Научная статья на тему 'Художественный мир духовной поэзии М. М. Хераскова'

Художественный мир духовной поэзии М. М. Хераскова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
603
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ / МАСОНСКАЯ ЛИРИКА / ЛИРИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Семенова Е.В.

В статье анализируется духовная поэзия М.М. Хераскова, которая определяет мистико-религиозное течение духовной поэзии XVIII века. Обращение к данной проблеме обусловлено недостаточной изученностью духовной поэзии М.М. Хераскова в контексте общей линии развития русской духовной лирики XVIII века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественный мир духовной поэзии М. М. Хераскова»

международный научный журнал «инновационная наука» УДК 82-14

№9/2015

ISSN 2410-6070

Е.В.Семенова

доктор филол. наук, доцент СПбГИК, г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: evs_uu@mail.ru

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ДУХОВНОЙ ПОЭЗИИ М.М. ХЕРАСКОВА

Аннотация

В статье анализируется духовная поэзия М.М. Хераскова, которая определяет мистико -религиозное течение духовной поэзии XVIII века. Обращение к данной проблеме обусловлено недостаточной изученностью духовной поэзии М.М. Хераскова в контексте общей линии развития русской духовной лирики XVIII века.

Ключевые слова

Духовная поэзия, масонская лирика, лирический субъект.

М.М. Херасков относится к числу малоизученных лириков XVIII века. Исследователи связывают этот факт с искажением образа поэта, о котором существует множество обобщенных суждений, часто достаточно субъективных. Потому сегодня активно изучаются различные аспекты творчества М.М. Хераскова, в частности, его духовная лирика, в которой самым удивительным образом переплетаются черты христианской и масонской поэзии.

В духовной лирике М.М. Хераскова представлены произведения разных жанров: переложения псалмов, подражания библейским текстам («Почерпнутые мысли из Экклезиаста», «Три начальные главы из премудростей Соломоновых»), духовные оды («Мир», «Бог»), нравоучительные оды («Благополучие», «Суета», «Тишина» , «Богатство», «Злато», «Честь» и др.).

В соответствии с поэтической традицией художественный мир духовных произведений Хераскова делится на пространство, где живут «светлые» герои, и где живут грешники. Образ героев «светлого» ряда собирательный. Так, в «Почерпнутых мыслях из Экклезиаста» лирический субъект - праведник, человек с ранимой душой, стремящейся к покою. Он негодует по поводу несправедливости на земле и начинает задумываться о несовершенстве устроенного Богом мира: «Что мы не будем выражать,//То было, есть и будет вечно...». Еще более угнетает лирического субъекта мысль о смерти, которая неизбежно ждет любого человека. Постепенно к нему приходит понимание, что перед лицом жестокого века, «исполненного напасти», одинаково беззащитно все живое: «На той же мураве, где агница пасется,// пасется хищный тигр, хотящий смерти ей.» Потому у лирического субъекта меняется отношение к жизни. Люди должны жить с ближними «в покое, дружестве, любви». Слишком краток миг человеческого бытия, чтобы тратить его на раздоры, тщеславные помыслы. Мотив «праведников -грешников» в произведении заменяется мотивом «щастливых - несчастных», которые едины в своем ощущении бренности жизни.

Данный мотив получает развитие в оде «Три начальные главы из премудростей Соломоновых». Человек живет для того, чтобы открывать премудрость Бога. Это сложный, тернистый, но необходимый путь. Не все согласны идти по нему и предпочитают жить для удовлетворения своих желаний и прихотей. Таких людей лирический субъект называет «развратными духом», падающими во «тму безумства». Он пытается призвать всех грешников изменить образ своей развратной жизни и тем спастись. Особенно трудно оказывается переубедить людей, обладающих современными знаниями о человеке и его жизни. Эти знания кажутся им совершенными. У развратников наготове целая система доказательств правильности выбранного ими пути. Человеческая жизнь - мгновение, надо успеть насладиться счастьем, выпить вина, сорвать цветы удовольствия. Еще неизвестно, был ли Сын Божий и «коль подлинно Сын Божий он». В своих рассуждениях они заходят все дальше, и ничто, кажется, не может остановить этой лавины богохульства и проповеди греха.

227

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

Еще более развернутая характеристика всех человеческих пороков дается Херасковым в так называемых одах нравоучительных. Показательны уже названия: «Суета», «Богатство», «Злато», «Честь» и т.д. и т.п. Нравоучительные оды можно назвать энциклопедией масонской нравственности. В них даны поэтические формулировки основных правила жизни масона, выражен кодекс масонской чести.

Идеи христианства и масонской философии определяют художественный мир оды «Утешение грешных». Красной нитью через весь текст проходит мысль: «Спаситель грешного приемлет!» Человеку необходимо одно: покаяться в грехах и прийти ко Христу. Всякого же пришедшего к Сыну простит Отец. Ода «Утешение грешных» буквально залита любовью: Богу Живому и живому человеку. Образ Христа создается с помощью высокой, торжественной лексики: «истина, священные глаголы, пречистные уста, проситель, причастие, кроткий Агнец, свет, Спаситель, утеха, слово». Разговор о Творце ведется лирическим субъектом с благоговением, душевным трепетом. В то же время он неумолимо суров к грешникам, которым терпеливо разъясняет необходимость покаяния и прихода ко и Христу. Чувствуется, что лирический субъект сочувствует злодеям, помогая прийти на тропу Спасения. Заканчивается ода вселенским обращением, уравнивающим грешников и праведников перед лицом страдающего Господа, подчеркивающим общность всех живущих на земле.

Еще более усилено торжественное звучание в оде «Мир». В ней у лирического субъекта, открывающего тайны мироздания, захватывает дух, настолько величественен мир, созданный Богом. В оде «Мир» все те, кто шел с лирическим субъектом тропою познания и названные друзьями, допущены к великим тайнам Вселенной, им «отверзается завеса мира», они стоят «средь тысящи миров». Небо становится «как риза протяженно», огромно и величественно. Там сияют звезды и светят «солнцы». Вокруг «друзей» ликует природа, которую они, открывшие Христа, воспринимают всеми чувствами, данными Богом. Они сливаются с «всеобщей душой», которая даже после их смерти будет жить, «узы разреша».

Замыкает цикл духовных произведений Хераскова ода «Бог» - первая ода с таким названием в русской поэзии. В ней прослеживается масонская идея элитарного постижения Бога, которое закрыто для «умов непосвященных». Под «умом непосвященным» понимаются все те, кто далек от поиска, кто не входит в священное «дружеское» братство людей и, в первую очередь, лучших из людей - «вольных каменщиков». На это указывает и характеристика Божьего жилища - «храм». В масонстве Храм является символом Мирового Порядка, Высшей красоты, Духовности. Но Храм не только внешний символ. Каждый масон кропотливой работой над собой должен воздвигнуть храм «внутри» себя. Известно, что при вступлении в ложу ученик начинал трудиться над «неотесанным камнем», который символизировал природное состояние человека. Постепенно «неотесанный камень» приобретал очертания Храма, который долгие годы человек возводил внутри себя. Таким образом значение понятия «Храм» расширяется, включая в себя как «внешние», так и «внутренние» смыслы. Потому «во храм Твой дивный и священный // Не может ум непосвященный // Ни грешник вечно досягнуть».

Ода «Бог» М.М. Хераскова- одно из ярчайших произведений русской духовной лирики. Поэтический словарь произведения и основные способы его организации отражают христианскую картину мира. Символика текста включает традиционные для христианской поэзии символы: «свет», «душа». Поэтический словарь текста в соответствии с традицией состоит из существительных абстрактных, подчеркивающих торжественность и необычность поэтической ситуации. Из 123 существительных - всего 4 существительных с конкретным значением. Все остальные - абстрактные. Традиционен и стиль оды, во многом воспроизводящий приемы украшенного, литургического стиля. Во-первых, в тексте много метафор. По сути, все произведение составляет одну большую метафору: чертог, где живет Господь - земной шар, который им создан; на нем - человек. Кроме того, большую роль в оде играют повторы. Так, четырехкратное повторение «сквозь» создает ощущение монотонности и гармонии одновременно. Как кирпичи в стене, возникают видения «сквозь»: твердые небеса, дневной блеск и ночной мрак, вихри, тучи, облака. В то же время в оде сохраняются и любимые масонские символы: «неба», «мира». Таким образом, духовная лирика М.М. Хераскова отражает христианское мировоззрение поэта и его увлечение идеями «вольных каменщиков».

©Е.В.Семенова

228

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.