Научная статья на тему 'Мифопоэтика суточного времени в русской масонской поэзии XVIII века'

Мифопоэтика суточного времени в русской масонской поэзии XVIII века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
300
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ XVIII ВЕКА / МИФОПОЭТИКА / МАСОНСКАЯ ПОЭЗИЯ / ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА / RUSSIAN POETRY OF 18TH CENTURY / MYTHOPOETICS / MASONIC POETRY / PHILOSOPHIC LYRICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маслова Анна Геннадьевна

В исследовании проводится анализ художественного функционирования мифологем суточного времени в поэзии, опубликованной в масонских журналах XVIII века. Выявляется художественный потенциал поэтических образов суточного времени для выражения масонского мироощущения, определяется место масонской мифопоэтики в мифологической и поэтической художественной традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mythopoetics of nychthemeron time in Russian Masonic poetry of the 18th century

The study analyzes the artistic functioning of nychthemeron time in poetry, published in the Masonic journals of the 18th century. It exposes the artistic potential of poetic images of nychthemeron time for the expression of the Masonic worldview and defines the place of Masonic mythopoetics in mythological and poetic art tradition.

Текст научной работы на тему «Мифопоэтика суточного времени в русской масонской поэзии XVIII века»

УДК 821.161.1:801.6

Маслова Анна Геннадьевна

Вятский государственный гуманитарный университет (г. Киров)

ag.maslo va@mail. ш

МИФОПОЭТИКА СУТОЧНОГО ВРЕМЕНИ В РУССКОЙ МАСОНСКОЙ ПОЭЗИИ XVIII ВЕКА

В исследовании проводится анализ художественного функционирования мифологем суточного времени в поэзии, опубликованной в масонских журналах XVIII века. Выявляется художественный потенциал поэтических образов суточного времени для выражения масонского мироощущения, определяется место масонской мифопоэтики в мифологической и поэтической художественной традиции.

Ключевые слова: русская поэзия XVIII века, мифопоэтика, масонская поэзия, философская лирика

Масонская философия, ориентированная на развитие внутренних рациональ-. ных и духовных сил каждого человека, с ее таинственными и полными символического смысла обрядами, была, как отмечает В.И. Сахаров, «богатым и оригинальным источником образов и тем для поэм, од и малых поэтических жанров» [7, с. 66]. Художественные тексты масонов, как тексты представителей любого эзотерического течения, имели двойное содержание: один смысл раскрывался обычным читателям, иной, более глубинный, - был рассчитан на «посвященных». Окружающий мир воспринимался масонами как тайнопись, которую необходимо расшифровать с помощью языка символов и аллегорий, и в этом смысле поэтический язык, как язык, способный создавать иконический образ, вполне соответствовал поставленной задаче. Поэзия становилась средством передачи тайного знания, а также средством воспитания разума и души «вольного каменщика».

Обращение к масонской поэзии XVIII века позволяет изучить важнейший пласт литературы, влиявшей на сознание передовой общественности второй половины столетия, способствовавшей формированию особого поэтического стиля и остававшейся долгое время вне поля исследовательского зрения литературоведов.

В представленном исследовании проводится анализ художественного функционирования мифологем суточного времени в поэзии, опубликованной в масонских журналах «Утренний свет» (17771780), «Московское ежемесячное издание» (1781), «Вечерняя заря» (1782), «Покоящийся трудолюбец» (1784-1785) и «Магазин свободнокаменщи-ческий» (1784). Обращение к данной проблеме позволяет проанализировать особенности мифопоэтической трактовки солярно-суточного цикла в поэзии «вольных каменщиков», выявить художественный потенциал поэтических образов суточного времени для выражения масонского мироощущения и определить место масонской мифопоэтической составляющей в мифологической и поэтической художественной традиции.

Символика суточного времени занимает в масонской системе немаловажное место и связана не только с календарной мифологией времен года, но

и с космологическими, эсхатологическими и солярными мифами. Все названные мифы актуальны для масонского сознания, ведущего свою генеалогию от древнейших времен существования человечества.

Наиболее ярко в масонском ритуале выражена связь с солярной мифологией. Путь человеческой души к истине символически отождествлялся с путешествием солнца вокруг вращающейся земли. Поиск человеком истины в мистерии земного дня описывается как путешествие с запада на восток в поисках света (или от вечерних сумерек к утреннему восходу солнца). Восток, утро - символ просветления, возрождения, символ начала движения к полдневному солнцу, то есть к Богу Этот путь совершается уже в обратном направлении, с востока на запад, и олицетворяет нисхождение к скрытым сокровенным знаниям.

Стоит обратить внимание на то, как отражается эта ритуальная символика в литературном творчестве русских масонов. Значимость солярно-суточной мифологии подчеркивается выбором названий ведущих журналов, издававшихся в типографии

Н.И. Новикова в конце 1770 - начале 1780-х годов: «Утренний свет» и «Вечерняя заря».

Символический смысл названия журнала «Утренний свет» частично открывается читателю в Предуведомлении, где выражается надежда на то, что читатели «Утреннего света» почувствуют ложность блеска сочинений разных иностранных авторов, когда увидят восхождение Солнца правды. Следуя принципу - быть полезными для благоразумных, - авторы и издатели журнала готовы спокойно «сносить и слушать все посмеяния и ругательства, касающиеся до нашего Утренняго Света, доколе наконец великое солнце все просвещающего Духа посреди нашея тверди явится, и тогда мы с радостью в лучах его света исчезнем» [8, ч. I, с. XIV]. Таким образом, утренний свет - это предвосхищение восхождения Солнца правды, вера в торжество просвещающего Духа, достигающего своего зенита в полдень и закономерно сменяющего утренние сумерки. Возможно, выбирая заглавие для своего журнала, Н.И. Новиков ориентировался на почитаемого в масонской среде средневекового философа-мистика Якоба Бёме и его книгу «Аврора, или Утренняя заря в восхождении», где утрен-

© Маслова А.Г, 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013

113

няя заря понимается как начало Дня Божьего, или конца света, обещающего всем праведникам небесную благодать. В масонском Утреннем свете, в трактовке, открываемой читателям в Предуведомлении, мы видим то же ожидание великого солнца Духа, то есть Божественного явления в мир, к которому необходимо готовиться, просвещая свой разум и очищая душу.

Смысл названия «Вечерней зари» обозначен издателями в Предуведомлении к журналу, где подчеркивается, что разум человека XVIII столетия настолько удалился от того света, который сиял над первым Адамом, что едва может быть уподоблен вечернему свету. Человеческий разум помутился в результате грехопадения Адама, но может быть приведен в прежнее состояние, так как «свет Зари -есть в нас». Таким образом, «вечерний свет», «вечерняя заря» - это та искра мудрости, которая сохранилась в человеческой душе, несмотря на всю окружившую ее тьму. Мудрость для масонов - это не просто способность рационального познания мироздания, это способность к «высшему» знанию. При современном поврежденном состоянии человеческого сознания «высшее знание» в земном существовании невозможно, но необходимо готовить себя к «вмещению» такого света мудрости в ином мире, в Царстве Божьем. Как пишет К.А. Назаретская, участники «Вечерней зари» «видели задачу литературы в просветлении души «Лучезарным сиянием полдневного света» и приуготовлении к некоему таинственному откровению и, в конечном счете, приобщению к Богу» [5, с. 91]. В русле концепции масонского духовного движения, идущего с запада на восток в поисках истинного знания, или утренней зари, предвещающей грядущую победу дневного света (Высшей Мудрости), вечерняя заря - это символ начала пути. Вечерний свет открывает стремящимся к правде путь к свету полдневному (истинному).

Различные смыслы мифологии времени суток раскрываются в поэтических текстах, создававшихся поэтами - «вольными каменщиками» и печатавшихся в масонских периодических изданиях.

Непосредственно с символической семантикой заглавия журнала «Утренний свет» связаны поэтические строки стихотворения В.И. Майкова «Ода ищущим мудрости». Открывается произведение обращением к братьям по ордену, которых автор называет «чадами утреннего света», презирающими «грозу невежества мрачных туч». Персонифицированная героиня стихотворения - Премудрость - произносит речь в адрес посвященных, в которой широко используется традиционная мифопоэтическая символика соотнесения светлого и темного времени суток с борьбой светлых и темных сил. Премудрость в оде В.И. Майкова призывает не страшиться злобы, простирающей свой яд на просветленных братьев, ведь злоба - «отрасль ад-

ской ночи», а родитель избравших путь просвещения - «днйвный свет», который, несмотря на часто скрывающую его мглу, все-таки «туманы разрывает, пуская в мир свои огни». Дневной солнечный свет дает надежду на возможность победы над злом, на обращение всех желающих на путь истины. В финале стихотворения одический автор, ободренный речью Премудрости, обращается к братьям, дерзнувшим идти по пути просвещения: «Грядите, путь свой окончайте / И мне пролейте света луч! / Меня не ночь страшит глубока: / Я стану ждати от Востока / Конца мой взор мрачивших туч» [8, ч. II, с. 186].

В соответствии с концепцией восприятия масонскими авторами утра как предвестника Солнца правды, или Судного дня, В.И. Майков в «Оде ищущим мудрости» выражает веру в то, что злые силы отступят: мрак непросвещенности, тьма заблуждений и пороков рассеются с первыми солнечными лучами, идущими с Востока и озаряющими братьев, стремящихся к духовной близости с Богом.

Картины торжествующей и ликующей в солнечное утро природы рисует М.Н. Муравьев в стихотворении «Утренние размышления». Автор прославляет величие Творца, являющего себя в чудесной природе: «О Творче! Что ни зрю, Твоей то дело силы, / Душа природы всей, дыханье уст Твоих!» [8, ч. IV, с. 379]. Познание Творца в Его творении, природе - один из фундаментальных принципов масонской философии, поэтому в масонской поэзии бесконечно разнообразная природа и различные природные явления символизируют могущество и любовь Творца. Стихотворение перенасыщено архаической лексикой, что придает тексту величественное звучание, благодаря которому утренний свет воспринимается не просто как предвестие нового дня жизни, а как знак полной победы Истины, Премудрости и наступления Золотого века. Стихотворение звучит как гимн возрожденному миру, освободившемуся от греховных уз, наложенных на человечество Адамом, и обретшему долгожданную гармонию.

В «Нравоучительных стихах», помещенных в сентябрьской книжке журнала за 1777 год, восход солнца возвещает о времени утренней молитвы: «Как солнце в высоту с величеством восходит, / Премудрость Божию душевно восхвали: / Во удивленье нас и день и ночь приводит; / Молитвы воссылай ты к Богу от земли [8, ч. I, с. 53]. Величественный восход солнца - Божественное чудо, являющееся в мир и убеждающее верующего в великой Божьей любви: Бог дает свет и тепло всем тварям на земле, и это - повод обратиться к Всевышнему с благодарственной молитвой.

В другом стихотворении, названном в соответствии с жанром «Стансы», солнечный восход становится поводом для осмысления далеко не безоблачного земного существования человека. Вся зем-

ля с радостью встречает восходящее солнце, в котором «небесный зрится царь», и только человек «смущенный вид являет: / С началом дня его начнутся суеты. / Страдаешь, человек, в природе только ты» [8, ч. VII, с. 77]. К таким же невеселым думам о несчастной доле человека приводят наблюдения за радующейся природой в течение всего дня и вечера, а ночью, когда вокруг наступает спокойствие и тишина, человек погружается в сон, несущий тревогу, являющий «ужасные мечты». Суточное время здесь становится символом неостановимого движения времени, несущего человеку тревоги, суетность и страдания.

Каждое утро - начало новых страданий, об этом упоминается и в «Надгробной песне Перуанцев»: «Ты пробуждаешься, с зарею сна лишась, / И нужды познавать, трудиться, работаешь, / Обременен тоской, рыдая и крушась, / В нощи ты тщетного спокойства ожидаешь» [8, ч. V, с. 189]. Но в целом идея этой песни иная, чем предыдущих «Стансов». Ночь в «Надгробной песне Перуанцев» символизирует всю земную жизнь человека. Утро на земле не может рассеять всеобщий мрак телесного существования, поэтому в соответствии с одним из главных масонских правил - воспитывать в себе «любовь к смерти» - автор песни призывает братьев жить здесь в ожидании лучшей жизни Там, за порогом смерти, где не будет ночи, а будет только чудесный Божественный свет.

В журнале «Московское ежемесячное издание» стихотворных публикаций немного, но среди них встречаются «Утренняя песнь» и «Вечерняя песнь», ода «Ночь», стихотворение «Покаяние христианки при восходе солнца». Как видно из названий, авторы поэтических произведений этого журнала активно используют образы, связанные с символикой и мифологической семантикой суточного времени.

«Утренняя песнь», как и «Нравоучительные стихи» из предыдущего журнала, связана с ежедневным утренним обращением к Богу с молитвой, в которой верующий благодарит Создателя за его любовь к миру и просит благословения на дневные труды. «Вечерняя песнь» имеет связь с «Утренней песнью». Это ежевечернее обращение к Богу с благодарностью за прожитый день и просьбой ниспослать спокойный сон. В то же время вечер - повод для размышлений над скоротечностью человеческой жизни: «Уже и сей сокрылся день, / Взяв моего с собой часть века! / О Боже! Он исчез, как тень, / Ему и вечность недалека» [4, ч. III, с. 196]. Однако если для обычного человека быстротечность времени, как правило, связана с ужасом перед предстоящей смертью (можно вспомнить многочисленные барочные вирши с неумолимым напоминанием о смерти и грозящих адских муках), то масон, возлюбивший смерть, думает о лучшем мире, его ожидающем: «Превратность мне сия немолчно то

твердит, / Что лучшее там дух отечество узрит» [4, ч. III, с. 196].

Солнечный свет, изливающий Божественное сияние в земной мир, - повод для размышлений как над величием Бога и красотой окружающего мира, так и над собственным ничтожеством. Такова идея «Покаяния христианки при солнечном восходе». Мифологема утреннего света раскрывается здесь в символическом плане: утро - время пробуждения от сна невежества, время прозрения и воскресения для новой жизни:

Се завеса с очес моих теперь ниспала,

Не тьмой окружена, я новым светом стала,

У края пропасти стоящу зрю себя;

О, Творче! Познаю, прогневала Тебя

[4, ч. III, с. 107].

Сигнальное в масонской обрядности упоминание о падении «завесы с очей» связано с ритуалом посвящения в ученическую масонскую степень, где после длительных испытаний с завязанными глазами новопринимаемому наконец снимали повязку с глаз, что символизировало обретение света после пребывания во тьме и начало новой жизни в новом качестве.

В русле мифопоэтической традиции профанная жизнь человека воспринимается масонскими авторами как пребывание во тьме грехов, заблуждений и плотских страстей, поэтому закономерно использование для изображения земной человеческой жизни символического образа ночи. Автор стихотворения «Ночь» призывает читателя увидеть окружающую его тьму и возвыситься над ней: «В темноте глубокой ночи / Воспряни, священный дух! / И возвед болящи очи, / Приклони прельщенный слух! / Виждь, внимай и ужасайся, / Где ты, что ты, рассмотри; / Из темницы возвышайся / И крыле свои простри» [4, ч. III, с. 285]. Такое восприятие вписывается в мифологическую традицию отождествления ночного времени суток с мглой и злыми силами.

Авторы поэтических произведений журнала «Вечерняя заря», издававшегося в течение 1782 года, и следующего за ним «Покоящегося трудолюбца» (1784-1785) продолжают развивать идеи «Утреннего света» и «Московского ежемесячного издания».

Излюбленным жанром масонской поэзии остаются молитвы, переложения псалмов и духовные песни. В этих жанрах поэты ориентируются на традиции христианских текстов, что неудивительно, так как заповеди масонского братства не противоречат ортодоксальной религии, а сам Н.И. Новиков считал, что истинное масонство состоит «в том просвещении, к которому можно прийти, идя по стезям христианского нравоучения» [1, с. 240].

Так же, как в предыдущих журналах, продолжают публиковаться тексты молитв: «Молитва утренняя» и «Вечерняя песнь» [6, ч. II, с. 58-59],

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013

115

«Утренняя песнь» [6, ч. III, с. 97-98], в которых молящийся прославляет Творца, просит Его благословения и благодарит за ниспосланные милости. В традициях псалмопевческой и молитвенной поэзии используется в этих жанрах символика борьбы темных дьявольских и светлых ангельских сил, злой порочной тьмы и добродетельного света. Божественный свет неугасим и вечен, что отличает его от света земного, ежевечерне сменяющегося ночной мглой: «В незаходимом Ты сияньи обитаешь, / Никоей мрачности к себе не допускаешь» [2, ч. III, с. 78]. Бог - «светлость вечная и непрестанный свет» [2, ч. II, с. 264], он освещает собой все, что живет на земле, и просвещает человека, во тьме пребывающего.

Человек, в результате грехопадения Адама лишившийся этого вечного света, обретает надежду на возвращение в лоно Божье с приходом в мир Спасителя: «Чтоб тьму невежества и скверных дел пресечь, / Бог свет Евангельский благоволил возжечь» [2, ч. I, с. 199]. Однако человек несовершенен и продолжает пребывать в «тьме невежества» («Но наши слабые привыкши к мраку очи, / Страшась лучей, хотят всегда быть в прежней ночи [2, ч. I, с. 199]). Лишь малая часть людей стремится преодолеть в себе первородный грех праотца, и к этой малой группе «избранных» приобщается тот, кто вступает в масонскую ложу. Многочисленные масонские песни, многие из которых опубликованы в журнале «Магазин свободнокаменщичес-кой» (1784), непосредственно связаны с идеей противопоставления ночи, мрака, в котором пребывают смертные, не сознающие истины, масонскому Храму Премудрости, где тьма упраздняется светом правды («Бежит от нас порок бесчестной, / Подобно как от солнца мрак» [3, ч. I, с. 140]; «Из мрака мы себя изводми / Рассудком, волей и умом...» [3,

ч. II, с. 124]; «Смертный, мраком ослепленный, / Тьмой невежества покрыт, / Предрассудками зат-менный, / Света горняго не зрит» [3, ч. II, с. 128]; «Почто ж дивимся мы, / Что в мраке мрак лишь зрится? - / Возобновим умы, / Тьма светом упразднится» [3, ч. II, с. 136]). Сам ритуал посвящения в масоны, как уже отмечалось выше, тесно переплетается с семантикой выхода из пространства тьмы (ночи) и обретения света.

Таким образом, символика суточного времени широко используется в масонской поэзии, отражая важнейшие грани масонского миропонимания: Божественное происхождение света и тьмы, потеря первым человеком полдневного света и ожидание его грядущего возвращения в индивидуальном бытии души добродетельного каменщика после смер-

ти, в жизни человечества в целом - в Великий День Господень. Вечер - символ отхода от сияния Полуденного света, погружения в бездну страстей, в то же время вечерний свет - это символ начала пути исканий истины, которая открывается только в процессе преодоления тьмы заблуждений, в борьбе с собственными пороками. Утро является символом вступления в ряды вольных каменщиков, прозрения после длительного пребывания во сне и тьме невежества, открытия пути к Полуденному свету Правды. Поэты вольнокаменщического братства ориентируются как на древнейшую мифологическую традицию, так и на ветхозаветную и христианскую образность. Смена дня и ночи символизирует в мифопоэтической традиции борьбу злого и доброго начал, противостояние Божественного небесного райского сияния и греховной тьмы, влекущей в бездну ада. Масоны используют эту символику в своей поэзии. Такой подход к поэтической образности позволяет масонским авторам раскрывать новые возможности поэтического слова, что закладывает основы для дальнейшего развития русской поэзии.

Библиографический список

1. Большая энциклопедия. Масоны. - М.: GELEOS Publishing House; Кэпитал Трейд Компании, 2010. - 672 с.

2. Вечерняя заря. Ежемесячное издание. Ч. I-III. - М.: Унив. тип. у Н. Новикова, 1782.

3. Магазин свободнокаменщической. Т. I. Ч. III. - М.: В типографии И. Лопухина, 1784.

4. Московское ежемесячное издание. Ч. I-III. - М.: Университетская типография у Н. Новикова, 1781.

5. Назаретская К.А. Литературно-художественные взгляды и творчество масонов в их значении для формирования сентиментализма и предроман-тизма (По материалам масонских журналов конца 70-х - первой половины 80-х гг. XVIII в.) // Уч. зап. Казанского гос. унив-та. Т. 128, кн. 4. Вопросы романтизма. Вып V. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. - С. 79-95.

6. Покоящийся трудолюбец. Ч. I-IV. - М.: В Университетской типографии у Н. Новикова, 1784-1785.

7. Сахаров В.И. Русская масонская поэзия (к постановке проблемы) // Масонство и русская литература XVIII - начала XIX вв. / под ред. д-ра филол. наук В.И. Сахарова. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - С. 66-118.

8. Утренний свет. Ч. I-V. - СПб., 1777-1779; Ч. VI-IX. - М.: При Университетской типографии, 1779-1780.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.