Научная статья на тему '«…и ныне где их уголок?. . . »: судьба музея А. С. Пушкина в Бродзанах (Словакия)'

«…и ныне где их уголок?. . . »: судьба музея А. С. Пушкина в Бродзанах (Словакия) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
383
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
А.С. ПУШКИН / МУЗЕЙ / БРОДЗАНЫ / СЛОВАКИЯ / A.S. PUSHKIN / MUSEUM / BRODZANY / SLOVAKIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гершиова Эва, Смирнова Наталья Леонидовна

в статье освещается история возникновения и судьба музея А.С. Пушкина в Бродзанах (Словакия)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

… And where is their nook today?...: the Fate of A.S. Pushkin Museum in Brodzany (Slovakia)

The article sheds light on the history of creation and development of A.S. Pushkin Museum in Brodzany (West Slovakia)

Текст научной работы на тему ««…и ныне где их уголок?. . . »: судьба музея А. С. Пушкина в Бродзанах (Словакия)»

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Э. Гершиова, Н. Смирнова «...И НЫНЕ ГДЕ ИХ УГОЛОК?...»:

СУДЬБА МУЗЕЯ А.С. ПУШКИНА В БРОДЗАНАХ (СЛОВАКИЯ)1

В 1979 г. в селе Бродзаны, что находится в Западной Словакии, недалеко от городка Партизанск, быш открыт музей А.С. Пушкина - единственный за пределами бывшего СССР и современной России. Территория музея включает два парка во французском и английском стиле (здесь когда-то гуляли вдова Пушкина и его дети), замок XVII века, частично окруженный рвом, где протекает речка Герадза, и библиотеку, в которой сейчас располагаются администрация музея и зал для проведения культурнопросветительских мероприятий. В большом английском парке установлены бюсты словацких и русских писателей, в том числе бюст А.С. Пушкина.

Известно, что Пушкин никогда не пересекал границ Российской империи. Как же появилась идея создания такого музея в Словакии и как сложилась судьба музея в постсоциалистическую эпоху?

Зачинателем «пушкинско-бродзанских» отношений по праву можно считать барона Густава Фогеля фон Фризенгофа (1807-1889), первой женой которого в 1836 году стала Наталья Ивановна Иванова - двоюродная сестра Натальи Николаевны Гончаровой, жены поэта.

Густав Фогель фон Фризенгоф родился в Пен-зинге близ Вены в семье банкиров. По одной из версий, его отец получил наследственное баронство в 1789 г от Йозефа II. Барон Фризенгоф-младший был успешным дипломатом. За два года до знакомства с первой женой Натальей Ивановной он окончил школу права и политических наук при Венском университете и начал карьеру атташе австрийской миссии сначала в Дрездене (1828-1831), затем при дворе короля Сардинии в Неаполе (1831-1836), наконец, в Санкт-Петербурге (1839-1844, 1850-1852), где и сблизился с семейством Пушкиных.

В 1844 г. Густав Фогель фон Фризенгоф купил усадьбу в Бродзанах, которая состояла из двухэтажного замка эпохи Ренессанса, хозяйственных построек, старинного парка и сельскохозяйственных угодий. Супруги начали ремонт усадьбы, которая стала их летней резиденцией. Зиму они проживали в собственном доме в Вене.

Первая супруга барона Наталья Ивановна была хорошей чертежницей, о чем свидетельствуют ее рисунки и литографии. Кроме того, сохранились гербарии, составленные ею во время путешествия супругов по Европе, а также во время пребывания четы Фризенгоф в Михайловском в августе 1841 г.:

Где цвел? когда? какой весною?

И долго ль цвел? и сорван кем...

1 Выражаем благодарность за помощь в подготовке данной статьи студентам кафедры русского языка Прешовского университета Gгegovej V1adim^гe, Кигескоуд А1епе, Mizeгakovej Аппе, ОЬеМоуд Andree, Pгusakovej Miros1ave, Ze1inskej Zdenke. Rossovej Охапе.

В браке у них родился единственный сын Григорий, который стал известным ученым-агрометеорологом и одним из основателей Матицы словацкой - научного и культурного общества, возникшего в 1863 г. в городе Мартин. Это общество занималось изданием словацких книг и журналов, а также заботилось о сохранении национальной библиотеки и памятников письменности.

Наталья Ивановна прожила в Бродзанах только 6 лет и умерла после тяжелой болезни в 1850 г. в Петербурге, где ее и похоронили.

Через полтора года барон женился на Александре Николаевне Гончаровой (1811-1891) - родной сестре вдовы Пушкина. Они познакомились, когда Александра Николаевна Гончарова помогала барону ухаживать за женой Натальей Ивановной во время ее болезни. Разрешение на брак фрейлина императорского двора Александра Николаевна Гончарова получила от Его Императорского величества. В том же году семья с сыном от первого брака Григорием уехала в Бродзаны.

Бродзаны не случайно называют русским островком в Словакии. В бродзанском замке господствовал дух русской культуры. Александра Гончарова привезла в имение супруга много вещей, напоминавших ей о далекой России: книги, альбомы, ноты, картины. Да и жизнь в Бродзанах во многом текла по заведенному в России порядку. Даже кушанья в доме готовились русские.

При жизни Александры Николаевны в замке была собрана богатейшая библиотека. В ней нашлось место русской поваренной книге 1848 года, в которой был отмечен рецепт пасхального кулича. Об этом пишет Николай Раевский в своей книге «Портреты заговорили». К сожалению, в настоящее время эта книга утрачена. Однако и ныне в залах музея можно видеть множество книг в старинных дорогих переплетах. В их числе фолианты из знаменитой русской библиотеки Смирдина.

В 1850-60-е гг. Бродзаны посещали гости из России: братья Гончаровы, друзья умершего Пушкина. Неоднократно приезжала в Бродзаны Наталья Николаевна Пушкина-Ланская с детьми.

Много интересного могли бы рассказать письма Натальи Николаевны ее родной сестре Александре Николаевне фон Фризенгоф, которые она писала в Бродзаны: сестры очень любили друг друга, были невероятно близки. Искал эти письма пушкинист Николай Раевский, который приезжал в Бродзаны еще в 1938 г. и встретился с правнуком баронессы Александры Фризенгоф графом Георгом фон Вельс-бургом. Но перед смертью баронесса, видимо, сожгла всю свою корреспонденцию.

В одном из альбомов в желтом кожаном переплете с вытесненными золотыми инициалами А.Ф. и

баронской короной хранятся семейные фотографии Фризенгофов, Гончаровых, Пушкиных и Ланских. В другом альбоме сохранились рисованные портреты детей Пушкина в возрасте от 16 до 20 лет. Эти работы были выполнены талантливым художником-любителем Н.П. Ланским - племянником второго мужа Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской.

Кроме того, в Бродзанах сохранилась деревянная панель - дверной косяк - с засечками, фиксировавшими рост детей Пушкина, Натальи Николаевны, генерала Ланского и их общих детей. Около каждой метки на французском языке указаны имя и дата. Карандашная отметка удостоверяет: избранница поэта имела рост 173 сантиметра, удалась в мать и младшая дочь Пушкина Наташа - у нее был точно такой же рост.

Александра Николаевна Гончарова-Фризенгоф прожила в Словакии половину жизни - 40 лет - и похоронена в семейном склепе на горке. После ее смерти опекуном семейного архива и хозяйкой замка стала ее дочь Наталья фон Ольденбург.

Брак Александры с бароном был поздним. Александре было уже за 40, но через 2 года после свадьбы у них родилась дочь Наталья (1854-1937), художница и поэтесса, которая в 1876 году вышла замуж за герцога Элимара Ольденбургского -- младшего брата правящего герцога Ольденбургского - и стала герцогиней Ольденбургской. Матерью герцога Элимара была Цецилия Шведска - дочь свергнутого шведского короля Густава IV Адольфа. Брак был морганатическим, родственники мужа отказали ей в праве именоваться герцогиней. Ее потомки носили титул графов фон Вельсбург.

В Бродзанах сохранились маленькие настольные часы со стеклянной накладкой - свадебный подарок Александре Николаевне от русской царицы, который она получила во время венчания в 1852 г. Эти часы, а также кольцо с бирюзовой вставкой и золотую цепочку, подарок умирающего Пушкина свояченице Александре, в 1938 г. Николаю Раевскому показала супруга графа Георга фон Вельсбурга, которая получила эти вещи от бабушки своего мужа Натальи фон Ольденбург - дочери Александры Николаевны Гончаровой. Сейчас эти реликвии не принадлежат музею. Они находятся в Вене у Варвары Исаченко (ныне д-р Варвара Кюхнельт-Леддин - От. Warwara КиЬпек-ЕеёсИЬп), которая заявила, что передаст кольцо и цепочку музею только в том случае, если у неё не будет внучки.

В последние годы жизни здоровье Н.Н. Пушкиной-Ланской ухудшилось. Она лечилась в 1861 г. на курорте Швалбах. Сохранилась фотография, на которой изображены Наталья Николаевна с дочерями Ланскими, с сестрой Александрой Фризенгоф и ее дочерью Натальей. Эта фотография не раз печаталась в книгах русских пушкинистов.

В 1862 г. по совету врачей вдова Пушкина поехала в Ниццу, где ей стало легче. Однако в ноябре 1863 г. Н.Н. Пушкина-Ланская умерла и была похоронена на кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.

Наверное, Бродзаны - это единственное место в мире, где старый паркет хранит след ног божественно прекрасной Натали, в мире, где ей пришлось претерпеть и самую тонкую лесть, и самую низкую хулу. В последний раз она, страдающая уже неизлечимым не-

дугом, посетила Бродзаны летом 1862 года, за год до своей кончины. Это была последняя встреча сестер.

В это же время в стенах Бродзанского замка кипели страсти. Младшая дочь Пушкина Наталья была необыкновенно хороша. И.С. Тургенев отмечал, что она была очень похожа на своего отца. В первый раз она вышла замуж против воли матери за полковника Михаила Леонтьевича Дубельта. Отец избранника Натальи был начальником полиции, которая когда-то преследовала Пушкина, и участвовал в посмертном просмотре писем Пушкина. Сам Дубельт был страстным игроком и проиграл в карты все семейное имущество. Кроме того, он страдал алкоголизмом и был довольно грубым человеком.

В 1862 г. Наталья ушла от него и просила о расторжении брака. Вскоре она уехала к тете в Бродза-ны, куда однажды явился Дубельт, чтобы выяснить свои отношения с женой. Барон Густав фон Фризен-гоф был вынужден прогнать Дубельта, который вел себя крайне агрессивно и не желал давать супруге развода. Бюрократические органы с расторжением брака не спешили, официально брак был расторгнут только в 1868 г.

Вторым мужем младшей дочери Пушкина стал прусский принц Клаус Вильгельм Нассау фон Ме-ренберг, брат которого Адольф был крон-принцем Люксембургским. Еще перед венчанием, которое состоялось в Лондоне, дочь Пушкина получила титул графини фон Меренберг: как морганатическая супруга принца, она не могла носить его титул. Графиня фон Меренберг жила в Висбадене и в Ницце, где и умерла в 1913 г. По законам дома Нассау она не могла быть похоронена рядом с мужем, в родовом склепе, и поэтому просила высыпать ее пепел над гробницей своего супруга.

Сын Натальи Александровны Георг женился на внучке русского царя Николая I Светлейшей княжне Ольге - дочери Александра II от морганатического брака с княжной Долгорукой.

Накануне Первой мировой войны Георг претендовал на Люксембургский престол как племянник Великого герцога Люксембургского Адольфа, но главой этого княжества не стал из-за вмешательства немецкого императора Вильгельма II, который обратил внимание депутатов на тот факт, что мать Георга - младшая дочь Пушкина - не была королевских кровей.

Дочь Натальи Александровны София вышла замуж за Великого Князя Михаила Михайловича Романова, внука русского царя Николая I. Венчание состоялось в итальянском городке Сан-Ремо. Перед венчанием она получила от своего дяди Адольфа, ставшего к этому времени Великим герцогом Люксембургским, титул графини Торби. Александр III брак не одобрил.

Новобрачные жили под Лондоном. В 1897 году София была представлена королеве Виктории. Платье, в котором она предстала перед королевой-матерью, сейчас хранится в английской усадьбе ее потомков.

Наталья Александровна фон Меренберг подарила дочери Софии Торби ценные документы - письма Пушкина к невесте. Графиня фон Меренберг первоначально отдала эти письма И.С. Тургеневу для публикации с условием, что интимные подробности будут опущены. Эти письма были опубликованы в «Вестнике Европы» (№№ 1, 3 за 1878 г.), а потом бы-

ли возвращены владелице. В России знали о существовании этих писем, и Академия наук прилагала усилия для их возвращения на Родину. Но, оскорбленная тем, что русский царь не признал ее брак, София заявила, что Россия этих писем никогда не увидит.

После смерти Софии в 1927 г. ее муж передал письма Сергею Дягилеву, который жил в то время за границей. Позже письма купил вместе с архивом и библиотекой Дягилева танцор и балетмейстер парижской оперы Сергей Лифар.

София Торби положила начало английской ветви потомков Пушкина. Ее дочери стали членами английской королевской семьи. Старшая дочь Надежда вышла замуж за принца Георга Маунтбаттена, дядю принца Филиппа (супруга британской королевы Елизаветы II). У нее были очень хорошие отношения с матерью Филиппа, и она много заботилась о воспитании принца.

Младшая дочь Анастасия (ее звали «леди Зия») вышла замуж за сэра Гарольда Вернера, предпринимателя и коллекционера, владельца замка Лутон Ху (Luton Hoo), что находится в 60 км от Лондона. В этом замке Анастасия основала частный музей своего прадедушки. В этом музее хранятся наброски портретов детей Пушкина, сделанные рукой Натальи Ивановны -первой жены Густава фон Фризенгофа из Бродзан.

Последним управляющим замка был правнук Пушкина сэр Николас Филипс (1947-1991). Во время его управления усадьба была открыта для посещения только несколько месяцев в году, а обычно служила резиденцией для гостей. Его сестра была названа Натальей в честь своей прабабушки Натальи Николаевны Гончаровой. Она стала крестной матерью принца Уильяма - внука британской королевы Елизаветы II.

В начале 1945 года тогдашний владелец Бродзан граф Вельсбург отправил из имения в Вену все фамильные ценности: три товарных вагона. Многие вещи пропали, часть книг была сожжена, что-то продано с аукциона.

В самом конце Второй мировой войны Пушкинская комиссия Союза писателей СССР направила генерал-лейтенанту Тевченкову, члену военного совета II Украинского фронта, письмо с просьбой «принять заблаговременные меры к сохранению находящихся в этом замке рукописей, книг и других культурных ценностей, для того чтобы обеспечить в дальнейшем возможность розысков среди них пушкинских материалов» [10].

Как сообщила А.М. Игумнова в письме от 5 июля 1961 г. в Пушкинский дом, в 1945 г., сразу же после освобождения Словакии от немцев, она посетила Бродзаны вместе с профессором Московского университета Н.Н. Вильмонтом и профессором Братиславского университета А.В. Исаченко: «Мы нашли библиотеку в замке в плачевном виде, окна были выбиты... Незадолго до этого в замке были помещены румынские (королевские) солдаты, которые распоряжались там по-своему. Из нынешней библиотеки они брали то, что им было нужно, на растопку, на папиросы, а много бумаг просто выбросили за окно» [5: 76].

Открытие музея, которое состоялось 15 ноября 1979 г., позволило вернуть некоторые вещи, восстановить интерьеры замка. Откликнулись местные жители: они сохранили в своих домах картины, мебель и мно-

жество других предметов из замка Фризенгофов, передали их музею и теперь реконструированные интерьеры позволяют посетителям представить жизнь семьи Фризенгоф. Музей был открыт для общественности трудами членов Матицы Словацкой в 1979 г. С 2000 г. музей работает под руководством Словацкой национальной библиотеки в городе Мартин (Секция «Памятник словацкой литературы и искусства»).

Если внимание к музею со стороны СССР и России кажется естественным, то интерес Запада может вызывать удивление. После «бархатной революции» 1989 г. Бродзаны стали посещать туристы с Запада, которых интересуют не только история, связанная с именами Пушкина и его потомков, но и родственные и дружеские связи западной аристократии с бывшими владельцами Бродзан. Так или иначе, музей живет, сохраняет память о делах давно минувших дней и делает нашу жизнь прекраснее.

Литературный музей в Бродзанах находится в стороне от центральных дорог Словакии. Желающим посетить музей рекомендуем воспользоваться сервисом Cestovne poriadky: http://cp.atlas.sk.

В заключение отметим, что имя Александра Сергеевича Пушкина знакомо каждому жителю Словакии. Старшее поколение все еще помнит стихи Пушкина, которые в обязательном порядке учили в школе наизусть. В современной Словакии выбор русского языка для изучения - дело добровольное. К счастью, желающих говорить на языке Пушкина немало. Более того, современный словацкий историк и русист Л. Гузи утверждает: «Пушкин давно отдан истории, но прецедент его имени, равно как и его неповторимое творчество, живет в подлиннике и интерпретативной фальшивке по сию минуту» [7: 162].

Литература:

1. Slovanske muzeum A.S. Puskina Brodzany. Sprievodca po expozicii. Slovenska narodna kniznica. Martin. 2007.

2. Bancakova E. Literarne muzeum A.S. Puskina Partizanske-Brodzany. Martin. 1989.

3. Sedlak I., Chovan J. Literarne muzeum A.S. Puskina Partizanske-Brodzany. Martin. 1987.

4. Isacenko A.V. Puskiniana na Slovensku. Slovenske pohl’ady, 63, 1947, c.1.

5. Раевский HA. Портреты заговорили. - Алма-Ата.

1983.

6. Кишкин Л.С. Чехословацкие находки. - М., 1985.

7. Гузи Л. Лингвокультурологический анализ русского исторического нарратива (на материале публицистических, литературных и документалистических жанров). Filozoficka fakulta Presovskej university v Presove. Presov. 2011.

8. Ободовская И., Дементьев М. После смерти Пушкина. М., 1980.

9. Фридкин В.М. Пропавший дневник Пушкина. М.,

1987.

10. Черкашина Л. За неделю до Натальина дня // Вокруг света. 1996. № 7.

11. Кишкин Л. Замок в Бродзянах // Известия. 1978. 6 января.

12. Никольский С. Пушкин в Словакии // Литературная газета. 1980. 9 января. № 2.

13. Фукс В. Пушкинский музей в Бродзянах // Книжное обозрение. 1980. 22 февраля. №» 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.