Научная статья на тему 'Художественный образ армянских митр'

Художественный образ армянских митр Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Армянские митры / художественные особенности / золотное и серебряное шитье / стиль и иконография изображений / Armenian mitres / artistic features / gold and silver embroidery / style and iconography of images

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Манукян Сейрануш Сосовна

Армянские митры впервые представляются как произведения изобразительного искусства. Расшитые сюжетными мотивами, в отличие от латинских митр, от которых они произошли, митры отражают образы, символику, стиль и иконографию памятников церковного армянского искусства XVII-XIX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Манукян Сейрануш Сосовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artistic image of Armenian mitres

For the first time, Armenian mitres are presented as works of fine art. Embroidered with subject motives, unlike the Latin mitres from which they originated, the mitres reflect the images, symbolism, style and iconography of the monuments of Armenian church art of the 17th-19th centuries.

Текст научной работы на тему «Художественный образ армянских митр»

Nikolaeva M.V. Ikonostaspetrovskogo vremeni: «stolyarstvo i rez'ba», zolochenie, ikonopis-nye raboty. Moskva i Podmoskov'e. Podryadnye zapisi (The iconostasis of Peter the Great's time: "carpentry and carving", gilding, icon painting. Moscow and the Moscow region. Contractrecords). Moscow, URSS Publ, 2008. 373 p. (in Russian).

Palamarchuk P. Soroksorokov. Moskva vgranicahSadovogo koL'ca: Kitaj-gorod, Belyjgorod, Zemlyanoj gorod, Zamoskvorech'e (Forty timesforty. Moscow within the boundaries of the Garden Ring: Kitay-gorod, Bely Gorod, Zemlyanoy Gorod, Zamoskvorechye). Moscow, AO "Kniga i biznes" Publ, 1994. T.2. 645 p. (in Russian).

Pamyatniki arhitektury Moskvy. Belyj gorod (Architectural monuments of Moscow. Bely Gorod). Moscow, Iskusstvo Publ, 1989. 379 p. (in Russian).

Perepisi moskovskih dvorov XVII stoletiya (Censuses of Moscow courtyards of the 17th century). Moscow, Gorodskaja tip. Publ, 1896.123 p. (in Russian).

Perepisnye knigi goroda Moskvy 1665-76 gg. (Census books of the city of Moscow 1665-76). Moscow, Gorodskaja tip. Publ, 1886. 238 col. (in Russian).

Rospis' moskovskih cerkvej, sobornyh, monastyrskih, ruzhejnyh, prihodskih, predel'nyh

i domovyh, vnutr' i vne carstvuyushchego grada sostoyashchih (Painting of Moscow churches, cathedral, monastery, rifle, parish, marginal and house churches, inside and outside the reigningcityconsisting). Moscow, Tip. Imperatorskago Moskovskagouniversiteta Publ, 1778. 84 p. (in Russian).

Snegirev I.M. Progulka po Pokrovskojulice (A walkalong Pokrovskaya Street). Moscow, tip. Vedomstvo Moskjvskoj gorodskoj policii Publ, 1856. 22 p. (in Russian).

Snegirev I.M. Vozobnovlenie i osveshchenie cerkvi Uspeniya Bozh'ej Materi na Pokrovke (The renewal and lighting of the Church of the Assumption of the Mother of God on Pok-rovka). Moscow, Universitetskaja tip. Publ, 1857.17 p. (in Russian).

Zabelin I.E. Materialy po istorii, arheologii i statistike goroda Moskvy (Materials on the history, archeology and statistics of the city of Moscow). Moscow, Moskovskaja gorodskaja duma Publ, 1884, parti. 1384 col. (In Russian).

Zabelin I.E. Materialy po istorii, arheologii i statistike goroda Moskvy (Materials on the history, archeology and statistics of the city of Moscow). Moscow, Moskovskaja gorodskaja duma Publ, 1891, part2. 546 col. (In Russian).

С.С. Манукян Художественный образ армянских митр 1

Армянские митры — это особый мир светлого церковного искусства, до сих пор не ставший предметом специального изучения.

Митры являются частью облачения архиереев — верховного патриарха — католикоса и епископов Армянской церкви [ХасЬтапуап, 2019. Р. 275]. Они стали применяться в Армянской церкви с 1184 г., со времени принятия подаренного римским папой архиерейского католического облачения католикосу

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Комитета науки РА в рамках научной темы под кодом 21Т-6Е266 «Изучение ювелирных изделий и изделий из серебра, хранящихся в музеях Первопрестольного св. Эчмиадзина».

Григору IV Тха (Отроку) [О'гтапуап, 1992. Р. 63-64, 87]2. Как в функциональном, так и в композиционном плане митры венчают ансамбль архиерейского облачения и символизируют великолепие святости, олицетворяемой епископом, его достоинство и авторитет. Подобное предназначение определило их специфический художественный образ, представлению и раскрытию которого посвящена данная статья3. Работа основана на материале великолепного собрания митр музеев Первопрестольного святого Эчмиадзина. В основном это памятники ХУИ-Х1Х вв. из различных художественных центров, в том числе общин армянской диаспоры.

Композиция армянских митр подобна латинским, от которых они произошли4. Они состоят из двух одинаковых половинок, объединенных в нижней

С тех пор, какЛуций 1УЛуцийский в 1184 г. подарил армянскому патриарху архиерейское облачение католической церкви, митра и посох вошли вобиход Армянской церкви. В 1202 г. папа Иннокентий III подарил митры 12 киликийским епископам, а в 1287 г. митра была передана и епископу из коренной Армении Степаносу Орбеляну. Следует специально подчеркнуть, что здесь митры рассматриваются только с художественной точки зрения, не рассматриваются вопросы происхождения, истории термина и головного убора, развития формы до проникновения в Армению, относящиеся к сфере исторического исследования митр.

О латинских митрах см.: [1911 Encyclopœdia Britannica, Volume 18, Mitre by Walter Alison Phillips, https://en.wikisource.org/wiki/1911_Encyclop%C3%A6dia_Britannica/ Mitre#top. 06.04.2024, 16:09; Braun 1924, S. 187-199].

4

3 б

ил. 2 Армянская митра с вакасом и подвесками. Сюник, 1734 г.: а — Господь на тетраморфном троне; б — Христос с апостолами; в — подвески; г — Богоматерь с Младенцем

fig. 2 Armenian mitre with vakas and pendants. Syunik, 1734: а — The Lord on the tetramorphic throne; б — Christ with the apostles; в — pendants; г — The Mother of God and Child ил. 3 Армянская митра с подвесками. Константинополь, 1768 г.: а — Богоматерь с Младенцем, Иоанном Крестителем и Стефаном Первомучеником; б — Благовещение; в — Распятие

fig. 3 Armenian mitre with pendants. Constantinople, 1768: а — The Mother of God and Child, John the Baptist and Stephen the First Martyr; б — Annunciation; в — Crucifixion

части. Абрис этих половинок несколько видоизменился по сравнению с митрами священнослужителей Западной церкви [ил- 11. Они не только остроконечны, но и более выпуклы в средней части, образуя похожую на килевидную арку верхнюю часть. Такая форма придала армянским митрам большую близость шлемовидным венцам-коронам, которые носили и носят верховные священнослужители Армянской церкви.

Митры являются воспоминанием о терновом венце Господа. Две половинки, называемые также рогами, согласно западной интерпретации, символизируют Ветхий и Новый Завет, два луча света, исходившие от лика Моисея после получения им на горе Синай каменных скрижалей Завета, а также являются символами любви к Богу и любви к ближнему [Braun, 1924. S. 187-199]. Обе половинки митр венчаются металлическими крестами, чаще всего из позолоченного серебра[ил- 11. Подобное завершение двух сторон митр дает возможность интерпретировать их и как объединение Старой и Новой Церкви, Ветхого и Нового Заветов.

В армянских митрах несколько видоизменились и ленты, или мани-пу(е)лы, прикрепляемые на Западе к митре сзади. Ленты головного убора (и даже без головного убора, ленты вообще) в древности, в частности в персидском искусстве, являлись атрибутами власти, силы, инвеституры [Mathews, 1995. P. 206; Микаелян, 2013. С. 64-72]. Именно в этом значении они перешли в христианское искусство и первоначально были использованы в митрах как знак власти первосвященника. Но со временем они приобрели также значение Ветхого и Нового Заветов. В Армянской церкви они превратились в две подвески, прикрепляемые к прямоугольному вытянутому вакасу — воротнику-нарамнику ризы (саккоса)[ил- 21. Изменилась и их (подвесок) форма, получившая вид рукава «процветшего» креста с трехлепестковым завершением[ил- 31. Таким образом, содержание подвесок обогатилось и значением Креста — Древа Жизни.

Символикой строения митр продиктованы их художественное решение и выбор тем для изображений на них.

Плотная основа митр обтянута шелком или бархатом. Большинство армянских митр является совершенными произведениями художественного шитья[ил- 21. Их поверхность полностью расшита шелковыми, золотными и серебряными нитями. Здесь использованы практически все виды разнообразного армянского художественного шитья, известные по образцам армянских текстильных изделий, различные сочетания и смешение металлических и шелковых нитей, жемчуг, бляшки-блестки, золотные ленты, драгоценные и полудрагоценные камни, а также живописные фрагменты[ил- 5. Однако есть и группа митр, для исполнения которых использовано не художественное шитье, а художественная металлопластика — серебряные чеканные накладки, которые закреплялись на шелковой или бархатной основе митр[ил- 5 а> б> 8].

5 Для этого армянского образа использован также западный извод, происходящий из запад-

ных первопечатных книг.

ил. 4 Армянская митра сживописной накладкой-медальоном, исполненной маслом Константинополь, XVIII-XIX вв. Григорий Просветитель крестит царскую семью fig. 4 Armenian mitre with a picturesque medallion overlay, executed in oil Constantinople, 18th-19th centuries. Gregory the Illuminator baptizes the royal family ил. 5 а Армянская митра с серебряными накладками. XVIII в.: а — Воскресение Христа; б — апостолы Павел и Пётр

fig. 5 Armenian mitre with silver overlays. 18th century: а — Resurrection of Christ; б — Apostles Paul and Peter ил. 6 Армянская митра. 1657: а — Воскресение; б — Распятие

fig. 6 Armenian mitre. 1657: а — Resurrection; б — Crucifixion

Художественное решение армянских митр имеет определенную композицию. Края половинок митры оформлены декоративным бордюром, окаймляющим митру по периметру. Нижняя часть бордюра обычно несколько отличается от боковых краев. На одной из сторон митры или на обеих сторонах она часто заполняется памятной надписью — колофоном[ил-2 3' 6 а 6 б 91, наличие которого характерно для всех видов средневекового искусства Армении. Колофоны могут присутствовать и на подвесках, и на вакасах, дополняя сведения о заказчиках, месте и времени происхождения, сообщая имя обладателя митры, а также церковь, которой посвящались митры, и некоторыедругие подробности.

Будучи венчающей частью патриаршего облачения, митры в визуальном отношении являются наиболее ярким и завершающим аккордом данного художественного ансамбля. Их декоративное решение доминирует в облачении. Важны подбор красок, фактура поверхности, сочетание блестящих и матовых нитей, полированных и неполированных металлических частей, блеск и цвет использованных камней. В этом плане армянские митры необычайно выразительны и совершенны, идеально воплощая данное предназначение[ил- 1-3' 7 8].

Исходя из этого же предназначения — акцентировать верховную власть первосвященника Церкви, армянские митры, в отличие от латинских (последние сейчас гладкие, светлые, без изображений), расшиты сюжетными мотивами, иконография которых глубоко продумана и полна высокой символики. Самым простым мотивом был Крест[ил- 81. Сюжетные мотивы заполняют центральное поле обеих сторон митр. На основу художник карандашом наносил рисунок изображений, который мастер по шитью уже расшивал, согласно принятым в данное время, в данной школе манере и техникам, а также согласно собственному художественному вкусу. Стиль исполнения и цветовое решение митр уподобляют их миниатюрам армянских рукописей.

Возможно выделить два основных стилистических направления — живописный и более упрощенный графический стили, характеризующиеся тональной или линейной моделировкой изображений (ср. [ил- 7] и [ил- 9]). С необычайным редкостным мастерством и тонкостью созданы лики персонажей, нередко отличающиеся индивидуализированной характеристикой[ил- 2' 71. Не менее искусно представлены состояния и положения фигур, место действия, одеяния, атрибуты[ил- 1 6 а' 6 б1.

Исключительное место в шитье занимают золото, серебро и светлый шелк. Расшитые ими фрагменты символизируют Божественный свет, которым озарены изображения на митрах и сами митры[ил- 2' 7]. Такое же место они занимают и в оформлении подвесок и вакасов, образующих вместе с митрами единый художественный организм[ил- 21.

Иконография изображений и сцен на митрах та же, что и в других видах армянского церковного декоративно-прикладного искусства ХУИ-Х1Х вв. Для этого времени характерны иконографические изводы, проникшие в изобразительное искусство восточнохристианского мира из первопечатных европейских книг, по матрицам гравюр которых были отпечатаны и иллюстрации первопечатных армянских Библий и других церковных книг. Именно из них

ил. 7 Армянская митра.Лим, Васпуракан, 1653. Рождество как Поклонение Младенцу, с пророками

fig. 7 Armenian mitre. Lim, Vaspurakan, 1653. Nativity ofJesus as Adoration ofthe Christ Child, with the prophets ил. 8 Армянская митра. Бурса, Константинополь.ХУШ в. Райский сад. Крест из серебряных накладок

fig. 8 Armenian mitre. Bursa, Constantinople, 18th century. Garden of Eden. Cross from silver overlays ил. 9 Армянская митра. Аштарак, Айрарат, 1801. Распятие

fig. 9 Armenian mitre. Ashtarak, Airarat, 1801. Crucifixion

происходят западные черты иконографии евангельских сцен[ил- 5-71, в основе которых лежали переработанные в западноевропейском зрелом Средневековье византийские схемы-модели. Наряду с евангельскими сценами на митрах были распространены также армянские мотивы, такие как образ крестившего Армению Григория Просветителя[ил-4], образ Первопрестольного Эчмиадзинского собора, образы проповедовавших в I в. в Армении основателей Армянской церкви апостолов Фаддея и Варфоломея, «процветшие» Кресты как символы Древа жизни, ангелы небесной иерархии [ил- 21, Христос на тетраморфном Троне[ил- 21 (последние не только в армянской иконографии) и некоторые другие изображения.

Из сцен евангельского цикла на митрах изображались: Благовещение, Рождество как Поклонение Младенцу[ил- 7], Крещение, Преображение[ил-Тайная вечеря, Распятие[ил- 3' 6 а 91, Воскресение в разных иконографических изводах (часто как Жены у Гроба или Явление ангелов Женам)[ил- 5 а' 6 б1, Вознесение, Сошествие Святого Духа — Пятидесятница, Успение Богоматери.

Большое место в декорации митр занимали образы Бога-Отца [ил- 2' 5 а] и Бога-Сына, Новозаветная Троица, образ Христа-Пантократора, образ Воскресшего Христа[ил- 5 а' 6 б1, Нерукотворный образ Христа, Агнец Божий, Христос добрый Пастырь, которые в средневековом армянском искусстве отдельно почти не представлялись. Они изображались как на одной из сторон митр,

так и чаще всего — в верхней части внутреннего поля, над евангельской сценой [ил- 2, 5 а, 6 б]_

Господствующее место занимал и образ Богоматери. Ее образу в разной иконографии посвящалась одна из сторон армянских митр: Богоматерь Оди-гитрия, Богоматерь Оранта, Богоматерь Умиление, Мария с Младенцем как Царица Небесная, Мария с Младенцем как Земная Церковь, Мария с Младенцем и с архангелами, Богоматерь на Троне с Младенцем в окружении Иоанна Крестителя и другого святого, Вознесение Богоматери[ил- 2> 3].

Среди отдельных образов, украшавших митры, следует упомянуть образы апостолов и пророков, как например первоапостолов Петра и Павла, евангелистов и их символов, Моисея, главы Иоанна Крестителя и Иакова — брата Христа[ил- 2 3 5 а, 7].

Чаще всего центральное поле митр занимало сочетание сцен Распятия и Воскресения[ил- 6 а, б]. Это были сцены, которые иллюстрировали важнейшие события земной жизни Христа и отражали главные догматы Христианства и Церкви: искупление Адамова Греха жертвой Христа и возможность всеобщего Воскресения. Одна из упомянутых сцен могла представляться в сочетании с Благовещением, с Преображением, с образами Христа и Богоматери. На одной из сторон митры могло изображаться Явление Христа Марии Магдалине, обычно сочетаемое с образом Богоматери с Младенцем на другой стороне. Сочетания сцен отражали идеи иерархии Небесной и Земной Церкви, роль образов Христа, Богородицы, апостолов в ней, преобразовательной связи Ветхого и Нового Заветов.

Эти идеи претворялись и в изображениях на вакасах и подвесках. Вакасы расшивались изображениями Христа и апостолов[ил- 2], Христа и евангелистов в медальонах, Богоматери с Младенцем и апостолов. На подвесках чаще всего представлялось Благовещение, отражающее Воплощение Христа и объединяющее Небесную и Земную Церковь, Ветхий и Новый Заветы[ил- 3].

Поле митр и подвесок, иногда и вакасов, заполнялось растительными орнаментами и мотивами[ил- 2' 8]. Они символизировали Древо Жизни, цветущий райский сад, Крест Распятия, которые в сочетании с сюжетными сценами претворялись в образ Спасения Души посредством Веры и Церкви.

Таким образом, художественный ансамбль митры с подвесками и вакасом визуально передавал основные положения Церкви[ил- 2]. Подбор изображений на них в концентрированном виде выражал главенство епископа, верховного патриарха, его пастырскую роль в Церкви, и, конечно, значение самой Церкви.

Литература

Микаелян Л. Мотив лент и ожерелий в средневековой скульптуре Армении и в искусстве Сасанидского Ирана//Путем орнамента: Исследования по искусству Византийского мира. Сборник статей. М.: МАКС Пресс, 2013. С.64-72.

BraunJ. Praktische Paramentenkunde, Freiburg i. Breisgau: Herder&Co., 1924, S. 187-199. Mathews T.F. Early Armenian iconographie program ofthe Ejmiacin Gospel//Mathews T.F.

Art and Architecture in Byzantium and Armenia. Variorum: Aldershot, 1995. 295 p. ^ш^йш^ши U.I. ^шрпц^^пиш^ши pmq-^nijp^ ^nphpqmpmunipjniup, Lpmphp hmumpm^m^mu q^rnrnpjniUUhp^, ЪрЬши: ^^rnnipjniU, 2019, hniu^p^4p]ib tg 275-291. [Хачманян С. Символика митры католикоса. Вестник общественных наук. Ереван: Гитутюн, 2019,январь-апрель. С.275-291]. OpiïmUjmU U. фшш^ши ршпшрши, Ъ., 2,щ)шитши, 1992,182 tg- [Орманян М. Ритуальный словарь. Ереван: Айастан, 1992,182 е.].

Электронный ресурс

1911 Encyclopœdia Britannica, Volumel8, Mitre by Walter Alison Phillips, https://en.wikisource.org/Wiki/1911_Encyclop%C3%A6dia_Britannic^/Mitre#top (дата обращения: 06.04.2024)

Название статьи Художественный образ армянских митр

Сведения об авторе

Манукян Сейрануш Сосовна — кандидат искусствоведения, доцент, Ереванский государственный университет, ул. Алека Манукяна,д.1, Ереван, Республика Армения, 0025; старший научный сотрудник, Институт искусств HAH Республики Армения, пр. Маршала Баграмяна, д.24, Ереван, Республика Армения, 0019. [email protected], [email protected]

Аннотация

Армянские митры впервые представляются как произведения изобразительного искусства. Расшитые сюжетными мотивами, в отличие от латинских митр, от которых они произошли, митры отражают образы, символику, стиль и иконографию памятников церковного армянского искусства XVII-XIX вв.

Ключевые слова

Армянские митры, художественные особенности, золотное и серебряное шитье, стиль и иконография изображений.

Title

Artistic image of Armenian mitres Authors

Manukyan, Seyranush Sos, — Ph.D. in Art history, associate professor, Yerevan State University, st. Alek Manukyan, 1, 0025 Yerevan, Republic of Armenia; senior researcher, Instituteof Arts ofthe National Academy ofSciences ofthe Republicof Armenia, Marshal Baghramyan Ave., 24, 0019 Yerevan, Republic of Armenia, [email protected], [email protected]

Abstract

For the first time, Armenian mitres are presented as works of fine art. Embroidered with subject motives, unlike the Latin mitres from which they originated, the mitres reflectthe images, symbolism, style and iconography ofthe monuments of Armenian church art ofthe 17th-19th centuries.

Keywords

Armenian mitres, artistic features, gold and silver embroidery, style and iconography of images.

References

Braun J.Praktische Paramentenkunde. Freiburg i. Br., Herder&Co, 1924. S.187-199 (in German).

Khachmanyan S.H. Symbolism ofthe Mitre ofthe Catholicos. Lraber hasarakakan gitowt'yownneri (Bulletin ofSocial Sciences), Yerevan, Gitutyun Publ., 2019, January-April, pp. 275-291 (in Armenian). MathewsT.F. Early Armenian iconographic program ofthe Ejmiacin Gospel. Mathews T.F. Art and Architecture in Byzantium and Armenia. Variorum, Aldershot, 1995. 292 p.

Mikaeljan L.The motifof ribbons and necklaces in medieval sculpture of Armenia and in the artofSasanian Iran. Putem ornamenta: Issledovanija po iskusstvu Vizantijskogo mira. Sbornikstatej (Byway ofornament: Studies on theArtofthe Byzantine World. Collection of articles). Moscow, MAKS Press Publ., 2013, pp. 64-72 (in Russian). O'rmanyan M. C'isakan bar'aran (Ritualdictionary). Yerevan, Hayastan Publ., 1992.182 p. (In Armenian).

Electronic resource

1911 Encyclopedia Britannica, Volume 18, Mitre by Walter Alison Phillips, htt-ps://en.wikisource.org/Wiki/1911_Encyclop%C3%A6dia_Britannica/Mitre#top. (application date 06.04.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.