Научная статья на тему 'И. А. Азизян. Диалог искусств ХХ века. Очерки взаимодействия искусств в культуре. М. , Издательство ЛКИ, 2008'

И. А. Азизян. Диалог искусств ХХ века. Очерки взаимодействия искусств в культуре. М. , Издательство ЛКИ, 2008 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
897
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Савченко М. Р.

ХХ век завещал новому тысячелетию действенный инструмент развития пластических и живописных искусств их диалог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «И. А. Азизян. Диалог искусств ХХ века. Очерки взаимодействия искусств в культуре. М. , Издательство ЛКИ, 2008»

события

И.А.Азизян. Диалог искусств ХХ века. Очерки взаимодействия искусств в культуре.

М., издательство ЛКИ, 2008. Рецензия

ХХ век завещал новому тысячелетию действенный инструмент развития пластических и живописных искусств - их диалог. Этот диалог выявил специфику каждого жанра и каждого направления искусства и обеспечил в начале века кристаллизацию общего им авангардного стиля. Он оказался эффективным ответом на реальный кризис традиционных «классических» направлений искусства и, шире, ответом на распад изолированных культурных и социальных институтов с их системами традиций и мировоззренческими установками. Удержать от распада и распыления этот поток инноваций мог только новый диалог культур. Характерно, что и современное искусство полагает своим авангардом штудии начала ХХ века. Диалог новых форм искусства продолжается.

В книге И.А.Азизян дан анализ основных течений искусства с начала века - от авангарда до постмодернизма нашего времени. Прослежена специфика как программных течений фовизма, кубизма, футуризма, экспрессионизма, дадаизма, сюрреализма на уровне их теоретического самоосознания, так и отдельных произведений таких выдающихся мастеров , как Матисс, Кандинский, Гауди, Мендельсон, Цадкин, Липшиц. Материалы книги не сводятся к констатации фактов и иллюстрации направлений. Они раскрывают пути и способы диалогического взаимоотношения культур. Дело в том, что разные жанры искусств обладают специфическим языком и составом инструментов взаимовлияния.

Перед нами основные направления в становлении диалога культур. Мир социальных потрясений начала XX века соединяет и взаимно питает мир кардинальных стилистических инноваций в искусстве. Это диалог искусства и жизни. Художник и революция, главным образом революция духа - ведущая тема того времени. Природа диалога здесь представлена выпукло и всесторонне. В диалоге возникает общий стиль, общий дух эпохи. Это тема тем более интересна, что стилистическое единство разных форм и направлений человеческой деятельности до сих пор не имеет внятного

теоретического объяснения. Характерно, что художники авангарда часто оказывались на ключевых постах в организации художественной жизни. Так, Александр Быховский возглавил в 1919-1922 годах отдел Изо Наркомпроса Гомеля. Одновременно он - автор одной из самых выразительных композиций, посвященных Революции. Это плакат «Красный набат. На фронт, добровольцы». Универсальная творческая личность этого автора проявилась в разнообразии его художественных интересов, видов и жанров искусств, которыми он занимался: живопись, графика, плакат, скульптура, архитектурные и выставочные проекты, театральное оформление. Тема диалога видов и жанров искусства хорошо прослеживается там, где она представлена в одной многогранной творческой личности. А.Быховский остро чувствует связь времен. Характерно его обращение к искусству шрифта, особенно в таких работах, как искусство экслибриса или в графическом листе «На смерть трех поэтов».

Следует отметить также диалогическое взаимодействие приемов композиционного построения в разных видах и жанрах искусства. И.А.Азизян обращает внимание читателя на художественный прием диагональных построений, передающих дух той эпохи. Самыми яркими выразителями диагонали являются Композиции VI и VII Кандинского и павильон архитектора Мельникова на Парижской выставке 1925 года.

Особое внимание уделяет автор анализу знаковых, но не вполне хорошо известных отечественному читателю фигур XX века - Жана Кокто, Александра Архипенко, Александра Кальдера. Жизненный путь Жана Кокто помогает вскрыть внутренний механизм культурного диалога. Основанием диалога - противостояния и внутреннего единства - является единая мировоззренческая установка искусств. Кокто пересекает границы разных видов и жанров, сохраняя целостный взгляд на художественную форму. Универсальная личность Жана Кокто - напоминание о творческом портрете

Эрих Мендельсон. Башня-обсерватория в Потсдаме. Вид с юго-востока. Снимок 1999 г.

А.Быховский. На смерть трех поэтов. 1917

Жан Кокто. Пабло Пикассо. 1917

100 1 2009

события

Микеланджело и Леонардо. Новый вклад в искусство возникает в живом диалоге разных видов и жанров и одновременно в живом диалоге разных мастеров. В творческое окружение Кокто входили Пикассо, Поль Элюар, Раймон Радиге, Гий-ом Аполлинер, Сергей Дягилев, Лев Бакст, Игорь Стравинский, Эдит Пиаф, Жан Марэ. К перечисленным надо прибавить и мастеров искусства, которым Кокто посвятил свои портреты-воспоминания: Марселя Пруста, Модильяни, Ки-рико, Утрилло, Равеля, Эрика Сати, Дариуса Мийо, Чарли Чаплина. Глубокая дружба, сотрудничество с ними отразились в эпистолярном наследии и рисунках Кокто, в портретах поэта, созданных Модильяни, Пикассо, Бакстом, Липшицем, а главное, в произведениях синтеза искусств, созданных Кокто в сотрудничестве с Пикассо и Эриком Сати (балет «Парад», 1917), Раулем Дюфи и композитором Дариусом Мийо («Бык на крыше»), со всеми музыкантами «Группы шести» («Свадьба на Эйфелевой башне»), со Стравинским («Царь Эдип» по Софоклу), с Артуром Онеггером и Пикассо («Антигона»), с композитором Жоржем Ориком и хореографом Сержем Ли-фарем («Федра», поставленная в декорациях и костюмах самого Кокто). Особняком стоит искусство А.Кальдера - его знаменитые композиции - мобили и стабили. Это, безусловно, скульптура и одновременно архитектура. Это и искусство дизайна художественной среды. Автор как бы снимает границы жанров, сохраняя целостность и конструктивность формы.

Творчество А.Архипенко названо в работе революцией в скульптуре ХХ века. Этот автор является пионером кубизма.

Вся публикация обращает внимание на общий вклад российских авторов в становление языка современного мирового искусства. Скульптура и живопись, архитектура и поэзия вступают в плодотворный диалог поверх своих языковых барьеров. И.А.Азизян указывает на приемы диссонанса

Университетский

Анри Лоран. «Амфион». Фернан Леже. Керамическая стенопись

(Кульбин, Малевич), на согласованную деформацию форм (Пикассо), на очищение художественного приема до уровня символа, на общее напряжение и контраст пространственных форм (К.Мельников), на общие истоки в первобытных формах скульптуры и архитектуры. Когда разные художественные направления кажутся несопоставимыми, выясняются их связи в истоках.

Построение глав книги подчиняется исторической последовательности - от начала века, включая революционное явление русского авангарда (часть 1), через диалог культур межвоенных десятилетий, включая искусство арт-деко, Вхутемас, сталинский ампир (часть 2) - к искусству модернизма и постмодернизма (часть 3).

Все направления развития искусств XX века в диалоге разных его стилевых направлений, видов, жанров и форм представлены в книге в их переплетении и взаимном отражении, полно и подробно. Но значение книги не сводится к обзору и анализу художественных течений века ушедшего. Она помогает ориентироваться в настоящем, когда нужно вновь нащупать связь течений, вступить в диалог с прошлым. Нелинейная архитектура, поиск новых границ архитектуры и дизайна, установление диалога с наукой, в том числе с ее новыми физическими концепциями - их осознанию архитектурно-художественным сообществом способствует публикация книги И.А.Азизян. Тема диалога культур, внутренних причин и способов этого диалога вплетается в более широкое направление функционального взаимодействия сферы искусства и политики, культуры и экономики, архитектуры и скульптуры, эстетики среды и потребительского интереса. Их взаимодействие и взаимовлияние также проходит в русле отношений, где трудно отделить «причину» от «следствия», и тема диалога выходит на первый план.

М.Р.Савченко

центр в Каракасе. 1953

Александр Кальдер. Акустический потолок главной аудитории

1 2009 101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.