Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ РАСКРЫТИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО'

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ РАСКРЫТИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
461
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ / ЖЕНСКИХ ПОРТРЕТ / ДОСТОЕВСКИЙ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Галаева М. И.

В статье рассматриваются особенности систематизации женских образов в творчестве русских писателей в интерпретации современного литературоведения. Автором выделяются наиболее актуальные аспекты женского характера в творчестве Ф.М. Достоевского с целью обобщения художественных приемов создания женского образа в литературном произведении. В качестве вывода автором выделена в общей структуре женского портрета крайняя степень актуальности и остроты связи женского образа с происходящими в обществе социальными явлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Галаева М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC DISCLOSURE TECHNIQUES FEMALE IMAGES IN THE WORKS OF DOSTOEVSKY

The article examines the features of the systematization of female images in the work of Russian writers in the interpretation of modern literary criticism. The author highlights the most relevant aspects of the female character in the works of Dostoevsky with the aim of generalizing artistic techniques for creating a female image in a literary work. As a conclusion, the author highlighted in the general structure of a female portrait the extreme degree of relevance and acuteness of the connection between the female image and social phenomena occurring in society.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ РАСКРЫТИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»

ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (HUMANITARIAN SCIENCES) УДК 1

Галаева М.И.

магистрант 2 курса филологического факультета Ингушский государственный университет (г. Магас, Россия)

Научный руководитель: Борова А.Р.

доктор филологических наук, профессор Ингушский государственный университет (г. Магас, Россия)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ РАСКРЫТИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Аннотация: в статье рассматриваются особенности систематизации женских образов в творчестве русских писателей в интерпретации современного литературоведения. Автором выделяются наиболее актуальные аспекты женского характера в творчестве Ф.М. Достоевского с целью обобщения художественных приемов создания женского образа в литературном произведении. В качестве вывода автором выделена в общей структуре женского портрета крайняя степень актуальности и остроты связи женского образа с происходящими в обществе социальными явлениями.

Ключевые слова: образ, женский образ, женских портрет, Достоевский, Преступление и Наказание, художественный образ.

Степень изученности литературного наследия Ф.М. Достоевского достаточно широка, как в отечественном литературоведении, так и зарубежном. При этом отметим, что, научные труды, касающиеся изучения в литературе художественного образа, в большинстве своем указывают на то, что предмет

данного исследования является непростым и многогранным понятием, характеризующийся самодостаточностью, наличием экспрессии, соотнесенностью с реальностью, единением совокупного с частным, а также разнообразием собственного проявления, наблюдаемого в тексте художественного произведения. Рамки интерпретации художественного образа обуславливаются общей границей между литературоведением и лингвистикой

[4].

В XIX веке женский образ наиболее ярко проявился с учетом социально-общественного отражения действительности в творчестве Ф.М. Достоевского. В это же время критики начали предпринимать попытки классификации женских образов, используемых писателем в своих работах. На этом вопросы, связанные с выделением типологических признаков женских образов «по Ф.М. Достоевскому» не закрыты и до сих пор, сохранив актуальность и в последующие периоды, подталкивая современных исследователей к анализу литературного наследия Ф.М. Достоевского с различных сторон. В течение всей истории исследований, было разработано и сформулировано множество критериев, выступающих основой для выделения отдельных типов раскрываемых писателем женских образов, однако нет единой универсальной классификации.

Анализируя творчество Ф.М. Достоевского, невозможно не отметить некоторые специфичные категории женских образов, которые достаточно формально разграничены в доминантности. Особенно выделяются черты характера, которыми наделяет писатель женщин в своих произведениях - они конкретны и обозначают смирение, юродство, гордость, меркантильность. Такие образы не только являются градационными (разделяющими), но и объединяющими женщин по этим характерным чертам характера, проявлению в поведении при том, что социальный статус или другие условия жизни женщин могут быть различны [1] . Юродивый женский образ (у Ф.М. Достоевского Лизавета Смердящая и Марья Тимофеевна Лебядкина) может содержать именно

данные черты в рамках искаженных черт личности. Хотя, если отметить некоторые субъективные моменты понимания юродства, то Соня Мармеладова тоже принадлежит к этой же категории. Раскольников именно так объясняет излишнюю нервозность и напряженность Сони, когда она читает Евангелие («Юродивая! Юродивая!»).

Такие же черты в противовес Соне Мармеладовой, которая в некоторых типологических характеристиках предстает как «святая», «жертва» и, одновременно «юродивая», Ф.М. Достоевский причисляет и к сестре процентщицы Лизавете. В «Идиоте» Мышкин воспринимает юродивость Настасьи Филипповны в рамках некоторого эксцентричного поведения. В целом, мы можем определить женский образ как юродивый - это образ женщины, которая отличается от всех остальных своим поведением, порой странным, порой чудаковатым, но всегда имеющей под своей основой совершенно другой тип. То есть юродивая положительная черта в женском образе - это отличие от других, выделение из толпы, и, юродивая отрицательная черта - вульгаризм, хабальство, экзальтированность, нарушение правил и приличий.

Для понимания общей системы выстраивания женского образа необходимо отметить, что практически всегда (за исключением выше приведенных примеров поведенческих стилей юродства), за женским характером стоят истинно женские качества. Одновременно следует выделить то, что у Ф.М. Достоевского, как правило, кроткие героини, соответствующие представлениям об идеальной женщине, относятся к категории «падших». Несмотря на некоторую парадоксальность, данное обстоятельство имеет место быть, что неоднократно выделялось различными исследователями творческого наследия Ф.М. Достоевского, предпринимавшими попытку обосновать данную черту с позиции психоанализа[3], в контексте религии [2] и пр.

Такая трактовка дает некоторые основания для понимания системности составления образа из психологических качеств женщины, противопоставлении категорий «мать» - «женщина». При этом данная героиня характеризуется не в

полной мере определенным статусом. Кроме того, характер этого образа не раскрыт с психологической точки зрения. Тогда как иные литературные женские персонажи, выступающие в роли любовниц, находятся в счастливом состоянии крайне непродолжительный промежуток времени. В рассматриваемом контексте, можно сделать вывод о том, что Ф.М. Достоевский исключает из системы любви женщины или мужчину, или ребенка, воспринимая отношение женщины к мужчине с точки зрения материнской заботы, жалости и преданности. То есть жертвенность русской женщины - это и есть ее искупление.

Представляется вероятным, что рассматриваемый критерий женского характера, заключающийся в наличии способности на проявление по отношению к ближнему искренней материнской любви, является одним из самых значимых как для классификации раскрываемых писателями женских образов, так и для получения представления относительно их индивидуальности.

На примере творчества Ф.М. Достоевского можно выделить системность и типологию женских образов, сформулировать перспективный алгоритм анализа женского образа в художественной литературе, определили художественные приемы раскрытия и мотивной структуры женского образа.

Изучив научные труды, касающиеся изучения используемого автором произведении художественного образа, можно заключить, что предмет указанного исследования является непростым и многогранным понятием, характеризующимся самодостаточностью, наличием экспрессии, соотнесенностью с реальностью, единением совокупного с частным, а также разнообразием собственного проявления, наблюдаемого в тексте художественного произведения.

Как показал теоретический анализ, Ф.М. Достоевский воспринимал каждое явление мысли и жизни, каждый факт, как очередное звено в длинной цепи бытия и сознания. Произведениям Ф.М. Достоевского всегда свойственны особая насыщенность действием, внутренняя напряженность мысли, исключительная острота. И это вполне созвучно внутренней напряженности

современности, особенно раскрываются женские образы в романах «Преступление и наказание» и «Идиот».

Художественный мир писателя - это мир напряженных исканий и мысли [5]. Согласно мысли писателя, социальные обстоятельства, разъединяющие людей и порождающие в их душах зло, одновременно пробуждают их совесть и разум, направляют героев на путь сопротивления, активизируют их сознание. Отсюда проистекает острый интеллектуализм произведений Достоевского, крайне актуальный в наши дни.

Ф.М. Достоевский размножив категории одного и того же образа, несколько «стирает» типологические границы не только между женскими характерами, но и между положительными и отрицательными поступками. Такой типологический прием создания женского образа может указывать на попытку Ф.М. Достоевского создать некоторый эффект нервного напряжения, атмосферу душевного, на грани истеричности порыва на определенные поступки или реплики.

В романе «Преступление и наказание» полемически заострялся вопрос сословного неравенства, показывались поистине «парии общества» -обреченные люди, придавленные грузом унижений и зависимости, но при этом преисполненные чувства собственного достоинства, сложные, полные внутренней душевной деликатности. Именно такое состояние позволило показать Ф.М. Достоевскому женские образы как некоторые конструкты общемировой тенденции женской добродетели и высокой нравственности женщины, в социальной системе, униженной и страдающей. Ключевым сходным фактором, свойственным различным типологиям женских образов, выступает отсутствие у почти всех из них женского счастья. Многое определяется сложными жизненными условиями, непростыми общественными обстоятельствами, а также окружающей их средой. В произведениях отечественной литературе крайне сложно отыскать образ достигшей счастья женщины-содержанки, или героини, являющейся любовницей.

Таким образом, в заключение можно отметить, что специфика раскрытия характера женских образов в произведениях Ф.М. Достоевского представляет собой собирательный образ женщины и позволяет сделать вывод о том, что женский характер - это многогранный и эмоциональных портрет женщины, которая оттеняет и развивает события сюжетной линии направленности мужских персонажей. В художественном раскрытии женских образов и Ф.М. Достоевский ищет противопоставление счастья и страдания, любви и ненависти. Индивидуализация женских образов в то же время предлагает достаточно широкую систематизацию и типизацию. Жизненная закономерность, фальшь и лицемерие, социальная несправедливость и предательство, преступление и наказание, ответ за последствия своих поступков и грехов - все это позволяет связать нравственность как ценностный ориентир общества и женскую сущность природной стихии, продолжательницы рода и хранительницы семейного очага. Все эти метаморфозы одного образа, эти превращения являются частью нашей истории и культуры, нашей жизни, и уже только по этой причине заслуживают извлечения из небытия и забвения. Это не облик писателя множится в нашем восприятии - это наше общество растет и меняется, наблюдает процесс собственного интеллектуального и культурного взросления в огромном и еще далеко не исчерпанном до конца зеркале творчества великого писателя. Когда мы изучаем перемены его облика - мы всматриваемся в самих себя, мы себя познаем в контексте времени, едином с историей самой страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Сов. писатель, 1963. - 363 с.

Двойнишникова Т.Ф. Женские образы Ф.М. Достоевского: итоги и перспективы изучения: на материале русского и англоязычного литературоведения 1970-2000-х гг.: дис. ... кандидата филолог. наук: 10.01.01 / Т.Ф. Двойнишникова. - Улан-Удэ, 2006. - 299 с.

Манн Ю.В. Диалектика художественного образа / Ю.В. Манн. - М.: Советский писатель, 1987. - 320 с.

Назиров Р.Г. Творческие принципы Ф.М. Достоевского / Р.Г. Назиров. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1982. - 160 с.

Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа / М.Б. Храпченко. - М.: Художественная литература, 1986. - 439 с.

Galaeva M.I.

2nd year undergraduate student of the Faculty of Philology Ingush State University (Magas, Russia)

Scientific adviser: Borova A.R.

Doctor of Philology, Professor Ingush State University (Magas, Russia)

ARTISTIC DISCLOSURE TECHNIQUES FEMALE IMAGES IN THE WORKS OF DOSTOEVSKY

Abstract: the article examines the features of the systematization of female images in the work of Russian writers in the interpretation of modern literary criticism. The author highlights the most relevant aspects of the female character in the works of Dostoevsky with the aim of generalizing artistic techniques for creating a female image in a literary work. As a conclusion, the author highlighted in the general structure of a female portrait the extreme degree of relevance and acuteness of the connection between the female image and social phenomena occurring in society.

Keywords: image, female image, female portrait, Dostoevsky, Crime and Punishment, artistic image.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.