УДК 0.69
Ананьев В. Г., Метелкин Е. Н.
И. Г. Т. ФОН ГРАССЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ МУЗЕОЛОГИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
Распространение нового знания является определяющим фактором для формирования любой науки. Один из важнейших каналов такого распространения - научная периодика. Поэтому логично, что своеобразной вехой, отделяющей донаучную стадию развития музеологии от эмпирически-описательной стадии, считают появление первого в мире периодического издания, в круг интересов которого входили вопросы, связанные с музеями и коллекциями. Им стал издававшийся в Дрездене (Саксония) «Журнал по музеологии и антиквароведению» (Zeitschrift für Museologie und Antiquitätenkunde sowie für verwandte Wissenschaften), создателем которого был известный немецкий филолог и историк, специалист по средневековой литературе, исследователь сказок Иоганн Георг Теодор фон Грассе. Музейная деятельность фон Грассе была подробно проанализирована немецким искусствоведом Геральдом Гересом в статье, опубликованной к столетию со дня смерти ученого в 1985 г.1 Значение его идей для развития музейной педагогики охарактеризовала в своей «Предыстории музейной педагогики» Хильдегард Фирегг2.
Иоганн Георг Теодор фон Грассе (1814 - 1885 гг.) изучал филологию, философию и археологию в университетах Лейпцига и Галле. Достаточно рано определилась область его научных интересов - история средневековой литературы. Уже в 1837 г. он начал работу над многотомным «Учебником по всеобщей истории литературы всех известных народов мира», в 1842 г. опубликовал немецкий перевод «Деяний Римских» - сборника средневековых поучительных рассказов, а в 1843 - 1846 гг. - подготовил критическое издание «Золотой легенды», средневекового свода занимательных историй из жизни святых. Благодаря этим начинаниям за фон Грассе быстро утвердилась слава одного из лучших знатоков средневековой литературы, и в 1843 г. он был назначен личным библиотекарем саксонского короля Фридриха Августа II. С 1848 г. он исполнял обязанности инспектора дрезденского мюнцкабинета, - эту должность он предпочел предложению стать профессором археологии в Московском университете. Так началась музейная карьера ученого, который, однако, и в дальнейшем не забывал о своих литературоведческих и исторических изысканиях: с середины 1850-х гг. он неоднократно обращается к изучению и публикации сказочного материала (дружеские отношения связывают его с Якобом Гримом), составляет историю княжеского рода Веттинов, пишет о топонимике немецких земель, изучает вопросы геральдики3.
В 1852 г. фон Грассе становится хранителем королевского собрания фарфора и посуды, а в 1864 г. получает назначение в один из крупнейших и богатейших художественно-исто-
1 Heres G. Johann Georg Graesse - ein Dresdener Kulturhistoriker und Museumsdirektor. Zu seinem 100. Geburtstag // Dresdener Kunstblätter. 1985.
2 Vieregg H. Vorgeschichte der Museumspädagogik - gezeigtan der Museumsentwicklung in den Städten Berlin, Dresden, München und Hamburg - bis zum Beginn der Weimarer Republik. Münster; Hamburg, 1991.
3 Ананьев В. Г. История зарубежной музеологии: Учебно-методическое пособие. СПб., 2014. С. 32-35.
рических музеев Европы того времени - созданные на основе сокровищницы саксонских правителей «Зеленые своды». Сначала он - второй директор этого музея, а с 1871 г. - уже единственный директор. Эту должность он будет занимать вплоть до своей отставки в 1882 г. Именно этот уникальный опыт практической работы в различных музеях Дрездена и сформировал представления фон Грассе о сущности и задачах музейной деятельности, о музеологии как научной дисциплине.
Идея пропаганды научных знаний, их популяризации во многом определяла уже литературоведческую деятельность ученого: именно в этих целях им были подготовлены и изданы немецкие переводы средневековых латинских сочинений и ряд библиографических обзоров. Эти же цели определялись им и в связи с музейной работой. Самым традиционным способом популяризации музейных собраний к концу XIX в. были, безусловно, каталоги, поэтому естественно, что с них фон Грассе и начал свою издательскую работу в музейной сфере: в 1872 г. им был издан каталог собрания «Зеленых сводов»4, в 1873 г. -каталог собрания фарфора5. Ученые отмечают высокий уровень подготовки этих изданий, научная ценность которых сохранилась до сих пор.
Следующим этапом стало основание в 1878 г. специального журнала, на страницах которого могли бы обсуждаться вопросы, связанные с музейными собраниями, и популяризироваться их коллекции. Журнал получил название «Журнала по общей музеологии и родственным ей наукам», а вскоре стал называться «Журналом по музеологии и антиква-роведению, а равно и по родственным им наукам» и выходил в Дрездене вплоть до 1885 г. Последний номер журнала вышел в год смерти его основателя. Сам фон Грассе был одним из самых активных авторов журнала. Значительную помощь по редактированию издания в последние годы оказывал почти ослепшему ученому Эрнст Бёттихер, капитан прусской армии и антиковед-любитель, известный своей полемикой с Г. Шлиманом6.
Первый номер журнала открывался программной статьей «Чего мы хотим», в которой сам издатель, редактор и один из самых активных авторов предлагал общее направление работы планируемого издания7. Фон Грассе отмечал, что «органа, который ставил бы себе целью быть пунктом передачи общей деятельности в области музеологии и в тех отдельных областях изящных искусств, антиквариата и художественной промышленности, которыми занимаются коллекционеры и любители, нет вообще, несмотря на то, что он своевременен и необходим»8. Его журнал должен был стать «архивом, в котором будут помещаться отдельные, частью мало, частью совсем не известные предметы публичных и частных собраний, центральным пунктом для международного общения музеев, частных собраний и торговцев антиквариатом и предметами искусства не только для Европы, но и для всего образованного мира, одновременно также (в разделе Объявлений) являясь корреспондентским изданием для спроса и предложения по покупке, продаже и обмену»9.
В целом, фон Грассе выделял три основных направления работы журнала: первым является публикация объявлений соответствующей направленности; вторым - сообщение о самых интересных предметах на самых значимых аукционах, информирование об
4 Graesse J. G. Beschreibender Catalog des Grünen Gewölbes zu Dresden. Dresden, 1872.
5 Idem. Beschreibender Catalog des Kgl. Porzellansammlungen. Dresden, 1873.
6 См.: Ennenbach W. Über die erste Zeitschrift für das Museumswesen in deutscher Sprache // Neue Museumskunde. 1982. Bd. 25 (4). S. 271-274.
7 Was wir wollen // Zeitschrift für allgemeine Museologie und verwandte Wissenschaften. 1878. № 1. S. 1-2.
8 Ibid.
9 Ibid. S. 1-2.
их ценах; наконец, третьим - публикация сообщений о трудах в области художественной промышленности и истории искусства, а также предметах из этих областей10. Наряду с материалами справочного и справочно-библиографического характера в журнале публиковались также статьи, посвященные отдельным памятникам (в первую очередь, нумизматики, декоративно-прикладного искусства), художественным деятелям прошлого, истории отдельных собраний и современному состоянию музейных коллекций.
Открывая в 1883 г. пятнадцатый номер журнала, фон Грассе опубликовал в нем в качестве передовой свою статью «Музеология как научная дисциплина», в которой утверждал: «Если бы кто-нибудь еще лет тридцать или даже двадцать назад сказал или написал о том, что музеология является самостоятельным направлением науки, единственным ответом на его слова со стороны множества людей была бы усмешка, выражающая или сочувствие или презрение»11. Эти слова прочно вошли в число ключевых цитат современной музео-логии и, по мнению ряда исследователей, знаменовали переход в развитии музеологии как научной дисциплины с донаучной к эмпирически-описательной стадии развития12. Упоминания об этой статье встречаются практически в любом обзоре истории музеологии. Вместе с тем, детальной ее характеристики в отечественной историографии все еще нет. Постараемся восполнить этот пробел и дать общее представление о содержании этого «манифеста» эмпирически-описательной музеологии.
Декларируя перемены, которые произошли в статусе музеологии на протяжении первых десятилетий второй половины XIX в., фон Грассе пытается определить их истоки и находит таковые в изменениях, переживаемых самим музейным делом. За последние двадцать-тридцать лет изменились форма, содержание, функции музеев. Постепенно из собраний куриозов они развились в собрания, построенные на систематической основе. Собрания прошлого были недоступны, их хранительские правила не упорядочены, хранители не подготовлены. Лишь со временем (после того, как старые кунсткамеры начали делиться на самостоятельные научные и художественные институты) руководство ими и хранение их предметов стало поручаться ученым - в качестве примера фон Грассе приводит Беттигера, саксонского надворного советника, фон Хайнекена и других видных деятелей немецкого музейного мира середины XIX в. Общее же правило заключалось в том, что в музейные собрания в качестве хранителей попадали либо отслужившие офицеры, либо те, кому надо было дать спокойное, доходное место, и кого в силу образования нельзя было пристроить в другом месте. Они не могли соответствовать по уровню своих знаний редким знатокам, посещавшим музеи. У них, правда, было особое качество, которого нет у многих современных музейных работников - знание иностранных языков и возможность прямого общения с иностранными посетителями. А это фон Грассе считает свойством обязательным для музейного сотрудника такого уровня - это не только импонирует иностранцам, но и придает в глазах соотечественников значимость данной должности, повышает авторитет хранителя в глазах подчиненных13.
Таким образом, вопрос о музеологии как научной дисциплине с самого начала увязывается автором статьи с проблемой музейной профессии, активно дискутировавшейся в
10 Ibid. S. 2.
11 Die Museologie als Fachwissenschaft // Zeitschrift für Museologie und Antiquitätenkunde sowie für verwandte Wissenschaften. 1883. № 15. S. 113. Статья опубликована анонимно. Относительно авторства см.: Ennenbach W. Über die erste Zeitschrift für das Museumswesen ...
12Менш П. ван. Дискурс музеологии // Вопросы музеологии. 2014. № 1 (9). С. 21.
13 Die Museologie als Fachwissenschaft. S. 114.
эпоху так называемой «первой музейной революции»14, и проблемой подготовки будущих музейных сотрудников, понимаемых как в первую очередь хранителей. В этом отношении идеи фон Грассе вполне укладывались в общую парадигму развития музейного знания той эпохи.
Следовательно, хотя к 1883 г. музеология (по мнению ученого) уже определенно достигла статуса научной дисциплины, ответа на вопрос, что же она должна была в себя включать, сам фон Грассе не дает. Однако, говоря об университетской подготовке будущих музейных работников, он рекомендует им изучать философию, филологию, историю, археологию, а так же получать специальные знания в области мифологии, сфрагистики, геральдики, палеографии, нумизматики, этнографии и подобных им дисциплин15. Детальное перечисление отдельных дисциплин сопровождается общим утверждением: «Одним словом - нужно стремиться получить универсальное образование»16. Обязательное условие - музейный служащий современного мира должен получить академическое образование. Причем это верно не только для исторического или естественнонаучного, но и для художественного музея. Ученый, а не художник должен возглавлять такое собрание. Считая, что занятие такой должности невозможно для человека, не имеющего знаний, полученных в ходе академической подготовки, фон Грассе утверждает: ученый-искусствовед не знает всех деталей, которые знает художник-техник, но они ему и не нужны. Он знает, что чего-то не знает, а техник этого не знает. Кроме того, в случае с академически образованным директором меньше возможна вкусовщина при управлении художественным собранием. Помимо этого, он будет все свои силы посвящать своему месту работы, не отвлекаясь на другую работу (живопись)17. Нельзя не признать этот взгляд передовым для своего времени. Как отмечалось в литературе, лишь в 1920 г. в Германии последнего художника на посту директора музея сменил искусствовед18. При этом также весьма показательно, что исключение фон Грассе делает для, вероятно, наиболее динамично развивавшегося в тот момент типа музеев - музеев декоративно-прикладного искусства или музеев ремесел, которые как раз процветают под руководством техников. Но деятельность этих директоров преследует другую цель - они должны посещающих эти собрания через образец подвигнуть к подражанию и поддержать, «они таким образом больше собственно учителя, которые именно через богатые средства обучения должны проводить показательные занятия, они, конечно же, не музейные служащие в собственном смысле слова»19.
Исходя из самого содержания журнала, следует предполагать, что музеология в понимании фон Грассе включает в себя исторические и культурно-исторические исследования, связанные с тем, что сегодня принято называть профильными и вспомогательными историческими дисциплинами, историю музеев, описание раскопок, выставок, аукционов. Иво Мароевич считает, что фон Грассе понимал под музеологией науку о музеях, оставляя изучение музейных предметов классическим профильным дисциплинам20. Представляется, однако, что это некоторое упрощение, и более верным было бы говорить о том, что
14Менш П. ван. Дискурс музеологии. C. 24.
15 Die Museologieals Fachwissenschaft (Schluss) // Zeitschrift für Museologie und Antiquitätenkunde sowie für verwandte Wissenschaften. 1883. № 17. S. 130.
16 Ibid.
17 Die Museologie als Fachwissenschaft. S. 114-115.
18Менш П. ван. Этика и музеология // Вопросы музеологии. 2014. № 1 (9). С. 129.
19 Die Museologie als Fachwissenschaft (Schluss). S. 129.
20Maroevic I. Introduction to Museology: European Approach. München, 1998. Р. 78.
сущность музеологии как научной дисциплины осталась вне сферы внимания фон Грассе. Это вполне закономерно, т.к. рассмотрение данного вопроса велось им на эмпирически-описательном уровне, без попытки понять теоретические основы и особенности данной дисциплины. Не менее закономерно и то, что вопрос о статусе музеологии как научной дисциплины связывался фон Грассе с проблемой подготовки музейных профессионалов и определением программы такой подготовки, что было чрезвычайно актуальной проблемой в период «первой музейной революции».
Информация о статье
Авторы: Ананьев Виталий Геннадьевич - канд. ист. наук, старший преподаватель, Россия, Санкт-Петербургский государственный университет, [email protected]; Метелкин Евгений Николаевич -канд. ист. наук, доцент, Россия, Санкт-Петербургский государственный университет, e.metelkin@ spbu.ru.
Заглавие: И. Г. Т. фон Грассе и его роль в развитии музеологии второй половины XIX в. Абстракт: Статья посвящена деятельности И. Г. Т. фон Грассе и издававшемуся им «Журналу по музеологии и антиквароведению». Авторы анализируют содержание и программу журнала в контексте развития музеологии и перехода от донаучной стадии ее развития к эмпирически-описательной стадии. Подробно рассматриваются основные программные статьи журнала. Отмечается связь дискуссий о сущности музеологии как научной дисциплины с проблемой профессиональной подготовки музейных работников. Деятельность И. Г. Т. фон Грассе концептуализируется в контексте «первой музейной революции».
Ключевые слова: И. Г. Т. фон Грассе, «Журнал по музеологии и антиквароведению», музеология, музейная профессия, музей.
Information on article
Authors: Ananiev Vitaly Gennadievitch - Candidate of Science in History, Senior Lecturer, Russia, Saint-Petersburg State University, [email protected]; Metelkin Evgeny Nikolaevitch - Candidate of Science in History, Associate Professor, Russia, Saint-Petersburg State University, [email protected]. Title: J. G. Th. von Grässe and his role in the development of museology in the second part of XIX century. Abstract: This article is devoted to J. G. Th. von Grässe and his journal «Zeitschrift für Museologie und Antiquitätenkunde».The authors analyze the content of this journal and its program in the context of history of museology and the transition from the pre-scientific stage of its development to the empirical-descriptive stage. The main articles of this journal has been analyzed and evaluated. We can find here some connections between the discussions about the nature of museology as academic discipline with the problem of training of museum professionals. Activity of J. G. Th. von Grässe has been conceptualized in the context of the «first museum revolution».
Key words: J. G. Th. von Grässe, museology, museum, museum profession, «Zeitschrift für Museologie und Antiquitätenkunde».