Научная статья на тему 'И. М. Камов - энтузиаст и деятель практико-ориентированного образования в Иркутске'

И. М. Камов - энтузиаст и деятель практико-ориентированного образования в Иркутске Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.М. КАМОВ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИРКУТСКОЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ УЧИЛИЩЕ / ИРКУТСКОЕ КОММЕРЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ / ИРКУТСКИЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ИРКУТСК / I.М. KAMOV / PRACTICE-ORIENTED EDUCATION / IRKUTSK INDUSTRIAL COLLEGE / IRKUTSK COMMERCIAL COLLEGE / IRKUTSK ECONOMIC AND INDUSTRY INSTITUTE / BAIKAL STATE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суходолов Александр Петрович, Майдачевский Дмитрий Ярославович

Статья реконструирует малоизвестные страницы жизни и деятельности Ильи Михайловича Камова (1873-1942) видного представителя практико-ориентированного образования г. Иркутска первой четверти XX в. В центре внимания авторов находятся «труды и дни» педагога, связанные с Иркутским промышленным училищем, а также городским коммерческим училищем и возникшим на его основе Иркутским практическим промышленно-экономическим институтом, директором которых он являлся. Перед читателем предстает колоритная фигура подлинного энтузиаста, ориентированного на практику профессионального образования. Содержание работы выходит далеко за рамки локальных исторических сюжетов, развиваемых в ней. События истории средней и высшей профессиональной школы региона рассматриваются в широком контексте эпохи «прагматического», как его называют авторы, поворота дои послереволюционного отечественного образования подчинения образовательной политики потребностям модернизации и конкретно индустриализации. Уже одна только профессиональная траектория главного героя статьи отражает сквозную институциональную логику развития практико-ориентированного образования в этот период от технического к коммерческому с последующим их объединением в рамках промышленно-экономического, с одной стороны, и от среднего специального к высшему с другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Суходолов Александр Петрович, Майдачевский Дмитрий Ярославович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I.M. Kamov - an Enthusiast and an Eminent Personality of Practice-Oriented Education in Irkutsk

The article reconstructs some little-known pages of life and activities of Ilya M. Kamov (1873-1942), an outstanding practice-oriented educator of Irkutsk of the first quarter of the 20th century. The authors focus their attention on «the works and days» of the educator related to Irkutsk Industrial College and also to the City Commercial College and Irkutsk Economic and Industry Institute founded on its basis, the director of which he was. The article reconstructs the prominent figure of a real enthusiast of public education in Russia, oriented at the practice of professional education. The content of the article goes far beyond the scope of the local historical issues developed in it. The historical events of secondary and higher professional school of the region are considered in a broader context of the epoch of the so called «pragmatic» turn of the preand post-revolutionary Russian education which consisted in adapting the educational policy for the needs of modernization and, more precisely, for those of the country’s industrialization. Even the professional career of the main character of the article reflects the main institutional logic of the practice oriented education development in that period, from the technical education to the commercial one with their subsequent amalgamation into industrial and economic education, on the one hand, and from secondary professional to higher education, on the other hand.

Текст научной работы на тему «И. М. Камов - энтузиаст и деятель практико-ориентированного образования в Иркутске»

JEL classification: A10, A11 55 ■

J 2 I

УДК 37(571.3) (091) - ;

DOI 10.17150/2308-2588.2019.20(4).539-571 g j

8

А.П. Суходолов !

Байкальский государственный университет, :

г. Иркутск, Российская Федерация \

Д.Я. Майдачевский i

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

!

И.М. КАМОВ — ЭНТУЗИАСТ И ДЕЯТЕЛЬ ] ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИРКУТСКЕ*

Аннотация. Статья реконструирует малоизвест- о

ные страницы жизни и деятельности Ильи Михай- §

ловича Камова (1873-1942) — видного представителя §

практико-ориентированного образования г. Иркутска ®

первой четверти XX в. В центре внимания авторов на- g

ходятся «труды и дни» педагога, связанные с Иркут- §

ским промышленным училищем, а также городским §

коммерческим училищем и возникшим на его основе £

Иркутским практическим промышленно-экономи- 1

ческим институтом, директором которых он являлся. »

Перед читателем предстает колоритная фигура под- g

линного энтузиаста, ориентированного на практику g

профессионального образования. Содержание ра- ^

боты выходит далеко за рамки локальных историче- | ских сюжетов, развиваемых в ней. События истории

средней и высшей профессиональной школы региона ^

рассматриваются в широком контексте эпохи «прагма- |

тического», как его называют авторы, поворота до- и |

послереволюционного отечественного образования — |

подчинения образовательной политики потребностям ^

модернизации и конкретно — индустриализации. |

Уже одна только профессиональная траектория глав- ^

ного героя статьи отражает сквозную институциональ- |

ную логику развития практико-ориентированного об- 2

__"1

* Окончание. Начало см.: Историко-экономические исследования. 2019. Т. 20, № 1. С. 9-22 ; № 3. С. 331-365.

© Суходолов А.П., Майдачевский Д.Я., 2019

539

GO

се

разования в этот период — от технического к коммерческому с последующим их объединением в рамках промышленно-экономического, с одной стороны, и от среднего специального к высшему — с другой.

Ключевые слова. И.М. Камов, практико-ориен-тированное образование, Иркутское промышленное училище, Иркутское коммерческое училище, Иркут-

2 ский практический промышленно-экономический = институт, Иркутск.

Ё Информация о статье. Дата поступления 1 ноя-

= бря 2019 г.; дата принятия к печати 31 ноября 2019 г.;

3 дата онлайн-размещения 28 декабря 2019 г.

= A.P. Sukhodolov

Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation

I

^ D.Ya. Maidachevsky

§ Baikal State University,

| Irkutsk, the Russian Federation

f I.M. KAMOV—AN ENTHUSIASTANDAN EMINENT

1 PERSONALITY OF PRACTICE-ORIENTED

I EDUCATION IN IRKUTSK*

§ Abstract. The article reconstructs some little-known

I pages of life and activities of Ilya M. Kamov (1873-1942),

! an outstanding practice-oriented educator of Irkutsk of the first quarter of the 20th century. The authors focus their

¡¡a attention on «the works and days» of the educator related

^ to Irkutsk Industrial College and also to the City Commer-

^ cial College and Irkutsk Economic and Industry Institute

jf founded on its basis, the director of which he was. The ar-

§ ticle reconstructs the prominent figure of a real enthusiast

"I of public education in Russia, oriented at the practice of

■Ц professional education. The content of the article goes far beyond the scope of the local historical issues developed in

^ it. The historical events of secondary and higher profession-

§ al school of the region are considered in a broader context

1 _

a

¿1 * Ending. Start see: Economic History and History of Economics.

* 2019. Vol. 20, no. 1. Pp. 9-22 ; no. 3. Pp. 331-365.

of the epoch of the so called «pragmatic» turn of the pre- 2 and post-revolutionary Russian education which consisted -in adapting the educational policy for the needs of mod- § ernization and, more precisely, for those of the country's c industrialization. Even the professional career of the main character of the article reflects the main institutional logic of the practice oriented education development in that period, from the technical education to the commercial one with their subsequent amalgamation into industrial and economic education, on the one hand, and from secondary professional to higher education, on the other hand.

Keywords. I.M. Kamov, practice-oriented education, Irkutsk Industrial College, Irkutsk Commercial College, Irkutsk Economic and Industry Institute, Baikal State University.

Article info. Received November 1, 2019; accepted

November 31, 2019; available online December 28, 2019. §

§

Советская школа 2-й ступени с промышленно- ®

экономическим уклоном |

Несколько нарушая задаваемую заголовком раз- | дела статьи хронологию повествования, обратимся — | исключительно с целью лучшего понимания подни- § маемых в его рамках вопросов — к периоду в истории i Иркутска, который ограничен с одной стороны паде- i нием советской власти в городе в середине 1918 г., а | с другой — ее вторым «пришествием» в начале 1920- * го. Периоду, когда поочередно сменяли друг друга § власть Временного Сибирского правительства, Вре- i менного Всероссийского правительства, а затем и Рос- | сийского правительства А.В. Колчака. Периоду, когда Иркутскому городскому коммерческому училищу 1 довелось предельно скромно отметить свое десятилетие (о чем свидетельствует микроскопическая заметка § на страницах августовского номера газеты «Сибирь», | напомнившая о юбилее и о пяти выпусках училища, i§i которые удалось к этому времени сделать1). Периоду, -§

1 Сибирь. 1918. 21 авг.

со ав

когда руководимому И.М. Камовым педагогическому коллективу учебного заведения приходилось буквально бороться за его выживание.

Заметки на страницах местной печати говорят об «остром финансовом кризисе», в котором оказалось училище на старте 1918/19 учебного года: смета на его содержание была исчислена с дефицитом в 60 тыс. р., = что ставило под угрозу само существование образо-= вательного учреждения. Педагогический комитет во | главе с И.М. Камовым и поддержавший его попечи-£ тельский совет вынуждены были настойчиво ходатай-| ствовать перед городским самоуправлением об увели-| чении суммы средств, выделяемых на содержание учи-^ лища, не останавливаясь при этом перед увеличением | размера взимаемого с местного купечества «налога на •1$ промысловые свидетельства». Одновременно ходатай-| ство было возбуждено и перед Министерством торгов-| ли и промышленности, в ведении которого училище ^ находилось, — о выделении субсидии на содержание и преподавательского состава. При этом руководящие '1 органы образовательного учреждения принципиаль-^ но отказывались идти по пути изыскания «внутренних § резервов» — в виде повышения платы за обучение — ^ в деле покрытия бюджетного дефицита в силу мате-| риальной несостоятельности родителей большинства ^ учеников2.

§ Обсуждение в городской думе вопроса о путях вы-

£ вода городского коммерческого училища из критиче-^ ского положения было, судя по дошедшим до нас сви-§ детельствам, не только затянувшимся и бурным, но и Ц излишне политизированным. Слишком часто со сто-| роны эсеровского большинства думы в ответ на пред-^ ложения незамедлительно прийти на помощь училищу в нелегкой для него ситуации (ассигновав 18 тыс. р. •Ц на покрытие текущих расходов) сыпались упреки в

адрес последнего как «обслуживающего исключитель- 2 !

о 3 1

но интересы торгово-промышленного класса»3. -;

Если не более оперативной, то прагматичной 88 < была реакция на обращение училища Министерства : торговли и промышленности, представившего в Со- | вет министров доклад, обосновывавший выделение государственных средств в качестве единственного по | условиям военного времени способа поддержки действовавших на территории белой Сибири коммерческих училищ — Иркутского, Черемховского, Омского, ! Владивостокского, Никольск-Уссурийского и Ургин- ] ского. «В прошлом, — указывалось в докладе, — в условиях нормального времени, значительные средства на содержание коммерческих училищ отпускали городские самоуправления, купеческие об[щест]ва, ^ биржевые комитеты и др. торгово-промышленные ^ организации, но в настоящее время приток средств О сократился, так как кассы городских самоуправлений ^ оскудели, а торговля и промышленность находятся в | состоянии расстройства»4. Ц

Хотя в докладе, возможно, это особо и не оговари- Ц

валось, но выделение средств коммерческим учили- |

щам — о чем косвенно свидетельствует тот факт, что ^

испрашивались они не просто на содержание препода- г?

вательского состава, а на повышение «норм оплаты пе- ^

дагогическому персоналу» — было, помимо прочего5, |

о

3 Мысль. 1919. 13 марта. ^

4 Правительственный вестник (Омск). 1919. 6 февр. Запра- Л шиваемая сумма была выделена на содержание коммерческих | училищ во второй половине 1918 г. (Правительственный вестник а (Омск). 1919. 1 авг.). о

5 Под «прочим» мы имеем в виду, например, рассмотрение государством коммерческих училищ как «кузниц» мобилизаци- ^ онного ресурса. Буквально несколькими днями ранее на страни- | цах все того же «Правительственного вестника» учебным отделом ^ Министерства торговли и промышленности был обнародован ¡5 циркуляр с перечнем льгот, предоставляемых добровольцам и Л мобилизуемым по призыву учащимся старших классов коммерческих училищ/торговых школ по сдаче ими выпускных/перевод-

связано со стартовавшей образовательной реформой6. Историки образования, изучающие реформаторские начинания на территории белой Сибири 1918-1919 гг., с полным на то основанием не только усматривают их истоки в проекте, вырабатывавшемся еще Министерством народного просвещения под руководством П.Н. Игнатьева, но и сравнивают их с реформами, протекавшими одновременно в Советской России. Каждая из сторон в гражданском противостоянии, полагают они, видела в системе образования «мягкую силу» и стремилась использовать собственную модель «новой» школы в качестве инструмента утверждения тех или иных норм общественной жизни [2, с. 274-275].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Впрочем, указанную мысль еще в самый разгар Гражданской войны со всей определенностью сформулировал видный теоретик и практик образовательных реформ, в те годы организатор и первый ректор Иркутского государственного университета Моисей Матвеевич Рубинштейн (1878-1953). Он писал: «Чем яснее мы сознаем всю катастрофичность нашего государственного положения и чем сильнее загорает-

в ных экзаменов, выставлению оценок по текущей успеваемости и

' получению свидетельств об окончании учебных заведений. Тем

| же документом педагогическим комитетам училищ предписы-

^ валось в сроки, установленные Главным штабом, организовать

^ комиссии для досрочных выпускных испытаний (Правитель-

и ственный вестник (Омск). 1919. 29 янв.). Заметим: получи обра-

¡2 зовательные реформы свое продолжение, приобретенный опыт

СЗ был бы, вполне возможно, востребован учебными заведениями.

6 Хотя едва ли не единственной новацией этого учебного

§ года стало включение в учебные планы со второго класса изу-

Ц чения английского языка в качестве обязательного. Как подчер-

"Ц кивал товарищ министра просвещения Георгий Константино-

§ вич Гинс (1887-1971), «предусмотрительность требует в настоящее

^ время особого внимания к изучению английского языка. Пораже-

^ ние Германии несомненно ослабит ее до сих пор преобладающее

•Ц влияние в России и, наоборот, влияние английской и американ-

"§ ской культуры значительно усилится. Школа должна поэтому позаботиться о снабжении своих учеников знанием так еще мало

^ распространенного в России английского языка» [1].

ся в нас жажда по восстановлению здоровой достой- 2! ной свободной жизни, тем больше всякий разумный -: человек должен уделять внимания всей нашей системе 88' народного образования и воспитания. Мы не склонны утверждать, что министерство народного просвещения одно только может стать министерством государственного спасения и возрождения, мы не верим в панацеи и не думаем, что судьбу народа можно решить в положительном смысле, воздействуя только на какую-нибудь одну — хотя бы и очень важную — сторону < его жизни, но мы глубоко убеждены, что здесь один из самых главных и мощных рычагов нашего, как и всякого, государственного возрождения» [3].

Не останавливаясь подробно на сравнительной характеристике упомянутых выше моделей, обратим | внимание лишь на те их аспекты, что касались сред- ^ него профессионального, коммерческого образова- О ния. Направленные на построение «единой школы», ^ т.е. системы образования, единой с точки зрения пре- | емственности ее ступеней, модели по-разному реша- Ц ли проблему установления соответствия ступеней Ц коммерческой/специальной и общеобразовательной | школы, а также взаимодействия первой из них со шко- ^ лой высшей. ?

Иркутское коммерческое училище (как, впрочем, ^ и другие образовательные учреждения города и губер- | нии) вступило на путь реформ с начала 1919/20 учеб- ^ ного года. Как сообщала своим читателям газета | «Наше дело», учебным советам гимназий, реальных 4 и коммерческих училищ Министерством народного | просвещения было предложено произвести измене- о ния в «таблицах уроков» и учебных планах, исходя из | проектируемого выделения трех уровней (ступеней) 2 единой общеобразовательной школы: начальной, не- I полной и полной средней. На первом этапе фактически предполагалось осуществить согласование учеб- 1 ных планов лишь школ 1-й и 2-й ступеней, исключить

из учебных планов ряд дисциплин, «усилить» преподавание русского языка и математики, упорядочить преподавание иностранных «новых» языков (оставив только один из них — английский — в качестве обязательного), сократить преподавание латинского языка в гимназиях и реальных училищах: «Цицерон и Вер-2 гилий не проходятся!»7

в Согласование учебных планов школ 2-й и 3-й сту-

= пеней, а также решение вопросов, связанных с пре-| подаванием специальных коммерческих дисциплин, £ было отложено на так и не наступившее будущее. | Вопросов, заметим, сложных и трудноразрешимых, | поскольку 3-я ступень общеобразовательной школы ^ призвана была, по замыслу реформаторов, не просто | венчать среднее образование, а подготовить к посту-•1$ плению в школу высшую и с этой целью подразделяла Л дисциплины учебного плана на основные и дополни-| тельные — классического8, естественно-научного и ^ математического циклов [2, с. 281], задававшие «класть сический» университет и его факультеты в качестве '1 ориентира для выпускников. Ни о каком «закончен-^ ном» среднем профессиональном/специальном обра-§ зовании при такой направленности реформ не могло ^ идти и речи; не получало народное хозяйство в этом | случае и специалистов, имеющих высшее коммерче-^ ское/экономическое образование, за отсутствием со-§ ответствующих факультетов в «классических» уни-£ верситетах.

^ Еще до торжественного открытия 27 октября

| 1918 г. Иркутского государственного университета Ц исполняющий должность его ректора М.М. Рубин-| штейн, стремясь обеспечить создаваемый вуз контин-^ гентом учащихся, ходатайствовал перед Министерством народного просвещения о приеме в учебное заведение в виде исключения абитуриентов из числа

^ _

а -

7 Наше дело. 1919. 17 сент. ^ 8 Точнее сказать — историко-филологического.

выпускников городского коммерческого училища9. Ходатайство это было удовлетворено при условии сдачи абитуриентами экзамена по латинскому языку в качестве вступительного, а по остальным общеобразовательным предметам, не изучавшимся или изучавшимся в училище в неполном объеме, — в течение первых двух лет пребывания в вузе10. Данная практика будет повторена и на следующий год, наглядно демонстрируя изъяны взявших старт образовательных реформ применительно к среднему профессиональному образованию. Если облегчить поступление в университет мог дополнительный год, проведенный в школе 3-й ступени, то ничто в содержании реформ не могло сделать востребованными профессиональные знания, умения и навыки, приобретенные выпускни- | ками того же коммерческого училища в течение двух последних лет пребывания в нем. О

Случай Иркутского коммерческого училища (а точнее — сразу двух училищ, поскольку Черемхов-ское восьмиклассное коммерческое училище будет противопоставляться своему семиклассному собрату

о

9 Помимо как заинтересованностью в абитуриентах, появление ходатайства университета можно объяснить и «протестами» со стороны выпускников семиклассного коммерческого училища, по словам М.М. Рубинштейна присоединивших свой голос к окончившим семь классов или даже восьмой общеобразовательный гимназисткам и не желавших поступать в университет вольнослушателями (правда, о том, какие формы принял этот «протест», ректор университета не упоминает) [4; 5]. Нельзя исключить и личную причастность И.М. Камова к появлению ходатайства. И речь идет не только о том, что он как директор коммерческого училища поддержал своих выпускников и от лица администрации выступил с инициативой сделать для них исключение, испросив на то разрешение министерства. Получению поддержки организатора и ректора будущего университета могла способствовать общность их политических взглядов: И.М. Камов I и М.М. Рубинштейн были не просто членами Трудовой народно-социалистической партии, а входили в руководящие органы ее иркутского отделения (группы).

10 Дело. 1918. 2 окт.

0

1

как пример учебного заведения, открывшего дополнительным годом изучения общеобразовательных дисциплин двери в университет) найдет свое место в педагогических построениях М.М. Рубинштейна тех лет. Сквозной идеей его публикаций станет недопустимость, немыслимость движения высшей школы, представленной исключительно «классическим» университетом, навстречу школе средней. Прекрасно сознавая, что «у коммерческого училища имеются, кроме всего, свои специальные предметы, для изучения которых требуется время и усилия» [5], он выносил их за скобки своих рассуждений, рассматривая профессиональные училища исключительно с позиций «нормальной учебной программы» общеобразовательной школы.

Позиционируя себя в качестве сторонника широкого общего образования и противника идеи подчинения средней школы решению задач профессиональной подготовки, М.М. Рубинштейн критиковал позицию руководства Министерства народного просвещения, демонстрировавшего стремление «всецело подчинить школу тенденции обслуживания чисто практических, так сказ[ать] "продовольственных" нужд жизни» [3]11. «Скрыто действующей пружиной»

¡^ 11 Критике М.М. Рубинштейна подверглось интервью, кото-

рое дал газете «Правительственный вестник» товарищ министра народного просвещения сибирского и «колчаковского» прави-;2 тельства Г.К. Гинс. В беседе, озаглавленной «Очередные задачи ве-О домства Просвещения», он сформулировал цели образовательной реформы как «приближение к родине и приближение к жизни». § Вторая цель не сводилась лишь к учету обстоятельств военного Ц времени, скудости бюджетных средств, хотя и не могла не учи-"Ц тывать этих ограничений. На взгляд Г.К. Гинса, «приближение к § жизни» — синоним практико-ориентированного образования, ^ которое в облике реального училища должно заменить классиче-^ скую гимназию в качестве основного, господствующего типа шко-•Ц лы: «Основные понятия экономической географии, сельскохозяй-"§ ственной экономии и товароведения будут полезнее гимназисту, чем философская пропедевтика и космография» [1], со всеми вы-

подобной позиции он считал неверно воспринятый 2 ! лозунг демократизации школы. Ложно понятый де- -! мократизм, вылившийся в требование «приблизить 488 школу к жизни» или «заставить ее держать курс на желудок», придал, на его взгляд, всей системе образования «губительное направление на народную школу и приноровление к ней, т.е. направление вниз». | Смысл демократизации как жизни, так и школы виделся М.М. Рубинштейну в «расширении и укрепле- | нии духовного аристократизма» и, соответственно, в придании системе образования направления движения «вверх», тем препятствуя скатыванию в узкий техницизм/практицизм и обнищанию духовной (т.е. историко-филологической) культуры [3].

В своей статье М.М. Рубинштейн неоднократно | поминает большевиков и большевизм как не толь- |г ко исказивших идею демократизации школы, но и О радикализировавших ее. Однако и опиравшаяся на ^ идеи трудовой школы М.М. Рубинштейна [6], пола- | гавшего, что последняя не должна быть местом по- Ц лучения профессионального образования, версия либеральной модели единой школы становилась не | менее радикальной. Вопреки стремлению вывести ^ школу и обсуждение проблем ее реформирования ? за пределы арены борьбы классовых, партийных ^ идеологий, его радикально-либеральная модель ре- | формирования — в плане «депрофессионализации» ^ средней школы и построения «движущейся вверх» | системы образования — невольно порождала модель 4 радикально-социалистическую, классовое противо- | стояние акцентировавшую. О

верситета. Куда более важное место в системе образования в ходе |

реформ предстояло занять профессиональным учебным заведени- |

ям (не только средним, но и высшим), например педагогическим, |

способным «внести в школу новую живую струю», которую трудно ¡5

ожидать от отставших от современности — с преобладанием в них Л

«мертвых», с «некоторым оттенком археологии» наук — универси- | тетских факультетов [1].

После февраля 1917 г. либеральная модель реформирования школы была едва ли не единодушно поддержана как учащимися, так и учащими. Об этом свидетельствуют, например, резолюции, а также выступления участников состоявшихся в Иркутске летом того же года краевых (восточносибирских) съездов учи-2 телей средней школы и их родительских организаций в (комитетов). На последнем из них со всей определен-= ностью была сформулирована мысль о том, что «сред-| не-учебное заведение должно иметь своею целью толь-Ï ко общее образование, как умственное, так и физиче-| ское, не допускающее никакой утилитарности при | преподавании»12. Эти настроения масс, думается, были чутко уловлены Н.К. Крупской, увидевшей возмож-| ность подыграть им и сыграть на них. Идеолог большевистской реформы образования объявила требова-| ние профессионального обучения «совершенно недо-J пустимым (sic! — А. С., Д. М.) для социал-демократии» ^ в новых условиях: «Разделение школы на среднюю и и профессиональную есть выражение классового харак-f тера современной школы, создающей два типа образо-^ вания, одно — среднюю школу, для белой кости, дру-§ гое — профессиональное, для черной кости» [7, с. 425]. ^ Единственным защитником профессиональной

! школы в этих условиях оставалось Министерство тор-^ говли и промышленности, в ведении которого про-§ должали находиться достаточно массовые средние £ специальные профессиональные учебные заведения ^ технического профиля, а также торговые школы и | коммерческие училища. Это во многом воспроизво-Ц дило дореволюционную ситуацию: учебный отдел | упомянутого министерства действовал параллельно и ^ относительно независимо от департамента профессионального образования, существовавшего в структуре •Ц Министерства народного просвещения. По мнению

И -

о

управляющего учебным отделом С.К. Конюхова, такая ситуация шла только на пользу образованию, поскольку, во-первых, руководство профессиональными образовательными учреждениями со стороны народно-хозяйственного министерства соответствовало целевой установке последних на подготовку «работников в области развития производительных сил государства». Во-вторых, находясь в «непосредственном контакте с торгово-промышленным классом», Министерство торговли и промышленности было способно куда более оперативно, нежели просвещенческие структуры, реагировать на его запросы в отношении специальных учебных заведений. И наконец, в-третьих, сложившаяся система управления выступала зримым проявлением децентрализации в образова- | тельной сфере, задействующей возможности «соревновательности» (конкуренции). «Централизация не- О желательна... потому, что слишком разнообразны запросы жизни. Удовлетворение же их возможно лишь | в условиях известной свободы ведомств, обеспечиваю- | щей им проявление инициативы» [8]. |

Тем не менее министерство не могло остаться в | стороне от образовательных реформ и вступило на их ^ тернистый путь, стремясь поставить открывавшиеся ? возможности на службу развитию профессиональ- ^ ного образования. Одним из первоочередных шагов | на этом пути должно было стать упразднение низшего звена коммерческого образования — торговых | школ — путем их преобразования в высшие началь- | ные училища, призванные играть роль второго звена | единой школы. Такая реорганизация была обусловле- о на не только острой нехваткой общеобразовательных "| учебных заведений этого уровня, но и крайне низкой 2 профессиональной подготовкой выпускников: «Роль I кустарей-специалистов, которые должны были выхо- | дить из торговых школ, не может быть признана доста- 4 точной для нашего времени». В структуре коммерче-

со ав

ского образования должны были появиться торговые училища, призванные не просто давать выпускникам «основательный комплект коммерческих знаний», а осуществлять «более тонкую подготовку — специализацию для непосредственной деятельности» [8].

Министерство торговли и промышленности Российского правительства А.В. Колчака (как и его предшественники) позиционировало себя в деле развития коммерческого образования продолжателем дела «дореформенного» министерства (просуществовавшего до февраля 1917 г.), а потому на исходе своей недолгой жизни подхватило инициативу последнего по выработке нового положения о коммерческих учебных заведениях. С этой целью решено было реанимировать некогда хорошо себя зарекомендовавшую практику проведения съездов и совещаний деятелей коммерческого образования. «Было бы недопустимым в настоящее время, — говорилось в разосланном в адрес педагогических комитетов и попечительских советов коммерческих школ белой Сибири циркуляре, — продолжать политику охлаждения общественных кругов к коммерческому образованию, особенно необходимому в наши дни. Для лучшего достижения этой цели необходимо предварительно сговориться, выработать общий план действия, часть которого, безусловно, должны обслуживать школы, готовящие специалистов по коммерческому делу. Ответ на этот вопрос должен дать съезд деятелей по коммерческому образованию»13. ^ Участие в работе съезда (провести который предпо-

лагалось в августе 1919 г.) должен был принять и пред-Ц ставлявший Иркутское городское коммерческое училище И.М. Камов. Поездка, однако, не состоялась в силу ^ как объективных, так и субъективных причин. Объясняя свою неявку на так и не состоявшийся съезд учебному отделу министерства, Камов сошлется на отсутствие

И -

^ 13 Правительственный вестник (Омск). 1918. 28 дек.

552

свободного проезда в Омск, начавшиеся мобилизацию персонала и реквизицию помещений училища (вскоре в них вселится эвакуированное из Омска то самое Министерство торговли и промышленности [9, с. 45]). «Долгом совести» сочтет он необходимость высказать мнение о том, что «в момент великой смуты... производить какие-либо широкие реформы в области коммерческого образования. считал бы несвоевременным»14.

23 октября 1919 г. на имя министра торговли и промышленности уйдет телеграмма И.М. Камова (другого способа связи со столицей белой Сибири уже не было). Сославшись на тяжелые условия службы, связанные с решением обострившихся административно-педагогических и материальных проблем вверенного ему образовательного учреждения, и по- | шатнувшееся здоровье, он будет ходатайствовать «об ^ увольнении в отставку»15. Однако отнюдь не министр, который вскоре окажется без портфеля, а коммерче- ^ ское практико-ориентированное образование отпу- | стит Камова далеко не сразу, заставит второй раз вой- | ти в одну и ту же реку, окунуться в пучину куда более Ц радикальных реформ — теперь уже большевистских. | К моменту утверждения советской власти в Ир- ^ кутске и губернии в начале 1920 г. реформы системы ^ образования, предпринятые большевиками, уже на- ^ брали свои обороты на территориях, не затронутых | Гражданской войной. В новую советскую реальность ^ предстояло вписаться и иркутским образовательным | учреждениям, а реальность эта не сулила ничего хо- ^ рошего именно средним специальным учебным заве- | дениям, и коммерческому училищу в том числе. =

Радикализм на первом этапе реформ выразился, | помимо прочего, и в том, что реформаторы предпоч- I?

о

14 Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 209 и (Иркутское городское коммерческое училище). Оп. 1. Д. 113.

Л. 110, 110об. |

15 Там же. Л. 114.

ли не решать упомянутую выше проблему соотношения общеобразовательной и специальной подготовки учащихся в средних профессиональных учебных заведениях, а попросту оставить ее в прошлом, фактически упразднив начальные и средние специальные (технические, сельскохозяйственные, торговые/ 2 коммерческие) училища, преобразованные в единую = трудовую школу. Как достаточно самокритично отме-= чали позднее некоторые из реформаторов, «всецело | отдавшись идее создания единой трудовой школы, i Н[ародный] Комиссариат] П[росвещения] (заметим, | в полном соответствии с вышеупомянутыми взгляда-| ми Н.К. Крупской и новой программой партии большевиков. — А. С., Д. М.) категорическим образом от-| вергал всякую мысль о возможности получения какого-либо специального образования ранее окончания Л обеих ступеней единой трудовой школы, т.е. ранее J достижения 17-18-летнего возраста» [10, с. 8]. ^ Вот и Иркутское городское коммерческое учи-

U лище было преобразовано в 3-ю Советскую школу § 2-й ступени, заведующим которой был утвержден И.М. Камов (пребывавший в этой должности с мая § 1920 г. по май 1921 г.16). Впрочем, есть все основания ^ предполагать, что школа эта (не сменившая места сво-! ей «прописки» — помещений бывшего коммерческо-^ го училища) стояла особняком в ряду городских школ § 2-й ступени. Совсем неслучайно первый (датировании ный 1 апреля 1920 г.) номер органа Иркутского отде-^ ла народного образования — журнала «Пролетарская | культура», наряду с публикацией примерной схемы Ц проведения в жизнь принципов единой школы, осо-| бо подробно остановился на путях реформирования ^ именно профессионального образования.

Средние профессиональные учебные заведения, •Ц включая коммерческие училища, получили возмож-

И -

^ 16 ГАИО. Ф. 209. Оп. 1. Д. 113. Л. 1.

554

о

ность стать учебными заведениями «повышенного типа над 2-й ступенью трудовой школы в [тех] случаях, когда это вызвано потребностями данного района и когда оборудование этих учебных заведений по своему количеству и качеству удовлетворяет условиям такого преобразования»17. Им предоставлялось право работать по учебным планам и программам, разработанным педагогическими комитетами учебных заведений, после их утверждения отделом реформы профессионального образования Наркомпроса.

Не будет ошибкой предположить также, что стремившийся не допустить разрушения десятилетиями создававшейся системы профессионального образования учебный отдел Народного комиссариата торговли и промышленности вбросил в публичное про- | странство идею о том, что лучшие профессиональные школы, выгодно отличаясь от дореволюционных «схо- Щ ластических» средних учебных заведений, способны ^ облегчить строительство новой трудовой политехни- | ческой школы. Возглавлявшая в 1917-1919 гг. эту струк- Ц туру Ольга Григорьевна Аникст (1887-1952) писала Ц по горячим следам событий: «Приветствуя принцип | идеи политехнического образования Единой шко- ^ лы вообще, Народный комиссариат торговли и про- г? мышленности, однако, констатировал, что требуется ^ еще долгий промежуток времени, пока Единая школа | даст действительно практических для текущей жизни ^ страны работников, и что окончившим Единую школу | придется лишь впоследствии избрать какую-нибудь 4 определенную специальность и усовершенствоваться | в ней в соответствующих "надступенных" учебных за- = ведениях, к строительству которых необходимо было "| бы немедленно приступить» [11, с. 21]18. ? _ !

17 Известия ВЦИК. 1918. 30 окт. (цит. по: Пролетарская куль- ^ тура (Иркутск). 1920. 1 апр. (№ 1). С. 38).

18 Этот доклад, перепечатанный в сборнике статей и докла- | дов автора, посвященных профессионально-техническому обра-

2019. Т. 20, № 4. С. 539-571

555

Фундаментом для такого строительства должны были, по мнению ведомства, послужить старые (теперь уже в кавычках) «коммерческие» учебные заведения, которые с пользой для дела и с экономией затрат следовало использовать для создания средних и высших специальных/профессиональных учебных заведений.

2 Наркомат торговли и промышленности достаточно = энергично взялся за дело возрождения коммерческого I образования под новым и не вызывающим классовых | ассоциаций «брендом» образования промышленно-£ экономического, резонно рассматривая его частью и | способом подъема народного хозяйства страны. В до-| статочно короткий срок в европейской части страны ^ преимущественно на технической и учебно-методи-| ческой базе бывших коммерческих училищ открыли ■8 свои двери не только трудовые школы 2-й ступени | повышенного типа (школы с промышленно-экономи-| ческим уклоном, промышленно-экономические школы), но и промышленно-экономические техникумы

и и промышленно-экономические институты19 уже как

'1 учебные заведения профессионального образования. £

£

§ Иркутский промышленно-экономический | практический институт

в

£ Обратим внимание на принципиальный, на наш

^ взгляд, момент. Историки образования, думается, не

^ всегда оправданно утверждают, что «в первые годы

* советской власти техникумы рассматривались как тип

^ высшей школы с более узкой специализацией. Зада-

1 чей техникума считалась подготовка инженера-прак-

1| тика, то есть инженера, обладающего знаниями, не-

3 _

зованию, впервые увидел свет на страницах «Вестника Народного комиссариата торговли и промышленности» (1919. № 13-14). •Ц 19 Наиболее известным их примером стал Московский про-

"§ мышленно-экономический практический институт, история которого положила начало многим крупным столичным экономи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ ческим вузам [12, с. 17-25; 13].

556

обходимыми в практической деятельности. Только к 2

1923 г. техникумы были твердо отнесены к средним -

специальным учебным заведениям» [14, с. 464]. Одной 8 этой фразой из истории образования вычеркивается пускай и крайне короткий, но от этого не менее интересный его период, а в категорию техникумов попадает и растворяется в ней новый тип высшей школы — практический институт, заслуживающий самостоятельного внимания и изучения.

Справедливости ради отметим разнообразие возникавших образовательных структур, что серьезно затрудняет их идентификацию, и присутствие в названии учебного заведения слов «практический институт» отнюдь не необходимое и достаточное основание

для причисления его к новому типу высшей школы. В 4

качестве примера и для сравнения достаточно указать |г

на одновременно появившиеся в Иркутске практиче- Щ

ский педагогический20 и промышленно-экономиче- ^

ский институты. Стартовые их условия были несопо- |

ставимы. Если первый должен был разворачивать свою |

деятельность на основе учительской семинарии (пре- |

образованной после установления советской власти в |

губернские трехгодичные педагогические курсы), то ^

второй — на базе куда более основательной — бывше- ?

го коммерческого училища. Поэтому один институт ^

был рожден только на бумаге, открывшись в 1921 г., | как того и следовало ожидать, в виде педагогического

техникума, второй же появился на свет, хотя и не смог |

встать на ноги, но уже по совсем иным причинам. 4

Рискнем настаивать на том, что девятилетняя сред- |

няя общеобразовательная школа, а тем более повышен- =

ного типа с промышленно-экономическим уклоном, "|

нередко именовавшаяся «надступенным образователь- ?

ным учреждением», не просто открыла выпускникам I двери высшей школы. Не менее важен и тот факт, что

,1

20 Власть труда. 1921. 30 авг.

она создала предпосылки для движения ей навстречу школы высшей. Движения навстречу уже давно испытываемой образовательной практикой потребности в большей близости вузовского образования к требованиям профессиональной подготовки с одновременным сокращением срока обучения в высшей школе 2 до трех лет. Окно возможностей откроется на крайне = непродолжительный срок и, пожалуй, в самый небла-= гоприятный в экономическом отношении период. Уже | в 1921 г. начнется переход от девяти- к семилетнему - среднему образованию. Два старших класса школ 2-й с ступени будут реорганизованы в техникумы: прибли-| зившись к практике, школа будет оторвана от вуза. В области промышленно-экономического образования | действительно, как и утверждают историки образования, наступит пора промышленно-экономических техникумов, а не институтов21. | Наш интерес не столько к короткой жизни Иркут-

^ ского промышленно-экономического практического и института, сколько к проекту его создания обусловлен '1 в первую очередь личностью «архитектора» — глав-^ ного героя нашего повествования Ильи Михайловича § Камова. Впрочем, рядом с ним следует поставить фи-¡1 гуру еще одного энтузиаста не только практико-ори-| ентированного22, но и промышленно-экономического

^ 21 Рассматривая вузовскую сеть Сибири за первые три года ее

и существования (1920-1923), деятели образования тех лет выделяли ¡2 в ее короткой советской «истории» ровно три периода: первый — С5 «стихийного роста» вузов (1920), второй — «построения сети по продуманному плану» (1921) и третий — реальной сети, «выдер-§ жавшей тяжелое испытание 1922 года» [15, с. 63]. Отметим, что создание практических институтов, пришедшееся на 1921 г., стало ■Ц сознательным, продуманным шагом на данном этапе реформ. § 22 Можно предположить, что и Иркутский практический пе-

^ дагогический институт стал мертворожденным детищем Д.К. Чу-^ динова, результатом стремления реформировать не просто педа-•2 гогическое образование в городе, но собственную альма-матер. Посещение в период работы в Иркутске учебного заведения, отку-

чз а

да в 1914 г. он был отчислен за участие в «беспорядках», произвело ^ на него тягостное впечатление. В своих воспоминаниях он напи-

образования тех лет23 — Дмитрия Константиновича Чудинова (1894-1937). В свою бытность заведующим Иркутским губернским комиссариатом (отделом) народного образования (1920) он, по его собственному признанию, приложил немалые усилия для того, чтобы направить деятельность университета на решение задач экономического и культурного развития края, регулярно наталкиваясь при этом на молчаливое сопротивление старой профессуры, зараженной вирусом «академизма». «Разногласия наши с профессурой исходили из принципиального подхода к задачам высшего учебного заведения» [16, с. 28].

Решение проблемы пришло на посту заведующего уже Сибирским отделом народного образования (октябрь 1920-1924 гг.), где Д.К. Чудинов прослыл «ир- | кутофилом» [16, с. 35] за приписываемое ему лоббирование интересов Иркутска и его образования, прежде Щ всего высшего, в ущерб другим городам — Томску, Ом- ^

о

сал: «Впечатление от преподавателей техникума у меня осталось |

довольно странное: мне почему-то показалось, что вот жизнь шла |

вперед, меняла свои формы, на горизонте даже иркутской дей- |

ствительности прошло очень много грозных явлений, совершен- ~

но перевернувших эту жизнь и давших ей другое направление, а ?

вот в Знаменском предместье в стенах педагогического техникума ?

остался маленький островок, в лице педагогического коллектива, Щ

не поддавшегося сокрушительному влиянию времени. Передо |

мной были те же лица, несколько состарившиеся, но, так мне по- 1 казалось, почти окаменевшие в своих воззрениях» [16, с. 30].

23 В начале 1924 г. Д.К. Чудинов был назначен на должность ? заведующего отделом общего и среднего образования Нарком- 3 проса РСФСР. Возглавив отдел среднего и низшего образования | Главпрофобра, он провел Первую Всероссийскую конференцию | по промышленно-экономическому образованию (20-24 июля ^ 1925 г.), на которой сделал заглавный доклад «Состояние и задачи социально-экономического образования» (Отчет Первой | Всероссийской конференции по промышленно-экономическому | (коммерческому) образованию. Москва : Всерос. ком. содействия | пром.-экон. образованию и ЦК совторгслужащих, 1925. С. 22-27). ^ В декабре 1929 г. Чудинов стал первым ректором Сибирского ин- 3 ститута народного хозяйства (г. Новосибирск), оставаясь в этой | должности по ноябрь 1930 г.

ску или новому центру Сибири — Ново-Николаевску. Как бы то ни было, вскоре после его визита в Иркутск и выступления перед ответственными работниками и участниками уездной партконференции с докладом «Вопросы высшей школы», в котором он решительно отмежевался от «рутины старых методов высшей 2 школьной политики» в деле открытия новых вузов и = факультетов, и последовало решение возглавляемого I им ведомства о создании в городе первого в Сибири | экономического вуза. «[Г]уманитарный факультет, 5 где старые профессора читают о всяком "праве", есть, | есть и историко-филологический факультет, но нет | высшего образования, которое было бы рассчитано на ^ поднятие народного хозяйства и обслуживание нужд 1 населения»24.

■8 Делу «секуляризации» университетов как устра-

| нившихся от требований жизни «монастырей чистой | науки» должна была служить, таким образом, лик-^ видация их монополии на высшее образование, тем и более в отраслях знания, которые никогда не были § вотчиной университетов, развивались вузами, нахо-^ дившимися в ведении Министерства финансов или § торговли и промышленности, а также негосударствен-^ ной высшей коммерческой школой. В народно-хозяй-| ственные высшие учебные заведения, не дожидаясь ^ создания «пролетарского профессорского кадра», § должны были привлекаться — как это широко делами лось прежде техническими и коммерческими учебны-^ ми заведениями — «не зараженные академическими § традициями» преподаватели-практики, что позволи-Ц ло бы давать студентам не просто актуальное, но при-| кладное знание. С одним только, но немаловажным ► уточнением: требовался кадр, искренне принявший участие в новом государственном строительстве, об-•Ц ладавший «меньшим хотя бы объемом знаний, но с

Вопросы высшей школы // Власть труда. 1921. 24 мая.

2019, уо1. 20, по. 4, рр. 539-571

соответствующей периоду глубоких преобразований 2 !

теоретической подготовкой» [11, с. 20]. -:

«Архитектура» нового учебного заведения — и 8 < здесь уже на первый план выходит фигура Ильи Михайловича Камова, утвержденного ректором про-мышленно-экономического института, — рождалась буквально на ходу: вуз должен был открыть свои двери к началу 1921/22 учебного года. Сначала в местной печати промелькнула информация об организации и предстоящем открытии в городе сразу двух эконо- ! мических учебных заведений — промышленно-эко-номического техникума с четырехлетним курсом преподавания и политико-экономического (?) института с двухгодичным сроком обучения в нем, никак не связываемых автором заметки друг с другом25. Ситуация | стала более определенной три недели спустя, когда на страницах «Власти труда» появилась уже небольшая Щ статья И.М. Камова «К открытию промышленно-эко- ^ номического института в Иркутске», в которой конту- | ры будущего учебного заведения обрели более четкие | очертания26.

Полный курс учебного заведения был рассчитан 1||

на пять лет с учетом того, что на первый курс прини- ^

мались лица, имевшие неполное среднее образование ?

(два класса школы 2-й ступени или уже вступавшую ^

в свои права семилетнюю трудовую школу). Специ- |

альная/профессиональная подготовка начиналась ^

со второго курса и продолжалась в течение трех лет, |

по окончании которой выпускникам присваивалась |

квалификация промышленно-экономического инже- |

нера (если же обучение завершалось вторым годом =

- 1

25 Власть труда. 1921. 26 июня. |

26 Мы приписываем авторство этой анонимной газетной пу- | бликации И.М. Камову, поскольку она практически полностью | и дословно войдет в уже подписанную его именем и опубликованную на страницах той же газеты статью «Высшее промыш-ленно-экономическое образование в Сибири», речь о которой будет идти ниже.

| 1561

специальной подготовки, выпускник получал звание промышленно-экономического техника27). Пятый год обучения был рассчитан на желавших стать преподавателями экономических дисциплин в старших классах трудовой школы, техникумах, в том числе и про-мышленно-экономических. 2 В структуре вуза со всей определенностью

= И.М. Камовым выделялось лишь одно — педагогиче-= ское — отделение (факультет). Отсутствие информа-| ции об остальных может быть либо отнесено на счет i «училищного» прошлого будущего института (сред-| нее специальное коммерческое образование не знало | ни профессиональной специализации, ни факультетской структуры), либо связано с набором в первый год | только на первые три его курса. Реклама информировала, однако, только о нацеленности учебного заведе-| ния на подготовку будущих бухгалтеров, статистиков, J администраторов, «продовольственников», коопера-^ торов, финансистов и товароведов. Не приходится со-U мневаться, что приближение выпускного для вуза чет-'1 вертого курса заставило бы организаторов задуматься о специализации выпускников и ограничиться более § узким набором направлений их подготовки28. ^ Набор лишь 80 учащихся и на два (а не три, как

! планировалось) курса института29 заставил не толь-^ ко продолжить уже после начала занятий приемную § кампанию, но и выступить в печати с более подробен ным рассказом о новых и непривычных для обывателя ^ типе учебного заведения и направлении обучения в

в _

^ -

■Ц 27 Власть труда. 1921. 13 авг.

■Ц 28 Формировало свой социальный заказ и государство. Состо-

§ явшееся в ноябре 1921 г. в Ново-Николаевске сибирское совещание наробразов объявило (в лице Комитета профессионально-технического образования (Сибпрофобра)) «ударным» направлением .2 промышленно-экономического образования подготовку работников кооперации и продовольствия (Советская Сибирь. 1921. | 27 нояб.).

29 Власть труда. 1921. 16 сент.

нем — промышленно-экономическом. Речь идет о ста- 2 ! тье И.М. Камова «Высшее промышленно-экономиче- - ! ское образование в Сибири», занявшей без малого два 88 < подвала на страницах губернской «Власти труда» [17]. : Источником вдохновения для автора послужила ; уже упоминавшаяся выше статья-доклад О.Г. Аникст «Промышленно-экономическое образование», обиль- j но им цитируемая и местами пересказываемая. Эта часть публикации знакомила читателя главным образом с послереволюционным становлением промыш- j ленно-экономического образования в Европейской j России, призванного заместить ставшее достоянием прошлого образование коммерческое. Получив к 1921 г. достаточно широкое распространение в европейской части страны, промышленно-экономические | учебные заведения остались практически неизвест- |г ны Сибири, констатирует И.М. Камов, что не только вступает в противоречие с решением задач восстано- g вительного периода, но и становится преградой на | пути ее последующего развития, явно не соответствуя Ц «большому экономическому будущему» мегарегиона. Ц «Пора положить конец полному игнорированию жиз- | ненных интересов богатейшей окраины и дать ей соб- ^ ственных квалифицированных работников, которые г? могли бы поднять на должную высоту экономическую ^ мощь многообещающей страны» [там же]. I Особо подчеркивает И.М. Камов тот факт, что ^ открытие в Иркутске экономического вуза — это не | возврат в «коммерческое» прошлое экономического ^ образования в Сибири, поскольку происходит оно в | условиях рождения «новой формы экономической = жизни страны». Перед иркутским институтом была | поставлена ответственная задача подготовки не толь- I? ко квалифицированных счетоводов, бухгалтеров, ста- i тистиков и т.д., но и будущих преподавателей этих специальных дисциплин «для нужд сибирских учеб- 1 ных заведений промышленно-экономического типа», |

способных не допустить отставания профессионального образования «от общего хода развития экономической и политической жизни страны» [17]. Именно с него, по замыслу создателей, должно было начаться строительство сети промышленно-экономических школ разного уровня в регионе. 2 Привлечем внимание и к еще одной идее И.М. Ка-

= мова как истинного энтузиаста практико-ориенти-= рованного образования, нашедшей развернутую ха-| рактеристику в статье. Идее, в которой обнаруживает £ себя уже преемственность «нового» промышленно-| экономического и «старого» коммерческого образова-| ния. «Наследство» последнего состояло прежде всего ^ в акцентировании внимания на практических заняти-| ях по специальным дисциплинам и на материальном ■8 обеспечении их проведения. Институту предстояло | поставить дело формирования, как бы сказали сегод-| ня, навыковых компетенций на небывалую высоту: ^ «Базируясь на основе общего образования, промыш-ленно-экономический институт выдвигает на первый "I план лабораторные и практические занятия, для чего ^ имеют быть применены новейшие лабораторные и сту-| дийные методы преподавания» (курсив И.М. Камова. — ^ А. С., Д. М.) [там же].

| Как учебное заведение, дающее законченное сред-

^ нее и высшее специальное — экономическое — обра-§ зование, институт, по словам И.М. Камова, наделяя £ своих учащихся «строго проверенными научными ^ знаниями», ставил, тем не менее, «главной своей це-| лью на научной основе дать в условиях нового време-Ц ни практические знания и навыки, без коих специалист ^ в промышленно-экономической области оказался бы совершенно непригодным» (курсив И.М. Камова. — А. С., Д. М.). Решающую роль в деле достижения поставленной цели призваны были сыграть развитая маЛ териально-техническая и учебно-лабораторная база вуза, а также квалифицированные преподавательские

о

его силы, вербуемые «из местной научно-практиче-ско-профессиональной среды» [17].

Один лишь перечень запланированных к организации (в дополнение к полученным в наследство от коммерческого училища) кабинетов и лабораторий — геолого-минералогического, счетоведения, статистики, сибиреведения, холодильного дела, трех химических, ряда технологических и т.д. — ставил институт в один ряд с университетом и его медицинским факультетом, а также с незадолго до этого обретшим статус практического политехнического института Иркутским политехникумом. Особняком в перечне предполагаемых к созданию учебно-лабораторных подразделений И.М. Камов упоминает торговый (нередко называемый и товарным) музей. И потому, что | «первые шаги к его созданию» уже были сделаны, и потому, что на него возлагались задачи «не только Щ учебные, но и практические, как [на] учреждение, ха- ^ рактеризующее сырьевые ресурсы Восточной Сибири | и ее промышленность» [там же]. |

Для нас же упоминание торгового музея — едва Ц ли не единственная возможность30, освещая корот- 1|| кую историю Иркутского промышленно-экономиче- ^ ского практического института, указать на фактиче- ? ские (а не планируемые) его действия и свершения. ^ Более того, указать хотя бы на одно из упоминаемых | И.М. Камовым в статье государственных учреждений, ^ пришедших институту на помощь в деле становления |

- 1

30 Некогда существовавший в Государственном архиве Ир- ||

кутской области фонд Иркутского практического промышлен- | но-экономического института (Ф. 2228) был, по всей видимости,

расформирован и слит с фондом Иркутского политехнического 1

практического института (Р-261) с почти неизбежной в этом слу- |

чае утратой для исследователей части документальных материа- |

лов (несмотря на то что название фонда на обложках дел хроно- |

логически и разводит последние: 1) Иркутский политехнический 5!

(?) промышленно-экономический институт (с июля по ноябрь 3

1921 г.); 2) Иркутский практический политехнический институт а (с ноября 1921 по август 1923 г.)).

образовательного процесса или развития учебно-лабораторной базы; назвать, по крайней мере, одного представителя «научно-практическо-профессиональ-ной среды», стоявшего рядом с И.М. Камовым у истоков высшего экономического образования в регионе. Такой организацией стало созданное сразу после 2 утверждения в Иркутске в 1920 г. советской власти Ир-= кутское губернское статистическое бюро, в следующем i году в ответ на острую потребность формировавшихся | государственных структур в статистиках перешедшее i от участия в периодически организуемых курсах по | обучению учетным навыкам «лиц неквалифициро-| ванного труда»31 к подготовке профессиональных кадров. Заведующий секцией экономической статистики | бюро Александр Владимирович Черных (1894 — ?)32 станет одним из деятельных соратников Камова, пре-| подавателем института и создателем торгового музея J при нем. Именно из-под его пера вышла подготовлен-^ ная в достаточно сжатые сроки работа «Экономическое значение торговых музеев» [18], которую предпо-| лагалось использовать как в учебном процессе, так и для достижения тех практических целей, которые ста-§ вились перед этим вузовским подразделением. ^ На обложке хранящегося в фондах Иркутской

! областной государственной универсальной научной ^ библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского экзем-§ пляра брошюры имеется дарственная надпись: «Глу-£ бокоуважаемому Ананию Анисимовичу Пескину, ^ ректору Иркутского Политехнического Института, на

31 Курсы статистиков // Власть труда. 1921. 31 мая.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"Ц 32 О А.В. Черных, к сожалению, мало что известно, хотя за

§ годы работы в Иркутске он опубликовал немало статей, посвя-

^ щенных проблемам местного хозяйства, статистики региона и

^ его внешнеэкономических связей. Возглавлял созданную в 1925 г.

•Ц экономическую секцию ВСОРГО, состоял доцентом факультета

"§ права и местного хозяйства Иркутского университета. Покинув

¿1 Иркутск, очевидно, в 1928 г., А.В. Черных работал доцентом Си-

бирского института народного хозяйства в Новосибирске.

2019, vol. 20, no. 4, pp. 539-571

память от автора. 24/VII — 1922 г.», что представляется весьма символичным. На момент выхода издания в свет промышленно-экономический институт уже прекратит свое существование, будучи реорганизован сначала в промышленно-экономическое отделение Иркутского политехнического практического института (Ирполприна), а затем и в Иркутский промыш-ленно-экономический техникум, также, впрочем, просуществовавший лишь до 1924 г.

У И.М. Камова в трудовой книжке указанные пертурбации отразятся лишь одной записью: с 14 февраля по 1 марта 1922 г. он занимал должность декана про-мышленно-экономического отделения Ирполприна33. Занимал ровно вплоть до того момента, когда до Иркутска дойдет распоряжение Главпрофобра о реор- ^ ганизации промышленно-экономического института в техникум, делавшее очевидным скорое расформи- § рование экономического отделения и в политехни- ^ ческом институте34. В известном смысле И.М. Камов последует за своими студентами второго (специального) курса, которые будут переведены на экономическое отделение факультета общественных наук Иркутского университета. Однако он уже не свяжет свои занятия с административно-организационной деятельностью, предпочтя полностью отдаться тому, с чего начал четверть века назад и чем заниматься не переставал никогда — преподаванием русского языка и словесности. Новым местом службы станет рабочий факультет университета, где И.М. Камов до последнего дня пребывания в Иркутске будет заведовать кабинетом родного языка35.

о

33 ГАИО. Ф. 209. Оп. 1. Д. 113. Л. 1-1об. §

»

34 Там же. Ф. Р-261. Оп. ОЦ. Д. 6. Л. 4, 4об, 23, 23об. й

35 Весь Иркутск : адрес.-справ.-телефон. кн. на

кутск : Иркут. отд. Дальне-Вост. конторы объявлений «Двига- а тель» при газ. «Экономическая жизнь», орган СТО, 1924. С. 73.

Список использованной литературы

1. Гинс Г.К. Очередные задачи ведомства Просвещения (беседа с товарищем Министра проф. Г.К. Гинсом) / Г.К. Гинс ; беседовал Я. // Правительственный вестник (Омск). — 1918. — 26 дек.

2. Кальсина А.А. Позиции Наркомата просвещения РСФСР и Министерства народного просвещения правительства А.В. Колчака в области школьной политики в период Гражданской войны / А.А. Кальсина // Вопросы образова-

1 ния. — 2009. — № 2. — С. 269-287.

= 3. Рубинштейн М.М. Демократизация школы и ее смысл /

3 М.М. Рубинштейн // Наше дело. — 1919. — 8 февр.

2 4. Рубинштейн М.М. Университет и средняя школа / М.М. Рубинштейн // Дело. — 1918. — 3 сент.

| 5. Рубинштейн М.М. Университет и средняя школа /

М.М. Рубинштейн // Дело. — 1918. — 5 сент. Л 6. Рубинштейн М.М. Основы трудовой школы : докл., чит.

g на конференции учителей в 1920 г. в Иркутске / М.М. Рубин-s штейн. — Иркутск : Гос. изд-во, Иркут. отд., 1920. — 84 с.

7. Крупская Н.К. Из брошюры «Материалы по пересмотру партийной программы» (1917) / Н.К. Крупская // Пе-^ дагогические сочинения : в 10 т. / под ред. Н.К. Гончарова, tj И.А. Каирова, Н.А. Константинова. — Москва, 1957. — Т. 1 : '! Автобиографические статьи. Дореволюционные работы. — I С. 424-426.

ц

w 8. Конюхов С.К. Техническое и профессиональное об-

а разование (беседа с управляющим Учебным отделом Мини-в стерства торговли и промышленности [С.К. Конюховым]) / ! С.К. Конюхов ; беседовал П. Мих-ов // Правительственный ¡3 вестник (Омск). — 1918. — 17 дек.

§ 9. Гаращенко Л.В. Иркутское городское коммерческое

« училище / Л.В. Гаращенко // Земля Иркутская. — 2013. — Ü № 1. — С. 44-51.

j? 10. Профессионально-техническое образование в России

§ за 1917-1921 гг. : юбил. сб. / под ред. О.Г. Аникст. — Москва : 1 Гос. изд-во, 1922. — 100 с.

Ц 11. Аникст О.Г. Промышленно-экономическое образова-

ние : докл., представл. Наркомторгпрома на 1-м Всерос. съезде ^ по внешкол. образованию / О.Г. Аникст // Профессиональное § образование в России : ст. и докл. — Москва, 1920. — С. 17-23.

12. Финансовый университет: прошлое, настоящее, буду-Js щее : учеб. пособие / под ред. М.А. Эскиндарова. — Москва : Финансовый ун-т, 2011. — 213 с.

£

13. Костриков С.П. Происхождение управленческого образования и история государственного университета управления: к 95-летию первого управленческого вуза страны / С.П. Костриков // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2014. — № 18. — С. 8-58.

14. Балашов Е.М. Политика в области школьного, профессионально-технического и среднего специального образования, 1917-1941 годы / Е.М. Балашов // Расписание перемен : очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи — СССР (конец 1880-х — 1930-е годы) / [отв. ред. А.Н. Дмитриев]. — Москва : Новое лит. обозрение, 2012. — С. 435-493.

15. Самодаров И. Высшее образование в Сибири (очерк по материалам 1-го Сибирского ректорского совещания) / И. Самодаров // Жизнь Сибири. — 1923. — № 1. — С. 54-71.

16. Чудинов Д.К. Из недавнего прошлого / Д.К. Чуди-нов // Просвещение Сибири. — 1927. — № 10. — С. 25-38.

17. Камов И.М. Высшее промышленно-экономическое об- ^ разование в Сибири / И.М. Камов // Власть труда. — 1921. — | 16 окт. ^

18. Черных А.В. Экономическое значение торговых музе- 5

ев / А.В. Черных. — Иркутск, 1922. — 14 с. Ц

»

References |

1. Gins G.K. Immediate tasks of the Ministry of Education. | PraviteVstvennyi vestnik (Omsk), 1918, December 26. (In Russian). g

2. Kalsina A.A. Positions of the People's Commissariat of Ed- 15 ucation of the RSFSR and the Ministry of Public Education of the ^ Government of A.V. Kolchak in the field of school policy during ^ the Civil War. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies, 2009, | no. 2, pp. 269-287. (In Russian). 5

3. Rubinshtein M.M. School democratization and its meaning. ^ Nashe delo, 1919, February 8. (In Russian). |

4. Rubinshtein M.M. University and middle school. Delo, 1918, Ц September 3. (In Russian). |

5. Rubinshtein M.M. University and middle school. Delo, 1918, = September 5. (In Russian). 1

6. Rubinshtein M.M. Osnovy trudovoi shkoly [Labor School ba- Ц sics]. Irkutsk, Gosudarstvennoe izdatel'stvo Publ., 1920. 84 p. |

7. Krupskaya N.K. From the brochure «Materials on the revi- 5 sion of the party program» (1917). In Goncharov N.K., Kairov I.A., Konstantinov N.A. (ed.). Pedagogicheskie sochineniya [Pedagogical g works]. Moscow, 1957, vol. 1, pp. 424-426. (In Russian). |

8. Konyukhov S.K. Technical and vocational education. PraviteVstvennyi vestnik (Omsk), 1918, December 17. (In Russian).

9. Garashchenko L.V. Irkutsk College of Commerce. Zemlya Irkutskaya = Irkutsk Land, 2013, no. 1 (43), pp. 44-51. (In Russian).

10. Anikst O.G. ProfessionaVno-tekhnicheskoe obrazovanie v Ros-sii za 1917-1921 gg. [Vocational and technical education in Russia in 1917-1921]. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo Publ., 1922.

J 100 p.

: 11. Anikst O.G. Industrial and economic education. Profes-

! sionaVnoe obrazovanie v Rossii [Industrial and economic education]. | Moscow, 1920, pp. 17-23. (In Russian).

! 12. Eskindarov M.A. (ed.). Finansovyi universitet: proshloe,

; nastoyashchee, budushchee [The Financial University: the Past, the Present and the Future]. Moscow, Financial University Publ., 2011. I 184 p.

0 13. Kostrikov S.P. The Origin of Management Education and | History, State University of Management. The 95th Anniversary of £ the First Management Institute of the Country. Vestnik Universiteta H (Gosudarstvennyi universitet upravleniya) = University Bulletin (State § University of Management), 2014, no. 18, pp. 8-58. (In Russian).

| 14. Balashov E.M. Policy in the field of school, vocational and

-u secondary specialized education, 1917-1941. In Dmitriev A.N. (ed.). Raspisanie peremen: ocherki istorii obrazovateVnoi i nauchnoi politiki v

1 Rossiiskoi imperii — SSSR (konets 1880-kh — 1930-e gody) [Sched-Ü ule of changes: essays on the history of educational and scientific § policy in the Russian Empire - the USSR (late 1880s - 1930s)]. § Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2012, pp. 435-493. I (In Russian).

! 15. Samodarov I. Higher education in Siberia (essay on the

materials of the 1st Siberian Rector's Meeting). Zhizn' Sibiri = Life of <s Siberia, 1923, no. 1, pp. 54-71. (In Russian).

"i 16. Chudinov D.K. From the recent past. Prosveshchenie Sibiri =

^ Enlightenment of Siberia, 1927, no. 10, pp. 25-38. (In Russian). ^ 17. Kamov I.M. Higher industrial and commercial education

§ in Siberia. Vlast'truda = The Power of Labour, 1921, October 16. (In Russian).

18. Chernykh A.V. Ekonomicheskoe znachenie torgovykh muzeev § [The economic importance of shopping museums]. Irkutsk, 1922.

< 14 p.

Информация об авторах

Л Суходолов Александр Петрович — доктор экономических

^ наук, профессор, проректор по науке, Байкальский госу-

п

дарственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: science@bgu.ru.

Майдачевский Дмитрий Ярославович — кандидат экономических наук, доцент, кафедра международных отношений и таможенного дела, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: history@bgu.ru.

Authors

Alexander P. Sukhodolov — D.Sc. in Economics, Professor, Prorector of Research, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: science@bgu.ru.

Dmitry Ya. Maidachevsky — Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department International Relations and Customs, Baikal State University, 11, Lenin St., 664003, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: history@bgu.ru.

£

Для цитирования

Суходолов А.П. И.М. Камов — энтузиаст и деятель ^

практико-ориентированного образования в Иркутске / §

А.П. Суходолов, Д.Я. Майдачевский. — DOI: 10.17150/2308- |

2588.2019.20(4)539-571 // Историко-экономические исследо- |

вания. — 2019. — Т. 20, № 4. — С. 539-571. |

For Citation §

Sukhodolov A.P., Maidachevsky D.Ya. I.M. Kamov — an ^

Enthusiast and an Eminent Personality of Practice-Orient- ^

ed Education in Irkutsk. Istoriko-ekonomicheskie issledovaniya = ?

Journal of Economic History & History of Economics, 2019, vol. 20, о

no. 4, pp. 539-571. DOI: 10.17150/2308-2488.2019.20(4).539-571. I

(In Russian). S

о £

§ §

S 571

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.