Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ ОДЕЖДЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ БАШКИРСКОГО ОРНАМЕНТА И РУЧНОГО ТКАЧЕСТВА'

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ ОДЕЖДЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ БАШКИРСКОГО ОРНАМЕНТА И РУЧНОГО ТКАЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
148
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ткачество / традиция / народ / дизайн / одежда / орнамент / этно-стиль / clothing weaving / tradition / people / design / clothing / ornament / ethnic style

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — К.Ф. Хисамутдинова, О.Р. Андрианова

В статьи рассматриваются вопросы сохранения культурного наследия и народного творчества, а именно ручного узорного ткачества. Применение башкирских орнаментов и узоров в создании полотен. Проектирование коллекции одежды в этно-стиле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC DESIGN OF CLOTHING COLLECTION USING BASHKIR ORNAMENT AND HAND WEAVING

The article deals with the preservation of cultural heritage and folk art, namely hand-patterned weaving. The use of Bashkir ornaments and patterns in the creation of costumes. As well as the use of hand weaving for the production of fabrics.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ ОДЕЖДЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ БАШКИРСКОГО ОРНАМЕНТА И РУЧНОГО ТКАЧЕСТВА»

DOI

ARTISTIC DESIGN OF CLOTHING COLLECTION USING BASHKIR ORNAMENT AND HAND WEAVING

K.F. Khisamutdinova, O. R. Andryanova (academic advisor)

USPTU, Ufa State Petroleum Technical University, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa

Annotation. Annotation. The article deals with the preservation of cultural heritage and folk art, namely hand-patterned weaving. The use of Bashkir ornaments and patterns in the creation of costumes. As well as the use of hand weaving for the production offabrics.

Key words: clothing weaving, tradition, people, design, clothing, ornament, ethnic style.

УДК 7.06

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ ОДЕЖДЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ БАШКИРСКОГО ОРНАМЕНТА И РУЧНОГО ТКАЧЕСТВА

К. Ф. Хисамутдинова, О. Р. Андрианова (научный руководитель)

УГНТУ «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа

Аннотация. В статьи рассматриваются вопросы сохранения культурного наследия и народного творчества, а именно ручного узорного ткачества. Применение башкирских орнаментов и узоров в создании полотен. Проектирование коллекции одежды в этно-стиле.

Ключевые слова: ткачество, традиция, народ, дизайн, одежда, орнамент, этно-стиль.

Актуальность. Для современного общества актуальна проблема сохранения образцов народной культуры. Обновление традиционной народной культуры является одним из способов сохранения самобытности нации, национальных традиций, которые содержат в себе огромный потенциал развития культурного наследия.

Предмет исследования: использование элементов ручного узорного ткачества при создании современной одежды в этническом стиле.

Цель: разработать молодежную коллекцию женских костюмов в этническом стиле с применением ручного ткачества по мотивам башкирского орнамента.

Научная новизна: слияние элементов и форм башкирского костюма, орнамента и ткачества с элементами современного женского костюма.

Узорное ткачество в настоящее время развивается очень активно, что связано с тем, что вещи, сотканные вручную, отличаются оригинальностью композиционных и цветовых решений, богатством орнамента и структурных переплетений. Современное узорное ткачество характеризуется преемственностью местных художественных традиций и приемов, сложившихся на протяжении многих веков. [1].

Ручное ткачество не только как искусство переплетений основных и уточных нитей, а как возможность реализации творческих возможностей в сохранении культурного наследия и популяризации процесса создания тканых полотен ручным способом, с возможностями реализации творческих подходов в областях дизайна интерьера, одежды, мебели [2].

Ткачество - одно из древнейших изобретений человечества. Производство тканей на ткацких станках восходит к каменному веку как дальнейшее развитие ткачества. Родоначальницей ткачества считается Азия, где был открыт первый вертикальный ткацкий станок. Ткачество у башкир получило наибольшее развитие в северных и северо-западных районах Башкортостана.

Ремеслом владела каждая башкирская женщина. Ткали занавеси, скатерти, полотенца, покрывала, молитвенные коврики, ковры, узорчатый холст для праздничной одежды и другие изделия.

По сложившимся традициям, в коврах не использовались рисунки человека или животного, потому что ислам, приверженцами которого являются башкиры, ограничивал использование образов животных и человека. Наиболее частые элементы в композиции узоров - восьмиконечные звезды, ромбы, треугольники, завитки-рога. Все эти фигуры причудливо складывались в общую сложную картину [3]. Образцы ковров представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Образцы паласов из разных районов Башкирии

Цвета рисунков были чистыми и очень яркими: пурпурный, оранжевый, зеленый, синий, красный, терракотовый. Цвета играли важную роль в башкирских коврах. Красный символизировал огонь и тепло, желтый - изобилие и богатство, он же символизировал солнце, черный - землю и плодородие, зеленый -вечную зелень, синий - небо и свободолюбие. Сопоставление цветов в башкирском орнаменте было контрастным: на красном фоне - зеленый и желтый узор, на черном - красный и желтый. Фон всегда был активным, для него чаще выбирали ярко-красный, желтый и черный цвета, реже - белый цвет полотна [4].

Следует отметить, что мода циклична, но всегда есть модные образы, костюмы, в том числе одежда в народном стиле. Принципы композиционного построения традиционного костюма, четкость форм, линий, продуманность замысла, декора, соответствие материала и формы назначению одежды могут служить примерами для формирования дизайнерского подхода к созданию моделей и коллекции

[5].

Сегодня этнический стиль уже занял лидирующие позиции в мире моды и не собирается сдаваться. Основные причины этого - свобода, разнообразие, естественность, ясность, которые несет этот стиль. Как правило, его последователи - творческие люди, которые не боятся проявлять свою индивидуальность, делиться своим настроением и при этом оставаться в гармонии с окружающим миром и с собой. Фольклорный стиль дает уникальную возможность выделиться на фоне любого человека, дать волю своей фантазии и умениям. Не в последнюю очередь благодаря развитию этого необычного стиля в нашем обществе возрождается мода на «handmade» уникальные изделия, сделанные вручную.

Главный смысл и ценность традиционного костюма, его философия, заключается в демократичности, в общепонятной функциональности, в логике форм и замысла, в его рациональности и эффективности. Традиционный костюм по праву является неиссякаемым ресурсом, способствующим обогащению современного костюма.

Дизайнеры моды особенно интересуются традиционными костюмами как источником творчества. Главная ценность костюма заключается в его предельной функциональности, логике форм и замыслов, рациональности и_практичности и в то же время в разнообразии образов за счет различных приемов декорирования.

Традиционная одежда (этническая) - это своего рода неиссякаемый источник вдохновения. Великий кутюрье Сен-Лоран так любил экспериментировать с этничностью, что с его легкой руки на сцене появилось несколько коллекций этой тематики. Самой красивой коллекцией в этническом стиле, по мнению модельера, стала его русская коллекция, вдохновением для которой Кутюрье послужили русские сезоны, проходящие в Европе.

Еще одним модельером, оказавшим большое влияние на развитие этнического стиля, был выдающийся японский модельер Кензо. Его нетрадиционный фольклорный стиль, отличающийся веселыми тонами, сразу же очаровал представителей мира моды. Кензо привез с родины простой и скромный крой кимоно, но соединил его с южноамериканскими, восточными и скандинавскими элементами. В своих коллекциях он отважился на совершенно новые сочетания цветов и форм [6].

Наличие в республике Башкортостан талантливых, уникальных мастериц по пошиву народных костюмов, а также дизайнеров, создающих современные модели на основе традиционной башкирской одежды по традиционным технологиям, доказывает потребность общества в такой одежде. Поскольку традиции, связанные с традиционными костюмами, уже стали историей, стремление поколения внести творческий и индивидуальный вклад в развитие традиционных костюмов сохранилось до наших дней [7].

В исследовательской части работы был проведён анализ декора башкирских костюмов, орнаментов, выбраны самые выразительные фактуры и отделочные элементы. А также были изучены история и техника ручного ткачества, в результате чего были разработаны эскизы дизайна будущей коллекции. В дальнейшем планируется пошив данной коллекции. На рисунке 2 представлены эскизы проектируемой одежды.

Заключение

В ходе исследования была сформулирована предпроектная концепция, была собрана информация о башкирском костюме и орнаменте, изучена технология выполнения ручного ткачества, проведен анализ аналогов коллекций Сен-Лорана и Кензо, выполненных в этностиле, в итоге был разработан эскизный ряд моделей.

Рис. 2. Эскизы проектируемой одежды

Применение традиций декоративно-прикладного искусства в дизайне текстильных изделий на примере ручного ткачества способствует формированию мира современных вещей с использованием традиционной целостности культурного материального текстильного наследия.

Список литературы

1. Цветкова Н.Н. Искусство текстиля XXI века.: направления развития [Текст] / Н. Н. Цветкова // Общество. Среда. Развитие. - 2011.

2. Векслер А. К. Ручное ткачество. Учебно-методическое пособие // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. Методическое приложение. - 2013, МЕТ 006, - СПб. 2013.

3. Шитова С. Н. Народное искусство: Войлоки, ковры и ткани у южных башкир [Текст] / С.Н Шитова.: - Уфа: Китап, 2006.

4. Бикбулатов Н. В. Башкиры: этническая история и традиционная культура [Текст] / Н. В. Бикбулатова // Научное Изд-во «Башкирская энциклопедия». - Уфа, 2002.

5. Мерцалова, М. Н. Костюм разных времен и народов. Т.1. - 2-е изд., доп. и изм. / М.Н. Мерцалова. - М.: Академия моды, 1993.

6. Мода и модельеры. - М.: Мир энциклопедии Аванта+Астрель, 2010.

7. Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки [Текст] / С. И. Руденко.: - Уфа,

2006.

References

1. Tsvetkova N.N. Art of textiles of the XXI century.: directions of development [Text] / N. N. Tsvetkova // Society. Wednesday. Development. - 2011.

2. Veksler A. K. Hand weaving. Teaching aid // Letters to Emission. Offline (The Emission.Offline Letters): electronic scientific journal. Methodical application. - 2013, MET 006, - St. Petersburg. 2013.

3. Shitova S. N. Folk art: Felts, carpets and fabrics among the southern Bashkirs [Text] / S. N. Shitova.: -Ufa: Kitap, 2006.

4. Bikbulatov N. V. Bashkirs: ethnic history and traditional culture [Text] / N. V. Bikbulatova // Scientific Publishing House "Bashkir Encyclopedia". - Ufa, 2002.

5. Mertsalova, M. N. Suit of different times and peoples. T.1. - 2nd ed., add. and rev. / M.N. Mertsalova. - M.: Fashion Academy, 1993.

6. Fashion and fashion designers. - M .: The world of the Avanta + Astrel encyclopedia, 2010.

7. Rudenko S. I. Bashkirs: Historical and ethnographic essays [Text] / S. I. Rudenko .: - Ufa, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.