Научная статья на тему 'Художник смерти'

Художник смерти Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
303
94
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художник смерти»

STUDIES IN THE HISTORY OF BIOLOGY. 2009. Volume 1. No. 1

179

ности по генетике, статистике и микроскопической технике, важность личного контакта между исследователями при передаче навыков практической работы. Внимательный читатель найдет немало интересных мелких деталей, касающихся тонкостей практической работы биологов того времени (изготовление и интерпретация микроскопических препаратов, детали постановки экспериментов).

Сообщаемые автором детали позволяют по-новому взглянуть на некоторые дискуссии времен лысенковщины (по проблемам вегетативной гибридизации, опыления смесями пыльцы, непостоянства числа хромосом), погрузиться в атмосферу неопределенности, в которой пребывает каждый исследователь, занимающийся интерпретацией данных наблюдений и экспериментов. Кульминацией истории можно назвать постепенное обращение автора, начинавшего как наивный «мичуринец», в «морганиста» под давлением опытных данных. Эксперименты по кандидатской диссертации, посвященной генетике садовой земляники, задуманные как подтверждение лысенковских теорий, дали негативные результаты. Не в последнюю очередь это стало возможно благодаря твердо усвоенным еще в университете навыкам постановки и статистической обработки результатов эксперимента (курс «менделевско-моргановской» генетики и основы вариационной статистики на кафедре генетики ЛГУ читал, правда, под присмотром заведующего, неразоблаченный «морганист» В.С. Фёдоров).

Автор был знаком со многими людьми, игравшими ключевую роль истории советской биологии, среди прочих Н.В. Турбиным («мичуринцем», ставшим «морганистом», который был руководителем ее диссертационного исследования), А.Р. Жебраком (упорным защитником генетики, за сына которого М.П. Солнцева вышла замуж) и многими другими. Книга иллюстрирована фотографиями из коллекции автора, большинство из них публикуется впервые.

Историки никогда не бывают полностью довольны тем, что именно ученые включают в свои воспоминания, а что оставляют за кадром, но я хотел бы воздержаться от слишком строгого осуждения. Вместе с тем, я считаю своим долгом пожаловаться на два явных недостатка книги: ее краткость (за вычетом обзорной части останется едва полсотни страниц) и то, что результаты исторических исследований иногда смешиваются с личными воспоминаниями «из первых рук». Тем не менее, любой читатель, знакомый с предметом, легко отличит личные воспоминания от вторичных наслоенийд

Художник смерти

М.В. Хартанович

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, Санкт-Петербург, Россия; marhar@kunstkamera.ru

В 2008 г. в издательстве «Наука» в переводе на русский язык вышла книга нидерландского историка науки и медицины Люка Койманса «Художник смерти»34. Ее научную редакцию осуществил А.Б. Радзюн, хранитель анатомических коллекций Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.

34 Койманс Л. Художник смерти. Анатомические уроки Фредерика Рюйша: Пер. с голланд. СПб.: Наука, 2008. 448 с.; илл.

180

ИСТОРИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2009. Том 1. № 1

Главный герой книги—знаменитый нидерландский анатом, препаратор-виртуоз Фредерик Рюйш (1638—1731), чью коллекцию анатомических препаратов приобрел Российский император Петр I для первого российского общедоступного музея — Кунсткамеры. Повествование основано на архивных материалах, амстердамских газетах и памфлетах и представляет собой увлекательный документальный роман о жизни, судьбе, работе, профессиональной борьбе и победах медика эпохи барокко — Фредерика Рюйша.

Читатель познакомится с историей развития анатомии в Европе, действовавшими в конце XVII — начале XVIII века практиками изучения тела человека, методиками сохранения анатомических препаратов, мотивами создания анатомических коллекций и медицинских музеев. Автор создал масштабную картину «врачебной жизни» в Западной Европе: аптекарское дело, ботанические аптекарские сады, обучение медиков и анатомические театры, хирургические инструменты, методика и практика оказания медицинской, в первую очередь, хирургической помощи, оплата работы медиков, лекарей и повивальных бабок и яростная конкурентная борьба внутри профессиональных цехов, полемики вокруг медицинских открытий, в т. ч. сделанных Ф. Рюйшем.

Отдельная глава посвящена истории анатомической коллекции Ф. Рюйша, которая прибыла в Петербург в 1718 г. и хранится поныне (в Нидерландах работ Рюйша не сохранилось) в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН — преемнике и наследнике Кунсткамеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.