№ 1 (44), 2012
жизнь Юга России" , _
105
А. В. СЕМЧЕНКОВА
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ «КОЧЕГАР» КАК ОБРАЗЕЦ АВТОРСКОГО СТИЛЯ РЕЖИССЕРА А. БАЛАБАНОВА
На примере картины «Кочегар» исследуется индивидуальная творческая манера режиссера А. Балабанова. Особое внимание уделено контрасту и особенностям взаимодействия визуального и музыкального рядов. Ключевые слова: авторский стиль, музыкальный ряд, минимализм, контраст.
Фильмы А. Балабанова никогда не остаются незамеченными, они вызывают огромный интерес у зрителей и кинокритиков, получая как положительные, так и отрицательные отзывы. Это авторское кино ставит порой жестокие, но всегда актуальные акценты: режиссер открыто заявляет свое видение современной действительности, свои принципы сочетания сюжетного, визуального, звукового рядов.
Художественный фильм «Кочегар» - одна из последних работ Балабанова [1]. В ней рассказывается о трагической судьбе участника Афганской войны, Героя Советского Союза майора Ивана Скрябина, через его образ автор доносит до зрителей свое отношение к происходящему. Это человек, оставшийся без семьи, друзей, близких людей. Выброшенный на обочину жизни, он помогает своей благополучной дочери, но сам работает в кочегарке. Здесь же живет и записывает по памяти прочитанный когда-то рассказ. Бывшие сослуживцы Снайпер и Бизон, ставшие в новой России бандитами, время от времени привозят к нему трупы «плохих людей» и сжигают их в топке.
В образе главного героя проявляются автобиографические черты режиссера (Алексей Балабанов участвовал в боевых действиях в Афганистане). Сходство прослеживается и во внешнем облике: персонаж картины носит тельняшку и широкополую панаму-афганку - вещи, в которых автор фильма неизменно появляется на публике. В эпилоге картины показан небольшой фильм, снятый по рассказу Кочегара, - своего рода аллюзия на сценарную и режиссерскую деятельностью Балабанова.
Традиционны для Алексея Балабанова и морально-этические вопросы, которые поднимаются в фильме. Они связаны с темой войны, в различных формах присутствующей почти в каждой его картине: конфликты в Чечне («Брат», «Война») и Афганистане («Груз 200»); столкновение личности с обществом («Замок», «Брат», «Брат 2»), добра - со злом («Про уродов и людей»), зла - со злом («Жмурки»); борьба человека с самим собой («Мне не больно», «Морфий»). Режиссер акцентирует внимание зрителя на том, что война калечит не только физически, но в первую очередь - морально. Лишает человека способности видеть хорошее, жить в соответствии с законами мира. Герой фильма не пытается найти правосудие и защиту у государства, он действует на свой страх и риск. Это подчеркнуто особо: Кочегар идет мстить, надев военную форму. Из старого кочегара он вновь становится майором, Героем Советского Союза, выполняющим боевую задачу. Персонажи Балабанова в мирной жизни сталкиваются с насилием и
смертью. И противостоять этому злу могут только как на войне - отвечая ударом на удар.
В фильме прослеживаются те же художественные приемы, что и во многих иных произведениях режиссера. Например, действующие лица идут или едут по улицам города под инструментальный бит или русский рок («Война», «Мне не больно», «Жмурки», «Брат», «Брат-2») и музыкальный фон помогает сделать повествование динамичным, сконцентрировать внимание на внутреннем мире героя. Такое сочетание в кадре крупного плана героя и музыкального ряда оставляет некую недосказанность, позволяет зрителю сделать собственные выводы о характере, эмоциональном состоянии персонажа, понять ход его мыслей. Музыка в подобных эпизодах заменяет вербальный ряд, ее можно расценивать как внутренний монолог героя.
В «Кочегаре» много и других автоцитат: проезжающий трамвай (встречается почти во всех фильмах режиссера), герой, идущий по заснеженному городу («Замок»), небольшой провинциальный городок («Жмурки»), бар в коричневом полумраке («Жмурки», «Брат 2»), лифт с решетками и лестничные пролеты старого дома («Брат», «Мне не больно»). Последняя сцена (девочка фотографирует умирающего Кочегара) отсылает к картине «Про уродов и людей».
Одним из основных образов в фильме является сама кочегарка. Сначала зритель видит, как вдалеке мелькают дымящие трубы, затем здание становится ближе. Практически в каждом эпизоде присутствует огонь (топки, печи, камины) -связующий мотив для всей картины. Режиссер отождествляет кочегарку с кремационной печью, а надземное пространство с огромным крематорием [2]. В связи с этим символическое звучание приобретает фамилия главного героя - Скрябин: можно говорить об ассоциации с русским композитором Александром Скрябиным и его главным произведением «Поэма огня». Пламя выступает как символ жизни и смерти.
«Кочегар» несложен по языку, художественная сторона как будто бы неосязаема и неосознаваема. Фильм снят предельно минималистично: герои большую часть времени либо молчат, либо изъясняются короткими фразами и междометиями. По стилю картина сравнима с работами Робе-ра Брессона, Гаса Ван Сэнта, Ларса фон Триера. Сам режиссер объяснил выбор подобной формы высказывания тем, что ему было интересно попробовать новый для себя киноязык [3].
Минималистская простота «Кочегара» проявляется не только в сюжетном, визуальном, но и в музыкальном ряде. Балабанов обращается к
106 "Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (44), 2012
произведениям белорусского гитариста Валерия Дидюли, на творчество которого оказал влияние стиль фламенко, характерный для музыки Испании. Композитор смело экспериментирует с электронным звучанием, гитарные пассажи удачно подчеркиваются плотными и ритмичными аранжировками в стиле house, что придает мелодии современный, более динамичный, напряженный характер. Балабанов, сочетая визуальный и музыкальный ряды фильма на основе принципов иллюстративности и звуко-зрительного контрапункта, удачно расставляет смысловые акценты. Мелодия присутствует на протяжении всей картины, что может, на первый взгляд, создать впечатление фона. Однако ее звучание особенно выделено в тех эпизодах, когда происходит действие. Режиссер нередко вводит музыкальный материал одновременно с речью героев, тем самым заставляя зрителя прислушиваться к словам, акцентируя внимание на динамическом и психологическом развитии сюжетной линии.
В звуковом ряде фильма присутствуют следующие лейтмотивы:
- главный герой - лирико-ностальгическая гитарная тема с элементами восточной мелодии (00.00.34) [4];
- его дочь - танцевальная гитарная тема с четким басовым ритмом (00.09.52);
- убийство - гитарная тема и женский вокализ, исполненный с придыханием (00.05.09);
- любовь дочери кочегара - «попсовая» тема с женским вокалом, гитарной аранжировкой и четким басом (00.26.43);
- снайпер и его дочь - зажигательная танцевальная гитарная тема (00.49.28).
Контраст заложен не только в мелодиях (тан-цевальность, отсылающая к стилю фламенко, и электронное звучание), составляющих общее оформление картины, но и в сочетании аудио- и видеоряда.
Отдельно необходимо отметить две музыкальные темы, которые не относятся к творчеству Ди-дюли и выпадают из общей музыкальной концепции фильма. Это песня «Истерика» рок-группы «Агата Кристи» (01.14.11) и «Смешное сердце» группы «Черный Лукич» (01.18.00). Именно эти композиции звучат в двух кульминациях картины - психологической («Истерика») и смысловой («Смешное сердце»).
«Истерика» использовалась режиссером ранее в картине «Жмурки», но там она не несла особой смысловой нагрузки внутри кадра, лишь характеризовала время, в которое происходят события. В «Кочегаре» песней ознаменована кульминационная точка, которую можно обозначить и как кульминацию картины в целом: надлом, духовная смерть героя наступает именно в этом эпизоде. Момент, когда Кочегар вскрывает себе
вены - своеобразный эпилог. «Истерика» вводится в фильм не только как динамично звучащая рок-музыка. Она отражает состояние души персонажей (героя, девушки, которая только что увидела смерть отца и любимого) и общий эмоциональный настрой эпохи. Песня сопровождает визуальный ряд, где Кочегар едет в трамвае, сидя спиной к движению (отсюда - впечатление, что это его мысли и состояние). Алексей Балабанов использует один из приемов, характерных для музыкального клипа. Поскольку видеоряд статичен, то внимание зрителя концентрируется на словах «Я тебя люблю, убью, дочь врага, война».
«Смешное сердце» звучит в конце фильма, где происходит самоубийство Кочегара. Это баллада, исполненная тихим мужским голосом. И здесь режиссер выводит на передний план текст: «Три недели войны против собственной души, недопи-санный рассказ, смешное сердце способно только любить, его так просто убить». Именно в песне зритель находит ответ, она звучит как авторский голос за кадром.
Легкое звучание танцевальной музыки (гитара) служит канвой картины. Противопоставление визуального ряда музыкальному, ввод двух кардинально несхожих по стилю композиций дает потрясающий эффект. Контраст передает суть авторской мысли, заложенной в картине, делает акцент на психологическом, духовно-нравственном аспекте.
Таким образом, для фильма «Кочегар» как образца зрелого авторского стиля А. Балабанова характерно следующее:
- обращение к теме войны и позиционирование своего отношения к ней;
- автоцитирование визуальных образов;
- отождествление режиссера с главным героем по ряду внешних и внутренних качеств;
- тщательный подбор музыкального материала, обращение к рок-стилистике;
- особое отношении к тексту кульминационных песен, которые звучат то как внутренний монолог героя, то как авторских комментарий (голос за кадром);
- минималистская концепция.
Литература и примечания
1. Россия, кинокомпания СТВ, 2010. Драма / реж. и авт. сценария А. Балабанов; оператор А. Симонов; композитор В. Дидюля. В ролях: М. Скрябин, Ю. Матвеев, А. Мосин, А. Тумутова, А. Коротаева.
2. Богомолов Ю. Риголетто из кочегарки // Российская газета. 2010. № 5262. С. 9.
3. Кочегар - счастливый человек. Пока его дочь не убили / инт. с А. Балабановым, записал Д. Быков // Собеседник. 2010. № 41. С. 6.
4. Здесь и далее в скобках указывается хронометраж фильма.
a. v. semchenkova. the feature film «stoker» as an example of author's style of director a. balabanov
On the example of the film «Stoker» the individual creative manner of director A. Balabanov is analyzed. Special attention is paid to the contrast and peculiarities of the interaction between visual and music sequences. Key words: author's style, music sequence, minimalism, contrast.