Научная статья на тему 'Художественное воспитание молодежи: поиск путей и форм в 20-30-е годы'

Художественное воспитание молодежи: поиск путей и форм в 20-30-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
269
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прохорова Людмила Дмитриевна

Освещены проблемы художественного воспитания молодежи в 20-30 гг., когда впервые за всю историю российского государства развитие культуры и использование ее воспитательных возможностей становилось важнейшей государственной задачей. Особое внимание обращено на Западную Сибирь. Полезный опыт государственных и общественных организаций в области художественного воспитания молодежи этого периода может Обратить на себя внимание и в условиях современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARTI STIC UPBRINGING OF YOUTH: THE SEARCH OF ROADS AND FORMS IN THE 20-8 - 30-s

The article is dedicated to the problem of the artistic upbringing of youth in the period of the 20s 30s, when for the first time in the whole history of Russia the development of culture and the use of the educational opportunities became the most important governmental task of Russian state. In this article special attention is paid to the Western Siberia region. The positive experience of governmental and non-governmental organizations in the field of artistic upbringing youth in the 20s 30s may be used in the Russian circumstances of today.

Текст научной работы на тему «Художественное воспитание молодежи: поиск путей и форм в 20-30-е годы»

в свою хищную игру. Игра шла на крупную шулеров-скую ставку: выжить за счет других. И есЛи СССР был вынужден ввергнуться в это непристойное игрище с августа 1939 г., западные страны азартно тешили себя подобными страусиными прятками с момента зарождения фашизма, пытаясь взгромоздить фашистский локомотив на антисоветские рельсы. Вспомним, задолго до 23 августа 1939 г. Англия и Франция соответственно 30 сентября и 6 декабря 1928 г. заключает с Германией декларацию о ненападении. Несколько раньше, 29 сентября 1938 г. происходит их постыдный мюнхенский сговор с Германией, расчленивший Чехословакию. Это-то и послужило Гитлеру благословением к началу второй мировой войны при нападении на Советский Союз. Одним словом, ведя переговоры о союзе с нами, наши "союзники" думали о союзе с Германией против нас. После Мюнхенского соглашения СССР оказался в глубокой международной изоляции. В этих-то условиях он и вынужден был пойти на заключение договора с Германией о ненападении. И хотя мера действительно была.безнрав-ственной, но в тех условиях - весьма прагматичной.

Вот так, не более и не менее, "любили" фашисты и коммунисты друг друга. То были, безусловно, антиподы по существу. И лишь для получения своего бесовского разбега фашистам пришлось, используя риторику, демагогию и популизм, на время обуздать социалистическую идею и втянуть в свои путы основную часть населения. Разоблачая фальшь трескучих фраз нацизма о социализме, Э. Тельман писал: "За их словами "нация" и "социализм" скрывается зверская рожа капиталистов-эксплуататоров". Денежные подачки буржуазии в конце концов окончательно перелицевали нутро фашизма.

Так Муссолини и Гитлер объективно оказались политическими перевертышами. Этот феномен до боли

УДК 37,- 036

Последнее десятилетие XX века для России - время больших перемен и поиска путей модернизации ее политического, социально-экономического, культурного развития. Масса возникающих в связи с этим проблем неизбежно сказывается на психологическом состоянии общества, обостряет старые и порождает новые социальные'пороки. Популяризуемая ныне идея возрождения духовности в России не может, к сожалению, стать панацеей от этих бед. Часто она воспринимается поверхностно, слабо учитывает нарушение преемственности духовных традиций (следствие

известен и нам, россиянам. И сегодня идет кругом голова оттого сальто, которое так изящно выполнили нетакдавно "демократические" мутанты, орденоносные члены и кандидаты в члены Политбюро КПСС, коммунисты с большим стажем - Б. Ельцин, Э. Шевар-надзе, А. Яковлев и многие, многие другие рангом пониже. Понаблюдайте, к примеру, как искусно прикрывается идеей социализма нынешний лидер социалистической партии И. Рыбкин, раболепно прислуживая нынешнему президенту в насаждении в России капитализма. Что уж там говорить о каких-то перевертышах-недоучках в далеких годах - начале XX века....

В заключение уж совсем непонятливым и ныне путающим слова "фашисты" и "коммунисты" напомню, что 9 мая 1998 г. исполнилось 53 года стой поры, когда именно коммунизм смертельно переломил хребет фашизму. Страны же классического капитализма, наши так называемые "боевые" союзники, которые сегодня то и дело норовят у нас украсть победу, не особо спешили покончить с фашизмом, открыв второй фронт ли1иь в июне 1944 г., когда исход войны был уже предрешен. А обещали же открыть, как известно, в 1942 г. Вот и судите: кто близнецы-братья, а кто антипод фашизму. Между коммунистической и фашистской идеологией, несмотря на ее первоначально кажущееся сходство, всегда существовала непреодолимая пропасть между политическими, социальными и идеологическими целями, которые заведомо обрекли оба течения на борьбу друг с другом вплоть до полного уничтожения.

12 мая 1998 г.

Полканов Владимир Данилович, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент МАИ ВШ, заведующий кафедрой отечественной истории Омского государственного технического университета.

политики "воинствующего атеизма" советской эпохи). Это невольно способствует распространению чуждых России вер и учений, в которых особенно сложно разобраться менее подготовленным - молодежи. Возможность выбора - демократическое право, но оно неизбежно подрывает саму идею возрождения национальной духовности, сила которой всегда была в единстве.

Кроме того, понятие духовности не должно ограничиваться только верой. Оно связано также с русскими национальными традициями и отечественной художественной культурой. Ослабление последней,

Л.Д. Прохорова

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ: ПОИСК ПУТЕЙ И ФОРМ В 20-30-Е ГОДЫ

Освещены проблемы художественного воспитания молодежи в 20-30 гг., когда впервые за всю историю российского государства развитие культуры и использование ее воспитательных возможностей становилось важнейшей государственной задачей. Особое внимание обращено на Западную Сибирь. Полезный опыт государственных и общественных организаций в области художественного воспитания молодежи этого периода может Обратить на себя внимание и в условиях современной России.

забвение ее величайших воспитательных возможностей - опасная тенденция современности. Использование художественной культуры, и прежде всего отечественной, как средства воспитания молодого поколения утратило, к сожалению, значение государственной политики. Поэтому самое разумное - обратиться к опыту тех лет, когда воспитание молодежи являлось полномасштабной государственной задачей едва ли не стратегического значения, а художественной культуре при этом отводилась роль первого воспитателя. Речь идет о периоде 20-30-х годов советской истории, когда создавались основы государства и формировалось особое поколение победителей в предстоящей великой войне. Конечно, можно говорить о максимальной идеологизации воспитательной работы в те годы, но если подходить ко всему с известным чувством меры, то даже в этом можно найти позитивный смысл: хорошо понятно, к чему может привести искусство, лишенное идеалов и высокой нравственности.

Используя художественную культуру как средство воспитания молодежи, государство направляло немалые средства на укрепление материальной базы культуры, уделяло большое внимание идейному и художественному уровню произведений литературы и искусства, повышению качества художественной работы в целом. Так, например, основные проблемы развития театров обсуждались на Всесоюзном театральном совещании 1927 года. Его резолюции по вопросам общего руководства художественно-театральной работой, по созданию самодеятельных театров в городе и деревне, по репертуарной политике явились долгосрочной программой развития советских театров на последующее десятилетие. Совещание дало новый импульс развитию театров в стране. Руководствуясь его решениями, 13 апреля 1928 года СНК РСФСР принял Постановление "Об организации в составе НКП РСФСР особого органа для осуществления идеологического и организационного руководства в области развития литературы и искусства (Главискус-ство)", что сразу же отразилось на состоянии репертуарных планов театров.

В целях улучшения деятельности детских театров при НКП РСФСР был создан Центральный совет по делам театров для детей. Вопросы особенностей их организации и драматургии обсуждались на I всесоюзной конференции по делам детских театров. На состояние театральной драматургии, в том числе детской и юношеской, значительное влияние оказало также Постановление НКП РСФСР "О репертуаре государственных театров" (октябрь 1930 г.)

В марте 1928 г. проходило Первое всесоюзное киносовещание, на котором была подчеркнута огромная роль кино в воспитании молодого поколения. Внимание государства в области кинематографии сосредотачивалось на трех основных направлениях:

а) общественно-политические задачи, идеология кино и задачи художественной политики в области кино;

б) подготовка кадров киноработников;

в) задачи организационно-хозяйственной политики кино.

В дальнейшем положения Всесоюзного киносо-

вещания получили развитие в решениях I всесоюзного совещания по вопросам кинофикации СССР (январь 1932 г.), Всесоюзного совещания работников советской кинофикации (12-17 декабря 1935 г.) и ряде постановлений СНК РСФСР, в частности, по организации в больших городах детских кинотеатров и повсеместных детских киносеансов (июнь 1933 г.), о создании в системе Государственного управления по кинофикации предприятия по производству детских фильмов (25 марта 1935 г.), о строительстве кинотеатров на территории РСФСР (23 сентября 1935 г.)

25-30 июня 1928 г. проходило Всесоюзное совещание, обсуждавшее состояние художественной работы среди молодежи, в мае 1929 г - конференция по художественному обслуживанию детей, созванная НКП РСФСР. Сам факт созыва специальных совещаний и конференций свидетельствует о возросшем внимании государства и общественных организаций к содержанию и качеству художественной работы среди подрастающего положения.

Помимо театра и кино активно использовались возможности художественной литературы. Однако темп и размах работы издательств по выпуску книг для молодежной аудитории существенно отставал от роста потребностей. Неудовлетворительным оставалось и качество многих книг (как по содержанию, так и по художественному оформлению). В феврале 1928 г. коллегия НКП РСФСР обсудила эти проблемы. В выступлении на коллегии Н.К.Крупской и A.B. Луначарского подчеркивалась важность улучшения качества и распространения детских книг в деле воспитания подрастающего поколения. Продолжением этой темы можно считать работы I всесоюзного книготоргового совещания (июнь 1929 г.), на котором рассматривалось положение и перспективы издательского дела в стране, а также частые всесоюзные смотры книгопро-дукции. В их задачи входила проверка качества выпускаемой литературы (тематика, оформление, язык, учет возрастных особенностей читателей), привлечение для работы над детской и юношеской литературой лучших писателей, педагогов и других специалистов, изучение читательских интересов и распространение книг. Один из таких смотров проходил в мае 1932 года. Его организаторами были издательства "Молодая гвардия" и газета "Комсомольская правда". В руководящий совет смотра входили A.M. Горький, Н.К. Крупская, С.Я. Маршак, А. Фадеев, А. Безы-менский, А. Гайдар, Л. Леонов1 . Результаты всей этой работы сказались уже к концу первой пятилетки: на Всесоюзной книжной выставке 1932 года было представлено около 12 тысяч книг, изданных 140 издательствами на 63 языках2 . В основном это была отечественная художественная литература. К концу второй пятилетки общий тираж книг в СССР увеличился до 571,1 миллионов экземпляров, то есть больше чем в 6,6 раз по сравнению с 1913 годом3 . Литература превращалась в важнейшее средство эстетического, нравственного и патриотического воспитания молодежи. То же можно сказать обо всем искусстве в целом. За эти годы значительно' расширилась сеть

1 РГИА. Ф. 2306.! Оп.69. Д. 2098. Л. 3.

2 Правда. - 1932. - 5 декабря.

3 20 лет советской власти. - М., 1937. - С.87.

учреждений культуры, непосредственно участвовавших в процессе воспитания. К 1937 году в стране насчитывалось 697 театров вместо 153 в 1914 году, библиотек-55901 вместо 12600, клубов и изб-читален - 80946 вместо 222, звуковых кинотеатров - 6625, всего киноустановок и кинопередвижек - 29758 вместо 1412, существовавших в 1914 г."

Немалую роль в приобщении молодежи к искусству играли театры рабочей молодежи (ТРАМы), популярные в 20-х - начале 30-х годов. Вопросы их организации и развития стали предметом обсуждения на состоявшемся в июне 1928 г. Всесоюзном совещании по художественной работе среди молодежи, о котором упоминалось выше. Выступая на совещании в защиту трамов, И.И. Чичеров, представитель ЦК ВЛКСМ в Главискусстве, отмечал: "Молодежь не может только смотреть, только наблюдать... Процесс восприятия у молодежи соединяется со стремлением к творческому активному участию в искусстве... Кто этого не понимает, тот ничего не понимает в культурной работе среди молодежи."5 Признавая справедливость подобной оценки, совещание поставило вопрос об укреплении материальной базы трамов и формировании их бюджетов за счет средств местных управлений зрелищными предприятиями (УЗП) и профсоюзных организаций. Совещание дало толчок широкому развитию трамовского движения по всей стране. В 1929 г. был сбздан Центральный совет трамов, обеспечивающий идейное и организационное руководство. К началу 1932 г. в СССР насчитывалось 20 трамов краевого значения, 116 городских и 203 на производствах. В целом движение объединяло до 16 тысяч представителей рабочей молодежи.6

Таким образом, даже самый беглый взгляд на проблемы воспитания молодежи 20-30-х годов показывает, что в государственной политике тех лет эти проблемы занимали отнюдь не последнее место: государство заботилось о своем завтрашнем дне,

С большими трудностями было сопряжено решение задачи художественного воспитания молодежи в Западной Сибири. Оторванность от центра, где были сосредоточены крупнейшие театры, богатые музеи, выставочные заль!, консерватории, весь цвет российской художественной интеллигенции, а также скудость самой базы искусства и отсутствие профессиональных кадров ставили регион в особо сложные условия. На всей территории края в 20-е годы было лишь пять театров и две картинных галереи, кинофикация края только начинала осуществляться. До 1930 г специализированные детские учреждения культуры отсутствовали совсем.

Несмотря на сложности с финансами, краевые органы власти сумели обеспечить учреждения культуры Сибири минимумом необходимых средств, объединив для этого средства местного бюджета и всех общественных и хозяйственных организаций. Были увеличены капиталовложения на развитие культуры в крае, выделены специальные средства на организацию художественной работы среди детей и молодежи, оказана всемерная помощь и поддержка краевому ТРАМу

4 Там же. С. 85-66.

! За ТРАМ. /ЛГеакинопечать. - 1929. - С.14-15.

• РГАЛИ. Ф.2723.. Оп. 1. Д. 423. Л.2.

и организованным в 30-е годы трем сибирским тюзам (Новосибирскому, Сталинскому, Омскому). Улучшилось материальное положение работников искусства, проводились мероприятия, обеспечивающие доступность искусства для подрастающего поколения Западной Сибири.

Большое внимание уделялось сельской молодежи. Художественная работа на селе осуществлялась в трех направлениях:

1) расширение библиотечной сети, распространение книг и организация читательских конференций;

2) развитие специальных колхозно-совхозных театров;

3) кинофикация районов края.

Поданным краевого статистического управления, в 1927 -28 гг. 1 книга в Западной Сибири приходилась на 12 человек.7 Учитывая, что большая часть книжных фондов находилась в городах, в сельской местности ситуация выглядела еще напряженнее. Вот почему в годы первой пятилетки планировалось увеличить количество книг в сельских библиотеках края на 259,4 %.8 На эти цели в бюджет библиотек было выделено 622400 руб. в 1930 г и 951300 руб. - в 1933 г.9 В итоге к концу первой пятилетки в Западной Сибири по линии органов народного образования насчитывалось 258 библиотек. I окружная, 14 городских, 47 городских отделений, 105 районных библиотек и 69 сельских. Помимо этого расширялась профсоюзная сеть, включавшая 346 стационарных библиотек и 829 передвижек.10 В то же время начали появляться первые детские библиотеки и специальные детские отделения при всех прочих библиотеках.

Значительную работу по художественному воспитанию сельской молодежи проводили колхозно-совхозные театры. Первые из них появились на территории Западной Сибири в последние месяцы 1933 г. Каждый являлся филиалом стационарных театров: Новосибирского "Красного факела", Омского и Барнаульского драматических театров. Система филиалов позволила значительно уменьшить постановочные расходы в сметах новых театров. Кстати, находились они на содержании местного бюджета. Так, например, дотации на 1934 г. составляли 141 тыс.руб.: 138|ыс.руб. от Крайземлеуправления и 3 тыс.руб. - от профсоюза рабочих МТС и батраков.11В том же году были открыты новые колхозно-совхозные театры: Тюменский, Сталинский, Ордынский, Венгеровский, Каменский, Латгальский. Только за вторую половину 1936 г. колхозно-совхозными театрами были обслужены 33 района Западной Сибири и охвачены около 90 тысяч зрителей.12

Весомый вклад в дело художественного воспитания молодежи вносили профсоюзы, в общем объеме культурно-просветительной деятельности которых

7 Материалы к пятилетнему плану развития народного хозяйства Сибирского края. - Новосибирск, 1930. - С.4.

8 Панфилов В.Н. Культурный фронт сегодня и через пять лет.-М.-Л., 1930. С. 37.

9 РЦХИДНИ. Ф.17. Оп. 21. Д.3199. Л,107.

10Там же.

11 РГАЛИ. Ф. 2310. Оп. 1. Д. 60. Л. 187.

13 РЦХИДНИ. Ф. 17.. Оп. 21. Д. 3200. Л. 67.

художественная работа составляла в 1928 г. 61,5%.13 Для улучшения деятельности профсоюзов при культ-отделе ВЦСПС был создан специальный Художественный совет, куда привлекались представители общественных организаций и творческой интеллигенции. Большое внимание Совет уделял разработке программ по переподготовке художественных работников, аетивизации клубной и кружковой работы. Последняя в 20-30-е годы определилась как одна из наиболее действенных форм художественного воспитания молодежи. Так, в Томском округе к концу 1928 г. в 23 клубах работало 190 кружков,14 в Омском округе - 180 кружков при 21 клубе.15 В основном это были кружки хоровые, музыкальные, драматические (последние - наиболее многочисленные).

Занятия в кружках способствовали развитию творческой активности и инициативы молодежи.'С одной стороны, они расширяли ее кругозор в области художественной культуры, с другой - давали возможность проявить свои собственные способности. Помимо этого, участвуя в концертах самодеятельных коллективов, молодежь выступала как популяризатор искусства среди своих сверстников, привлекая все большее их число в круг любителей самодеятельного искусства. В1930 г. в Новосибирске был создан первый в Западной Сибири Дом самодеятельного искусства (ДИСК). В его задачи входил инструктаж всех имеющихся кружков художественной самодеятельности, снабжения их репертуаром и программно-методическим материалом, подготовка и переподготовка кадров руководителей кружков. В 1934 г. ДИСК курировал деятельность около 500 кружков Новосибирска и области.16В 1936 г. он был переименован в Дом народного творчества. По примеру новосибирского, 1 августа 1936 г. был создан второй в крае Дом народного творчества - в Омске. В результате работа активизировалась, и к концу 30-х годов сеть кружков художественной самодеятельности в крае значительно возросла. Итогом их деятельности по художественному воспитанию молодежи явилось активное участие сибиряков в районных, городских, областных, краевых смотрах художественной самодеятельности. Так, в олимпиадах 50 городов и районов края, проходивших с мая 1935 года, приняло участие более 13 тысяч пдвцов, музыкантов, танцоров, декламаторов.17 Только за один 1936 год в Омской области было проведено 4 »олимпиады художественного творчества.18 В Прокопьевске с успехом прошел Всекузбасский смотр художественной самодеятельности, в котором приняли участие молодежные коллективы Сталинска, Новосибирска, Барнаула, Кемерово, Анжерки, Ленинска и других городов Сибири.19 Привлечение молодежи к участию в кружках художественной самодеятельности утвердилось на все последующие годы в качестве одной из наиболее действенных форм художественного воспитания подрастающего поколения.

13 РГИА. Ф. 5508. Оя. 1. Д. 1433. Л. 23.

" ЦДНИНО. Ф. 188. Оп. 1. Д. 625. Л. 8.

15 ЦДНИОО. Ф. 7. Оп. 1 Д. 48. Л. 115.

16 РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 22. Д. ЗА. Л. 27.

17 Советская Сибирь. - 1935.-- 11 -мая.

" РЦХИДНИ. Ф 17. Ол 21 Д. 3309. Л.113.

19 ЦДНИНО. Ф. 3. Оп. 21. Д. 3309. Л 2.

Большой популярностью у сибирской молодежи пользовались многочисленные литературные кружки, организация которых явилась результатом роста общего культурного уровня молодежи и повышения ее интереса к художественной литературе. Увлечение чтением рояедало желание творить самим. Число юных литераторов оказалось столь значительным, что уже весной 1928 г. редакция "Детского журнала", органа Сибирского краевого отдела народного образования, смогла объявить первый в Западной Сибири конкурс на лучшее детское литературное произведение. За период с 1 марта по 20 апреля на конкурс поступило 139 рассказов, стихотворений и статей, что свидетельствовало о большой активности юных сибиряков.20

Направляя деятельность своих читателей, журнал периодически публиковал советы по работе с книгой, рекомендовал пособия для школьных литературных кружков.

Привлечение молодежи к самостоятельной литературной деятельности уверенно входило в практику художественной работы в крае. В отчете о работе Западно-сибирского правления Союза советских писателей за 1936 г. указывалось на установление прочной связи правления с 38 местными самодеятельными литературными организациями, объединяющими около 500 человек.21 По другим источникам на 1 декабря

1935 г. в крае насчитывалось 56 кружков,22 а к концу

1936 г. - 135.23 Различие данных свидетельствует о слабо поставленном учете имеющихся литературных групп. Кроме того, очевидно, многие из них совершенно не были связаны с ССП.

Таким образом, видно, что деятельность государственных и общественных организаций в области художественного воспитания молодежи в конце 20-х -30-е годы несомненно способствовала приобщению ее к литературе и искусству. Если посредством профессиональных художественных коллективов молодежь приобщалась к прекрасному путем созерцания и дальнейшего осмысления, то посредством массовой работы, проводимой общественными организациями, она привлекалась к активному участию в самом художественном процессе, к развитию творческих способностей в различных областях искусства.

Если подойти к рассмотренной практике критически, отсеяв излишнюю политизацию и администрирование в художественной работе в те годы и сделав поправку на иной общеобразовательный уровень современной молодежи, то опыт тех лет вполне может быть использован сегодня. В условиях, когда российская молодежь меняет свои ценностные ориентации, нельзя вставлять ее без внимания. Прежде всего необходимо извлечь уроки из прошлого и вернуть воспитательной работе с молодежью статус общегосударственной задачи. Нельзя не понимать : сегодняшние проблемы молодежи завтра обернутся проблемами страны. Уже сейчас рост алкоголизма, наркомании, половой распущенности, преступности в ее среде социологи объясняют, в частности, обеднением

20 Товарищ. - .1928. - № 8. - С. 9.'

21 ГАНО. Ф. 1597. Оп. 1. Д.49. Л.1.

"Там же. Д. 11 Л. 84.

23 РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 3315. Л. 50.

духовного мира молодежи. Это явилось следствием того, что на историческом переломе начала 90-х гг. вместе с коммунистическим воспитанием была разрушена вся система воспитания в целом. Нравственное, патриотическое, эстетическое, в том числе художественное воспитание - все это вместе взятое и обеспечивало в минувшее десятилетие высокий духовный потенциал нации. Созданная база учреждений культуры помогала увлечь молодежь, не позволить ей уйти в мир сомнительных иллюзий, быть индифферентной ко всему окружающему. Вот почему в те годы мо-

Л

Одним из мотивов, сопровождающих реформы в современной России, является мотив отсутствия в стране идеологии, способной консолидировать социально-политические силы,объединить народ, придать нынешним переменам осмысленный характер. Наиболее яркое выражение проблема идеологии имеет в двухлетней попытке подобрать текст для государственного гимна России. Даже на конкурсной основе совокупный творческий потенциал страны не может срифмовать три-четыре куплета, выразивших бы идеал Родины у современного поколения. Такое положение, проявляющееся во всей череде глобальных и локальных противоречий современной жизни, не может быть случайным. В чем же дело?

Представляется, что идеология у современных реформ есть, и именно оттого, что "свято место" уже занято, никакие призывы украсить его еще чем-то не имеют успеха. Не надо лукавить, нужно честно признать интенсивное и широкое внедрение в общественное сознание хорошо известной в странах Запада идеологии потребительского общества. .

Потребление - вот альфа и омега, начало и конец реформ, с таким трудом, вопреки воле и желанию основной массы населения проводимых на всей территории бывшего СССР. В своем очередном радиообращении к народу 13 марта 1998 года, посвященном Дню защиты прав потребителя, президент посетовал, что цивилизованный мир уже 15-й раз отмечает этот день, а в России его упоминают всего во второй раз. Президент пообещал приложить все свои силы, чтобы в короткие сроки "все россияне стали потребителями". Разговоры об отсутствии идеологии в России надо признать лукавством. Государство в том виде, как оно есть в стране в конце 20 века, строит свою деятельность именно в соответствии с идеологическими ценностями потребительского общества. Огромная империя СМИ работает на внедрение этой идеологии в общественное сознание; бурными темпами разви-

лодежь была активным участником всех самых значительных дел и событий в стране, а высокая нравственность и патриотизм - такими же естественными чувствами, как любовь или увлечение работой. Немалая роль в этом принадлежала и отечественной художественной культуре.

15 апреля 1998 г.

Прохорова Людмила Дмитриевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Омского государственного технического университета.

Л.М. Марцева

вается рекламная индустрия; потоки ширпотреба со всего мира омывают сегодня территорию страны, увлекая яркими упаковками чувства и помыслы людей всех возрастов и всех сословий. На какие средства и что потребить? - вот вопрос, который постоянно висит в воздушном пространстве перед бывшим советским человеком. Это и есть самая ясная, выверенная, тоталитарная по своему навязчивому характеру идеология, проводимая правящими кругами России под дезорганизующий мотив об отсутствии идеологии.

В этой связи возникает другой вопрос: может ли предлагаемый нынешним государством идеал потребления укорениться в России' и стать осмысленной целью ее дальнейшего развития? Такая перспектива представляется сомнительной.

Многовековая история России свидетельствует, что неоднократно идеология, избираемая властью и элитными сословиями, оказавшись чуждой нравственным ценностям народа, разделяла и отчуждала власть и народ друг от друга, превращаясь в детонатор навязываемых народу социально-экономических преобразований. К примеру, прозападные реформы Петра I уже через двадцать лет после его смерти, при дочери его Елизавете Петровне, начали постепенно растворяться в стихии национально-этического опыта. Через 200 лет, в 1917 году было восстановлено даже патриаршество, упраздненное Петром. Россия столетиями переваривает чуждые для себя реформы жизни, либо вовсе отторгая их от себя, либо изменяя их до неузнаваемости и противоположности задуманному реформаторами.

Свежий пример из нашей .истории представляет семидесятилетний опыт социализма, с которым торопятся расстаться современные реформаторы, но отнюдь не спешат расставаться и, безусловно, не расстанутся ни нынешние, ни будущие поколения страны. Такой уникальный опыт не может кануть в лету бесследно. Идеал социальной справедливости иногда

К ВОПРОСУ ОБ ИДЕАЛАХ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.