Научная статья на тему 'Художественное решение проблемы «Человек и война» в романе А. Теппеева «Тяжелые жернова»'

Художественное решение проблемы «Человек и война» в романе А. Теппеева «Тяжелые жернова» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
352
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. ТЕППЕЕВ / НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ / РОМАН / МНОГОПЛАНОВОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / A. TEPPEEV / MORAL-PHILOSOPHICAL SENSE / THE NOVEL / DIVERSITY / NATIONAL CHARACTER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Батчаева К. Х.

В статье исследуется роман А. Теппеева «Тяжелые жернова» с позиций современного литературоведения. Малоизученный роман анализируется в контексте творчества самого писателя, а также романной прозы литератур Северного Кавказа. Особое внимание в статье уделяется идейно-тематической направленности произведения, проблеме героического, образной системе, а также психологическому анализу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artistic addressing the «man and the war» in the A. Teppeev's novel «Heavy millstone»

The paper investigates a novel A. Teppeeva «Heavy millstone» from the standpoint of modern literary criticism. Ill-studied novel is analyzed in the context of the writer's own creativity, as well as novelistic prose literature of the North Caucasus. Particular attention is paid to the article, the thematic focus of ideological work, the problem of heroic, imagery, and psychological analysis.

Текст научной работы на тему «Художественное решение проблемы «Человек и война» в романе А. Теппеева «Тяжелые жернова»»

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ «ЧЕЛОВЕК И ВОЙНА» В РОМАНЕ А. ТЕППЕЕВА «ТЯЖЕЛЫЕ ЖЕРНОВА»

К.Х. Батчаева

Кафедра русского языка Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия пр. Ленина, 1-а, Нальчик, КБР, 360030

В статье исследуется роман А. Теппеева «Тяжелые жернова» с позиций современного литературоведения. Малоизученный роман анализируется в контексте творчества самого писателя, а также романной прозы литератур Северного Кавказа. Особое внимание в статье уделяется идейнотематической направленности произведения, проблеме героического, образной системе, а также психологическому анализу.

Ключевые слова: А. Теппеев, нравственно-философский смысл, роман, многоплановость, национальный характер.

Художественное исследование Великой Отечественной войны формирует в отечественной литературе огромный тематический цикл произведений. Проблема изображения войны, принципы ее художественного воссоздания определяют также качества, типологически общие для многих литератур.

В русской литературе, в произведениях М. Шолохова, К. Симонова, С. Дангу-лова, И. Стаднюка, Ю. Бондарева, В. Некрасова и др. исследуются основные темы: истоки народного мужества, трагизм первого периода войны, героизм советского человека на войне, пафос победы и т.д.

Исследуя жанр романа в литературах Северного Кавказа, А. Мусукаева отмечает: «романистика Северного Кавказа, обращаясь к Великой Отечественной войне, решает социально-нравственные вопросы, вопросы патриотизма и интернационализма, причем воссоздаваемые исторические события тесно связываются с днем сегодняшним» [2. С 129]. От газетного публицистического очерка, от документальной основы к художественному вымыслу, к рассказу, повести, роману — в таком направлении развивается проблема «человек и война» в литературах Северного Кавказа. Не является в этом смысле исключением и балкарская литература.

Осмысление военного времени с позиций сегодняшнего дня связано в карачаево-балкарской прозе с обращением к истокам национального бытия (повесть «Солнце не заходит» и роман «Тяжелые жернова» А. Теппеева, «Алые травы» З. Толгурова); с размышлениями о моральных ценностях («Тропинка» Б. Гуляева, «Близнецы» Х. Кулиева, «Крутая тропа» Э. Гуртуева, «Аманат» О. Хубиева, «Два времени» Д. Кубанова, «Серебряный дед» М. Батчаева и др.).

Проза известного балкарского писателя А. Теппеева занимает достойное место не только в карачаево-балкарской, но и в общероссийской литературе. В числе наиболее значительных его произведений — романы и повести: «Твой свет» (1977), «Мост горбатого Геуза» (1978), «Воля» (1981), «Яблоки до весны» (1983),

«Горькое земное питье» (1984), «Мост Сират» (1993) и др. За роман «Мост Сират» А. Теппеев удостоен Государственной премии КБР в области литературы. Его проза получила достаточно высокую оценку в трудах известных литературоведов республики: Т. Биттировой, А. Мусукаевой, З. Толгурова, Ф. Урусбиевой и др.

Роман «Тяжелые жернова» вошел в историю балкарской литературы как произведение, решающее сложнейшие нравственно-философские проблемы на материале событий 1940-х годов. Обращаясь к трагическим и героическим коллизиям войны, писатель анализирует актуальные вопросы духовной и нравственной силы человека, истоков и последствий выбора своего места, истоков героизма, трагических событий начала войны.

Повествование романа логично выстроено, остроконфликтно, в нем исследуется судьба одного балкарского села в годы Великой Отечественной войны. Но село — это люди, это народ. У села говорящее название: «Джамагат», что значит «община», «народ». В вековой уклад жизни народа, в мирное и медленное ее течение с философским взглядом на жизнь, с традициями, буквально врывается война. И жители села понимают, что война — это антижизнь, антивремя, не идущее в счет народной истории. Рядом с этой философской тенденцией в повествовании развиваются и конкретные сюжетные линии: арест Азинат и Мухтара, организация партизанского движения, жизнь школьного учителя Жабраила и многое другое.

Данный художественный прием, когда в мирную жизнь села вторгается война, не нов в литературе, вспомним, к примеру, повесть Е. Носова «Усвятские шле-моносцы» (1977), в которой изображены первые десять дней войны в среднерусской деревне Усвяты. Повествование начинается с празднично-счастливого сенокоса, во время которого к крестьянам приходит черная весть о войне.

Исследователь балкарской литературы Ф. Урусбиева отмечает, что не во всех сюжетных линиях «одинаково выдерживается романный масштаб, соразмерность частей и целого, личностного и народного. Зачастую развитие характера и сюжета решается скорее новеллистично. А в аспекте стилевом берет верх то линия фольклорно-этнографическая, то традиционно-романтическая, то субъективнолирическая» [4. С 101].

Новеллистичное решение сюжетно-композиционного построения произведения, как известно, восходит к фольклорному принципу хабара (устного сказа), который был наиболее распространенным в повествовательных жанрах. Подобный принцип, как мы помним, был использован в первой книге дилогии кабардинского писателя А. Кешокова «Вершины не спят». Стилевой же аспект повествования в романе А. Теппеева «Тяжелые жернова», разнообразный — то романтический, то лирический, то восходящий к этно-фольклорным основа балкарского народа — вызван, думается, художественной необходимостью романной прозы. Разработка военной тематики в балкарской литературе способствовала формированию и развитию реалистических принципов. Художественное изображение судьба отдельной личности, целого народа в годы наивысших испытаний, глубокий анализ событий сквозь призму человеческих судеб формирует в балкарской прозе 1960—

1980-х годов тяготение к эпичности, к созданию широких полотен о народной жизни, к углубленному решению проблемы национального характера, наконец, к совершенствованию сюжетно-композиционного построения произведения.

Одной из важнейших концептуальных проблем романа «Тяжелые жернова» является проблема человека и общества, человека и времени. Известный исследователь балкарской литературы З. Толгуров в работе «В контексте духовной общности» обращает внимание на важность «внутренней позитивной опоры человека», решаемую в романе А. Теппеева «Тяжелые жернова» [3. С 93].

Писателя прежде всего интересует вопрос воздействия войны, оккупации села на человеческую личность, на его нравственный стержень: «В литературе о Великой Отечественной войне, — пишет Л. Иванова, — происходит как бы „срастание“ истории и современности, синтез прошлого и настоящего зачастую благодаря умению писателя поставить в произведении проблемы остро современные: ответственность человека перед обществом, перед самим собой, воспитание активной жизненной позиции и пр.» [1. С 87].

В романе «Тяжелые жернова» воссоздается острейший конфликт времени, по-лифоничный по своему характеру: столкновение Жабраила Билекчиева, индивидуалиста, ставшего бургомистром у немцев, с народной ненавистью. А. Теппеев изображает своего героя в переломный критический момент, когда тот оказывается перед необходимостью нравственного выбора. Фигура Жабраила трагична, при этом суть трагедии заключается в нем самом. Потеря веры в идеалы той системы, которой он преданно служил, приводит его к долгим раздумьям о выборе дальнейшего пути. Жабраил мучительно пытается стать «добрым» старостой для односельчан, но взятая им на себя миссия «спасителя» отталкивает его от народа и приближает к врагу.

Историзм повествования, как известно, состоит не только в точном освещении минувшего. Он заключается в умении писателя из соприкосновения дня минувшего и дня сегодняшнего сделать глубокие и серьезные художественные выводы.

Историзм романа «Тяжелые жернова» состоит в углубленном развитии темы связи времен. Почти все герои романа раскрываются в их отношении к прошлому, настоящему и будущему аула, народа. В своих поступках они опираются на незыблемые нормы поведения балкарца в быту, в обществе. Однако первооснова человеческого бытия, братских взаимоотношений сохраняет свою устойчивость лишь в открытости прогрессивным силам. В таких героях, как Харун, Ачахмат, Азинат, национальные нормы поведения, обогащенные сознанием социальных основ жизни, переплавлены в народные принципы отношения к действительности. Оказавшись в ситуации выбора, они, не колеблясь, делают его: победа над врагом или смерть. Как утверждает писатель, только в единстве с общечеловеческими социально-нравственными категориями национальное способно сохранить свою самобытность и защитить мир. И, наоборот, незыблемые традиции братства, первооснова нравственности, не сопряженные с опытом исторического развития, замкнутые в себе, обрекают человека на пассивную созерцательность, отчуждают его

от внутренних духовных потенций. Такая опасность нависла в начале романе над многими героями: Байчо, Казаком, Жарнесом, Хурметом, Халыу. Как известно, такие прекрасные качества, как бескорыстие, благородство, чувство справедливости, не выходящие на внешний мир, приводят человека лишь «к самоустройству».

Как утверждает А. Теппеев, нравственность — это не только любовь землепашца к земле, не только стремление жить тихо, мирно, не нарушая основ этики поведения. Она подразумевает активность человека, органичную связь сокровенно личного с общественным, согласованность личных моральных принципов с устремлениями народа. Что же помогло таким, как Байчо, Казак, Тебо, Хурмет, Жар-нес, стать носителями истории, почувствовать ответственность за свою землю, за народ, за будущее? Исследуя истоки, корни стойкости своих героев в годы фашистского нашествия, А. Теппеев соотносит их прежде всего с исторической памятью народа. Давая оценку героическому характеру, определяя его корни, основу, писатель исходит из убеждения, что многие черты национального характера, пройдя сложные испытания времени войны, получают новое значение, иную глубину и содержание в будничном повседневном бытии.

Трагедия истории, которая все плотнее накатывает на Байчо, Жарнеса, Ёре-жина, высвечивает и углубляет те моральные ценности, которые они наследуют от далекой и близкой истории. Жители села активируются и свое бескомпромиссное противостояние врагу проявляют в действиях и поступках.

В прозе А. Теппеева удачно соединяются основные тенденции национальной романистики — объективный анализ множества проблем деревенской жизни (философских, социальных, нравственных, этических) с изображением глубинных изменений в психологии человека, его внутреннего мира. Для многих современных писателей это одна из самых сложных художественных задач: углубляясь в психологию, воссоздавая индивидуальный мир героя, нелегко порой связать все это со злободневными вопросами, а тем более с важной исторической эпохой.

Следует подчеркнуть, что реализм А. Теппеева аналитичен, близок к той детализации, бытописанию, которые позволяют наиболее достоверно показать суровое и героическое время. Но изображая тревоги, потери, быт балкарского села, писатель воссоздает бытие.

Основная идея романа: гарантией незыблемости человеческого достоинства является его устремленность к правде, к борьбе, к сопротивлению, к защите прогрессивных сил. Народный кодекс поведения, убежденность в необходимости творить добро, помогать и ближнему и дальнему — все это характеризует героев А. Теппеева. Когда Хурмет, мать бургомистра Жабраила, рискуя жизнью всей своей семьи, укрывает в доме раненого красноармейца Василенко, она доказывает, что личное ничего не значит, если порвана связь с близкими людьми, с народом. Нарушение народных обычаев, первооснов нравственности равносильно для нее тяжкому преступлению. Борясь за жизнь раненого Василенко под страхом уничтожения очага, Хурмет защищает высокие моральные принципы человеческих отношений. Чувство ответственности перед людьми, перед прожитой жизнью и будущим детей для старой горянки сильнее страха смерти.

Связь с окружающим, с односельчанами восстанавливает и жена бургомистра Залихан: не смея переступить этические традиции своего народа, она принимает участие в спасении Василенко. Интересно отметить, что и сам Жабраил не решается выдать врагу оставленного в их доме партизанами раненого. В нем еще не до конца разрушены нравственные устои общества, семьи. Однако фашизм, как разновидность «обруча» из романа Ч. Айтматова «Буранный полустанок», вскоре вытравит в его душе остатки человечности, оставит лишь функции слепого исполнителя — манкурта. Некогда всеми уважаемый человек из чувства страха перед новыми хозяевами попытается убить раненого солдата. Всего одна сцена, но в ней лейтмотив произведения: человек не может находиться на ничейной стороне, он должен быть граждански активным. В художественном решении этой идеи четкость и последовательность авторской позиции. За все надо быть в ответе: таков нравственно-философский смысл романа. Идея преемственности — центральная в этом романе сквозного действия. Повествование о войне движется мыслью, «протянутой из современного состояния мира» (Ю. Бондарев). Отсюда и накал конфликтов, и страстность диалогов, и постановка острых нравственно-философских вопросов, подтверждающих правомерность утверждения, что человек в каждый ответственный момент своей жизни должен делать и делает выбор. Понятие выбора в романе «Тяжелые жернова» многозначно. Автор ведет требовательный разговор с читателем, задевая его мысль, совесть, чувства. Высота нравственных критериев, выработанная в войну, проверяет судьбу теп-пеевских героев. Концепция бытия — как деяния — активно выражена в романе. Жабраил поставлен в сложные и неоднозначные жизненные ситуации, в которых он мог бы быть более социально активным.

Многоплановость романной прозы А. Теппеева отмечает исследователь балкарской литературы З. Толгуров: «В романе «Тяжелые жернова» каждое действующее лицо проходит до конца выверенный путь социально-политического прозрения или нравственной деградации» [3. С 87].

В романе «Тяжелые жернова» нет исторических хроник. Сюжетное пространство сужено до небольшого отрезка времени периода оккупации села Жамагат: эпоха войны с ее острейшими конфликтами, раскрывающимися посредством столкновения человеческих судеб и характеров. Вместе с тем в центре внимания писателя и движение национальной истории, и связь времен — прошлого, будущего, воплощенная в самобытных образах героев. Подобный подход к народной истории определил и специфику художественного решения национального характера в его противоречиях, развитии, совершенствовании.

Военная тематика в национальных литературах представляет особый интерес. Балкарский роман второй половины ХХ столетия исследует не только исторические факты военных лет, но ищет также разгадку многих заблуждений, бед, трагических событий: оккупация республики, депортация балкарцев, сложность послевоенного периода и др. Писатели художественно исследуют вопросы, связанные с историческим прошлым народа и личной позицией человека, исследует также «частности» жизни во время войны. Зачастую взгляд автора устремлен не столько на общую панораму героических побед, сколько на психологию людей, много страдавших, порой чудом уцелевших, но сохранивших человечность, достоинство.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Иванова Л. Современная советская проза о Великой Отечественной войне. — М., 1979.

[2] Мусукаева А. Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология. — Нальчик: Эльбрус, 1993.

[3] Толгуров З. В контексте духовной общности. — Нальчик: Эльбрус, 1991.

[4] Урусбиева Ф. Портреты и проблемы. — Нальчик: Эльбрус, 1990.

ARTISTIC ADDRESSING THE «MAN AND THE WAR» IN THE A. TEPPEEV’S NOVEL «HEAVY MILLSTONE»

K.Kh. Batchaeva

Department of Russian language Kabardino-Balkaria State Agricultural Academy Lenina str., 1-a, Nalchik, KBR, 360030

The paper investigates a novel A. Teppeeva «Heavy millstone» from the standpoint of modern literary criticism. Ill-studied novel is analyzed in the context of the writer’s own creativity, as well as novelistic prose literature of the North Caucasus. Particular attention is paid to the article, the thematic focus of ideological work, the problem of heroic, imagery, and psychological analysis.

Key words: A. Teppeev, moral-philosophical sense, the novel, diversity, national character.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.