Научная статья на тему 'Иалог светских и религиозных культур в русской музыке XIX-XX века'

Иалог светских и религиозных культур в русской музыке XIX-XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
139
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАД / РОССИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / КАТОЛИЧЕСТВО / ПРОТЕСТАНТСТВО / ХРИСТИАНСТВО / ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ / НАРОДНОСТЬ / ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ / WEST / RUSSIA / ORTHODOXY / CATHOLICISM / PROTESTANTISM / CHRISTIANITY / SPIRITUAL TRADITIONS / NATIONALITY / GEORGY SVIRIDOV

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Россинский А.Г., Галкина А.А.

Авторы привлекают информативный искусствоведческий и историографический материал для доказательства тезиса об интенсивных творческих контактах между светской и религиозной культурами. Приводится обзорная характеристика связи религии с музыкальным искусством. Отдельные элементы народной культуры рассматриваются авторами в качестве ори-ентиров для профессиональных композиторов в поиске и утверждении положительного этическо-го и эстетического идеала. Анализируется музыкальное наследие отдельных выдающихся отече-ственных композиторов, пик творческой биографии которых пришёлся на конец XX в., создав-ших музыкальными средствами исключительной художественной ценности достоверный образ православной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALOGUE BETWEEN SECULAR AND RELIGIOUS CULTURES IN RUSSIAN MUSIC IN THE 19TH AND THE 20TH CENTURIES

The authors use material from art criticism and history to prove a statement about inten-sive artistic contacts between secular and religious cultures; the characteristics of relation between a religion and musical art are outlined. Some elements of people’s culture, folklore are considered by the authors as a guiding line for professional composers who are in search of an ethically and aesthetically positive ideal. Also, the authors analyze several prominent Russian composers’ musical creation that were able to compose real image of the Orthodox Russia with means of musical art of exceptional artistic value.

Текст научной работы на тему «Иалог светских и религиозных культур в русской музыке XIX-XX века»

Несмотря на нищенскую материально-техническую базу, сокращение штатов учреждениям культуры удавалось поддерживаться «на плаву». Так, основные показатели работы за период с 1990-1995 гг. оставались стабильными, бережно сохранялись установленные традиции.

Однако, всё это было достигнуто благодаря энтузиазму работников и руководства сферы. А по подсчётам специалистов, без финансовых вливаний, на существующей к середине 90-х гг. ХХ в. материально-технической базе сфера культуры смогла бы продержаться ещё не более двух лет.

В сложившейся ситуации, оставалось только надеяться на возобладание здравого смысла и, да, пожалуй, на «чудо» - в виде удовлетворения законного объёма финансирования столь важного направления социальной политики края.

Список литературы

1. Радонова, А. В. Социальная политика Российской Федерации в 1990-е годы (на материалах юга Западной Сибири) : моногр. - Барнаул : Концепт, 2014. - 249 с.

2. Материалы Государственного архива Алтайского края. Ф. 1. Оп. 151. Д. 3128.

3. Мищенко, В. В. Социальное и экономическое развитие региона на примере Алтайского края. -Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 1990. - 384 с.

4. Пушкарёв, В. М. Социальные проблемы развития региона. - Новосибирск : Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 1988. - 265 с.

5. Ржаницына, Л. С. Доходы: уровень, дифференциация, гарантии. - Москва : Проспект, 1991. - 188 с.

Anna V. Radonova, Ph. D. in History, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) radonova@barnaul.muh.ru

RESEARCH OF HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF THE ALTAI KRAI IN THE FIRST HALF OF THE 1990S

Abstract. The analysis of the structure of culture and art institutions network in Altai Krai (Russia) in the 1990s is outlined. The author considers legal background for such institutions activities, reviews the key problems and achievements in resource and staff issues of supporting the regional system aimed at satisfying people's cultural requirements at the end of the 20th century. Also, the author clarifies a place the Committee for Culture of the Altai Krai occupies in the general system for culture sphere administration, and names a set of main trends for regional culture sphere development for the nearest decades.

Keywords: cultural partnership, budget assignations, leisure institutions, artistic and creative activities, a museum, a theatre, a library, people's creative work, fine art.

УДК 261.7:[783+78](47+51)"19-20 вв."

А. Г. Россинский, кандидат философских наук, доцент Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

cello42@mail.ru

А. А. Галкина, кандидат философских наук Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

galkina-a@mail.ru

ДИАЛОГ СВЕТСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР В РУССКОЙ МУЗЫКЕ XIX-XX ВЕКА

Аннотация. Авторы привлекают информативный искусствоведческий и историографический материал для доказательства тезиса об интенсивных творческих контактах между светской и религиозной культурами. Приводится обзорная характеристика связи религии с музыкальным

искусством. Отдельные элементы народной культуры рассматриваются авторами в качестве ориентиров для профессиональных композиторов в поиске и утверждении положительного этического и эстетического идеала. Анализируется музыкальное наследие отдельных выдающихся отечественных композиторов, пик творческой биографии которых пришёлся на конец XX в., создавших музыкальными средствами исключительной художественной ценности достоверный образ православной России.

Ключевые слова: Запад, Россия, православие, католичество, протестантство, христианство, духовные традиции, народность, Георгий Свиридов.

На протяжении более полувека Россия стоит перед существенными проблемами в своей духовной жизни по выбору путей движения вперёд. Для миллионов людей, её населяющих, при нарушенном укладе всей жизни нужна какая-то вера, идея, поскольку если их нет, то человек, да и всё общество, чувствует себя дискомфортно.

Многие люди инстинктивно возвращаются к тому, что составляло стержень народной жизни в прошлом - к религии. Сегодня мы для себя почти заново открываем культуру христианства, и не только в её чистом виде. Здесь имеется в виду возвращение литературы, музыки, церковного календаря, религиозных праздников. Мы начинаем понимать, что традиции христианства генетически существуют в сознании, мироощущении народа и сказываются на его поведении.

В сегодняшнем, пронизанном коммуникациями мире, взаимосвязи культур и народов ведут к сложным процессам ассимиляции культур и религий. Для России очень важно найти своё место в мировом сообществе, сохраняя свой уникальный духовный строй. Долгое время мы были достаточно закрытым обществом и не накопили опыта такого общения, отсюда и возникает необходимость изучения путей европейских стран, которые, существуя в такой степени общения в течение столетий, смогли сохранить присущую им национальную самобытность.

Утверждение христианства, объединившего Русь, повлекло за собой развитие культуры богослужебного пения, которое по сути своей было очень аскетичным и возвышенным. На Западе же к этому времени христианство насчитывало многие столетия. Уже угасли величайшие цивилизации, оставив поразительное по своему гуманистическому идеалу античное искусство, которое влияло на все последующие художественно-эстетические течения. На протяжении всего средневековья католическая церковь направляла усилия на разрушение строя античного искусства и культуры в целом, в сторону аскетичной отрешённости культовых песнопений, мистичности и религиозного экстаза. В этом отношении показательна деятельность папы Григория I.

К ХУ-ХУ1 векам относятся и усиление борьбы инквизиции против свободомыслия, народно-песенной культуры, восстановления Триденского собора. Русская церковь также относилась к народной и «смеховой культуре» нетерпимо, особенно это было характерно для ХУ1-ХУ11 веков, времени активизации социальных движений. Нельзя не отметить особый характер народности в песнопениях русского православия, проявившихся в знаменном распеве. К сожалению, он впоследствии был потеснён влияниями западно-европейской культуры и во 2-й половине XVII века утратил своё значение.

Вместе с тем, на протяжении последующих эпох в России шёл процесс поиска русской идеи. Эти поиски прошли через века отечественной истории, где корневым стержнем постоянно было православие, культурное строительство и национальная гордость.

Одним из великих композиторов, взявших на себя огромную ношу по сохранению русских духовных традиций, стал Георгий Свиридов. Духовность в русской традиции означала для него стремление к идеалу и утверждение его в поступках, делах на путях православия.

Народное и церковное искусство во все времена держалось стержня духовности, но профессиональное искусство, особенно Х1Х-ХХ веков, часто становилось искусом и предавало забвению то, что сделало русскую культуру русской, своеобычной. Находились все-таки, по мысли Свиридова, композиторы, особенно Мусоргский, открывший заново корневое русское музыкальное искусство, «Оно получилось из слияния древнего Византийства, попавшего в Россию, попавшего в глушь её (на Север), в раскол, в культурную изоляцию, и там расцветшее невиданным цветом. Его не коснулось секуляризированное, обмирщенное, филистерское искусство Европы, абсолютно лишенное Божьего Духа» [1, с. 559]. Традиция для Свиридова - вовсе не косность, «традиция -

есть живой, бесконечно меняющийся механизм. Одна лишь сердцевина его цельна. Она подобно цельному ядру, излучающему грандиозную энергию. Это ядро - суть нравственная идея жизни, смысл её существования [1, с. 187].

Обращаясь к европейской хоровой музыке католицизма, Свиридов усматривал в ней отсутствие связи между словом (мертвый латинский язык) и мелодией, и от этого её мертвый характер. В отличие от нее русскую хоровую музыку, по его мнению, отличает глубинная связь мелодии и слова, и особый смысл она получает от опоры на высшую поэзию, будь то народная поэзия или поэзия, имеющая авторство. Отмечая в 60-70е годы ХХ века сдвиги в сторону традиционной религиозности, к истокам национальной культуры России, Свиридов приходит к выводу, что эти тенденции напугали и произошел поворот всей информационной машины государства в сторону «утверждения общечеловеческих ценностей, цивилизационной усредненности, лишенной подлинности в национальных проявлениях». [1, с. 557].

Перу Георгия Свиридова принадлежит большое количество сочинений, которые стали гордостью русской музыки. Рассматривая его творчество в контексте православия, можно привести песнопение «Слава», представляющее собой торжественно-ликующее славление триединого Бога (в крайних частях) и проникновенно-волнующую Аллилуйю (в среднем разделе), которая звучит в широких мелодических распевах баса, затем в скорбном плаче сопрано, на фоне гармонических педалей у хора. В религиозных песнопениях Свиридов опирался на древние церковно-певческие традиции, а также на более поздние традиции русского партесного пения и духовного концерта, которые были осмыслены мастером в конце ХХ века. В них предстает образ православной Руси-России - носительницы высших идеальных представлений русского народа о граде Китеже или святом небесном граде Иерусалиме. Как это сегодня далеко от духовных запросов большинства молодёжи, которым насаждается культ разнузданных морально-эстетических ценностей, заводящий их в глобалистический тупик.

Если попытаться собрать воедино целую плеяду замечательных русских композиторов конца ХХ века, которые шли по пути осознания образа России через призму её православных традиций, то среди них наиболее значимый вклад в поиск путей её духовного преображения внесли Валерий Гаврилин Владимир Мартынов, Сергей Слонимский, Альфред Шнитке и др. Своим творчеством они в зависимости от своих индивидуально-художественных различий и стилевых устремлений выразили общую для культуры того периода тенденцию «неотрадиционализма», возвращение к корням, истокам русской культуры. Такой подход, по мысли О. Л. Девятовой, позволил им «выполнить некую охранительную миссию и создать музыку, воспевающую вечные жизненные ценности (человечность, добро и красота; вера, совесть и честь), которые способны помочь человеку эпохи постмодерна, техницизма и глобализма ощутить незыблемость высших духовных оснований, выработанных богатейшими традициями отечественной и мировой культуры» [3, с. 56].

Необходимо заметить, что поиски утраченного смысла и отечественной духовности проходили в это время и в других видах искусства, и особенно в литературе. Порой эти поиски счастливо соединялись в одном произведении, которое становилось выразительным стремлением к утверждению позитивного этического и эстетического идеала, к утверждению той чистоты нравственной душевной стойкости, которыми сильно было и всегда сильно будет отечественное искусство.

Так, хоровая симфония В. Гаврилина «Перезвоны», сопровожденная подзаголовком «по прочтению Шукшина», стала огромным событием в музыкальной жизни последнего десятилетия ХХ века. Название «Перезвоны» ведет свою родословную от древней традиции колокольности в русской культуре и музыке. Этими звонами пронизаны лучшие сочинения русских композиторов двух столетий нашей истории. Колокола, куранты, колокольни - это звучащий быт и бытие, музыка празднично-буднично-трагическая - симфония русского духа. Она на генетическом уровне будит в нас события отечественной истории, духовности, нравственного подвига ради веры, людей, Родины.

Интересны по своей постановке вопросы, поставленные исследователем А. П. Лычевым, где он пытается разобраться с преемственностью религии и культуры. [4, с 8]. Что первично - религия, которая формирует национальную культуру в соответствии со своими догматами, или, напротив, национальная культура, имеющая определенные установки (например, ориентированность на материальное или духовное), уже выбирает для себя и религиозную конфессию «по вкусу».

Если проследить исторически эту связь, то, прежде всего, следует отметить, что, к примеру, существование христианства в первые пять веков новой эры в Европе показало превосходство нового миропонимания. Вскоре это подтвердила возникшая новая Европа, культурные устои которой были сформированы новой религией.

Примерно такое же положение можно отметить у протестантов, где последователи Лютера и Кальвина создали целые ареалы разнонаправленных духовных потоков, что привело к возникновению национальных культур - английской и немецкой, существенно, и даже глубинно отличающихся друг от друга.

Здесь можно отметить множество факторов, которые способствовали появлению титанов реформации - Баха и Генделя. В этой связи можно остановиться на очень важном отличии музыкально-религиозной части культа стран Европы и России.

В Германии XVIII века богатства немецкой народной поэзии и музыки органично вошли в духовные кантаты - «страсти», что, несомненно, сыграло большую роль в массовом культурном воспитании народа.

Композиторы протестантской церкви брали уличные песенки и превращали их в культовые, моральные и добропорядочные. Интересны были идеи создания духовной оперы по аналогии с греческим театром, где в целях религиозного воспитания представлялась история богов и героев. Западное христианство XVII века в духовной опере пыталось наглядно раскрыть библейскую историю.

Нелишне отметить, что верховные руководители церкви быстро поняли значение и будущность итальянской оперы, и папство XVII века (Урбан VII) взяло её под свою опеку. Вместе с тем, появление такой антигуманной оперы с участием кастратов в России было просто невозможно, хотя и у нас были секты «хлыстов», доводящих себя в «радениях» до членовредительства.

Родственными чертами католицизма и православия было неприятие инструментальной музыки и хотя впоследствии (XIX-XX века) католическая церковь официально допустила её в богослужении, в православном культе хоровое исполнение остается незыблемым, что, по-видимому, характеризует природу нашей церкви и её нежелание уступать каким-либо влияниям.

Если вновь обратиться к России, то здесь из-за особых климатических, географических, национальных особенностей она была практически «обречена» на создание какой-то особой веры, какой и явилось православие.

Испытав серьезное греческое влияние с его философией космоцентризма, Россия впоследствии создала отечественную религиозную философию, и даже повлияла на русскую и советскую науку и как итог - завоевала первенство в космической области. Но во взаимоотношениях с искусством такого явного влияния православия на его формирование отметить нельзя, поскольку дохристианская русская культура в её языческом существовании и с опорой на славянскую и древнерусскую мифологию, с древнейшими верованиями, такими как: полидемонизм, поклонение Перуну, «русалии», «святочные игры» выражали глубинную культуру и музыкальность русского народа.

Эти языческие отсветы прошли по всем этапам музыкальной культуры России, существенно обогащая её язык и придавая ей некую таинственную сущность. Восточная традиция русского православия предполагала длительное развертывание и комбинирование того, что было найдено в период становления веры, без каких-либо радикальных изменений. Так, в последней четверти XX века традиции русского церковного пения были адаптированы некоторыми русскими композиторами, включая Ю. Буцко, М. Коллонтая, Л. Караева и А. Головина. В этом отношении особенно показательны сочинения композиторов старшего поколения, таких как Сергея Слонимского. Его симфоническое творчество по праву можно отнести к лучшим страницам отечественной музыки конца XX века. Особое место в его творчестве занимает 8-я симфония. В этом сочинении сплетены воедино три наиболее существенные для русской культуры традиции: фольклорная, церковно-певческая и колокольная, с помощью которых автор раскрывает драматические коллизии жизни России в XX веке и как бы замыкает прошлое с настоящим в музыкальных образах, тесно связанных с православной верой народа.

И нам представляется, что именно на этом пути Россию ждёт процесс идейного и нравственного возрождения, без чего наша страна может уйти с мировой арены как субъект цивилизации в обозримые 30-50 лет.

В свете такого понимания роли культуры в строительстве новой России, её духовно-нравственной составляющей перед образовательным сообществом стоит важнейшая задача воспитания в обучающихся гражданской идентичности, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. Эти задачи красной строкой проходят в ФГОС, где особое внимание обращается на изучение дополнительных предметов, курсов по выбору обучающихся, подготовки индивидуальных проектов, в т. ч. и в художественно-творческой деятельности.

Учреждения образования должны в свете поставленных задач вовлечь своих воспитанников в процесс формирования мировоззрения, основанного на диалоге культур, осознании своего места в процессе сохранения и приумножения лучших духовных традиций России.

Список литературы

1. Свиридов, Г. В. Музыка как судьба. - Москва : Молодая гвардия, 2002. - 798 с.

2. Иванов, А. В. О вечных устоях в последние времена. - Барнаул : АКОФ «Алтай - 21век», 2010. -182 с.

3. Девятова, О. Л. Образ России в музыке постсоветского периода (1980-1990-е) // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. - 2008. - № 55. - С. 52-64.

4. Информационно-аналитический портал «Наследие» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [Б. м.], 1995-2015. - Режим доступа : www.nasledie.ru (дата обращения: 15.02.2018).

Aleksandr G. Rossinskii, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor

Altai State University (Barnaul, Russia) cello42@mail.ru

Anna А. Galkina, Ph. D. in Philosophy Altai State University (Barnaul, Russia) galkina-a@mail.ru

DIALOGUE BETWEEN SECULAR AND RELIGIOUS CULTURES IN RUSSIAN MUSIC IN THE 19th AND THE 20th CENTURIES

Abstract. The authors use material from art criticism and history to prove a statement about intensive artistic contacts between secular and religious cultures; the characteristics of relation between a religion and musical art are outlined. Some elements of people's culture, folklore are considered by the authors as a guiding line for professional composers who are in search of an ethically and aesthetically positive ideal. Also, the authors analyze several prominent Russian composers' musical creation that were able to compose real image of the Orthodox Russia with means of musical art of exceptional artistic value.

Keywords: the West, Russia, Orthodoxy, Catholicism, Protestantism, Christianity, spiritual traditions, nationality, Georgy Sviridov.

УДК 398.22=512.151:398.22=512.1(5-015)

Т. М. Садалова, доктор филологических наук Национальный комитет по делам ЮНЕСКО в Республике Алтай (Горно-Алтайск, Россия)

sadalova-t@mail .ru

МАГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ СКАЗИТЕЛЬСТВА АЛТАЙСКОГО НАРОДА В СОПОСТАВЛЕНИИ С ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИМИ ТРАДИЦИЯМИ

Аннотация. Алтайцы - один из древнейших тюрко-монгольских народов Центрально-Азиатского региона; фольклорные тексты этих этносов именуют территорию Алтая своей прародиной, «золотой колыбелью». Алтайский эпос в поэтической форме синтезирует опыт многовековой истории народа в комбинации с мифологическим, религиозным, духовно-нравственным,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.