Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИКИ Т. КЕРАШЕВА 20-30-Х ГОДОВ'

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИКИ Т. КЕРАШЕВА 20-30-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
44
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОПИСЬМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / КЕРАШЕВ Т / КОНЦЕПЦИЯ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА / ПРОЗА ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕРЕЛОМА / ОЧЕРК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зеленская К. А.

В статьерассматриваются проблемы истоков и особенностей формирования адыгских новописьменных литератур. Отмечаются основные факторы, определившие их возникновение и развитие, - культурно-историческая реальность переломного периода, эстетика фольклора, влияние просветительской и русской литературы. Проанализированы типологические черты начального этапа литературного процесса, проявившиеся в творчестве Т. Керашева, такие как изображение активной личности, включенной в движение истории, событийность и описательность, тяготение к публицистической достоверности и эстетике предельных контрастов. Выявляются общие идейно-эстетические поиски писателей нового времени. Отмечено, что период 20-30-х годов стал временем зарождения жанра очерка в новописьменных литературах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC FEATURES OF T. KERASHEV’S POLITICAL WRITINGS OF THE 1920S AND 1930S

The paper examines the origin and features of the formation of Adyghe written literatures of new time. The main factors that determine their emergence and development are noted: the cultural and historical reality of the period of the historical turning point, the aesthetics of folklore, the influence of educational and Russian literature. The typological features of the initial stage of the literary process, manifested in the work of T. Kerashev, are analyzed: the image of an active person included in the movement of history, a sequence of events and descriptiveness, a tendency to journalistic reliability and aesthetics of extreme contrasts. General ideological and aesthetic searches of writers of the new age are identified. The publication shows that the period of the 1920s and 1930s was the time of the origin of the essay genre in new written literatures

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИКИ Т. КЕРАШЕВА 20-30-Х ГОДОВ»

Научная статья

УДК 821.352.3.09-4

ББК 83.3 (2Рос.Ады)-445

З 48

DOI: 10.53598/2410-3489-2022-3-302-107-112

Художественные особенности публицистики Т. Керашева 20-30-х годов

(Рецензирована)

Кристина Анатольевна Зеленская

Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия, kristina.zelenskaya@inbox.ru

Аннотация:

В статье рассматриваются проблемы истоков и особенностей формирования адыгских новописьменных литератур. Отмечаются основные факторы, определившие их возникновение и развитие, - культурно-историческая реальность переломного периода, эстетика фольклора, влияние просветительской и русской литературы. Проанализированы типологические черты начального этапа литературного процесса, проявившиеся в творчестве Т. Керашева, такие как изображение активной личности, включенной в движение истории, событийность и описательность, тяготение к публицистической достоверности и эстетике предельных контрастов. Выявляются общие идейно-эстетические поиски писателей нового времени. Отмечено, что период 20-30-х годов стал временем зарождения жанра очерка в новописьменных литературах.

Ключевые слова: новописьменная литература, Т. Керашев, концепция нового человека, проза исторического перелома, очерк

Для цитирования: К. А. Зеленская. Художественные особенности публицистики Т. Керашева 20-30-х годов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение, 2022. Вып. 3 (302). С.107-112. DOI 10.53598/2410-3489-2022-3-302-107-112.

Original Research Paper

Artistic features of T. Kerashev's political writings

of the 1920s and 1930s

Kristina A. Zelenskaya

Adyghe State University, Maykop, Russia, kristina.zelenskaya@inbox.ru

Abstract:

The paper examines the origin and features of the formation of Adyghe written literatures of new time. The main factors that determine their emergence and development are noted: the cultural and historical reality of the period of the historical turning point, the aesthetics of folklore, the influence of educational and Russian literature. The typological features of the initial stage of the literary process, manifested in the work of T. Kerashev, are analyzed: the image of an active

person included in the movement of history, a sequence of events and descriptiveness, a tendency to journalistic reliability and aesthetics of extreme contrasts. General ideological and aesthetic searches of writers of the new age are identified. The publication shows that the period of the 1920s and 1930s was the time of the origin of the essay genre in new written literatures.

Keywords: written literature of new time, T. Kerashev, concept of new person, prose of historical turning point, essay

For citation: K. A. Zelenskaya. Artistic features of T. Kerashev's political writings of the 1920s and 1930s // Bulletin of Adyghe State University, Series: Philology and Art Criticism,2022.No.3(302).P.107-112.DOI:10.53598/2410-3489-2022-3-302-107-112

Введение.

В адыгских литературах 20 - начало 30-х годов XX века были периодом создания первых письменных традиций, которые ориентировались на основные тенденции развития отечественной литературы, но в большей степени - на идейно-эстетический опыт национального фольклора. Процесс освоения традиций фольклора в литературной форме шел последовательно и выражался, во-первых, в освоении молодыми авторами демократического духа и изобразительных средств устно-поэтического творчества, во-вторых, в непосредственном следовании писателей принципам фольклорного сюжетостроения.

В эти годы закладываются жан-рово-стилистические особенности национального эпоса, лирики, драмы. При этом ведущим стилевым качеством литературы остаются публицистичность, очерковость, опи-сательность. Как отмечают авторы «Очерков истории кабардинской литературы», этот период был переходным этапом от «риторизма к образному мышлению» [1], и большинство произведений тех лет отличалось отсутствием глубокого осмысления общественных конфликтов и психологического подхода при формировании концепции личности.

Материалы и методы исследования.

Одним из основных научных принципов исследования является историко-типологический подход, который дает возможность рассмотреть прозу Т. Керашева

периода 20-30-х годов XX века в ретроспекции и ее поступательном движении, а также определить значимость ее вклада в развитие национальной литературы. На основе историко-типологического и сравнительно-типологического методов выявляется, что в жанре очерка молодые литераторы освоили такие литературные приемы, которые обеспечили дальнейшее движение новописьменных литератур к новому этапу - развития различных жанров и стилей, посредством которых писатели смогли подойти к раскрытию сложных социальных и психологических конфликтов и овладеть эстетическими принципами реализма.

Обсуждение.

Многие из первых произведений адыгской прозы построены по мотивам устных сказаний и по своей поэтике близки к ним, при этом их новаторство заключалось в том, что писатели создавали образы своих героев почти с натуры. В 20-х годах в адыгской печати появляется немало статей о необходимости сотрудничества интеллигенции с советской властью, о вреде религии. Те же темы определяют идейную и художественную структуру произведений Т. Керашева, написанных под непосредственным влиянием фольклорной поэтики, но содержащих яркие публицистические идеи. Таким образом, в новописьменных литературах формируются и развиваются новаторские по своей сущности традиции, которые, соединяясь с национальным опытом,

становятся внутренней движущей силой молодой литературы.

В эти годы в молодых адыгских литературах появились яркие индивидуальности, в творчестве которых были заложены основы для дальнейшего развития различных литературных жанров и стилей, овладения эстетическими принципами реализма для постановки и раскрытия сложных социальных и психологических конфликтов. Вполне естественно, что в условиях отсутствия методологических и эстетических традиций освоение принципов реализма в адыгских литературах шло непросто, но писатели уже в первых своих произведениях утверждали новое, выполняли одну из важнейших своих задач - служили «возбуждению социалистического, революционного мироощущения». В этот период в целом в национальной литературе были заложены основы бесконфликтного творчества, которые позже во всей полноте реализовались в соцреалистической литературе.

Наиболее ощутима и очевидна содержательная общность новописьменных литератур, конкретные же пути формирования их художественных систем менее уловимы. Установлено, что влияние происходило в несколько взаимосвязанных этапов, обусловленных особенностями зарождения и развития новописьменных литератур. Первый этап связан с непосредственным зарождением молодых литератур, когда вопрос о влиянии на них зрелых литературно-художественных систем может быть поставлен только условно, так как речь идет о прямом подражании молодых писателей известным авторам, особенно русским - в построении сюжета, в характеристике героев, в выборе жанра и постановке проблем, в художественных средствах и стиле. На этом этапе общность молодых литератур проявлялась в их стремлении кратчайшим путем освоить формы и средства литературной работы,

чтобы как можно активнее воспеть новую действительность (литературная жизнь 20-30-х годов дает много примеров, подтверждающих данную мысль). Появилась в этих литературах и разные жанровые формирования: эпическая публицистика, лирическая публицистика, драматическая публицистика и, соответственно, публицистический роман, публицистическая повесть, публицистический рассказ и т. д., не говоря уже о публицистичности всей поэзии. Публицистичность была вызвана самим временем, характером эпохи, в которой главным был социальный подъем масс. В целом не только адыгская, но и вся русская литература 20-30-х годов характеризуется обостренной борьбой с идейными и эстетическими противниками. Это период, когда зарождалась новая идейно-эстетическая литература и утверждался новый художественный метод.

То, что молодые литературы возникли как литературы публицистические, на наш взгляд, не недостаток, а важнейшая особенность. Из статей, небольших очерков еще неопытных журналистов вырастали рассказы, стихи, диалогические сценки, простые по форме, но острые по социальной насыщенности. Таким образом, арсенал художественной выразительности молодых литератур состоял в основном из средств публицистики. Публицистичность в зрелых и молодых литературах -разного рода, в тех, и в других она выполняет одинаковую функцию, но содержание и художественная основательность ее разная: имеющие большой опыт писатели шли по пути усиления художественной проблемности, тогда как молодые литераторы часто ограничивались простой констатацией фактов и событий с вынесением им строго идеологического приговора.

О сказанном свидетельствует творчество Тембота Магометовича Керашева, адыгского писателя, основоположника новописьменной

адыгской литературы. Становление творчества Тембота Керашева связано с 20-30-ми годами XX века — со временем революционных потрясений и кардинальной перестройки массового сознания. Писатель пишет: «Появление новых отношений требовало немедленной реакции писателя, активного его вмешательства в события реальности» [2]. В условиях формирования и становления новописьменной литературы Т. Керашев развил и дополнил традиции адыгских просветителей в очерках: «Адыгея - первая национальная» (1930), «Адыгея перед боевыми задачами» (1931), «Искусство Адыгеи» (1932), «Опыт борьбы за сплошную грамотность» (1932), которые были опубликованы в журнале «Революция и горец», издаваемом в Ростове-на-Дону. В своей публицистике писатель обращается к образу жизни и быту адыгов.

В беседе с Саввой Дангуловым Т. Керашев сказал, что литература требует всей жизни. Вроде бы слова понятные, незамысловатые, но за ними стоят годы мучительной работы души и разума, сотни бессонных ночей в поисках идеи, мысли, необходимой фразы или слова. Т. Керашев - художник со своими мировоззренческими, духовно-эстетическими воззрениями и критериями. Они сформировались не сразу, а в течение долгого и сложного общения с жизнью, людьми, с книгами и их создателями, со всем тем, что называется опытом, нравственным и духовным накоплением, которое, как говорит сам писатель, было щедрым, глубоким и содержательным.

Аналитическое слово писателя было емким и образным по смыслу, ярким по звучанию, оно всегда отражало и радость жизни, и тревогу за свой народ и свою землю. К художественному слову Т. Керашев относился всегда серьезно, ответственно. Эпоха, в которой жил писатель, была сложной и породила множество новых слов и понятий. Тембот Керашев прекрасно знал

русский язык и пользовался всем его арсеналом, но незыблемым для него в всегда оставалось слово, сотворенное народом, воплощающее его разум, душу, думы о жизни, добре, зле, счастье и горе, правду о человеке. Этой правдой пронизаны все произведения писателя, она звучала в его письменных текстах и публичных выступлениях на писательских и читательских собраниях. Керашев был проницательным читателем и строгим судьей литературы, и если он одобрял рукописи известных или начинающих писателей, издательство принимало их к публикации без дополнительного обсуждения.

Чрезвычайно занятый просветительскими, образовательными делами (создание учебников, учебных пособий для школ, переводами произведений русской классики для этих же целей), Тембот Керашев находил время следить за литературным процессом российской столицы, больших городов, отголоски которого доходили и до национальных окраинных образований. Под влиянием современных литературных тенденций Керашев написал ряд любопытных (в художественном отношении) очерков-рассказов, статей-рассказов, содержащих талантливые образно-поэтические зарисовки, которые стали началом его художественного творчества.

Как уже было отмечено, в 20-х годах новописьменные литературы, в том числе и адыгейская, не имели еще своих методологических художественных принципов, но они создали условия для их формирования, то есть, был заложен идейно-художественный фундамент, на котором позже создано со всеми сложностями последующих десятилетий искусство реализма. Это был дометодологический период в развитии новописьменных литератур, но характеризующийся осмысленными идейными исканиями писателей с их определенными социально-идеологическими ориентирами.

В жанровом плане после очерка самым популярным становится рассказ. Почти каждый молодой автор начинал свой литературный путь с рассказа, близкого к очерку или даже газетной статье. «Из многочисленных произведений этого жанра, появляющихся на страницах газет, альманахов, немного найдется образцов рассказа, имеющих более или менее определившееся качество жанра. И главной преградой на пути создания рассказа оказалось неумение молодых авторов осмыслить глубинные основания социальных конфликтов» [3].

Движение к новаторской про-блемности выразилось особенно ярко в творчестве Тембота Керашева. Уже в рассказе «Арк» (1925) намечается интерес к сильному персонажу, способному перестроиться. В начале рассказа автор намечает линию, отражающую деградацию типичной крестьянской семьи. Главную героиню окружает бедность, муж ее пьет и опускается. Но герои рассказа уже живут в другом, в социалистическом времени, и у беспомощной, на первый взгляд, женщины просыпается чувство протеста, сознание того, что и она каким-то образом причастна к происходящему вокруг.

Пассивному герою, таким образом, противопоставляется тип человека, способного вступить в конфликт с привычным укладом и повернуться к коллективистской жизни. Как видно, писатель заостряет внимание на главном - на социалистической сущности революционного переворота. Связано это с тем, что новая эстетика требовала показа причастности отдельной личности к революционному ходу истории. Решение проблем, связанных с концепцией нового героя, требовало времени и мастерства. «Молодой писатель в это время только уловил общие закономерности времени и определил идейно-эстетические задачи. Увидеть же саму живую реальность с ее сложными конфликтными узлами и показать их художественно

достоверно он еще не мог» [4]. Этим объясняется то, что конфликт не конкретизирован, авторский комментарий зачастую принимает оценочно-декларативную форму.

В проблемно-стилевом плане рассказу «Арк» близки и другие рассказы писателя, такие, как «Позор Машука» (1932) и «Тайна Сари-ет» (1951). Рассказ «Позор Машука» (1950), к примеру, был откликом на события коллективизации. Автор по-прежнему акцентирует внимание на традиционных коллизиях революционного вызревания личности, связанных с историческим переворотом. Проблему вызревания революционного сознания он пытается решить через показ перерождения колеблющегося героя, вначале ошибающегося, затем осознающего свое заблуждение и, благодаря влиянию коллективистских принципов, вырывающегося из состояния нужды и несвободы.

Заключение.

Таким образом, в очерках и рассказах 20 - начала 30-х годов адыгские прозаики показали судьбы народа в прошлом, в ярких публицистических картинах продемонстрировали обновляющее значение социальных идей. Они заложили важнейшие основы национальной прозы, определили идейные и художественные пути ее развития, методологические, жанровые и стилистические предпосылки ее становления. Это был важнейший этап накопления опыта, формирования художественного вкуса и мышления тысяч людей.

Творчество Тембота Керашева уникально в своем роде - писатель одним из первых сформулировал концепцию адыгской новописьменной литературы, обосновал идеи ее объективной связи с устным творчеством народа, с опытом развитых литератур. «Формирование жанровой системы национальной прозы также связано с именем и произведениями писателя - первый рассказ, первый роман, первый очерк, первая

новелла - так начиналось его творчество, которое растянулось почти на весь ХХ век, составивший важнейший период возрождения и развития художественного сознания адыгов» [5]. Об этом написаны статьи, очерки Р. Г. Мамия, У. М. Панеша, К. Г. Шаззо и других адыгейских ученых. В частности, Р. Г. Мамию основным в творческой практике и философии Т. Керашева представляется то, что писатель видел жизнь в ее сложном движении, в конфликтах и противоречиях, в борьбе идей, связанных как в целом с эпохой, так

и конкретно с судьбой адыгов. Сегодняшняя критика и наука о литературе немало сделала в изучении творчества Тембота Керашева. Тем не менее предстоит еще решить немало проблем, связанных с художественным уровнем и национальным своеобразием духовно-эстетического мышления адыгов. Роль Тембота Ке-рашева в этом значительна, раскрытие ее в контексте всей литературы народа, в контексте его духовных исканий в прошлом и настоящем -очередная задача изучения творчества писателя и публициста.

Примечания:

1. Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968. 302 с.

2. История адыгейской литературы: в 3 т. Т. 1. Майкоп, 1999. С. 484-485.

3. Панеш У.М., Шаззо Ш.Е., Хачмафова З.Р. О фольклорных истоках и особенностях формирования жанра рассказа в новописьменной «прозе исторического перелома» (на материале адыгских литератур 20-30 гг.) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. 2017. Вып. 3 (202). С. 120-124.

4. Ашинова Ю.А. (Яхутль), Сосновский В.Т. Об особенностях новой, революционной модели просветительства в адыгейской литературе 20-30-х гг. // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. 2016. Вып. 2 (177). С. 150-153.

5. Шабанова Е.М. Т.М. Керашев и устно-поэтическая культура адыгейского народа // Учененые записки АГПИ. Т. 1. Майкоп, 1957. С. 165.

References:

1. Essays on the history of Kabardian literature. Nalchik, 1968. 302 pp.

2. History of the Adyghe literature: in 3 vol. Vol. 1. Maikop, 1999. P. 484-485.

3. Panesh U.M., Shazzo Sh.E., Khachmafova Z.R. On folklore sources and features of the story genre formation in new-written «prose of the historic breakthrough» (on the material of the Adyghe literatures of 1920-1930s) // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Philology and the Arts. 2017. Iss. 3 (202). P. 120-124.

4. Ashinova Yu.A. (Yakhutl), Sosnovsky V.T. On features of new, revolutionary model of enlightenment in the Adyghe literature of the 1920-1930s. // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Philology and the Arts. 2016. Iss. 2(177). P. 150-153.

5. Shabanova E.M. T.M. Kerashev and the oral poetic culture of the Adyghe people // Uchenenye zapiski AGPI. Vol. 1. Maikop, 1957. P. 165.

Статья поступила в редакцию 14.07.2022; одобрена после рецензирования 10.08.2022; принята к публикации 20.09.2022.

The paper was submitted 14.07.2022; approved after reviewing 10.08.2022; accepted for publication 20.09.2022.

© К. А. Зеленская, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.