Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В БАЛКАРСКОЙ ПРОЗЕ'

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В БАЛКАРСКОЙ ПРОЗЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛКАРСКАЯ ПРОЗА / ПРОБЛЕМА БЫТА И БЫТИЯ НАРОДА / ТРАГИЧЕСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / НАРОДНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ / ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ / ПОНЯТИЯ СОВЕСТЬ И ДОЛГ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Батчаева К.Х.

Особое внимание в статье уделяется нравственно-психологической направленности про-изведений балкарских писателей А. Теппеева и З. Толгурова. Оба писателя ведут повествование в нескольких планах - реальном, поэтическом и символико-философском. Стремятся показать, сколь велик резерв тех человеческих сил, которые борются со злом. Исследуется ситуация нравственного выбора героев произведений А. Теппева и З. Толгурова. В статье рассматривается проблема историцизма мышления, переоценка проблем традиций и новаторства. В произведениях авторов глубоко осмысливается проблема бытия народа, воссоздание его менталитета. Особо подчеркивается роль человека как высшей ценности, переживания за его судьбу. В творчестве З. Толгурова и А. Теппева особое внимание уделяется тому, насколько человек может преодолеть себя, свои страхи и слабости. Обсуждается также проблема одиночества человека, его отторгнутости от общества. В произведениях этих писателей используются традиции исторического романа, где с помощью новых художественных форм, приемов изображается действительность, где соединение различных средств прозы носит многофункциональный характер. Именно поэтому балкарская проза отличается широкой постановкой нравственных проблем и своеобразием жанров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC SOLUTION OF MORAL AND ETHICAL PROBLEMS IN THE BALKARIAN PROSE

Particular attention is paid in the article to the moral and psychological direction of the works of balkarian writers A. Teppeev and Z. Tolgurov. Both writers lead the narrative in several plans - real, poetic and symbolic-philosophical. They strive to show how great is the reserve of those human forces that are fighting against evil. The situation of the moral choice of the heroes of the works of A. Teppeev and Z. Tolgurov is investigated. The article deals with the problem of historicism of thinking, re-evaluation of problems of traditions and innovation. In the works of the authors, the problem of the people's being is deeply understood, the reconstruction of its mentality. Particularly stressed is the role of man as the highest value, the experience for his fate. In the works of Z. Tolgurov and A. Teppeev, special attention is paid to the extent to which a person can overcome himself, his fears and weaknesses. The problem of human loneliness, its rejection from the society is also discussed. In the works of these writers, the traditions of the historical novel are used, where, using new artistic forms and techniques, reality is depicted, where the combination of various prose means is of a multifunctional nature. That is why balkarian prose is distinguished by a wide statement of moral problems and the originality of genres.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В БАЛКАРСКОЙ ПРОЗЕ»

УДК: 82.09:811.512.142

Батчаева К. Х. Batchaeva K. Kh.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В БАЛКАРСКОЙ ПРОЗЕ

ARTISTIC SOLUTION OF MORAL AND ETHICAL PROBLEMS IN THE BALKARIAN PROSE

Особое внимание в статье уделяется нравственно-психологической направленности произведений балкарских писателей А. Теппеева и З. Толгурова. Оба писателя ведут повествование в нескольких планах - реальном, поэтическом и символико-философском. Стремятся показать, сколь велик резерв тех человеческих сил, которые борются со злом. Исследуется ситуация нравственного выбора героев произведений А. Теппева и З. Толгурова.

В статье рассматривается проблема исто-рицизма мышления, переоценка проблем традиций и новаторства. В произведениях авторов глубоко осмысливается проблема бытия народа, воссоздание его менталитета. Особо подчеркивается роль человека как высшей ценности, переживания за его судьбу. В творчестве З. Толгурова и А. Теппева особое внимание уделяется тому, насколько человек может преодолеть себя, свои страхи и слабости. Обсуждается также проблема одиночества человека, его отторгнутости от общества. В произведениях этих писателей используются традиции исторического романа, где с помощью новых художественных форм, приемов изображается действительность, где соединение различных средств прозы носит многофункциональный характер. Именно поэтому балкарская проза отличается широкой постановкой нравственных проблем и своеобразием жанров.

Ключевые слова: балкарская проза, проблема быта и бытия народа, трагическая действительность, народный менталитет, воспитание нравственности, понятия совесть и долг.

Батчаева Клара Хамидовна -

кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики профобразования и русского языка, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ Тел.: 8 905 437 36 35

Particular attention is paid in the article to the moral and psychological direction of the works of balkarian writers A. Teppeev and Z. Tolgurov. Both writers lead the narrative in several plans -real, poetic and symbolic-philosophical. They strive to show how great is the reserve of those human forces that are fighting against evil. The situation of the moral choice of the heroes of the works of A. Teppeev and Z. Tolgurov is investigated.

The article deals with the problem of historicism of thinking, re-evaluation of problems of traditions and innovation. In the works of the authors, the problem of the people's being is deeply understood, the reconstruction of its mentality. Particularly stressed is the role of man as the highest value, the experience for his fate. In the works of Z. Tolgurov and A. Teppeev, special attention is paid to the extent to which a person can overcome himself, his fears and weaknesses. The problem of human loneliness, its rejection from the society is also discussed. In the works of these writers, the traditions of the historical novel are used, where, using new artistic forms and techniques, reality is depicted, where the combination of various prose means is of a multifunctional nature. That is why balkarian prose is distinguished by a wide statement of moral problems and the originality of genres.

Key words: balkarian prose, the problem of life and life of the people, tragic reality, people's mentality, education of morality, concepts of conscience and duty.

Batchaeva Klara Khamidovna -

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy of Professional Education and Russian language, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Тел.: 8 905 437 36 35

В современном литературоведении остается актуальным и постоянным объектом научных изысканий вопрос национального и художественного своеобразия, а также творческой индивидуальности, жанровой специфики, этапов эволюции творчества отдельных художников слова, поэтики и другие. Следует подчеркнуть, что современная балкарская проза - заметное и вызывающее научный интерес явление. Проза таких художников слова как Ж. Залимханов, Х. Шаваев, А. Теппеев, З. Толуров изучается сегодня как единая художественно-эстетическая система в контексте развития всей северо- кавказской литературы. Из наиболее значительных научно- исследовательских трудов, в той или иной степени изучающих современную балкарскую прозу, можно назвать следующие: А. Мусу-каева «Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология» (1933); А. Сарбашева «Формирование историзма мышления и балкарский роман» (2001); З. Толгуров «В контексте духовной общности. Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа» (1991) и др.

В период 1960-1970-х годов балкарская проза вплотную подошла к созданию масштабных художественных произведений с четко определенным конфликтом, художественно-эстетической базой, разработанностью образной системы. Этот же период характеризуется «мирным сосуществованием» традиционных повествовательных форм с новыми формациями.

Вступление национальной прозы на новую ступень развития определили романы 19801990-х годов, обозначившие ее истинное национально-художественное своеобразие: «Тяжелые жернова», «Воля», «Мост Сират» А. Теппева; «Большая медведица», «Голубой типчак», «Белое платье» З. Толурова. В этих произведениях значительно расширены тематика и проблематика, изменен традиционный стиль повествования, но главное - творчески использован художественный опыт как русской литературы, так и национальных литератур Северного Кавказа.

В трудах исследователей особо подчеркивается проблема историзма мышления в современных национальных литературах: «Без трезвого исторического взгляда, без ясной исторической памяти, выбивающих почву из-под самообмана и социальной слепоты, не-

мыслим нравственный прогресс человека [1:88]. Балкарская литература 1980-2000-х годов решительно освобождается от осмысления исторического прошлого народа как социальноклассового противостояния, она становится более аналитичной, концептуальной, углубляет свой гуманистический пафос, психологический анализ характера, создает новые системы интересных и полнокровных образов. Именно в этот период появляются качественно новые эстетические контакты литератур, происходит переосмысление проблем традиций и новаторства.

Изучая особенности этапов эволюции балкарской прозы, ее современного состояния, мы прежде всего подчеркиваем значительно возросшую личностную роль художников слова: К. Кулиев, Ж. Залиханов, Т. Зумакуло-ва, А. Теппеев, З. Толгуров и др. Происходит усиленный поиск новых художественных форм, средств, приемов изображения действительности, но главным остается человек с его сложным, противоречивым внутренним миром. Особое значение в современной прозе приобретают мифы, легенды, притчи. Так, в повести З. Толгурова «Алые травы» традиционная мифология тесно связана с поэтикой героико-романтической направленности, драматизм повествования сочетается с эпической возвышенностью. В произведении А. Теппее-ва «Тяжелые жернова» соединение мифов, легенд, притч и магии носит многофункциональный характер и служит прежде глубокому художественному насыщению характера.

При решении проблемы характера писателя прежде всего волнует вопрос: какими нитями этот характер связан с многовековыми культурноисторическими, эпическими, психологическими и другими традициями. Именно такая глубина этнокультурного, социально-исторического и художественного мышления писателей привлекает исследователей в таких произведениях как «Алые травы», «Голубой типчак», «Большая медведица» З. Тол-гурова; «Тяжелые жернова», «Мост Сират», «Воля» А. Теппеева и др. Соотношение мира и человека в этих произведениях развернуто в нескольких аспектах: культурно-историческом, социально-психологическом, нравственно-духовном. Именно поэтому данные произведения концептуально своеобразны и интересны для современного литературоведения, для читателя.

А. Теппеев темой своего романа «Мост Си-рат» выбирает сложный период истории народа - период депортации. Основная идея -испытание человека на крутом, трагическом повороте истории народа, судьбы отдельной личности, что в итоге определяет сюжет произведения.

Плодотворно используя традиции исторического романа, А. Теппеев создает произведение на совершенно новой идеологической основе: он изображает судьбу народа в период сложнейших испытаний и на всех уровнях социального бытия: классовом, национальном, семейно-бытовом, человеческом. Введение в повествование притч легенд позволяет значительно развернуть пространственно-временные рамки повествования и изобразить трагическую действительность как часть исторического целого, непрерывно развивающегося и устремленного в будущее.

Отдельно следует остановиться на романной прозе З. Толгурова, без которой картина развития современной балкарской литературы была бы незавершенной. Особый интерес исследователей вызывает его трилогия «Большая медведица» (1983), «Голубой типчак» (1993), «Белое платье» (2005), объединенных общей темой национальной истории балкарского народа в широком историко-философском контексте.

«Большая медведица» - самобытный историко-философский роман, в котором проводится глубокое художественное осмысление актуальных проблем быта и бытия народа. Как одну из важнейших особенностей романа исследователи отмечают его художественный этнографизм - воссоздание народного менталитета, народной психологии, обычаев, обрядов и т.д. Отдельно следует остановиться на поэтичности и образности языка романа З. Толгурова, обусловленного широким использованием художественноизобразитель-ных средств: эпитетов, метафор, сравнений, гипербол, олицетворений и т.д.

Роман «Голубой типчак», как и другие произведения писателя, требует отдельного, скрупулезного анализа, но мы обращаемся к нему лишь для выяснения особенной развития современной балкарской прозы. Картина мира в романе решена образом семьи: неполной (отец погиб на войне), несчастной, без корней. Но это не только (и не столько) се-

мейная хроника, это - социально-исторический роман, посвященный глобальной проблеме - человек и история, человек и общество, в которой ключевое слово-человек. История судьбы мальчика-сироты Крыма на фоне трагических событий XX века покоряет своей глубиной и достоверностью. Как справедливо отмечал М.Б. Храпченко, «качественную определенность, «системность» представлениям и наблюдениям художника придает общий взгляд на мир, складывающийся в процессе жизненной практики, в конкретных общественно-исторических условиях» [2:370].

Одна из основных философских идей романной прозы З. Толгурова - человек превыше всего, никакие революции, войны и репрессии не спасут общество в целом, если оно не будет бороться за судьбу отдельной личности.

Прослеживая эволюцию творчества З. Тол-гурова, можно увидеть, как писатель уходил от всякого рода романтических представлений о жизни к максимально возможной и доступной искусству правде жизни. Максимально приблизившись к конкретному человеку, писатель осознает его самоценность, высокое историческое предназначение. С особым вниманием он всматривается в способность человека преодолевать себя, свой страх и свею слабость.

Ситуация одиночества и отторгнутости человека - (есть) для писателя зловещий симптом распада традиционных человеческих связей, нравственных основ поведения. Настоящее в своей злой сиюминутности как бы отрицает прошлое и будущее, этическую традицию «распалась связь времен».

Писатель наследует опыт мировой и русской гуманистической мысли, философской и литературной, сосредоточенной на краеугольных духовных ценностях. Стремясь постичь закономерности социального нравственного развития человека, он исследует психологические основы действенной человеческой памяти, ее роль в становлении характера, в воспитании нравственности: совести, долга.

Современная балкарская проза решает глубокие философские проблемы, она характеризуется актуальностью тем, широтой постановки и решения нравственно-психологических проблем, художественно-эстетическим своеобразием и многообразием жанров.

Литература:

1. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология. М.: Прогресс, 1993.

2. Сарбашева А.М. Формирование историзма мышления и балкарский роман. Нальчик: Издательство КБНЦ РАН, 2001.

3. Султанов К.К. Динамика жанра: особое и общее в опыте современного романа. М., 1989.

4. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности. (Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа). Нальчик, 1991.

5. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1990.

References

1. Musukaeva A.H. Severokavkazskii roman. Hudozhestvennaja i yetno-kul'turnaja tipologija. M.: Progress, 1993.

2. Sarbasheva A.M. Formirovanie istorizma myshlenija i balkarskii roman. Nal'chik: Izda-tel'stvo KBNC RAN, 2001.

3. Sultanov K.K. Dinamika zhanra: osoboe i obshee v opyte sovremennogo romana. M., 1989.

4. Tolgurov Z.H. V kontekste duhovnoi obsh-nosti. (Problemy razvitija literatur narodov Se-vernogo Kavkaza). Nal'chik, 1991.

5. Hrapchenko M.B. Tvorcheskaja individu-al'nost' pisatelja i razvitie literatury. M., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.