Научная статья на тему 'Художественный конкурс вид культурной деятельности'

Художественный конкурс вид культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
722
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНКУРС / КУЛЬТУРНЫЙ УРОВЕНЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Ирина Владимировна

В статье рассматривается взаимосвязь культуры и образования на современном этапе развития общества. Проводится анализ художественных конкурсов в концепции деятельностного подхода, исследуется как вид культурной деятельности. Определяются основные условия для самореализации личности в конкурсах. Выявляются специфические особенности, цели и задачи художественных конкурсов в учреждениях дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественный конкурс вид культурной деятельности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 1 (182). Философия. Социология. Культурология. Вып. 16. С. 91-96.

И. в. Афанасьева

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНКУРС - ВИД КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается взаимосвязь культуры и образования на современном этапе развития общества. Проводится анализ художественных конкурсов в концепции деятельностного подхода, исследуется как вид культурной деятельности. Определяются основные условия для самореализации личности в конкурсах. Выявляются специфические особенности, цели и задачи художественных конкурсов в учреждениях дополнительного образования детей.

Ключевые слова: дополнительное образование, художественная культура, деятельностный подход, культурная деятельность, конкурсная деятельность, художественный конкурс, культурный уровень.

Культура как способ жизнедеятельности людей проявляется во влиянии на культуру личности. Современное состояние традиционной культуры обусловлено усиливающейся глобализацией, урбанизацией, социальным, профессиональным и конфессиональным расслоением российского общества. Серьёзные трудности создает массовая культура, оказывая свое часто негативное влияние на личность посредством телевидения, кино, рекламы. Необходимо отметить, что в сложившейся ситуации чрезвычайно важно создавать условия для воспитания внутренней и внешней свободы личности. У дополнительного образования детей существуют большие возможности для поиска путей решения этой задачи.

Возможность для социальных достижений личности предоставляется в каждой культуре в принятых для нее формах деятельности. Одним из важнейших тезисов деятельностного подхода является положение о том, что развитие личности определяется уровнем и характером взаимодействия субъектов деятельности с окружающей их объективной и субъективной реальностью. Взаимодействие будет эффективным, если позволит его участникам самореализоваться и самоутвердиться в деятельности и отношениях. В связи с этим возрастает социальная значимость конкурсной деятельности детей и подростков, которая предполагает развитие инициативы, общественной и творческой активности. Потребности детей в самостоятельности, самовыражении и самоутверждении в среде сверстников обусловили развитие детского конкурсного движения. Участие воспитанников учреждений дополнительного образования в любом из конкурсов само по себе счи-

тается критерием результативности деятельности, однако анализ практики показывает, что существует сравнительно ограниченный выбор конкурсных мероприятий, а их качественный уровень и видовое разнообразие не всегда отвечает требованиям времени. Реальное состояние конкурсного движения диктует необходимость изучения этого культурного явления, так как непонимание сущности молодежной субкультуры и отдельных ее проявлений, стихийность подходов к решению возникающих проблем ведет к тому, что художественные конкурсы проходят на недостаточно высоком уровне и не используются все потенциальные возможности социокультурной регуляции этой деятельности.

Целью данной публикации является анализ художественного конкурса как вида культурной деятельности полифункционального характера.

На базе ГОУ ДОД «Областного центра дополнительного образования детей» г. Кемерово ведутся исследования по реализации областного культурно-образовательного проекта «Юные звезды Кузбасса», который объединяет в себе ряд художественных конкурсов для воспитанников учреждений дополнительного образования области. Ежегодно в конкурсах принимают участие более 6700 воспитанников, которые представляют свои таланты в номинациях: вокал, хореография, театр, академическое и хоровое пение, фольклор, детские театры моды, декоративноприкладное творчество. Проект разработан таким образом, чтобы стимулировать системные изменения по основным направлениям художественно-эстетического образования и развития учреждений дополнительного образования Кузбасса и эффективно содейство-

вать поддержке талантливой молодёжи, выявлению и распространению лучших образцов культурной деятельности.

Принципиальное отличие и новизна предложенной нами модели организации художественных конкурсов регионального уровня позволяет осуществлять мониторинговые исследования культурного уровня творческих коллективов учреждений дополнительного образования и управлять качеством конкурсной деятельности, соотнося их результаты с заданными целями и критериями конкурса, сравнивая с существующим культурным уровнем в данном виде творческой деятельности.

Сравнение культурного уровня социальных субъектов дает представление об интенсивности и содержании их культурной деятельности, широкие возможности для такого сравнения представляются в конкурсной деятельности. На наш взгляд, измерить культурную деятельность, не прибегая к ее результату - культурному уровню, принципиально невозможно.

Культурным уровнем мы считаем степень развития сущностных сил социального субъекта, достигнутую в результате его культурной деятельности. Это понятие относится не только к личности, но и к группе, обществу в целом. Культурный уровень социального субъекта - это показатель, критерий результатов его культурной деятельности1.

Сутью образования является передача, усвоение, приобретение опыта жизни в социуме и в условиях конкретной культуры. Культура не могла бы развиваться, если бы не имела возможности хранить и передавать накопленный опыт - тем самым обеспечивается преемственность культурных традиций. Богатство и многообразие окружающей культурной среды является необходимым условием развития индивидуального духовного богатства человека. Образовательные учреждения, в том числе и учреждения дополнительного образования детей, остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка и социума. Наиболее востребованной среди воспитанников этих учреждений является художественно-эстетическая направленность деятельности. Эстетическое воспитание средствами искусства несет в себе возможность обогащения социального и нравственного опыта личности, развивает общую культуру

личности. Художественная культура личности рассматривается нами как творческая деятельность, в процессе которой осваивается художественная действительность в конкретном виде искусства. Она формируется обществом в каждом из его членов и определяется его потребностью и способностью осваивать и создавать мир ценностей искусства.

«Мотивами, движущими художественное творчество, являются стремления человека к наслаждению и красоте. Художественное творчество и эстетические переживания необходимы для существования человеческого общества и являются одной из важнейших форм человеческой активности, ибо они составляют квинтэссенцию тех самых функций, при помощи которых человек творчески синтезирует информацию об окружающем его мире. Хаос многообразия сигналов внешнего мира упорядочивается посредством эстетических форм, затем эта информация анализируется и используется человеком в повседневной деятельности. Искусство индивидуализирует жизнь человека, делает среду обитания прекрасной и приятной»2.

Художественное творчество является мощным механизмом духовного преображения действительности и стимулом самореализации личности в культурном пространстве и формирует культурологическое самосознание индивидуума. Результаты художественноэстетического образования, художественного творчества, как правило, представляются в различных конкурсах, выставках, фестивалях.

Наличие сегодня разнообразия конкурсов всевозможного характера во всех сферах социальной и культурной деятельности дает основание предполагать о появлении особого вида деятельности - конкурсной. В связи с этим актуализируется необходимость исследовать конкурс как форму культурной деятельности, стимулирующую активность личности, где происходит актуализация её творческих возможностей, реализуются способности и интересы.

Конкурс можно рассмотреть как открытую саморазвивающуюся систему социального взаимодействия людей в конкурентной деятельности. Существуют определенные закономерности поведения людей в конкурсах, которые отражает природную сущность человека - его стремления к достижениям и самореализации.

Таким образом, можно считать, что конкурс - это специфическая форма организации человеческой деятельности в определенной системе социокультурных отношений.

Для нашего исследования важным является понятие культурная деятельность - деятельность человека по поводу производства, распространения, сохранения и потребления ценностей духовной культуры. В процессе этой деятельности он развивается сам, обогащаются его опыт, умения, знания. Ее предметом непременно являются духовные ценности. Содержание этой деятельности - создание и освоение, а также сохранение и распространение духовных богатств. Объектом, на который направлена культурная деятельность, может быть только личность. Это воздействие может быть непосредственным и направленным или опосредованным и рассредоточенным во времени и пространстве. Культурная деятельность способствует самореализации личности, ее способностей, потребностей, дарований, творческих возможностей. Культурная деятельность не имеет твердо установленных для каждого человека и для каждого вида этой деятельности масштабов.

Культурная деятельность характеризуется творческим, свободным и созидательным началами. Мы рассматриваем творчество как процесс самореализации личности, раскрытия ее способностей и дарований, как опредмечивание их в созданных личностью ценностях. Культурная деятельность осуществляется не какой-либо единственной особью или их разрозненным множеством, а представляет собой особый вид сопряженной коллективной деятельности3.

Культурной деятельности всегда присущ оценочный характер. Уже сама оценка любой социальной деятельности человека как культурной или, наоборот, как некультурной означает оценку влияния этой социальной деятельности на человека, на развитие его сущностных сил. В современных условиях культурной может быть названа такая социальная деятельность человека, которая оказывает непосредственное благотворное влияние на развитие личности в направлении всесторонности и гармоничности. И наоборот, антиподом культурной является такая деятельность, которая препятствует раскрытию способностей и дарований человека, мешает развитию его личности, его активной самореализации.

Культурная деятельность носит регламентированный характер, и именно благодаря социальным институтам «вырабатываются» соответствующие регулятивные регламенты.

При оценке вида культурной деятельности учитываются следующие группы характеристик:

1) фиксация участия социального субъекта в тех или иных конкретных видах культурной деятельности, интенсивности и регулярности этого участия;

2) содержание каждого конкретного вида культурной деятельности, т. е. реальная культурная ценность производимых или потребляемых социальным субъектом произведений духовной культуры;

3) эффективность производства и потребления этих духовных ценностей для развития личности индивида как члена определенной социальной общности;

4) степень творческого характера этой деятельности4.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что художественный конкурс является видом культурной деятельности, поскольку отвечает по всем группам характеристик, использующимся для оценки культурной деятельности.

По нашему мнению, не каждый конкурс дает возможность для самореализации личности, а только конкурсы, где личность выступает как субъект деятельности. Путь к любому достижению представляется нам в виде цепочки: мотивация - деятельность - самореализация - результат - достижение. Участие в конкурсе будет деятельностным, если будет иметь данную структуру.

Выявление специфических особенностей художественных конкурсов является тем основанием, на котором строятся все остальные аспекты исследования конкурсной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей. Можно выделить следующие наиболее признанные и содержательные понятия, характеризующие художественные конкурсы, с тем, чтобы проанализировать их для выявления сущности понятия ‘художественный конкурс’.

Художественные конкурсы конструируются как деятельностный процесс, направленный на познание и преобразование его участниками окружающей действительности. Исходя из определения деятельности как специфической формы отношения человека

к окружающему миру, содержание которой включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

Художественные конкурсы, во-первых, позволяют реализовать творческие способности, а во-вторых, стимулируют творческую активность личности, способствуя развитию творческой деятельности, выявляют личностную компетентность в различных областях деятельности.

Художественные конкурсы способствуют самореализации личности, если:

- целевые задачи конкурса ориентированы на культурно значимые ценности, которые имеют личностный смысл для его участников;

- участие в конкурсе позволит демонстрировать свои способности в условиях соревновательности и общественного признания.

Художественный конкурс содержит в себе потенциальные возможности для «саморазвития», качественного совершенствования личности. Между отдельными элементами творческой деятельности обнаруживается устойчивая взаимосвязь, которая позволяет прогнозировать «зону ближайшего развития» системы культурной деятельности и определять соответствующие этому направлению способы регулятивного воздействия. Одним из основных условий для самореализации личности в конкурсах является социальное признание вида деятельности, составляющего его основу. Художественный конкурс позволяет выявить лидирующих участников или их группы, в каком либо виде творчества. При демократичной организации конкурса, его открытости у его участников возникает ощущение равенства возможностей, появляется возможность творчески самореализоваться и получить признание своих творческих достижений. Проявляется уверенность в собственных силах, умение признавать не только успех, но и поражение, это поможет в дальнейшем переживать жизненные коллизии, быть более целеустремленным в достижении целей. Активность в творчестве позволяет действительно приобрести опыт творческой самореализации.

Художественные конкурсы являются действенным средством развития эмоциональной сферы личности. Организуя подготовку к конкурсу, педагоги дополнительного образования получают возможность практически управлять развитием эстетических чувств воспитанников путем специального подбора

содержания исполняемых произведений и средств выражения творческого замысла. На этапе подготовки к конкурсу педагог знакомит воспитанников с секретами художественного творчества, развивает их дарования, закрепляет технические исполнительские навыки, учит получать наслаждение от участия в творческой деятельности. Участие в художественном конкурсе интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает конкурсантам через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного творчества.

Рассмотрим особенности организации художественных конкурсов в концепции деятельного подхода, где его участники выступают как субъекты творческой деятельности. В конкурсах один из внутренних механизмов деятельности - конкурентность результатов. Несмотря на различие в протяженности, в формах и содержании художественных конкурсов в них можно выделить три основных этапа:

1. Первый этап - подготовительный. Включает в себя два возможных пути активизации субъектной позиции участника художественного конкурса: конкурсант (за счет внешней мотивации) изъявляет желание участвовать в конкурсе и начинает подготовку, которая выражена в усиленных занятиях деятельностью, которой посвящен конкурс; конкурсант давно увлечен определенным видом деятельности, желание участвовать в конкурсе, связано с внутренней мотивацией. В данном случае подготовка связана с подбором репертуара для демонстрации на конкурсе и совершенствованием имеющихся умений.

2. Второй этап - презентация. Представление себя, своей работы. В процессе проведения художественных конкурсов в них организуется взаимодействие конкурсантов, обмен опытом, сравнение достижений. Данный этап конкурса - способ создания опыта социального взаимодействия при организации признания достижений личности специалистами, которые уже достигли успехов в интересующей его области, по нашим предположениям, будет способствовать успешной творческой самореализации личности. Таким образом, художественный конкурс становится социальным значимым для самореализции личности.

3. Третий этап - аналитический. Он связан с процессом анализа, систематизации полу-

ченных знаний о себе, причинах своих успехов или неудач. Анализ для личности конкурсанта - это анализ «поля самореализации». Важен ответ на вопрос, кто победил и почему. Организация оценки и самооценки достижений, результатов самореализации в конкретной деятельности является необходимым условием для самоутверждения личности.

Проведение художественных конкурсов способствует повышению социального статуса учреждений дополнительного образования детей, повышению их роли в воспитании и развитии подрастающего поколения, организации свободного времени детей и подростков, профилактике безнадзорности и правонарушений, а также повышению творческого потенциала педагогических кадров, выявлению и распространению передового педагогического опыта. Для участников конкурса это оживление и проявление инициативы, выдумка и изобретательность, демонстрация лучших качеств и компетенций, это возможность насыщенного и содержательного общения, сотрудничество, поиск новых способов решения каких-либо задач, а для зрителей активная форма проведения досуга.

Коллективный характер восприятия художественного конкурса значительно увеличивает эмоциональный эффект и эстетическое наслаждение от исполняемых произведений. Зритель, слушатель, участник конкурса - все они занимаются культурной деятельностью и в процессе ее удовлетворяют свои духовные потребности. При этом необходимо, чтобы она не только соответствовала потребностям массового зрителя, слушателя, но и в то же время шла впереди этих потребностей.

В процессе художественного конкурса важную роль играет конкурсное общение. Конкурсное общение - это механизм, посредством которого осуществляется воспитательно-просветительное воздействие на личность конкурсанта. Именно эмоционально-коммуникативный по-

тенциал, «синтетический» характер конкурсной деятельности способствует комплексному удовлетворению совокупности социально-духовных потребностей человека (познавательных, творческих, чувственно-эмоциональных, рекреационновосстановительных).

Многосторонность конкурсной деятельности выражается, прежде всего, через богатство содержания каждой из его функций.

Изменение содержания каждой из них должно повлечь, в свою очередь, изменение форм и методов культурного воздействия. В результате изучения практики проведения художественных конкурсов был получен материал, анализ которого позволил заключить, что художественный конкурс - это вид культурной деятельности, посредством которой личность стремится реализовать сформировавшуюся у нее систему ценностных ориентаций и действенное средство развития эмоциональной сферы личности. Это специально разработанный ритуал или церемония включения в соревнование, условия его организации и проведения определяются в положении о конкурсе.

Представляется правильным дать следующее определение художественных конкурсов

- это один из способов отражения и познания мира, предоставляющий условия для самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, способствующий формированию духовной культуры.

Наши выводы созвучны мнению Б. Г. Москалева: «Одним из ведущих показателей социальной направленности индивида являются его ценностные ориентации, поскольку они служат основой формирования личности наряду с ее социальными установками. В структуре личности ценностные ориентации выступают своего рода координирующим центром, определяющим жизненную направленность поведения и деятельности человека, его отношение к социокультурной среде. Они тесно связаны с мировоззрением и являются неотъемлемыми элементами духовной культуры человека. Развитые ориентации и установки характеризуют зрелость личности и ускоряют формирование потребности в содержательно значимых, духовно насыщенных формах досугового общения»5.

Резюмируя предшествующие рассуждения, можно сказать, что художественный конкурс - вид культурной деятельности, посредством которого личность стремится реализовать сформировавшуюся у нее систему ценностных ориентаций; для детей конкурс является одним из способов отражения и познания мира, предоставляет условия для самовыражения и самоутверждения личности, является действенным средством развития эмоциональной сферы личности и формирования духовной культуры; для педагогов предоставляет возможность обнаружить

устойчивую взаимосвязь между отдельными элементами педагогической и творческой деятельности и прогнозировать «зону ближайшего развития» системы культурной деятельности и определять соответствующие этому направлению способы регулятивного воздействия. Ориентация на целостное и всестороннее развитие личности как субъекта совокупной системы культурной деятельности обусловливает целевые принципы социального управления культурными процессами.

Проведенные исследования позволяют сделать выводы о том, что художественные конкурсы регионального уровня позволяют осуществлять социальный контроль за результатами художественно-эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей на уровне области и оказывать влияние на их культурный уровень.

Примечания

1 Коган, Л. Н. Культура и творчество масс. Свердловск : УНЦ АН СССР, 1976. С. 13.

2 Волков, Ю. Г. Интегральная природа человека. Естественно-научный и гуманистический аспекты / Ю. Г. Волков, В. С. Поликарпов. Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 1993. С. 83.

3 См.: Каган, М. С. Человеческая деятельность. М. : Политиздат, 1974. С. 208-213.

4 См.: Коган, Л. Н. Культура и творчество масс. С. 11-12.

5 Москалев, Б. Г. Досуг : методология и методика социологических исследований. М. : МГУК, 1995. С. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.