Научная статья на тему 'Художественное своеобразие новеллы Т. Гарди «Сухая рука»'

Художественное своеобразие новеллы Т. Гарди «Сухая рука» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
621
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ВИКТОРИАНСКИЙ РАССКАЗ / СТРУКТУРА СЮЖЕТА / ЭЛЕМЕНТЫ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОГО / РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА / СПОСОБ ОПИСАНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Еремкина Наталья Ивановна

Статья посвящена исследованию художественного своеобразия малой прозы Т. Гарди. В статье выявляется специфика синтеза реалистической эстетики и элементов сверхъестественного в новелле «Сухая рука». Автор пытается показать органичность такого синтеза для сюжетно-композиционной организации новеллы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARTISTIC PECULIARITY OF T. HARDY'S «THE WITHERED ARM»

The article is devoted to the analysis of the artistic peculiarity of Thomas Hardy's short fiction. Here it is revealed the specific features of the synthesis of realistic aesthetics and supernatural elements in T. Hardy's "The Withered Arm". The article describes the influence of this synthesis on the plot structure.

Текст научной работы на тему «Художественное своеобразие новеллы Т. Гарди «Сухая рука»»

Н.И. ЕРЕМКИНА

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ НОВЕЛЛЫ Т. ГАРДИ «СУХАЯ РУКА»

Ключевые слова: готическая литература, викторианский рассказ, структура сюжета, элементы сверхъестественного, реалистическая эстетика, способ описания.

Статья посвящена исследованию художественного своеобразия малой прозы Т. Гарди. В статье выявляется специфика синтеза реалистической эстетики и элементов сверхъестественного в новелле «Сухая рука». Автор пытается показать органичность такого синтеза для сюжетнокомпозиционной организации новеллы.

N.I. YEROMKINA

THE ARTISTIC PECULIARITY OF T. HARDY'S «THE WITHERED ARM»

The article is devoted to the analysis of the artistic peculiarity of Thomas Hardy's short fiction. Here it is revealed the specific features of the synthesis of realistic aesthetics and supernatural elements in T. Hardy's "The Withered Arm". The article describes the influence of this synthesis on the plot structure.

Томас Гарди по праву завоевал славу своими произведениями. По мнению М.В. Урнова, «Томас Гарди принадлежит к числу тех выдающихся писателей Англии, кем был начат и проторен новый период ее литературного развития ... Без Томаса Гарди невозможно представить и уяснить в полноте процесс литературного развития и духовной жизни Англии важной и недалекой от нас поры» [2, с. 282]. Писатель был известен не только романами, он неоднократно обращался к малому жанру, который имел успех в последние десятилетия XIX в. Английский литературовед У. Аллен называет Т. Гарди «одним из великолепных мастеров «short story» [4, с. 13]. Писатель в своих произведениях опирался на случаи из реальной жизни, ставшие основой его сюжетов, и на протяжении всего творчества его взгляды на художественную литературу оставались твердыми. Но факты не являлись главным интересом Т. Гарди. Исследователь малой прозы Х. Орел говорит, что «важным для писателя было передать информацию о реальных событиях, сохраняя традиционную для сельских жителей форму повествования из уст в уста, в которой всегда существовала тяга к невероятному и сверхъестественному» [8, с. 105]. Действительно, Т. Гарди часто озадачивает читателя благодаря своей способности создавать невероятное из обыкновенного и приспосабливать обычное к вечному и универсальному. Сам писатель замечал: «Мы, рассказчики - все «матросы», и никто из нас не сможет привлечь внимание публики, пока не предложит что-то более необычное, чем обычный случай об обычном мужчине или женщине» [6, с. 252].

Новелла «Сухая рука» позволяет автору не только показать реальный мир, но и представить читателю свой мир фантазий. Данное произведение, без сомнения, является одной из самых поразительных и сильных работ Т. Гарди, которую больше всего комментируют его слова о том, что «. рассказ должен быть необычным, чтобы его стоило рассказать» [7, с. 374].

Сюжет носит драматический характер. Главная героиня, доильщица на ферме в Холмстоке, Рода Брук, была покинута владельцем этой фермы, мистером Лоджем. От этой связи у нее остался двенадцатилетний сын. Однажды мистер Лодж привез в свое имение молодую жену, Гертруду. После приезда молодых, Рода увидела странный сон: «.молодая жена Лоджа. в платье из серебристого шелка и белой шляпке, но ужасно подурневшая и сморщенная, как старуха, сидит у нее на груди. ночная гостья, издеваясь, протянула вперед левую руку. так, что обручальное кольцо на ее пальце сверкнуло прямо в глаза Роде. Задыхаясь, Рода последним отчаянным усилием впилась пальцами в эту назойливо мелькавшую перед нею руку и, отшвырнув женщину на пол, с подавленным криком вскочила с постели» [1, с. 33]. Позже на руке Гертруды вдруг появились странные пятна, словно от следов чьих-то пальцев, которые грубо стискивали

руку в этом месте. Вскоре рука начала сохнуть. Ничто не могло помочь Гертруде. Колдун Трендл посоветовал ей приложить больную руку к шее повешенного человека, чтобы избавиться от недуга. Женщина поехала в Кестербридж, где проводились казни. Палач позволил ей подойти к повешенному человеку. В этот момент Гертруда столкнулась лицом к лицу с Лоджем и Родой. Повешенным оказался их сын. Его казнили за участие в поджоге. Не пережив этого потрясения, Гертруда умерла три дня спустя.

Отмечая мнение английского литературоведа К. Брэди, что «Сухая рука» имеет сходство с обыкновенной народной сказкой [9, с. 227], согласимся, что в рассказе действительно присутствует ряд сверхъестественных элементов, характерных для народного фольклора Англии. Появление Гертруды в виде злого привидения, в образе ведьмы, - это главное обстоятельство, намекающее на готическую природу рассказа. «Сглаз», обнаружение молодой женщиной на своей руке красных пятен, которые имели сходство с отпечатками пальцев, страшное «лекарство», прописанное колдуном Трендлом, дополняют эту линию повествования.

Привлекает внимание также манера повествования в первой части рассказа. Диалог между Родой и ее сыном, в котором она, повторяясь, просит его внимательно рассмотреть свою соперницу и узнать о ней какую-либо информацию, звучит как отрывок из сказки, в которой раскрываются все переживания главной героини: «- Погляди, какие у нее волосы - темные или светлые, какого она роста, такая ли высокая, как я ... Да из каких она - из тех, кто всю жизнь работает для куска хлеба, или белоручка, которая никогда не знала нужды» [1, с. 28].

Испытывая сильную ревность в своей душе, Рода еще раз напоминает сыну: « ... погляди, темные ли у нее глаза и волосы или светлые и, если удастся, рассмотри руки - белые они или нет. А если нет, то какие - как у хозяек или как у работниц вроде меня» [1, с. 29].

Способность Роды представить себе образ Гертруды, ни разу не увидев ее, является также сверхъестественным элементом, подтверждающим ее необычные силы. Воображаемый Родой образ женщины вырисовывается постепенно «... по отдельным фразам доильщиц, так и по описанию сына» [1, с. 32]. Рода Брук могла ясно представить в уме образ ничего не подозревающей соперницы. Ночная «гостья» Роды появляется как результат долгих раздумий о новой жене Лоджа. Появление в виде привидения не могло быть умышленным действием Гертруды, так как в тот момент, когда Рода видела сон, ее соперница ничего не подозревала о связи мужа с Родой. Только через несколько лет Гертруда узнает историю Роды и Лоджа. Кроме того, до ее визита к колдуну Трендлу у нее не было причины чувствовать враждебность по отношению к Роде. Таким образом, причиной происхождения привидения является тот человек, которого оно угнетает, т.е. Рода Брук. Если читать «Сухую руку» как рассказ о сверхъестественном, то можно создать идентификацию Роды со злой колдуньей. Но в то же время Рода являлась пленником собственного «ночного» сознания, накладыванию которого на сознание спящего человека исследователи готического рассказа придают немаловажное значение. «Ночное сознание» делает человека более восприимчивым, податливым и менее аналитичным и отдающим себе отчет в происходящем: защитные механизмы психики становятся менее эффективными» [5, с. 26]. Действительно, в рассказе для Роды весьма характерно пограничное состояние между сном и бодрствованием, в котором реальность и сон не могут рассеять друг друга и присутствуют в столкновении.

Но сложность повествовательной структуры и неопределенная природа видения заставляют читателя противостоять объяснению, которое относит все обстоятельства рассказа к сверхъестественным событиям. Несмотря на фантастичность происшествий, автор преподносит события новеллы в ходе историче-

ских и социально-бытовых обстоятельств, которые окружают и создают их.

Во-первых, многие истории Гарди слышал от своего отца в действительности. Палач, по имени Дэвис, был другом их семьи, и, возможно, именно он поведал историю, из которой сложился сюжет рассказа. Также в начале XIX в. в Стиклфорде жил мистер Лодж, а доильщица Рода Брук работала на ферме в долине Свэн [7, р. 374].

В событиях рассказа отразилась и реальная историческая обстановка в стране после наполеоновских войн. В это время участились случаи поджогов и подстрекательств среди крестьян. За это строго судили, и имели место случаи, когда наказывали невиновного человека из-за того, что он случайно оказывался рядом, в назидание другим. Кроме того, описание казни через повешение точно отражает атмосферу, окружающую такие события в Дорчестере начала XIX в. [9, р. 228].

Реалистическое содержание имеет осторожное утверждение рассказчика о том, что колдун Трендл не стремился лечить людей и «Главным его занятием была торговля красильным дроком, торфом, «острым песком» и другими местными продуктами» [1, с. 39], так же как и для палача Дэвиса «... главным занятием была служба по судебному ведомству», «в свободное время он работал на огородах» [1, с. 49].

Для описания дома Роды, на глиняных стенах которого «дожди оставили так много промоин и канавок, что первоначальной обмазки уже не было видно, а в соломенной крыше там и сям виднелись стропила, как проступающие под кожей ребра»; уединенной хижины кэстербриджского палача, расположенной «у глубокой и тихой реки под утесом, на котором стояла тюрьма»; фермы с ее простым оборудованием и с ее «крупными, нескладными рыжими животными» автор использует подчеркнуто реалистические детали.

Эти особенности заставляют верить в ирреальные стороны повествования, отличая рассказ от обычной готической истории.

Можно предположить, что сюжет рассказа обнаруживает связь с образцами сентиментальной готической прозы, которая представлена внушительным количеством имен, среди которых особое место в становлении этой модификации жанра принадлежит Кларе Рив, Софии Ли и Шарлотте Смит, а также Анне Радклиф.

Современная исследовательница готической литературы Ю.Б. Ясакова замечает: «Представители сентиментальной «готики» отказываются от явного и отчетливого изображения сверхъестественнных явлений, встречающихся у Уолпола, и создают особую сумрачно-таинственную атмосферу напряжения, заставляющую предполагать существование ирреальных сил, вырабатывают приемы воздействия на эмоции и воображение читателя (вещие сны, намеки, звуковые ассоциации), тем самым существенно изменяя стилистическую структуру «готического» романа и все больше удаляя «от сказки в сторону современного бытописания» [3, с. 121].

В своем рассказе Т. Гарди предлагает свое понимание эстетики сентиментальной «готической» прозы.

Новелла Т. Гарди «Сухая рука» является ярким примером того, что в художественной системе классического английского реализма сверхъестественный план, конечно, не выполнял той функции, которая отводилась потустороннему и таинственному традицией романтизма. Невероятные события намекали на смысловую, глубинную перспективу. Они вносили в реалистическую литературу ощущение бесконечности и неисчерпаемости бытия. Параллельное и открытое существование готических и реалистических элементов максимально расковывало поэтическую мысль, обретавшую таким образом возможность развиваться безгранично. Именно такое взаимодополнительное соотношение

сверхъестественного плана с другими планами демонстрирует специфику эволюции английской новеллы.

Литература

1. Гарди Т. Избранные произведения: в 3 т. / Т. Гарди. М.: Художественная литература, 1989. Т. 3. 543 с.

2. Урнов М. В. Вехи традиции в английской литературе / М.В. Урнов. М.: Художественная литература, 1986. 382 с.

3. Ясакова Ю. Б. «Готический» роман Анны Радклиф: монография / Ю.Б. Ясакова. Набережные Челны: Издательско-полиграфический отдел НФ ГОУ НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2006. 246 с.

4. Allen Walter. The short story in English / Walter Allen. Oxford: Clarendon press, 1981. 413 p.

5. Bayer-Berenbaum L. The Gothic Imagination. Expansion in Gothic Literature and Art / L. Bayer-Berenbaum. L., 1982.

129 p.

6. Hardy Florence Emily. The Life of Thomas Hardy 1840-1928 / Florence Emily Hardy. L.: Macmillan and Co., 1930. 305 p.

7. Hardy T. Notes / T. Hardy // Wessex Tales. L.: Macmillan, 1977. P. 373-375.

8. Orel H. The Victorian short story: Development and triumph of a literary genre / H.Orel. New York: .Cambridge University Press, 1986. 213 p.

9. Short Story Criticism. Excerpts from Criticism of Works of Short Fiction Writers / Ed. by Sheila Fitzgerald. Detroit, Michigan, 1989. Vol. 2. P. 200-235.

ЕРЕМКИНА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА родилась в 1975 г. Окончила Мордовский государственный педагогический институт. Старший преподаватель кафедры иностранных языков Мордовского педагогического института. Область научных интересов - литература народов стран зарубежья, английская литература XIX - начала XX вв. Автор 8 научных публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.