Научная статья на тему 'Идеал совершенной личности как предмет этнокультурного воспитания (теоретический аспект)'

Идеал совершенной личности как предмет этнокультурного воспитания (теоретический аспект) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
434
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Даваев Санал Алексеевич

Статья посвящена проблеме воспитания подрастающего поколения на примере идеала совершенного человека. Идеал совершенного человека как предмет этнокультурного воспитания является базовым регулятивом современного этнокультурного образовательного пространства и актуален для всех народов, всех времен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеал совершенной личности как предмет этнокультурного воспитания (теоретический аспект)»

УДК 130.2:37 ББК 60.000.3 С 46

Скуднова Т.Д.

Аксиологическая позиция личности как стратегическая

цель образования

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье анализируется современная ситуация в гуманитарном образовании, обосновывается философская концепция опережающего ценностно-ориентированного образования, приводятся базовые характеристики феномена «аксиологическая позиция личности».

Ключевые слова:

Аксиологическое сознание, опережающее ценностно-ориентированное образование, аксиологическая позиция, рефлексия, самоактуализация, субъективность.

Социальные и политические потрясения в нашей стране положили конец ясности и определенности во всех сферах жизни, в системе ценностных ориентаций, установок, личностных позиций всех членов общества, особенно молодежи. Ситуация мировоззренческой неопределенности и социальной тревоги, исчезновение старого идеологического каркаса и социальных мифов, дегуманизация ценностных ориентиров обусловили необходимость кардинального обновления социально-гуманитарного знания и поисков адекватных подходов и новых стратегий в образовании. Подобная ситуация ведет к тому, что особую актуальность приобретают вопросы: каким станет человек, каковы его ценности и идеалы, какова его позиция во взаимодействии с окружающей социальной и природной средой? Назрела необходимость создания философской концепции ценностей, в рамках которой жизненные и профессиональные ценности рассматривались бы как реальность социального бытия, имеющие собственные механизмы и закономерности возникновения и развития в социальном пространстве.

Современные социокультурные условия требуют, чтобы научная мысль обратилась к человеку. Общественное развитие расширило сферу социального и исторического действия человека, а это, в свою очередь, требует расширения горизонта сознания человека, ответственности за человечество. Формирует ли современная система образования новый тип мышления, аксиологическое сознание, социальную ответственность? Адекватна ли архитектоника образовательного пространства логике культуры?

В этой связи мы полагаем, что важным компонентом трансформации современного отечественного образования может стать опережающее ценностно-ориентированное образование, адаптированное к будущему, выступающее потенциалом устойчивого развития общества, главным фактором духовно-нравственного возрождения. Трансформация социально-гуманитарного образования, по мнению большинства ученых, должна опираться на новую методологию, «метатеорию» (Э. М. Андреев, Ю. Г. Волков, Г. И. Герасимов, А. В. Миронов, В.М.Розин и др.), которая исходит из смены приоритетных ценностей. Они утверждают, что подлинное здоровье человека невозможно без упорядоченности мировоззренческих установок.

Обращение к классическому наследию философской и социологической мысли дает основание утверждать, что базовым принципом социально-гуманитарных наук являются взаимоотношения «Я и Другие», а основу социально-гуманитарного знания составляет системная, целостная интеграция знаний о человеке как субъекте, объекте и самоцели. «Назначение гуманитарного знания - в его мудром синтезе: философии, социологии, политологии, экономики, культурологи ... и других наук» [1].

На этом пути в социально-гуманитарном образовании обозначились тенденции парадигмального плюрализма и инновационной направленности на переход от культа абстрактного частичного человека-объекта к реальному целостному человеку-субъекту, синергии его связей с постоянно меняющейся социокультурной ситуацией.

Представляется, что интегративный, междисциплинарный подход, синтезирующий человековедческие знания, заключается в том, что в социальной практике любые процессы в обществе должны оцениваться с точки зрения полезности для развития и самореализации человека, то есть основываться на антропологической экспертизе.

Таким образом, современное социально-гуманитарное образование рассматривается как социальная деятельность по созданию благоприятных условий для развития и саморазвития человека, его интеллектуальных, духовно-нравственных и физических потенциалов на основе диалога человека в системе Я - природа - общество -культура - цивилизация. Характер эмоционально-ценностных отношений человека с окружающим миром, его авторская позиция и обеспечивают его образование - создание «Образа «Я».

М. К. Мамардашвили в «Современной европейской философии» отмечал, что сложность бытия требует саморазвития, которое он понимал как акт собирания своей жизни в целое, как организацию своего сознания в целое [2]. В мире неукротимых противоречий и исторических разломов как никогда важна способность человека быть автором собственной жизни, в том числе - в профессиональной сфере. Общество нуждается в свободной личности, самостоятельно решающей возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству, к отстаиванию своей независимости и ответственности и в то же время свободной от нравственной ущербности, которая выражается в одномерном видении мира, в желании быть всегда правой, в нетерпимости, непримиримости к думающему другому, неприятии всего непохожего на устоявшиеся стереотипы мышления.

Проблема «авторства» жизни, профессионального «авторства» не может быть рассмотрена без обращения к категории субъектности [3].Анализ научной литературы дал возможность определить, что эта категория нашла свое воплощение в исследованиях по философии, психологии, педагогике, то есть является междисциплинарной категорией. Субъектность позволяет представить личность как сценариста своих действий и поступков, которым присущи целеустремленность, четкие ценностные ориентации, направленность на внешний и внутренний мир.

Проблематика субъектности актуализирована в целом ряде работ зарубежных исследователей: А.Маслоу, К.Роджерса, К.Хорни, Э.Фромма,

В . Франкла и других. В творчестве отечественных ученых К. А. Абульхановой -Славской, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. И. Фельдштейна и других делается акцент на деятельностно - преобразующем способе существования человека. Фактически появляется «новая социальная позиция человека: позиция полноправного субъекта своей жизнедеятельности» .

В философской и психологической литературе субъект определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект (в том числе - на самого себя). В более широком контексте понятие «субъект» в психологии рассматривается как «творец собственной жизни, как распорядитель душевных и телесных способностей.

Человек как субъект способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать

способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее

приемы». Психологи с полным основанием называют субъектность «центральной категорией психологии человека» и определяют ее как «социальный,

деятельностно - преобразующий способ бытия человека».[4] Фактически в такой трактовке В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева понятие «субъект» становится синонимичным феномену «аксиологическая позиция», рассматриваемому нами.

Исходя из идеи порождения человеком себя как субъекта А. В. Петровский и В.А.Петровский рассматривают субъектность как основополагающую характеристику личности, утверждая, что личностное в человеке есть проявление его субъектности. Субъектность проявляется в деятельности. Стать субъектом определенной деятельности - «значит освоить эту деятельность, ... быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию» [5]. Стоит обратить внимание на способность субъекта к творческому преобразованию, что предполагает иной уровень субъектности по сравнению с «адаптирующимся субъектом», стратегическая позиция которого постоянно уводит его от соприкосновения с самим собой, со своей самостью, от его индивидуальности, где «... индивидуальность - это авторство собственной жизни» [6].

Таким образом, стратегическое мышление студентов необходимо считать одной из важных характеристик не просто профессиональной компетентности, а личностно-профессиональной позиции как более многомерного феномена, который может вообще напрямую не соотноситься с длительностью опыта практической деятельности.

В этой связи имеет смысл рассматривать не модель современного специалиста, а феномен аксиологической позиции в профессиональной деятельности стратега, когда активно выходя в область неопределенного, человек принимает на себя ответственность за исход, проявляя тем самым свою «причинность» в качестве субъекта действия (свое авторство). Мы считаем, что сущностные характеристики такой позиции, о которых пойдет речь ниже, как раз обеспечивают социальноантропологическую целостность личности выпускника вуза.

Аксиологическую позицию мы понимаем как сложную смысловую конструкцию, систему характеристик, в которой можно обнаружить противоречие, т. к. она постоянно находится в динамике, эволюционирует, принимая разные системообразующие смыслы в зависимости от контекстов использования этой конструкции, а главное - от индивидуальных особенностей конкретной личности.

Феномен личностно-профессиональной позиции является результатом субъектогенеза, который В. А. Петровский определяет как «становление возможности самодетерминации личности, способности человека быть «причиной себя». Самодетерминация является одним из видов самоценной активности человека. Аксиологическая позиция субъекта образования может рассматриваться как многомерное психологическое образование, которое проявляется в:

— реализации ценностей его профессиональной деятельности, профессиональной ценностной позиции (результат самоопределения) и самоосуществлении на этой основе;

— рефлексии (механизм профессионально-личностного роста);

— саногенном (антропоориентированном) стратегическом мышлении;

— открытости собственному опыту как источнику профессиональноличностного роста, творении себя как профессионала;

— интеграции свободы и ответственности;

— включении внутренних ресурсов (опора на позитивную Я-концепцию);

— аутентичности в общении;

— надситуативной и неадаптивной ответственности;

— готовности к кооперации и партнерству, обеспечивающим позицию лидера в коллективе;

— готовности к ценностно-рефлексивному взаимодействию;

— самопроявлении в различных областях социокультурного пространства.

Субъектогенез прежде всего связан с генезисом активности. При всей своей парадигмальной разноликости отечественные философы, педагоги и психологи едины в признании идеи активности субъекта. Между активностью и пассивностью как полярными качествами есть реактивность, которую М. С. Каган определяет как «выражение адаптивной (приспособительной) потребности саморегулирующихся систем, потребности в гомеостазе как возвращении к нарушенному извне равновесию системы со средой»[7].

Как показывают практические наблюдения, активность личности, самостоятельность в достижении поставленных целей до сих пор измеряются исполнительностью. Э. Фромм пришел к выводу, что «человек, нормальный в смысле хорошей приспособленности, часто менее здоров в смысле человеческих ценностей, чем невротик. Хорошая приспособленность часто достигается лишь за счет отказа от своей личности; человек при этом старается более или менее уподобиться требуемому - так он считает - образу и может потерять все свою индивидуальность и непосредственность» [8]. Уместно привести блистательный тезис А. Маслоу: «То, что мы в психологии называем «нормой», на самом деле является психопатологией серости, настолько лишенной драматизма и настолько широко распространенной, что мы даже, как правило, не замечаем ее» [9].

При анализе феномена аксиологическая позиция как сложного смыслового конструкта можно выделить следующие базовые характеристики:

• самоактуализация как реализация ценностно-смыслового потенциала в конкретном виде деятельности на основе рефлексивности, самоидентификации, позитивной Я-концепции, проектирования;

• интеграция внутренней свободы и ответственности на основе ценностных ориентиров личностного выбора, внутреннего локуса контроля (интернальности), принятия парадигмы взаимозависимости;

• неадаптивной активности на основе целеполагания на базе личностных ценностей, готовности к риску, надситуативной активности;

• готовность к ценностно-рефлексивному взаимодействию на основе открытости (в том числе - новому опыту), аутентичности, готовности к кооперации и партнерству, отраженной субъектности (представленности себя в других).

Развитие субъектности характеризует специалиста нового типа, ментальность которого ориентирована на процесс самосозидания, повышения уровня самосознания и культуры, способности к инновационной и творческой деятельности. Наши исследования показали, что в контексте антропоориентированного образования наиболее значимым фактором для обретения личностью своей субъектности становится аксиологическая позиция

целостной личности, характеризующаяся принципами свободы, духовности, диалогичности, толерантности, социальной и личной ответственности.

Примечания:

1. Андреев Э.М., Миронов А.В. Социально-гуманитарное знание и образование: новые реалии, иные измерения, информационная безопасность. М., 2001.

2. Мамардашвили М.К. Современная европейская философия. М., 1995.

3. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 1995.

5. Петровский А.В. Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью. М., 1982.

6. Сластенин В.А. Избранные труды. М., 2000.

7. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

8. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.

9. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.