Научная статья на тему 'ТЕАТРЫ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ (ТРАМы) В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО ТЕАТРА В 20-30-е ГОДЫ'

ТЕАТРЫ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ (ТРАМы) В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО ТЕАТРА В 20-30-е ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1121
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прохорова Людмила Дмитриевна

Рассматривается история возникновения театров рабочей молодежи в СССР в 20-30-е годы, их идеи, принципы, связь с современностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theaters of Working youth (TRAMs) in the history of soviet theater development in 20 s.- 30 s. years.

It is considered the history of appearance of working youth theatres in the UdSSR in 20 s.-30 s. years, their ideas, methods, connection with contemporaneity.

Текст научной работы на тему «ТЕАТРЫ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ (ТРАМы) В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО ТЕАТРА В 20-30-е ГОДЫ»

ной реальности в сагах преподносится колдовство, магические действия, прорицания и вещие сны, которые всегда сбываются.

Отдельные песни «Эдды» (к примеру, «Хавамал»), показывают нам простодушных, усердных крестьян эпохи древних германцев. Здесь мы можем наблюдать картину крестьянской жизни, которая сохранилась почти без изменений вплоть до Нового времени. Перед нами предстают умные, опытные, немного подозрительные люди, которые тяжелым трудом на малоплодородной земле добывают свой хлеб. Это не те люди, которые пренебрегают с потом перерабатывать то, что они добыли с кровью. Вспомним слова Тацита, который писал: «[Этих людей] легче убедишь вызывать на бой врага и получать раны, чем пахать землю и выжидать урожая; даже больше - они считают леностью и малодушием приобретать потом то, что можно добыть кровью» (Гл. XIV, «Германия»). Такими мы должны представлять себе германские племена, которые посредством далеких походов и непрекращающейся войны оказались оторванными от земельного надела предков, как это произошло и с живущими на Рейне народами эпохи Римской империи, и со странствующими племенами времени Великого переселения народов. Важно то, что крестьяне, когда того требовали обстоятельства, быстро возвращались к героическому прошлому своих предков и готовы были обороняться или наступать.

Рядом с «Эддой» и сагой поэзия скальдов выступает как важный источник для изучения северогерманской жизни в эпоху раннего Средневековья. Основная масса этих поэтических произведений подразделяется на два вида. Самые значимые и старинные - это хвалебные песни князьям. Они важны тем, что сообщают новости об исторических событиях в скандинавских странах эпохи раннего Средневековья. Более того, скальдическая поэзия содержит сведения об этике, нравственных традициях, царивших в древнегерманском обществе и определявших отношения между князем и его воинами. Здесь незыблемые моральные ценности, которые наложили отпечаток на аристократическую жизнь германских королевских дворов и сохранились в неизменности еще и в христианское Средневековье. Только с вторжением рыцарского идеала, распространившего из Франции по всей Европе, и соединившего древнегерманское мировоззрение с христианским ощущением жизни, незыблемый мир древних германцев канул в Лету. Тем, что и после столь существенного поворота мы имеем возможность глубоко заглянуть в сердце военного общества, мы должны быть благодарны скаль-дической поэзии.

К этрму же виду поэтического творчества относятся и многочисленные висы - отдельные строфы, произносившиеся исландцами в важные моменты их жизни. Чувства, которые в иных случаях германец выражал столь неохотно и мучительно, получили в этих строфах возможность выражения в строго связанной форме. Радость и страдание, злорадство и восхищение, любовь и ненависть предстают перед нами без всяких препятствий. Если хвалебные песни выражают заранее определенный круг чувств и взглядов, то эти строфы, напротив, освещают весь спектр душевных переживаний древних германцев.

Настолько богата и разнообразна древнегерманская литература, несмотря на все указанные ее ограничения, обусловленные временем создания и стилевыми особенностями этих произведений. На ее основе исследователь получает возможность проникнуть в сущность германского человека. Как образно замечает ученый из ФРГ Ян де Фрис: «Нужно предпринимать попытки ближе подойти к языческим предкам и узнать тайну их души зачастую из-за плотно сомкнутых губ. Неудивительно, если получившаяся картина будет полна пробелов и достаточно односторонняя; несмотря на это, мы должны повторять такие попытки. При этом мы убедимся, что наука посредством постоянно повторяемых исследований такого рода все вернее приближается к правдивому описанию характера древ-негерманского человека»10.

1 Vries, Jan de, Die geistige Welt der Germanen, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt, 1964. -S. 2

2 Гуревич А.Я. Купьтура Средневековья и историк конца XX в. // История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Под ред. С. Д. Серебряного. М.: Российск. гос.гуманит. ун-т, 1998. - С. 212.

3 Гуревич А.Я. Указ. соч. С. 212.

4 Kurze Geschichte der deutschen Literatur von einem Autorenkollektiv. Leitung u. Gesamtbearb. Kurt Boettcher u. Hans Jürgen Geerdts. -

5 Aufl. - Berlin: Volk u. Wissen, 1990. -S.19.

5 Vries, Jan de, Op. zit. S. 7

6 Vries, Jan de, Op. zit. S.9

7 Gerhard Fricke. Mathias Schreiber. Geschichte der deutschen Literatur. S. 10

8 Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибе-лунгах. Пер. с нем. М.: Изд-во иностр. лит., 1960. -С.351.

9 Стеблин-Каменский М.И. Мир саги: Становление литературы (Отв. ред. Д.С. Лихачёв) - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1984. -С.21.

10 Vries, Jan de, Op. zit. S.11

ФРИК Ольга Владимировна - аспирантка кафедры философии Омского государственного технического университета.

2 июня 1999 г.

% 5=

I I

5

0

£ за

а:

§

8

1

-V i

Л. Д. ПРОХОРОВА

УДК 008

ТЕАТРЫ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ (ТРАМы) В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО ТЕАТРА В 20-30-е ГОДЫ

РАССМАТРИВАЕТСЯ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕАТРОВ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ В СССР В20-30-е ГОДЫ, ИХ ИДЕИ, ПРИНЦИПЫ, СВЯЗЬ С СОВРЕМЕННОСТЬЮ.

20-е годы XX столетия отмечены богатым новаторством во всех сферах государственной и общественной жизни России, в том числе в области культуры. Прежде всего, нужно отметить, что впервые в нашей истории культуре отводилась заслуженная роль первого воспитателя подрастающего поколения, а сама проблема воспитания становилась одной из задач государственной политики.

Ярким примером использования в этих целях инициативы и активности молодежи стало возникновение в середине 20-х годов самодеятельных или полупрофессиональных театров рабочей молодежи - трамов. Вопросы их организации и развития стали предметом обсуждения на состоявшемся в июне 1928 года Всесоюзном

совещании по художественной работе среди молодежи. Выступая на совещании в защиту трамов, И.И. Чичеров, представитель ЦК ВЛКСМ в Главискусстве, отмечал: «Молодежь не может только смотреть, только наблюдать... Процесс восприятия у молодежи соединяется со стремлением к активному творческому участию в искусстве... Кто этого не понимает, тот ничего не понимает в культурной работе среди молодежи».1 Однако И.И. Чичеров ставил перед трамами задачу гораздо шире. Он считал, что с их помощью можно сформировать отряд культурных массовиков, организаторов досуга, отдыха и художественного воспитания молодежи.

Поддержав инициативу трамов, совещание постави-

»

а:

0

з

1

2

§

а

3

со сч

а

0

3

3

1

s

Си

I

§

с. со

О СМ

оса

£ е-

г

е

0

8

Ь) 05

8

1 §

го

г

аг £ е

о а; «з

§ §

ао ч

г

§

В

ло вопрос об укреплении их материальной базы и формировании бюджета за счет средств местных управлений зрелищными предприятиями (УЗП) и профсоюзных организаций. Кроме того, Главискусством РСФСР в 1929 году на развитие ТРАМов было отпущено дополнительно 18 тысяч рублей.2 Сумма сама по себе мизерная, но стимулировать деятельность трамов она все же позволяла. Дотации центра шли по двум направлениям: 1) укрепление материальной базы трамов, существовавших не менее двух лет (например, Ленинградскому - 5 тысяч рублей, Иваново-Вознесенскому - 4 тысячи рублей, Замоскворецкому - 2,5 тысячи рублей)3; 2) поощрение молодых коллективов, уже успевших развернуть большую воспитательную работу.

С учетом роста числа ТРАМов в стране при ЦК ВЛКСМ был создан Центральный Совет трамов, координирующий всю их деятельность. В итоге к началу 1932 года в стране насчитывалось уже 20 трамов краевого значения, 116 городских и 203 трам-ядра отраслевого типа на производствах. В целом движение объединяло до 16 тысяч представителей рабочей молодежи.'1 Возраст участников определялся Уставом трама от 16 до 23 лет.5

Помимо главной цели - приобщение молодежи к театральному искусству - у трама были, если можно так сказать, свои внутренние задачи: забота о воспитании и развитии членов самого коллектива. Так Уставом трама предусматривалось создание особого Исполбюро, которое должно было обеспечивать трамовцев различными периодическими изданиями, организовывать посещения ими театров, кино, экскурсий, диспутов, музеев и выставок. Можно усмотреть в этом проявление «заорганизо-ванности», подчас характерной для советского времени, но почему бы не допустить искреннего стремления молодежи к знаниям и самосовершенствованию?

С весны 1928 года трам существовал и на территории Западной Сибири. Его появление свидетельствовало о значительном росте инициативы сибирской молодежи, усилении ее тяги к искусству, к творчеству. Вновь организованный театр находился под руководством Новосибирского окружкома комсомола. 58 % состава театра были рабочие с производства, 42% - учащиеся и служащие.6

Руководство края всячески стремилось поддержать молодежь средствами. Трам был включен в смету краевых органов народного образования. Уже весной 1929 года он получил 4400 рублей от крайоно и 3725 рублей от окроно, что составило 62,5% всей причитающейся ему на год дотации.7 Это позволило новосибирцам развернуть активную деятельность своего театра, и он прочно занял место рядом с такими известными трамами страны, как Ленинградский, Московский, Пермский, Ростовский и Харьковский.

Представляется любопытным обратить внимание на репертуар трамов. В начале их существования, когда в советской драматургии практически не было пьес о жизни молодежи, они создавались силами каждого коллектива на местные сюжеты, поэтому были близкими и понятными молодому зрителю. Но часто использовался опыт центральных трамов - Ленинградского и Московского.

Большую помощь в развитии трамдраматургии оказывала центральная печать, периодически освещавшая на своих страницах все премьеры молодых коллективов. Так, например, высокая оценка была дана в газете «Правда» постановке Ленинградского трама «Дружная горка». «Этот спектакль, - отмечала газета, - носит в себе элементы новой театральной формы, той формы, в которую наилучшим образом должна вложиться наша современная тематика».8 В то же время «Правда» критиковала тра-мы за их пренебрежение к мастерству, школе и театральной учебе. Указывая на специфические особенности агитации средствами театрального искусства, газета подчеркивала, что именно эта специфика заставляет держать курс на воспитание и обучение квалифицированных режиссеров, постановщиков, актеров, художников и музыкантов. Так постепенно формировалась собственно тра-мовская драматургия. Однако, отсутствие подготовленных писательских кадров значительно отражалось на качестве репертуара. Еще одним существенным недостат-

ком трамов было негативное отношение к классическому наследию, что являлось явным следствие и влияния на молодое движение идей Пролеткульта. Так, А. Пиотровский, один из организаторов и теоретиков трамов, заявлял: «Не будем тратить много слов Ни постановку ббль-ших пьес, эти постановки заклеймены историей как вредные сточки зрения клубной политики и педагогики».9 Этот отказ от классического наследия и полноценной драматургии, а также боязнь «попасть под влияние профессионального театра» нашли отражение в резолюции I тра-мовской конференции по докладу о трчмрепертуаре, где открыто запрещалось трамам пользоваться пьесами классического репертуара, также пьесами, написанными для профтеатров.10

Провозглашая себя художественным агитпропом комсомола, трам стремился отразить в своих постановках все наиболее злободневные проблемы современности, однако, качество пьес и само исполнение было далеко от художественного совершенства. Часто они носили полуимпровизационный характер, напоминая, скорее, инсценировку газетной статьи рабкора, нежели театральную постановку.

С развитием советской драматургии популярность трамов стала значительно снижаться. Все острее ощущались их недостатки. После опубликования постановления ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932 г.) в ЦК ВЛКСМ был рассмотрен вопрос о целесообразности коречной перестройки и трамовского движения, не сумевшего преодолеть свой низкий художественный уровень. Вскоре Московский, Ленинградский, Свердловский, Куйбышевский трамы определились как профессиональные тэатры и были преобразованы в театры имени Ленинского комсомола. Остальные, в том числе и Новосибирский, оформились как самодеятельные коллективы и были переданы в ведение профсоюзов.

Несмотря на ряд противоречий и недостатков трамовского движения, оно сыграло немалую роль в художественном воспитании молодежи, сделав ее не только зрителем, но и активным участником театра. Введение им в практику метода коллективного творчества в процессе создания спектакля, использование актуальных тем были учтены в последствии в работе ряда отечественных и зарубежных режиссеров. Так болгарский режиссер Боян Дановский, внимательно следивший за развитием театра в нашей стране, организовал в 1932 году по типу трама агитационный молодежный коллектив «Народная сцена» в Софии. Трамы оказали значительное влияние на немецкие агитпропколлективы «Красный рупор», «Колонна Лингс» и другие. В 30-е годы появился американский рабочий театр, определивший для себя лозунг «Театр - это оружие». В наше время уже многие годы большой популярностью пользуется Московский театр на Таганке, плодотворная деятельность которого основана на трех трамовских принципах: крепко спаянный коллектив, оригинальный репертуар, свой зритель. Преемниками трамов также по праву можно считать студенческие театры эстрадных миниатюр (СТЭМы), появившиеся в стране в 50-е годы и активно действующие в наши дни.

Таким образом, несмотря на недостатки, идеи и принципы трамов являются основополагающими в деятельности многих современных молодежных театральных коллективов, как самодеятельных, так и профессиональных.

1 За ТРАМ. Теакинопечать, 1929. С. 14-15.

2 РГАЛИ. Ф. 2385. Оп. 1 .Д. 111. Л. 3.

3 Там же.

4 РГАЛИ. Ф. 2723. Оп. 1. Д. 423. Л. 2.

5 РГАЛИ. Ф. 2385. Оп 1. Д. 111. Л. 8.

6 ЦЦНИНО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 2338. Л. 115.

7 ЦЦНИНО. Ф. 188. Оп. 1. Д. 911. Л. 27.

9 Правда, 1929. 23 июня.

9 РГАЛИ. Ф. 2723. Оп. 1. Д. 503. Л. 8.

10 РГАЛИ. Ф. 2723. Оп. 1. Д. 419. Л. 36.

ПРОХОРОВА Людмила Дмитриевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.