УДК 008.009
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ КАК ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ МОДНОЙ КОЛЛЕКЦИИ
Н.Н Фомина1
Санкт-Петербургский государственныйуниверситет сервиса и экономики (СПбГУСЭ),
191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А
В статье рассматриваются вопросы использования художественного образа при создании модной коллекции. Предоставляются результаты статистического исследования и выявляются приоритетные источники вдохновения при создании коллекций последних лет.
Ключевые слова: художественный образ, модные коллекции, искусство XX века.
ARTISTIC FIGURE AS THE SOURCE OF INSPIRATION FOR CREATING
FASHION COLLECTIONS
N.N. Fomina
St.-Petersburg state university of service and economy (SPbSUSE), 191015, St.-Petersburg, streetKavalergardsky, 7 A The article investigates the issues of using an artistic figure while creating a fashion collection. There are detected the first-priority sources of inspiration for creating the collections of the past few years and the results of statistical research are presented.
Key words: artistic figure, fashion collections, XXth century art
В настоящее время проблема формирования и развития образа в модной коллекции становится актуальной как никогда. Последние годы в области костюма характеризуются по-листилизмом: сосуществованием разнообразных стилей и течений, изобилие новых дизайнерских предложений, значительное расширение диапазона технических средств при воплощении замыслов. Названные явления заставляют дизайнера искать новые методы эмоционального воздействия при создании модного костюма.
Задача дизайнера заключается в том, чтобы оптимальным образом удовлетворить нарождающиеся духовные потребности, а значит - воплотить образы, актуальные для современного сообщества. Мода является частью массовой культуры, основа которой - массовый вкус. Понятие "массовый" сегодня весьма часто встречается в словаре социальных наук. Говорится о "массовом производстве", "массовом потреблении", "массовых движениях", "массовых организациях", "массовом сознании", "массовой коммуникации" и т.д. В XX столетии массовость стала неотъемлемой чертой многих социальных процессов, она прослеживается в самых различных областях социально-экономической, политической и культурной жизни. Уровень массового вкуса, этот некий усредненный социальный уровень некой общности в определенную эпоху.
Мода является отражением обществен -ных настроений, идеологий, норм и ценностей того или иного общества [1]. Сила тех, кто работает в области моды - в способности уловить, определить и почувствовать поворот во вкусах масс, что дает шанс на финансовый успех и популярность.
С универсальностью связана такая черта моды, как массовость: в ней участвуют различные классы, социальные слои, профессиональные группы, демографические категории и т.д. Мода присуща большим социальным системам и носит глобальный характер. Ее функционирование не может ограничиваться рамками отдельных элитарных групп или замкнутых субкультур, существование которых поддерживается скорее действием разного рода обычаев и ритуалов. Одним из выражений универсальности является тот факт, что "моды" в своем движении легко преодолевают межгосударственные границы, на какие бы замки они ни запирались. Это обусловлено особенностями современного массового производства и потребления, развитием средств коммуникации, культурных контактов и т.д.
Костюм в системе моды является своего рода знаковой системой [2]. Одежда-описание ставит нас перед лицом бесконечной коммуникации, ни единицы, ни функции которой нам неизвестны, поскольку ее структура хоть и носит словесный характер, но не совпадает в точности со структурой языка. Как же структури-
Н.Н. Фомина
ровать эту коммуникацию? Лингвистика предлагает нам модель действий - коммутации. Прием коммутации заключается в том, чтобы искусственно варьировать один из терминов этой структуры и наблюдать за тем, вызывает ли такая вариация изменения в понимании или употреблении данной структуры.
Вариация в одежде вызывает вариацию в характере и обратно, вариация в характере обязательно ведет к вариации в одежде. Собрав вместе все высказывания, манифестирующие такую структуру, приходится признать существование (на уровне одежды-описания) двух больших коммутативных классов: в один из них включаются все черты одежды, а в другой все черты характера (скромный, забавный и т.д.) или обстоятельства (для вечера, для уикэнда, для шопинга и т.д.). С одной стороны -формы, материалы, цвета, с другой - ситуации, занятия, состояния, настроения; или, еще проще, с одной стороны одежда, с другой - внешний мир. Однако этими двумя классами -одеждой и миром - далеко не исчерпывается изучаемый нами корпус; во многих высказываниях журнал просто описывает вещь, вовсе не соотнося ее с какими-либо характерами и обстоятельствами, взятыми из внешнего мира. Здесь следует вспомнить, что любое описание одежды подчиняется определенной цели - манифестировать, а точнее передавать Моду: любая вещь совмещается с сущностью Моды. Отсюда следует, что при вариации некоторых элементов одежды-описания происходит и сопутствующая вариация в самой Моде[3].
Костюм используется как средство межличностной коммуникации [4]. Мода - одна из форм коммуникации, передачи информации от одних людей другим. В процессе коммуникации ее участникам необходимо узнавать друг друга и быть узнанными, Одеть и быть увиденными, представляться другому и знакомиться с ним. С этой точкой зрения демонстративность имеет важное значение. Демонстративность существенно способствует коммуникации в условиях, когда последняя носит непродолжительный и неглубокий характер. А такой тип коммуникации занимает значительное место в современную эпоху с ее динамизмом и множеством поверхностных контактов. Отсюда потребность в быстрой и адекватной оценке субъектов общения, с одной стороны, и быстрой экспрессивной демонстрации своего Я - с другой. Наличие демонстративности в ценностях моды обусловило то единодушие, с которым и теоретики, и обыденное сознание совершенно справедливо относили и относят ее к поверхностным сторонам человеческого суще-
ствования. Действительно, в моде понятия "быть" и "казаться", по существу, совпадают. Мода не может быть скрытой, глубинной, она непременно должна быть "на виду". Даже если участник моды следует ей из конформных побуждений, хочет не выделяться, а, напротив, быть незаметным, все равно он должен эту "незаметность" как-то продемонстрировать [5].
Сегодня потребитель стал более разборчив, его интересует интеллектуальность и кон-цептуальность моды для создания собственного индивидуального стиля. Мода как феномен современной визуальной культуры отражает проблемы и поиски современного человека. В том случае, если продукт дизайна не несет явно выраженной смысловой нагрузки, потребитель не заинтересовывается дизайнерской концепцией. Символы и знаки костюма определяют образ. Знаковые коды предполагают расшифровку, а образ становится средоточием и источником информации [6]. Образ как непосредственное переживание, связанное с миром повседневности, является базой знаний и представлений для человека.
Образное переосмысление позволяет вкладывать новое содержание в проектируемую форму. Одной из важнейших составляющих образа костюма является тематический первоисточник. Поэтому чрезвычайно важно обращение именно к вопросу первоисточника для анализа развития модного костюма, для исследования моды именно в области костюма как индикатора процессов, происходящих с цивилизацией.
В связи с названными причинами был проведен анализ и систематизация статистических исследований на предмет выявления источников вдохновения при создании модных коллекций. Временные рамки исследования с 2005 по 2011 годы, так как наибольший интерес представляют собой последние тенденции развития современной моды. В ходе исследования были рассмотрены коллекции (couture, ready-to-wear, resort, pre-fall), представленные на подиумах мировых столиц моды, таких как Париж, Милан, Лондон, Нью-Йорк. Анализ более двух тысяч коллекций, находящихся в данном диапазоне, позволяет составить рейтинг популярности источников вдохновения, к которым обращаются дизайнеры при создании коллекций. Темы для вдохновения, по степени приоритета у дизайнеров, были выстроены следующим образом:
1. Путешествия - 375
2. Искусство - 370
3. Природа - 248
4. Ретроспектива костюма XX века -153
Художественный образ как источник вдохновения для создания модной коллекции
5. Спорт - 123
6. Известные личности - 72
7. Другие виды дизайна - 58
8. Урбанизация, экология - 44
9. Военная форма - 41
10. Переосмысление мужского и женского начал - 35
11. Морской отдых - 31
12. Мультипликация, сказочные персонажи - 30
13. Космос, астрономия - 24
14. Субкультуры - 20
15. Историко-политические события - 10
Коллекции, не вошедшие в статистику,
не акцентированы на определенной тематике. К коллекциям «без темы» можно отнести и те, которые отображают, прежде всего, только ка-чества и свойства текстильных материалов (джинсовая ткань, трикотаж, шифон и т.д.). Еще одна группа не вошедших в статистику коллекций - те, у которых единичная, специфичная тематика (Coca-Cola, пазлы, религии, и
др.).
В ходе исследования были выявлены наиболее востребованные темы, к которым обращаются в последние годы дизайнеры костюма. Темы «путешествия» и «искусство» привлекли к себе наибольшее внимание и интерес дизайнеров.
В наше время роль визуальной культуры сложно переоценить. Эта роль возрастает в силу доминирования визуального над вербальным. Отсутствие языкового барьера в пространстве визуальности, увеличение скорости трансляции визуального текста, развитие медиа и электронных средств коммуникаций - все эти качества визуального образа делают его востребованным не только в средствах массовой информации, но и в дизайне костюма, Темы путешествий и изобразительного искусства обладают максимально выраженной визуальной составляющей и именно поэтому представляются самыми востребованными.
В ходе исследовании было выявлено подавляющее количество интерпретаций, приходящихся именно на изобразительное искусство XX века. Статистика:
- изобразительное искусство (193)
- искусство кино (64)
- музыка (32)
- танец (классический и современный) (21)
- архитектура (14)
- скульптура, керамика (12)
На долю изобразительного искусства XX века приходится 142 обращения. Необходимо отметить, что в начале XX века художники формируют новое визуальное мышление,
новое видение предметного мира, которые определили пути дальнейшего развития искусства и также оказали огромное влияние на развитие дизайна. Постоянное обновление, активное интерпретационное поле, обращение к подсознанию ит. д. - важнейшие качества культуры первой половины XX века, общие и для авангарда и для модернизма в целом [7].
Модернизм - обобщенное название ряда художественных направлений первой половины XX века, суть которых можно сформулировать как экспериментальное искусство. Модернизм принципиально порывает с историческим опытом художественного творчества, пересматривает его взаимоотношения с жизнью и публикой, стремится утвердить некие новые начала искусства, основанные на постоянном самоценном обновлении художественных форм. Художники XX века стали изобретателями. Творческую деятельность начали понимать не как отображение действительности, а как опережение, трансформацию окружающего мира.
Авангард, настойчиво декларирующий отказ от всякой повествовательности, сюжетности, литературности, вопреки собственным громогласным заявлениям стремительно обрастал теорией, манифестами, обширнейшим интеллектуальным и вербальным полем. Известно, что первое вполне формальное, утверждающее внепредметное освоение пространства течение - кубизм - существовало в кипучей литературной лаве, в той принципиально новой среде не критики, но интерпретации, которая становилась не просто частью искусства, которая шла не просто рядом с произведением, но подчас и впереди него, а со временем начала в значительной мере и подменять искусство. [7]
Модернизму присущи характерные черты: разрушение идеальных ценностей классического искусства, экспериментирование со всеми возможными художественными формами и формами «анти искусства»; постепенное усложнение стратегий художественной деятельности, необходимость дополнения и прояснения ее манифестами, декларациями, программными заявлениями.
Авангард, порывая с художественной традицией, обращается непосредственно к жизни и отсюда вытекает его заинтересованное отношение к быту, повседневности, массовому искусству, которое он старается преобразить в соответствии со своей эстетической программой. В этом контексте и мода, исходя из самой сути искусства авангарда, обращается к нему несравненно чаще, чем к другим видам и направлениям искусства. Можно сказать, ис-
Н.Н. Фомина
кусство авангарда и дизайн существуют «бок о бок».
Как показало исследование, определенные течения искусства XX века были наиболее востребованы модными дизайнерами последних лет. Обратимся к статистике:
- конструктивизм (23)
- супрематизм (20)
- футуризм (12)
- творчество Кандинского (12)
- творчество Фриды Кало (12)
- кубизм (10)
- фовизм (10)
- творчество Мондриана ( 8)
- оп-арт (8)
- творчество Пикассо (7)
- поп-арт (7)
- сюрреализм (6)
- абстрактный экспрессионизм (4)
- дадаизм (3)
Конструктивизм является самой популярной и востребованной темой последних лет. Мастера конструктивизма наряду с поисками функционализма предмета или произведения решали задачи по достижению художественной выразительности заведомо минимизированными композиционными средствами, сопоставлением простых, лаконичных объемов, а так же эстетическими возможностями материалов. Это была другая композиция - конструктивная, построенная на ритме чередования форм напряжения силовых линий, проявляющих функцию гармонии. В целом, в лоне конструктивизма зародился и получил свое первое оформление и теоретико-практические навыки весь дизайн XX века.
Центральной фигурой авангарда начала XX века является Казимир Малевич, создатель супрематизма, основоположник одного из самых радикальных течений беспредметной живописи. Малевич стремится в своих супрематических композициях создать мир, лишенный тепла и страсти, мир гармоний вне времени и противоречий [7]. Недаром супрематические картины Малевича стали основой рационально-абстрактного искусства. Его черный супрематический квадрат является первоэлементом «искусства как такового», искусства живописи со стороны чистой формы. Чистая, в той мере, в которой это вообще возможно, формула живописной абстракции «Черный квадрат», равно как и сопутствующие ему и следовавшие за ним квадраты, круги и кресты, предназначались
стать абсолютом в искусстве, синонимом конца и начала, нового и главного изобразительного кода грядущей культуры.
Обращение дизайнеров костюма именно к конструктивизму, супрематизму, рациональной абстракции это - тяготение к ясности, определенности, что необходимо во времена нестабильности общества и, как следствие,-появление минимализма в модных тенденциях.
Современная мода не ограничивается исключительно сферой костюма, мода - это стиль жизни, манера поведения и т. д. Мода -область реального или навязываемого выбора собственного «визуального лица» и «лица» окружающего мира. Мода - проводник между социальными и культурными идеями и повседневностью, транслятор и преобразователь идеалов эпохи, реализуемых, в том числе, и в костюме [8].
Модный бренд, чтобы быть популярным, сохранять позиции уникальности, а также подчеркнуть талант создателя, нуждается в образах искусства, чтобы увеличить культурную составляющую образа костюма. Искусство является для дизайнера не только архивом и лексиконом форм. Интуиция, сверхсознание, сине-стетика, лежащие в основе искусства - это те качества, которые дополняют и расширяют диапазон творческой мысли, заложенной в коллекции.
Литература
1. Гофман А.Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения. - М.: Наука, 1994. -160 с.
2. Петров Л.В. Мода как общественное явление. -Л.: Знание, 1974. - 126 с.
3. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. - М., 2003. - 512 с.
4. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М. Гнозис: Изд. Группа: «Прогресс», 1992. -146 с.
5. Гофман А.Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения. - М.: Наука, 1994. -160 с.
6. Галицин Г.А. Образ как концентратор информации //Синергетическая парадигма. - М.: Прогресс-Традиция, 2002.- С.183-191.
7. Герман М.Ю. Модернизм искусство первой половины XX века. -СПб.: Азбука-классика, 2008. -476 с.
8. Демшина А.Ю. Мода в контексте визуальной культуры: вторая половина XX -начало XXI вв. -СПб.: Асгерион, 2009. - 106 с.
1 Фомина Надежда Николаевна - ассистент кафедры «Дизайн костюма» СПбГУСЭ, моб.: +7 921 367 47 89, e-mail: [email protected]