Научная статья на тему 'Художественный опыт обретения смысла: впечатление, язык, поступок'

Художественный опыт обретения смысла: впечатление, язык, поступок Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественный опыт обретения смысла: впечатление, язык, поступок»

Колонка главного редактора

Сергей Маленко,

Новгородский государственный университет имени Ярослава

Мудрого

(Великий Новгород, Россия).

Sergey Malenko,

Yarosla v- the - Wise No vgorod State University (Veliky Novgorod, Russia).

https://doi.org/10.34680/EISCRT-2023-4(5)-9-17

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ОБРЕТЕНИЯ СМЫСЛА: ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЯЗЫК, ПОСТУПОК

Дорогие читатели!

Творческая команда журнала «Индустрии впечатлений. Технологии социокультурных исследований» (EISCRT) завершает текущий 2023 год четвертым номером. По уже сложившейся традиции в тематических рубриках представлены как те авторы, которые уже активно публиковались в нашем издании, так и те, с которыми мы с Вами познакомимся впервые. Так практически половина авторов этого выпуска представляют различные

московские научные школы, а также томскую академическую традицию современных социокультурных исследований.

Выпуск открывает рубрика «Рефлексии» с рассуждениями Елены Семеновой - директора Некоммерческого партнерства «Театр-ЭКС» - о практиках зарубежной карнавальной культуры и о сценариях их отражения в лингвокультурологии. Анализ понятийного аппарата актуальных карнавальных практик напрямую детерминируется событийной канвой современного декарнавализированного и политизированного мира, активно разрушающей архетипический смысл карнавальной культуры как таковой.

Рубрика «Имена» предлагает вниманию читателей два интереснейших текста. Первый - Николая Хренова - посвящён анализу творчества Андрея Тарковского, который, по мнению автора, является не просто выдающимся и талантливым режиссером, творцом гениальных фильмов, но и инициатором качественного обновления художественного языка кино, мастером, который непосредственно созидал новые грани его философско-художественного символизма. Казанская исследовательница Елена Яковлева парадоксальным образом качественно сужает пространство научного интереса, мастерски превращая известнейший шлягер Михаила Шуфутинского в предмет оригинального философско-культурологического и детального искусствоведческого анализа.

Рубрика «Традиции» в этом выпуске полностью посвящена ф изучению различных граней отечественного и зарубежного

кинематографа. Так в поле зрения нашей коллеги из Санкт-Петербурга Екатерины Коломейцевой попадает современный отечественный драматический сериал «Черная весна», который, по ее мнению, является удачным примером реализации метамодернистских установок современного искусства. А Сергей Маленко и Андрей Некита, продолжая свои многолетние исследования архетипических, символических и идеологических парадигм западного кинематографа, привлекают внимание читателей к оригинально визуализированным голливудскими режиссерами извечным противоречиям коммуникации элиты и массы на примерах американских фильмов ужасов. Исследователи из Великого Новгорода констатируют, что фильмы, снятые в США в этом жанре, всякий раз нетривиальным образом эстетизируют войну и публично пропагандируют насилие как естественную форму бытия цивилизации.

В этом выпуске нашего издания рубрика «Горизонты» объединила интеллектуальные усилия двух молодых авторов, которые с разных сторон анализируют опасности и противоречия внедрения цифровых технологий в экзистенциальные и коммуникативные практики современного человека. Так томская исследовательница Анна Шавлохова обращает внимание на противоречие между образом «Я» человека как символом реальности и его виртуальным аналогом в форме «Расширенного Я». Одной из ведущих стратегий формирования этого конфликта как раз и выступает современная гейм-индустрия, позволяющая нам уже сегодня заглянуть в ближайшее и отдаленное будущее

человечества. Ширин Хан, представляющая на страницах нашего издания интеллектуальную традицию Института философии РАН (г. Москва), пытается определить роль виртуального пространства в изменении идентичности человека, в первую очередь, представителей молодого поколения. Рассмотрев положительные и отрицательные стороны онлайн общения, автор приходит к выводу об исключительном значении социальных сетей в процессе формирования и продвижения принципиально нового для современного мира типа личности - цифрового аборигена.

Завершает четвертый номер рецензия на недавно вышедшую монографию нашего крымского коллеги Станислава Перехода под названием «Метафизический аспект культурной идентификации русской цивилизации», в которой он стремится обобщить историю и достижения исследовательской традиции русской религиозной философии. На этом основании автор утверждает, что возможно обнаружение русского культурного кода, который сегодня, в условиях торжества социальных технологий, может позволить гармонизировать российское общество и значительно увеличить уровень духовной сплоченности Русского мира.

Редакционная коллегия выражает уверенность в том, что опубликованные на страницах нашего издания исследования найдут широкий отклик и станут основанием для начала очередного витка научного и духовного творчества, который принесет нам всем новые знания и открытия. Мы открыты для интересных материалов, будем рады познакомить с результатами

м

актуальных социокультурных исследований наших внимательных и взыскательных читателей.

Для цитирования статьи:

Маленко, С. А. (2023). Художественный опыт обретения смысла: впечатление, язык, поступок. Индустрии впечатлений. Технологии социокультурных исследований (EISCRT), 4(5), 9-17.

1тН:рз://Со1.огд/10.34680/Е^СРТ-2023-4(5)-9-17

Editor-in-Chief's Column

https://doi.org/10.34680/EISCRT-2023-4(5)-9-17

ARTISTIC EXPERIENCE OF ACQUISITION OF MEANING: IMPRESSION, LANGUAGE, ACTION

Dear readers!

The creative team of the journal "Experience industries. Sociocultural Research Technologies (EISCRT) ends the current year of 2023 with the fourth issue. According to the already established tradition, thematic sections present both those authors who have already been actively published in our publication, and those who we will meet for the first time. Thus, almost half of the authors of this issue represent various Moscow scientific schools, as well as the Tomsk academic tradition of modern sociocultural research.

The issue opens with the section "Reflections" with the disquisition of Elena Semenova, director of the Non-Profit Partnership "Theater-EX", about the practices of foreign carnival culture and the scenarios for their reflection in linguoculturology. Analysis of the conceptual apparatus of current carnival practices is directly determined by the event outline of the modern decarnivalized and politicized world, which actively destroys the archetypal meaning of carnival culture as such.

The "Names" section offers two very interesting texts to readers. The first one by Nikolai Hrenov is devoted to the analysis of the work of ^ Andrei Tarkovsky, who, according to the author, is not just an

outstanding and talented director, creator of brilliant films, but also the initiator of a qualitative renewal of the artistic language of cinema, a master who directly created new facets of his philosophical and artistic symbolism. Kazan researcher Elena Yakovleva paradoxically qualitatively narrows the space of scientific interest, masterfully transforming the famous hit of Mikhail Shufutinsky into the subject of an original philosophical, cultural, and detailed art historical analysis.

The "Traditions" section in this issue is entirely devoted to the study of various facets of domestic and foreign cinema. Thus, the modern domestic drama series "Black Spring", comes to the attention of our colleague from St. Petersburg Ekaterina Kolomeytseva, which is in her opinion a successful example of the implementation of metamodernist principles of contemporary art. Sergey Malenko and Andrey Nekita, continuing their many years of research into the archetypal, symbolic and ideological paradigms of Western cinema, draw the readers' attention to the eternal contradictions of communication between the elite and the masses, originally visualized by Hollywood directors, using the examples of American horror films. Researchers from Veliky Novgorod state that films made in the USA in this genre each time aestheticize war in a non-trivial way and publicly promote violence as a natural form of existence of civilization.

In this issue of our publication, the "Horizons" section united the intellectual efforts of two young authors who, from different angles, analyze the dangers and contradictions of introducing digital technologies into the existential and communicative practices of modern man. Thus, Tomsk researcher Anna Shavlokhova draws

attention to the contradiction between the image of a person's "I" as a symbol of reality and its virtual analogue in the form of the "Extended Self". One of the leading strategies for the formation of this conflict is precisely the modern game industry, which allows looking into the near and distant future of humanity. Shirin Khan, who represents the intellectual tradition of the Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences (Moscow) is trying to determine the role of virtual space in changing the identity of a person, primarily of representatives of the younger generation on the pages of our publication. Having examined the positive and negative aspects of online communication, the author concludes about the exceptional importance of social networks in the process of forming and promoting a fundamentally new type of personality for the modern world - the digital native.

The fourth issue ends with a review of the recently published monograph by our Crimean colleague Stanislav Perekhod entitled "The Metaphysical Aspect of the Cultural Identification of Russian Civilization", in which he seeks to summarize the history and achievements of the research tradition of Russian religious philosophy. On this basis, the author argues that it is possible to discover the Russian cultural code, which today, in the conditions of the triumph of social technologies, can make it possible to harmonize Russian society and significantly increase the level of spiritual cohesion of the Russian world.

The editorial board expresses confidence that the research published on the pages of our journal will find a wide response and will ^ become the basis for the beginning of the next round of scientific and

spiritual creativity, which will bring us all new knowledge and discoveries. We are open to interesting materials and will be happy to present the results of current sociocultural research to our attentive and discerning readers.

For citation:

Malenko, S. A. (2023). Artistic experience of acquisition of meaning: impression, language, action. Experience industries. Socio-Cultural Research Technologies (EISCRT), 4(5), 9-17. https://doi.org/10.34680/EISCRT-2023-4(5)-9-17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.