Научная статья на тему 'Идеальные образы личности: нарративный подход как внутренняя форма языков познания'

Идеальные образы личности: нарративный подход как внутренняя форма языков познания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
352
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗЫ / ИДЕАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ / НАРРАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / КУЛЬТУРА ОБРАЗА / IMAGES / IDEAL IMAGES / NARRATIVE CHARACTER / PERSONAL HISTORY / CULTURE IMAGE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гпухова О. Г.

В данной статье рассматриваются философские проблемы идеального образа в нарративном контексте. Автор изучает социокультурные причины идеальных образов, и общественную природу. Идеальный образ есть уровень когнитивного развития личности и методологическая основа научного познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAL IMAGE OF PERSONA: NARRATION APPROACH AS A IMMANENT FORM OF THE COGNITIVE LANGUAGE

This article considers a philosophical problems of ideal image in the narration context. Author researchers social and cultural reasons of ideal images, its collective nature. Ideal image is a level of cognitive development of persona and methodological basis of science cognitive.

Текст научной работы на тему «Идеальные образы личности: нарративный подход как внутренняя форма языков познания»

Проведя анализ процесса трансформации биосферы в ноосферу, В.И. Вернадский приходит к следующим обобщениям.

1. Ход научного творчества представляет собой ту силу, при помощи которой человек меняет биосферу. Изменения биосферы после появления в ней человека неизбежны, они сопутствуют росту научной мысли.

2. Изменение биосферы не зависит от человеческой воли, оно стихийно, как природный естественный процесс.

3. Научная работа человечества есть природный процесс, сопровождаемый переходом биосферы в новое, более упорядоченное состояние - ноосферу.

4. Такой переход выражает собой «закон природы». Поэтому возникновение в биосфере рода Homo sapiens (человека) есть начало новой эры в истории планеты.

5. Человек может рассматриваться как определенная функция биосферы в определенном ее пространстве-времени. Во всех своих проявлениях человек составляет определенную закономерную часть биосферы.

6. Взрыв научной мысли в XX столетии подготовлен всем прошлым биосферы и имеет глубочайшие корни в ее строении. Он не может остановиться и пойти назад. Биосфера же неизбежно, рано или поздно, перейдет в ноосферу. И в истории народов, населяющих планету, произойдут нужные для этого события, а не события, этому противоречащие.

В.И. Вернадский считал процесс трансформации биосферы объективным процессом. Переход к ноосфере происходит постепенно, длительное время и, в соответствии с идеями ученого, осуществляется за счет коллективных и когерентных взаимодействий всех людей и их целостного влияния на природу. При этом решающим фактором является деятельность человека, которая носит не стихийный, а глубоко осознанный и организованный характер.

Ноосфера представляет собой такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно в связи с деятельностью людей в интересах совместного развития человека и природы. Необходимость гармонизации отношений между человеком и природой - такова одна из ведущих идей концепции ноосферы В.И. Вернадского. «Мы переходим к новой эре в жизни человечества и жизни на нашей планете вообще, когда точная научная мысль как планетная сила выступает на первый план, проникая и изменяя всю духовную среду человеческих

Библиографический список

обществ, когда ею охватываются и изменяются техника жизни, художественное творчество, философская мысль, религиозная жизнь» [5, с. 65].

Следует отметить, что в основе концепции ноосферы В.И. Вернадского лежит принцип согласия. Ученый рассматривает ноосферу как сферу, гармонично соединяющую природные и социально-культурные начала в человеческом существовании, образуя их целостность. Думается, что ноосферу можно представить сферой голосов разума, объединенных в общество людей, взывающих к согласию, а также воспринимать в качестве ступени развития, на которой созидается «второй» космос, новый порядок, обеспечивающий совместное развитие человечества со всем универсумом.

Таким образом, В.И. Вернадский исходит из положения о единстве природных и антропо-социальных законов эволюции, их коэволюции. В его воззрениях на взаимоотношения между обществом и природой утверждается принцип согласия, который определяет мышление, поведение и деятельность человека как разумного существа. Принцип согласия способствует преобразованию самого человека, в результате чего он осознает себя микрокосмосом - гармоничным существом.

В.И. Вернадский создал концепцию ноосферы - сферы разума в единстве его форм: индивидуальной, коллективной, природно-родовой и космической. В контексте этой концепции развивается принцип согласия, без которого невозможна гармония в социальной жизни, соответствующая гармоническому порядку в космосе. Совместная разумная деятельность всех людей на нашей планете, основанная на развитии науки и техники, является условием возникновения ноосферы, которая не противопоставляется сфере жизни, а дополняет ее, образуя вместе с ней гармоническую целостность.

Взгляды В.И. Вернадского содержат в себе подлинно гуманистический смысл - жить в согласии со всем миром. Ученый мыслил о необходимости гармонизации отношений между человеком, обществом и природой в планетарно-космическом масштабе. Его размышления, теоретически неожиданные для первой половины XX века, и сегодня воспринимаются в качестве руководства к действию: всем людям Земли следует вместе заботиться об общем для них мироздании и отвечать за судьбу общей для них планеты.

1. Новая философская энциклопедия: в 4-х т. - М., 2001. - Т. 3.

2. Вернадский, В.И. Автотрофность человечества // Русский космизм: антология философской мысли. - М., 1993.

3. Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста. - М., 1988.

4. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление. - М., 1991.

5. Вернадский, В.И. Размышления натуралиста: в 2 т. - М., 1975-1977. - Т. 2.

Bibliography

1. Novaya filosofskaya ehnciklopediya: v 4-kh t. - M., 2001. - T. 3.

2. Vernadskiyj, V.I. Avtotrofnostj chelovechestva // Russkiyj kosmizm: antologiya filosofskoyj mihsli. - M., 1993.

3. Vernadskiyj, V.I. Filosofskie mihsli naturalista. - M., 1988.

4. Vernadskiyj, V.I. Nauchnaya mihslj kak planetnoe yavlenie. - M., 1991.

5. Vernadskiyj, V.I. Razmihshleniya naturalista: v 2 t. - M., 1975-1977. - T. 2.

Статья поступила в редакцию 11.09.13

УДК 101.1:316

Glukhova O.G. IDEAL IMAGE OF PERSONA: NARRATION APPROACH AS A IMMANENT FORM OF THE COGNITIVE LANGUAGE. This article considers a philosophical problems of ideal image in the narration context. Author reseachers social and cultural reasons of ideal images, its collective nature. Ideal image is a level of cognitive development of persona and methodological basis of science cognitive.

Key words: images, ideal images, narrative character, personal history, culture image.

О.Г. Гпухова, преп. каф. философии и социально-гуманитарных дисциплин Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького, г. Донецк, E-mail: kulikova2307@ukr.net

ИДЕАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ ЛИЧНОСТИ: НАРРАТИВНЫЙ ПОДХОД КАК ВНУТРЕННЯЯ ФОРМА ЯЗЫКОВ ПОЗНАНИЯ

В данной статье рассматриваются философские проблемы идеального образа в нарративном контексте. Автор изучает социокультурные причины идеальных образов, и общественную природу. Идеальный образ есть уровень когнитивного развития личности и методологическая основа научного познания.

Ключевые слова: образы, идеальные образы, нарративный характер, индивидуальная история, культура образа.

Идеальные образы личности - это достаточно значимая проблематика в целом ряде социально-гуманитарных исследований - философии, социологии, культурологии, психологии и др. В современной науке отмечается, что нарративный подход

- «это быстро развивающееся современное научное направление. Его источники - это идеи деконструкции Деррида, противопоставление «власти» и «знания» Мишеля Фуко, положения дискурс - анализа о том, что наша ежедневная реальность постоянно конструируется и преобразуется в языке, о чем говорили Бергер, Луман, Гергер» [1, с. 9]. Основная идея нарративного подхода в том, что «человек конструирует свою самость, когда повествует о своей жизни и придает ей смысл в процессе и с помощью своей личной истории», а новизну и революционность нарративного подхода исследователи видят «в сходстве и отличии от дискурс-анализа», в признании нарративным подходом «динамичности собственного «Я-человека (его идентичности, самости)», «в концентрации внимания самого человека -автора своего жизнеописания «а не исследователя, разоблачающего идеологию», что придает самой методологии нарративного подхода «экологичность и аутентичность» [1, с. 9]. Ученые считают, что идеи нарративного подхода «близки экзистенциальным идеям о важности смысла, и звучат как конструирование самости через нарратив и придание смысла жизни через смысл истории. Именно этот процесс создает самость и целостность человека, переживающего постоянную раздробленность из-за фрагментированности жизни», способствует «реконструированию идентичности» и помогает «преодолевать жизненный кризис, находить новую точку опоры и энергию» [1, с. 9]. В связи с этим цель нашего философского исследования - увидеть идеальные образы личности как-бы изнутри, со стороны внутренних механизмов их развития, что согласуется с понятием нарратива. Задача работы - квалифицировать эти «внутренние механизмы» как «внутренние формы языков познания» индивидом окружающего мира, придать им методологический статус в формировании целостности личности.

Еще советский философ Э.В. Ильенков указывал на то, что идеальное - это слишком важная категория, чтобы с нею поступать бездумно. [2, с. 432]. Анализируя Э.В. Ильенкова, В.Н. Александровская отмечает, что «идеальное - это отражение действительности в формах духовной деятельности, способность человека духовно-мысленным образом воспроизводить вещь. Что касается идеального образа, то в теории познания - это результат и идеальная форма отражения объекта в сознании человека, возникающая в условиях общественно-исторической практики, на основе и в формах знаковых систем. Идеальный образ

- это производное от идеального. Для Э.В. Ильенкова «родовым гнездом» понятия идеального образа было само «идеальное». Современные исследователи утверждают, что идеальный образ - это семиотическая модель объективной реальности. Л.С. Выготский первым указал на семиотическую природу высших психических функций, не последнее место в которых занимает идеальный образ» [3, с. 15].

Э.В. Ильенков утверждает, что человек обретает идеальный план жизнедеятельности только в ходе приобщения к исторически развивающимся формам общественной жизнедеятельности, только вместе с социальным планом существования, вместе с культурой. И в этом смысле идеальность не что иное, как аспект, измерение и определенность культуры [2, с. 432].

По мнению В.Н. Александровской, в вышеописанном «культуральном психическом» рождается и формируется идеальный образ и тоже как носитель этой культуры. Идеальное - характерная черта культуры личности, главнейший признак сознания как «культуральной психики» (по Дж. Хендерсону), обусловленный социокультурной природой человека. Идеальное - это культурные образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации [3, с. 18].

Идеальный образ имманентно относится к психической культуре личности и репрезентирует ее в социуме. Более того, идеальный образ как психическая культура позволяет строить окружающий мир. Российский ученый В.Д. Шинкаренко в своей работе «Нейротипология культуры» пишет: «То, что вся современная культура и человек является системой правил и транслируется как система правил, очевидно» [4, с. 88]. И далее: «Окру-

жающий мир, в котором живет человек, является естественной моделью, в основе которой лежат правила устройства этого мира, и эти правила могут рассматриваться как некая модель, лежащая в основе правил культуры» [4, с. 88].

Для российского культуролога В.Д. Шинкаренко идеальный образ - это смысловая схема в психической культуре человека, это смысл и знак культуры его восприятия, это культурная схема поведения человека. Так, В.Д. Шинкаренко пишет: «Правила -это некая схема, которая накладывается на некий предмет, чтобы его включить в систему мышления. Для животных такой системой являются инстинкты, обслуживающие биологические потребности организма. Правила человека простираются значительно дальше инстинктов и позволяют осознавать и сами инстинкты и мир за пределами инстинктов» [4, с. 88]. «Бог не только сотворил человека - пишет ученый, - но и дал ему разум, который и есть система правил, а все остальное - это всего лишь воспроизведение правил» [4, с. 88]. «Вероятно, - отмечает исследователь, - что есть только один механизм для существования и постоянного воспроизведения культуры, чтобы она не угасла в звериных инстинктах человека. Этим механизмом является самый обычный животный страх... Роль страха в жизни бесписьменных культур показана в работах Леви-Брюля» [4, с. 88]. В процессе мышления, - замечает В.Д. Шинкаренко, -«в сознании возникают новые символы, и эти смыслы носят социокультурную природу, и существуют только во внутреннем пространстве» [4, с. 88]. И далее: «Смысловая схема позволяет воспринимать не «чистый» поток экологической информации органами чувств, а накладывать на этот поток смысловую схему и тем самым воспринимать не только то, что доступно органам чувств, но и социокультурное знаково-смысловое сконструированное восприятие окружающего мира. Окружающий мир не перестает существовать, но над ним надстраивается знаковосмысловое социокультурное пространство, разделяющее и объединяющее элементы окружающего мира в знаки-схемы, выделенные смыслом. [3, с. 88].

Высшим уровнем культурного развития психики является образ-Я личности. В образе-Я как в фокусе сходятся психические процессы и социо-культурный потенциал личности. Анализируя итальянскую онтопсихологию, современный исследователь данного вопроса В.Н. Александровская представляет функциональные параметры образа-Я личности так, как они сформулированы в итальянской психологии: «Формирование собственного образа-Я, - пишет В.Н. Александровская, - это путь самопознания и саморазвития: «Кто познал образ, тот познал себя», утверждает современная онтопсихология. Современная психология развитие образа видит только в рамках общения, деятельности, коммуникации. Именно в этих процессах формируется образ-Я как вершина сущности и всех характеристик личности. Итальянская онтопсихология утверждает, что «образ -это причинность психической деятельности человека»; «образ

- это базовый критерий, простейший ключ к пониманию историко-логических формообразований онейрических сообщений»; «образ - это совершенно естественный язык внутри- и межличностных коммуникаций, свойственных человеку»; «образ - один из языков бессознательного»; «первопричина всего сущего»; «образ - это феноменология внутренней ситуации субъекта, это прочтение сознательного «Я» человека»; «образ - это язык человеческого существования» и пр.» И далее: «Весьма высоко оценивается образ-Я и в отечественной философии и психологии. Для И.С. Кона «образ-Я» - это «самый глубокий слой самосознания личности», «представление человека о самом себе», «образ-Я», - это «становление человека», «образ-Я - это «идентичность, существующая на уровне организма», «образ-Я» - это «саморегулирующееся начало в психике человека» [5, с. 29]. А для К.К. Платонова человеческое «Я» было связано с «преемственностью сознания» и рождается оно в «противопоставлении окружающему миру» [5, с. 29].

Концептуальная парадигма исследования. Всё вышеуказанное подвело нас к согласию с западными учеными (Кроссли, Макинтайр, Карр, Сарбин) в том, что «человеческая психология имеет фундаментальную нарративную структуру» [6, с. 83]. Так, Т.Р. Сарбин рассматривает нарратив как «организующий принцип человеческого действия», что «согласно нарративному прин-

ципу вырисовывается совершенно иная картина, портрет человека., вырисовывается более гуманистический образ самости и индивидуальности героев и злодеев, акторов, которые участвуют в диалоге «с другими акторами» и что «если мы серьёзно отнесемся к идее того, что нарративный принцип управляет человеческими действиями и мыслями, мы сможем проанализировать любой отрезок нашей жизни» [6, с. 84]. Т.Р. Сарбин увидел суть «нарративного принципа» в том, «что люди думают, воспринимают, воображают, представляют, взаимодействуют и делают нравственный выбор в соответствии с нарративными структурами» [6, с. 83]. В психологии нарративный подход настаивает на психологическом опыте человека - восприятии, представлениях, понятии, переживаниях, детерминированных той социальной культурой, в которой человек вырос и сформировал свою личность. То есть, по мнению исследователей у нарративного принципа - онтологический статус и экзистенциальная миссия - играть центральную роль в человеческом опыте и существовании [б, с. 82].

Т.Р Сарбин и М.Л. Кроссли пишут, что «на данный момент нам важно понять, что нарратив - это способ организации эпизодов, действий и оценок этих действий; это достижение, «которое вводит воедино мирские факты и фантастические вымыслы; время и место объединены. Нарратив позволяет человеку включить (в историю) обоснование своих действий, равно как и причины, вызвавшие событие» [6, с. 84].

В данной литературе церемониальные и обрядовые образы человеческого существования (свадьбы, крестины, похороны, повседневные ритуалы, а также мечты, страхи, надежды, планы, фантазии, воспоминания, любовь, ненависть) названы «нарративными сюжетами» и составляют «историю людей, вовлеченных в эти действия и события» [6, с. 85]. Иными словами в идеальном образе западные ученые видят «нарративную основу» индивидуального опыта. А если вспомнить, что идеальные образы формируются в семье, через социокультурное наследование и подражание, имеют свою историю и общепринятую практику распространения, управляют моральным поведением людей из поколения в поколение, передаются посредством изложения, притч, сказок и мифов, то вполне понятна позиция А. Макинтайра, который пишет следующее: «дети приобретают знание того, чем является ребенок и чем является родитель, какого рода характеры могут быть участниками драмы, в которую они вовлечены, и каков окружающий мир. Лишите детей историй, и вы оставите их без сценария, крайне неуверенными как в действиях, так и в словах. Так что не существует другого способа приобретения понимания любого общества, включая наше собственное, кроме освоения множества историй, которые составляют исходный драматический ресурс общества. Мифология, в ее исходном смысле, есть сердцевина вещей» [6, с. 85].

В исследованиях западных ученых индивидуальные истории - это нарративная инфраструктура идеальных образов, управляющих судьбой и смыслом жизни. М.Л. Кроссли по этому поводу пишет: «по мнению Беттельхейма, классические сказки, которые дети слышат в детстве, далеко не глупы и не фальшивы. В таких сказках, как «Золушка», «Спящая красавица», «Бу-ратино», разыгрываются извечные конфликты между добром и злом, жизнью и смертью, любовью и ненавистью. Это достаточно насыщенный психологический материал, оформленный в таком виде, который привлекателен для детей, и с самых их первых дней привносит в них ощущение моральных конфликтов и проблем, значимых для культуры, в которой они живут. И знакомство с этими сказками не ограничивается периодом детства. Когда мы взрослеем, мы ежедневно видим по телевизору драмы, мыльные оперы, блокбастеры и ток-шоу, в которых точно также как и в сказках для детей, разыгрываются все те же извечные нравственные конфликты» [6, с. 85-86].

По мнению М.Л. Кроссли «нарратив способствует трансформации жизни и поднимает её на другой уровень» [6, с. 93] посредством наследования образов и «всплытия образов» из прошлого» [6, с. 90], а вся «реальность жизни человека из современного западного общества имеет характер нарратива или повествования» [6, с. 86], аналогично «феномену Гештальта, который часто упоминают, говоря о восприятии» [6, с. 87].

В связи с тем, что образы вплетены в историю существования индивида, то в них отражены прошлое, настоящее и будущее человека. Поэтому нарративный подход включает восприятие человеческого опыта, отраженного в идеальном образе. Так,

например, Гуссерль различает три основных уровня человеческого восприятия - пассивное, активное и восприятие самости (жизни). В любом из этих состояний человек представляет все три времени в виде образа. Этот механизм действия Рикёр назвал «осюжетиванием» своей жизненной истории, а М.Л. Крос-сли отметил, что подобная «темпоральная (временная) конфигурация характерна для нарративной структуры, близка не только пассивному, но и активному человеческому восприятию» [6, с. 88- 90].

Для исследователей данной проблематики нарративный подход - это внутренняя форма языков познания. Нарративный подход охватывает человеческую эволюцию изнутри - через куль-турогенез, психику людей, через индивидуальное проживание жизни, её осмысление и самопознание, её восприятие и представление о ней. В этом случае идеальные образы - это символы и знаковая система, указывающие и фиксирующие когнитивно-поведенческий потенциал каждого индивида. По идеальным образам просматривается индивидуальная история жизни. Идеальные образы как представление о жизни могут быть поданы в любой форме - искусства, живописи, музыке, литературе, автобиографии. Например, С. Кьеркегор полагал, что именно через «процесс автобиографического отбора мы становимся этическими существами; рассказывая наши истории жизни, мы становимся ответственными за нашу жизнь», а в концепции «нарративной идентичности» Рикера идея ответственности является центральной; по его мнению, самость и индивидуальность появляются только в процессе повествования жизни», и «говоря словами Карра, - отмечает М.Л. Кроссли, - «в своем течении жизнь становится рассказом, и мы проживаем жизнь, рассказывая о ней» [6, с. 88- 90]. Карр настаивает на том, что художественные истории жизни, данные в образах, «усиливают и делают более явной ту символизацию, которая уже функционирует в культуре на уровне практических действий, которые совершает человек» и «поэтому нарратив способствует трансформации жизни и поднимает её на другой уровень» - индивидуальный и социокультурный» [6, с. 93- 94].

Проблема роли идеальных образов в формировании личности достаточно активно и глубоко исследуется западной наукой в рамках нарративного подхода. М.Л. Кроссли отмечает: «В каждом личном нарративе присутствует характерный набор образов. Для того, чтобы понять наш личный нарратив, мы должны исследовать тот уникальный способ использования нами образов для понимания того, кто мы есть. Как наша идентичность, образы создаются и обнаруживаются. Мы создаем наши собственные образы, но природа этого процесса сильно зависит от того «сырья», которое доступно нам в нашей культуре (язык и истории)., образы, которые люди используют во взрослом возрасте, в значительной степени сформулированы комплексной семейной динамикой в первые 3-4 года жизни ребенка . Либо же их источник - это дискурсы (мораль, ценности, система верований), доминирующие в обществе, в котором вы живете» [6, с. 146-147].

Ценность нарративного подхода проявилась не только в онтологии идеальных образов, но и в гносеологической их дифференциации. Так, западные ученые представили целую классификацию идеальных образов: «Образы, связанные с «главами жизни»»; «Образы, связанные с «ключевыми событиями»»; «Образы, связанные со «значимыми событиями»»; «Образы, связанные со «сценарием будущего»; «Образы, связанные нынешними «стрессами и проблемами»»; «Образы, связанные с «личной идеологией»» [6, с. 146-154].

Таким образом, знакомство с данной научной проблемой, изучение соответствующей отечественной и зарубежной литературы позволяет нам сделать ряд заключений.

Во-первых, нарративный подход к исследованию роли идеальных образов в формировании личности явился абсолютно естественным, так как выявил в нарративном феномене имманентный фактор человеческого культурогенеза и индивидуального самобытия в целом.

Во-вторых, методологическая интеграция «образа» и «нарратива» оказалась оправданной и представляет собой достаточно широкое поле научной деятельности в любом междисциплинарном исследовании.

В-третьих, проблема идеальных образов, как и идеального в целом, - это самый сложный и неизведанный аспект науки, поэтому у данного направления философии и науки открываются достаточно большие перспективы.

Библиографический список

1. Киселёва, А.А. Предисловие научного редактора // М.Л. Кроссли. Нарративная психология. Самость, психологическая травма и конструирование смыслов. - Харьков, 2013.

2. Ильенков, Э.В. Диалектика идеального // Философия и культура. - М., 1991.

3. Александровская, В.Н. Идеальный образ как психическая культура личности (концептуально-методологический аспект) // Теоретичні

і прикладні проблеми психології. - Луганськ. - 2012. - № 2(28).

4. Глухова, О.Г. Ідеальне як соціокультурна модель свідомості. Наукові записки. Тематичний випуск: «Актуальні проблеми когнітивноЇ психологіЇ». - Острог, 2012. - Сер. Психологія і педагогіка. - Вип. 20.

5. Александровская, В.Н. Коммуникативная природа «Образа-Я» личности // Актуальні проблеми психологіЇ. Психологія особистості. Психологічна допомога особистості. - КиЇв, 2013. - Вип. 7. - Ч. 1. - Т. 11.

6. Кроссли, М.Л. Нарративная психология. Самость, психологическая травма и конструирование смыслов. - Харьков, 2013.

Bibliography

1. Kiselyova, A.A. Predislovie nauchnogo redaktora // M.L. Krossli. Narrativnaya psikhologiya. Samostj, psikhologicheskaya travma i konstruirovanie smihslov. - Kharjkov, 2013.

2. Iljenkov, Eh.V. Dialektika idealjnogo // Filosofiya i kuljtura. - M., 1991.

3. Aleksandrovskaya, V.N. Idealjnihyj obraz kak psikhicheskaya kuljtura lichnosti (konceptualjno-metodologicheskiyj aspekt) // Teoretichn і

prikladm problemi psikhologn'. - Lugansjk. - 20і2. - № 2(28).

4. Glukhova, O.G. Idealjne yak sodokuljturna modelj svіdomostі. Naukovі zapiski. Tematichniyj vipusk: «Aktualjm problemi kogrntivno'f psikhologn». - Ostrog, 2012. - Ser. Psikho^ya і pedagogіka. - Vip. 20.

5. Aleksandrovskaya, V.N. Kommunikativnaya priroda «Obraza-Ya» lichnosti // Aktualjm problemi psikhologn. Psikhologіya osobistostL Psikholog^hna dopomoga osobistostL - Kil'v, 2013. - Vip. 7. - Ch. 1. - T. 11.

6. Krossli, M.L. Narrativnaya psikhologiya. Samostj, psikhologicheskaya travma i konstruirovanie smihslov. - Kharjkov, 2013.

Статья поступила в редакцию 24.09.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.