Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ВОВ / кино / кинематограф / образ врага / Great Patriotic War / cinema / cinematography / enemy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Селезнева Л.А.

Учитывая современные реалии, где большую роль в процессе изучения нового знания играет фактор визуализации, автор данной статьи предлагает использовать художественное кино во время изучения темы Великой Отечественной войны. В статье приводится около 30 кинокартин разных исторических периодов, которые можно использовать в образовательном процессе. В заключительной части статьи автор делает акцент на том, что просмотр фильмов о Великой Отечественной Войне, лишь дополнение к учебному процессу, а не его основополагающая часть, рекомендуется использовать данный тип визуализации темы на внеурочных занятиях и кружках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURE FILM AS MAIN MEANS OF VISUALIZING THEME OF GREAT PATRIOTIC WAR FOR SCHOOLCHILDREN

Taking into account modern realities, where the visualization factor plays an important role in the process of learning new knowledge, the author of this article suggests using feature films while studying the topic of the Great Patriotic War. The article contains about 30 films from different historical periods that can be used in the educational process. In the final part of the article, the author emphasizes that watching films about the Great Patriotic War is only an addition to the educational process, and not its fundamental part, it is recommended to use this type of visualization of the topic in extracurricular activities and circles.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37.02

Селезнева Л.А.

студент магистратуры Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

(г. Елец, Россия)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: учитывая современные реалии, где большую роль в процессе изучения нового знания играет фактор визуализации, автор данной статьи предлагает использовать художественное кино во время изучения темы Великой Отечественной войны. В статье приводится около 30 кинокартин разных исторических периодов, которые можно использовать в образовательном процессе. В заключительной части статьи автор делает акцент на том, что просмотр фильмов о Великой Отечественной Войне, - лишь дополнение к учебному процессу, а не его основополагающая часть, рекомендуется использовать данный тип визуализации темы на внеурочных занятиях и кружках.

Ключевые слова: ВОВ, кино, кинематограф, образ врага.

Время неумолимо стремится вперед и отдаляет нас от трагичных, и в тоже время, прославленных дней 1941-1945 гг. Тема Великой Отечественной войны, тема подвига советского народа в борьбе с фашизмом и значения победы для последующих исторических событий, занимает особое место в школьном образовании, а также в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Зачастую текста из параграфа учебника недостаточно для формирования целостной картины у обучающихся о событиях 1941-1945 гг. К сожалению, свидетелей и участников Великой Отечественной войны с каждым годом все меньше и меньше, а сохранять народную память о великом подвиге советского народа становится все сложнее и сложнее. По этой причине

необходимо прибегать к другим средствам и методам в раскрытии данной темы.

Одним из самым важных факторов в достижении понимания и закрепления изученного материала является фактор визуализации. К средствам визуализации можно отнести: фото, видео, кино, картины, плакаты, музейные экспонаты и т.д. Из приведенных примеров кинематограф довольно сильно контрастирует. Недаром В.И. Ленин отмечал, что кино является важнейшим из искусств. Действительно, именно кино позволяет прочувствовать широкий спектр эмоций и делает из обучающихся практически свидетелей повествуемых событий, в частности, эпизодов Великой Отечественной войны. Ко всему прочему, кинематографу сопутствуют следующие функции: коммуникативная, познавательная, эстетическая и развлекательная [2, с. 45-46].

Условно кинематограф можно разделить на две категории: документальный и художественный. В нашем случае для визуализации событий 1941-1945 гг. обучающимся 5-11 классов более подходит художественное кино. Важно отметить, что документальные фильмы обладают большой информативностью, но огромное количество «сухих» цифр, дат, личностей быстро утомит смотрящих и лучше подойдет для изучения нового материала. В художественном фильме существует полноценный сюжет: герои со своей историей. К ним зритель, как правило, испытывает определенные чувства, выражает эмоции, и нет переизбытка научной информации. Ко всему прочему воссозданный антураж, реплики актеров заставляют поистине воссоздать полноценную картину изучаемой темы. В рамках данной статьи мы не будем анализировать сюжеты фильмов, а проведём некую классификацию кинокартин по специфике подходов в формировании визуального образа ВОВ.

Особого внимания заслуживают фильмы, снятые в конце 1930-х г., такие как «А если завтра война...» 1938 г., «Танкисты» 1939 г. Примечательны эти фильмы тем, что еще до начала Второй Мировой войны авторы повествовали о начавшейся войне, в которой Красная Армия наносит сокрушительный удар врагу. Конечно, данные картины создавались в пропагандистских целях, игра

актеров выглядит пафосно и неестественно [3, с. 75] . Но благодаря им можно сделать вывод о том, какие соображения были у советского руководства в то время, когда еще Вторая Мировая война не началась. Сам факт того, что в качестве врага были представлены немцы, уже говорит о том, что СССР готовился к грядущей войне с Германией как в идеологическом плане, так и в техническом.

Несмотря на все военные тяготы войны выходило немалое количество фильмов, касаемых темы нашего исследования. Наиболее известные кинокартины: «Жди меня» 1942 г., «Два бойца» 1943 г., «Небесный тихоход» 1945 г. и др.. Как правило, фильмы этого времени лирические и содержат большое количество музыкальных композиций. Они формируют понятия общего безликого «врага». Ценность этих фильмов заключается в том, что досконально передается дух того времени, военный быт, речь героев, историческая техника, форма и т.д. Но при этом враг представлен утрировано в неком сатирическом образе. При этом сами фильмы выполнены в черно-белом фильтре по причине технических особенностей того времени.

Следующим фактором визуализации темы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. является экранизация художественных литературных произведений. После окончания ВОВ в свет начали выходить литературные труды фронтовиков, на страницах которых повествовалось о войне, о жизненных потрясениях, личных переживаниях. Многие из них были экранизированы. Наиболее известными являются «Судьба человека», «Они сражались за Родину». Режиссёром экранизации обоих произведений являлся С. Бондарчук. Особого внимания заслуживает фильм «А зори здесь тихие», снятый по одноименной повести Б. Васильева, который впервые вышел на экраны 1972 г. (режиссер С. Ростоцкий). Примечательно, что экранизация данного произведения существует в трех вариантах 1972 г., о котором говорилось выше, а также 2005 г.. режиссера Мао Вейнин и 2015 г. режиссера Рената Давлетьярова.

А также ряд других кинокартин. Эти фильмы выходили в соответствии своему оригинальному произведению. Они довольно точно передавали всю полноту эмоций главных героев, а также быт того времени. Трагедия народа отражена в конкретном персонаже. Как правило, в отличие от фильмов 1940-х немец показан как умный, хитрый оппонент. Но по-прежнему является обезличенным [4, с. 149].

Фильмы можно использовать для визуализации при изучении конкретного эпизода войны. В советском послевоенном кино появилось такое явление, как киноэпопея. Этот жанр знаменит своей масштабностью. Одними из первых кинокартин были «Третий удар» 1948 г., «Сталинградская битва» 1949 г. В сценах боестолкновения принимали участие целые войсковые соединения. За день на съемочной площадке присутствовало от 500 до 5 тыс. солдат, немецких военнопленных, десятки единиц различной военной техники [5, с. 123-124]. Главенствующую роль в этом жанре по сей день играют киноэпопеи Ю. Озерова «Битва за Москву» 1985 г., «Сталинград» 1989 г., которые по эпичности даже превосходят указные выше кинокартины. В съемке фильма «Сталинград», который является международным проектом, принимали участие кинокомпания «Уорнер Бразерс» (США), киностудии «Грио Энтертеймент Груп» (США), «Барандовв» (ЧССР) и «Дефа» (ГДР) [1, с. 147]. В сюжете фигурируют образы реальных исторических военачальников, а отдельные персонажи служат для «утепления» сюжета представляющие собой типизированные образы (враг, военнопленный, солдат, и тд.) особый акцент смещается на единение народа [6, с. 132-134]. Важно отметить, что современное военное отечественное кино нередко прибегает к попытке создать нечто подобное, в таких фильмах, как «Сталинград» 2013 г., «Битва за Севастополь» 2015 г., «Ржев» 2019 г., «Спасти Ленинград» 2019 г. Однако, к сожалению, весь сюжет сводится к локальной истории нескольких героев, выступая маленьким фрагментом глобального события. Стоит упомянуть о фильмах, повествующих о сражениях локального характера и некого собирательного образа защитников Родины на начальном этапе ВОВ, -

«Брестская крепость» 2010 г., «28 панфиловцев» 2016 г., «Подольские курсанты» 2020 г.

Визуальный образ Великой Отечественной войны для обучающихся можно построить через фильм о конкретной исторической личности. Иногда сюжет кинокартины повествует о реальной личности, например, экранизация подвига Зои Космодемьянской («Зоя» 1944 г.). В 2020 г. был снят ремейк с таким же названием, но другим сюжетом («Зоя» 2020 г.). Сюда же можно отнести фильм «Девятаев» 2021 г., рассказывающий о побеге советского летчика Михаила Девятаева из концлагеря на немецком бомбардировщике. Но зачастую режиссеры берут за основу исторический прототип (или несколько), а на экране герой представлен под другим именем. Представителями подобных кинокартин большое количество как советского, так и российского производства являются: Командир счастливой «Щуки» 1972 г., «В бой идут одни «старики»»1973 г. и др. Подобные фильмы в своих сценариях могут использовать фрагменты из воспоминаний своего исторического прототипа.

Также стоит выделить фильмы, которые визуализируют специфику того или иного рода войск. О танкистах и самоходчиках повествуют такие фильмы, как «На войне как на войне» 1968 г., «Экипаж машины боевой» 1983 г., «Т-34» 2019 г., «Несокрушимый» 2018 г. Про нелегкую долю летчиков можно увидеть в картинах «Торпедоносцы» 1983 г., «Крылья над Берлином» 2022 г. и др.

Классифицировать фильмографию, относящуюся к теме Великой Отечественной войны, можно по-разному. Важно отметить основные принципы к подходу визуализации темы ВОВ на основе художественных фильмов.

Самый главный принцип заключается в том, что художественный фильм нельзя расценивать как истинное повествование и изучать тему Великой Отечественной войны на их основе. Они наиболее всего подходят для закрепления пройдённого материала, формирования целостной картины событий сражений, личностей, - в зависимости от конкретной кинокартины. Помимо развлекательно-познавательной функции в области истории просмотр фильма развивает метапредметные умения в области литературы и МХК.

Безусловно, хронометраж полнометражного фильма составляет 1,5-2 часа, что выходит за рамки урока. По этой причине наиболее оптимальным вариантом для просмотра кинокартины является задание на дом. Обучающимся можно предоставить свободу выбора или же дать определенную рекомендацию. При разработке рекомендации стоит учитывать возраст школьников. Для них в приоритете будут современные фильмы, которые имеют красочную, четкую картинку, большое количество звуковых и визуальных эффектов. Советские же фильмы покажутся им скучными по причине черно-белого фильтра кинопленки. Если брать фильмы 1930-40-х гг., то игра актеров может показаться неестественной, а большое количество музыкальных номеров быстро утомит смотрящих. Но зато фильмы 1950-80-х г. смогут погрузить школьников в атмосферу того времени: разговорная речь персонажей, быт, антураж. Не все современные фильмы обладают таким колоритом и атмосферой. Поэтому нельзя ограничиваться одним фильмом. Оптимальным вариантом является просмотров нескольких экранизаций разных временных отрезков. В качестве проверки задания можно провести анкетирование, викторину или небольшие дебаты. Также совместный просмотр хорошо вписывается в рамки внеурочной деятельности, например, исторический кружок или поход в кинотеатр.

Таким образом, использование такого средства визуализации, как художественное кино, в образовательном процессе значительно облегчит школьникам задачу ознакомления и изучения темы Великой Отечественной войны, поможет сформировать четкое представление о важных и значимых событиях в истории нашей страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Волков Е.В. Образы Сталинградской битвы в советском художественном кино. / Е.В. Волков // Новый исторический вестник. - 2015. - № 2. - С. 128-150;

2. Иванов Р.В., Полюшкевич О.А. Патриотизм и идентичность в современных российских фильмах. / Р. В. Иванов, О.А. Полюшкевич // Известия Иркутского государственного университета. - 2016. - №18. - С. 44-55;

3. Лямзин А.В. Базовые образы Великой Отечественной войны в советском и постсоветском кинематографе как элементы национальной российской идентичности / А.В. Лямзин // История и современное мировоззрение. - 2019. - №1. - С. 73-769;

4. Родионова О.В. Образ ВОВ в кинематографе как отражение культурно-исторической памяти и механизм самоидентификации / О.В. Родионова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2017. - № 1. - С. 146-170;

5. Трофимов А.В. Визуальные образы Великой Отечественной войны в советском послевоенном кино / А.В. Трофимов // Исторический курьер. - 2020. - №3. - С. 113-124;

6. Хрюкин Д.А. «Военный фильм» как жанр: мотивы памяти в образной системе фильмов о Великой Отечественной войне 1970-х годов. / Д.А. Хрюкин // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - № 6. - С. 131-136

Selezneva L.A.

Yelets State University named after I.A. Bunin (Yelets, Russia)

FEATURE FILM AS MAIN MEANS OF VISUALIZING THEME OF GREAT PATRIOTIC WAR FOR SCHOOLCHILDREN

Abstract: taking into account modern realities, where the visualization factor plays an important role in the process of learning new knowledge, the author of this article suggests using feature films while studying the topic of the Great Patriotic War. The article contains about 30 films from different historical periods that can be used in the educational process. In the final part of the article, the author emphasizes that watching films about the Great Patriotic War is only an addition to the educational process, and not its fundamental part, it is recommended to use this type of visualization of the topic in extracurricular activities and circles.

Keywords: Great Patriotic War, cinema, cinematography, enemy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.