Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ В ПОЭМАХ В.В. МАЯКОВСКОГО'

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ В ПОЭМАХ В.В. МАЯКОВСКОГО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
166
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА / НЕОЛОГИЗМ / ОККАЗИОНАЛЬНОЕ СЛОВО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Анварбекова С. О.

До настоящего времени личность Маяковского вызывает немало споров среди критиков, исследователей его творчества, просто почитателей его таланта. Поэтическое дарование Маяковского в значительной степени концентрируется на его новообразованиях. Преобразовательская, открыто демонстрируемая работа поэта над языком сделала его наследие предметом систематических наблюдений в трудах исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC FUNCTIONS OF OCCASIONALISMS IN THE POEMS OF V.V.MAYAKOVSKY

To date, the personality of Mayakovsky causes a lot of controversy among critics, researchers of his work, and simply admirers of his talent. Mayakovsky's poetic talent is largely concentrated on his neoplasms. The poet's transformative, openly demonstrated work on language has made his legacy the subject of systematic observations in the works of researchers.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ В ПОЭМАХ В.В. МАЯКОВСКОГО»

UDK 808.5

Анварбекова С. О.

Термезский государственный университет

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ В ПОЭМАХ В.В. МАЯКОВСКОГО

Аннотация: До настоящего времени личность Маяковского вызывает немало споров среди критиков, исследователей его творчества, просто почитателей его таланта. Поэтическое дарование Маяковского в значительной степени концентрируется на его новообразованиях. Преобразовательская, открыто демонстрируемая работа поэта над языком сделала его наследие предметом систематических наблюдений в трудах исследователей.

Ключевые слова: словообразовательный процесс, выразительные средства языка, неологизм, окказиональное слово.

Anvarbekova S. O.

Termiz State University

ARTISTIC FUNCTIONS OF OCCASIONALISMS IN THE POEMS

OF V.V.MAYAKOVSKY

Abstract: To date, the personality of Mayakovsky causes a lot of controversy among critics, researchers of his work, and simply admirers of his talent. Mayakovsky's poetic talent is largely concentrated on his neoplasms. The poet's transformative, openly demonstrated work on language has made his legacy the subject of systematic observations in the works of researchers.

Keywords: word-forming process, expressive means of language, neologism, occasional word.

Сегодня официозного восхищения в качестве трибуна революции он уже не вызывает, но, отдавая дань таланту Владимиру Владимировичу, мы не должны рассматривать его творчество вне контекста той сложной и трагической эпохи, продуктом которой был поэт. Это важно помнить, чтобы не уподобиться тем, кто превращал на протяжении многих десятилетий писателей (поэтов) советской эпохи в пропагандистов. Особенно когда речь идет о художниках такого масштаба, как Владимир Маяковский.

До настоящего времени личность Маяковского вызывает немало споров среди критиков, исследователей его творчества, просто почитаталей его многогранного таланта. Отмечая юбилей поэта, нельзя не вспомнить (упомянуть) слова самых проницательных его читаталей-

современников, а для нас самых авторитетных судей в поэзии - О. Мандельштама и М. Цветаевой. О. Мандельштам включал Маяковского в число тех русских поэтов, которые даны нам «не на вчера, не на завтра, а навсегда». М. Цветаева считала, что Маяковский - поэт не только своего века, она писала: «Своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то за каким-то поворотом долго еще нас будет ждать»

Поэтическое дарование Маяковского в значительной степени концентрируется на его новообразованиях. С.И. Гиндин в предисловии своей статьи «Маяковский: стих, синтаксис, стиль» пишет: «Лингвистике повезло с Маяковским. Преобразовательская, открыто демонстрируемая работа над языком сделала его творческое наследие неисчерпаемой кладовой и естественным полигоном для языковедов». Действительно, творчество поэта неоднократно становилось предметом исследования многих отечественных лингвистов и литературоведов. До сих пор не утратили актуальности труды исследователей, таких как З.С. Паперный, Ф.Н. Пицкель, Н.И. Калитин, И.В. Гуторов, В.О. Перцов, В.В. Тренин. Одной из первых работ о языке Маяковского является книга классического исследователя Г.О. Винокура «Маяковский - новатор языка», которая стимулировала исследования, обращенные к активному новаторскому началу в русской культуре (и, в частности, в русской поэзии). Наблюдения профессора Винокура Г.О. над языком Маяковского активизировали интерес исследователей к «грамматике поэзии», в частности в ее словообразовательных процессах. Автор подчеркивает своим заглавием работы, что Маяковский был именно новатором языка, а не только новатором стиля. Данную работу исследователь языка Маяковского М.Л. Гаспаров называет «первопроходческой» и подчеркивает, что «Писать об идиостиле Маяковского и легче, и труднее, чем об идиостиле любого поэта. Легче, потому что первопроходческая работа здесь уже сделана, а труднее, потому что теперь от исследователя можно требовать больше точности и подробности, чем на первых порах». Гаспаров М.Л. в своей работе «Владимир Маяковский» исследует весь состав выразительных средств языка Маяковского; вовторых, опираясь на подсчеты, показывает их место в общей системе; в-третьих, обращает внимание на эволюцию этой системы от раннего к зрелому творчеству Маяковского. Материалом были взяты: для раннего Маяковского - поэма «Облако в штанах» (19141915), все 450 стихов; для позднего Маяковского - поэма «Владимир Ильич Ленин» (1924), первые 450 стихов. В заключении автор делает выводы: из всех рассмотренных выразительных средств языка Маяковского наиболее употребительными являются:

1) метафора: 35-28 раз на 100 строк;

2) метонимия: 18,5-8 раз на 100 строк;

3) неологизмы: 14-9,5 раз на 100 строк.

Гаспаров М.Л. отмечает функцию окказионализмов Маяковского -делать образ мира динамичнее, часто - гиперболичнее; подчеркивать недостаточность старого языка (словаря) и широту, богатство нового. Он же утверждает, что одна из самых ярких примет языка Маяковского - это неологизмы или, точнее, окказионализмы. К этому следует отметить, что термин «окказиональное слово» предложен Н.И. Фельдман в статье «Окказиональные слова и лексикография».

Продолжая надо уточнить, что окказиональный (анг. Occasional, нем. Okkasionell) - не узуальный, не соответствующий общепринятому употреблению, характеризующийся индивидуальным вкусом, обусловленный специфическим контекстом употребления. Окказионализмы - это речевые явления, возникающие под влиянием контекста, ситуации речевого общения для осуществления какого-либо актуального коммуникативного задания, главным образом для выражения смысла, необходимого в данном случае; создаются специально, нарочито, всегда «привязаны» к определенному контексту, ситуации, понятны на фоне данного контекста, ситуации и той модели или единичного образца, которые послужили базой для их создания. Окказионализмы обладают повышенной выразительностью в силу своей необычности на фоне канонических, нормативных образований.

Окказиональные слова отличаются от новообразований языка (неологизмов) тем, что сохраняют свою новизну, свежесть независимо от реального времени их создания. Неологизм (от греч. Новый и слово) - это слово, значение слова или словосочетание, недавно появившиеся в языке. Неологизмы создаются в языке по продуктивным моделям, по образцу существующих уже в языке слов. Они довольно скоро перестают восприниматься как новые слова, новизна их со временем стирается. В отличие от них окказионализмы не становятся фактами общенародного языка, а живут лишь в том контексте, который их породил. Окказионализмы, даже давние, рожденные в прошлом веке и ранее, попрежнему дышат свежестью и новизной. Признанный знаток и исследователь поэзии Маяковского В.Тренин в своей работе «В мастерской стиха Маяковского» отмечает, что словообразования Маяковского всегда имеют целью удвоить смысловую энергию слова, нагрузить его новыми значениями, сделать его более стремительным, ярким, запоминающимся. Обращение к окказионализмам помогают прежде всего поэту добиваться большего лаконизма поэтической речи, ее выразительности, высказать в лаконичной форме и свое отношение к описываемому. Говоря об окказиональности как лингвистической категории, нельзя не отметить, что именно на XX век приходится расцвет окказиональности и в целом, и в частных проявлениях. Не случаен и тот факт, что именно в начале ХХ века окказиональное творчество становится одной из ярких примет новаторства. Маяковский же искал необходимого

ему сближения со стихией городской разговорной речи, языком улицы, которому, как и языку поэзии, «свойственно повышенное, интенсивное переживание языковой формы» [4, с. 400]. Именно в устной форме речи Г.О. Винокур видит источник языкового новаторства поэта. Эту же мысль продолжает В.В. Тренин в работе «В мастерской стиха Маяковского», констатируя, что словотворчество Хлебникова и словопроизводство Маяковского исходят из совершенно разных и несоизмеримых принципов. Неологизмы Хлебникова - попытка вырваться за пределы обычного языкового мышления. Маяковский в своем творчестве следует словопроизводственной тенденции живого разговорного языка. В связи с этим интерес представляет также статья В.В. Никульцевой «Идентичные окказионализмы в творчестве Игоря Северянина и Владимира Маяковского», посвященная сравнительному анализу окказионализмов В. Маяковского и И. Северянина.

Языковое творчество Владимира Маяковского, безусловно, представляет интереснейшее явление и заслуживает пристального внимания к себе со стороны читателей и исследователей.

Использованные источники:

1. Фельдман Н.И. Окказиональные слова и лексикография Вопросы языкознания. - 1957.

2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 2007.

3. Алексеев Д.И. Словарь сокращений русского языка.-3-е изд. - М.: Русский язык, 1983.

4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Сов. энциклопедия, 1966.

5. Григорьев В.П. Самовитое слово: Словарь русской поэзии XX века / РАН. Ин-т русского языка им. В.В.Виноградова. - М., 1998.

6. Григорьев В.П. Словарь языка русской советской поэзии. Проспект. Образцы словарных статей. Инструктивные материалы. - М.: Наука, 1965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.