И. П. Потемкина
Художник-новатор эпохи Просвещения Джозеф Райт из Дерби
Статья имеет цель привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новаторских идей живописи Англии эпохи Просвещения. Долгое время такому блестящему национально признанному на родине художнику как Джозеф Райт из Дерби, не посчастливилось получить заслуженной им славы в мировой искусствоведческой литературе. Хотя его интереснейшие картины имеются во многих странах, в том числе и в России, значительных работ, посвященных его жизни и творчеству недостаточно. В нашей стране о нем нет специальных исследований, а имеются лишь краткие необходимые строки в энциклопедии, да упоминание в литературе о других художниках.
Путеводитель по музеям и галереям Лондона определяет его статус как неоклассического художника XVIII в. вместе с именами Гамильтона, Веста, Копли, Бари и Стабса (Guide to London museums and Galleries. London, W.C.1, p. 66).
В своей замечательной книге о Гейнсборо Е.А. Некрасова называет картины Райта «замкнутыми» законченными холстами с «читабельной» структурой (Некрасова Е.А. Томас Гейнсборо. М., Изобразительное искусство, 1990. C. 6). Находя такую оценку принижающей значение шедевров Райта, зритель может возразить насчет их замкнутости и читабельности. Все зависит от того, как понимать и оценивать читабельность живописи. Восхищаясь и восклицая «Кто же не любит Гейнсборо, Рейнольдса и Хогарта!», зритель имеет право сравнивать изображаемую ими эмоциональную правду изящества с правдой полотен Райта. Если портреты и пейзажи Гейнсборо и Рейнольдса вызывают у зрителя восхищение при виде изысканности прекрасных дам, их роскошной одежды и воспринимаются как специально парадные и, вероятно, приукрашенные, то полотна Райта вызывают философские мысли о смысле бытия, цели жизни, о разнице возрастной психологии людей, о значении экологии в жизни живых существ.
Так читается шедевр Райта в Национальной Галерее в Лондоне «Эксперимент над птицей, помещенной в воздушный насос» (An experiment on a bird in the Air Pump. 1768. Oil on canvas 183 x 224). На картине харизматический натурфилософ демонстрирует, как безвоздушное пространство действует на живые организмы. Воздух из стеклянного сосуда выкачан с помощью большого прибора с воздушным насосом, изобретенным немецким физиком Отто фон Герике в 1650 г. Рядом лежит пара сфер, которые, если из них выкачать воздух, станут неразделимы. В стеклянном сосуде дорогостоящий белый какаду хватает воздух, задыхается и близок к смерти. Только
231
седовласый ученый в облике живого бога-отца может спасти птицу, ослабив клапан на верхушке сосуда. Мальчик у окна спускает клетку ниже в надежде неотвратимого освобождения птички. Обе сестренки мальчика в ужасе, видя агонию своего любимца, а их отец приводит в утешение холодные доводы разума. Пожилой мужчина справа думает о смерти - тема, на которую всегда наводит человеческий череп, который на картине находится в большом стеклянном сосуде, освещенном единственной в комнате свечой. Еще один традиционный лейтмотив мимолетности - часы, с которыми мужчина налево отмечает продолжительность демонстрации опыта. Мальчик налево позади мужчины смотрит, как завороженный. Только пара молодых людей не интересуется происходящим в центре картины. Они влюблены и думают только о жизни. Это Мэри Варлав и Томас Колтман, которые собираются пожениться в следующем году. (Их двойной портрет после женитьбы, написанный Райтом в 1771 г., также находится в Национальной галерее).
Второй источник света в картине - луна за окном, штрих готики, напоминающий нам, что в конце XVIII в. наука и мистика бывают поставлены в тупик и оказываются одинаково захватывающими, поглощающими. Так, в Англии «Лунное общество» Эразма Дарвина бывало собиралось каждый понедельник перед полнолунием, чтобы обсудить достижения в науке и технике.
Достижения науки, философии, искусства, религии стали в XVIII в. источником оптимизма, уверенности в способности человека строить мир по своей воле и убеждениям. Открытия сэра Исаака Ньютона в математике, физике и особенно астрономии отражены Райтом в его картине «Философ (или ученый), читающий лекцию о модели солнечной системы» («A Philosopher, lecturing on the orrery». Oil on Canvas 147,3 x 203,2). Философ демонстрирует работу Вселенной по законам, открытым Ньютоном. Солнечная система представлена как форма раннего планетария. Этот шедевр был представлен на выставке в Лондоне в 1766 г. Тема картины совершенно необыкновенна. Группа слушателей разного возраста, среди которых двое детей, освещены источником света вместо солнца, лучи которого выделяют эту группу из тьмы, символизирующей причины солнечных затмений. Портреты заинтересованных слушателей, объединенных в группу, выполнены превосходно, отражая мысли и чувства каждого, соответственно его возрасту и знаниям. Это полотно, как живописная метафора, изображающая свет эпохи Просвещения в противоположность незнанию и темноте. Лучи света, исходящие из центра картины, символизируют распространение знаний и их влияние на людей любого возраста (от мала до велика).
Тема ремесла была выполнена в серии из пяти картин, изображающих ковку железа, работу в кузнице. Картины были выставлены
232
в Лондоне в «Обществе художников» в 1771 г. и были быстро раскуплены. Императрица Екатерина II купила картину «Ковка железа в кузнице снаружи» («An Iron Forge from Without») и «Иллюминация в Риме» (холст, масло 162,5 х 215). В настоящее время обе картины находятся в Эрмитаже.
Лорд Мельбурн купил картину «Кузница» прямо с мольберта. Лорд Пальмерстон, отец премьер-министра Англии XVIII в., купил картину «Ковка железа» (An Iron Forge), которая теперь находится в галерее Тейт в Лондоне. Комментируя выставку 1771 г., художник Нортком писал, что Райт - самый знаменитый художник светотени, пользующийся светом свечи.
Как художник светотени Райт постоянно обращался к бесконечным опытам со светоэффектами, особенно в освещении ночных промышленных сцен, посещая кузницы, стеклодувные мастерские, домны, фабрики по производству хлопка, цеха по производству фарфора. Его картины могут быть освещены одним источником света, двумя, а также и самим предметом, например, раскаленным до бела предметом в кузнице. Райт сумел привлечь воображение под знамя науки. В 1774 г. Райт предпринял путешествие в Италию, в Неаполь. Там он стал свидетелем извержения вулкана Везувия. Зрелище, которое он увидел, вдохновило его написать картину «Извержение Везувия», которая находится сейчас в музее им. А.С. Пушкина в Москве.
По возвращении в Дерби Райт соорудил в своей мастерской специальный аппарат для освещения предметов с помощью искусственного света, который помог бы имитировать различные краски и оттенки, отображающие более точно реальные явления природы.
Модели, портреты которых писал Райт, были люди, которые своим трудом внесли огромный вклад в служение на пользу общества не только города Дерби, но и Англии и всего прогрессивного человечества. Так в портретах, прекрасно и точно выполненных Райтом, зрители узнают доктора Эразмуса Дарвина, деда Чарльза Дарвина, создавшего теорию эволюции человека. Эразмус Дарвин был врачом (лечил Райта), ученым, поэтом, изобретателем и воспитателем. Друг и сосед Райта Джон Вайтхерст (John Whitehurst, 178283. Oil on Canvas 121 x 71,1 private collection) был не только изобретателем различных точных инструментов и часов, но и известным геологом. Он познакомил Райта со знаменитым Бирмингемским лунным обществом (Birmingham Lunar Society). Это была группа ученых, стремящихся доказать благо науки на пользу общества. Среди членов этого общества были знаменитый изготовитель фарфора Джошуа Веджвуд, Джеймс Уатт - изобретатель парового двигателя. Райт не был членом этого общества, но разделял его интересы, что очевидно из сюжетов его картин.
233
Следует упомянуть прямую связь Райта с Руссо, публикации которого помог осуществить друг Райта Брук Вутби. Это были автобиографические «Диалоги» Руссо.
Итак, Райт работает как портретист, пейзажист и как великий мыслитель и психолог, отображает устремления человека в интеллектуальной, научной и индустриальной эволюции эпохи, с которой он идет в ногу. Как индустриальные мотивы его картин, так и портреты современников исполнены на фоне тщательно проработанных пейзажей и интерьеров.
Райт написал несколько автопортретов, первым из которых был его автопортрет в возрасте 20 лет в костюме Ван Дейка. Этот автопортрет был написан им в студии Томаса Хадсона в Лондоне. Портрет свидетельствует о мастерском владении искусством драпировки. Хотя Райт использовал живописные эффекты, изображая свои модели в шелковых, атласных одеждах с крупными украшениями из золота и жемчуга, но он никогда не приукрашивал черты лица или фигуры своих моделей.
Вот перед зрителем портрет Сары Карвер с маленькой дочерью Сарой (Portrait of Sarah Carver and her daughter Sarah, 1769-70. Oil on Canvas 127 x 101,6), протягивающей веточку вишенок попугаю на ветке. Эта молодая женщина с довольно простыми чертами лица и небольшим двойным подбородком. На запястье у Сары браслет с портретом ее мужа. Свою маленькую дочку Сара держит на руках, и вся компоновка фигур производит эффект трогательности, истинной человеческой красоты и доброты. Кредо Райта было показать внутренний мир личности в противоположность приукрашенной красоте капризных модниц Бата. Двойной подбородок или слишком длинный нос модели не понравились бы заказчикам и заказчицам, и Райт понял, что не может стать модным портретистом ни в Бате, ни в Лондоне. Его портреты были слишком честными и точными.
Инновационные идеи Райта осуществляются не только сюжетным содержанием его полотен, но и техникой письма. Райт изобрел новый способ наложения красок. Поверхность его полотен почти всегда гладкая, похожая на эмаль. Краски накладывались диагональными мазками. Став профессионалом в смешивании красок, он осторожно примешивал к ним самые разные пигменты. Картины Райта долговечны и поверхность мало трескается и не осыпается.
Человеческая сущность Райта также притягательна. Из мемуаров племянницы Райта, а также из его автопортретов художник выделяется как человек не только красивый внешне, но и внутренне, обладая высокими морально-нравственными устоями. Это человек независимый, уверенный в своих убеждениях, способный совершать благородные поступки.
234
Семейная жизнь занимала очень важное место в жизни Джозефа Райта. В отличие от многих представителей своей эпохи он женился по любви, а не из-за высоких связей и денег. Его жена Анна Свифт не считалась подходящей для него парой, так как принадлежала к менее обеспеченным и менее известным слоям общества. Племянница Райта в своих мемуарах писала, что это отрицательно сказалось на его славе. Очевидно, боясь неодобрения семьи в выборе жены, Райт сообщил о своей женитьбе после того, как она состоялась, и он был со своей женой на пути в Италию. Райт был очень любящим отцом шестерых детей, из которых четверо были живы до зрелого возраста. Он позволял детям играть и бегать по всему дому, даже в своей мастерской, чего не одобряла его племянница, считавшая, что идеи такого свободного воспитания, которые она не особенно приветствовала, исходили от Руссо и Дарвина.
Райт был женат на дочери рабочего шахты по добыче свинца, и в обществе города Дерби шутили, что его брак свидетельствует об инновационных индустриальных идеях в его творчестве. Его племянница писала в своих мемуарах, что социальный статус его жены отрицательно повлиял на заказы, и из-за этого ему пришлось вести закрытую от общества жизнь и лишиться многих заказов от богатых людей. Но нет никаких доказательств, что этот брак не был счастливым.
Долгое время Райт считался провинциальным художником, хотя и очень известным. Его новаторские идеи назывались в Английской Академии Художеств некоторыми отклонениями от привычных установленных правилами норм, хотя его картины постоянно выставлялись на выставках в Лондоне. Приставка в его имени «Райт из Дерби», в котором он прожил всю жизнь и умер в 63 года, несколько подчеркивала провинциальность города, хотя, как очевидно из приведенной информации о его знаменитых гениальных жителях, Дерби, небольшой город, был теснейшим образом связан с передовыми идеями эпохи Просвещения. Географическое расположение города очень выгодно для развития ремесел и промышленности, а живописные окрестности вызывают настроение отобразить природу этого края в прекрасных пейзажах.
Международное признание Джозефа Райта как художника мирового значения последнее время растет. Его картины постоянно выставляются на выставках в Лондоне, Лувре, в Нью-Йорке и других городах. Двухсотлетие со дня смерти Джозефа Райта было отмечено в 1997 г. К этому дню вышла из печати книга «Джозеф Райт из Дерби. 1734-1797», изданная музеем и галереей Дерби, которая может служить значительным вкладом в историю искусствоведения не только Англии, но и других стран. Книга содержит много цветных
235
иллюстраций картин, портретов, рисунков и набросков, выполненных художником.
Все вышеизложенное призывает к изучению и написанию на русском языке отдельного подробного исследования о жизни и творчестве этого замечательного художника эпохи Просвещения, поскольку его строгий нравственный подход к творчеству и новаторские идеи сюжетов его картин актуальны и в наше время.
Т. П. Самсонова
Философско-эстетические воззрения Ференса Листа: опыт осмысления к 200-летию со дня рождения
Годы жизни Ф. Листа (1811-1886) охватывают почти весь XIX в. Он был свидетелем величайших потрясений в Европе. Год его рождения - время наивысшего могущества Наполеона, детство совпало с торжеством реакции Священного союза, отрочество и юность прошли в обстановке Реставрации, в зрелом возрасте он был свидетелем целого ряда буржуазных революций: 1830 г. в Париже, 1848-1849 гг. в Венгрии и Германии; он пережил Парижскую коммуну и плоды господства Габсбургов в Венгрии. «Человек мира», блистательный виртуоз и свободный художник, экстравагантный романтик - он впитывал этот мир жадно и вдохновенно. Встречи с выдающимися мыслителями своего времени, художниками, писателями, поэтами, композиторами оставляли глубокий след в его творческой натуре, заставляли размышлять о судьбах искусства и находить свой способ философского постижения мира своей музыкой. К таковым можно отнести фортепианный цикл «Годы странствий». Это уникальное создание пианистической литературы, хотя сама тема странствий чрезвычайно характерна для романтического искусства вообще. Этот цикл занимает совершенно особое место в фортепианном творчестве Листа. Работа над ним продолжалась в течение 40 лет (30-е - 70-е гг.), ни над каким другим сочинением композитор не работал так много. Большие гастрольные турне и просто путешествия по разным странам и городам Европы нашли отражение в этом цикле, объединённым одним названием, одной идеей - идеей синтеза искусств и программности в музыке. «Годы странствий» Листа - философский взгляд на мир большого художника, стадии его духовного роста. Сквозь музыку этих пьес можно усмотреть три этапа восхождения духовной зрелости композитора, которые соответствуют названиям частей цикла.
«Первый год. Швейцария». Это цикл пьес, первый том цикла «Годы странствий» навеянный картинами природы Швейцарии. Об-
236