Научная статья на тему 'И. К. Айвазовский. Мир как ветер с моря'

И. К. Айвазовский. Мир как ветер с моря Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
609
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
21-й век
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рубен Ангаладян

Цель этой работы – показать, насколько человек и художник Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) вписан в армянский мир. Можно ли считать Айвазовского как русским, так и армянским художником? Постановка и анализ такого вопроса очень важны как для объективного понимания сложного и во многом не изученного творчества самого художника, так и для двух великих культур, чьи исторические судьбы часто соприкасаются, а в иные времена приобретают более тесные формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «И. К. Айвазовский. Мир как ветер с моря»

 И.К.АЙВАЗОВСКИЙ.

МИР КАК ВЕТЕР С МОРЯ

Цель этой работы - показать, насколько человек и художник Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) вписан в армянский мир. Можно ли считать Айвазовского как русским, так и армянским художником? Постановка и анализ такого вопроса очень важны как для объективного понимания сложного и во многом не изученного творчества самого художника, так и для двух великих культур, чьи исторические судьбы часто соприкасаются, а в иные времена приобретают более тесные формы.

1. Мир и мировоззрение

Геворг (Константин) Гайвазовски (1771-1841) после долгих мытарств около 1810г. обосновался в Феодосии, где женился на местной красавице-армянке Рипсиме. 17(29) июля 1817г. у них родился младший из сыновей Ованес (Иван), будущий великий маринист.

В 1783г. Крым стал российским. И его стали покидать турки-османы и другие мусульманские народы. Османская империя, владевшая Крымом c ХУв., потеряла реальную власть над полуостровом к 1802г. Маленький городок Феодосия лежал в руинах. Российское правительство сделало феодосийский порт беспошлинным, стремясь оживить экономику города. Городок был многонациональным. Армяне здесь жили с незапамятных времен. Построенная в 1267г. армянская церковь Сурб Саркис была свидетельницей многих важных событий города и края. Церковь была лучшим армянским скрипторием в Крыму. Именно здесь крестили Ованеса, здесь же он научился грамоте, венчался, здесь его отпевали, здесь его и похоронили. Армянская диаспора за века выработала три важнейшие составляющие её жизни: церковь, издание книг и газет, школа. Именно такая конструкция жизни спасала разбросанные по миру армянские колонии от ассимиляции.

Меня интересует, как у Айвазовского выстраивалось здание его понимания искусства. Что становилось определяющим в его мировоззрении? Прежде всего надо сказать, что Айвазовские - традиционная армянская семья, и она была, образно говоря, впаяна в уклад небольшой армянской колонии. Повторюсь, Феодосия того времени была многонациональной. Население города говорило на многих языках: на греческом, итальянском, армянском, хазарском, турецком, татарском, а с конца XYIII века и на русском языке. Армянская колония Феодосии существовала с IX-Хвв. и была типичной для своего времени (ХГХв.). Армянская колония была очень динамичной и имела обширные торгово-культурные связи как на Западе (особенно с Конгрегацией мхитаристов), так и на Востоке (в первую очередь с Эчмиадзином). В Феодосии при церкви Сурб Саркиса была хорошая приходская школа, куда и пошел за знаниями маленький Ованес. Здесь, как и дома, он получил хорошее воспитание и образование. Этим и объясняется его превосходный стиль изложения и красота почерка. Имея хороший слух, он прекрасно играл на скрипке. Айвазовский всю жизнь был чувствителен в отношении национального достоинства и человеческой гордости. Он первым поднял голос против резни армян в Османской Турции, дав своему псу в зубы награды, полученные от султана. В то же время он отправлял значительные суммы, вырученные от продажи своих картин в Европе, нуждающимся армянам и грекам. Он высоко ценил тех, кто поднял голос против турецкой деспотии.

Начиная с учебы в Императорской Академии художеств (с 1833 года), он обратил на себя внимание: в 1836г. он получил серебряную медаль, а в 1837г. – Большую золотую медаль за свои картины. Ввиду особых успехов Айвазовского Академия разрешила ему завершить учёбу на два года раньше положенного срока. Благосклонность императора Николая I, далее работа и высокий пост в Адмиралтействе, а также признание двора создали уникальное мировоззрение Айвазовского как человека русской культуры и армянского миропонимания. И именно с этих позиций Айвазовский как русский, так и армянский художник. Но не надо сбрасывать со счетов и европейскую культуру, которая была глубоко им воспринята. Признание пришло быстро и повсеместно – от русского царя и

до папы, от европейских академий, турецких султанов и до американских миллионеров... Итак, вот уже более 170 лет Айвазовский волнует любителей искусства во всём мире и ставит всё новые загадки, которые также останутся загадками для новых поколений. А цена на его картины неизменно будет продолжать свой рост.

2. Творчество

Старый художник устало смотрел на море. Всего час тому назад он закончил свою последнюю картину. Возможно, она самая желанная. Там, за спиной в просторной мастерской трепетало море, новорожденное дитя его воображения, частица его сердца. Он давно думал, как назвать эту картину. Решил - просто «Волна». «Сила сердца, воля сердца, ритм сердца, острота воображения, пластичность и чувствительность кистей рук и фаланг пальцев - все на месте», - подумалось ему. Усмехнулся и вновь бросил взгляд на море. Стихия моря и есть его загадка. Эта неукротимая стихия воды в его воображении, или еще точнее, он часть этой живой неукротимой стихии. Только ли воды? Как жить людям с этой стихией? А как быть с пространством внутри его тревоги за судьбы людей и судьбу своего народа? И это ли не смысл его картин? Есть ли доблесть у человека, который захотел бы победить божественный замысел?

«Волна» (Русский музей, 1889г.) - живая, мощная и всепроникающая картина, не доверчивая, не добрая, но и не враждебная, магически действующая на душу зрителя. Картины «Волна» и «Хаос» (Венеция, Конгрегация мхитаристов на острове Святого Лазара, 1841г.) несут общечеловеческие ценности философского содержания, раскрывая масштаб мышления художника, его понимания роли природы как важнейшей и единственной системы для жизни человека. Мастер предстает не художником, изображающим море, а сыном и отцом этой стихии. Художник создаёт ситуацию конфликта, когда зритель чувствует себя одновременно и перед картиной, и внутри неё. И в этих ситуациях (буря, неспокойное море и т.д.) энергетический потенциал художника мощнейший. Он как будто бросает в это морское пространство сильнейший импульс постижения бытия. Такого его творческое и человеческое «Я». Он помогает не только

здесь - на твёрдой земле, нуждающимся людям, но и тем морякам, кото֊ рых он изображает. И здесь Айвазовский по внутренней наполненности смысла жизни, по мощи проникновения в природу подобен Микеланджело... Вот что пишет Гёте о Микеланджело: «Я уже не ощущаю вкуса к природе, т.к. я не могу на нее смотреть такими большими глазами, как Микеланджело».

Теперь посмотрим, как меняется у художника композиционное изображение моря в картине. Люди и земная суша в картинах Айвазовского лишь уточняют, кто главный в каждом сюжете. И.К.Айвазовский в своем творчестве не занят разрушением-строительством художественной формы реальности, чем были заняты мастера интеллектуальных игр, - он мудрец и романтик! Именно поэтому многие не видят его заслуг в истории искусства, хотя и восторгаются уникальностью его творчества. Возможно первым из мировых авторитетов, кто высоко оценил творчество Айвазовского, стал английский гений Уильям Тёрнер. Из русских же гениев, высоко ценивших И.К.Айвазовского, вспомним М.А.Врубеля.

3. Еще раз об армянских картинах Айвазовского

Как человек, он не отрывался от своих корней, был глубоко погружен в жизнь армян, подчеркивая достоинства и гордясь своим творческим и духовным народом. Он высоко чтил традиции армян, собственно он был воспитан в традиционной армянской семье. Это и было для него первостепенным. Он был человеком армянского мира и армянской диаспоры. На армянскую тему он написал более сорока картин. Часть из них посвящена духовной и героической истории Армении, часть - это портреты домашних и близких людей, а также портреты выдающихся армян: католикос всех армян Мкртич Хримян, министр Лорис-Меликов, городской голова Нового Нахичевана А.Халибян. Крайне любопытна картина Айвазовского «Посещение Байроном мхитаристов на острове Св. Лазара в Венеции» (1898г., Национальная картинная галерея Армении). Эта картина имеет культурно-историческую ценность, так как изображает первое посещение великого английского романтика армянской конгрегации в 1816 году для изучения армянского языка и литературы. Байроном в этот пе-

риод было написано предисловие к армянской грамматике на английском языке. Интересна картина «Айвазовский в кругу друзей». А также пейзажи священной для армян горы Арарат и араратской долины. Интересны картины по теме мхитаристов, которые доказывают глубинную связь художника со своим братом Габриелем. Это лишь краткий список картин с армянской тематикой.

После пожара в армянской церкви Сурб Саркис он её полностью расписал, таким образом выказав уважение и любовь к своей церкви. Он завещал 50000 рублей на реставрацию церкви и желал, чтобы его там и похоронили.

Для него Россия была страной, где он нашел сочувствие, внимание, дружелюбие, а потом и подлинное высокое признание. Он любил преданность России к морю, восхищался смелостью и героизмом русских моряков.

Он никогда не отделял себя от родного армянского народа, где бы ни был, он всегда чувствовал пульс исторической Родины.

Рубен Ангаладян 4 мая—25 августа 2017г. Лос-Анджелес—Ереван

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.