Научная статья на тему 'И.М. СЕЧЕНОВ: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧЕНОГО (К 185-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ВЫДАЮЩЕГОСЯ РУССКОГО ФИЗИОЛОГА)'

И.М. СЕЧЕНОВ: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧЕНОГО (К 185-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ВЫДАЮЩЕГОСЯ РУССКОГО ФИЗИОЛОГА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
522
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИОЛОГИЯ / ВНУТРЕННИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНДИВИД / PHYSIOLOGY / INTERNAL CONDITIONS OF FORMATION OF PERSONALITY / SOCIAL SELFHOOD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Помелова Л.А., Шевелев И.И., Важеевская Н.Е., Шурупова Раиса Викторовна

В статье изложена краткая биография жизни и творчества И.М. Сеченова, показана общность судеб многих ученых - его современников. Проанализирован вклад И.М. Сеченова в мировую медицинскую науку, образование. Отмечено, что судьбы ученых, как и обычных людей, удивительно разнообразны. Это был выдающийся русский физиолог, энциклопедист, психолог, патологоанатом, гистолог, токсиколог, культуролог, антрополог, естествоиспытатель, химик, физик, биохимик, эволюционист, приборостроитель, военный инженер, педагог, публицист, гуманист, просветитель, философ и мыслитель-рационалист, создатель физиологической школы; заслуженный ординарный профессор, член-корреспондент по биологическому разряду (1869-1904), почетный член (1904) Императорской Академии наук. Кавалер орденов Святого Станислава I степени, Святой Анны III степени, Святого равноапостольного Владимира III степени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I.M. SECHENOV: PROFESSIONALAND PERSONAL QUALITIES OF SCIENTIST (TO THE 185-TH ANNIVERSARY OF THE PROMINENT RUSSIAN PHYSIOLOGIST)

The article under review presents a brief biography of life and work of I.M.Sechenov, shows common destiny of many scientists - his contemporaries. The contribution of I.M.Sechenov in the world medical science and education is analyzed. It is noted that the fate of scientists, as well as of ordinary people, are very different. This was an outstanding Russian physiologist, psychologist, pathologist, histologist, toxicologist, cultural anthropologist, chemist, physicist, biochemist, evolutionist, military engineer, teacher, writer, humanist, philosopher and rationalist, creator of the physiological school; Honored ordinary professor, corresponding member of the Biological category (1869-1904), an honorary member (1904) of the Imperial Academy of Sciences;holder of the Orders of St. Stanislaus I degree, of St. Anne III degree, of St. Vladimir III degree.

Текст научной работы на тему «И.М. СЕЧЕНОВ: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧЕНОГО (К 185-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ВЫДАЮЩЕГОСЯ РУССКОГО ФИЗИОЛОГА)»

Сеченовский вестник. 2014. № 3(17). С. 15—19

УДК 612.82(092) Л.А. Помелова,

к.м.н., доцент, ученый секретарь кафедры госпитальной хирургии №1 Первого МГМУ им. И.М. Сеченова

И.И. Шевелев,

к.м.н., доцент кафедры сердечно-сосудистой хирургии № 1 им. академика Б.В. Петровского Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Н.Е. Важеевская,

д.п.н., профессор, заведующая кафедрой теории и технологии обучения в высшей школе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова

Р.В. Шурупова,

д.соц.н., к.п.н., профессор кафедры теории и технологии обучения в высшей школе, ведущий научный сотрудник НИИ социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования Первого МГМУ им. И.М. Сеченова

L.A. Pomelova,

PhD, associate prof. of the chair of hospital surgery № 1 of the I.M. Sechenov First MSMU I.I. Shevelev,

PhD, associate prof. of the chair of cardiovascular surgery № 1 named after academician B.V. Petrovsky of the I.M. Sechenov First MSMU N.E. Vazheevskaya,

Doctor of pedagogics, prof., head of the chair of theory and technology of learning in higher school of the I.M. Sechenov First MSMU R.V. Shurupova,

doctor of sociological sciences, PhD (pedagogics), prof. of the chair of the theory and technology of training at the higher school, the leading researcher of the scientific Research institute of sociology of medicine, health care economics and health insurance of the I.M. Sechenov First MSMU

И.М. СЕЧЕНОВ: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧЕНОГО

(К 185-летнему юбилею выдающегося русского физиолога)

I.M. SECHENOV: PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF SCIENTIST

(To the 185-th anniversary of the prominent russian physiologist)

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Раиса Викторовна Шурупова, профессор кафедры теории и технологии обучения в высшей школе, ведущий научный сотрудник НИИ социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования

Адрес: 119992, г. Москва, ул. Б. Пироговская, д. 6/18 Телефон: 8 (499) 248-06-29 Е-mail: akraisa@gmail.com Статьяпоступилавредакцию: 18.11.2014 Статьяпринятакпечати: 24.11.2014

CONTACTINFORMATION:

RaisaViktorovnaShurupova, prof. of the chair of the theory and

technology of training at a higher school, the leading researcher of

the scientific Research institute of sociology of medicine, health care

economics and health insurance

Address: 6/18 B. Pirogovskaya str., Moscow, 119992

Tel.: 8 (499) 248-06-29

Е-mail: akraisa@gmail.com

The article received: 18.11.2014

The article approved for publication: 24.11.2014

Аннотация.В статье изложенакраткая биография жизни итворчества И.М. Сеченова, показана общность судеб многих ученых — егосовременников. Проанализирован вкладИ.М. Сеченова в мировуюмедицинскую науку, образование. Отмечено, что судьбыученых, как и обычных людей, удивительно разнообразны. Это был выдающийся русский физиолог, энциклопедист, психолог, патологоанатом, гистолог, токсиколог, культуролог, антрополог, естествоиспытатель, химик, физик, биохимик, эволюционист, приборостроитель, военный инженер, педагог, публицист, гуманист, просветитель, философ и мыслитель-рационалист, создатель физиологической школы; заслуженный ординарный профессор, член-корреспондент по биологическому разряду (1869—1904), почетный член (1904) Императорской Академии наук. Кавалер орденов Святого Станислава I степени, Святой Анны III степени, Святого равноапостольного Владимира III степени.

Annotation. The article under review presents a brief biography of life and work of I.M.Sechenov, shows common destiny of many scientists — his contemporaries. The contribution of I.M.Sechenov in the world medical science and education is analyzed. It is noted that the fate of scientists, as well as of ordinary people, are very different. This was an outstanding Russian physiologist, psychologist, pathologist, histologist, toxicologist, cultural anthropologist, chemist, physicist, biochemist, evolutionist, military engineer, teacher, writer, humanist, philosopher and rationalist, creator of the physiological school; Honored ordinary professor, corresponding member of the Biological category (1869-1904), an honorary member (1904) ofthe Imperial Academy of Sciences;holder ofthe Orders of St. Stanislaus I degree, of St. Anne III degree, of St. Vladimir III degree.

Ключевые слова. Физиология,внутренние условия становления личности, общественный индивид. Keywords. Physiology, internal conditions of formation of personality, social selfhood.

В жизни И.М.Сеченов был искренним и скромным, отчасти даже несколько старомодным — как на репинском портрете. Казалось, так мог выглядеть земский врач или учитель. Но была в этом человеке какая-то загадка. И не случайно, что Репин, почти в течение 10 лет не мог закончить его портрет. Все возвращался, откладывал и вновь возвращался. Казалось бы — простое, мягкое лицо, с чуть заметными следа-миоспы, перенесенной в детстве. Сам Сеченов считал себя некрасивым. Когда смотришь на его портрет — первое, на что невольно обращаешь внимание,это живой, пытливый, внимательный взглядисследовате-ля. Эти удивительные глаза — предельное напряжение мысли, сила характера, интеллекта. В концеконцов художнику удалось то, чего он добивался многие годы. Глядя на портрет, мы понимаем: это облик великого человека.

Каким же был этот гениальный человек в жизни? Какие качества характера, способности, дали возможность подняться на вершину мировой науки и влиять на умы многих и многих поколений?Чем увлекался, чему отдавал предпочтение в обычной жизни, и была лиу него этажизнь? Можно попы-татьсяхотя бы в какой-то мере прикоснутьсякмысли, понять чувства гения, выраженные в его статьях и книгах, воспоминаниях современников. Это важно длянас идля той аудитории, которая приходит учить-сявуниверситет, носящий имя Ивана Михайловича Сеченова.

Род Сеченовых обосновалсяв селе«Теплый стан» Нижегородской области. А уже в XX-м в.по просьбе жителей село получило имя своего великого земля-ка.Здесьв августе 1829 г. родился будущий великий физиолог, последний восьмой ребенок в необычной по тем временам семье.

Это была романтическая история, похожая на пушкинскую историю из повести «Барышня-крестьянка», только крестьянка переодетой барышней не оказалась. Помещик Михаил Алексеевич Сеченов (дворянин и отставной офицер) женился на своейкрепостной красавице АнисьеЕгоровне. Младший сын Иван воспитывался вместе с сестрами. Обычное домашнее образование. Математику преподавал священник. Иностранные языки гувернантка, выпускница Смольного института. Французский, немецкий мальчик усвоил в совершенстве. Английский и итальянский впоследствии выучил самостоятельно.

Начальное образование и воспитание, полученное в семье, обучение хорошим манерам и иностранным языкам (немецкому и французскому)

благодарягувернантке — выпускнице института благородных девиц Смольного — позволилизало-жить те основы,благодаря которым мальчик чувствовал себя уверенно среди сверстников из дворянских семей, обучаясь в военном инженерном училище. Там же получилфундаментальное образование по физике, математике и неорганической химии, позволившее затем успешно поступить и учиться в Московском университете.

Большую роль в воспитании и формировании характера И.М. Сеченова сыграла семья.Иван Михай-ловичперенял от своих родителей лучшие их черты: ум, доброту, сострадание к простому человеку — от матери; бескорыстие, честность и справедливость — от отца. Отец навсегда внушил детям, что «к учителям своим следует относиться, как к благодетелям».

В семье Сеченовых родители никогда детей не наказывали, никогда не подвергали унижению физическим наказанием, хотя и особой любви и ласки не было.По-этомубольше отца и матери-маленький Ваня любил свою милую «няньку Настеньку». Нянька не только обеспечивала здоровый быт ребенка, но и, по воспоминаниям И.М.Сеченова, «ласкала, водила гулять,брала мою сторону в пререканиях с сестрами, пленяла сказками, на которые была большая мастери -ца». Невольно напрашивается аналогия с Ариной Родионовной, к которой навсегда сохранил сердечную привязанностьА.С. Пушкин [1].

К10-ти годам он был достаточно хорошо развит физически, отлично умел играть на бильярде, страстно любил ездить верхом(отец держал конный завод). ВпоследствииИ.М.Сеченов с удовольствием будет играть партии в бильярде с профессором К.Людвигом в Вене, а умению ездить верхом научит свою жену для путешествий по Италии. Любил и умел рисовать красками, для чего няня Настенька делала ему кисти из своей роскошной косы.Выучившись чтению, поскольку «была большая охота до книг», прочел всего Пушкина и многое знал наизусть.С большим интересом знакомился с историческими романами. Восторгался героями и подвигами из книг Вальтера Скотта и Д. Фенимора Купера. Синтересом слушал чтение гоголевских «Мертвых душ»соседом Скоро-богатовым. По признанию самого И.М.Сеченова, в подростковом возрасте «был неглуп, очень весел, обладал искусством подражать походке и голосам, чем часто потешал домашних и знакомых». Эту артистическую способность Иван Михайлович сохранил до

И.М. Сеченов (1829-1905)

самой старости.Его любили в семье, любилизнако-мые родителей «не исключая барынь и барышень», прежде всего за веселый, неунывающий характер и доброту. Сверстницы ему нравились также пылкие, веселые, искренние, очень добрые и верные в дружбе, как и он сам.

Сеченов подал в отставку и поступил в передовой в то время университет. Однако через 2 годаон выбирает не практическую медицину, атеоретическую науку — физиологию: «Болезни по своей загадочности — не вызывали во мне ни малейшего интереса, так как ключа к пониманию их смысла — не было». В этом весь Сеченов: найти ключ к пониманию и дойти до самой сути.

И хотя детство, юность ивремя учебыпришлись на годы, когда физические наказания людей были еще достаточно распространены, онвсю жизнь был их твердым противником. Примером в этом был отец, который «никогда крестьян не притеснял, погорельцам строил избы, а в неурожаи раздавал хлеб» и мать, вышедшая из крестьян.

Иван Сеченовсреди сверстников в училище получил прозвище «деряба»,что, по В.И. Далю, означает «драчун, забияка» (он не давал в обиду себя и товарищей). По признанию самого Сеченова, «вопреки своей фамилиисеченяв жизни не был».Яр-ким примером активного неприятия насилия над личностью было участиеИвана Сеченова в акции протеста воспитанников против начальства училища, которое распорядилось наказать розгами их товарища. Выражен был «...протест главному начальству — в виде всеобщего молчания в ответ на приветствие начальства». Наказание воспитанни-кампоследовало такое: «.1 год сидеть в училище по воскресеньям и праздникам» — и закончилось сменой руководства училища.

В юности Сеченов отличался инициативностью и считался «коноводом всех шалостей», среди товарищей был известен как борец за справедливость (не побоялся лишить привилегии сына начальника училища), обладал высоким чувством товарищества (помогалтоварищу, «наказанномусидением в карцере»), не терпел доносительства.

В основе решения оставить военную службу и поступить в Московский университет на медицинский факультет было желание молодого человека «.учиться медицине и помогать ближнему», т.к. сама военная служба, те ограничения,которые она предполагала,не давали возможности развиваться пытливому уму и тем гуманистическим принципам, которые уже сформировались.

В те годы «.учились терапии по книге,в которой нет ничего, кроме перечисления причин заболевания, симптомов болезни, ее исходов и способов лечения, а о том как из причины развивается болезнь, в чем ее сущность и почему в болезни помогает то или другое лекарство, ни слова». И хотя И.М. Се-ченовзакончил университет с отличием и получил диплом лекаря, но еще будучи студентом 5 курса

понял, что призвание его не в медицине и «сталмеч-тать о физиологии», т. к. «болезни по их загадочности, не возбуждали во мне ни малейшего интереса, так какключа кпониманию их смысла не было».

Изучать человека вцелом: работа органов, систем всего организма, подтверждение в эксперименте, под микроскопом. Его научное кредо, которому он следовал всю жизнь; анализ физиологических функций организма при помощи физико-химических методов и понятий. На этом базируется и современная наука [2].

И.М. Сеченов одним из первых доказал, что медицина не только искусство врачевания, но еще и наука, т.е. медицина стала наукой только тогда, когда появились фундаментальные исследования, и одними из них были исследования И.М.Сеченова, его последователей и его школы.

Стремлениенайти ключ к пониманию смыслаяв-ленийбыл тот путь, которым И.М.Сеченов следовал всю свою жизнь. Так, завершив почти десятилетний напряженный труд по формулированию открытого имзакона растворения газа в объемно-разжижаемых соляных растворах, он с удовлетворением писал, что «я добился-таки до универсального ключа к обширному классу явлений». Описываясвою жизнь профессора, он отмечал, что «жизнь потекла на долгие годы так, как она идет у всех рабочих вообще — неделя за делом, а там отдых в кружке приятелей. Приятели наши того времени были вселюди хорошие, работники, как мы, не нуждающиеся ни в каких особенных прикрасах к посленедельномуотдыху, кроме простойдружеской беседы».

И.М. Сеченов подсчитал, что из всей своей жизни 53 годапровел в лаборатории. При первой возможности наличия денежных средств, приобретал приборы для лаборатории. При необходимости создания оригинального прибора, самостоятельно конструировал его. Когда возникла необходимость в изготовлении оригинальных стеклянныхтрубок, овладел за свой счет мастерством стеклодува, посещая уроки мастера в Германии.

И.М. Сеченов обладал всеми выдающимися качествами исследователя: смелостью, честностью, мужеством, заботой о молодых ученых, патриотизмом, активной гражданской позицией. Онникогда не боялся идтинеизведанным еще в науке путем, в частности, в изучении головного мозга. В Европе изучать работу головного мозга современными на то время методами, по словам профессора Людвига (в лабораториикоторого учился И.М. Сеченов), было «.все равно, что изучать механизм часов, стреляя в них из ружья». Но Сеченов показалвозмож-ность изучения функций мозгав своих опытах.

Он всегда отдавал дань предшественникам в науке, прямо и честно указывая на их роль. Так, по мнению И.М.Сеченова, работавшего над «Рефлексами головного мозга», именно забытая коллегами, небольшая «.заметка профессора Вебера касательно головного и спинного мозга оставалась словно незамеченной, а между тем ею непосредственно

ставилась даже форма пробных опытов». Скромно отмечал, что «опытная проверка его предложения выпала на мою долю».

Понимая важность открытой им рефлекторной природы сознательной и бессознательной деятельности и показав, что в основепсихических явлений лежат физиологическиепроцессы, которые могут быть изучены объективными методами, свой гениальный труд «Рефлексы головного мозга» он решил опубликовать в «Медицинском вестнике», чтобыв-се врачи могли ознакомиться с его открытиями [3]. Первоначальное название этого труда — «Попытка внести физиологические основы в психологические процессы» — по требованию цензуры было заменено. Работа, вызвавшая огромный интерес общества, была затемиздана отдельной книгой под названием«Рефлексы головного мозга». Сразуже на отпечатанный тираж был наложен арест, а против автора было начато судебное преследование. В то время не каждый ученый, осмелился бы так открыто отстаивать свои научные взгляды и вести полемику с оппонентами, среди которых были иколлеги.

На замечание начальства Медико-хирургической академии, что он «напрасно напечатал «Рефлексы головного мозга», Сеченов отвечал: «Нужно иметь мужество выражать свои убеждения». По словам публициста Н.Ф. Анненского, на вопрос:«Какого адвоката он думает привлечь для своей защиты на суде?» — Сеченов ответил: «Зачем мне адвокат? Я возьму с собой в суд лягушку и проделаю перед судьями все мои опыты, пускай тогда прокурор опровергает меня».

Где бы ни работалИ. М.Сеченов, онвсегда притягивал к себе молодежь. Какие же качествапривле-кали к нему молодых? Прежде всего, это отеческая доброта. По воспоминаниям его ассистента в Московском университетеА. Ф.Самойлова, «Сеченова нужно было видеть! Его глаза и острый их взгляд не передаются словами. Лицо его было подвижно и выражало прекрасно его настроение, а настроение его довольно часто менялось. Прекрасно было его лицо, когда он был в добром настроении. Он очень ценил доброту в других, он был по существу своему душевным человеком, но его вспыльчивость, воспламеняемость, мнительность и даже некоторая подозрительность мешали ему удерживаться всегда на высоте своей природной доброты».

Во-вторых,возможность ведения самостоятельной научной работы. Так,Сеченов тепло отнесся к молодому лаборантуМ.Н.Шатерникову, ставшему впоследствиивиднымотечественным физиологом. Отмечая его «милый нрав, хорошую голову и искусные руки», поручил ему самостоятельную научную работу по изучению «дыхания газовыми смесями».В первой же научной публикации фамилия молодого ученого стояла впередифамилии маститого научного руководителя.

ВпоследствииименноМ.Н. Шатерников был назначен в завещании И.М. Сеченова душеприказчи-

ком. По воспоминаниям М.Н.Шатерникова, Иван Михайлович «...сумел привлечь молодежь к самостоятельной разработке научных вопросов, создав тем самым первую в нашей стране школу русских фи-зиологов»[4].

И.М.Сеченов, несмотря на то, что,как и многие российские профессора, училсяза границей, полагал, что следует развивать отечественную науку. Работая в Германии, он отмечал, что «в эти годы нам не раз случалось чувствовать, что немцы смотрят на нас, как на варваров». Работая в лаборатории уЭ.Дюбуа-Реймона,категорически не принял его точки зрения относительно того, «что длинноголовая нация обладает всевозможными талантами, а короткоголовая, в самом лучшем случае — лишь подражательными», и очень ценил, что другой-ученый Ф. Гоппе-Зейлер «не делал никакой разницы между немецкими и русскими учениками». И.М. Сеченов полагал, что «русские университеты должны быть не только учреждением, где наука проповедуется, но и рабочим научным центром, где она развивается, что учить и учиться можно с успехом только работая».

И.М.Сеченов полагал, что открытия, результаты и методики научныхэкспериментов должны становится доступными для всего научного сообщества, во всех странах. Послеоткрытия рефлексов головного мозга им за свой счет были не только опубликованы результаты блестящих опытов на французском и немецком языках для своих коллег за рубежом, но и сам он отправился в Германию, гдепродемонстри-ровал научному сообществу свои опыты с подроб-нымиобъяснениями. Этим онзаслужил глубокое уважение и любовь своих коллег за рубежом.

Ярким примеромактивной гражданской позиции И.М. Сеченова является его борьба за изменение существовавшей системыизбрания профессоров на кафедрах Академии.

Летом 1865 г. Сеченов познакомился с малоизвестным И.И. Мечниковым. Он первый разглядел в молодом биологе будущего ученого и рекомендовал его на должность профессора Медико-хиругическойака-демии. Однако будущего Нобелевского лауреата не сочли достойным. Его не избрали на выборах; тогда Сеченов заявлил о своем уходе из Академии.

Именно неизбраниедостойнейших — И.И. Мечникова и А.Е. Голубева — имевших несомненные преимущества перед другими претендентами, побудили И.М.Сеченова на столь серьезный шаг.

Окончив университет и получив деньгами свою долю родительского наследства, Сеченов уезжает на 3,5 года заграницу для продолжения образования. В Берлинском университете он уделяет большое внимание гистологии, физиологии, физике, изучению качественного анализа. Он находит ошибку в опытах знаменитого французского физиолога Клода Бернара. Публикация работы с анализомэ-той ошибки сразу принесла известность молодому

русскому исследователю среди европейских коллег. Бернар, как подобает истинному ученому,эту ошибку признал.

В Вене он работает в лаборатории Карла Людвига, известного своими трудами по физиологии кровообращения. Этого умного, талантливого и жизнерадостного человека Сеченов называл несравненным учителем и другом. Их переписка длилась более 30 лет, почти до самой смерти старшего коллеги.В перерывах между работой он путешествует по Испании, Италии, Франции в компании своих друзей — Боткина, Менделеева, Бородина.Это им посвящены многие страницы автобиографическим заметок. С ними на протяжении всей жизни он поддерживает связь и переписку. Жена Сеченова Мария Александровна в «Воспоминаниях» называла его «незаменимым другом до смерти».

И.М.Сеченов былубежденным сторонником высшего женского образования в России и внес-большой вклад в его развитие. Он вел преподавательскую работу на Бестужевских курсах(высшие женские курсы) в течение нескольких лет; отмеча-яихзначение, подчеркивал, что «Бестужевские курсы" первого периода их существования представляют назидательный пример того, что моглабы сделать в России частная инициатива, если бы ей давали простор». Первые женщины-врачи в России были-Надежда Суслова (врач-хирург) и Мария Бокова-Сеченова (офтальмолог) — ученицы И.М.Сеченова. Под его руководством были ими подготовлены докторские диссертации [1].

Среди увлечений Сеченова в первую очередь следует отметить его любовь к музыке, а именно к итальянской опере. По его словам,«итальянская опера была одной усладой для меня». Страсть к итальянской музыке он сохранил на всю жизнь. Композитор А.П. Бородин, «узнав, что страстно люблю «Севиль-ского цырульника»...угостил меня всеми главными ариями этой оперы», — писал И.М. Сеченов.

Будучи в Германии, он будет брать урокиита-льянского. Милую его сердцу Италию, он посетит не один раз, путешествуя в компании друзей и с женой,пешком, на корабле и верхом. Всякий раз он будет приезжатьв эту солнечную страну, когдабудет необходимо поправить здоровья и набраться сил для дальнейшей работы.

Он сохранял интерес к живописи на протяжении всей жизни, сам иллюстрировал лекции, делал зарисовки опытов. В Дрездене любовался глазами Сикстинской Мадонны и сравнивал их влияние на него с глазами великого Гельмгольца.

«Рефлексы головного мозга» сразу сделались заметным событием в науке. Трое французов поднялись в небо на воздушном шаре на высоту 8600 м. За полетом следили не только во Франции, но и во всей Европе, в т. ч. и в России. Полет закончился трагедией.Двое смельчаков погибли. Чем только не объясняли причину. Изучив материалы, Сеченов

выдвинул гипотезу:воздухоплаватели погибли из-за нарушения газообменав крови. И доказал это.Он же предложил варианты защиты организма в условиях большой высоты. Результаты своих исследований он представил на съезде естествоиспытателей в Париже. Так были заложены основы авиационной, а затем космической медицины и физиологии [3].

С именем прославленного русского ученого связана разработка многих вопросов в различных областях физиологии, имеющих важное практическое и теоретическое значение. Ему принадлежат исследования по физиологии дыхания и крови, растворению газов в жидкостях, газообмену и обмену энергией, алкогольному опьянению, физиологии центральной нервной системы и нервно-мышечной физиологии. Он явился создателем новых направлений в физиологической науке, им были заложены основы материалистической психологии [5].

Память о выдающемся русском физиологе хранится в именах российских улиц, населенных пунктов, медицинских учреждений. В связи с этим уместно привести мысльБ.Г. Ананьева: «Личность — объект многих экономических, политических, правовых, моральных и других воздействий на человека общества в данный момент его исторического развития, следовательно, на данной стадии развитияданной общественно-экономическойформации в определенной стране и ее национальным составом»[6].

Авторыпредлагают ввести традицию на всех ка федрахуниверситета:проведениепервой лекции для студентов первого курса Первого МГМУ им. И.М.Сеченова обИване Михайловиче Сеченове, о его жизни и научном творчестве с демонстрацией фильма о нем и обязательного посещения музея медицины, который расположен на «Аллее жизни».

Список литературы

1. Сеченов И.М. Автобиографические записки. М. 1952. [SechenovI.M.Autobiographicalnotes. M. 1952.]

2. Сеченов И.М. Лекции по физиологии. М. 1974. [SechenovI.M. Lectures on physiology. M. 1974.]

3. Иван Михайлович Сеченов (к 150-летию со дня рождения) / Под ред. П.Г. Костюкаидр. М. 1980.

[Ivan Mikhailovich Sechenov (to the 150-th anniversary of his birth) / Ed. by P.G. Kostyuk et al. M. 1980.]

4. И.М.Сеченовимедицинскаянаука. М. 1979. [I.M. Sechenov and medical science.M. 1979.]

5. Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. М. 1981.

[Yaroshevsky M.G. Sechenov and world psychological thought. M. 1981.]

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л. 1968. С.276.

[Ananiev B.G. Man as an object of knowledge. L. 1968. P. 276.]

7. Судаков К.В. И.М. Сеченов не был «отъявленным материалистом» // Сеченовский вестник.2013; 4(14): 5—8. [Sudakov K.V. I.M. Sechenov was not «a notorious materialist» // Sechenovskyvestnik.2013; 4(14): 5-8.]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.