Научная статья на тему 'Проблема «Маленького» человека и художественное отражение судьбы народа в творчестве азербайджанского писателя Джалила Мамедкулизаде'

Проблема «Маленького» человека и художественное отражение судьбы народа в творчестве азербайджанского писателя Джалила Мамедкулизаде Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
179
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖАЛИЛ МАМЕДКУЛИЗАДЕ / «МАЛЕНЬКИЙ» ЧЕЛОВЕК / СУДЬ-БА НАРОДА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ / ПРОБЛЕМА «МАЛЕНЬКОГО» ЧЕЛОВЕКА / A "SMALL" PERSON / PROBLEM OF "SMALL" PERSON / JALIL MAMMADGULUZADEH / FORTUNE OF NATION / EXPRESSED SUBJECT MATTER IN THE LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Касымов Р. А.

Знаменосец национально-освободительной литературы азербайджанского народа, известный писатель Джалил Мамедкулизаде [1869-1932] своих «маленьких» людей» отразил именно судьбу народа. Именно благодаря творчеству Мирзы Джалила «маленькие» люди, такие, как Новрузали, дядя Мамедгасан, Зейнаб, Мастер Зейнал, Кабле Касум, став героями большой литературы превратились в выражение судьбы народа в литературе на проблематическом уровне. «Маленькие» люди в творчестве Джалила Мамедкулизаде в целом с точки зрения социальных отношений отражают проблемы общества, остающегося неимущим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема «Маленького» человека и художественное отражение судьбы народа в творчестве азербайджанского писателя Джалила Мамедкулизаде»

Касымов Р.А. ©

Кан. филол. наук, сотрудник Нахичеванского отделения Национальной Академии Наук Азербайджана

ПРОБЛЕМА «МАЛЕНЬКОГО» ЧЕЛОВЕКА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ СУДЬБЫ НАРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ПИСАТЕЛЯ ДЖАЛИЛА МАМЕДКУЛИЗАДЕ

Аннотация

Знаменосец национально-освободительной литературы азербайджанского народа, известный писатель Джалил Мамедкулизаде [1869-1932] своих «маленьких» людей» отразил именно судьбу народа. Именно благодаря творчеству Мирзы Джалила «маленькие» люди, такие, как Новрузали, дядя Мамедгасан, Зейнаб, Мастер Зейнал, Кабле Касум, став героями большой литературы превратились в выражение судьбы народа в литературе на проблематическом уровне. «Маленькие» люди в творчестве Джалила Мамедкулизаде в целом с точки зрения социальных отношений отражают проблемы общества, остающегося неимущим.

Ключевые слова: Джалил Мамедкулизаде, «маленький» человек, судь-ба народа, художественное выражение, проблема «маленького» человека.

Keywords: Jalil Mammadguluzadeh, fortune of nation, a "small" person, expressed subject matter in the literature, problem of "small" person.

Знаменосец национально-освободительной литературы азербайджан-ского народа, известный писатель Джалил Мамедкулизаде [1869-1932], войдя в «священный храм литературы» «грязными лаптями своих «маленьких» людей» [10, 35], отразил именно судьбу народа. «Именно благодаря творчеству Мирзы Джалила «маленькие» люди, такие, как Новрузали, дядя Мамедгасан, Зейнаб, Мастер Зейнал, Кабле Касум, став героями большой литературы» [2, 6] превратились в выражение судьбы народа в литературе на проблематическом уровне.

«Маленькие» люди в творчестве Джалила Мамедкулизаде в целом с точки зрения социальных отношений отражают проблемы общества, остающегося неимущим. Образы «маленьких» людей Джалила Мамедкулизаде, будучи характерными, типичными героями, воплощают в себе весь дух времени и страны, общественной и социальной среды. «Маленький» человек, введенный в литературу Мирзой Джалилом, «замок и ключ, в действительности, символически сообщал о том, что общество нуждается в серьезном ремонте» [1, 26].

В творчестве Джалила Мамедкулизаде, который является основателем литературы критического реализма в Азербайджане, «маленькие» люди объединяют в себе весь народ и выдвигают на передний план проблему «судьба народа - это судьба человека». Каждый из них в глазах Мирзы Джалила олицетворяет собой народ. В «маленьких» людях нашло свое отражение прошлое, настоящее и будущее народа, одним словом, его судьба. Так как каждый из них - дядя Мамедгасан, Новрузали, Мастер Зейнал, Мамедали, Кабле Касум, Кабле Азим и другие подобные им личности - это «сокровищница», собравшая в себе присущие этому народе нравственно-духовные ценности, социальные стереотипы. Каждый из этих людей является итогом, результатом процессов, происходивших в данной

© Касымов Р А., 2012 г.

общественной среде. В каждой из этих личностей живет будущее, судьба народа. В этом смысле Джалил Мамедкулизаде был идеологом «маленьких» людей, «нижестоящих слоев, представляющих абсолютное большинство общества. А «маленький» человек - это сам народ, лишенный гражданских прав, вынужденный жить в неволе» [2, 6]. В творчестве Джалила Мамедкулизаде «маленькие» люди - это, с одной стороны, именно «непривилегированные массы, представляющие большинство народа", с другой стороны, - это люди, «вынужденные жить в неволе, права которых попраны и, в связи с определенными причинами, они вообще лишены этих прав». С этой точки зрения образы «маленьких» людей, которые нашли художественное отражение в творчестве Джалила Мамедкулизаде, таких, как дядя Мамедгасан, мать Зейнаб, Иззет [«События в селении Данабаш»], Мастер Зейнал, Курбан [«Мастер Зейнал»], Мамедали, Перинисэ, Мешеди Молла Гасан [«Конституция в Иране»], Новрузали [«Почтовый ящик»], Кабле Касум [«Курбанали бей»], Кабле Азим [«Бородатый ребенок»], Ганбар, Курбан, Заман, носильщики и голодные [«Книга моей матери»], Кербалаи Мирзали, Хюмметали, Мешеди Агакиши, Касум киши, Кербалаи Гейдар, Нуру, бабушка Шабан и другие собирательные образы жителей деревни Данабаш [«Учитель в селении Данабаш»], дядя Касум [«Петух Пирверди], Сары [«Сары»], Джафарали [«Проклятие»], Садык киши и мастер-цирюльник Гусейн [«Цирюльник»], Халикверди и тетя Фатма [«Тетя Фатма»], всей своей жизнью, образом жизни, занятиями и мыслями, духовным миром, проблемами и т. д. представляют народ. Джалил Мамедкулизаде, создав свои произведения, типичные чисто местные образы, литературные события, а также образы «маленьких» людей, соединяющие в себе народ и уклад его жизни и быта, тем самым положил начало азербайджанской национальной литературе, взяв «сюжеты и свои бессмертные типы из этой среды и времени» [11, 91]. Отражение Джалилом Мамедкулизаде жизни и судьбы «маленьких» людей в своем творчестве, и в целом, интерес к «маленьким» людям в его творчестве можно сказать, связаны с народническими взглядами писателя. Так как «он сам всегда жил среди народа, жил его радостями и горестями, вырос, впитав обычаи и традиции народа. Его главным учителем был народ. Вдохновение и волю к борьбе давал ему народ. Поэтому народность всегда была основной особенностью его произведений и их темой» [5, 27]. Интересно, что многие ученые, рассуждая о художественно-эстетических проблемах в творчестве великого Мирзы Джалила, видели в «маленьком» человеке воплощение проблем народа, и говорили, что ядро этих проблем образовано проблемой крестьянства. В том числе Али Назим писал: «В литературе 80-90-х годов единственным, кто занимался интересами, положением, .. .жизнью широких масс народа, единственным литератором, предлагающим для обсуждения крестьянский демократизм, был Джалил Мамедкулизаде, .он сознательно защищал интересы трудового народа» [10, 33]. «Во всех произведениях. Джалила Мамедкулизаде .центральным вопросом является угнетенность крестьян, .их тяжелое положение под гнетом темноты, безнадежности, бедствий и предрассудков. .Основная проблема, которая интересует Джалила Мамедкулизаде, - это проблема крестьянства и деревни. .Этот крестьянский вопрос, впервые в истории нашей литературы нашедший художественное выражение, был показан Джалилом Мамедкулизаде с точки зрения крестьянской демократии» [10, 34]. Как писал и Азиз Мирахмедов, «близость с простыми, трудовыми людьми города и деревни, работать плечом к плечу с ними, делить хлеб и соль, горести и радости, притеснения и неволю, вкусить вместе с ними горечь отсталости и безграмотности» [7, 113], - все это обусловило возможность в произведениях писателя «выдвинуть проблему деревни и крестьянства, впервые в истории нашей литературы нашедшую художественное выражение, а также разрабатывать этот вопрос с точки зрения крестьянской демократии» [7, 48]. Мирза Ибрагимов также указывал, что «основная характерная черта его творчества - это особая постановка проблемы деревни и крестьянства. Он с первых шагов привнес в литературу

новые ноты, новый дух, внимательно рассматривает феодальную деревню, изучает жизнь, сознание, обычаи каждого ее слоя. ...В основе этого изучения лежала большая любовь к бедному трудовому народу, к бесправным, угнетенным крестьянским массам. Его сердце было полно чистой любовью к людям и патриотизмом, в нем кипел гневный протест против нестерпимого положения трудовых людей» [3, 53]. По нашему мнению, видный писатель Джалил Мамедкулизаде, согласно вышеприведенным цитатам, в проблеме крестьянства - в образах «маленьких» людей, взятых им из различных областей и слоев народной жизни, воплотил всю жизнь народа. Правда и то, что «Мирза Джалил, говоря «народ», прежде всего имел в виду азербайджанское крестьянство» [4, 158]. Джалил Мамедкулизаде «настежь распахнув до сих пор закрытую дверь деревни, уделяет внимание ее будням, быту, условиям, труду, отношениям с соседями, родственниками и окружающей средой. ... Он говорит: «Смотрите, такова жизнь крестьянина!» [6, 251], но этим не ограничивается, а исследует общественно-этические причины неимущего состояния крестьянства, и выдвигает их на передний план. Кроме того, одна из важных заслуг великого идеолога Джалила Мамедкулизаде перед азербайджанской литературой состояла в том, что он не рассматривал проблему и образ «крестьянина» и проблему народа в целом, а, выделяя образы отдельных личностей из общей народной массы, индивидуализировал их и представлял общий образ народа, дополняя его образами из различных классов, слоев и прослоек. Великий писатель-реалист в образах «маленьких» людей, таких, как Новрузали [«Почтовый ящик»], Кабле Касум [«Курбанали бей»], Кабле Азим [«Бородатый ребенок»], Кербалаи Мамедали [«Конституция в Иране»], Мастер Зейнал, Курбан [«Мастер Зейнал»], Курбан, Заман, Ганбар [«Книга моей матери»], Мешеди Агакиши, Кербалаи Мирзали, Хюмметали и др. [«Учитель в селении Данабаш»], дядя Касум [«Петух Пирверди], Садык киши и мастер Гусейн [«Цирюльник»], даже Кабле Мамедгусейн [«Ягненок»] воплощает проблему крестьянства того времени. Великий писатель, таким образом, «принес в художественную литературу не избранные, необычные личности, а простых, настоящих людей из народа, говоря другими словами, «маленьких» людей» [5, 48] в совершенстве отобразил всю жизнь народа. Мы думаем, что с этой точки зрения великий писатель, говоря «народ», подразумевал не только «азербайджанское крестьянство», но и азербайджанских рабочих, лавочников, учителей и т. д., «маленьких» людей выбирал не только среди крестьянских типов, но и других, различных по своим занятиям, профессиям и ремеслам, людей и представлял всю жизнь народа. В этом смысле в творчестве Джалила Ммедкулизаде проблема «маленьких» людей с художественно-эстетической стороны включает в себя не только проблемы и образы крестьянства. Так как для творчества великого писателя темой были «старые друзья Моллы Насреддина» - все трудовые люди, лишенные прав и человеческих свобод. С этой точки зрения проблема и образы «маленьких» людей включает в себя все неимущие, бесправные, не имеющие социальных возможностей слои. Образ и проблема «маленького» человека в творчестве Джалила Мамедкулизаде - это художественно-эстетический вопрос, отражающий социальные проблемы, рожденные состоянием общества. Образы «маленьких» людей, отображенные в творчестве Джалила Мамедкулизаде воплощают людей своеобразных, искренних, действующих в соответствии с обычаями и традициями народа, чистых, имеющих нравственные устои, но лишенных прав с точки зрения общественно-экономических отношений, это люди неимущие, ничего не знающие о технических новшествах, они живут ценностями и идеями прошлого. Слово «крестьянин» имеет свое место и в разговорном языке, оно означает обычно отсталость, консерватизм, неосведомленность, простоту и наивность, это слово сформировалось как обращение к другим и общественный стереотип. Великий писатель и сам говорил: «Поскольку я человек, живущий среди народа, я не князь, не хан, я сам крестьянин и бедняк.» [8, 19], этими словами он и определяет статус «маленького»

человека. В целом, «маленький» человек Джалила Мамедкулизаде - это тот, кто, как говорил сам писатель, «живет среди народа, не хан и князь, а крестьянин или бедняк» [8, 19], это тысячи «веселых, сильных, как будто из стали отлитых людей», которые «работают и работают, как вьючные животные, как рабы, но не богатеют и не становятся счастливыми. Несчастные люди, дети труда и неволи! ... Тысячелетиями они трудились и умирали для счастья других, счастья горстки людей» [9, 129], это люди трудолюбивые, несчастные, неимущие, не знающие своих прав, забывшие, что такое права и богатство, чьей судьбой никто не интересуется, она никого не беспокоит, их жизнь, бытие и права зависят от дуновения ветра.

Таким образом, творчество Джалила Мамедкулизаде является художественным «энциклопедическим» отражением жизни азербайджанского народа. С точки зрения художественного выражения судьбы народа и перспектив его будущего развития образы «маленьких» людей Мирзы Джалила имеют очень большое значение для художественного отображения судеб народа в азербайджанской литературе ХХ века.

Литература

1. Габиббейли И. Литературная судьба Джалила Мамедкулизаде: время и действительность // Джалил Мамедкулизаде: судьба и искусство [Составитель академик И.Габиббейли]. Баку, издательство Наука и Образование, 2010, 196 с.

2. Габиббейли И. Великий азербайджанский писатель // гзета «Азербайджан», 1 января 2010

3. Ибрагимов М. Великий демократ / Произведения. В 10-ти томах IX т. Баку: Язычы, 1982, 663 с.

4. Гараев Я. Реализм: искусство и правда. Баку: Элм, 1980, 259 с.

5. Мир Джалал. О реализме Джалила Мамедкулизаде. Баку: изд-во БДУ, 1966, 70 с.

6. Мир Джалал, Халилов П. Основы литературоведения. Баку: Просвещение, 1988, 280 с.

7. Мирахмедов А. Азербайджанский Молла Насреддин. Баку: Язычы, 1980, 430 с.

8. Мамедкулизаде Дж. Произведения [Составитель и автор комментариев академик И.Габиббейли]. В 4-х томах. III т., Баку: Лидер, 2004, 480 с.

9. Мамедкулизаде Дж. Произведения. В 4-х томах. IV т., Баку: Лидер, 2004, 480 с.

10. Назим А. Дж.Мамедкулизаде и его творчество // Дж.Мамедкулизаде: статьи, воспоминания. Баку: изд-во Академии Наук, 1967, 460 с.

11. Наджафов Р. Джалил Мамедкулизаде и азербайджанская сцена // Дж.Мамедкулизаде: статьи, воспоминания. Баку: изд-во Академии Наук, 1967, 460 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.