Садыкзаде Н.Н.
Научный сотрудник, Нахчыванское отделение Национальной академии наук
Азербайджана
И.ГАБИББЕЙЛИ И ТВОРЧЕСТВО ДЖАЛИЛА МАМЕДКУЛИЗАДЕ
Творчество виднейшего писателя ХХ века Джалила Мамедкулизаде (1869- 1932) является одним из самых исследуемых тем в литературоведении ХХ века Азербайджана. В частности в советское время всестронне было исследовано творчество могучего литератора и высказали своё мнение Али Назим, М.К.Алекперли, Мамед Ариф, Мирза Ибрагимов, Мир Джалал, Азиз Шариф, А.Султанлы, Джафар Хандан, М.Дж.Джафаров, А.Заманов, А.Мирахмедов, Халид Алимирзаев. Фирудин Гусейнов, Мамед Мамедов, Я.Гараев и другие.
И в научном творчестве представителя последующего поколения, видного учёного, действительного члена Национальной Академии наук Азербайджана, заслуженного деятеля науки Исы Габиббейли особое место занимает всестроннее изучение наследия Дж. Мамедкулизаде. Он несколько лет проводил исследования в архивах, музеях, библиотеках Баку, Тебриза, Киева, Тбилиси, Арзурума, Одессы, Иревана, Нахчывана, Гори, Ясной Поляны, дастал ценные материалы. В результате исследований И.Габиббейли написал десятки статей, опубликовал несколько книг, альбомов, учебных пособий, наконец, в 1996 году успешно защитил докторскую диссертацию. Основные положения его исследования обобщены в объемистой монографии «Дж.Мамедкулизаде: среда и современники» (Баку, Азернешр, 1997, 684 с.), которая получила высокую оценку литературной общественности.
Иса Габиббейли в предисловии к монографии отмечает, что в исследованиях, написанных и изданных в советское время были допущены целый ряд недочетов. Была традиционным изображение детства литераторов, присущих бекской и ханской династии, в «обедневшей», в «обнищавшей» семейной среде. Даже отмечают рождение и воспитание Джалила Мамедкулизаде, «в очень бедной семье», происходящего не из знатной семьи. В мемуарах «Хатыратым» («Мои воспоминания»), написанном Дж.Мамедкулизаде в советское время, выражение «тёмное» отдельными литературоведами ещё более затемняется.
Первычное образование, Дж.Мамедкулизаде, полученное в духовной школе, оценивается как отрицательное явление. «В литературе детские и юношские годы большинства писателей уместно- неуместно связывались с рабочим движением, с крестьянскими выступлениями. Поэтому в течении долгого времени в монографиях и диссертациях «главы или разделы, эпохи и среды писателей написаны в неверном направлении» [2, 7].
Иса Габиббейли также отмечает, что «в национальной научной практике не были в центре внимания связи писателей с современниками» [2, 9].
Первая глава монографии называется «Роль семьи и среды обучения в формировании мировоззрения Дж.Мамедкулизаде». Автор здесь описывает общественно-культурную среду, охватывающую эпоху 60-70 годов Х!Х века, а также семейную среду и его окружение. И.Габиббейли описывает общее состояние города Нахчывана во II половине ХЕХ века, поставив конец полемике о дате рождения писателя, уточнил, что Джалил Мамедкулизаде родился 22 февраля 1869 года в Нахчыване, в семье Мамедкули Мешеди Гусейнкулу оглы.
После сведений о первичных годах образования, автор исследует духовную эволюцию и процесс формирования писателя в течении 5-и лет в период учёбы в учительской семинарии в Гори. Автор высоко оценил роль литературно-культурной среды
в становлении Джалила Мамедкулизаде как писателя. Здесь даются подробные сведения об учителях и студенческих товарищах Джалила Мамедкулизаде. Это среда «стала школой воспитания и мировоззрения для Дж.Мамедкулизаде, подготовила его к самостоятельной жизни, к литературно-педагогической деятельности» [2, 116].
Вторая глава книги называется «Просветительское движение. Джалил Мамедкулизаде и современники». Автор характеризирует последнюю четверть ХЫХ века как новую стадию в просветительстве Азербайджана. Как отмечает автор, в период после смерти М.Ф.Ахундзаде, просветительство уже не просто течение мысли, а превратилось в показатель дела, действия, расширились круги его окружения. Привлекает внимание расширение сети школ, создание театра и печати, отмечается ещё более серьёзная деятельность поэтических меджлисов. В это время и в Нахчыване литературно-общественная среда играет активную роль в развитии общества.
Молодой литератор приехал в Нахчыван, после окончания горийской семинарии. Здесь в этой среде начал свою педагогическую деятельность.
И.Габиббейли также всесторонне изучил роль Дж.Мамедкулизаде в создании и развитии Нахчыванского театра. Уместно отметить, что автор в этом разделе уточнил ряд исторических фактов, связанных с созданием и развитием театра в Нахчыване. В этой главе также даны сведения о современниках, связанных с театром и о сценических постановках произведений.
Самый большой раздел главы называется «Просветительская литература и печать». В литератураведенин ХК век оценивается как «век просветительства и просветительского реализма». Как отмечает автор, «во второй половине Х!Х века просветительские идеи выступают в более системной форме» (с.191). Не случайно, что видный учёный Я.Гараев называет 80-90-е годы «переход двух веков», и это период преврашения просвещения в массовое движение. В 80-90-х годах ХК века нахчыванская литературная среда создавалась и развивалась на уровне самостоятельного литературного центра. Основными представителями этого центра являются Дж. Мамедкулизаде, Э. Султанов, М. Сидги, Мирза Джалил Шюрби и др.
Реалистические рассказы Э.Султанова, стихи М.Т.Сидги, Мирзы Джалила Шюрби, ранные произведения Дж.Мамедкулизаде были первыми образцами этой среды. Естественно, что «Дж.Мамедкулизаде был одним из ведущих личностей литературно-просветительского движения Нахчывана в 80-90-х годах Х!Х века» (с.195). Здесь автор даёт краткий разбор произведений писателя написанных, начиная с «Чайного прибора» (1889) до «Почтого ящика» (1903). И.Габиббейли выявил целый ряд действительных фактов о повести «События селения Данабаш». Автор здесь даёт широкий обзор прихода Дж.Мамедкулизаде в прессу.
III глава монографии называется «Формирование литературного фронта Молла Насреддин и эволюция литературы «молланасреддинистов». Первый раздел главы называется «Молла Насраддин и литературно-общественная среда Тифлиса». Первый номер журнала «Молла Насраддин» был опубликован в городе Тифлисе и это неслучайно. Как отмечает автор, Тифлис был центральным городом Кавказа, и здесь была создана «новая и привлекательная литературная среда Азербайджана». В то время Дж. Мамедкулизаде и сам жил в Тифлисе. В Тифлисе действовала типография «Гейрат», здесь жили Омар Фаик Неманзаде, М.Шахтахтынский, Э.Султанов, Гусейн Минасазов и другие близкие соратники Дж. Мамедгулузаде.
Начало издания журнала «Молла Насреддин» ещё более укрепила, усилила литературную среду Азербайджана в Тифлисе. Дж.Мамедкулизаде был основным участником этой среды. Вернее он был «аксаккалом», возглавлял эту среду. В такой литературной среде художественное творчество Дж.Мамедкулизаде получило широкую известность. «Олюляр» («Мертвецы») и ряд других ценных произведений были
напечатаны впервые в Тифлисе. И многие из его современников печатали свои произведения в Тифлисе.
В Тифлисе были напечатаны 370 номеров журнала «Молла Насреддин». Как отмечает Иса Габиббейли, новое поколение «молла насреддинистов в азербайджанской литературе, в первую очередь, выросла и формировалась в этой среде» [2, 267]. Также автор отмечает, что самой важной заслугой Дж.Мамедкулизаде стало в краткие сроки достижение формирования школы и литературного фронта «Молла Насреддин» [2, 267]. М.А.Сабир, А.Ахвердов, М.С.Ордубади, А.Назми, А.Гямкюсар, О.Ф.Неманзаде и др. были представителями этой школы.
Автор здесь уточнил некоторые моменты взаимоотношения журналов «Молла Насреддин» и «Фэюзатъ» («Фиюзат») в советское время журнал «Фэюзатъ», его редактор А.Гусейнзаде и другие азербайджанские интеллегенты были подвержены резким нападениям. Поэтому И.Габиббейли на основе конкретных фактов и документов высоко оценивает роль А.Гусейнзаде, А.Агаоглу, А.Топчибашева, М.Э.Расулзаде и других в истории общественной мысли Азербайджана.
А.Гусейнзаде в 1909 году, уезжая из Баку в Турцию, побывал в редакции журнала «Молла Насреддин» в Тифлисе, увиделся с Дж.Мамедкулизаде, высоко оценивая деятельность журнала отметил, что «хорошо пишете».
В монографии широко комментируется «Среда «Молла Насреддина» в Южном Азербайджане» и проблема молланасреддинистов». Начиная с первых номеров журнал «Молла Насреддин» проявляет широкий интерес к жизни Ирана. В частности основными темами журнала «Молла Насреддин» были темы движения Машрута и получивший широкий размах освободительное движение под руководством Саттар-хана. Под действием журнала «Молла Насреддин» в Иране развивается литература и печать с национальным духом.
После 1920 года Дж.Мамедкулизаде некоторое время жил в Тебризе и очередной номер журнала «Молла Насреддин» увидел свет 20 февраля 1921 года. В течение трёх месяцев в Тебризе были напечатаны 8 номеров журнала. В номерах журнала, напечатанных в Тебризе, Мирза Джалил придреживается прежних тем, и мишенью его критики является невежество, мракобесие, бесправие женщин, колониальная политика.
Четвертая глава монографии называется «Дж.Мамедкулизаде и литературно-общественная среда советской эпохи в Азербайджане». Автор в этой главе даёт краткую историю возвращения Дж.Мамедкулизаде из Тебриза в Баку, далее комментирует стадии деятельности Дж.Мамедкулизаде в советский период литературно-общественной среды Азербайджана. Дж.Мамедкулизаде стремился продолжить свою деятельность, но ему не дали на это возможность.
Последние дни своей жизни (1929-1932) «он впал в омут несправедливости, замешательства, невнимания, равнодушия, одиночества» [2, 393].
Дж.Мамедкулизаде скончался 4 января 1932 года в Баку, в материальной нужде. В разделе «Последний период творчества Джалила Мамедкулизаде» анализируются драмы писателя «Школа селения Данабаш» (1921), «Сборище сумашедших» (1926), пьесы «Проклятие», «Клоуны», «Немой», «Муж». Надо добавить и это, что пьесы «Муж», «Проклятие», «Клоуны» были найдены Исой Габиббейли и впервые были опубликованы и исследованы им.
Своим исследованием автор еще раз подтвердил, что за свою 40-летнюю литературную деятельность Дж.Мамедкулизаде возвысился на уровень видных классиков азербайджанской литературы.
Последняя пятая глава монографии называется «Родословная поколения Мирзы Джалила Мамедкулизаде».
Надо отметить, что в азербайджанском литературоведении не разработаны
гениалогии поколения даже видных личностей. С этой точки зрения, в результате многолетнего напряженного труда, Иса Габиббейли составил родословную поколения великого литератора. После установления советской власти в Азербайджане многие представители поколения Дж.Мамедкулизаде эмигрировали и были вынуждены жить зарубежом. И. Габиббейли нашёл эти личности. По И.Габиббейли в настоящее время в различных странах живут 5 внуков и 8 правнуков Мирзы Джалила.
Автор подвел итог своей монографии широким заключением. Здесь он повествует и о литературном творчестве Дж.Мамедкулизаде, и о журнале «Молла Насраддин», и о его современниках. Монография завершается всесторонними подробными дополнениями, архивными материалами, связанными с великим литератором, письмами и фотографиями.
Монография «Дж.Мамедкулизаде: среда и современники», получившая высокую оценку литературной критики, считается одним из самых совершенных, превосходных исселедований.
На различных языках были опубликованы десятки статей и несколько книг Исы Габиббейли о жизни и творчестве Джалила Мамедкулизаде: и о его среде. В том числе можно назвать книги, вышедшие в Турции «Биография писателей Азербайджана начала ХХ века» (1992), «Выдающийся Азербайджанский писатель Джалил Мамедкулизаде» (1994) на турецком языке, «Джалил Мамедкулизаде (Молла Насреддин»)» (1999), «Азербайджанская литература начала ХХ века» (2008) на русском языке, «Видный мыслитель Азербайджана Джалил Мамедкулизаде» (2004) в Пакистане, на языке урду, «Современный азербайджанский литератор Джалил Мамедкулизаде» (2008) в Каире на английском и арабском языках.
Наследие Джалила Мамедкулизаде и созданный им журнал «Молла Насреддин» -такое знаменательное событие в азербайджанской литературе, что о нем были исследования и статьи и до этой монографии, и после их число не уменьшилось.
Литература
1. Иса Габиббейли. Гений эпохи. Баку, «Ишыг», 1993 (на рус. языке).
2. Иса Габиббейли. Джалил Мамедкулузаде: среда и современники. Баку, 1997 (на азерб. языка).
3. Иса Габиббейли. Джалил Мамедкулузаде («Молла Насреддин»). М., «Наука», 1999.
4. Иса Габиббейли. Джалил Мамедкулузаде. Баку, «Чинар-чап», 2003 (на рус. языке).
5. Иса Габиббейли. Азербайджанскаяа литература начала ХХ века. М., «Триада», 2008.