Научная статья на тему 'Ибн Сина /Авиценна/ в зеркале музыки. Некоторые музыкально-теоретические взгляды Ибн Сины. Воззрения Ибн Сины в области музыкальной теории'

Ибн Сина /Авиценна/ в зеркале музыки. Некоторые музыкально-теоретические взгляды Ибн Сины. Воззрения Ибн Сины в области музыкальной теории Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3044
401
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ибн Сина /Авиценна/ в зеркале музыки. Некоторые музыкально-теоретические взгляды Ибн Сины. Воззрения Ибн Сины в области музыкальной теории»

Любовь Иванова

Ибн Сина /Авиценна/ в зеркале музыки Некоторые музыкально-теоретические взгляды Ибн Сины. Воззрения Ибн Сины в области музыкальной теории

В августе 2005 года исполнилось 1025 лет со дня рождения выдающегося мыслителя, одного из научных лидеров арабо-фарсиязычного мира - Ибн Сины, получившего широкую известность в Европе под именем Авиценны.

Как подлинный ученый-энциклопедист Ибн Сина с большим успехом работал почти во всех областях знания. В источниках упоминается свыше 450 названий его сочинений, а число дошедших до нас трудов около 240. Они охватывают такие области науки, как философия, медицина, логика, психология, естествознание, астрономия, математика, химия, этика, литература, языкознание, эстетика и другие. Медицинский мир считает его своим учителем, называя «великим врачевателем». Во всех старейших университетах Европы до середины XII века изучение и преподавание медицины основывалось на его «Каноне врачебной науки», который на протяжении нескольких столетий являлся самой популярной из медицинских книг, созданных на Востоке, и служил основным учебным пособием, оказывая огромное влияние на уровень специальных знаний врачей средневековой Европы. Один из среднеазиатских ученых писал: «Те врачи, которые познакомились основательно с “Каноном”, не нуждаются в изучении других».

Философы продолжают разгадывать все новые грани его наследия в данной области науки (например, теорию познания). Важнейший вклад в развитие научно-философского знания Ибн Сина внес своим научно-рационалистическим, аналитико-синтетическим методом мышления, который позднее дал сильный толчок развитию передовой европейской мысли. Несмотря на противоречивость отдельных положений, философское учение Ибн Сины в условиях феодализма сыграло прогрессивную роль, ибо в нем отчетливо выступает стремление противопоставить религии научное познание, основанное на опыте и логических доказательствах.

Ибн Сина по-новому осветил и логику как науку об истине, изучающую формы суждения и процесс доказательства, необходимые исследователю для различения достоверного и правдоподобного знания, знания - и сомнительных мнений, особенно в тех областях науки, где требуются ясность, точность, непротиворечивость, последовательность и четкость изложения.

Среди его многочисленных работ по различным отраслям знаний имеются и музыкально-теоретические, сыгравшие огромную роль в развитии музыкального искусства и науки не только в Средней Азии или на Востоке, но существенным образом повлиявшие на общий ход развития мировой музыкальной культуры. Они отличаются точностью наблюдений, демонстрируют блестящую осведомленность автора в этом предмете, широкую эрудицию и глубокую научную обоснованность.

Учение Ибн Сины о музыке отражало интеллектуальный взлет, характерный для его страны и его эпохи. «Именно в это время, - писал Е. Э. Бертельс, -среднеазиатская наука выдвигается на первое место не только в масштабах халифата, но и в масштабах мировых»1. Нельзя забывать, что таджикско-

персидские теоретики плодотворно работали над комментариями, переводами трудов ученых Древней Греции, Индии и так далее. Ими были, в частности, переведены на таджикский язык такие работы, как «Музыка» и «Каноны» Аристотеля, «Ритмика» и «Гармоника» Аристоксена, «Каноны» Птолемея и другие, которые вышли в свет под названиями «Книга о ритмах», «Книга о пении», «Большая книга о музыке». Большая часть этих произведений позднее была переведена европейскими учеными на латинский язык, и можно говорить, что именно Восток (теоретические труды ученых эпохи Саманидов) стал своеобразным местом концентрации музыкально-теоретического наследия античной Греции и музыкальной теории средневековой Европы, в чем несказанно велика роль Ибн Сины, его учеников и современников. Уместно отметить, что таджикско-персидские теоретики подходили к переводу и комментариям сочинений древнегреческих авторов творчески, анализируя некоторые, на их взгляд, неясные моменты их трудов, и сопровождали книги своими комментариями. Неслучайно Фараби считал, что, «чтобы быть хорошим теоретиком, независимо от науки, к которой это относится, необходимы три условия: хорошо знать все принципы (усул); уметь делать необходимые выводы из этих принципов и данных, относящихся к данной науке; уметь отвечать на ошибочные теории и анализировать мнения, высказанные другими авторами»2. Теоретики-музыковеды эпохи Ибн Сины пользовались большим авторитетом в культурной жизни своего времени, ибо в этот период музыка как наука и искусство приобретает огромное значение. Деятели культуры и музыкальная общественность предпринимают ряд мер, направленных на дальнейшее развитие музыкального искусства, возникшего на основе богатых традиций музыки народов Мавераннахра и Хорасана.

Дошедшие до нас музыкально-теоретические труды Ибн Сины входят составной частью в такие энциклопедические сочинения, как «Свод науки о музыке» в «Книге исцеления»; «Сокращенное изложение о музыке» в «Книге спасения»; глава о музыке в «Книге знаний», вошедшая в раздел «Математика». По некоторым сведениям, Ибн Сине принадлежал также трактат «Введение в музыкальное искусство». Вопросы музыкальной теории освещались им в «Книге об атрибутах»3. Последние два труда не дошли до нашего времени, но и те, которыми располагают современные исследователи, представляют собой не авторские рукописи, а списки копиистов более позднего времени. Отсюда неизбежность разного рода искажений. Это обстоятельство, а также разбросанность сочинений Ибн Сины по книгохранилищам разных стран мира

4

затрудняют изучение музыкально-теоретического наследия великого ученого .

Цель данной работы - дать представление о значительности вклада Ибн Сины в мировую музыкальную науку. Поэтому акцент делается на тех вопросах, которые связывают учение великого энциклопедиста с дальнейшим развитием музыкальной теории.

Следуя традиции, Ибн Сина помещает музыку (точнее, музыкальную теорию) в раздел математики, определяя ее как науку, изучающую звуки в их соотношении друг с другом и имеющую цель установления правил для создания композиции5. Соответственно с этим наука о музыке делится на гармонию (науку об интервалах и мелодических композициях) и ритмику (науку о временном соотношении музыкальных звуков). В совершенстве владея логическим наследием древних, в первую очередь, достижениями музыкальной теории эллинистической Греции (Пифагора, Аристотеля и Птолемея), также трудами своих предшественников аль Кинди и Фараби, обладая огромной эрудицией по

всем разделам философии и естествознания, Ибн Сина создает оригинальный метод построения теории музыки, которая была в то время одной из самых совершенных отраслей науки, занимавшей, как уже отмечалось, стыковое положение между математикой, физикой и искусством. Опираясь на методологию Фараби, Ибн Сина не был склонен пассивно воспринимать выводы своих знаменитых учителей. Во многих вопросах, признавая авторитет своих предшественников, в то же время разбирая их ошибки и недочеты, он впервые критикует теорию Пифагора о связи музыкальных интервалов и небесных тел, а также отказывается от астрологических концепций древних, устанавливавших прямую зависимость движения музыки от движения небесных тел.

Но главное в его музыковедческом наследии заключается в том, что Ибн Сина в пяти своих музыкальных трактатах поставил и разрешил те наиболее существенные проблемы музыки, которые не только не были рассмотрены его предшественниками, но и во многом оставались для них неизвестными. Это касается, в первую очередь, вопросов происхождения музыки в целом. Ибн Сина впервые в истории подводит под музыкальную историю солидную научную базу, рассматривая музыку с позиций не только математики, но и социологии, психологии, поэтики, этики и физиологии. В высказываниях великого ученого о ней ярко проявился его многогранный талант врача и философа, математика, поэта и музыканта-исполнителя. Это говорит о том, что Ибн Сина не просто занимался музыкой, отдавая дань традиции, а органически и всесторонне исследовал ее.

Этому свидетельствует и тот факт, что в его музыковедческих трактатах мы не встречаемся с различными легендами или вымышленными рассказами о происхождении тех или иных жанров или музыкальных инструментов, которыми изобилуют труды его предшественников и современников. Скажем, исследуя физические свойства звуков, Ибн Сина писал: «Если мы хотим объяснить явления музыки, мы можем это сделать только с помощью законов физики»6.

В рамках данной работы нет возможности детально рассматривать учение Ибн Сины во всех возможных аспектах. Позволю себе лишь кратко охарактеризовать основные положения ученого, вошедшие составной частью в европейскую музыкально-теоретическую науку и получившие в ней дальнейшую разработку.

Положение первое. Оно связано с вопросом о структуре интервала. По мнению Ибн Сины, интервал - это «объединение двух звуков, следующих друг за другом в одной мелодии». Отсюда ясно, что ему, как и другим теоретикам восточного средневековья, была присуща мелодическая (а не гармоническая) трактовка интервала. Иными словами, интервал понимался как соотношение двух звуков в последовательности, а не в одновременности, что естественно вытекало из самой практики средневековой восточной музыки - искусства монодического. Но Ибн Сина не прошел мимо такого характерного явления, как одновременное звучание двух звуков в интервалах кварты или квинты, возникающих при игре на струнном инструменте (например, дутаре). Ученый заключает, что при правильном соотношении двух одновременно взятых звуков «результат их смешения способен обогатить мелодию». Этот момент следует обозначить как очень раннюю попытку осмысления художественной функции интервала в его гармоническом значении. Отсюда один шаг до органума - одного из ранних видов многоголосия - понятия, широко разрабатывавшегося в европейской музыкальной теории и практике Х1-ХШ веков.

Положение второе. Оно касается проблемы консонантности интервалов. Соглашаясь с другими теоретиками в вопросах консонантности октавы и квинты, Ибн Сина полемизирует с ними в вопросе о природе терции. Известно, что впервые мысль о консонантности терции возникла у теоретиков александрийской школы (Дидим, II век н. э.), но она в то время не нашла подходящей почвы. На протяжении последующих веков терцию продолжали причислять к диссонансам. Фараби вновь обратился к идее консонантности терции и научно ее обосновал. Ибн Сина пошел дальше. Он показал путь перехода пифагорейской терции к терциям чистого (или квинто-терцового) строя. В то время как на Востоке научная мысль пришла к признанию консонантности терции уже в Х-Х1 веках, Европа еще долго следовала греческим авторитетам, запрещая использование данного интервала как диссонанса в практике сочинений. Лишь в эпоху Возрождения идеи Фараби и Ибн Сины были подхвачены европейскими теоретиками и терция, признанная консонансом, получила «права гражданства» в музыкальной науке, что способствовало развитию гармонического мышления, без чего были бы невозможны достижения европейской классической музыки XVIII-

XIX столетий. Интересно отметить, что в современной музыкально-исторической литературе обоснование терции в качестве консонанса приписывается обычно итальянскому теоретику Дж. Царлино (XVI век).

Положение третье. Оно обусловлено вопросом о так называемой «мензуральной музыке», то есть музыке с фиксированными ритмическими длительностями.

Известно, что самые ранние записи музыки в средневековой Европе фиксировали только высоту звука, но не его длительность. Зарождение и развитие многоголосия вызвало необходимость в записи, более точно отражающей звучание, что и вызвало появление мензуры - ритмической меры, устанавливающей различие между звуками по их продолжительности. Данное новшество было введено в европейскую музыку в XII веке и возникло под несомненным воздействием восточной науки о музыке, в которой получила детальное освещение проблема ритма. В ее разработку Ибн Сина вложил свою долю труда. Исследователь дополнил учение о ритме новыми соображениями. Будучи превосходным ученым естествоиспытателем, при определении взаимосвязи ритма музыки и речи, он раскрывает диалектическую сущность этого явления. Он пишет: «Все то, что является естественным по словесному выражению, будет естественным, конечно, и ритмически (в музыке), а не наоборот»7. Далее Ибн Сина углубляется в область фонетики, разбирает звуковой строй речи, классифицирует фонемы. Прямо связывая музыку как искусство с развитием интонаций человеческой речи, он тем самым опровергал распространенные в его время взгляды, связывающие происхождение музыки с библейскими легендами о Ное и его сыновьях или с космологической концепцией «музыки небесных сфер» Пифагора. Проблема соотношения музыкальной и речевой интонации вплоть до наших дней продолжает волновать умы теоретиков, вызывая появление все новых исследований в современной отечественной литературе. Достаточно сослаться на труды Б. В. Асафьева, Б. А. Ярустовского, Е. А. Ручьевской и ряда других.

Положение четвертое. Ибн Сина совместно с Фараби заложил основу науки о музыкальных инструментах, получившей дальнейшее развитие в Европе в значительно позднее время. Он дает подробную классификацию типов музыкальных инструментов, объясняет их строение. Шестой раздел «Аш-Шифо» имеет огромную научно-историческую ценность, потому что Ибн Сина приводит

здесь названия почти всех бытующих инструментов с их описаниями. Труды Фараби и Ибн Сины по изучению музыкальных инструментов заложили основы инструментоведения как специальной отрасли музыкальной науки. Необычайное разнообразие инструментов, разработанность исполнительских приемов, давние традиции ансамблевой игры - все это заметно отличало музыкальную практику Востока от музыкальной практики эллинистической Греции и тем более -средневековой Европы.

Положение пятое. Учитывая необычайную силу эмоционального воздействия музыки на людей, Ибн Сина, как и другие мыслители Среднего Востока, уделял большое внимание вопросам музыкальной эстетики. Будучи врачом, прекрасным поэтом и музыкантом, Ибн Сина идет дальше Эвклида и Птолемея, и излагает психоэмоциональные свойства мелодии. Он дает естественнонаучное и философско-эстетическое истолкование принципов ее движения в четвертой статье «Свода науки о музыке»: «Отметим, что движение (мелодии) в сторону высоких звуков порождает чувство гнева, напряженности, а в сторону низких звуков -ощущение мягкости, покорности, оправдания. Мелодии, которые основаны на непрерывно нисходящих движениях с повторяющимися восхождениями, порождают в душе образ мудрости, пророчества»8. Ибн Сина устанавливает зависимость эмоционального состояния человека от определенных свойств исполняемой музыки. По его мнению, звуки, соединенные в гармоническую композицию, могут возвысить душу человека, поднять ее от слабости к силе, и, наоборот, звуки, лишенные гармоничности, способны привести человека в состояние душевного упадка. Музыка понималась им как средство искоренения человеческих пороков и даже как своеобразное лекарство, избавляющее от некоторых болезней. Пение считалось хорошим средством укрепления здоровья. Многочисленные высказывания о роли музыки в жизни человека, о принципах ее воздействия на организм изложены им и на страницах «Канона врачебной науки»9, в трактате «О любви»10 и в других его трудах. Это говорит о том, что Ибн Сина занимался музыкой не просто отдавая дань традициям, а органически и всесторонне исследовал ее. Ученый возвеличивал музыку как искусство, способное облагораживать человека, поднимать его дух. И этот этический аспект представляется нам сегодня особенно важным, ибо здесь мы ощущаем живую связь прошлого и настоящего. Запечатленная им идея неразрывной связи эстетического и этического начал принята нами как духовное завещание.

Описывая типы мелодического движения: восходящие, нисходящие,

волнообразные, кругообразные с возвращением, орнаментальные - ученый указывает, что при движении мелодии нежелательны подряд несколько скачков, ибо они не воспринимаются. Для оценки его изложения данного вопроса достаточно сказать, что современные учебники по теории музыки не содержат чего-либо нового, отличающегося от теории Ибн Сины в данном определении.

Музыкальная теория Ибн Сины, будучи научной в своей основе, встретила много последователей и приверженцев как на Востоке, так и на Западе, которые углубляли и дополняли ее новыми тезисами, поскольку исследование структуры музыки, как говорил великий мыслитель, стало профессиональным занятием столь же важным для общества, сколь и медицина. То новое, что было в трактатах Ибн Сины и его современников, только через несколько веков стало достоянием европейских теоретиков. Освоение научного наследия передовых мыслителей прошлого, их мудрости и способа постижения жизни приобщает нас к общечеловеческой культуре, обогащает наши представления по тем или иным

вопросам бытия. Вот почему актуален сегодня экскурс в далекое прошлое, позволяющий вскрыть «глубинные» связи музыки Востока и музыки Запада.

В заключение хотелось бы отметить, что наше музыковедение еще в большом долгу перед великим ученым. Предстоит обширное исследование его музыкально-теоретического наследия. Но уже сегодня можно смело утверждать, что учение Ибн Сины сыграло огромную роль в развитии мировой музыкальной литературы. Подарив человечеству уникальные исследования о музыке, Ибн Сина продолжил стройное учение древних греков и обеспечил тем самым дальнейшее развитие науки о музыке - об общем языке всего человечества ради торжества разума и взаимопонимания между людьми.

Примечания

1 Бертельс, Е. Э. История персидского-таджикской литературы / Е. Э. Бертельс // Избр. тр. ; отв. ред. И. С. Брагинский. - М. : Восточ. лит., 1960. - С. 111.

2 Кубесов, А. Методология естествознания у Фараби и Ибн Сино / А. Кубесов // Торжество разума : матер. Междунар. науч. сессии, посв. 1000-летию со дня рождения Абуали Ибн Сино ; отв. ред. Г. А. Ашуров, М. С. Султанов. - Душанбе : Дониш, 1988. - С. 366.

3 Музыкальная эстетика стран Востока : сб. / отв. ред. В. П. Шестаков. - М. : Музыка, 1967. - С. 277.

4 Вызго, Т. С. Учение Ибн Сино о музыке в свете проблемы «Музыка Востока - музыка Запада» / Т. С. Вызго // Торжество разума... С. 263.

5 Авторы трактатов о музыке являлись замечательными для своего времени математиками и физиками, были весьма искусны в науках квадриума - цикла наук, включавшего арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

6 Ибн, Сино. Полный свод о музыке / Сино Ибн ; пер. А. Низамова. - Душанбе : Дониш, 1988. - С. 91.

7 См.: Там же.

8 Ибн, Сино. Канон врачебной науки / Сино Ибн // Избр. : в 3 ч. ; Ч. 1 / сост. У. И. Каримов, Э. У. Хуршут. - Ташкент : Фан, 1994. - С. 91.

9 См.: Там же. - С. 145.

10 Серебряков, Б. С. Трактат Ибн Сины (Авиценны) о любви / Б. С. Серебряков. - Тбилиси : Мецниереба, 1976. - С. 22.

Наталья Белолипецкая

«Зеленая книга» М. Каддафи - «Евангелие» современного человечества

ХХ век - это время поиска оптимальной модели развития для человечества. К середине века произошло полное оформление двух систем, казавшихся наиболее естественными: социалистической и капиталистической. Различия, несоответствия базовым теориям развития человечества не принимались в расчет. Однако отдельные политические лидеры стран, не вписавшихся ни в одну из этих систем, неоднократно предпринимали попытки создать собственную систему координат в мировом политическом пространстве и тем самым органично в него вписаться.

Одной из наиболее ярких попыток подобного рода и является «Зеленая книга» М. Каддафи. Мнения о ней расходятся. Уже одно это не может не насторожить. Произведение, которое общество не может воспринять однозначно,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.