Научная статья на тему 'Художественный кинематограф и его роль в формировании образа национального героя на примере личности Уинстона Черчилля'

Художественный кинематограф и его роль в формировании образа национального героя на примере личности Уинстона Черчилля Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
204
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УИНСТОН ЧЕРЧИЛЛЬ / АНГЛО-АМЕРИКАНСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ/ИСТОРИЧЕСКОЕ КИНО / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ / WINSTON CHURCHILL / ANGLO-AMERICAN CINEMATOGRAPHY/HISTORICAL FILM / REPRESENTATION OF HISTORICAL FIGURE / PERSONALIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ющенко Ольга Ивановна, Гамалеева Юлия Анатольевна

В статье рассматриваются общие тенденции в процессе формирования образа исторической фигуры как общенационального героя в медиа пространстве. Анализируется художественный образ Уинстона Черчилля, представленный в англо-американском кинематографе, а также выявляются характерные черты в интерпретации его исторической роли. Целью исследования является определение особенностей процесса формирования образа исторической личности как общенационального героя в кинематографической среде. Выводы. Способ репрезентации истории через медиа пространство является одним из самых востребованных в наши дни и представляет собой принципиально новое видение прошлого. Тенденция «привязывать» историческую эпоху к значимым личностям полностью смещает ракурс с исторического целостного повествования к исторической портретистике. Так, личность показывается не в контексте исторической эпохи, а сама эпоха транслируется через художественный портрет исторической фигуры, историческое пространство постепенно индивидуализируется, сужается до истории одного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CINEMATOGRAPHY IN FORMATION PROCESS OF THE IMAGE HISTORICAL FIGURE AS NATIONAL HERO ON THE EXAMPLE OF WINSTON CHURCHILL’S PERSONALITY

The purpose of research. The article deals with the general tendencies of the formation process of a historical figure as a national hero in media space. Winston Churchill’s cinematography imagery is analyzed and the features of interpretation of his role in history are defined. The purpose of research is determination of specificities in the formation process of imagery’s historical figure as national hero in cinematography. Results. Nowadays the way of representing historical space through the media sphere is one of the most popular for auditory and at the same time, it represents the new vision of the historical past. The tendency of connecting historical past and historical figure together drifts the angle from the whole epoch to «historical faces». That's the reason why historical epochs are translated through imagery of figures from the past. In this case historical space is gradually tapered to the person’s story and becomes more individual.

Текст научной работы на тему «Художественный кинематограф и его роль в формировании образа национального героя на примере личности Уинстона Черчилля»

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДА) 07.00.03

a b

Ющенко О. И., Гамалеева Ю. А.

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Российская Федерация

ae-mail: oliv54@mail.ru

be-mail: gamaleevajulia@gmail.com

Художественный кинематограф и его роль в формировании образа национального героя на примере личности Уинстона Черчилля

DOI: 10.33693/2658-4654/-2020-2-3-118-123

Аннотация. В статье рассматриваются общие тенденции в процессе формирования образа исторической фигуры как общенационального героя в медиа пространстве. Анализируется художественный образ Уинстона Черчилля, представленный в англо-американском кинематографе, а также выявляются характерные черты в интерпретации его исторической роли. Целью исследования является определение особенностей процесса формирования образа исторической личности как общенационального героя в кинематографической среде. Выводы. Способ репрезентации истории через медиа пространство является одним из самых востребованных в наши дни и представляет собой принципиально новое видение прошлого. Тенденция «привязывать» историческую эпоху к значимым личностям полностью смещает ракурс с исторического целостного повествования к исторической портретистике. Так, личность показывается не в контексте исторической эпохи, а сама эпоха транслируется через художественный портрет исторической фигуры, историческое пространство постепенно индивидуализируется, сужается до истории одного человека.

Ключевые слова: Уинстон Черчилль, англо-американский кинематограф/историческое кино, репрезентация исторической личности.

Для цитирования: Ющенко О. И., Гамалеева Ю. А. Художественный кинематограф и его роль в формировании образа национального героя на примере личности Уинстона Черчилля // История и современное мировоззрение. 2020. Т. 2. №3. С. 118-123. DOI: 10.33693/2658-4654/-2020-2-3-118-123

GENERAL HISTORY 07.00.03

ab

O. I. Yutschenko , Y. A. Gamaleeva

National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation

ae-mail: oliv54@mail.ru

be-mail: gamaleevajulia@gmail.com

The role of cinematography in formation process of the image historical figure as national hero on the example of Winston Churchill's personality

Abstract. The purpose of research. The article deals with the general tendencies of the formation process of a historical figure as a national hero in media space. Winston Churchill's cinematography imagery is analyzed and the features of interpretation of his role in history are defined. The purpose of research is determination of specificities in the formation process of imagery's historical figure as national hero in cinematography. Results. Nowadays the way of representing historical space through the media sphere is one of the most popular for auditory and at the same time, it represents the new vision of the historical past. The tendency of connecting historical past and historical figure together drifts the angle from the whole epoch to «historical faces». That's the reason

Гамалеева Ю. А.

why historical epochs are translated through imagery of figures from the past. In this case historical space is gradually tapered to the person's story and becomes more individual.

Key words: Winston Churchill, anglo-american cinematography/historical film, representation of historical figure, personalization.

For citation: Yutschenko O. I., Gamaleeva Yu. A. The role of cinematography in formation process of the image historical figure as national hero on the example of Winston Churchill's personality // History and modern perspectives. 2020. Vol. 2. №3. P. 118-123. (in Russ.) DOI: 10.33693/2658-4654/-2020-2-3-118-123

ВВЕДЕНИЕ

Художественный кинематограф занимает значимое место в современном медиа пространстве, являясь частью выражения общественных представлений об окружающей действительности. Историческое кино, в отличие от исторического текста, не требует критического переосмысления или построения определенной картины происходящего, а представляет уже готовый, относительно упрощенный, но не лишенный зрелищности, развлекательный продукт для восприятия широким кругом зрителей. В процессе «переложения» на киноленту исторической действительности, выраженной в виде фактов, событий и явлений, возникает конфликт соотнесения реального исторического прошлого с художественным вымыслом автора. Однако, данное противоречие обосновывает всю уникальность исторического кино в качестве своеобразной реконструкции прошлого, его визуального воплощения.

В последнее время количество киноработ, посвященных историческим личностям, неуклонно растет. В первую очередь это связано с ростом значимости и популяризации идей индивидуализма и уникальности человека как социальной единицы. Тенденция отождествлять историческую эпоху с конкретной исторической личностью сводит масштабные исторические процессы к исторической портрети-стике, которая акцентирует внимание не на самой исторической эпохе, а на человеке, находящегося в ней. В этой связи историческая личность представляет собой особый интерес для кинематографического искусства, которое формирует новый взгляд на историческое прошлое в целом.

УИНСТОН ЧЕРЧИЛЛЬ В ГЛАВНОЙ РОЛИ

Личность Уинстона Черчилля, безусловно, является знаковой не только для истории Великобритании, но и для европейской истории первой половины XX века. В сознании англичан его фигура вышла за рамки ее понимания как исторической, и сейчас Уинстон Черчилль -это национальный герой своей страны, именно поэтому со временем его исторический образ впитал в себя черты художественного вымысла.

Фигура Черчилля неразрывно связана с тяжелым и поворотным временем: последняя и наиболее яркая глава в политической истории Великобритании ознаменовалась Второй мировой войной, которая стала для нее победой и поражением одновременно, и по словам самого Черчилля, «триумфом и трагедией». Звездный час Британской империи на мировой арене был безвозвратно утерян, а личность Уинстона Черчилля представляет собой мираж уходящей блестящей эпохи. На жизнь этого политического деятеля выпало две самые кровавые войны за всю историю: одна заставила временно

уйти с политического поприща, другая - возвеличила и обессмертила его личность в памяти потомков.

Необходимо отметить, что сам исторический контекст, выступая в роли выгодных декораций, как нельзя лучше способствовал становлению Уинстона Черчилля в качестве влиятельного и известного политика. Сама натура Черчилля жаждала решительных действий и смелых решений, которые могли быть реализованы исключительно в условиях военного времени.

Иной немаловажный аспект интереса к фигуре Уинстона Черчилля заключается в уникальном явлении современности, которое проявляет себя в размытых рамках исторической идентичности. В условиях глобализации культурного пространства общество теряет связь с историей и культурной традицией, которая формирует национальное самосознание, необходимое для определения своего места в мировом культурно-историческом течении жизни. Общество, обращаясь к опыту прошлых эпох, ищет яркий и положительный пример из прошлого, связующего элемента или даже символа, который, несомненно, должен быть не только запоминающимся, но и значимым. Образ «супер-героя» из прошлого отчасти формируется за счёт исторического контекста, который может быть выражен в судьбоносных войнах, национальных волнениях или же радикальных реформах общественной жизни, иными словами, все то, что имеет ключевое значение для хода истории. И здесь фигура Черчилля подходит как нельзя лучше: две мировые войны, харизма, ораторское мастерство, незаурядный ум, тесно переплетаясь друг с другом, и создают тот образ, который без преувеличения известен почти каждому.

АНГЛО-АМЕРИКАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА ЛИЧНОСТЬ УИНСТОНА ЧЕРЧИЛЛЯ

Англо-американский кинематограф является лидирующим и направляющим в мировой киноиндустрии, однако в данном случае он интересен не по этой причине.

Во-первых, исторический контекст обуславливает выбор работ этих стран для рассмотрения. Сам Уинстон Черчилль обозначил отношения между США и Великобританией не иначе, как «особые», поскольку два этих государства имеют общие культурные корни и достаточно долгую и непростую историю взаимоотношений.

Во-вторых, достаточно большое количество кинематографических работ, посвященных личности Уинстона Черчилля относится именно к англо-американскому производству, что говорит о взаимном интерес к его фигуре. Однако, исторический контекст обуславливает рассмотрение его фигуры в определённом плане. Для английской интерпретации его образа в первую очередь важен отрезок времени с 1940 по 1941 гг., который имел решающее значение в процессе

реформирования самосознания британцев, как нации. Вступление Великобритании во Вторую мировую войну и первые годы борьбы против агрессора - вот главный аспект, который играет главную роль в процессе репрезентации образа Уинстона Черчилля в британском кинематографе. Для английской интерпретации Черчилль важен как национальный герой страны, сумевший возглавить свою страну в непростое для нее время. Фигура Черчилля как народного лидера сыграла важную роль в консолидации общественного сознания в тяжелое военное время. Именно поэтому его личность рассматривается преимущественно в контексте Второй мировой войны.

К особенностям американского понимания исторической роли Уинстона Черчилля можно отнести его Фултонскую речь 5 марта 1946 года, которая послужила своеобразным прологом к Холодной войне, имеющей большее значение для американской историографии, нежели вступление Великобритании во Вторую мировую войну. В связи с этим Уинстон Черчилль предстаёт перед нами как выразитель и защитник идей общемировой свободы и демократических ценностей, обретая тем самым почти сакральное значение для американской исторической мысли. Итак, два образа Черчилля сводятся воедино в работах художественного кинематографа, демонстрируя уникальный пример становления исторической личности в качестве национального героя и символа.

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗА ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ: МЕЖДУ РЕАЛЬНОСТЬЮ И ВЫМЫСЛОМ

Сейчас художественный кинематограф стал одним из способов видения и реконструкции исторического прошлого. Именно в ярких зрительных и звуковых образах (музыкальное сопровождение сюжета) формируется картина исторической действительности через субъективный взгляд автора. В процессе создания киноработы используются вымышленные образы, основанные на реальности, создавая тем самым совершенно отличительное современное понимание прошлого. Историческое кино - уникальный конструкт для построения именно визуального воплощения прошлого через призму современных представлений. Исходя из этого, при работе с источниками кинематографической среды необходимо учитывать метод исторических репрезентаций для определения границы между реальностью и вымыслом.

Данный метод является центральным в рассмотрении способов репрезентации личности Черчилля в кинематографической среде. Неотъемлемой составляющей картины является ее авторство, которое включает в себя такие категории как время и место создания работы, культурная среда, социальное положение и личный жизненный опыт автора, то есть все то, что определяет неповторимое своеобразие киноработы. Как отмечает американский исследователь Роберт Розенстоун, художественный исторический фильм и репрезентация прошлого в нем представляет собой уже переработанный опыт автора, его субъективный взгляд на историческую действительность, однако с точки зрения исторической науки не стоит рассматривать данное явление с негативных позиций. Кинематографический реализм конструирует определённую модель прошлого, которая определяет современное отношение к нему, тем самым, создавая и формируя связь между настоящим и прошлым.

Однако, при рассмотрении кинематографических работ необходимо учитывать и то, что данный вид искусства ста-

вит перед собой неизменную задачу привлечения широкого круга зрителей, поэтому для ее осуществления применяются различные художественные приемы для привлечения интереса со стороны «потребителя». Зрелищность картины, динамичная сюжетная линия и эстетическое воплощение (от костюмов до архитектурных сооружений) - вот неотъемлемые факторы создания успешной киноработы. Однако, они же в свою очередь, исключают по возможности объективное научное и достоверное (и не столь красочное) изложение исторических фактов и событий, то есть научная и художественная составляющая являются взаимоисключающими, но и в то же время и взаимодополняющими по отношению друг к другу: художественный вымысел основан на реальности, а далекая от нас историческая реальность с помощью художественного воплощения приобретает видимые и понятные для нас черты.

Говоря о киноработах, посвященных фигуре Уинстона Черчилля, необходимо отметить, что фильмы являются своеобразным рассказом о жизненном пути известной личности, которая противопоставляет себя окружающему ее миру. Жизнь Черчилля - это постоянная и одинокая борьба, упрямое отстаивание своих принципов и взглядов, и именно такая волевая натура способна решить крупномасштабный исторический конфликт, что и завязывает сюжетную линию вокруг этой концепции. Здесь, надо сказать, что Черчиллю «повезло» родится в нужном историческом времени, которое стало «эффектными декорациями» для оформления художественного повествования его жизни.

ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗА УИНСТОНА ЧЕРЧИЛЛЯ В АНГЛО-АМЕРИКАНСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

Личность Уинстона Черчилля фигурирует во многих исторических фильмах, посвященных первой половине XX века. Англо-американский взгляд на его личность хоть и представляет несколько разную позицию в интерпретации его образа, однако, фигура Черчилля неизменно является значимой для обеих стран. Художественные киноработы условно можно разделить по двум наиболее востребованным направлениям: документальные и историко-биографические фильмы. Последний жанр все более и более набирает популярность среди широкого круга зрителей: судьбоносность исторических событий, представленных в фильмах, динамичность и вместе с тем напряженность сюжета приковывают к себе все большее внимание.

Работы художественного кинематографа тесно связаны и с временем их создания. Необходимо отметить, что фигура Черчилля изначально не виделась как фигура национального героя страны. В первые годы своей политической деятельности Уинстон Черчилль воспринимался в качестве молодого и амбициозного политика, но не отягощенного опытом. Данный период биографии Черчилля не отражен в кинематографическом искусстве, поскольку само время сделало невозможным создание подобных работ. Однако, когда кинематограф получил свое развитие и стал довольно востребованной отраслью информационного пространства, Уинстон Черчилль уже зарекомендовал себя в качестве влиятельного политика своего времени. Один из первых фильмов, где герой Черчилля играет второстепенную роль-«Миссия в Москву» (1943) американского режиссёра Майкла Кёртиса. Главный герой и реальный исторический пер-

Гамалеева Ю. А.

сонаж Джозеф Дэвис в одном из эпизодов фильма ведет значимый диалог с Черчиллем. Необходимо отметить, что действие фильма происходит в 1936-1938 гг., когда Черчилль был вынужден на время уйти из большой политики, но тем не менее, главный герой обращается к нему за советом как к мудрому и опытному политику. Необходимо отметить, что данный образ Уинстона Черчилля не выходит за рамки реального изложения исторических событий, его фигура несмотря на то, что занимает значимое место в сюжете, представляется правдоподобной и достоверной.

Назначение Уинстона Черчилля на пост премьер-министра в мае 1940 года было поворотным не только для его жизни, но и для жизни всей страны. Его харизма и уверенность в своих действиях по-настоящему воодушевили народ, вселяя в него надежду. Именно с этим периодом связывают новый этап в интерпретации образа Черчилля как народного лидера своей страны (а впоследствии и национального героя). На тот момент личность Черчилля выходит за рамки простого его понимания в качестве премьер-министра Великобритании. Фигура Черчилля консолидирует сознание британцев, при этом в значительной мере реформируя его: среди населения возникла невероятная волна патриотического подъема, где каждый был готов идти на борьбу с врагом. Именно поэтому личность Черчилля постепенно трансформируется в личность народного лидера. Теперь же его фигура ассоциируется со сложным, но в то же время поворотным моментом для истории Великобритании. После его смерти интерес к его личности только возрос: выходит ряд документальных фильмов о его жизни («The valiant years» реж. Anthony Bushell and John Schlesinger 1960-1963), но в особенности хочется отметить историко-биографический фильм «Молодой Уинстон», вышедший на экраны в 1972 году. Этот англо-американский фильм основан на мемуарах самого Черчилля «Мои ранние годы» и представляет собой экранизацию приключенческого романа. Именно здесь Уинстон Черчилль приобретает такие качества как авантюризм, бескомпромиссность, незаурядный ум и непревзойдённое чувство юмора, которые и пробивают ему дорогу к славе: «Забавно, но я никогда не хотел быть солдатом... нет, политика, парламент-вот моя арена...». О взаимном сотрудничестве при создании данного фильма говорит стремление авторов к романтизации персонажа, утри-рованности его образа. Это придает Черчиллю особые черты героя, свойственные голливудским фильмам.

В начале XXI века образ Черчилля как национального героя уже прочно вошел в сознание англичан и американцев. В годы премьер-министра Тони Блэра (1997-2007 гг.) Великобритания вела буквально «обслуживающую» политику по отношению к США. В начале XXI века Англия, несмотря на явно подчинительное положение, стремилась воссоздать образ прошлого величия и политического могущества, одним из воплощений которых был уже национальный лидер Уинстон Черчилль. Именно поэтому для Англии идея воздействовать на мнение общества посредством создания исторических фильмов, которые вышли бы за пределы страны в прокате и напомнили миру о прежнем влиянии и заслугах Великобритании в международной политике, было весьма актуальным. В прокат выходит фильм режиссера Ричарда Лонкрэйна «Черчилль» (2002). Данный фильм является неким первопроходцем именно в стиле художественного оформления повествования.

Во-первых, сюжетная линия, которая охватывает частично или полностью период Второй мировой войны.

Во-вторых, сюжет дополняется подробностями из личной жизни Черчилля, его привычками, без которых невозможно представить его личность, в иных случаях ситуации доводятся до комизма, что и придает определённое своеобразие и уникальность фильму: «Уинстон, ты заплатил мистеру Монксу? - Я пытаюсь спасти Индию от Ганди, думаю, как предотвратить падение Британской империи, как спасти консерваторов от позора и бесчестия! - Значит, не заплатил...». Желание приблизить к зрителю фигуру Черчилля, сделать ее максимально простой, и в то же время довольно незаурядной, чтобы вызвать симпатию у зрителя - вот главная задача фильма.

Сложившиеся внешнеполитические условия привели к созданию одиозного фильма-пародии «Черчилль идёт на войну» режиссера Питера Ричардсона (2004). Говорить об историчности данного фильма совершенно не приходится, поскольку существует ряд грубых хронологических и исторических ошибок (например, по сюжету фильма на момент вступления на престол будущей королевы Елизаветы II Черчиллю было не больше тридцати). Жанр данного фильма соответствует скорее жёсткой сатире или даже извращённой пародии, стремящейся продемонстрировать всю нелепость американской киноиндустрии, об этом и говорит слоган фильма: «История... в стиле Голливуда». Эта работа интересна с точки зрения восприятия англичанами американского кинематографа, поскольку свойственное американцам стремление к зрелищности доводит исторический сюжет до абсурда.

Последующие работы, следуя жанру историко-биографических фильмов, представляют однотипный взгляд на личность Уинстона Черчилля в качестве народного лидера. Например, фильм «Навстречу шторму» (реж. Тадеус О'Салливан, 2009), «Король говорит!» (реж. Том Хупер, 2010). В этих фильмах герой Уинстона Черчилля по-прежнему принимает судьбоносные решения и неустанно борется за свободу своей страны. Здесь фигура Черчилля действительно вселяет надежду, поднимает патриотический дух народа.

Однако, образ Уинстона Черчилля в кинематографической среде в последнее время приобретает все больше черт художественного персонажа и не совсем реального. Необходимо отметить, что брексит является неоднозначной проблемой современности и вызывает ряд дискуссий и споров. Однако, процесс выхода Британии из Евросоюза поставил перед ней новые задачи не только переустройства внешней политической и экономической жизни, но и формирования прочных идентификационных связей с прошлым для обоснования истории своей страны как независимой с внушительным политическим опытом и сильными лидерами, известными на весь мир. Именно фигура Уинстона Черчилля подходит для этой цели как нельзя лучше, поскольку заключает в себе не только незаурядные способности, но и харизму, составляющую неотъемлемую часть его яркой индивидуальности.

Последние и наиболее яркие работы («Секрет Черчилля», «Черчилль», «Темные времена») формируют образ Уинстона Черчилля как национального героя, через который транслируется целая и значимая историческая эпоха. Фигура Черчилля выступает не только как центральный персонаж, но и заполняет собой все действующее пространство: второстепенные личности не имеют яркого и запоминающегося образа, представляя «серых» и не запоминающихся героев.

Для создания образа национального героя личность Уин-стона Черчилля была в значительной мере «заретуширована». Важным становится период его премьерства в период войны, когда он проявил себя как влиятельный и авторитетный политик. Вопросы его предыдущей и не очень удачной политической деятельности отходят на второй план. Особую значимость приобретают личные характеристики: его незаурядный ум, чувство юмора и неповторимая харизма становятся центром сюжетного повествования.

Образ Уинстона Черчилля как национального героя значительно отличается от предшествующего образа народного лидера. Теперь же фигура Черчилля представляет собой «хорошего дикаря» на политическом поприще, готового любой ценой защищать свою страну. Интересно, что такому герою как Черчиллю вовсе не свойственны традиционные ценности поведения в английском обществе: порой, в своих выражениях он доходит до откровенной грубости, его упрямство неизменно ведет к громким спорам, его выходки и убежденность во вседозволенности (например, принимать членов правительства, сидя в кровати) выходят за рамки понятий о приличиях. Однако, это воспринимается исключительно с положительной стороны и с чувством юмора. И здесь с уверенностью можно сказать, что харизмы Уинстона Черчилля хватит на всех.

Итак, фигура Уинстона Черчилля прочно укоренилась в массовом сознании в качестве исторической личности небывалого масштаба. Его идеализированный образ впитал в себя различные легенды и мифы, превратившись в сакральную полуреальную фигуру для английской истории.

ВЫВОДЫ:

Исходя из вышесказанного, можно вывести следующее:

- Образ Уинстона Черчилля в качестве национального лидера страны подразумевает его значительную мифологизацию, выраженную прежде всего в художественном образе «супер-героя из прошлого».

- Современный взгляд на личность Уинстона Черчилля в кинематографической среде формировался постепенно, соотносясь с обстоятельствами внутренней и внешней общественно-политической жизни Великобритании.

- Образ Уинстона Черчилля, представленный в художественном кинематографе, являет собой идеализированный образ литературного героя, нежели реальной исторической личности.

- Художественный кинематограф демонстрирует тенденцию к пер-сонализации исторического повествования, которая проявляется в сосредоточении внимания вокруг личной жизни и характера Черчилля, его харизмы и незаурядного ума.

- Главной задачей при создании кинематографических работ является создание зрелищной картины для привлечения внимания большой аудитории, именно поэтому исторические события романтизируются, а объективные причинно-следственные связи теряют свою значимость, что делает исторический фильм, с точки зрения науки и достоверности, весьма поверхностным.

- Динамичность и зрелищность сюжета, как правило, обеспечивается за счет событий Второй мировой войны. В связи с этим, рассмотрение политической деятельности Уинстона Черчилля ведется в рамках его первого премьерства.

- В центре сюжетной линии неизменно стоит личность самого Уинстона Черчилля, вокруг которой организуется художественное пространство фильма. Ракурс повествования смещается с исторической эпохи и ее целостного рассмотрения к исторической порт-ретистике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фигура Уинстона Черчилля представляет особенный интерес для создателей кинематографических работ. Постепенная трансформация его образа в общественном сознании привела к своему идеализированному воплощению не только на больших экранах, но и на страницах истории.

Образ национального героя подразумевает наделение исторической личности сверх характеристиками. У такого персонажа нет права на ошибку, а его способности должны почти выходить за рамки человеческих возможностей. Так, например, мнение Черчилля о неизбежной и скорой агрессии нацистской Германии воспринимается не иначе как «предсказание» и «провидение», а сам Черчилль воспринимает свою задачу не иначе как судьбоносную.

Так, историческое повествование сосредоточено на яркой личности самого Уинстона Черчилля, вокруг которого строится вся сюжетная линия, что смещает ракурс рассмотрения исторической действительности в сравнительной перспективе. Личность показывается не в контексте заданной эпохи, а сама эпоха транслируется через индивидуальный художественный портрет исторической фигуры, которая является, по аналогии с современными представлениями, образом «супергероя» из прошлого. Историческое повествование смещается от общего к частному, представляя собой «историю в лицах», историческое пространство постепенно индивидуализируется, сужается до истории одного человека.

Однако, не стоит оценивать данное явление как исключительно негативное. Художественный кинематограф лишь демонстрирует современное понимание прошлого, заново создавая его зрительные образы и приближая человека к ушедшей реальности. Историческое кино обладает уникальной способностью реконструировать прошлое в соответствии с современными представлениями общества. Так, лидер страны становится «супер-героем», сложные политические решения превращаются в ожесточённые прения под напряженную музыку, а военные действия - сложным кве-стом, от решения которого зависит судьба страны и миллионы жизней. Таким образом, художественный историко-биографический кинематограф обладает уникальной способностью не только формировать, но и изменять представления о прошлом.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 91,97%.

Гамалеева Ю. А.

Список литературы:

1. «МиссиявМоскву» (MissiontoMoscow», реж. Майкл Кертис, 1943).

2. «Молодой Уинстон» («YoungWinston», реж. РичардАттенборо, 1972).

3. «Черчилль» («The Gathering storm», реж. РичардЛонкрэйн, 2002).

4. «Черчилльидетнавойну» («Churchill: The Hollywood Years», реж. ПитерРичардсон, 2004).

5. «Навстречушторму» («Into the Storm», реж. ТадеусО'Салливан, 2009).

6. «Король говорит!» («TheKing'sSpeech», реж. Том Хупер, 2010)

7. «СекретЧерчилля» («Churchill's Secret», реж. Stewart Harcourt, 2016)

8. «Черчилль» («Churchill», реж. ДжонатанТеплицки, 2017).

9. «Темные времена» («DarkestHour», реж. ДжоРайт, 2017).

10. RobertA. Rosenstone History in Images/History in Words: Reflections on the Possibility of Really Putting History onto Film //The American Historical Review. -1988. -Vol. 93, No. 5. P. 1173-1185.

11. Черчилль У. Вторая мировая война: в 3 т./ У.Ч. Черчилль-[пер. с англ.]. М. : Альпина нон- фикшн, 2018. -Т.3. 654 с.

Reference list:

1. «Missiontomoscow» (dir. Michael Curtis, 1943).

2. «Young Winston «(«YoungWinston», dir. Richard Attenborough, 1972).

3. «Churchill» («The Gathering storm», dir. Richard mccrane, 2002).

4. «Churchill to the War» («Churchill: The Hollywood Years», dir. Peter Richardson, 2004).

5. «Into the Storm» (dir. Tadeuso'sullivan, 2009).

6. «the King speaks!» («Theking'sspeech», dir. Tom Hooper, 2010)

7. «Churchill's Secret» (Dir. Stewart Harcourt, 2016)

8. «Churchill «(«Churchill», dir. Contentplace, 2017).

9. «Dark times «(«DarkestHour», dir. Jorait, 2017).

10. RobertA. Rosenstone History in Images/History in Words: Reflections on the Possibility of Really Putting History onto Film //The American Historical Review. -1988. -Vol. 93, No. 5. P. 1173-1185.

11. Churchill W. The second world war: in 3 vols./ U. C. Churchill-[TRANS. from English]. M.: Alpina non - fiction, 2018. -Vol. 3. 654 p.

Статья поступила в редакцию 07.07.2020, принята к публикации 04.08.2020 The article was received on 07.07.2020, accepted for publication 04.08.2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ РЕКОМЕНДУЕТ СТАТЬЮ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ

Кузьмин Вадим Александрович - доктор исторических наук, профессор; Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры востоковедения Уральского федерального университета (г. Екатеринбург) департамента международных отношений Уральского гуманитарного института (специальность 07.00.03)

РЕЦЕНЗИЯ

на статью канд. ист. наук, доцента, Ющенко О. И., Гамалеевой Ю. А. «Художественный кинематограф и его роль в формировании образа национального героя на примере личности Уинстона Черчилля»

В процессе глобализации культурного пространства теряется связь с прошлым, которая необходима для определения национальной идентичности, являющейся основой национального самосознания. Исходя из этого, особенно остро в современных условиях встает вопрос о способах репрезентации исторической действительности. В данной статье рассматривается проблема мифологизация образа исторической личности посредством репрезентации исторической фигуры в англо-американском художественном кинематографе на примере Уинстона Черчилля.

Роль кинематографа в культуре неоспорима. Данная область представляет собой научный интерес в том плане, что процесс отображения истории в кино демонстрирует восприятие обществом того или иного исторического события, отражает культурные ценности в целом. В последнее время интерес к историко-биографическим фильмам, связанным с историей Великобритании, неуклонно растет. Неудивительно, что повышенное внимание направлено на фигуру Уинстона Черчилля, которая воплощает в себе роль национального героя страны, символа лучших времен Британской Империи.

В работе отмечаются отличительные особенности художественного кинематографа: динамично развивающийся сюжет с яркими и запоминающимися героями, упрощение исторической действительности в целом, чтобы избежать затянутости и громоздкости в кинематографическом повествовании, концентрация внимания зрителя именно на визуальной демонстрации прошлого, персонализация сюжетной линии фильма.

Отображение фигуры Уинстона Черчилля в истории является примером уникального феномена объединения исторической действительности с художественным вымыслом автора. Это обусловлено потребностью общества искать прочные идентификационные связи с прошлым в условиях глобализации культурного пространства, поиск положительных и ярких примеров из прошлого является неотъемлемой частью поиска исторической национальной идентичности.

Результаты исследования актуальны в вопросах применения в медиа и художественном пространстве. Данная работа содержит информацию о способах и методах представления исторической действительности путем ее пер-сонализации, а также общих тенденциях в формировании образа исторической фигуры как общенационального героя. Рассматриваемый пример представляет собой новую форму видения прошлого через интерпретацию роли и деятельности одной исторической личности.

Говоря о возможностях практического применения данного исследования, необходимо отметить общую тенденцию к популяризации исторического знания путем его трансляции через художественные образы. Статья соответствует профилю журнала «История и современное мировоззрение» и рекомендуется к публикации в нем.

Рецензент:

доцент кафедры всеобщей истории историко-филологического факультета ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»

Грошева Галина Васильевна

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Ющенко Ольга Ивановна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры новой, новейшей истории и международных отношений, Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск, Российская Федерация, http://orcid.org/0000-0002-2591-9553, AuthorIDN-488155, e-mail: oliv54@mail.ru

Гамалеева Юлия Анатольевна, Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск, Российская Федерация, e-mail: gamaleevajulia@gmail.com

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Olga I. Yutschenko, Cand. Sci. (Hist.), Associate Professor, Docent of Department of the Modern, Contemporary History and International Relations, National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, http://orcid.org/0000-0002-2591-9553, AuthorIDN-488155, e-mail: oliv54@mail.ru

Yulia A. Gamaleeva, National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, e-mail: gamaleevajulia@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.