Научная статья на тему 'И еще раз о жанре и формате'

И еще раз о жанре и формате Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
687
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИИ ЖАНРА И ФОРМАТА / ТЕКСТЫ СМИ / РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ЛОКУТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / GENRE AND FORMAT CATEGORIES / MASS-MEDIA PRODUCT / SPEECH UTTERANCE / VERBAL ELEMENT / COMMUNICATIONS PROCESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Месеняшина Людмила Александровна

На материале анализа ряда дискуссий, посвященных проблеме соотношения категорий жанра и формата, анализируются разнообразные подходы к решению этой проблемы. Решение проблемы связывается с противопоставлением внутренней жанровой структуры произведения СМИ с внешними связями его в процессе коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Genre and Format

In the article there are analyzed various approaches to the categories of genre and format as based on a series of discussions on the topic. The author proposes a solution by opposition of inner genre structure of mass-media product and its outward relations in communication process.

Текст научной работы на тему «И еще раз о жанре и формате»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 26 (355). Филология. Искусствоведение. Вып. 93. С. 73-75.

Л. А. Месеняшина

И ЕЩЕ РАЗ О ЖАНРЕ И ФОРМАТЕ

На материале анализа ряда дискуссий, посвященных проблеме соотношения категорий жанра и формата, анализируются разнообразные подходы к решению этой проблемы. Решение проблемы связывается с противопоставлением внутренней жанровой структуры произведения СМИ с внешними связями его в процессе коммуникации.

Ключевые слова: категории жанра и формата, тексты СМИ, речевое произведение, локу-тивная составляющая, коммуникативный процесс.

Вопрос о соотношении категорий жанра и формата не перестает оставаться дискуссионным. Ряд исследователей (Г. Я. Солганик, Г. В. Лазутина, Т. И. Сурикова) подчеркивают терминологическую нечеткость, «размытость» понятия формат, смысловую неоднозначность его [1]. Так, в некоторых случаях понятия жанр и формат почти отождествляются: «...понятие формат как синоним жанра употреблено в следующих случаях: работа перед камерой в самых разнообразных форматах (от индивидуального интервью до командной пресс-конференции» (Т. И. Сурикова [3]), в других же случаях, как отмечает этот автор, оно может обозначать и стиль, и разновидность СМИ, и канал коммуникации, и технологию общения с аудиторией, не говоря уже о тех смыслах, которые приобретает слово «формат» вне теории массовой коммуникации. Терминологическую нечеткость категории формата многие ученые (О. Р. Лащук, А. А. Новикова, Л. Д. Болотова, С. В. Кравченко) связывают с динамизмом технологий медиаиндустрии, динамикой современного радио- и телерынка, тенденцией к его переформатированию, активностью медиапроизводителей [1]. Развивая мысль о связанности категории формата с динамикой спроса на теле- и радиопродукты, А. Г. Качка-ева, И. Н. Кемарская, М. И. Макеенко, Лащук и др. отмечают принадлежность категорий жанра и формата к разным сферам деятельности: категория жанра принадлежит творческому процессу, а категория формата - бизнес-процессу [1]; «формат - понятие рыночное, а жанр - эстетическое» (В. Л. Цвик [1]). Однако это - и весьма существенное - разграничение нимало не объясняет, влияет ли категория формата на речевую составляющую текстов СМИ, и если влияет, то каким образом это возможно в принципе и в чем это влияние может проявляться. Между тем журналисты наличие тако-

го влияния признают, эмпирически достаточно отчетливо представляют себе его суть и даже пытаются, хотя бы в иронической форме, его отрефлектировать [6].

Задача настоящей статьи - включение в обсуждение актуального вопроса: каким образом фактор формата, как коммерческого явления, может влиять на локутивную составляющую текстов СМИ.

Наиболее легким путем решения в этой области представляется попытка рассмотреть соотношение жанра и формата в логике «часть - целое». «Можно сказать, - отмечает А. В. Николаева, - что внутрижанровая речевая структура становится форматом, в который без остатка помещаются традиционные жанры» [3], то есть жанр по отношению к формату оказывается более узким понятием. «.Жанр, скорее, будет входить в формат как один из компонентов» (О. Р. Лащук [5]). Однако анализ материалов этой дискуссии [1; 2; 3] позволяет заметить, что не все так просто, и, по-видимому, различия лежат не в сфере логики, а в сфере прагматики. Действительно, при всех разногласиях, участников дискуссии объединяет то, что категорию жанра они связывают с идеей авторства, а категорию формата - с потребностями так или иначе сегментированной аудитории, иначе говоря, с идеей адресата. «Формирование представлений о формате разных СМИ в каждом отдельном случае осуществляется, очевидно, по-разному. Но главным ориентиром такого формирования во всех случаях выступает доминантный интерес того сегмента аудитории, на который рассчитано издание» (А. А. Тертычный [2], выделено автором - Л. М.). Именно этим обусловлен и высокий уровень динамизма категории формата, и зависимость ее от динамики технических возможностей коммуникации, и тенденция к переформатированию современ-

74

Л. А. Месеняшина

ного радио- и телерынка. Это наблюдение позволило автору этих строк предположить, что «традиционная типология жанров строится на ономасиологическом подходе, представляя собой "активную" жанровую грамматику, - типология же форматов тем временем формирует "пассивную" жанровую грамматику. Таким образом, можно допустить, что антиномия жанра и формата есть еще один вариант универсальной языковой антиномии говорящего и слушающего, и - шире - общекоммуникативной антиномии автора и адресата» [5. С. 536]. Однако активное обсуждение этого вопроса в ходе работы V Международного конгресса исследователей русского языка побудило обратить внимание на то, что понятия жанра и формата, очевидно, нельзя рассматривать как лежащие в одной плоскости.

Г. В. Лазутина обращает внимание на важную особенность противопоставленности жанра формату: жанр - понятие теории творчества, передающее специфику определенного вида того или иного рода творчества и продуктов этого вида, а «формат - понятие коммуникати-вистики». Формат «обозначает совокупность признаков какого-либо предмета коммуникации, выступающих в качестве критериев при соотнесении его с другими предметами коммуникации в целях выявления его коммерческой значимости» [4]. Всесторонне проанализировав соотношение жанра и формата, Г. В. Лазутина приходит выводу: «понятие «формат» в настоящий период выступает в качестве меры соответствия какого-либо информационного продукта ключевым признакам той совокупности продуктов, с которой он соотносится. Поэтому и возможно использовать это понятие как инструмент, позволяющий оптимизировать структуру массовых информационных потоков, реализуя ту или иную коммуникативную стратегию» [2].

Таким образом, вопрос о соотношении жанра и формата получает новый оборот. Из указанного выше вытекает ряд следствий. Во-первых, формат - категория реляционная, проявляющая себя лишь при сопоставлении двух (и более) продуктов в плане их коммерческой эффективности. Во-вторых, черты того или иного формата не могут быть константными в силу динамизма рыночной конъюнктуры; в-третьих, рамки того или иного формата можно установить лишь эмпирическим путем. В силу изложенного можно вывести четвертое следствие: локутивные ограничения или мар-

керы, наложенные форматом, в определенных СМИ и в определенных социально-экономических условиях могут частично (иногда почти полностью) совпадать с жанровыми (Засур-ский [2]); «возникает частичное совпадение объемов понятий "жанр" и "формат"» (Лазутина [2]). Но могут и существенно отличаться от них, включая в себя, например, серьезные ограничения диктального (предметно-тематического) характера: «Форматы печатных СМИ обуславливаются предметно-тематической направленностью, целевым назначением, охватом, внешним видом издания, его размерами, объемом, периодичностью выходов, допустимым контентом» (А. В. Николаева [3]). И пятое: жанр и формат должны быть предметом исследования разных научных дисциплин, поскольку различия между ними лежат не только в онтологической, но и в гносеологической плоскости: «Образующие формат факторы "живут" не только на текстовом уровне, но и, видимо, на всех уровнях и этапах медиапроиз-водства» (Т. И. Фролова [2]).

Это означает, что объективные явления, которые мы называем жанром и форматом, не только не лежат в одной плоскости, но принадлежат разным пространствам, которые, впрочем, частично пересекаются; иначе говоря, пространство бизнес-коммуникации частично пересекается с пространством творческой деятельности. Рамки последнего заданы жанровыми системами языка и других сфер творчества. «Журналистские произведения... могут рассматриваться с точки зрения того места, которое должны занимать в каналах коммуникации на основании своих смысловых или формальных характеристик. Поэтому и возникает частичное совпадение объемов понятий "жанр" и "формат"», - отмечает Лазутина [2]. На наш взгляд, это можно объяснить следующим сравнением. Если жанр уподобить воздушному шару, то та сторона оболочки, которая обращена внутрь шара, будет принадлежать жанру, а та, которая обращена наружу, - формату. Внутренняя и внешняя поверхности, естественно, будут повторять форму друг друга, принадлежа при этом разным пространствам. Не случайно Лазутина поясняет: «Формат определяет место информационных продуктов в процессе коммуникации» [2]. Отсюда следует, что жанр - характеристика внутренней структуры высказывания (и шире - вообще произведения), формат же определяется внешними связями высказывания (произведения) в коммуника-

И еще раз о жанре и формате

75

тивном процессе. Это соотношение можно уподобить традиционному для языкознания противопоставлению значения и значимости, когда значение соотносит знак с объектом и понятием о нем, а значимость - с набором противопоставлений, в которые знак входит в знаковой системе. Значение и значимость, представляя собой разные сущности, не могут не оказывать влияния друг на друга. Не случайно в эпоху расцвета структурализма наиболее крайние представители этого направления призывали вовсе отказаться от категории значения, рассчитывая, что категории значимости достаточно для постижения свойств языковой системы. В сущности, о том же говорит экспансия понятия «формат».

Такое понимание объясняет как черты сходства жанра и формата, так и черты их несходства. Сходство обусловлено тем, что обе эти категории приложимы к одному объекту - речевому (вербально-аудио-визуальному) произведению, а несходство - тем, что категория жанра описывает внутреннюю структуру высказывания, а категория формата описывает положение того же произведения в системе коммуникативных отношений, включая как техническую, так и коммерческую и юридическую коммуникацию. Будучи категорией внешней по отношению к речевому произведению, формат не может не оказывать известного деформирующего воздействия на жанровые нормы этого произведения и, через их посредство, на его текст. Отсюда и локутивные сдвиги в высказывании под воздействием категории формата.

Предполагается, что предложенный подход к разграничению категорий жанра и формата позволит повысить теоретический уровень профессиональной подготовки журналистов.

Список литературы

1. Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://wwwjourn.msu.ru/sci-ence/pub/msu-bulletin/?print=Y.

2. Динамика жанров и форматов : межкафедральный семинар [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/taxonomy/term/221.

3. Динамика развития форматов и жанров в современных СМИ [Электронный ресурс]: методический семинар. URL: http://www.me-diascope.ru/taxonomy/term/221.

4. Лазутина, Г. В. Жанр и формат как понятия современной журналистики. Видеоконспект доклада [Электронный ресурс]. URL: www.me-diascope.ru/files/lazutina.ppt.

5. Месеняшина, Л. А. Категория формата как реализация «пассивной жанровой грамматики» в СМИ // Когнитивные исследования языка. Вып. 18. Язык, познание, культура: методология когнитивных исследований. М. -Тамбов - Челябинск, 2014. С. 534-537.

6. Формат новости для разных соц. сетей [Электронный ресурс]. URL: https://www.face-book.com/media/set/?set=a.568320856574043.10 73741828.517743878298408&type=1.

References

1. Bulletin of Moscow university (2010) [=Vest-nik Moskovskogo universiteta], Series 10, № 6, available at: http://www.journ.msu.ru/science/ pub/msu-bulletin/?print=Y, accessed 12.01.2013 (in Russ.).

2. Dinamika zhanrov i formatov [=The dynamics of genres and formats], in: Mediaskop, posted Feb. 15th, 2010, available at: http://www. mediascope.ru/taxonomy/term/221, accessed 18.10.1014 (in Russ.).

8. Dinamika razvitiya formatov i zhanrov v sovremennykh SMI [=The dynamics of genres and formats evolution of modern mass-media], in: Mediaskop, posted Jun. 22nd, 2009, available at: http://www.mediascope.ru/taxonomy/term/221, accessed 18.10.1014 (in Russ.).

4. Lazutina, G. V. "Zhanr i format kak ponyat-iya sovremennoy zhurnalistiki" [=Genre and format as categories of modern journalism], in: Mediaskop, available at: www.mediascope.ru/files/ lazutina.ppt, accessed 10.12.14 (in Russ.).

7. Mesenyashina, L. A. (2014) "Kategoriya formata kak realizatsiya «passivnoy zhanrovoy grammatiki» v SMI" [=The category of "format" as realize of "passiv genre grammar" in mass-media], in Cognitive Studies of Language, Volum 18, Moscow - Tambov - Chelyabinsk, pp. 534-537 (in Russ.).

10. Format novosti dlya raznykh sots. setey [=The news format for different social nets], available at: https://www.facebook.com/media/set/?set =a.568320856574043.1073741828.51774387829 8408&type=1, accessed 1.12.2014 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.