УДК 821
Петрова Светлана Андреевна
кандидат филологических наук,
доцент кафедры литературы и русского языка
Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина
PetrovaSvetlanaAndreevna
AssociateProfessorofLiteratureandRussianLanguage,
Ph.D., LeningradStateUniversitynamedafterA.S. Pushkin
И.С. ТУРГЕНЕВ И А. ШОПЕНГАУЭР: ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ «ПРИЗРАКИ»)
I.S. TURGENEVANDA.SCHOPENHAUER: MUSICPHILOSOPHY (ON THE STORY "GHOSTS" MATERIAL)
Аннотация:В литературоведении широко рассматривались проблемы отношения И.С. Тургенева к философии А. Шопенгауэра и в целом к музыкальному искусству, но остаются не исследованными многие аспекты указанной выше тематики. В частности, взаимодействие философских и эстетических взглядов писателя, а также особенности формирования образа героя в рамках интермедиальных связей. В повести «Призраки» представлена художественная концепция писателя, показывающая особенности обозначенной позиции автора к философии А. Шопенгауэра и, в частности, к музыке.
Ключевые слова: философия музыки, И.С. Тургенев, А. Шопенгауэр, повесть «Призраки».
Abstract: In the Russian and foreign literary theory problems of the relation of I.S.Turgenev to A.Schopenhauer's philosophy and as a whole to musical art were rather widely considered. But still there are not considered many aspects of the subject stated above. In particular, interaction of philosophical and esthetic views of the writer, and also feature of hero formation within intermediality. The writer's art conception showing features of the designated position of the author to philosophy of A.Schopenhauer and, in particular, to music is presented in the story "Ghosts".
Key words:philosophy of music, I.S. Turgenev, A. Schopenhauer, the story "Ghosts."
В литературоведении уже было отмечено, что повесть И.С. Тургенева «Призраки» содержит реминисценции из философии А. Шопенгауэра [4, C.123-125]. Но во всех предыдущих исследованиях не была рассмотрена проблема взаимодействия эстетических музыкальных взглядов автора с его философскими интересами, в частности, с системой А. Шопенгауэра. Хотя в отечественном и зарубежном литературоведении уже сложилось несколько
направлений в изучении вопроса о «шопенгауэризме» И.С. Тургенева: с одной стороны, обозначилась тенденция утверждать влияние философа на идеи писателя, а с другой - наоборот, идеологический спор классиков [например, 4, 5 и др.]. Нонесомненно то, что русский писатель использовал цитаты и реминисценции из трудов философа в художественных целях: для представления характера персонажа, для отражения его позиций, для формирования картины мира в целом[7, С.123-125]. Но всё это касается только лишь онтологических и антропологических вопросов. А проблемы эстетического плана, отражающие взгляды на искусство, в частности, на искусство музыки, так и не исследовались, что подчёркивает новизну и актуальность рассматриваемой в статье темы.
Тема «И.С. Тургенев и музыка» тоже достаточно широко освещалась в литературоведении: обозначены биографические истоки интереса писателя к этому искусству, рассмотрены упоминания музыкальных произведений в его творчестве в целом. Как отмечают учёные, И.С. Тургенев придавал музыке большое значение, говорил о ней очень часто и с восторгом, знал её. Во всех случаях жизни благословлял её, как утешительницу и спутницу [1,3 и др.].
Приоритет именно музыки в творчестве И.С. Тургенева можно объяснять и влиянием философии А. Шопенгауэра, где ей также отдаётся первенство среди других искусств. В частности, в произведении писателя есть аллюзии на слова философа о музыке, а также о возможностях этого искусства: «Отсюда и происходит, что наша фантазия так легко возбуждается музыкой и пробует оформить, облечь в плоть и кровь этот непосредственно говорящий нам, незримый и притом столь оживленный мир духов, т. е. старается воплотить его в аналогичном примере» [7, с.227]. В повести И.С. Тургенева Эллис соединяется с музыкой (звук струны предшествует появлению героини [6]), а её образ показывается неким духом, пытающимся обрести плоть и кровь. Также и понятие фантазии связывает оба текста [6].
Музыкальные уровни, определяемые А.Шопенгауэром, имеют аналогии в повести русского писателя. У философа: это низкие тоны (басы) - планетарная основа: «В самых низких тонах гармонии, в ее басовом голосе, я узнаю низшие ступени объективации воли, неорганическую природу, планетную массу» [7, с.224]. Затем повыше - это растения и животные: «(...) выше лежащие звуки являются в моих глазах представителями растительного и животного царств. Определенные интервалы звуковой гаммы параллельны определенным ступеням объективации воли, определенным видам в природе» [7, с.225]. Далее - образ человека: «Наконец, в мелодии, в главном высоком голосе, который поет, ведет все целое и в нестесняемом произволе развивается от начала до конца в непрерывной, многозначительной связи единой мысли и изображает целое, - в этом голосе я узнаю высшую ступень объективации воли, осмысленную жизнь и стремление человека» [7, с.225].
Подобная музыкальная вертикаль создаётся у И.С. Тургенева с помощью взлётов Эллис с героем, именно призраку даётся возможность взлетать вверх и являться в сопровождении высокого звука, т.е. быть знаком высокого тона. Она оказывается неким связующим звеном для всего сюжета повести. У неё представляется определённость в цели, хотя точно это не формулируется,
но даётся намёками и действиями- овладеть иным телом и самой, видимо, стать плотью [6]. В то же время она, в соответствии с теорией Шопенгауэра, является и представительницей мира духов, которую с помощью фантазии облекают в плоть и кровь. Но эта попытка оказывается неудачной, в силу той же философской концепции, где значимым представляется страдание. Хотя музыка, по мнению немецкого философа, - это выражение «многообразного стремления воли» [7, с.224]. Как пишет философ: «...нельзя себе даже и представить совершенно правильной музыки, не только что осуществить ее, и поэтому каждая возможная музыка уклоняется от совершенной чистоты.» [7, с.231].
B повести И.С. Тургенева представлен в первый день полётов - первый уровень по Шопенгауэру - мир низких тонов, растительный и животный уровень. Затем - следующий уровень - мир людей, их искусство. Наконец, в третий день происходит некое разрушение вертикали. Смерть приходит в тишине, что также значимо, как нечто, противостоящее всему звучанию ми-ра.И.С. Тургенев касается в повести и темы неудовлетворения/удовлетворения желаний человека. У А. Шопенгауэра эта проблема освещается в той же части, где речь идёт о музыке: «сущность человека состоит в том, что его воля стремится, удовлетворяется и снова стремится, и так беспрерывно, (...) задержка удовлетворения порождает страдание, а задержка нового желания - бесплодное томление, languor, скуку» [7, с.226]. Герой И.С. Тургенева также переживает неудовлетворённость и скуку: «Да, мне стало скучно — хуже, чем скучно. Даже жалости я не ощущал к своим собратьям: все чувства во мне потонули в одном, которое я назвать едва дерзаю: в чувстве отвращения, и сильнее всего, и более всего во мне было отвращение — к самому себе» [6, с.216].
Та множественность звукового содержания, которая показана в тексте И.С. Тургенева, может быть объяснена и отсылкой к словам Шопенгауэра о том, что все возможные стремления, волнения и проявления воли, а также и сокровенные движения человека, объединяемые разумом в такое «отрицательное понятие "чувства", - все это поддается выражению в бесконечном множестве возможных мелодий, но выражается всегда во всеобщности одной только формы, без содержания, непременно в себе, а не в явлении, - как бы сокровенная его душа, без тела» [7, с.228]. Звуки в повести становятся элементами, раскрывающими смысл ситуаций, основной характеристикой многих ключевых моментов. И, по словам А.Шопенгауэра: из подобного «интимного» отношения, «которое связывает музыку с истинной сущностью всех вещей, объясняется и тот факт, что если при какой-нибудь сцене, ситуации, каком-нибудь поступке и событии прозвучит соответствующая музыка, то она как бы раскрывает нам их таинственный смысл и является их верным и лучшим комментарием» [7, с.228].
Наконец, отметим, что с философской позиции А. Шопенгауэра значимость искусства определяется следующим образом: «Если весь мир как представление есть лишь видимость воли, то искусство - это уяснение этой видимости, cameraobscura, которая отчетливо показывает вещи и позволяет лучше обозревать и схватывать их» [7, с.231-232].
Не менее значимо и положение творца в философской системе А. Шопенгауэра: «чистое, истинное и глубокое познание сущности мира обращается для него в самоцель, и он весь отдается ему» [7, с.232]. Художник отдаётся искусству, и оно показывает ему истинное знание. Так это представлено и у И.С. Тургенева в словах призрака: « - Отдайся мне. Я тебе зла не сделаю. Скажи только два слова: возьми меня» [6, с.194].
Герой предстаёт в образе потенциального творца, а Эллис - квинтэссенция искусства [2, с.152-167]. Но взаимодействие персонажей оказывается не долгим - лишь мгновения - так об этом указано в эпиграфе к тексту писателя [6], так и в труде Шопенгауэра похожие взаимодействия кратковремен-ны. В повести И.С. Тургенева художественный мир наполнен звучанием, оказываясь музыкальным воплощением действительности, подобное представлено и в идеях Шопенгауэра: « (...) музыка; отличается от всех других искусств тем, что она (...) отображает саму волю и, таким образом, для всего физического в мире показывает метафизическое, для всех явлений - вещь в себе» [7, с.228].Возможность того, что И.С. Тургенев сознательно искал пути взаимодействия разных видов искусств, доказывается и тем, что подобное утверждается в трудах Шопенгауэра: «На этом основано то, что стихотворение можно перелагать на музыку в виде песен, наглядное описание - в виде пантонимы, или то и другое - в виде оперы» [7, с.228-229]. Всё вышесказанное показывает, что в повести создана определённаяинтермедиальная стратегия формирования образа героя и художественного мира, для концептуального содержания которого значимо обращение к музыке.
В то же время музыка не только представляется здесь в формах произведений искусства, но также включает в себя и звуки всего мира, как некое выражение философской идеи А.Шопенгауэра. Это позволяет автору представить общую масштабную картину человеческой жизни и выводит к обобщению планетарного масштаба. И.С. Тургенев создал в повести «Призраки» художественно-интермедиальную реализацию эстетико-онтологических идей А. Шопенгауэра. Писатель соединил свои художественные образы с определёнными философскими положениями об искусстве музыки немецкого классика.
Литература:
1.Бернштейн Н.Д. Тургенев и музыка. Л.: Моск.-Нарвский дом культуры им. М. Горького : ГИМП, 1933.
2.Ветринский Ч. Муза-вампир // Творчество Тургенева. Сб. ст. / Под ред. И.Н. Розанова и Ю.М. Соколова. М.: Заруда, 1920. С. 152-167.
3.Гозенпуд А.А. И.С. Тургенев. СПб.: Композитор, 1994. (Ыш^аеШи 1егаШга)
КийкоЕ.И. «Призраки». Реминисценции из Шопенгауэра // Тургеневский сборник /ред. Н.В. Измайлов, Л.Н. Назарова. Т.З Л.: Наука. Ленингр. от-ние, 1967.
4.Тиме Г.А. Творчество И.С. Тургенева и немецкая литературно-философская мысль XVIII - XIX веков (генетические и типологические аспекты). А/рдис. д. филос. наук. СПб: 1995.
5.Тургенев И.С. Призраки // И.С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. М.: Наука, 1981. Т. 7 С. 191 - 219.
6.Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // А. Шопенгауэр. Собрание сочинений. В 6 тт./Пер. с нем., под общ. Ред. А. Чанышева. Т. I. §52 .М. : Терра - Книжный клуб; Республика, 1999.
Literature:
1 .Bernstein N. D. Turgenev and music.L. :Mosk. - theNarva recreation center of M of Gorky: GIMP, 1933.
2 .VetrinskyC.Muza-vampir//Turgenev's Creativity.Сб. the Art. / Under the editorship of I.N.Rozanova and Yu.M.Sokolova. M: Zaruda, 1920. Page 152-167.
3 .Gozenpud A.A. I.S.Turgenev. SPb. : Composer, 1994. (Musicaetlittera-
tura)
Kiyko E.I. "Ghosts". Reminiscences from Schopenhauer//Turgenev a collection / edition N. V. Izmaylov, L.N.Nazarov. L T.3. : Science. Leningr.from-niye, 1967.
4 . Tim G. A. I.S.Turgenev's creativity and German literary and philosophical thought of the XVIII-XIX centuries (genetic and typological aspects). And / р yew. sciences. SPb: 1995 .
5 .Turgenev I.S. Ghosts//I.S.Turgenev. Complete works and letters in 30 t. M: Science, 1981. T. 7 Pages 191 - 219.
6 . Schopenhauer A. World as will and Representation(s). Schopenhauer. Collected works. To 6 vol. / Lanes with it. under a general Edition. A. Chanysheva. T. I. §52. M: Terra - Bookclub; Republic, 1999.