«ШУШШШМ-ЛШШаУ» #15174)), 2023 / ART_35_
УДК 745/749
Джафаров Мансур Азербайджанская Государственная Академия Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2023-15174-35-41 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ МОНУМЕНТАЛЬНО-
ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ
Jafarov Mansur
Azerbaijan State Academy of Arts
ARTISTIC FEATURES OF AZERBAIJAN MONUMENTAL-DECORATIVE PAINTING
Аннотация.
Статья посвящена анализу художественных особенностей азербайджанской монументально-декоративной живописи. Следует отметить, что хотя Азербайджанское изобразительное искусство имеет очень древнюю историю, его образцы, используемые в оформлении зданий различного назначения -настенные росписи и мозаики - использовались со времен Средневековья. Согласимся, что эти монументально-декоративные живописные работы, придающие неповторимость интерьерам и экстерьерам зданий, оформляя их цветными изразцами и красками, всегда были нужны взамен на бросающуюся в глаза эстетическую нагрузку первого рода. Поскольку подобные образцы искусства, дошедшие до нашего времени, сохраняют удачное единство архитектуры и живописи, и сейчас доставляют огромное удовольствие тем, кто с ними взаимодействует. К числу таких архитектурных памятников относятся усыпальницы Юсифа Ибн Кусейра и Момина Хатун, усыпальницы Карабахлар и Барда, Голубая мечеть, Пир Хейн Ханага, дворец Шекинских ханов, постройки Шуши разных годов и т.д.
Хотя смысловая нагрузка монументально-декоративной живописи советского периода менялась в зависимости от периода, в их художественно-технических особенностях чувствуется продолжение древней художественной традиции. Мозаики и настенные росписи, украшающие общественные, культурные и промышленные объекты республики, подтверждают сказанное нами.
Abstract.
The article is devoted to the analysis of artistic features of Azerbaijan monumental-decorative painting. It should be noted that although the Azerbaijani fine art has a very ancient history, its samples used in the design of buildings of various functions - wall paintings and mosaics, were used mainly from the middle ages. It is necessary to mention that there is always a need for these monumental-decorative works ofpainting, which give originality to the interiors and exteriors of buildings by creating them with colored tiles and paints, in return for having a striking aesthetic loadfirstly. As such examples of art preserves in itself the successful combination of architecture and painting, those who have come to our era bring great pleasure to those who communicate with them even now. The Tomb of Yusif Kuseyr oglu and Momina Khatun, Garabaghlar and Barda tombs, Blue Mosque, Pir Heyn khanagah, Sheki Khan Palace and civil buildings of Shusha built in different periods are among such architectural monuments. In the Soviet period though the monumental-decorative painting has changed meaning and content depending on the period, but in their artistic and technical features the continuation of the ancient artistic tradition is heard. The mosaics and wall paintings that adorn the socio-cultural and industrial facilities of the Republic confirm what we have said.
Ключевые слова: монументальное искусство, настенная живопись, мозаика, синтез, изразец, декоративный, метрополитен, художественный.
Keywords: monumental art, wall painting, mosaic, synthesis, tiles, decorative, subway, artistic.
Образцы азербайджанской монументально-декоративной живописи, известные своей многовековой историей и уникальными художественными традициями, украшают общественные и гражданские здания, а также промышленные объекты и доставляют эстетическое удовольствие людям, соприкасающимся с ними. Бесспорно, что эти образцы, созданные в далеком прошлом и рассматриваемые как художественное выражение чувства прекрасного наших соотечественников, составляют славные страницы отечественной истории изобразительного искусства. Интерпретируя художественно-эстетические особенности некоторых из них, можно убедиться в том, что они имеют безмерную ценность, однозначно достигши! вечность.
Прежде всего следует отметить, что работы монументально-декоративной живописи, упоминаемые в исторических источниках, воспетые в произведениях известных представителей восточной поэзии, и существование которых подтверждается в произведениях миниатюрного стиля, имеют большое значение как духовные реликвии наших предков, дошедших до наших дней.
Изразцовые декоративные украшения гробницы-усыпальницы средних веков Момина Хатун и Юсиф Ибн Кюсейр в Нахчыване, а также гробницы Барда в Карабахе, Голубая мечеть в Тебризе, Крас-нокупольной гробницы в Мараге, Пир Гусейн ха-нагях в Ширване, являются выражением настенной росписи уникальными художественными и техни-
36
ЛЕТ / «шушмум-лшгмак» 2023
ческими средствами, и отличаются высокой эстетикой, уникальными произведениями искусства, сохранившими свою дееспособность и сегодня.
Работа Аджами Нахчивани как художника-монументалиста над экстерьером гробниц Юсифа Ибн Кусейира (1162 г.) и Момины Хатун (1186 г.), которые станут его «узнаваемым знаком» в прямом смысле этого слова, послужила причиной открытия уникальной страницы в азербайджанской архитектуре. Представив на мгновение оба здания без изразцовых узоров, украшающих их фасады и буквально оживляющих эти неодушевленные камни, можно убедиться в уникальности мастерства зодчего (выражающего мощь и изящество монохромными и полихромными выражениями).
Можно наблюдать применение уникального художественно-декоративного дизайнерского средства - кирпично-мозаичного покрытия к постройкам, которые мы видели в творчестве Аджами Нах-чывани, в гробницах Карабахлар (XII-КШ вв.) и Бардинской (XIV в.). в Нахчыване. Оба здания также примечательны использованием декоративных кирпичных надписей.
В средневековой архитектуре Азербайджана есть и другие памятники, в которых в экстерьере и интерьере использовались цветные изразцы. Одним из таких зданий является Голубая мечеть, построенная в XV веке в городе Тебриз в Южном Азербайджане.
Изысканные и чудесные мраморные украшения снаружи великолепной мечети, которую в то время называли «Бирюзой ислама», продолжаются в большом зале внутри, поэтому здание выглядит очень эмоционально и привлекательно. Слово «голубой» в названии мечети связано с преобладанием синего цвета в этом изразцовом убранстве.
Пир Гусейн Ханагах (ХШ-Х^ вв.), расположенный на Пирсаатчае, считается одним из лучших примеров богатого использования изразцов в качестве декоративного элемента. Обращает на себя внимание эстетическая аура, создаваемая этими украшениями, имеющими квадратную форму, фриз из узорчатых и резных плиток, маленькую восьмиугольную звезду, образующую панно внутренней стены, а также набор поперечных сечений.
Можно найти образцы применения изразцов и в других религиозных памятниках Азербайджана. Гробница Голубой Гунбанд (1194 г.), несущая традиции Аджеми, а также гробница Шейха Сафи (Х^-ХУ1 вв.), гробница Олджайту (XIV в.), гробница Шейха Хорасана (XV в.) и др. Из этой серии.
Хотя первые образцы монументальной живописи, реализованные непосредственно красками и относящиеся к архитектуре, прошли суровые испытания временем и не дошли до нас, фрагменты настенных росписей, обнаруженные при археологических раскопках, свидетельствуют о том, что они существовали в искусстве Кавказской Албании (культовое сооружение в городе Мингечаур под названием Судагылан).
Бесспорно, что наша монументально-декоративная настенная живопись обогатилась уникаль-
ными художественно-эстетическими достоинствами в эпоху Сефевидов, которую оценивают как период расцвета средневекового азербайджанского искусства. Изображение бытовых сцен и сражений можно увидеть в смысловом наполнении тех настенных росписей в миниатюрном стиле, которые стали неотъемлемой частью дизайна дворцов, построенных в этот период.
Возникновение экономико-политико-культурных отношений с Европой повлияло на эстетику изобразительного и прикладного искусства, а также на многие области. Художникам, использовавшим пересечение стиля миниатюры с реалистическими традициями западной живописи, удалось сделать уникальные шаги в области монументальной настенной росписи. Это можно наблюдать в знаменитых дворцах XVШ-XIX веков (Южный Азербайджан), которые характеризуют как период расцвета нашей росписи, в различных функциональных зданиях, построенных в городах Иревань, Шеки, Шуша, Ордубад и Губа. .
Можно считать само собой разумеющимся, что дворцовые настенные росписи XIX века в Южном Азербайджане созданы в «Каджарском стиле». Таким образом, новый стиль, сочетающий в себе местные и европейские художественные традиции, стал ведущим средством выразительности в изобразительном и прикладном искусстве того времени. Отсюда во времена правления Фатали-шаха Кад-жара (1797-1834), предпочитавшего роскошный образ жизни, обращение к настенным росписям, которые еще больше обогатили внутренний облик дворцов. В источниках указывается, что в разных залах шахского дворца того периода находятся портреты правителя и его сыновей разного размера, сцены, изображающие военные подвиги Фатали-шаха, а также портреты музыкантов, танцовщиц и служанок, которые были постоянные участники увеселительных вечеров, проводимых во дворце.
Тот факт, что картины на различные сюжеты в «Каджарском стиле» размещались в роскошных дворцах, а также в особняках, кофейнях и банях знати того периода, прежде всего, свидетельствует о постепенном расширении сферы применения этого стиля, почти формализации.
Добавим, что большинство образцов монументального искусства, прославивших в свое время страницы азербайджанского северно-южного искусства, не дошли до нашего времени. Даже сейчас, за исключением архитектурных построек в Шеки, Ордубаде и Губе, очень трудно дать обнадеживающее мнение о судьбе других настенных росписей на удерживаемых врагом территориях. Если когда-то такая архитектурная жемчужина, как дворец Сардар (Иреван), стала жертвой армянского зверства, то сегодня очень трудно сказать обнадеживающие слова о других памятниках.
Дворец Шекинских ханов, построенный Гу-сейн-ханом, правителем Шеки в XVIII веке, известен своими настенными росписями и разноцветными витражами, обеспечивающими их освещение. Среди создателей постоянно обновляющегося
«шуушшшум-шугмау» #ют4)), 2023 / ЛЯТ
художественного оформления дворца, а точнее монументально-декоративной росписи, упоминаются имена таких мастеров, как Уста Гамбар из Карабаха, его брат Сафар, его сын Шукур, Мирза Джафар из Шемахи, Алигулу, Гурбанали и др. Отмечается, что архитектором дворца был Аббасгулу (в некоторых источниках Зейналабдин из Шираза).
Говоря о значении различных изображений и узорного покрытия дворца Шекинских ханов, следует сказать, что помимо сцен, изображающих войну, можно увидеть участие четырех групп узоров в создании декора. В основном это геометрические и растительные узоры, с сюжетами и выраженными узорами, связанными с птицами. В целом оформление дворца включает в себя большое количество цветов и деревьев (тюльпаны, розы, сирень, лилии, гранаты, кипарисы, платаны и др.) и животных и птиц (соловьи, павлины, олени, газели, куропатки, голуби, фазаны и др.). Использовались изображения, из-за чего декор интерьера был цветным.
Сочетая наблюдаемый в общем декоре здания условно-декоративный стиль, являющийся удачным стыком архитектуры и изобразительного искусства, с художественными принципами реалистического искусства, авторы добились совмещения стиля миниатюры и западной живописи, точнее, запоминающееся единство с «Каджарским стилем». Та же эстетика прослеживается и в оформлении дома Шекихановых в этом городе.
В Шуше, известной как «Консерватория Кавказа», есть постройки гражданского характера, являющиеся носителями развития монументально-декоративной живописи XIX века. Среди них можно назвать дома Карим бека Мехмандарова, Гаджи Мамедова, Искандера Рустамова, Мир Мохсун Навваба и Сафибекова.
За исключением домов М.М.Навваба и Сафи-бекова, настенная отделка остальных построек выполнена Уста Гамбаром Карабаги. В отличие от портретов, написанных М.М.Наввабом в собственном доме, в художественном оформлении других объектов широко использовались мотивы фауны и флоры.
Художественное решение существующих настенных росписей в Лагидже (Жилой дом, XIX век), Губе («Ширли хамам», XIX век) и Ордубаде (Джума-мечеть, XVII-XVIII века) дополняет эстетику азербайджанского монументально-декоративного искусства, в том числе настенные росписи в Шеки.
Одним из прекрасных образцов азербайджанской монументально-декоративной живописи является Сардарский дворец (разрушенный дашнаками в 1914 году), построенный в XVIII веке в Иреване, центральном городе Западного Азербайджана. Просторный зал дворца украшали изящные и красочные узоры, настенные росписи на исторические и легендарные сюжеты, а также портреты, написан-
37_
ные в «Каджарском стиле». Большинство портретов во дворце Сардара (Фатали шах Гаджар, Аббас Мирза, Сердар Иревана Гасан хан Иреванлы, Ру-стам-Зал) были написаны известным художником М.Г.Иревани.
Бесспорно, что монументально-декоративная живопись ХХ века имеет иную смысловую нагрузку. Это может быть связано прежде всего с советизацией страны (1). Другими словами, в отличие от предыдущих веков, новые условия и идеологические требования, в которых доминировал коммунистический режим, заставляли украшать здания самого разного назначения произведениями социалистического духа. Но за два десятилетия нового века до советизации Азербайджана были выполнены определенные работы в области монументального искусства. Картины, охватывающие «восточную тему» («Лейли и Меджнун», «Асли и Ке-рем» и др. ) сохранились в отдельных домах столицы до сих пор, что подтверждает сказанное нами.
Надо отметить, что монументально-декоративная живопись создавалась непосредственно в связи с новостройками, и в этом смысле серьезных строительных работ в республике в первые десятилетия не велось, да и монументальное искусство развивалось слабо. Только в период после победы в Великой Отечественной войне большой подъем строительно-монтажных работ позволил развернуть опытно-конструкторские работы. В качестве примера оформления новых зданий различного назначения, построенных в те годы, приведены названия сюжета и орнаментальные рисунки на стенах и потолках Дворца культуры в Хатаинском районе г. Баку, Музея технической охраны, можно упомянуть дома культуры в Масаллинском, Физулин-ском, Агдамском и других районах. В этом смысле можно отметить создание сюжетных композиций и пейзажей для стен и потолков этих зданий художниками Баба Алиев, Надир Абдуррахманов, Беюкага Мирзазаде, Саттар Бахлулзаде, Игорь Ры-женко, Огтай Садыкзаде, Ага Мехтиев и др., которые в то время были известны в республике как талантливые художники.
В послевоенные годы овладение художественно-техническими приемами монументального искусства Огтая Шихалиева, Тофига Агабабаева, Ариф Агамалова, Горхмаз Эфендиева, Гасанага Алескерова, Гусейн Гусейнова, Гаджиага Раджа-бова, Рагим Мамедова и др. в центральных городах СССР, привело к созданию в 50-х годах успешных произведений в этой области. Однако допустим, что монументальным муралом, созданным в республике и завоевавшим симпатии публики, была масштабная картина Тогрула Нариманбекова «Мир сказок» (1975-1978 гг.), украсившая интерьер нового здания Азербайджанского Государственного Театра Кукол. имени А. Шаика.
Собрав воедино гордые образцы азербайджанского устного народного творчества, автор, сумевший придать «сказочную емкость» многочисленным героям, являющимся носителями смысла и содержания в этой росписи (общая площадь 350 кв. обладает силой распространять мысли зрителей, в конечном итоге подчеркнул великолепие комплексной росписи, самое и главное, что он добился удачного синтеза с архитектурой того места, где он был решен.
Его работы «Песня влюбленных» (1978), существовавшая в фойе бывшей гостиницы «Москва», и настенная живопись «Процветай, страна моя!» (1979-1980) (общая площадь 35 кв.) в Милли Меджлисе Азербайджанской Республики также являются интересными образцами искусства.
Работа молодого художника-монументалиста Ягуба Мехтиева «Медицинская наука» (1978 г.) (общая площадь 90 квадратных метров) находится в интерьере Республиканского дома санитарного просвещения Министерства здравоохранения Азербайджанской Республики, и тем, кто соприкасается с ней, дает возможность познакомиться с образами выдающихся врачей и путь развития этой области с древнейших времен до наших дней.
Фреска Чингиза Фарзалиева «Азербайджанская свадьба» (1973 г.) в зале бракосочетаний «Арзу» в Баку наполнена красками, а жизнерадостность красок не только обусловлена функцией пространства, но и служит созданию оптимистического настроения у тех, кто его посещает.
Восьмидесятые годы запомнились созданием новых произведений в азербайджанской монументально-декоративной живописи. Самой запоминающейся работой монументально-декоративной живописи тех лет можно считать масштабный (200 кв. м) «Фольклор Азербайджана» (1980 г.) возле Республиканского стадиона имени Т. Бахрамова - на легкоатлетическом ринге, над которым Огтай Ши-халиев работал вместе со своим коллегой Фахрад-дином Алиевым. Авторам, соединившим образцы национального фольклора и народного творчества, которые с древних времен были частью жизни нашего народа, с азербайджанской природой и прекрасными орнаментами, удалось создать праздничную картину с оптимистичным колоритом.
Монументальные работы, выполненные выдающимся мастером кисти Горхмазом Эфендиевым в ресторане «Атешгях» Сураханского района города Баку (1980-е годы) и в Славянском университете (1980-е годы), также современны и запоминаются своим художественным решением. Автор, выполнивший рельеф «Огненные мотивы» в доме культуры и муралы на тему «Светила мировой литературы» в образовательном учреждении с оригинальным художественным решением, обогатил нашу коллекцию монументального искусства интересными образцами.
В настенных росписях, созданных Ровшаном Мамедовым, сделавшим свои первые шаги в большом искусстве в восьмидесятые годы, было сильное стремление придать предметам оптимистический настрой. Его росписи, выполненные им в ПТУ № 84 в поселке Бакуханов («Космос» и «Азербайджанские сказки», 1984 г.) и Детской стоматологической больнице («Восточный базар» и «Свадьба», 1986 г.) привлекают внимание в этом смысле.
Настенная картина Ровшана Мамедова «Азербайджанские сказки» (1988), созданная совместно с его коллегой Эльмасом Гусейновым, также свидетельствует о стремлении придать пространству приятную атмосферу. Эта рельефная настенная роспись (300х500 см), когда-то украшавшая интерьер магазина «Джыртдан» в Баку, является одной из таких работ.
В конце прошлого века, при строительстве Байкало-Амурской магистрали, получившей название «Стройка века», наши художники также принимали активное участие в освоении вновь построенного строителями из Азербайджана поселка Улкан в Иркутской области. Фреска Зограба Муталибова в интерьере торгового центра в поселке Улкан (1984 г.) - одна из интересных композиций, созданных художником в далекой Сибири.
Хотя росписи, созданные известными мастерами кисти советского периода Сирусом Мирзазаде и покойным Исмаилом Мамедовым (1980-е годы) в столице (2), были впоследствии уничтожены, они остаются образцами, обогащающими азербайджанскую монументально-декоративную живопись. Для настенной росписи (общая площадь 500 квадрат-
«шушмим-шитмау» #ют4)), 2023 / лят
39
ных метров) авторы выбрали сюжеты «Хамсы» Низами Гянджеви, которая считается звездой азербайджанской и мировой литературы XII века.
Художественное оформление (1980-е годы), которое они придали фотостудии «Ретро», расположенной на нынешней площади Фонтанов - в подземном пространстве - также было уникальным по своим эстетическим возможностям. Авторам, дополнившим общую композицию (общая площадь 150 квадратных метров) балконными элементами на стенах, удалось создать сцены с недвусмысленной живостью.
Исмаил Мамедов сам работал над настенными росписями в фойе знаменитого кинотеатра «Азербайджан» (1988). Приходится лишь горько сожалеть, что до наших дней не дошло это произведение, считающееся уникальным в азербайджанской монументально-декоративной живописи благодаря своеобразию своей художественной способности.
Таким образом, можно было бы сохранить этот му-рал, выполненный на площади 200 квадратных метров и сохранивший 160 фигур, связанных с историей нашего кино.
Роспись (1998-2003 гг.), выполненная Уджа-лом Хагвердиевым в церкви Святого Архангела Михаила в Баку, по своей тематике и художественному решению является одним из выдающихся образцов искусства.
Следует отметить, что интересные мозаичные панно были созданы и в тот период, о котором мы говорим. Среди первых удачных мозаичных панно, созданных после войны Газанфаром Халыковым, который останется создателем образа Низами в нашем искусстве, можно отметить сюжетную композицию «Хамса» (1965 г.), созданную в фойе культурного центра «Бузовнанефть» в посёлке Зугульба города Баку (800х1000 см).
В 1960-е годы высоко оценено монументальное произведение «Мир, труд, свобода, равенство, братство и счастье» (1961), над которым Огтай Ши-халиев и Ариф Агамалов вместе работали в Гян-джинской городской школе-интернате. Одной из причин этого было то, что молодые авторы выполнили эту композицию, украшающую фасад здания, с новым для того времени сочетанием техники сграффито и мозаики.
В 1963 году Огтай Шихалиев вместе со своим коллегой Гаджибалой Раджабовым выполнил художественный макет столичного универмага «Детский мир» (1963 год). В том же году О.Шихалиев в одиночку реализовал художественную планировку еще одного магазина, связанного с детьми. Монументальный рисунок, выполненный им в интерьере магазина «Детское питание» в Баку, решен в технике сграффито.
В 1966 году О.Шихалиев и Х.Раджабов создали сюжетную композицию в технике мозаика-сграффито в фойе Бакинского цирка. В то же время в этом учреждении работали Рагим Мамедов и То-
фик Агабабаев. Созданная ими в той же технике монументальная композиция «Азербайджанский цирк» также размещена в фойе цирка. Неоспоримо, что неповторимость этому месту придают образы девушки на бегущей лошади, борцы-зорханы и музыканты, сопровождающие выступление этих цирковых артистов.
Вместе с Гаджибалой Раджабовым Огтай Шихалиев работал над еще одним монументальным образцом искусства - композицией «Навстречу звездам» (1968) на фасаде школы №18. Композицию панно составляет широко распространенная в советском искусстве того времени космическая тема - полет юной девушки и юноши в небе навстречу солнцу. Эта работа была уничтожена во время ремонта фасада школы. Судьба еще одного их произведения также сложилась печально. Так, несмотря на оригинальность, проявленную ими в оформлении бассейна перед гостиницей «Карабах» (1973 г.), эта композиция была разрушена при проведении работ по благоустройству территории.
40
ART / «ШУШМУМ-ЛШГМак» 2023
Одной из работ, ярко отражающих монументальное чутье этих двух художников, стали мозаичные композиции (1975 г.), исполненные ими на Бакинском заводе бытовых кондиционеров (3). Авторы, придавшие художественное оформление союзу науки и труда в великолепных мозаичных панно, расположенных на фасаде, смогли добиться привлекательности этих мозаичных изображений, которые видны даже с ощутимого расстояния, благодаря декоративности своего художественного решения.
Их оформление на фасаде издательства «Азербайджан» отличается оригинальностью. Авторам, решившим общую композицию планировки, окружающей вход-портал здания, в виде раскрытой книги, тем самым удалось найти художественное решение функции пространства. Другими словами, мозаичная полоса на двери в стиле модерн окружена рельефными мозаичными пластинами - книжными страницами - высотой семь метров и длиной десять метров. Слева газета, а справа история книгопечатания нашла сюжетно-символическое решение. Художники, решившие задачу синтеза искусств путем нахождения правильного соотношения форм друг к другу, успешно реализовали это на
примере отношения мозаичной композиции к высоте здания.
Огтаю Шихалиеву и Гаджибале Раджабову удалось осуществить синтез искусств в мозаичном оформлении вычислительного центра «Азернефть» (1978 г.), телекомпании ВВ (1980 г.), ГРЭС (1981 г.). Вместе с Юсифом Гусейновым они спроектировали новую Бакинскую обувную фабрику (1980 год).
Огтай Шихалиев осуществил художественное оформление еще одного важного объекта. Мозаичное панно (1987 г.), освещающее этот крупномасштабный производственный процесс под названием «Радуга», украшает фасад Бакинского завода глубоких оснований имени Гейдара Алиева.
В 1988 году Огтай Шихалиев выполнил мозаичное художественное оформление (600х1500 см) сцены места проведения культурно-массовых мероприятий во дворе бывшего завода «Азон» (ныне Общественное телевидение). Смыслово-содержа-тельная нагрузка этой композиции под названием «Яллы» богата сюжетом, фигурами, атрибутами и различными деталями, которые несет в себе название произведения.
Надо сказать, что мозаичные панно, созданные в семидесятых-восьмидесятых годах, в основном связаны с метрополитеном. Среди таких памятных мозаичных произведений особое место занимают работы народного художника СССР, академика Микаила Абдуллаева, украшающие станцию «Низами» Бакинского метрополитена (1973-1979 годы).
В связи с тем, что этот макет, считающийся художественным воплощением «Хамсы» Низами Гянд-жеви и состоящий из 18 панелей, находится на станции, имя Бакинского метрополитена упоминается среди чудесно оформленных метрополитенов мира, что подтверждает что выполненная здесь работа отличается высокой эстетикой.
«шушшшум-шугмау» 2©23 а art
41
Станция «Нефтчиляр» Бакинского метрополитена, открытая в 1972 году, благодаря своему художественному оформлению является одним из примечательных объектов столицы. Сегодня Мирзаага Гафаров и Ариф Агамалов внесли большой вклад в художественное оформление зала метрополитена. Темы нефти, науки и искусства нашли здесь свое решение в виде единства в шестилетних композициях.
В мозаичном оформлении других станций метро принимали участие Халил Алиев («Сахил», 1993; «Нариманов», 1994; «28 мая», 1990-е), Расим Халафов («Молодежь», 1967), Шукур Аббасов («20 января, 1990-е годы) и др.
Среди удачных мозаичных панно шестидеся-тых-восьмидесятых годов выделяются работы Аб-дуллы Гулиева («Победа», 1967), Арифа Азиза («Дружба», 1967), Тофика Агабабаева («Весна», 1970), Сируса Мирзазаде, Рашида Гейдарзаде, Арифа Алескерова и Эльхана Таирова («Счастье», 1977), Сируса Мирзазаде, Рашида Гейдарзаде и Арифа Алескерова («Руки рабочих», 1980), Рашида Гейдарзаде («Энергия», 1986), Нусрата Гаджиева («История нефти», 1979) Мирзага Гафарова, Расим Халафова и Джаббара Гасымова («Промышленность», 1985 г.), Эльмаса Гусейнова («Хамса», 1980-е гг.) созданные в советский период.
Следует добавить, что, помимо Баку, в художественно-архитектурном решении наших регионов широкое распространение получила монументально-декоративная живопись, в том числе мозаичные композиции, играющие заметную роль в обогащении эстетики зданий новыми оттенками. В этом смысле можно назвать имена художников-монументалистов Х.Алескерова, Ф.Ибрагимова, З.Муталлибова, Ю.Мехтиева, Х.Хагверди, А.Ахме-дова, А.Мамедова, Ф.Абдуллаева, В.Ахмедова, Ш.Шарифова, М.Имамвердиева, С.Гурбанова, Э.Эфендиева и их произведения различного содержания в городах Сумгаит, Губа, Нахчыван, Гянджа, Джалилабад, Евлах, Газах, Мингячевир, Ленкоран, Шамахы, Астара.
Литература
1.Azarbaycan incasanati. Baki: 1992, 392 s. // Азербайджанское искусство. Баку: 1992, 392 с..
2.Azarbaycan monumental sanatinin birinci respublika sargisi. Kataloq. Baki: 1989, 30 s. // Первая республиканская выставка Азербайджанского монументального искусства. Баку: 1989, 30 с.
4. ôliyev, Z. Miniatür üslubunun yaranma tarixindan // Madaniyyat.az 2018, №.317, s.92-94 // Алиев, З. Из истории создания миниатюрного стиля // Madaniyyat.az 2018, №.317, с.92-94