Научная статья на тему 'И. М. Камов - энтузиаст и деятель практико-ориентированного образования в Иркутске'

И. М. Камов - энтузиаст и деятель практико-ориентированного образования в Иркутске Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.М. КАМОВ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИРКУТСКОЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ УЧИЛИЩЕ / ИРКУТСКОЕ КОММЕРЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ / ИРКУТСКИЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ИРКУТСК / I.М. KAMOV / PRACTICE-ORIENTED EDUCATION / IRKUTSK INDUSTRIAL COLLEGE / IRKUTSK COMMERCIAL COLLEGE / IRKUTSK INDUSTRIAL AND ECONOMIC INSTITUTE / IRKUTSK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суходолов Александр Петрович, Майдачевский Дмитрий Ярославович

Статья реконструирует неизвестные страницы жизни и деятельности Ильи Михайловича Камова (1873-1942) видного деятеля практико-ориентированного образования г. Иркутска первой четверти XX в. В центре внимания авторов находятся «труды и дни» педагога, связанные с Иркутским промышленным училищем, а также городским коммерческим училищем и возникшим на его основе Иркутским практическим промышленно-экономическим институтом, директором которых он являлся. Со страниц статьи предстает колоритная фигура подлинного энтузиаста, ориентированного на практику профессионального образования. Содержание работы выходит далеко за рамки локальных исторических сюжетов, развиваемых в ней. События истории местной средней и высшей профессиональной школы рассматриваются в широком контексте эпохи «прагматического», как его называют авторы, поворота дои послереволюционного отечественного образования подчинения образовательной политики в стране потребностям модернизации и конкретно индустриализации. Уже одна только профессиональная траектория главного героя статьи отражает сквозную институциональную логику развития практико-ориентированного образования в этот период от технического к коммерческому с последующим их объединением в рамках промышленно-экономического, с одной стороны, и от среднего специального к высшему с другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Суходолов Александр Петрович, Майдачевский Дмитрий Ярославович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I.M. Kamov - an Enthusiast and an Eminent Personality of Practice-Oriented Education in Irkutsk

The article reconstructs the unknown life and activity facts about Ilya M. Kamov (1873-1942) an eminent personality of practice-oriented education in Irkutsk in the first quarter of the 20th century. The authors focus their attention on the “works and days” of the teacher dedicated to Irkutsk Industrial College and also to the City’s Commercial College and Irkutsk Industrial and Economic Institute founded on the basis of the latter, where he was Director. On the pages of this article, we can see the eminent figure of a real enthusiast oriented at practical professional education. The content of the article is beyond the scope of the historical storyline reconstructed in it. The historical events of secondary and higher professional school are considered in the wider context of the period of the so called “pragmatic” turn in preand post-revolutionary Russian education, which meant submission of the country’s educational policy to the needs of modernization and, namely, of industrialization. Even the professional activity of the main character of the article reflects the clear line of institutional thinking of practice-oriented education development of that period from technical education to commercial one with their subsequent amalgamation in the framework of industrial and economic education, on the one hand, and from secondary professional to higher education, on the other hand.

Текст научной работы на тему «И. М. Камов - энтузиаст и деятель практико-ориентированного образования в Иркутске»

УДК 37(571.3) (091) 2 !

DOI 10.17150/2308-2588.2019.20(1).9-22 - ■

А.П. Суходолов, 88;

Д.Я. Майдачевский |

Байкальский государственный университет, \

г. Иркутск, Российская Федерация \

И.М. КАМОВ — ЭНТУЗИАСТ И ДЕЯТЕЛЬ ПРАВООРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИРКУТСКЕ

( (

Аннотация. Статья реконструирует неизвестные страницы жизни и деятельности Ильи Михайловича Камова (1873-1942) — видного деятеля практико-ориентированного образования г. Иркутска первой четверти XX в. В центре внимания авторов находятся «труды и дни» педагога, связанные с Иркутским 4? промышленным училищем, а также городским ком- | мерческим училищем и возникшим на его основе ё Иркутским практическим промышленно-экономи- ^ ческим институтом, директором которых он являл- Я ся. Со страниц статьи предстает колоритная фигура | подлинного энтузиаста, ориентированного на прак- ^ тику профессионального образования. Содержание | работы выходит далеко за рамки локальных истори- | ческих сюжетов, развиваемых в ней. События исто- ъ рии местной средней и высшей профессиональной ^ школы рассматриваются в широком контексте эпохи ^ «прагматического», как его называют авторы, поворо- ^ та до- и послереволюционного отечественного обра- | зования — подчинения образовательной политики в ^ стране потребностям модернизации и конкретно ин- | дустриализации. Уже одна только профессиональная <Л траектория главного героя статьи отражает сквозную | институциональную логику развития практико-ори- | ентированного образования в этот период — от технического к коммерческому с последующим их объе- ^ динением в рамках промышленно-экономического, с | одной стороны, и от среднего специального к высше- ё

му — с другой.

Ключевые слова. И.М. Камов, практико-ориен-тированное образование, Иркутское промышленное

© Суходолов А.П., Майдачевский Д.Я., 2019

9

| 3 училище, Иркутское коммерческое училище, Иркут-

а Я ский практический промышленно-экономический

; | институт, Иркутск.

: " Информация о статье. Дата поступления 15 фев-

| раля 2019 г.; дата принятия к печати 11 марта 2019 г.;

= дата онлайн-размещения 5 апреля 2019 г.

В

2 A.P. Sukhodolov,

I D.Ya. Maidachevsky

I Baikal State University,

» Irkutsk, the Russian Federation

1 I.M. KAMOV—AN ENTHUSIAST AND AN EMINENT

i PERSONALITY OF PRACTICE-ORIENTED

1 EDUCATION IN IRKUTSK

$

.g Abstract. The article reconstructs the unknown life

I and activity facts about Ilya M. Kamov (1873-1942) an

§ eminent personality of practice-oriented education in Ir-

kutsk in the first quarter of the 20th century. The authors focus their attention on the "works and days" of the teacher dedicated to Irkutsk Industrial College and also J| to the City's Commercial College and Irkutsk Industrial

!ё and Economic Institute founded on the basis of the latter,

w '

§ where he was Director. On the pages of this article, we

I can see the eminent figure of a real enthusiast oriented at

| practical professional education. The content of the article

is beyond the scope of the historical storyline reconstructed in it. The historical events of secondary and higher 'I professional school are considered in the wider context of

^ the period of the so called "pragmatic" turn in pre- and

post-revolutionary Russian education, which meant sub-| mission of the country's educational policy to the needs

■Ц of modernization and, namely, of industrialization. Even

■| the professional activity of the main character of the arti-

§ cle reflects the clear line of institutional thinking of prac-

^ tice-oriented education development of that period from

g technical education to commercial one with their subse-

ts

,§ quent amalgamation in the framework of industrial and

J economic education, on the one hand, and from second-

ary professional to higher education, on the other hand.

Keywords. I.M. Kamov, practice-oriented education, 2 j

Irkutsk Industrial College, Irkutsk Commercial College, Ir- - J

kutsk Industrial and Economic Institute, Irkutsk. 88 j

Article info. Received February 15, 2019; accepted °° < March 11, 2019; available online April 5, 2019.

Каждому из родившихся в СССР и даже в постсо- ! ветской России известно имя Николая Ильича Камо- | ва (1902-1973) — выдающегося авиаконструктора, создателя вертолетов («сконструировавшего» и само это | слово) марки, его увековечившей, — «Ка». Его именем | названы улицы, ему посвящены почтовые марки, а на j домах, где он жил (в том числе в Иркутске — городе его детства и юности), установлены мемориальные доски.

Не меньшего права остаться в истории, хотя и не

авиастроения, но образования, заслуживает его отец — 4

Илья Михайлович Камов (1873-1942), незаслуженно, §

на наш взгляд, обойденный вниманием историков за ^ скудостью сохранившихся источников информации.

Любая биография Камова-младшего, будь то серьез- |

ный исследовательский труд [5] или статья в «Википе- ^

дии», в первых своих строках сообщает читателю фак- l

ты, способные послужить отправной точкой рассказа не |

только о жизненном и профессиональном пути будуще- ^

го авиаконструктора, но и об образовательных идеалах s

и приоритетах Камова-старшего, выбор этого пути во Ё

многом предопределивших. Рискнем утверждать, что |

уже одно избрание для сына коммерческого училища в ^

качестве места получения среднего и специального об- |

разования, сделавшее почти неизбежным по тем време- 4

нам поступление в Томский технологический институт, |

выдает в нем приверженца практико-ориентированного & образования. И если золотая медаль по итогам обучения |

в училище и вторая сумма баллов, набранная при по- Ц

ступлении в институт, — заслуга почти исключительно * самого Николая, то вступление в студенческую жизнь до

достижения 16-летнего возраста и, как следствие, более § раннее включение в практическую деятельность — ре-

со ав

зультат выстроенной отцом образовательной траектории. Итак, наша статья об Илье Михайловиче Камове как о подлинном энтузиасте ориентированного на практику профессионального образования.

Начальный этап биографии Ильи Михайловича Камова — пример жизненной и профессиональной ; траектории, пролегавшей в рамках исторически и ин-= ституционально другой конфигурации социокультур-= ного пространства. По окончании курса Иркутской | гимназии он, выходец из купеческой семьи, поступил - на славяно-русское отделение историко-филологического факультета Варшавского университета. Полный | курс последнего окончил в 1897 г. со степенью канди-^ дата наук после защиты магистерской диссертации на | тему «Содержание и характер поэзии И.С. Никитина», •1$ опубликованной в 1899-1901 гг. сначала на страницах | «Русского филологического вестника» [3], а затем и | отдельной книгой [4]. До 1899 г. преподавал в Воро-« нежской женской гимназии Е.Л. Нечаевой, а также в и Воронежской мужской гимназии. В 1900 г. вернулся в | Иркутск, где стал штатным преподавателем русского

языка Иркутского промышленного училища1. § Именно с этого момента начинается растянувший-

^ ся почти на четверть века «роман» И.М. Камова с прак-| тико-ориентированным образованием, совпавший с ^ «прагматическим поворотом» отечественного образо-§ вания на рубеже Х1Х-ХХ вв. в сторону модернизации, £ а конкретно — индустриализации страны [8]. Впрочем, ^ его истинным «чувствам» суждено было вырваться наружу лишь пять лет спустя благодаря весьма необычным обстоятельствам. А до тех пор жизненный путь | И.М. Камова пролегал по достаточно традиционной ^ для карьеры провинциального учителя колее. Ежедневную службу, разнообразившуюся работой в обществах •Ц для оказания пособий учащимся в Восточной Сибири

^ 1 ГАИО. Ф. 209 (Иркутское городское коммерческое учили-

ще). Оп. 1. Д. 113. Л. 2 об.

и по устройству народных чтений в городе Иркутске 22!

и Иркутской губернии, увенчал самый «младший» в -!

иерархии государственных наград орден Святого Ста- 88 <

нислава 3-й степени, высочайше пожалованный за «от- :

личную службу и особые труды» в 1904 г.2 |

Иркутское промышленное училище ■

(

В 1904 г. действительный статский советник Викен-тий Иосифович Тышко, к тому времени на протяжении ; 13 лет возглавлявший промышленное училище, затеял < уже вторую с начала столетия реорганизацию училища, ] направив соответствующий проект на рассмотрение Министерства народного просвещения и Иркутской городской думы. (Первая реорганизация ввела в программу специальных классов училища общеобразователь- | ные предметы и формально уравняла семь классов про- ^ мышленного с семью классами реального училища, но при этом не открыла, как планировалось, выпускникам, ^ стремившимся в высшие профессиональные учебные | заведения, двери последних и с треском провалилась.) |

Реорганизации, предпринятой два года спустя (и,

как увидим, не последней), начатой под угрозой го- |

родской думы «пересмотреть отношение города к про- ^

мышленному училищу», на чье содержание после про- ^

веденных «реформ» бюджет должен был выделять еже- ^

годно уже без малого 30 тыс. р., предстояло стать куда |

более радикальной. Ее проект, по словам автора, «не ^

нарушая цельности, законченности существующего |

специального курса и не изменяя характера училища»3, 4

предусматривал замену девятилетнего курса училища |

восьмилетним, хотя по-прежнему не отменял перевода =

после 6-го в 7-й — выпускной — класс реального учи- |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лища всех желавших, коих было большинство, экономя I?

им год для поступления в вуз. Решившие же или чаще I

-

2 Иркутские губернские ведомости. 1904. 31 янв. §

3 Известия Иркутской городской думы. 1904. Т. 3, № 17-18; а 19-20; 21-22; 23-24. С. 259. Подробности о проекте см.: С. 259-280.

2019. Т. 20, № 1. С. 9-22

13

со св

вынужденные (по семейным обстоятельствам, учившиеся за казенный счет или получавшие стипендию) оканчивать полный курс промышленного училища должны были еще год томиться на школьной скамье.

Продвигая свой проект в городской думе, В.И. Тыш-ко, который был ее гласным (депутатом), представил намеченную реформу итогом коллективного реше-= ния педагогического совета училища, умолчав о су-= ществовании в коллективе оппозиции его взглядам и | намерениям. Наличие оппозиции вскоре выявилось i в результате революционных событий 1905-1907 гг., захвативших Иркутск и затронувших промышленное » училище, некоторые педагоги и обучающиеся которого активно в них участвовали и вмешались в ход на-| меченных и одобренных городской думой преобразований.

| 20 января 1906 г. еще не закрытая властями иркут-

J ская газета «Восточное обозрение» сообщила читателям об аресте и препровождении в тюремный замок и четырьмя днями ранее преподавателя Иркутского 'I промышленного училища гражданина Камова4. А чуть более месяца спустя уже официальные «Иркут-§ ские губернские ведомости» опубликовали датирован-^ ное 22 февраля постановление Временного Иркутско-! го военного генерал-губернатора генерал-лейтенанта ^ К.М. Алексеева, «устранявшее его [Камова] от должно-§ сти и лишавшее права пребывания в уездах Сибири и £ Степного Края» на основании «Правил о местностях, ^ состоящих на военном положении» на время действия последнего. И.М. Камову предписывалось покинуть Иркутск не позднее суток с момента объявления ему | данного постановления, «объяснив предварительно

^ 5

^ полиции, куда именно он направляется»5.

«Циркуляр по Восточно-Сибирским учебным за-•Ц ведениям Министерства народного просвещения»

4 Восточное обозрение. 1906. 20 янв. ^ 5 Иркутские губернские ведомости. 1906. 23 февр.

6

о

опубликовал приказ (от 7 марта 1906 г.) военного генерал-губернатора по учреждениям уже данного ведомства, который не просто отстранял Камова от должности, но увольнял его из стен промышленного училища и с государственной службы6. Примечательно, что через полтора месяца такая же участь постигла еще одного преподавателя (химических производств, строительного искусства и черчения) училища — В.И. Хо-лодилова (правда, остается неизвестным, подвергался ли он высылке за пределы губернии)7.

Аресты, тюремные заключения и высылка из города в те дни затронули сотни представителей рабочего класса и местной интеллигенции. Однако вовсе не вовлеченность в революционные события — членство в «добивавшемся свободы слова, права всех трудящихся | на образование» профессиональном союзе учителей средней школы, как полагают историки [5, с. 13], — I стала причиной репрессий в отношении И.М. Камова. ^ «Ложным доносом или незакономеренными действия- | ми своего ближайшего начальства»8, т.е. уже упомяну- Ц того директора училища В.И. Тышко, объяснил их сам а пострадавший, умолчав, однако, о том, что толкнуло | того на столь неблаговидный поступок. ^

Прежде чем выяснить это, отметим еще один тес- ^ нейшим образом связанный с инцидентом факт: нача- ^ ло гонений на нашего героя (его арест) совпало с назна- | чением директора промышленного училища еще и ис- ^ полняющим должность инспектора училищ Восточной | Сибири. Этот выбор, сделанный властью, введшей на 4 исходе предыдущего года военное положение в регио- | не, соответствовал не только репрессивному характеру = поставленных ею задач, но и личным качествам канди- 1

Циркуляр по Восточно-Сибирским учебным заведениям I

га

Министерства народного просвещения. Иркутск : [Б. и.], 1906. № 3-4 : Март — апр. С. 190. §

7 Там же. С. 192-193. |

8 ГАИО. Ф. 209. Оп. 1. Д. 113. Л. 2.

со се

дата. Это подтверждает одно из первых распоряжений Тышко на новом посту, сделанных, заметим, еще до получения соответствующих указаний из столицы, увольнявшее всех учителей и учительниц, «подвергшихся в последнее время аресту», поскольку «позорным было бы для учебного заведения иметь педагогом лицо, под» вергшееся тюремному заключению»9. = Причина же, побудившая Тышко прибегнуть к

Ё доносу, воспользовавшись столь удобным моментом, | чтобы скрыть истинные мотивы своего неблаговидного поступка, если не сказать преступления, стара как мир: желание скрыть другое, совершенное ранее. Хотя » вряд ли общественное мнение тех, да и сегодняшних ^ куда более терпимых лет так строго и принципиально расценило бы совершенные им деяния. В отличие •1$ от Ильи Михайловича Камова, чье слово в теперь уже | заочной, хотя и вышедшей за стены промышленного | училища и ставшей публичной полемике окажется последним. В номере, завершившем недолгую жизнь гаи зеты «Сибирское обозрение» (после его выхода в свет | редактору пришлось бежать из Иркутска! [7, с. 289]), ^ была опубликована статья «О преобразовании про-§ мышленного училища», камня на камне не оставляв-^ шая от замышленных Тышко реформ и указывавшая | выход из сложившегося положения. ^ Именно знание проблем промышленного учили-

§ ща и — шире — проблем современного образования £ изнутри позволяет предположить в качестве автора ^ публикации И.М. Камова, имя которого по понятным причинам было скрыто за псевдонимом «Кадет»10.

■Ц 9 Восточное обозрение. 1906. 24 янв.

§ 10 По сведениям, сообщаемым «Словарем псевдонимов...»

^ И.Ф. Масанова, под псевдонимом Кадет (не заключенным, как в ^ нашем случае, в кавычки) публиковался в те годы на страницах •Ц томской газеты «Сибирская жизнь» Владимир Афанасьевич Об-"§ ручев (1863-1956) — русский геолог, профессор Томского университета, декан его горного отделения [6, с. 48]. Полагать, однако, что именно он (совершавший к тому же летом 1906 г. научную

Хотя и псевдоним, и строгое, лаконичное заглавие, да 22!

и местами текст статьи, пускающей град критических -!

стрел персонально в адрес царского сановника — дей- 88' ствительного статского советника, гласного городской думы и претендента на пост городского головы, выдают руку редактора, к слову сказать, коллеги Камова по правлению Общества по устройству народных чтений, Павла Яковлевича Мана11. Без его содействия эта публикация вряд ли была возможна.

В духе времени автор со страниц статьи взывает к гражданским чувствам горожан, призывая не только остановить очередные бессмысленные преобразования, задуманные директором училища, но и поставить наконец последнее на службу городу и губернии. Автор приглашает читателей соотнести немалые размеры | выделяемых городом на содержание училища средств |г (напомним, 30 тыс. р. в год, в дополнение 14 тыс., выде- I лявшихся казной) с ежегодным выпуском «6-8 человек ^ техников, которые вовсе не остаются на местной служ- | бе (что собственно преследовало промышленное учи- Ц лище, желая создать контингент технич[еских] служа- Ц щих без высшего образования), а отправляются в выс- | шие учебные заведения», чтобы понять, что «основная ^ цель промышленного] училища не достигается» [2]. ^ На протяжении долгих лет училище, будучи оторвано ^ от реальных потребностей местного сообщества, ско- | рее тешило амбиции и тщеславие своего руководите- ^ ля, нежели выполняло социальный заказ. Помня о том, | что «не общество для школы, а школа для общества», 4 призывал автор, следует подчинить как деятельность | училища, так и возможные его преобразования не = фантазиям одного человека, а четко обозначившимся "| общественным потребностям. I?

экспедицию по геологическому изучению горных хребтов и пу- и

стынь Пограничной Джунгарии (Западного Китая)) является ав- §

тором указанной статьи, нет никаких оснований. а

11 Иркутские губернские ведомости. 1905. 6 нояб.

со ав

Особо критиковалась гордость директора училища — механические мастерские, на оборудование которых городом и горожанами было затрачено около 200 тыс. р., но которые были крайне слабо задействованы в учебном процессе, выполняя частные заказы силами наемных мастеров и практикантов. «Практи-» ческие же познания учащихся, при условии руковод-= ства и наблюдения за работой одного человека, не Ё оправдывают тех громадных затрат, которые сделаны | при оборудовании мастерских». Отталкиваясь именно от малопригодности последних для нужд училища, «программа которого, характер преподавания и самая » связь с высшей школой исключают возможность широ-^ кого применения практической работы в мастерских» | [2], автор статьи формулирует свои предложения по •1$ его реформированию.

| На его взгляд, откликом на назревшие потребности

| местного сообщества стало бы создание на базе Иркут-^ ского промышленного училища двух учебных заве-и дений. Во-первых, готовящего мастеров — непосредственных руководителей рабочих «для обслуживания ^ Сибир[ской] железной дороги и фабрично-заводских § предприятий этого района» — низшего технического ^ училища, естественным путем складывающегося во-| круг учебно-практических мастерских. Во-вторых, учи-^ тывающего «современное тяготение» учащихся и их ро-§ дителей к высшему образованию, как и их «вполне есте-£ ственное желание как можно скорее сойти со школьной ^ скамьи» [2], училища реального, для начала полноцен-§ ной работы которого не было нужды в «спасительных 1 проектах» директора промышленного училища. | Фактическая реабилитация И.М. Камова последо-

^ вала, по его словам, уже осенью 1906 г. после его одновременного обращения к министру народного просвещения и министру внутренних дел с просьбой о

проведении расследования, в результате которого он и

был восстановлен в правах и даже получил предложе-

2019, уо1. 20, по. 1, рр. 9-22

о

ние занять должности в Одесском и Харьковском учебных округах. Новым местом службы Камова стала Таганрогская женская Мариинская гимназия. И хотя уже 15 ноября все того же 1906 г. последует разрешение Иркутского генерал-губернатора Селиванова вернуться в Иркутск, пройдут еще три долгих года, прежде чем он трудоустроится на родине. В течение этих лет он сменит Таганрог на Кисловодск с его женской и мужской гимназиями, будет утвержден министром народного просвещения в звании учителя гимназии, а также произведен в чин коллежского асессора. (Примечательно, что в приказе об этом, проходящем по гражданскому ведомству, Камов значится бывшим преподавателем Иркутского промышленного училища12.)

Воздастся по заслугам и гонителю И.М. Камова | Тышко, которому по окончании 1906/07 учебного года будет предложено добровольно покинуть свою сине- I куру — пост директора промышленного училища, ^ вслед за чем последует и его отъезд из Иркутска. На- | прасно местные историки теряются в догадках относи- Ц тельно причин, побудивших его пойти на этот шаг, и Ц даже усматривают их в чуть ли не либерально-демо- | кратических взглядах «выдающегося общественного ^ деятеля» [1, с. 306]. Достаточно задуматься над одним ^ только фактом, чтобы отмести все сомнения: едва ли ^ не на следующий день после назначения нового ди- | ректора и возвращения из Санкт-Петербурга главного ^ инспектора училищ Восточной Сибири Н.Г. Возне- | сенского последним был направлен в Городскую думу 4 проект новой реорганизации Иркутского промышлен- | ного училища. Текст его начинался словами, фактиче- = ски буквально повторявшими статью из «Сибирского "| обозрения» более чем годичной давности: «18-летний I? опыт с очевидностью доказал, что при существующем I

-

12 Циркуляр по Восточно-Сибирским учебным заведениям § Министерства народного просвещения. Иркутск : [Б. и.], 1909. а № 1-2 : Янв. — февр. С. 5.

со ав

строе училища оно не может дать ожидаемых от него результатов»13, вслед за чем озвучивались уже известные нам предложения.

Иркутское коммерческое училище

Из всех возможных вариантов трудоустройства по» сле возвращения из ссылки «кандидат историко-фило-= логических наук в звании учителя гимназии» И.М. Ка-= мов предпочтет место учителя русского языка в Первом | (городском) коммерческом училище, руководствуясь, - несомненно, не только соображениями узости местного рынка вакансий, но и опытом предыдущей работы в | промышленном училище и известным простором для J педагогической инициативы, который сулило подчинение нового места работы не известному своим консерватизмом Министерству народного просвещения, | а более прогрессивному Министерству торговли и J промышленности. Впрочем, указанным соображени-^ ям предстояло достаточно быстро приобрести иной и смысл: войдя в штат коммерческого училища в сентя-'I бре 1911 г., он уже 8 декабря приступит к исполнению обязанностей директора этого училища, избавившись § от приставки «и.о.» лишь в преддверии 1913/14 учеб-1 ного года14.

0

(Продолжение следует) ^ Список использованной литературы

1. Горощенова О.А. В.И. Тышко — директор Иркутского ^ промышленного училища / О.А. Горощенова, А.С. Гороще-

1 нов // Вестник ИрГТу. — 2015. — № 11 (106). — С. 302-308.

2. «Кадетъ». О преобразовании промышленного училища / «Кадетъ» // Сибирское обозрение. — 1906. — 18 июня

| (№ 111). — С. 5.

3. Камов И.М. Содержание и характер поэзии И.С. Никитина / И.М. Камов // Русский филологический вестник : уче-

13 Известия Иркутской городской думы. 1907. Т. 3, № 19-20 : Окт. С. 110. Подробнее о проекте см.: С. 109-116; 254-260.

14 ГАИО. Ф. 209. Оп. 1. Д. 113. Л. 90.

но-педагогический журнал. — 1899. — Т. 41, № 1 ; 1900. — Т. 43, 2 ■

№ 1-2 ; Т. 44, № 3-4 ; 1901. — Т. 45, № 1-2 ; Т. 46, № 3-4. 8 ;

ill tit -.

4. Камов И.М. Содержание и характер поэзии И.С. Ники- g ■ тина / И.М. Камов. — Варшава : Тип. Варш. учеб. окр., 1901. — °° ( 242 с.

5. Кузьмина Л.М. Неизвестный Камов: гений вертикаль- ! ного взлета / Л.М. Кузьмина. — М. : Яуза, 2009. — 352 с.

6. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, i ученых и общественных деятелей : в 4 т. / И.Ф. Масанов ; ред. : Б.П. Козьмин. — М. : Изд-во Всесоюз. кн. палаты, 1957. — Т. 2 : j Алфавитный указатель псевдонимов. Псевдонимы русского ! алфавита. К — П. — 387 с.

7. Попов И.И. Забытые иркутские страницы: записки 1 редактора / И.И. Попов ; [подгот. текста, вступ. ст. и прил.

Е.Д. Петряева]. — Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1989. — 383 с.

8. Суходолов А.П. «Прагматический поворот» траекто- '• рии развития высшей школы: уроки истории / А.П. Суходо- ^ лов, Д.Я. Майдачевский // Известия Иркутской государствен- е ной экономической академии. — 2016. — Т. 26, № 2. — С. 167- § 174. — DOI: 10.17150/1993-3541.2016.26(2).167-174. |

References ^

1. Goroshchenova O., Goroshchenov A. V.I. Tyshko — Direc- е tor of Irkutsk Industrial School. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo | tehnicheskogo universiteta = Proceedings of Irkutsk State Technical Uni- S versity, 2015, no. 11 (106), pp. 302-308. (In Russian). I

2. "Kadet". On Transformation of Industrial College. Sibirskoe obozrenie = Siberian Review, 1906, no. 111, pp. 5. (In Russian). ?

3. Kamov I.M. Content and Character of I.S. Nikitin's Poet- I ry. Russkii filologicheskii vestnik = Russian Philological Bulletin, 1899, £ vol. 41, no. 1; 1900, vol. 43, no. 1-2; vol. 44, no. 3-4; 1901, vol. 45, | no. 1-2; vol. 46, no. 3-4. (In Russian). I

4. Kamov I.M. Soderzhanie i kharakter poezii I.S. Nikitina [Con- | tent and Character of I.S. Nikitin's Poetry]. Varshava, Tipografiya | Varshavskogo Uchebnogo Okruga Publ., 1901. 242 p. |

5. Kuz'mina L.M. Neizvestnyi Kamov: genii vertikal'nogo vzleta 0 [The Unknown Kamov: the Genius of Vertical Takeoff]. Moscow, g Yauza Publ., 2009. 352 p. gg

6. Masanov I.F.; Kozmin B.P. (ed.). Slovar' psevdonimov russ- | kikh pisatelei, uchenykh i obshchestvennykh deyatelei [Dictionary of | Pseudonyms of Russian Writers, Scientists and Public Figures]. -S Moscow, Vsesoyuznaya knizhnaya palata Publ., 1957, vol. 2. 4 387 p. I

GO

ав

7. Popov I.I. Zabytye irkutskie stranitsy: zapiski redaktora [The Forgotten Pages of Irkutsk: the Editor's Notes]. Irkutsk, East Siberia Book Publ., 1989. 383 p.

8. Sukhodolov A.P., Maidachevsky D.Ya. The «Pragmatic Turn» in the University Education Development. Izvestiya Ir-kutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy, 2016, vol. 26, no. 2, pp. 167-174.

I DOI: 10.17150/1993-3541.2016.26(2).167-174. (In Russian). >

Информация об авторах

i Суходолов Александр Петрович — доктор экономиче-

> ских наук, профессор, ректор, Байкальский государствен» ный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail:

rector@bgu.ru.

> Майдачевский Дмитрий Ярославович — кандидат эконо-^ мических наук, доцент, кафедра истории и международных отношений, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: history@bgu.ru.

§

| Authors

¡1 Alexander P. Sukhodolov — DSc in Economics, Professor,

^ Rector, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, •3 the Russian Federation, e-mail: rector@bgu.ru. I Dmitry Ya. Maidachevsky — PhD in Economics, Associate

iS Professor, Department of History and International Relations, § Baikal State University, 11, Lenin St., 664003, Irkutsk, i the Russian Federation, e-mail: history@bgu.ru.

Для цитирования

Суходолов А.П. И.М. Камов — энтузиаст и деятель практико-ориентированного образования в Иркутске / А.П. Суходолов, Д.Я. Майдачевский // Историко-эконо-^ мические исследования. — 2019. — Т. 20, № 1. — С. 9-22. — I DOI: 10.17150/2308-2588.2019.20(1).9-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| For Citation

Sukhodolov A.P., Maidachevsky D.Ya. I.M. Kamov — an a Enthusiast and an Eminent Personality of Practice-Oriented Education in Irkutsk. Istoriko-ekonomicheskie issledovaniya = Jour-Л nal of Economic History & History of Economics, 2019, vol. 20, no. 1, I pp. 9-22. DOI: 10.17150/2308-2588.2019.20(1).9-22. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.