Научная статья на тему 'И на Тихом океане свой закончили поход'

И на Тихом океане свой закончили поход Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ / SAKHALIN REGION / ЮЖНЫЙ САХАЛИН И КУРИЛЫ / ПРАЗДНИК ПОБЕДЫ НАД ЯПОНИЕЙ / TERRITORIAL INTEGRITY / MILITARY HONOUR DAY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пономарёв Сергей

Название предмета оказывает влияние на отношение к нему. Наша область называется Сахалинской, но географически точнее было бы назвать ее «Сахалино-Курильской». Курильские острова протянулись на 1200 км от Камчатки до Хоккайдо и состоят из двух гряд: Большой и Малой. Сахалин и Курилы изображены на флаге Сахалинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

and They Finished the Campaign at the Pacific Ocean

Geopolitical characteristics of Russias Far East subject - Sakhalin Region - are described. The author substantiates the necessity for the revival and legislative recognition of the day of victory over militarist Japan as well as the implementation of an efficient policy aimed to protect Russian territorial integrity

Текст научной работы на тему «И на Тихом океане свой закончили поход»

74 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Главная опасность -

консервация отсталого состояния тихоокеанской России

во, вырабатывая эту программу, вызывает опасения. Ведь какая главная была цель? - Сохранить Дальний Восток в составе России при наличии угрозы отторжения этой территории. Но как только власть придет к мнению, что угроза исчезла, будет сказано: стоп, достаточно. И, кстати, в истории развития Дальнего Востока как минимум три примера таких было. Это объективные процессы, и тем более не надо думать, что Москва во всем виновата. Все мы хороши. Мы просто не умеем создавать свою страну так, как надо бы.

Я полностью поддерживаю предложение профессора Лузянина о необходимости выработки долгосрочной тихоокеанской стратегии России. Стратегия такая нужна, и здесь одним из главных элементов должна быть идея наращивания комплексной национальной мощи. Комплексной национальной мощи России.

Или еще одна конкретная проблема. В прошлом году таможня вела активную борьбу против челночного бизнеса, представляющего угрозу экономической безопасности России. Но в условиях обезлюживания пограничных поселков населению там вообще не на что жить. Вот что больше угрожает сегодня национальной безопасности России.

И хватит пугать народ демографической экспансией со стороны Китая. Хватит говорить о каком-то сибирском сепаратизме. Да нет никакой демографической китайской экспансии, поймите. Я почти 20 лет занимаюсь этой проблемой. Китайцев сегодня на Дальнем Востоке меньше, чем их было десять лет назад. Сегодня для миграционной службы Владивостока или Хабаровска большую проблему представляют мигранты из Центральной Азии, чем китайцы. Вот о чем надо говорить. И нет никакой угрозы сепаратизма. Есть хороший сдерживающий фактор - Китай. Все дальневосточники прекрасно понимают, к чему приведет любая попытка сепаратизма. Поэтому давайте не будем больше этим пугать.

Главные угрозы национальной безопасности России сегодня на Тихом океане имеют отложенный характер, концентрируются в экономической, экологической, гуманитарной сферах и напрямую связаны со способностью или неспособностью России эффективно адаптироваться к тем процессам, которые происходят в АТР. Главная опасность - консервация отсталого состояния тихоокеанской России.

Подготовила Алевтина ШЕВЧЕНКО

Окончание в «ГС» №4

Сергей Пономарёв

...и на Тихом океане свой закончили поход

Название предмета оказывает влияние на отношение к нему. Наша область называется Сахалинской, но географически точнее было бы назвать ее «Сахали-но-Курильской». Курильские острова протянулись на 1200 км от Камчатки до Хоккайдо и состоят из двух гряд: Большой и Малой. Сахалин и Курилы изображены на флаге Сахалинской области.

Уникальность Сахалинской области обусловлена сочетанием трех факторов: географического, исторического и внешнеполитического. Такого сочетания не имеет ни один регион России. Территория области состоит из островов, большинст-

Сергей ПОНОМАРЁВ - заместитель начальника управления внешних связей и протокола аппарата губернатора и правительства Сахалинской области

во которых приобретены в результате Второй мировой войны. На эти острова официально претендует Япония, сделавшая реванш государственной политикой.

Итак, географическая (или пространственная) особенность. Сахалинская область - единственная в России островная, причем многоостровная (59 островов) область. Обеспечить транспортную доступность всех региональных территорий через федеральную акваторию (территориальные воды и экономическую зону России) - не стандартная задача. Угрозы в этой сфере носят природный характер и обусловлены отдаленностью островов, погодными условиями, состоянием моря, надежностью связи и транспортного сообщения.

Обеспечение единства страны относится к числу важных общефедеральных задач. В нашем случае речь идет о необ-

ходимости обеспечения флотом и финансирования морской линии (по сути морской «федеральной дороги») Корсаков -Южно-Курильск. Сейчас линия дотируется из областного бюджета. Не менее половины пассажиров - военнослужащие, другие федеральные служащие и члены их семей. До Южно-Курильска единственный теплоход идет из порта Корсаков 18 часов. Для сравнения: из ближайшего японского города Немуро до Южно-Ку-рильска четыре часа хода. С райцентром Северо-Курильск на острове Парамушир регулярного морского и воздушного сообщения до сих пор нет.

Вторая особенность Сахалинской области - историческая. В своих нынешних границах она существует с 1947 г., когда были объединены Сахалинская область на Северном Сахалине выше 50-й параллели и Южно-Сахалинская область, обра-

.и на Тихом океане свой закончили поход

зованная на Курилах и Южном Сахалине после капитуляции Японии в 1945 г. Возвращение юга Сахалина, отторгнутого Японией у России во время войны в 1905 г., и передача СССР Курильских островов как форма наказания Японии и гарантия нашей безопасности были оговорены в качестве условия вступления СССР в войну против Японии. Это указано в Ялтинском (Крымском) соглашении трех великих держав (СССР, США, Великобритания) от 11 февраля 1945 г.

Таким образом, южный Сахалин и Курилы - единственный материальный, политико-географический (а по значению -геополитический) плод участия СССР во Второй мировой войне на Дальнем Востоке. Другие приобретения - Порт-Артур и КВЖД - мы передали Китаю в начале 50-х годов.

Все жители Курил и почти все жители Южного Сахалина поселились здесь после войны. Это уже третье и четвертое поколения россиян. Так что любое сомнение в неопределенности правового статуса этих земель островитяне рассматривают как посягательство на основы своего существования.

Вторая мировая война на Дальнем Востоке изменила очертания России, конфигурацию ее границ. Надлежащей оценки этому геополитическому фактору исторического значения в современной России не дано. Угрозы в данной сфере проистекают из разного рода исторических фальсификаций и необходимости им противостоять. Этому посвящен Указ Президента РФ от 15 мая 2009 г. «О комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России».

2 сентября 1945 г. Президиумом Верховного Совета СССР был издан Указ «Об объявлении 3 сентября ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ над Японией». Вот текст указа: «В ознаменование победы над Японией установить, что 3 сентября является днем всенародного торжества - ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ над Японией. 3 сентября считать нерабочим днем». В 1947 г. указ изменили, день стал рабочим, но праздник не был отменен. Указ действует по настоящее время, но на федеральном уровне не исполняется.

30 сентября 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждена

медаль «За Победу над Японией». Ею награждены сотни тысяч человек. 94 человека стали Героями Советского Союза, 14 из них - за бои на Сахалине и Курилах.

Для обеспечения исторической преемственности, воспитания чувства гордости за свою страну, противодействия японскому экспансионизму, для закрепления государственно-правовой оценки приобретения территории необходимо, на наш взгляд, ввести «День Победы над милитаристской Японией» в число дней, перечисленных в Федеральном законе «О днях воинской славы и памятных датах России» (№ 32-Ф3 от 13.03.1995 г.).

Напомню, что на территории России Вторая мировая война закончилась на Курилах боями на острове Шумшу, а на Южном Сахалине - боями на Камышовом перевале в районе между г. Холмск (б. Мао-ка) и Южно-Сахалинск (б. Тойохара).

Правительство Сахалинской области при поддержке Правительства России, полномочного представителя Президента РФ в ДФО, при одобрении руководством Федерального Собрания РФ готовит к сентябрю 2010 г. комплекс праздничных мероприятий по случаю 65-й годовщины Победы во Второй мировой войне.

К сожалению, предложение ввести в федеральный календарь день победы над милитаристской Японией встречает сопротивление. На запрос сахалинцев Государственный герольдмейстер Г.В. Вилин-бахов отвечает: «...Эта война продолжалась немногим более двух недель, осталась мало замечена и современниками, и потомками. Говорить, что успешное завершение наступательной операции в Манчжурии - победа советского народа, неправомерно». То, что страна получила весь Сахалин и Курилы, которые вообще не относятся к Манчжурии, Вилинбахов не замечает. Он же утверждает, что празднование дня победы нивелирует значение празднования 9 мая. Это недопустимое противопоставление!

По мнению Вилинбахова, если и отмечать праздник, то не как день воинской славы, а просто как памятный день. И не как день Победы, а лишь как безликий день окончания Второй мировой войны. Кто с кем воевал, кто кого победил - непонятно. Короче, предлагается уравнять победителей и побежденных, правых и неправых.

Третья особенность Сахалинской об-

ласти состоит в ее пограничном расположении и в том, что на ее территорию официально претендует соседнее государство. Политика территориальных претензий Японии строится на японском законодательстве. Так, закон № 85 от 31.08.1982 г. «Об особых мерах по ускорению решения проблемы северных территорий» определяет ряд финансовых, пропагандистских, образовательных, организационных мер в этой сфере. В законе «северными территориями» (далее СТ) именуются все острова Малой Курильской гряды (по-японски Шикотан и Хабомаи) и два острова Большой Курильской гряды (Кунашир и Итуруп). С 1969 г. Национальным картографическим управлением они включаются в состав Японии. Поэтому в японских справочниках площадь страны на 5 тыс. кв. км больше ее фактической площади (377 тыс. кв. км вместо 372 тыс. кв. км). Но и это не предел. Указом № 246 от 16.09.1969 г. «О введении в действие закона об Ассоциации по «северным территориям» премьер-министру Японии предоставляется право относить к СТ и другие территории. Отсюда периодические заявления японского правительства о неопределенности статуса даже Южного Сахалина, провокационные японские карты, на которых не замкнута с юга береговая черта Камчатки, а с севера - Чукотки. Очевидно, что территориальные притязания Японии и содержание понятия СТ во многом зависят от политической конъюнктуры, силы или слабости России.

По японскому законодательству государственным органам вменяется в обязанность прилагать максимальные усилия с целью скорейшего возвращения островов и создания благоприятных условий для движения за возвращение СТ. Объявлены следующие меры: безвизовые обмены с жителями островов, оказание помощи настоящим и бывшим жителям СТ, содействие преподаванию проблемы СТ в школах и ее пропаганда в СМИ, вовлечение в движение «наследников движения», обеспечение бесперебойного промысла рыбаков в территориальных водах России в районе Курил. Гражданам Японии не разрешается въезжать на СТ иначе как в рамках безвизовых поездок, участвовать в хозяйственной или иной деятельности на этих территориях в формах, которые выглядели бы как признание российского суверенитета над ними.

76 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Главный координатор этого движения - Управление по вопросам СТ в Канцелярии кабинета министров Японии. По его линии финансируется ряд общественных организаций, а также безвизовые обмены между жителями островов и японскими гражданами. Одна из ведущих общественных организаций - «Ассоциация по вопросам СТ» (АСТ). Генеральный директор АСТ назначается премьер-министром Японии. Официальный бюджет - 1 млрд 17 млн йен (2006 г.). Во внешней политике и пропаганде наиболее активна «Лига солидарности за возвращение СТ», учрежденная приказом МИД Японии 28 апреля 1965 г. Председатель Лиги бывший губернатор Хоккайдо Тацуя Хори. Лига имеет 15 региональных отделений. В парламенте Японии и парламенте Хоккайдо (пре-фектуральной Ассамблее) действуют депутатские объединения с теми же целями. В губернаторстве Хоккайдо существует специальное управление по вопросам СТ с представительством в 12 округах префектуры. Кроме того, во всех муниципалитетах на Хоккайдо имеются отделы по вопросам СТ, финансируемые из местных бюджетов. Во всех префектурах Японии действуют так называемые Народные советы содействия возвращению СТ.

Ясно, что Сахалинская область не может противостоять государственной политике сопредельной и экономически сильной страны в одиночку. Сохранение территориальной целостности России независимо от региона концентрации угроз (см. ст.ст. 4, 5 Конституции РФ) - общефе-

деральная задача. Но она нуждается в идеологическом руководстве, которое может обеспечить прежде всего правящая партия.

Правовая позиция России базируется на Ялтинском соглашении трех великих держав (1945 г.), Потсдамской Декларации (1945 г.), Акте безоговорочной капитуляции Японии (1945 г.), Сан-Францисском договоре (1951 г.), по которому Япония отказалась от всех прав, правооснований и претензий на Южный Сахалин и Курильские острова, а главное, на ст. 107 Устава ООН от 26 июня 1945 г. По этой статье имеют юридическую силу действия, предпринятые или санкционированные в результате Второй мировой войны правительствами, несущими такую ответственность, в отношении любого государства, которое в течение Второй мировой войны было врагом любого из государств, подписавших настоящий Устав. Советский Союз подписал Устав при образовании ООН, а Япония - бывший враг великих держав - в 1956 г., при вступлении в эту организацию. Таким образом, она согласилась с действиями СССР и США в отношении ограничений ее территориального суверенитета на Южном Сахалине и Курильских островах.

Географическая, историческая и международно-правовая специфика Сахалинской области требует специфических мер обеспечения территориальной целостности этой части российской территории.

Руководство Сахалинской области предлагает:

1. Законодательно включить в число

дней воинской славы России День Победы над милитаристской Японией. Это символическая оценка государством своих территориальных приобретений, знак окончательности итогов Второй мировой войны на этом направлении, послание населению Дальнего Востока, всей России и, безусловно, Японии о территориальной целостности нашей страны и ее уверенности в собственных силах. Для нашей молодежи - это официальная точка отсчета в современной истории. Согласно расчетам Сахалинской областной Думы, представленным в Государственную Думу и ФС РФ вместе с соответствующим законопроектом, затраты на это невелики -16,5 млн рублей в год.

2. Еще одно предложение, не требующее затрат. В Кодекс РФ об административных правонарушениях необходимо внести норму, предусматривающую административную ответственность за публичное (в СМИ или иным аналогичным способом) искаженное изображение территории Российской Федерации. Например, без Калининградской области, без Сахалина, без Курильских островов и т. п.

3. Необходимо не допускать секвестра ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (2007-2015 гг.)». В 2009 г. ФЦП была секвестрирована почти на 30%. Для ввода оставшихся 25 объектов (из 35) необходимо выполнить решение о корректировке программы.

Главное предложение состоит в том, чтобы «Единая Россия» взяла под свое кураторство систему мер по сохранению территориальной целостности России в этом приграничном регионе.

Анатолий ВОЗЖЕНИКОВ, Владимир СТРЕЛЬЧЕНКО

Стратегия нуждается

в концептуальном обосновании

Анатолий ВОЗЖЕНИКОВ - доктор политических наук, профессор РАГС

Владимир СТРЕЛЬЧЕНКО -

кандидат экономических наук, глава городского округа Химки Московской области

В мае 2009 г. Указом Президента РФ № 537 утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Она привносит в политическую практику свежую струю, способствующую увязке условий безопасности с задачами социально-экономического развития страны. Однако ряд моментов сни-

жают ценность этого документа как элемента общей системы управления национальной безопасностью.

Теоретически и методологически деятельность государства и общества в сфере обеспечения национальной безопасности определяют и регламентируют три документа государственного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.