Научная статья на тему 'Художественное воплощение функций бога Орла из произведений К. Кастанеды в романах В. Пелевина «Бэтман Аполло» и «Snuff»'

Художественное воплощение функций бога Орла из произведений К. Кастанеды в романах В. Пелевина «Бэтман Аполло» и «Snuff» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
619
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЛОС КАСТАНЕДА / ВИКТОР ПЕЛЕВИН / SNUFF / БЭТМАН АПОЛЛО / ОРЕЛ / CARLOS CASTANEDA / VICTOR PELEVIN / BATMAN APOLLO / THE EAGLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Любарский Р.В.

Воздействие идей Карлоса Кастанеды на творчество Виктора Пелевина является актуальной проблемой современной литературы. В статье представлен анализ творчества Карлоса Кастанеды и произведений Виктора Пелевина, исследовано понятие «осознание», которому отводится ведущая роль в книгах Карлоса Кастанеды. При исследовании романов Виктора Пелевина «Бэтман Аполло» и «SNUFF» были выявлены боги, в частности, Великий Вампир и Маниту, на основе сближения их функциональных особенностей с богом Орлом Карлоса Кастанеды. Сделан вывод о том, что бог Орел из книг Карлоса Кастанеды художественно реализовался в романах Виктора Пелевина «SNUFF» и «Бэтман Аполло» в качестве божественного существа, регулирующего жизнедеятельность субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC EMBODIMENT OF THE FUNCTIONS OF THE EAGLE GOD FROM C.CASTANEDA'S WORKS IN V.PELEVIN'S BOOKS «BATMAN APOLLO» AND «SNUFF»

The impact of the ideas of Carlos Castaneda on the work of Viktor Pelevin is an actual problem of modern literature. The article presents the analysis of the works of Carlos Castaneda and works of Viktor Pelevin, investigates the concept of “awareness”, which plays a leading role in the books of Carlos Castaneda. In the study of the novels of Victor Pelevin “Batman Apollo” and “SNUFF” were identified with the gods, in particular, the Great Vampire and Manitou, on the basis of the convergence of their features with God Eagle from Carlos Castaneda. It is concluded that the holder of certain functional characteristics of God the Eagle from the books of Carlos Castaneda realized in the novels of Victor PelevinSNUFF” and “Batman Apollo” as the divine beings that govern the activity of their subordinate entities.

Текст научной работы на тему «Художественное воплощение функций бога Орла из произведений К. Кастанеды в романах В. Пелевина «Бэтман Аполло» и «Snuff»»

УДК 82 - 312.1 ЛЮБАРСКИЙ Р.В.

аспирант, кафедра русской, зарубежной литературы и массовых коммуникаций, Брянский государственный университет

E-mail: ludmila12a@rambler.ru

UDC 82 - 312.1 LUBARSKY R.V.

Postgraduate, Department of Russian, foreign literature and mass communications, Bryansk State University E-mail: ludmila12a@rambler.ru

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ФУНКЦИЙ БОГА ОРЛА ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ К. КАСТАНЕДЫ В РОМАНАХ В. ПЕЛЕВИНА «БЭТМАН АПОЛЛО» И «SNUFF»

ARTISTIC EMBODIMENT OF THE FUNCTIONS OF THE EAGLE GOD FROM C.CASTANEDA'S WORKS IN V.PELEVIN'S BOOKS «BATMAN APOLLO» AND «SNUFF»

Воздействие идей Карлоса Кастанеды на творчество Виктора Пелевина является актуальной проблемой современной литературы. В статье представлен анализ творчества Карлоса Кастанеды и произведений Виктора Пелевина, исследовано понятие «осознание», которому отводится ведущая роль в книгах Карлоса Кастанеды. При исследовании романов Виктора Пелевина «Бэтман Аполло» и «SNUFF» были выявлены боги, в частности, Великий Вампир и Маниту, на основе сближения их функциональных особенностей с богом Орлом Карлоса Кастанеды. Сделан вывод о том, что бог Орел из книг Карлоса Кастанеды художественно реализовался в романах Виктора Пелевина «SNUFF» и «Бэтман Аполло» в качестве божественного существа, регулирующего жизнедеятельность субъектов.

Ключевые слова: Карлос Кастанеда, Виктор Пелевин, SNUFF, Бэтман Аполло, Орел.

The impact of the ideas of Carlos Castañeda on the work of Viktor Pelevin is an actual problem of modern literature. The article presents the analysis of the works of Carlos Castaneda and works of Viktor Pelevin, investigates the concept of "awareness", which plays a leading role in the books of Carlos Castaneda. In the study of the novels of Victor Pelevin "Batman Apollo" and "SNUFF" were identified with the gods, in particular, the Great Vampire and Manitou, on the basis of the convergence of their features with God Eagle from Carlos Castaneda. It is concluded that the holder of certain functional characteristics of God the Eagle from the books of Carlos Castaneda realized in the novels of Victor Pelevin "SNUFF" and "Batman Apollo" as the divine beings that govern the activity of their subordinate entities.

Keywords: Carlos Castaneda, Victor Pelevin, SNUFF, Batman Apollo, The Eagle.

Одной из главных особенностей творчества Карлоса Кастанеды является регулирование жизни человека знания посредством божественного вмешательства. Центральные субъекты повествования автора - люди знания (по-другому: видящие, воины) превосходят обыкновенного человека ввиду наличия определенных сверхъестественных способностей. К данной категории людей Кастанеда относит своих учителей дона Хуана и дона Хенаро. Отличительной особенностью дона Хуана и дона Хенаро от обычных людей является владение искусствами осознания, сталкинга и намерения. В предисловии к роману «Огонь изнутри» автор пишет: «Они [дон Хуан и дон Хенаро] вовсе не обучали меня магии, но передавали мне учение совершенного владения тремя аспектами древнего знания, которыми обладали сами. Осознание, сталкинг и намерение - так называются эти три аспекта. Сами же дон Хуан, дон Хенаро и их помощники не были магами. Они именовали себя видящими» [2, с. 8]. Искусство осознания является основной отличительной чертой видящего от обыкновенных людей, позволяющей сдвигать точку сборки в конкретные позиции, что ведет за собой переход в новый

мир. Карлос Кастанеда поясняет: «Согласно рекомендациям новых видящих, обучение искусству овладения осознанием должно быть двойственным. Обучение правосторонней части осознания преследует две цели: обучение образу жизни воина и нарушение фиксации точки сборки в ее исходной позиции. Учение для левой стороны дается ученику, когда он находится в состоянии повышенного осознания. Целей, которые оно преследует, - тоже две: сдвинуть точку сборки в максимально возможное для данного ученика количество позиций...» [2, с. 169]. Точка сборки представляет собой элемент внутренней составляющей видящего, движение которой обуславливает ее присутствие на одной из энергетических линий Вселенной - эманаций, что в аллегоричной форме говорит о нахождении человека знания в одной из множества реальностей. В главе «Сдвиг вниз» книги «Огонь Изнутри» дон Хуан говорит о функции точки сборки собирать миры, соотнося их с понятием «эманации»: «Итак, человек имеет точку сборки...точка сборки определенным образом выстраивает эманации, подлежащие восприятию. Шла речь также о том, что точка эта сдвигается из своего фик-

© Любарский Р.В. © Lubarsky R.V

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

сированного положения. А теперь последняя истина: преодолевая в своем перемещении определенный предел, точка сборки способна собирать миры, совершенно отличные от того, который нам известен» [2, с. 144]. Состояние повышенного осознания обуславливает переход видящего в новый мир с помощью сдвига точки сборки, который реален так же, как и повседневный. В главе «Путешествие в теле сновидения» книги «Огонь Изнутри» находим: «Устойчивость мира не мираж, -продолжал он. - Сдвигая точку сборки, видящий встречается не с иллюзией, а с другим миром, который столь реален,как мир нашей повседневной жизни. Однако новая сборки, породившая этот новый мир, - такая же иллюзия, как и прежняя ее фиксация. Сейчас, к примеру, ты находишься в состоянии повышенного осознания. Все, что ты способен сделать в этом состоянии, не иллюзия, а такие же реальные вещи, как и тот мир, с которым ты встретишься завтра в своей обычной жизни» [2, с. 274]. Осознание вбирает не только представление человека знания о Вселенной как наслоении множества действительностей, но и понимание объектов и субъектов в качестве сакральной сущности, представленной в виде светящегося кокона. Это достигается характерной возможностью видящего управлять собственным осознанием: «... восприятие - это настройка. Восприятие имеет место при условии, когда эманации внутри кокона настроены на соответствующие им внешние эманации. Настройка - вот то, что позволяет любому живому существу культивировать его осознание. Это утверждение видящих основано на том, что они видят любое живое существо в его истинном облике - в виде пузыря белесого цвета» [2, с. 60]. Наличие систематического присутствия внутренней сути вещи в сознании индивида способствует образованию конкретного мира по составным частям. Осознание соотносится Кастанедой со светящейся оболочкой человека знания, что свидетельствует о главенствующей роли данного процесса в формировании природы видящего как такового. Осознание - важный составной элемент человека знания, наделяющий его способностью переходить из одного мира в другой, которая превосходит знания и умения обыкновенного человека. Дон Хуан делает данную процедуру неотъемлемой частью внутренней сущности человека знания: «Я уже говорил тебе как-то о том, что древние видящие были непревзойденными мастерами по части управления осознанием. А теперь я могу добавить: их мастерство заключалось в умении манипулировать структурой человеческого кокона. Я уже говорил, что они раскрыли тайну осознания. Они увидели и поняли, что осознание есть определенного рода свечение в коконе живого существа» [2, с. 61]. Карлос Кастанеда делает осознание накопительной функцией человека знания, суть которой осуществляется на протяжении всей его жизни. Светимость осознания ни что иное как энергия, наибольшее количество которой способствует освоению огромного количества миров. Дон Хуан рассказывает Карлосу Кастанеде о выводе, к которому пришли древние видящие: «Он объяснил, что одним из наиболее

драматических откровений, оставленных нам в наследство древними видящими, было их открытие причины бытия всех существ, обладающих способностью воспринимать. Все они существуют для того, чтобы накапливать осознание «.».когда древние видящие утверждали, что смысл жизни состоит в накоплении и развитии осознания, - продолжал дон Хуан, - речь шла не о вере и не о логическом умозаключении. Они это увидели» [2, с. 48, 49].

Карлос Кастанеда вводит в свои произведения Орла, позиционируемого в качестве бога, регулирующего жизнь и смерть человека знания. Автор связывает цикл рождения и смерти видящего с осознанием. При появлении индивида на свет Орел наделяет его осознанием, которое является квинтэссенцией функций и свойств человека знания. В книге «Огонь Изнутри» Кастанеда пишет: «Дон Хуан сказал, что древние видящие смогли увидеть невообразимую Силу, являющуюся источником бытия всех существ.Эту Силу древние видящие назвали Орлом, поскольку те немногие взгляды мельком, которые позволили им увидеть эту Силу, создали у них впечатление, что она напоминает нечто похожее на бесконечно огромного черно-белого орла. Они увидели, что именно Орел наделяет осознанием. Он создает живые существа таким образом, чтобы они в процессе жизни могли обогащать осознание, полученное от него вместе с жизнью» [2, с. 49]. Орел осуществляет дарование видящим осознания, тем самым обеспечивая их существованием определенного характера, заключающегося в познании и создании многообразия реальностей. Орел представлен огромной энергетической субстанцией, вбирающей в себя осознание, составляющее светящийся кокон воина. Тем самым, Орел является вместилищем функциональных особенностей воина и их непосредственным источником. Осознание является энергией в чистом виде, суть которого создавать мир в виде взаимодополняющих друг друга энергетических элементов. Неслучайно дон Хуан поясняет: «Ты не способен воочию убедиться в том, что все объекты этого мира - лишь поля энергии, - пояснил он. - Как и любой обычный человек. Если бы ты умел их видеть, ты был бы видящим, и в этом случае ты сам мог бы объяснить все, что касается осознания «...» Видящие утверждают, что мир объектов существует лишь постольку, поскольку таким его делает наше осознание. В реальности же есть лишь эманации Орла - текучие, вечно меняющиеся, и в то же время неизменные, вечные» [2, с. 47]. Именование составных частей мира энергетическими субстанциями и подчинение их процессу понимания сути вещей видящим делает осознание производящей все сущее энергией. Орел представляет собой цельную энергетическую массу, раздающую свои составные части людям знания. В случае смерти человека знания Орел отбирает дарованное им осознание, которое он впоследствии поглощает. В книге «Дар Орла» находим: «Орел пожирает осознание всех существ, живших на земле мгновение назад, а сейчас мертвых, прилетевших к клюву Орла, как бесконечный поток мотыльков,

летящих на огонь, чтобы встретить своего Хозяина и Причину того, что они жили. Орел разрывает эти маленькие осколки пламени, раскладывая их, как скорняк шкурки, а затем съедает, потому что осознание является пищей Орла» [1, с. 157, 158]. Осознание является универсальным элементом, делающим обыкновенного человека видящим. Наделение данным процессом не зависит от изначальных индивидуально - личностных качеств людей. Человеческая оболочка выступает лишь в качестве носителя функций и свойств воина, дарованных Орлом. Неслучайно Карлос Кастанеда говорит об идентичности всех людей в представлении Орла: «Орел - Сила, правящая судьбой живых существ, - видит всех этих существ сразу и совершенно одинаково. Поэтому у человека нет никакого способа разжалобить Орла, просить у него милости или надеяться на снисходительность. Человеческая часть Орла слишком мала и незначительна, чтобы затронуть целое» [1, с. 158]. Осознание после смерти видящего переходит к Орлу, после чего даруется какой-либо человеческой оболочке. Таким образом, осуществляется постоянно повторяющийся циклический процесс рождения и смерти человека знания, связанный с наличием или отсутствием осознания. Исходя из этого, Орел выступает в виде бога, обеспечивающего многократный переход квинтэссенции видящего из одного человеческого облика в другой посредством регулирования повторяющегося неоднократно процесса рождения и смерти.

В романе Виктора Пелевина «Бэтман Аполло» автор именует превосходящую людей расу вампирами или сверхлюдьми. Преимущество вампиров заключается в возможности достижения ими высшего звания «undead», что позволяет осуществлять переход в лимбо. Пелевин поясняет:

- Ты принимаешь посвящение в undead, - сказал Энлиль Маратович.

- Что это такое? - спросил я тем же дурным голосом.

- Undead - высшая каста среди вампиров. Те, кто способен по своей воле входить в лимбо [3, с. 45].

Лимбо является новой реальностью, в которую в состоянии сна перемещается вампир, способствуя при этом ее созданию. Лимбо - сознание какого - либо субъекта, где по воле сверхчеловека происходит воссоздание различных воспоминаний. Персонаж романа, учитель Улл раскрывает данное определение в метафорической форме: «Лимбо - это темный фоточулан, где хранится немыслимое число негативов. «...» Витражи, негативы - просто сравнение. На самом деле это сложнейшие информационные коды, указывающие свету, каким стать и как меняться. Мы называем их анимограммами. Это и есть души в загробии. Мертвые души. То есть подробнейшие отпечатки бывших живых душ. Чертежи, по которым их можно на время воссоздать. Они хранятся в памяти Великого Вампира. «. » Хранящиеся там ани-мограммы могут возвращаться к жизни по воле внешнего наблюдателя» [3, с. 96]. Отдельная реальность может быть представлена сознанием бога Великого Вампира,

воспоминания - анимограммы которого оживают с помощью сверхчеловека. Эти воспоминания обуславливают создание конкретной действительности посредством простимулированной желанием вампира мыслительной операции. Виктор Пелевин вводит понятие «язык» или «магический червь», который является источником желания вампира, связанного с воссозданием анимо-грамм. В предисловии к роману Пелевин дает данному понятию специфическое растолкование: «В самом центре его [вампира] черепа живет так называемый «язык» - древняя сущность высшей природы, находящаяся в симбиозе с его мозгом. Интенция магического червя обычно ощущается нами как наше собственное желание» [3, с. 8]. «Язык» или «магический червь» является сакральной составляющей каждого вампира и наделяет его свойственными высшему существу возможностями. К ним относится желание сверхчеловека, направленное на осуществление конструирования действительности с помощью помещения туда разнообразных воспоминаний. Таким образом, в романе «Бэтман Аполло» происходит наделение введенного Пелевиным понятия «магический червь» специфическими особенностями осознания из книг Карлоса Кастанеды. Специфика осознания Карлоса Кастанеды находит воплощение в переходе магического червя от одного человеческого тела к другому. Пелевин пишет: «Вампир по своей природе является двойным существом, подобием всадника, едущего на лошади. «...» Сравнение с всадником и лошадью очень точное: магический червь переходит из одного человеческого тела в другое и практически бессмертен. Поэтому в некотором смысле бессмертен и вампир - меняются только его человеческие оболочки» [3, с.8]. Человеческое тело выполняет роль безликого вместилища для сущности каждого вампира. Кастанедовский Орел находит отражение в упоминаемом Виктором Пелевиным боге Великом Вампире. Великий Вампир позиционируется в качестве высшего единоличного создания, от которого зависит все сущее в мире. Главный герой «Бэтман Аполло» Рама в диалоге с Энлилем Муратовичем узнает род деятельности Великого Вампира:

- Что это за Великий Вампир?

- Мы так называем Бога, - сказал Энлиль Маратович и очаровательно улыбнулся» [3, с. 220].

Подобно Орлу, бог вампиров представлен энергетическим потоком, описанным автором в виде белого света. Энлиль Муратович раскрывает облик Великого Вампира, рассуждая о дальнейшей судьбе умершего вампира Салавата Авессаломовича: «Когда на него вновь посмотрит Великий Вампир, а рано или поздно он смотрит на все в лимбо, Салават Авессаломович сможет выдержать его взгляд, потому что в этой точке он находится в полной гармонии и с собой, и с Великим Вампиром. Яркий белый свет не сотрет его, как произошло бы без перемотки, а пробудит в нем семя новой жизни» [3, с. 220]. Великий Вампир выступает в роли субстанции, регулирующей перерождение каждого сверхчеловека. Бог вампиров поддерживает систему

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

мироздания так, что сверхчеловек после смерти своей человеческой оболочки переходит в другую, тем самым обеспечивая себе бессмертие. Процесс перерождения зависит от взгляда Великого вампира, посредством которого происходит визуализация и проецирование объектов и субъектов какого-либо мира. Исходя из этого, смерть вампира ознаменована отсутствием сосредоточенности внимания на нем бога, вследствие чего сверхчеловек предстает перед воскрешающим взором высшего создания. Энлиль Муратович раскрывает механизм регулирования перерождений Великим Вампиром: «Перерождение похоже на новый росток, который появляется из попавшего в подходящую среду семени. Теперь Салават Авессаломович именно в такой среде. Как вам уже сказали, взгляд Великого Вампира не уничтожит его, а позволит вернуться к жизни в новой форме. Новая жизнь будет благополучной и счастливой» [3, с. 220]. Великий вампир играет важную роль в жизни сверхлюдей, состоящую в управлении процесса перерождения каждого из них. Перерождение вампира ни что иное как регулированный богом процесс перехода «магического червя» из одного тела в другое.

В романе Виктора Пелевина «SNUFF» представлен бог Маниту, с помощью которого видеохудожники создают реальность через видеоролики-снафы, что противопоставляет их не имеющим определенных способностей оркам. Пелевин передает слова смотрительницы храма древних фильмов Алены - Либертины, говорящей о том, что видеооператорская работа и Маниту неотделимы от создания реальности: «Мы создаем мир, проецируя их вовне. Снафы - это семена мира, угодные Маниту... А на физическом плане они растворяются во Вселенной, когда Свет Маниту, пройдя сквозь храмовый целлулоид, превращает чертеж в реальность. В точке, где будущее смыкается с прошлым, мы, люди, становимся орудием Маниту» [4 с. 389]. Видеохудожник Дамилола кодифицирует реальность в виде помещенного на мониторе или на ином носителе видеофайла, являющегося снафом, после чего он отправляется в храм древних фильмов, где, благодаря свету Маниту, действительность обретает полноценное существование. Снафы -это определенные части Маниту, дарованные людям для конструирования мира в виде информационной кодификации. Однако, находящаяся на них действительность не может существовать полноценно, так как ее нахождение возможно лишь в неразрывном единстве с источником сооружения миров - Маниту. Маниту представляет собой божественную всеобъемлющую энергию, внутри которой происходит образование разнообразных миров. Виктор Пелевин называет данную энергетическую субстанцию «светом Маниту». Частица света Маниту проходит сквозь камеру и монитор Дамилолы, проецируя изображение новой созданной видеохудожником реальности. Тем самым, автор делает снаф неотделимым от света бога. Виктор Пелевин повествует о том, что люди являются «орудием Маниту». Маниту через человека посредством части своей энергии управляет и создает различные модели мироздания. Таким образом,

данный бог делает человека-видеохудожника всемогущим исполнителем собственной воли, отличающегося по возможностям от орка, предоставляя ему элемент собственного свечения. Виктор Пелевин описывает специфику работы Дамилолы как оператора новостных роликов, в ходе которой снятые им видеоматериалы становятся частью «Света Вселенной», а значит частью «света Маниту», исходя из тождественности данных определений в произведении «SNUFF». Автор упоминает: «То, что попадает в новостные ролики, должно действительно произойти на физическом плане и стать частью Света Вселенной» [4, с. 24]. По мнению Пелевина, пленка «Хеннелоры» - камеры Дамилолы является хранительницей части «света Маниту», благодаря которому происходит конструирование мира. В «SNUFF» сказано: «Пленка должна быть горючей. А почему требуется сохранить живой отпечаток света, объясняют при посвящении в Мистерии.» [4, с. 24].

В «SNUFF» происходит сближение функций бога Маниту с ролью божества Орла из книги Карлоса Кастанеды «Дар Орла» и «Огонь Изнутри», управляющего видящими посредством элемента собственной энергии - осознания. Алена - Либерина в романе Пелевина «SNUFF» рассказывает о жертвах воинов во имя подпитки бога Маниту их кровью. При этом, в разговоре с одним из главных героев Грымом она делает понятия «Маниту» и «Небо» синонимичными на основе сакрально - божественного значения: «Мы раз за разом зачинаем Вселенную в любовном объятии наших храмовых актеров, и одновременно питаем Небо добываемой при этом кровью воинов. То, что выглядит как наша жертва Ему, в высшей реальности есть Его дар нам. Воины не умирают во время игры в Цирке. Они оживают. Маниту начинает отбирать причитающуюся ему кровь через массовые убийства.» [4, с. 389]. Виктор Пелевин показывает читателям схему кастане-довской системы миропонимания, по которой Маниту преподносит воину дар в виде частицы собственного света, после чего забирает его вместе с жизнью человека. Однако, воины становятся живыми вновь, так как свет Маниту поселяется в их телесной оболочке, чтобы дать воинам новую жизнь, отличную от предыдущей. Подобная система мироздания сближается с круговоротом энергии - осознания между людьми знания и Орлом на протяжении произведения Карлоса Кастанеды «Дар Орла». Осознание видящего превращается в бабочку/мотылька, после чего собственной жизнью питает Орла, которая впоследствии будет являться божественным даром другому воину. Однако, жизнь воина в романе Виктора Пелевина «SNUFF» с помощью света Маниту имеет место быть также внутри определенного снафа. После смерти людей - воинов энергетические эманации Маниту сохраняют их существование как зашифрованной информации внутри конкретного электронного носителя, после чего передавая свой дар в виде света другому получившему новую жизнь человеку. Таким образом, в романе «SNUFF» присутствует модель создания действительности с помощью даро-

ванной богом способности создавать действительность с помощью света, а также бесконечный цикл рождения и смерти в пределах конкретного пространства. В романах Виктора Пелевина «SNUFF» и «Бэтман Аполло» происходит заимствование концепции осознания из книг Карлоса Кастанеда как средства создания миров, реализованных в виде «света» и «магического червя». В свою очередь, Пелевин обращается к описанному у

Кастанеды процессу перехода квинтэссенции индивида из одной оболочки в другую, благодаря чему осуществляется приобретение им бессмертия. Таким образом, в произведениях русской постмодернистской литературы возможно сближение функциональных особенностей бога с Орлом из книг Карлоса Кастанеды. Данное отождествление основано на управлении богом жизнью и судьбой существ определенного вида.

Библиографический список

1. Кастанеда К. Дар Орла. Перев. с англ. М.: ООО Издательство «София». 2013. 288 с.

2. Кастанеда К. Огонь Изнутри. Перев. с англ. М.: ООО Издательство «София».2014. 288 с.

3. Пелевин В. Бэтман Аполло. М.: Эксмо. 2013. 512 с.

4. Пелевин В. SNUFF. М.: Эксмо.2012. 480 с.

References

1. Castaneda C. The Eagle's Gift. Pens. from English. M.: OOO Publishing house "Sofia".2013. 288 p.

2. Castaneda C. The Fire From Within. Pens. from English. M.: OOO Publishing house "Sofia".2014. 288 p.

3. Pelevin V. Batman Apollo. M.: Eksmo. 2013. 512 p.

4. Pelevin V. SNUFF. M.: Eksmo. 2012. 480 p

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.