у населения, и прежде всего у детей и молодежи, осознанной потребности в физическом совершенствовании, что, в свою очередь, диктует необходимость всестороннего и глубокого изучения и анализа этого процесса.

Культура - понятие многогранное, затрагивающее все сферы жизнедеятельности человека. Под культурой принято понимать социально-прогрессивную творческую деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания. По своему содержанию культура есть процесс развития человека как социального индивида, способ его существования как субъекта познания, общения и деятельности, мера его индивидуального (творческого, социального, нравственного, эстетического и физического) совершенства.

Психокультуру можно понимать онтологически. Ее структура закреплена в сознании человека. Образ физического совершенства можно понимать как компонент, определяющий проявление активности человека.

Некоторые исследователи доказывают, что физическая культура есть первый тип человеческой культуры как таковой, ее базовая, основополагающая модификация.

Первоначально возникает физическая культура, а затем на ее основании и как ее непосредственное продолжение и развитие -все остальное в социуме3.

По мнению доктора педагогических наук, профессора М. Я. Виленского, физическая культура имеет гуманитарную значимость, которая предполагает достижение целостности знаний о человеке, понимание значения человеческих ценностей в современном мире, осознание своего места в культуре, развитие культурного самосознания, способностей и возможностей к преобразовательной культурной деятельности. Она проявляется через гармонизацию духовных и физических сил личности, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, телесная культура, повышенная работоспособность, физическое совершенство, хорошее самочувствие и др.4 В формировании потребностей, как известно, ведущая роль принадлежит объективным, материальным условиям жизни.

Диалектика взаимодействия биологического и социального в человеке состоит в том, что более простая форма (биологическая) является основой для возникновения и развития другой, более сложной формы (социальной). Ф. Энгельс писал: «...уже самый факт происхождения человека из животного царства обуславливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному.»5 К. Маркс исторически развившиеся общественные потребности людей называл «второй природой».

Биологические потребности человека, скажем, в пище, движении и т. д. могут являться источником действия еще до их осознания (например, у новорожденного), так как относятся к безусловным рефлексам. У взрослого человека, наряду с ощущением через физиологические механизмы, они воспринимаются уже и сознанием, побуждая в случае их неудовлетворения к осмысленным активным действиям. Подчеркивая непреходящее значение в системе человеческих потребностей биологического начала, ос-

новоположники диалектического материализма указывали в то же время на огромное влияние социального на все потребности человека.

Следовательно, потребность в идеальном образе физически развитого человека обусловлена всем социально-экономическим и культурным укладом общества, является прежде всего приобретаемой. Признание социальной обусловленности и изменчивости человеческих потребностей важно, поскольку означает одновременно и признание возможности их конструирования, и влияния на процесс их формирования.

Потребность в идеальном образе физически развитого человека можно рассматривать как объективную необходимость, которая, отражаясь в той или иной степени в сознании людей, является источником деятельности, направленной на культурное, физическое и духовное развитие, сохранение и укрепление здоровья. При всем многообразии потребностей личности они не существуют в отрыве друг от друга. Они внутренне связаны между собой в одну естественную систему.

Истинное богатство общества составляют люди, обладающие широким кругом потребностей в культурных ценностях, в том числе физических. Причем их круг постоянно совершенствуется, имеет тенденцию к возвышению. Возвышение потребностей играет особую роль сегодня, когда происходит радикальная трансформация всего общества. Именно в такие периоды, когда идет ломка устаревших представлений, взглядов и сознания в целом, резко возрастают и потребности людей, которые требуют последовательно нарастающего удовлетворения, в том числе и в физическом совершенствовании.

Понятие потребности как социального явления не может быть раскрыто без рассмотрения ее во взаимодействии с деятельностью - основы как культурной, так и физической культуры. Именно потребность в чем-либо всегда «подталкивает» к деятельности по удовлетворению ее.

Изучение механизма формирования, возвышения и удовлетворения потребностей помогают, в частности, выяснить сущность парадоксального противоречия между пониманием многими людьми необходимости физического совершенствования и пассивным отношением к нему в действительности.

Неразвитость образа физического развития, физического совершенства присуща, как правило, людям с неразвитыми, односторонними культурными потребностями. Недостаточный общий культурный уровень занимает первое место в иерархии причин, препятствующих физкультурно-спортивным занятиям. На втором месте оказывается такая причина, как укоренившиеся неразумные и вредные привычки, что, по существу, тоже является проявлением низкого культурного уровня.

Потребность в идеальном образе, физическом совершенствовании и высокая личная физическая культура были присущи многим выдающимся людям: А. С. Пушкину, Л. Н. Толстому, И. П. Павлову, А. В. Суворову и др. Они использовали самые разнообразные средства физической культуры, причем в тесном сочетании с физическом трудом. Например, А. С. Пушкин увлекался верховой ездой, отлично стрелял из пистолета, искусно фехтовал, считался одним из лучших пловцов Петербурга. По утрам он принимал холодную ванну, а зимой обтирал тело снегом. Любил много ходить пешком, сочетая это занятие с метанием специальной железной палки, работал в саду, копал грядки, сажал деревья. Великий русский физиолог И. П. Павлов любил катание на велосипеде, играл в городки, занимался гимнастикой - мог даже сделать стойку на руках. В 80-летнем возрасте увлекся лыжными прогулками, любил закаливание холодной водой. Он вырабатывал в себе потребность в строгом распорядке дня, был решительным противником курения и употребления алкоголя.

Эти примеры вполне логичны: культурный уровень человека, проявляясь в способ-

ности к анализу и обобщению, более полном использовании опыта других людей в постановке и осуществлении целей культурного развития, становится основой формирования еще не образовавших потребностей, в том числе и потребности в идеальном образе физически развитого человека. В то же время бедность, неразвитость всей системы культурных потребностей в целом сдерживает развитие каждой из них в отдельности, поскольку различные потребности многочисленными связями объединены в единую систему.

Таким образом, прослеживается прямая взаимосвязь общего культурного уровня людей с наличием у них одной из важных культурных потребностей - потребности в идеальном образе и физическом совер-шенствовании.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. Россия находится в состоянии активных преобразований в разных сферах общества: в культуре, экономике, политике. На пороге XXI столетия в общественном сознании утверждается мысль о том, что человек находится на крутом переломе, на пути пересмотрения и формирования отношения к прошлому и будущему. Одновременно происходит переосмысление самого человека, его статуса. Сейчас происходит переоценка и смена социокультурных ценностей, что отразилось в области физической культуры и спорта. Эти изменения повлияли на перемены в отношении к физической культуре и спорту, что позволяет говорить о формировании здорового образа жизни как особой поведенческой схемы. Она появляется в растущей популярности физической культуры и спорта, поскольку в этой сфере человеческой деятельности заложены уникальные возможности совершенствования личности. Все большее количество людей использует различные средства физической культуры в рамках учебной, трудовой деятельности, а также своего свободного времени. Прогрессивное развитие общества и рост общей культуры людей приводят их к регулярным и систематическим занятиям физическими

упражнениями, в процессе которых совершенствуются не только физические способности личности, но и ее духовные качества - нравственные, волевые, эстетические, интеллектуальные .

Данные тенденции, происходящие в современной российской культуре, явились предпосылкой формирования потребности в создании нового образа. Он должен стать конструктом, репрезентирующем физически развитого человека в нашей культуре. Материалом для него должны стать семан-тико-семиотическая сфера самой культуры. Только в этом случае возможно создание непротиворечивого образа физически развитого человека.

Процесс формирования потребности в идеальном образе и физическом совершен -ствовании, как и любой другой духовно-культурной потребности людей, не может быть, бесспорно, достаточно полноценным без создания материальной базы: соответствующих зданий и сооружений, оснащенных необходимой аппаратурой, оборудованием и техническими устройствами, а также личного инвентаря, одежды и различного рода приспособлений, требуемых для участия в этом процессе.

Одним из решающих условий успешного формирования потребности людей в физическом совершенствовании является целенаправленная деятельность квалифицированных специалистов в этой области.

На процесс формирования потребности в физическом совершенствовании оказывает огромное влияние борьба движущих человеком как биосоциальных, так и высокодуховных потребностей, восходящих к смыслу жизни и общечеловеческим ценностям.

Существует группа потребностей, которые сами в той или иной мере удовлетворяются в процессе формирования идеального образа физически развитого человека: например, в активном отдыхе, восстановлении работоспособности и здоровья, общении и коллективной деятельности, нравственном и эстетическом развитии, признании другими людьми и самоутверждении,

новой информации и др. Совершенно очевидно, что чем сильнее развиты эти потребности, тем глубже и прочнее будет потребность в идеальном образе.

Человек высокой культуры тем и отличается от того, кто ею не обладает, что у него сформирована среди прочих потребность в физическом совершенстве, стремление к идеалам.

Человек сам делает выбор среди доминирующих в его системе потребностей, которые постоянно конкурируют между со -бой. Он делает это с учетом возможности

их реализации и сегодня, и в будущем. Но такой выбор в решающей степени предопределен сложившимся к данному времени «соотношением сил» среди этих потребностей и производных от них целей, интересов и мотивов.

Таким образом, можно говорить о том, что в России сложились все необходимые условия для формирования потребности в идеальном образе физически развитого человека. Более того, наука накопила достаточный теоретический и практический материал для ее реализации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Давиденко Д. Н., Петленко В. П. Чем жив человек // Основы безопасности жизни. 2003. № 5. С. 56.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., 2-е изд. Т. 3. С. 245.

3 Визитии Н. Н. Физическая культура личности: Проблемы человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты // Отв. ред. В. И. Столяров. Кишинев: Штинцы, 1989. С. 40.

4 Виленский М. Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура. 1996. № 1.

5 Маркс К., Энгельс Ф. Указ соч., 2-е изд. Т. 20. С. 102.