Научная статья на тему 'И. С. Шмелев и М. Горький как продолжатели традиций: принципы натуральной школы в рассказах «Гражданин Уклейкин» и «Супруги Орловы»'

И. С. Шмелев и М. Горький как продолжатели традиций: принципы натуральной школы в рассказах «Гражданин Уклейкин» и «Супруги Орловы» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
514
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШМЕЛЕВ / ГОРЬКИЙ / НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА / ТРАДИЦИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / SHMELEV / GORKY / NATURAL SCHOOL / TRADITION / SUCCESSION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дзыга Ярослава Олеговна

Статья посвящена изучению следов влияния русской натуральной школы в рассказах «Гражданин Уклейкин» И.С. Шмелева и «Супруги Орловы» М. Горького. Исследование показывает, что обновление идей и принципов предшествующей литературной традиции в анализируемых произведениях происходит по-разному. Единомышленники в наследовании вершинных достижений школы, Шмелев и Горький расходятся тогда, когда начинается проявление самобытной творческой индивидуальности. «Маленький человек» в рассказе Горького близок открытому писателем типу «босяка», тогда как в аналогичном образе Шмелева акценты смещены с социального на духовное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with study of influence of the Russian Natural school in the stories «Sir Ukleikin» by I.S. Shmelev and «Spouses Orlovs» by M. Gorky. As it is shown in the research the ideas and principles of the previous literary traditions are being updated in the analyzed works in different ways. Shmelev and Gorky had the same ideas inheriting the best achievements of the school but they were different in an original creative individuality. The image of «a small man» in the story by Gorky is close to the type of «a tramp» discovered by the writer while in the similar image by Shmelev mental subjects are taken into account more than social ones.

Текст научной работы на тему «И. С. Шмелев и М. Горький как продолжатели традиций: принципы натуральной школы в рассказах «Гражданин Уклейкин» и «Супруги Орловы»»

И.С. ШМЕЛЕВ И М. ГОРЬКИЙ КАК ПРОДОЛЖАТЕЛИ

ТРАДИЦИЙ : ПРИНЦИПЫ НАТУРАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РАССКАЗАХ «ГРАЖДАНИН УКЛЕЙКИН»

И «СУПРУГИ ОРЛОВЫ»

Я. О. Дзыга

Ключевые слова: Шмелев, Горький, натуральная школа,

традиция, преемственность.

Keywords: Shmelev, Gorky, Natural school, tradition, succession.

На сегодняшний день явно недооценено влияние традиций натуральной школы на творчество Шмелева. Несмотря на участие писателя в сборниках книжного товарищества «Знание», его имя не упоминается в ряду продолжателей идей русского натурализма на рубеже XIX-XX веков [Катаев, 2000, с. 196]. Между тем в прозе художника 1910-х годов можно обнаружить ряд черт, восходящих к принципам натуральной школы, с поправкой на условия времени, литературного процесса и тех особенностей индивидуального творческого сознания, которые впоследствии приведут Шмелева к созданию нового художественного метода.

В контексте заданной темы уместно подчеркнуть сложность и неоднозначность воздействия упомянутой традиции, идеи и художественные принципы которой по-своему отразились в творчестве писателей XIX и XX веков. Исследователь О.А. Богданова утверждала: «В отечественный литературный процесс школа была укоренена благодаря генетической связи с первыми русскими реалистами, от каждого из которых взяла близкое себе: от Пушкина - сам реалистический принцип, от Лермонтова - отрицание, от Гоголя -обращение к широкой русской действительности во всем ее современном неблагообразии и человеку “толпы”» [Богданова, 1997, с. 35].

Вопрос о влиянии натуральной школы на творчество русских классиков давно привлекает внимание литературоведов [Кулешов, 1965]. Гораздо менее исследована роль школы в художественном мире писателей рубежа и начала XX века. Между тем указанную традицию успешно осваивали А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, М. Горький и

др. В 1880-1890-е годы последний сам «станет центром притяжения для нового поколения писателей реалистически-натуралистической ориентации: В. Вересаев, Н. Тимковский, Е. Чириков, В. Серошевский,

А. Серафимович, Н. Телешов, С. Гусев-Оренбургский, С. Юшкевич». По мнению В.Б. Катаева, «чеховская “артель восьмидесятников" и «горчата-знаньевцы» - два поколения в русском натурализме рубежа веков» [Катаев, 2000, с. 196].

И хотя имя Шмелева не названо в числе продолжателей натуралистической традиции, осмелимся утверждать, что принципы натуральной школы в качественно обновленном виде нашли отражение в прозе писателя. Здесь художник во многом повторил чеховский путь. Прошедший на определенном этапе творчества свой «искус» натурализма, Чехов выделялся в писательской среде тем, что «картина русской жизни в его произведениях охвачена единым углом зрения и понимания» [Катаев, 2000, с. 196-197]. Объединяющее начало художественного мира автора «Чайки» - « “индивидуализация каждого отдельного случая" - врачебный метод, который Чехов

распространяет на литературу» [Катаев, 2000, с. 197]. У Шмелева иной путь, направленный к тому, что определено исследователями как «духовный реализм»1, воплотившийся в произведениях эмигрантского периода. Как и в случае с Чеховым, внешние признаки натуралистических описаний получают у него новое прочтение. С этой точки зрения участие автора «Человека из ресторана» в сборниках «Знание» - явление симптоматичное. По утверждению В.Б. Катаева, «“Знание" щедро предоставляло страницы своих изданий широкому потоку литературы, которая по-иному, чем прежде, но тоже соприкасалась с натуралистическим художественным типом» [Катаев, 2000, с. 230].

Сопоставим два рассказа: «Гражданин Уклейкин» (1908) и «Супруги Орловы» (1897). Параллельный анализ этих произведений с точки зрения преемственного усвоения принципов натуральной школы подчинен выяснению характера новаций и степени укорененности в традиции.

Оба произведения являются продолжением излюбленной натуралистами темы «маленького человека». Герои Шмелева и Горького представляют схожие литературные типы, получившие широкое

1 См.: Любомудров А.М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья : Б.К. Зайцев, И.С. Шмелев. СПб., 2003.; Ветрова М.В. Проза Бориса Зайцева : наследие Серебряного века и духовный реализм : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Симферополь, 2009.

распространение в художественной практике натуральной школы. К обоим героям применимы определения «маленькие люди», «бывшие люди», «мечтатели». Исследователь В.В. Люкевич причисляет Уклейкина к сонму российских «нетерпеливцев», «уверовавших в возможность мгновенного преобразования социально-экономического уклада жизни» [Люкевич, 1998, с. 31], а В.В. Полонский усматривает в бунтарской неуемности внутренних сил героя «ясный привкус горьковского босячества» [Полонский, 2007 с. 53].

В обоих случаях имена героев служат названием произведения. И у Горького, и у Шмелева речь идет об одном и том же социальном типе: Григорий Андреевич Орлов и Дмитрий Васильевич Уклейкин -сапожники, страдающие общим пороком. Безысходность и тщета «мертвой» жизни, когда все внутри «примято и забито», повергают героев в запой, побуждая первого «душить водкой» тоску, второго -таким же образом «гасить сердце».

Поразительно похожи условия «проклятущей» жизни двух героев, начиная от изматывающей, беспросветной работы, заканчивая бездетным браком. Совпадают даже такие детали, как имена главных героинь рассказов: жену Уклейкина, как и супругу Орлова, зовут Матреной.

Художественные принципы изображения жизни «маленького человека» и у Шмелева, и у Горького вполне согласуются с литературной традицией. Оба рассказа отличаются повышенным вниманием к бытовой повседневности со всеми неприглядными подробностями низкой действительности, включая описание губительных пороков главных героев.

Горький с протокольной точностью изображает будничное течение жизни четы Орловых («День Орловых начинался так» [Горький, 1969, с. 225]), акцентируя томительное однообразие безрадостного существования: «... Один за другим тянулись бесцветные дни, как звенья невидимой цепи, отягчавшей жизнь этих людей работой, скукой и бессмысленным раздражением друг против друга» [Горький, 1969, с. 227]. Ему вторит Шмелев: «Сколько ни сиди на липке - одно и то же, одно и то же. <... > Сколько ни тыкай шилом, сколько ни выкраивай резаком - ничего. Петля какая-то, а не жизнь. И не видать ничего» [Шмелев, 2008, с. 292].

Сходство распространяется и на пространственные решения в произведениях Шмелева и Горького. Полуподвальное помещение «живоглота» Ухалова, где обитает Уклейкин с женой «в квартирке за восемь рублей», словно списано с «сырой, глухой и мертвой» комнаты

Орловых в подвале дома купца Петунникова: «Жизнь билась где-то там наверху, а сюда залетали от нее только глухие, неопределенные звуки, падавшие вместе с пылью в яму к Орловым бесцветными хлопьями» [Горький, 1969, с. 225].

Образ ямы при этом оказывается не столько обозначением области пространства, сколько символом отчаянной безысходности положения героев. Так, двор дома Петунникова и подвал Орловых, действительно, похожи на глубокую яму, которая одновременно ассоциируется с «темной» и «тесной» жизнью горьковских героев. «Хоть на чердак заберись, все в яме будешь... - с горечью констатировал Орлов. - Не квартира - яма... жизнь - яма» [Горький, 1969, с. 231]. (Ср. у Шмелева: «Вобрав впалую грудь и подняв острые плечи, с ожесточением протыкал Уклейкин мертвую кожу, протаскивал дратву, точно затягивал петлю. <... > Иногда, бросив работу, неподвижно уставлялся он на запыленное оконце, как будто видел там что-то или хотел видеть. Уйти куда из ямы этой... » [Шмелев, 2008, с. 294]).

Типологически значимая для натуральной школы формула «среда заела» в обоих произведениях реализуется во временной антитезе «тогда и теперь», отражающей внешнюю и внутреннюю эволюцию героев. Точкой отсчета в обоих случаях является женитьба. По признанию жены, Григорий до брака был «занятный и добрый» весельчак, но четыре года пустой, темной жизни сделали свое дело, обратив умелого мастерового в «свирепого сапожника», почти «зверя лютого». Такая же драматическая метаморфоза произошла за десять лет брака с героем Шмелева. Некогда веселый «ботинщик», знаток песен, «балагур и форсун», без труда справлявший заказчицам тонкие каблучки на французский манер, превратился в запойного сапожника Уклейкина, ничтожного и озлобленного.

Ни Шмелев, ни Горький не обошлись без традиционных описаний социальной среды, главной причины деградации героев. Но если автор «Супругов Орловых» ограничивается беглым упоминанием обитателей дома Петунникова и его окрестностей (гармониста, судебного рассыльного, маляров, портных и др.), то Шмелев создает широкую картину социальной жизни города, дающую представление о месте в общественной иерархии различных ее представителей от городского головы, следователя, адвоката, податного инспектора, профессора, купца, фельдшера, писца управы, делопроизводителя до пекаря, шорника, кузнеца, дворника и кучера.

Однако, как это было в вершинных произведениях натуральной школы, живописание среды не довлеет над образом «маленького

человека»2. Вслед за Достоевским, Шмелев и Горький делают самосознание героев центром произведения. Постановка проблемы пробуждения личности униженных и оскорбленных сближает «Гражданина Уклейкина» с «Супругами Орловыми».

«Слабый, никудышний» герой Шмелева страдает от того, что «никто за человека не считает»: «Недавно, совсем недавно его никто и по имени-то не называл. У хозяина в учениках жил: Митька, черт, поганец - только всего и было, не говоря о рукоприкладстве. Черт сопливый... Вшивый черт!.. Заказчики обыкновенно говорили: «Ну, ты... как тебя... Ты!..» Заказчики из начальства, как, например, пристав, не называли никак, а издавали неопределенный звук - “гм... "» [Шмелев, 2008, с. 324]. В глазах жены он «пьяница дохлый», «шкилет», «лысый бес», «идол» и «дурак пьяный». «Штоб только человека обиждать» [Шмелев, 2008, с. 302], - вырывается в злую минуту у сапожника, напоминая мольбу гоголевского персонажа: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» [Гоголь, 1994, с. 111].

И в том, и в другом случае сознание героев меняется под влиянием чувства собственной значимости и связано с преодолением отчуждения от окружающих. «...Приятно мне ваше беспокойство... и... что я нужный человек... » [Горький, 1969, с. 253], - путается в словах Орлов, взволнованный заботой доктора Ващенко. «...Простой сапожник, а, оказывается, нужен для общего дела...» [Шмелев, 2008, с. 349] -изумляется Уклейкин на собрании в народном доме.

Опасная работа в бараке для холерных больных так увлекла Григория Орлова, что «порой чувство личного бытия в нем совершенно исчезало.»: «Это было своеобразное честолюбие существа, которое вдруг сознало себя человеком и, еще не уверенное в этом новом для него факте, хотело подтвердить его чем-либо для себя и других; это было честолюбие, постепенно перерождавшееся в жажду бескорыстного подвига» [Горький, 1969, с. 257].

Жалкие обитатели дна жизни, почти потерявшие собственное имя, получают мощный импульс к росту самосознания. Иллюзорные идеалы

2 Натурализм как ранний этап развития реализма 40-х годов XIX века нашел наиболее полное отражение в программных сборниках «Физиология Петербурга» (1845) и «Петербургский сборник» (1846). Однако уже первые выступления писателей-натуралистов продемонстрировали неоднородность нового литературного явления, объединившего имена В.Г. Белинского, Д.В. Григоровича, Е.П. Гребенки, Н.А. Некрасова, И.И. Панаева, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева и др. В произведениях писателей первой величины художественные принципы натуральной школы трансформировались, становясь отправной точкой для дальнейшего творческого роста. Так, новаторство Ф.М. Достоевского заключалось в постановке проблемы личности в мире «маленьких людей».

общественной справедливости, связанные с выборами в Государственную Думу, поднимали дух и будили безотчетные надежды в давно свыкшемся со своим униженным положением сапожнике, рождали в душе новое, праздничное и радостное: «Незаметно выходили из души Уклейкина тоска и озлобление, все то, что темнило жизнь и делало ее проклятущей... » [Шмелев, 2008, с. 303].

Показательно, что проснувшееся чувство собственного достоинства в героях Горького и Шмелева, как и в характере Макара Девушкина, уживается с «амбицией» [Богданова, 1997, с. 161]. Претензии на более высокое положение в социальной иерархии у Орлова связаны с желанием «выйти в люди», сапожник Уклейкин мечтает завести салон и открыть магазин. Но если задавленное обстоятельствами человеческое достоинство героя Шмелева берет верх над его честолюбием, тщеславие горьковского персонажа разрастается сверх всякой меры, выливаясь сначала в желание отличиться и сделать что-то героическое, потом - в стремление к превосходству и презрение к людям: «Раздробить бы всю землю в пыль или собрать шайку товарищей! Или вообще что-нибудь этакое, чтобы стать выше всех людей и плюнуть на них с высоты... » [Горький, 1969, с. 276].

В этом контексте одиночество и беспокойная сила Орлова могут быть поняты как знаки человеческой гордыни, наполеоновского комплекса героя. Григорий практически лишен духовных запросов. Не случайно в отчаянном недовольстве темной жизнью, раздражении и злых жалобах героя неграмотная Матрена усматривала что-то «против Бога». Она же, напротив, в самые тяжелые моменты жизни искала помощи в вере. Духовное начало, задавленное однообразием пустой жизни, сказывалось в молитвах и сочувственном отношении к людям: «...Лицо Матрены Орловой побледнело еще более, она оборотилась в угол, стала на колени и начала молиться, усердно отбивая земные поклоны...» [Горький, 1969, с. 275]. И хотя характер религиозности героини наглядно иллюстрирует такой выразительный факт: молебен великомученику Вонифатию, помогающему от запоя, женщина отслужила только после того, как не помогли знахарки и гадалки, история преображения Матрены Орловой оказывается не менее значимой, чем судьба ее супруга. Следы влияния натуральной школы обнаруживаются здесь не только во внимании к проблеме женской эмансипации и критическом изображения «тихого ужаса повседневности» [Кулешов, 1965, с. 218], но и в социальном прочтении указанной темы. И если в Григории даже в моменты наивысшего увлечения работой в холерном бараке угадывается потенциальный

босяк, склонный к драматическому противостоянию с обществом, измученная душа Матрены обращена к людям. Наверное, не случайно верующая героиня Горького находит свой путь, тогда как сердечные «судороги» Орлова снова загоняют его в «яму»: «Я родился с беспокойством в сердце... и судьба моя - быть босяком! <...> Противно все - города, деревни, люди, разных калибров... Тьфу! <... > Все друг на друга... так бы всех и передушил!» [Горький, 1969, с. 277].

В отличие от озлобившегося против «духоты жизни» Орлова, сапожник Уклейкин возбуждает сочувствие не только своим социальным положением. Душевно он более отзывчив, и семейная жизнь героя складывается гораздо более драматично. И хотя в Уклейкине время от времени тоже поднималась безотчетная «злоба на всех и на все» [Шмелев, 2008, с. 295] вплоть до желания «наплевать на всех» [Шмелев, 2008, с. 303], не это было доминантой его личности. За отталкивающей бытовой оболочкой героя можно усмотреть слабое, но все же явственно различимое духовное начало. Оно давало о себе знать во время причастия в церкви, отозвалось в сапожнике после сообщения жены о беременности и во время голосования. Духовные основания личности не давали Уклейкину забыть о том, что и он человек, пусть «махонький» и «заблудший», но все же человек «по образу и подобию». Не случайно именно в храме герой особенно остро ощущал равенство людей перед Богом. Однако внутренняя потребность веры обращает Уклейкина не к церкви, а к иллюзорным идеалам общественной справедливости. Этот поворот сюжета - одновременно и верность исторической реальности, и дань литературной традиции, и творческая новация Шмелева. Впоследствии именно опыт веры станет основой созидательного преображения шмелевских героев, а социальнополитическая проблематика уступит место духовно-нравственным вопросам.

Антитезой бытовым и бытийным «ямам» в произведениях обоих писателей служат образы неба и солнца. И в первом, и во втором случае они имеют не столько прямое, сколько символическое значение, сложно и разнопланово перекликаясь с характеристикой персонажей.

Для супругов Орловых пространство неба оказывается парадоксально ограниченным, замкнутым, как будто призванным подчеркнуть расхождение их униженного положения с естественным ходом вещей. Обитель света и воздуха, знак вечности и беспредельности, небо в начале рассказа - не более чем синий квадрат, оттеняющий глубину «ямы», в которой живут герои: «...На дворе

темно. Над ним сияет, весь в блеске звезд, квадратный кусок синего неба, и, окруженный высокими стенами, двор кажется глубокой ямой, когда с него смотришь вверх» [Горький, 1969, с. 224]. Подвальное помещение, в котором жили герои, было наглухо отгорожено от неба капитальной стеной соседнего дома, так что атмосфера темного, тесного и душного жилища никак не ассоциировалась с жизнью. «Вроде как бы прежде смерти в землю похоронены... » [Горький, 1969, с. 231] - сетовал Орлов. Солнце как явление природного мира тоже не радует Орловых. Для рассвирепевшего в схватке с женой Григория это вообще прямая помеха. Обуреваемый беспричинной, давящей злобой герой не на шутку страдает, тоска и жажда водки съедают его, но, истерзанный в драке, он стыдится идти в кабак засветло.

Солнце и небесный свод почти ничего не значат и в жизни отчаявшегося Уклейкина: «Он даже на небо никогда не глядел. Звезды, когда-то обещавшие его просительному взору заманчивый, далекий и незнаемый мир и навевавшие примиряющую грусть, уже давно были только святящимися точками - неизвестно для чего. Даже солнце - и то только жгло пыльный переулок и сушило рваныя рубахи во дворе на веревках» [Шмелев, 2008, с. 304]. Образ стены в рассказе Шмелева имеет символическое значение, ассоциируясь с зажатой в тиски жизнью героя «без выхода»: «А кругом стены, и нет управы, и нигде нельзя найти правды» [Шмелев, 2008, с. 380]. Философское содержание символа подчеркнуто связью с известным мотивом Достоевского.

Все меняется с ростом самосознания героев. По мере налаживания связей с окружающим миром и обретения чувства собственного достоинства «субъективное» пространство персонажей расширяется. В бараке для холерных больных Орлов заново открыл для себя чистое небо и золотистое сияние солнца, впервые задышал «настоящим небесным воздухом». Воодушевленный надеждами, герой даже сослуживцев невольно соотносил с надземной сферой. «Примусь я тут работать, -делился он с женой, - даже небу жарко станет, вот как! Потому есть причина у меня на это. Во-первых, люди здесь, я тебе скажу, - не существующие на земле!» [Горький, 1969, с. 255]. Душевная отзывчивость Григория Орлова согласуется с бездонностью неба, пространственная динамика которого оттеняет внутреннюю эволюцию героя: «Очень уж ему нравилось чаепитие в светлой, чистой комнате с окнами в безграничный простор зеленого поля и голубого неба. И еще что-то ему нравилось - не то жена, не то он сам» [Горький, 1969, с. 255].

Бессознательные порывы ввысь и непривычное притяжение звездного неба просыпались в Уклейкине всякий раз, когда в его «примятой» душе рождалась нежданная радость. Так было после сообщения Матрены о будущем ребенке и по дороге в монастырь, но самое сильное чувство вызвало посещение собрания в народном доме: «И потянулось что-то в груди, какие-то стягивающие и душившие путы. Он вздохнул широко, вбирая морозный воздух. И поглядел в небо. Голубовато-светлое от месяца, с большим расплывающимся кольцом, оно темнело к краям. «Чисто день... - подумал Уклейкин. -Хорошо-о». И вздохнул» [Шмелев, 2008, с. 344]. После выборов герой частенько поднимал глаза к небу. Весеннее, ясное и светлое, оно «будило к жизни» и «молодило», смягчая взгляд яркими солнечными лучами, хотя Уклейкин «и солнца не разглядел как следует за свою жизнь» [Шмелев, 2008, с. 396]. Зато в день проводов депутатов, еще недавно такое далекое и непонятное, светило вдруг стало ближе и роднее, казалось даже, что тусклая трудовая жизнь растворилась в его лучах. Самоощущение личности героя крепнет в соприкосновении с безграничностью бездонного неба и манящей красотой солнца.

Такую же «распахнутость» бытия символизируют в рассказах другие образы разомкнутого пространства. В случае с героями Горького это зеленое широкое поле, для персонажа Шмелева - лес. Так, после неприятного разговора со знакомым самоварщиком, возродившим тяжелые подозрения, касающиеся Матрены, Уклейкин почувствовал, как «в душу ползла пустота, что делала жизнь без выхода, от которой он и хотел уйти куда-нибудь, где бы ни пути - ни дороги не было, а так. лес» [Шмелев, 2008, с. 375]. Однако в рассказе Шмелева этому образу уготована гораздо более серьезная роль, чем аналогичному в «Супругах Орловых». По наблюдениям

В.В. Полонского, дело в принципиально новом качестве окружающей героя реальности: «То, что в прежней литературе о «маленьком человеке» рядилось почти исключительно в социальные одежды, предстает в «Гражданине Уклейкине» как символические стихии самого бытия» [Полонский, 2007, с. 54]. Это обстоятельство не только отличает произведение Шмелева от рассказа Горького, но и предопределяет дальнейшее развитие прозы писателя-эмигранта. Неореалистические тенденции в повествовании о судьбе «маленького человека» постепенно утвердят в творчестве Шмелева чеховскую линию - « “бессобытийное” портретирование духовной уникальности рядового человека» [Полонский, 2007, с. 55].

Однако многие из завоеваний натуральной школы оказались близки Шмелеву почти так же, как и Горькому. Речь идет о характере изображения уличных сцен, опирающегося на разработанную предшествующей традицией «театральность» в обрисовке пространства и поведения героев. Так, субботние «стражения» супругов Орловых служили бесплатным развлечением для окружающей «публики», а «выступления» пьяного Уклейкина на Золотой улице собирали целые толпы «поклонников»: «Уклейкин начнет откалывать, прохватывать и печатать, начиная с головы и кончая подпаском» [Шмелев, 2008, с. 280]. Герой и сам испытывал потребность высказываться непременно «при публике». «А мне публику надо... пу-бли-ку!.. <... > Слово хочу сказать. Пропущай!» [Шмелев, 2008, с. 282] - пререкался он с преграждающим дорогу полицейским. Громкие обличения сапожника, щедро сдобренные задорными стишками, вызывали живой отклик у обитателей окрестностей: «Веселым гулом отзывается всегда сонный переулок. Приседают, хлопают по плечу, задорят» [Шмелев, 2008, с. 283]. В этом же ряду реакция обывателей на гудящую толпу у подъезда народного дома. Один из наблюдавших глубокомысленно заметил: «Ишь, все киятры, все киятры играют...». «Это не киятры... - со знанием дела пояснил другой. - Тут нащот... Вот выбирать-то будут... ». «А-а. - разочарованно протянул первый. - А то все киятры представляли...» [Шмелев, 2008, с. 344]. Показательно, что последнее осознанное действие Уклейкина - скандал у дверей народного дома -тоже своеобразное представление, трагический финал которого разыграется уже «за сценой».

Вслед за Гоголем и его последователями Шмелев и Горький охотно пользуются зооморфными сравнениями как одним из приемов создания образа. И у первого, и у второго писателя анималистические уподобления служат не для сатирических целей, но используются в качестве средства характеристики персонажей.

На связь с животным миром указывают фамилии Орлова и Уклейкина, которые во многом «программируют» физический и душевный облик героев. Подобно птице, нервный и чуткий Григорий Орлов рвался из тисков жизни «во все четыре стороны сразу», мечтая о босяцкой доле: «Там хоть голодно, да свободно - иди куда хочешь! Шагай по всей земле!..» [Горький, 1969, с. 230]. Фамилия Уклейкина производна от названия многочисленного, небольшого по величине и ничем не примечательного вида пресноводных рыб. Заданные ею мотивы незначительности, слабости и покорности героя в дальнейшем

повествовании поддерживаются многочисленными зооморфными сравнениями, которые описывают не только внешность, костюм и фигуру, но и психологическое состояние героя: «Рвался, а кругом незнаемые петли сторожили и путали, и он снова, как замученная муха, опускался в тупое созерцание тоски» [Шмелев, 2008, с. 304]. Худой, костлявый, с впалой грудью и всегда согнутой спиной, Уклейкин внешне напоминал «высохшую воблу», тогда как порочная «слабость» героя даже в собственных глазах превращала его в свинью. Пьяную решимость настроений сапожника («Супротив хучь ково» [Шмелев, 2008, с. 284]), прорывающегося на Золотую улицу, выдает манера его походки: «Как гремучая змея хвостом, шмурыгает он опорками, подтягивая на ходу остатки порванных штанов» [Шмелев, 2008, с. 281]. Но встреча с «могучей» Матреной тут же обращает его в «гниду».

Однако если анималистические тенденции в рассказе Горького связаны в основном с обнаружением аналогий между животным миром и людьми (у Сеньки Чижика глаза, как у мыши, вертится он вьюном; гармонист Кисляков ходит павлином; доктор Ващенко похож на цаплю; обитатели дома Петунникова подходят к студенту осторожно, как кошки к воробьям; в представлении отставного унтер-офицера Левченко, Орловы - ежи, а по мнению Григория, люди - змеи и т.д), то Шмелев, помимо этого, часто прибегает к зооморфным фамилиям: наборщик Синица, профессор Окунев, депутат Куропаткин, городовой Комаров.

В обоих произведениях образы животного мира часто адресуются героями их женам. В таком контексте зооморфизмы характеризуют не столько женщин, сколько Орлова с Уклейкиным. Для первого жена «жаба», «корова», «хавронья» и «ехидна», очень редко - «кошечка». Уклейкин в минуты душевного «умягчения» обращается к жене куда более ласково: «курочка», «канареечка», «рыбочка».

В противовес литературной традиции природный мир у Горького и Шмелева играет значительную роль в судьбе героев. Не случайно редкий прилив душевной близости Орловы переживают сидя на краю оврага и любуясь живописным пейзажем внизу. Точно так же свет в душе Уклейкина долгое время питается впечатлениями от созерцания природы по пути из города в монастырь. Здесь герой впервые засмотрелся в небо и научился «вбирать солнце».

Устойчивый мотив личностной несостоятельности «маленьких людей» в анализируемых рассказах имеет нетрадиционное прочтение. В герое Горького «избыток жизненных сил неожиданно принимает

характер патологии...» [Басинский, 2000, с. 516], «амбиции» берут верх над чувством достоинства, разрушая и без того слабые связи с окружающим миром. При этом характер Григория Орлова хорошо вписывается в новый тип героев-«босяков», создателем которого был Горький.

Персонаж Шмелева тоже выделяется из ряда литературных предшественников. Причина его гибели не в нем самом и даже не в убийственных обстоятельствах социальной или личной жизни. По мнению современного исследователя, «по отношению к теме «маленького человека» Шмелеву выпала роль своеобразного завершителя целой традиции предшествующего столетия - через ее транспортирование в бытийственно-символический план, через осмысление трагедийности «человека вообще» (под образом «маленького человека», бедного мастерового) в «мире вообще» (под образом русской провинции эпохи манифеста 17 октября)» [Полонский, 2007, с. 54].

Соглашаясь с точкой зрения В.В. Полонского, не следует забывать, что рассказ Шмелева не только предвосхищал этико-эстетические новации неореалистического письма, но был прообразом художественного видения мира с позиций православной духовности. Эта особенность прозы Шмелева получила законченное выражение в творчестве писателя эмигрантского периода, но ее основания закладывались, в том числе, и рассказом «Гражданин Уклейкин».

Таким образом, идеи и принципы натуральной школы в анализируемых произведениях органично сочетаются с чертами творческой самобытности двух авторов. Аккумулируя в рассказах вершинные достижения предшествующей литературной традиции, писатели XX века внесли много нового в прочтение узнаваемых тем и мотивов. И если первое обстоятельство сделало Горького и Шмелева временными союзниками, почти единомышленниками, то второе обнаружило концептуальное различие неповторимых писательских индивидуальностей, предопределив дальнейшее расхождение их путей в литературе.

Литература

Басинский П.В. Максим Горький // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов). Книга 1. ИМЛИ РАН. М., 2000.

Богданова О.А. Философские и эстетические основы «натуральной школы» // «Натуральная школа» и ее роль в становлении русского реализма. М. 1997.

Гоголь Н.В. Шинель // Гоголь Н.В. Собр. соч. : В 9-ти тт. М., 1994. Т. 4.

Горький М. Полн. собр. соч. худ. произв. в 25-ти тт. М., 1969. Т. 3.

Катаев В.Б. Реализм и натурализм // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов). Книга 1. ИМЛИ РАН. М., 2000.

Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX века. М., 1965.

Люкевич В.В. Сюжетосложение в «Гражданине Уклейкине» И.С. Шмелева // Сборник материалов международной научной конференции. Симферополь, 1999.

Полонский В.В. О символическом подходе к изображению «маленького человека» в дореволюционном творчестве И.С. Шмелева // Сборник материалов международной научной конференции. М., 2007.

Шмелев И.С. Гражданин Уклейкин // Шмелев И.С.Собр. соч. : В 12-ти тт. М., 2008.

Т. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.