Научная статья на тему 'Художественные образы Арктики (по материалам раскопок преэскимосских, древнеи неоэскимосских памятников археологии)'

Художественные образы Арктики (по материалам раскопок преэскимосских, древнеи неоэскимосских памятников археологии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
древнекитобойная культура / древнеи неоэскимосские культуры / Чукотка / Аляска / морские зверобои / изображения медведей / поворотные наконечни / oldwhaling culture / ancient and non-Eskimo cultures / Chukotka / Alaska / a picture on the tusk of a walrus / a polar bear / images of a bear / toogling a harpoon

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусев Сергей Валентинович

Научные археологические раскопки в арктической и субарктической зоне Чукотского полуострова позволили выявить художественные предметы из органики и камня на побережье Берингова и Чукотского морей. Берингийская археологическая экспедиция (руководитель – Гусев С.В.) исследует древнеэскимосские и неоэскимосские памятники (культуры древнеберингоморская, бирнирк, пунук, туле I и II тыс. н. э.) и преэскимосскую (древнекитобойную) культуру XV–XIII вв. до н. э. Раскопки поселения Уненен (Чукотский АО, Провиденский район, с. Нунлигран) раскрывают яркую культуру морских охотников-зверобоев II тыс. до н. э., древнекитобойную культуру Чукотки, Аляски и Гренландии. Предметы из раскопок свидетельствуют о богатом духовном мире его обитателей – носителей преэскимосской, древнеи неоэскимосской культурной традиции. Центральным художественным образом для жителей Арктики был полярный медведь. Медведь в широком смысле этого слова являлся символом природы Арктики. Для круга эскимосов Арктики важную роль играли поворотный наконечник гарпуна и его образ. Поселение Уненен было выявлено в 1997 г. на окраине с. Нунлигран. Широкомасштабные раскопки начались в 2007 г. при участии Университета Фэрбенкс (США) и МАЭ РАН (Кунсткамера им. Петра Великого, Санкт-Петербург). В том же году была найдена древнейшая картина на клыке моржа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artistic images of the Arctic (based on the materials of excavations of pre-Eskimo, ancient and neo-Eskimo archaeological sites)

Scientific archaeological excavations in the Arctic and subarctic zone of the Chukchi Peninsula have revealed artistic objects made of organic matter and stone in the permafrost layers of the middle of the II millennium BC, from the first centuries AD to the II millennium AD on the coast of the Bering and Chukchi Seas. S.V. Gusev, the head of the Beringian Archaeological expedition, explores the Dreneeskimos and neo-Eskimo monuments (ancient Beringomorskaya, birnirk, Punuk, Tule cultures of the I and II millennium AD) and the Pre-Eskimo (ancient whaling) culture of the XV–XIII centuries BC. The excavations of the settlement of Unenen (Chukotka AO, Providensky district, Nunligran village) reveal a bright culture of sea hunters of the II millennium BC, the oldwhaling culture of Chukotka, Alaska and Greenland. The objects from the excavations testify to the rich spiritual world of its inhabitants-carriers of the pre-Eskimo, ancient and neo-Eskimo cultural traditions. The central artistic image for the inhabitants of the Arctic was the polar bear. The bear in the broad sense of the word was a symbol of the nature of the Arctic. For the circle of the Eskimos of the Arctic, the turning tip of the gapun and its image played an important role. The settlement of Unenen was discovered in 1997 on the outskirts of the village of Nunligran. Large-scale excavations began in 2007 with the participation of Fairbanks University (USA) and the MAE (Peter the Great Kunstkamerа) (St. Petersburg). In the same year, the oldest painting on a walrus tusk was revealed.

Текст научной работы на тему «Художественные образы Арктики (по материалам раскопок преэскимосских, древнеи неоэскимосских памятников археологии)»

ГУСЕВ С. В.

Художественные образы Арктики (по материалам раскопок преэскимосских, древне- и неоэскимосских памятников археологии)

S. GUSEV

Artistic images of the Arctic (based on the materials of excavations of pre-Eskimo, ancient and neo-Eskimo archaeological sites)

Сведения об авторе:

Гусев Сергей Валентинович, кандидат исторических наук, старший научный

сотрудник Института Наследия (Москва)

agus_2004@mail.ru

Author:

Sergey Valentinovich Gusev, Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher at the

Institute of Heritage (Moscow)

agus_2004@mail.ru

Аннотация

Научные археологические раскопки в арктической и субарктической зоне Чукотского полуострова позволили выявить художественные предметы из органики и камня на побережье Берингова и Чукотского морей. Берингийская археологическая экспедиция (руководитель - Гусев С.В.) исследует древнеэскимосские и неоэскимосские памятники (культуры древнеберингоморская, бирнирк, пунук, туле I и II тыс. н. э.) и преэскимосскую (древнекитобойную) культуру XV-XIII вв. до н. э.

Раскопки поселения Уненен (Чукотский АО, Провиденский район, с. Нунли-гран) раскрывают яркую культуру морских охотников-зверобоев II тыс. до н. э., древнекитобойную культуру Чукотки, Аляски и Гренландии. Предметы из раскопок свидетельствуют о богатом духовном мире его обитателей - носителей преэскимос-ской, древне- и неоэскимосской культурной традиции. Центральным художественным образом для жителей Арктики был полярный медведь. Медведь в широком смысле этого слова являлся символом природы Арктики. Для крута эскимосов Арктики важную роль играли поворотный наконечник гарпуна и его образ.

Поселение Уненен было выявлено в 1997 г. на окраине с. Нунлигран. Широкомасштабные раскопки начались в 2007 г. при участии Университета Фэрбенкс (США) и МАЭ РАН (Кунсткамера им. Петра Великого, Санкт-Петербург). В том же году была найдена древнейшая картина на клыке моржа.

Abstract

Scientific archaeological excavations in the Arctic and subarctic zone of the Chukchi Peninsula have revealed artistic objects made of organic matter and stone in the permafrost layers of the middle of the II millennium BC, from the first centuries AD to the II millennium AD on the coast of the Bering and Chukchi Seas.

S.V. Gusev, the head of the Beringian Archaeological expedition, explores the Dre-neeskimos and neo-Eskimo monuments (ancient Beringomorskaya, birnirk, Punuk, Tule cultures of the I and II millennium AD) and the Pre-Eskimo (ancient whaling) culture of the XV-XIII centuries BC.

The excavations of the settlement of Unenen (Chukotka AO, Providensky district, Nunligran village) reveal a bright culture of sea hunters of the II millennium BC, the oldwhaling culture of Chukotka, Alaska and Greenland. The objects from the excavations testify to the rich spiritual world of its inhabitants-carriers of the pre-Eskimo, ancient and neo-Eskimo cultural traditions. The central artistic image for the inhabitants of the Arctic was the polar bear. The bear in the broad sense of the word was a symbol of the nature of the Arctic. For the circle of the Eskimos of the Arctic, the turning tip of the gapun and its image played an important role.

The settlement of Unenen was discovered in 1997 on the outskirts of the village of Nunligran. Large-scale excavations began in 2007 with the participation of Fairbanks University (USA) and the MAE (Peter the Great Kunstkamera) (St. Petersburg). In the same year, the oldest painting on a walrus tusk was revealed.

Ключевые слова:

древнекитобойная культура, древне- и неоэскимосские культуры, Чукотка, Аляска, морские зверобои, изображения медведей, поворотные наконечники гарпуна. Keywords:

oldwhaling culture, ancient and non-Eskimo cultures, Chukotka, Alaska, a picture on the tusk of a walrus, a polar bear, images of a bear, toogling a harpoon.

Рис. 1. Процесс раскопок культурного слоя поселения Уненен

Наиболее сенсационной находкой явилась картина из клыка моржа, выявленная в 2007 г. при исследовании культурного слоя (рис. 1) поселения Уненен (ХУ-ХШ вв. до н. э.)1. Изображения нанесены на двух сторонах предварительно подтёсанного клыка моржа (51 см в длину) (рис. 2). В центральной части с обеих сторон изображено сооружение на трёх столбах с перекрытием. На одной стороне мы видим изображение символа Арктики - белого медведя с реалистичным профилем, с вытянутой шеей, олицетворяющего зиму (рис. 2, сторона Б). С другой стороны - бурый медведь с короткой шеей, олицетворяющий лето (рис. 2, сторона А). На обеих сторонах показаны сцены охоты с беспалубных лодок - уми-аков, с командами из 5-6 человек. Есть изображение каяка с гребцом. На клыке также представлены другие изображения: китообразные, ластоногое морское животное - тюлень. Это одно из ранних отображений охоты на морских млекопитающих. Есть также фигура росомахи, обычно тяготеющей к приморской тундре в зоне промысла морского зверя. Присутствуют жанровые сценки из жизни поселения, фигурки собаки, морской птицы. По центру с двух сторон процарапана чёткая линия, отделяющая поле рисунков нижней части от поля (для «заклинаний»?) из чёрточек и точек в верхней части.

Гусев С.В., Одесс Д.П., Хилл Э.Д., Фанк К.Л., Меитл С.Дж., Мольс Н.В., Герасимов Д.В. Раскопки поселения Ун'ен'ен на Восточной Чукотке // Археологические открытия 2007 года. М., 2010. С. 440-441; Гусев С.В. и др. Вводный раздел. История исследований, открытий и освоения Арктики. Древняя Арктика. Инициальный этап освоения человеком // Национальный атлас Арктики. М., 2017. С. 96-97; Они же. Культурное, духовное и природное наследие. Чукотский автономный округ // Национальный атлас Арктики. М., 2017. С. 374-375.

Рис. 2. Изображения на клыке моржа. Сторона А -бурый медведь; сторона Б - белый медведь

Символом природы Арктики считаются медведи (рис. 3) - белый, или полярный, и бурый. Белый медведь является одним из главных героев мифов, легенд и сказок. Этот необыкновенный зверь часто встречается в фольклорных преданиях чукчей, эскимосов, североамериканских индейцев, эвенов, нанайцев и других народов Севера. В них очень часто рассказывается о родственных отношениях между человеком и белым медведем, превращении друг в друга, рождении общего потомства.

В мифах эскимосов белый медведь - «нанук» - воплощение грозных сил природы, в противоборстве с которыми происходит взросление мужчины-охотника. В сказке приморских жителей Чукотки рассказывается о брачном союзе охотника и белой медведицы.

С белым медведем связано много эскимосских легенд, в которых «на-нук» пользуется заслуженным уважением. Не исключено, что и виртуозное умение охотиться на тюленя, подкарауливая его у лунки, и искусство строить снежные хижины - иглу, сохраняющие тепло, эскимосы заимствовали у этого полярного хищника.

Рис. 3. Изображения медведя, поселение Уненен: верх - изображения медведя (камень); низ, слева - плывущий белый медведь (дерево); низ, справа - голова медведя (навершие лезвия мотыги)

Другие находки из преэскимосских слоёв представлены сакральными предметами - это серия фигурок каланов с геометрическим орнаментом и пазом для слива ритуальной крови морского зверя (рис. 4).

Для морских зверобоев Арктики характерны поворотные наконечники гарпуна из клыка моржа и рога оленя, которые появляются у пре-эскимосов в середине II тыс. до н. э. (рис. 5) и продолжают использоваться древне- и неоэскимосами с первых веков нашей эры до II тыс. н. э. Нередко поворотные наконечники гарпуна украшали изысканным орнаментом (возможно, тамгами хозяина).

Рис. 4. Подвеска с головой калана

Рис. 5. Поворотный наконечник гарпуна, древнекитобойная культура (independence II)

Полярная сова также была художественным символом Арктики (рис. 6).

Художественные образы морских зверобоев Арктики неразрывно связаны с промысловой деятельностью и духовным миром этих отважных покорителей арктических морских просторов.

Такое скопление ритуальных предметов на небольшой площади, вероятно, свидетельствует о функционировании на этом участке поселения ритуального мужского дома «каджим»1.

Раскопки поселения Уненен на площади более 100 м2 велись ежегодно с 2007-го по 2014 г. Датировки по С14 определяют возраст 2900-3200 лет назад, что при переводе в календарные даты даёт возраст поселения древних китобоев в диапазоне ХУ-ХШ вв. до н. э. (24 даты по дереву и древесному углю). Поселение прекратило существование в результате землетрясения.

Представлены здесь также поворотные наконечники гарпунов пре-эскимосских культур предорсет, саккак и индепенденс, изготовленные

1 Гусев С.В., Загорулько А.В. Мужской дом - каджим в сакральной и хозяйственной

традиции морских зверобоев Арктики и Субарктики (древнекитобойная культура, древне- и неоэскимосские культуры) в середине II тыс. до н. э. - II тыс. н. э. // I Международная конференция «Археология Арктики». Тезисы докладов. Екатеринбург, 2017. С. 88-90.

Рис. 6. Ковш с головой полярной совы

из рога оленя и клыка моржа. Необходимо отметить находки поворотных наконечников гарпуна типа гренландской культуры индепенденс (известного ранее за пределами Гренландии только по раскопкам на Аляске и о. Врангеля на стоянке Чёртов овраг)1. Поворотные наконечники «индепенденс» существенно отличаются: у кончика вместо пропила оформлялось снятие примерно половины массива по ширине с пришли-фовкой. Далее сюда накладывались концевые копьеца с рыбковидным основанием, которое было необходимо для крепления посредством обвязки по всему периметру, с канавкой по костяному телу гарпуна. Учитывая массовый характер находок «наконечников» с рыбковидным хвостом у основания на мысе Коцебу и на поселении Уненен, можно говорить о наконечниках гарпунов типа «индепенденс» как о превалирующем типе в древнекитобойной культуре.

Анализ материалов показывает культурное и геохронологическое единство поселения Уненен, Old Whaling мыса Крузенштерн, стоянки Чёртов овраг на о. Врангеля, прелахтинских памятников к югу от Анадыря, погребальных комплексов Усть-Белой в 100 км от устья р. Анадырь, которые позволяют прослеживать определённые связи с далёкой Гренландией.

Диков Н.Н. Древние культуры Северо-Восточной Азии. М., 1979. 354 с.; Giddings J.L., Anderson D. Beach Ridge Archeology of Cape Krusenstern: Eskimo and Pre-Eskimo Settlements Around Kotzebue Sound, Alaska. Washington, D.C. 1986., 386 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.