ФІЛАЛАГГЧНЫЯ НАВУКІ
147
УДК 82-95 : 821.ШМэзер
А. Л. Церковский
Аспирант кафедры русской и зарубежной литературы,
БГПУ им. М. Танка, г. Минск, Республика Беларусь Научный руководитель: Комаровская Татьяна Евгеньевна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ МИРА В РАМКАХ ПУРИТАНСКОГО МЕНТАЛИТЕТА: «ВЕЛИКИЕ ДЕЯНИЯ ХРИСТА В АМЕРИКЕ» КОТТОНА МЭЗЕРА
Цель работы - на примере «Великих деяний Христа в Америке» Коттона Мэзера показать особенности художественного освоения мира в рамках пуританского менталитета. В статье особое внимание отводится первым трем частям этой книги: «Древность», «Щиты церквей: губернаторы Новой Англии» и «Полибий: богословы Новой Англии». Анализируется отечественная и зарубежная критическая литература по творчеству Коттона Мэзера. Основная задача Мэзера в этом сочинении - создать на базе христианской религии миф о Новом Иерусалиме и Новом Адаме в пределах Новой Англии. Научная новизна исследования состоит в выявлении и описании основных компонентов формы и содержания «Великих деяний Христа в Америке» Коттона Мэзера, что является новым и актуальным для современной американистики. Результаты работы могут быть использованы в учебном процессе в курсах зарубежной литературы, истории литературы США.
Ключевые слова: пуританская литература, ранняя американская литература,
американская литература колониального периода, пуританский менталитет, Коттон Мэзер.
Введение
Многие исследователи (Р. Лавелерс, Э. Эллиотт, П. Миллер, С. Беркович, М. Прохазка, М. Коренева, Л. Мишина, К. Баранова В. Солодовник, Г. Синило, О. Гниломедова) отмечают, что значительную роль в формировании американской государственности и аутентичной американской художественной литературы сыграли сочинения пуритан Новой Англии. Художественная мощь будущей американской литературы во многом формировалась в многочисленных дневниковых и проповеднических сочинениях пуритан Новой Англии, полемической, художественно-документальной литературе. Одним из самых ярких представителей культуры Новой Англии до Войны за независимость был Коттон Мэзер -богослов, проповедник, член Лондонского королевского общества, автор множества памфлетов, эссе, биографий, хроник. Вопрос о его литературном статусе в кругах литературоведов остается достаточно дискуссионным.
Результаты исследования и их обсуждение
Коттон Мэзер, как и многие пуритане-колонисты, считал своим долгом не только запечатлеть историю на страницах своего дневника, но и показать действия Бога в жизни людей, дать письменный библейский комментарий происходящим событиям. Религиозный фактор (в частности, теологические особенности протестантского изучения и толкования Священного Писания, отказ от схоластических размышлений и культивация собственного осмысления сакрального текста) в литературной работе первых колонистов оказал сильное влияние на последующую американскую литературу. Развитие культуры чтения текста, попытки использования герменевтических принципов анализа не только Священного писания, но и всякого текста, обращенного к читателю, оказывали мощное воздействие на развитие полемической, документально-художественной и художественной литературы. Так, Н. Покровский пишет о специфике типологического метода изучения Библии американскими пуританами, что нашло свое отражение в повествовательных стратегиях новоанглийских писателей: «Типологический подход (хотя степень его абсолютизации была различной) доминировал в новоанглийской философии
© Церковский А. Л., 2015
148
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
истории эпохи пуританизма. Консервативные версии типологии устанавливали зависимость «тип - антитип» только между сюжетными линиями и событиями Ветхого и Нового заветов. Однако напрашивался сам собою и более широкий подход, выходивший за рамки лишь узкоориентированных библейских толкований» [1, 114]. Типология в применении к описанию истории и толкованию Священного Писания в пуританском представлении должна исключать аллегории, выражение фантастического, выдуманного, т.к. это могло исказить смысл библейского текста. Как и все пуритане, К. Мэзер стремился в своих трудах к «чистой герменевтике», но анализ его наиболее значимых работ - Wonders of the Invisible World (1693), Magnalia Christi Americana (1702), The Christian Philosopher (1721) и др. - позволяет делать вывод, что пуританский типологический метод анализа Библии далеко не всегда воплощался в реальность написанного текста; часто теория анализа библейского текста расходилась с тем, что писали пуритане в своих дневниках и хрониках. Так, многие пуританские проповедники и богословы, выражая свои религиозные и гражданские убеждения, прибегали к метафоризации имен собственных, аллегориям, гиперболам, оксюморонам, игре слов, парадоксу и пр. Подобный отход от указанной выше типологии был свойственен и для творчества К. Мэзера.
Литературоведы отмечают самую значимую работу К. Мэзера - Magnalia Christi Americana, 1702 (название книги написано на латинском языке, но К. Мэзер предложил вариант и на английском языке: «Духовная История Новой Англии» (The Ecclesiastical History of New England). Чаще всего в критике встречается название «Великие деяния Христа в Америке», в других источниках - «Невероятные деяния Христа в Америке», «Чудесные деяния Христа в Америке» или «Духовная История Новой Англии»), сыскавшую большое количество интерпретаций и переосмыслений у последующих поколений. Эту работу можно рассматривать как своеобразное завершение долгих философских исканий знаменитого родственника К. Мэзера -Ричарда Мэзера, который на страницах своего дневника неоднократно заявлял, что память о тех великих событиях, которые происходят с пуританами по воле Божией, должна передаваться из поколения в поколение (см. об этом: [2]).
Сохранение памяти о трудностях, с которыми столкнулись гонимые из Англии пуритане, была, безусловно, одной из центральных задач в литературном творчестве новоанглийских писателей. Литературная репутация «Великих деяний Христа в Америке» до сих пор вызывает немало споров в среде как зарубежных, так и отечественных специалистов. Например, биограф К. Мэзера Вильям Пибоди (William B.O. Peabody) об этом произведении пишет так: «.. .хаотичный сборник материалов об истории Новой Англии, а не истории как таковой; работа, которая содержит много ценного, читается с интересом и удовольствием, хотя в некоторых местах содержит серьезные ошибки, поэтому ей не следует доверять в важных вопросах» [3]. Характеристика В. Пибоди больше относится к документально-исторической стороне «Великих деяний Христа в Америке», чем к литературно-художественной. Исследователь отмечает значимость этого труда в истории литературного процесса, но не описывает его художественные особенности.
Канадский литературовед Сакван Беркович высоко оценивал «Деяния Христа в Америке» К. Мэзера. Описывая исторический контекст написания и поэтику этого произведения, он обращал внимание читателей на незаурядные способности автора к метафоризации, включению в эстетическую систему своих работ эпики, социологичности, документальности, мемуарности (см. об этом: [2]).
Литературовед Э. Эллиотт дает анализ историко-культурной и художественной стороны «Великих деяний Христа в Америке», говоря об этом сочинении как о ярком примере литературной иеремиады [4].
Российский исследователь К. Баранова, анализируя основные сюжетно-образные мотивы в литературе Новой Англии XVTI-XVTII веков, называет К. Мэзера «знаменитым богословом» и «проповедником», отмечая «Великие деяния» только в контексте других сочинений (например, при анализе «Истории поселения в Плимуте» У. Брэдфорда) и практически не останавливается на анализе творчества К. Мэзера.
Значимость «Великих деяний Христа в Америке» в истории литературного процесса российский литературовед Л. Мишина описывает так: «Это сочинение важно как пример <...> изложения пуританской концепции истории. Поскольку пуританский автор считал, что все находится под контролем Бога, постольку каждое событие, как великое, так и мимолетное, имеет значение» [5, 292]. Л. Мишина внесла большой вклад в изучение американской литературы
ФІЛАЛАГГЧНЫЯ НАВУКІ
149
колониального периода, сделав ряд переводов из книг новоанглийских пуритан, в том числе она опубликовала перевод части второй книги «Деяний». Однако следует сказать, что переведенный текст не был литературоведчески проанализирован и осмыслен в трудах Л. Мишиной.
М. Коренева в первой книге пятитомного коллективного труда «История литературы США» пишет о Мэзере и его «Деяниях» так: «Открытие Америки Мэзер называет одним из трех наиболее знаменательных событий рубежа XV-XVI веков, наряду с «возрождением письменной культуры и Реформацией». Все исторические факты имеют у него сакральный смысл и вписываются в грандиозную эпопею борьбы Бога и дьявола, в центре которой оказался Американский континент, его коренные жители и англичане» [6, 140-141]. Литературовед подробно не останавливается на вопросе жанровой принадлежности этого сочинения, не описывает его литературную специфику.
Знаменитый белорусский литературовед Г. Синило, описывая важную роль библейских парадигм, оказавших сильное влияние на становление американской культуры и литературы, ссылается на перевод некоторых глав «Великих деяний Христа в Америке», сделанной Л. Мишиной, и говорит о самой известной книге К. Мэзера как о ценном источнике по изучению истории США, ведь исторически К. Мэзер был близок к жизни самых первых американских пуритан, мог детально изучать их рукописи. Так, например, описывая жизнь первого губернатора колонии У. Брэдфорда, автор «Деяний» использует информацию не только из «Истории поселения в Плимуте», написанной У. Брэдфордом, но и другие сочинения первых поселенцев (см. об этом: [7]), однако отдельного анализа работы Мэзера Г. Синило не дает.
Белорусский американист О. Гниломедова говорит о К. Мэзере как об одном из духовных отцов-основателей американской нации (см. об этом: [8]), но в своей диссертации упоминает его лишь в общем списке новоанглийских писателей.
И отечественные, и зарубежные исследователи американской литературы отмечают значимость этого сочинения К. Мэзера в истории литературы США.
Книга «Великие деяния Христа в Америке» была написана в Новой Англии в период с 1694 по 1698 и издана в 1702 в Лондоне, насчитывала 788 страниц. В своем монументальном труде Коттон Мазер рассуждает о формировании и становлении Новой Англии, описывая это место как «богоизбранное», называя его «Новым Иерусалимом». Отсюда и всякое событие в этом «богоизбранном» месте имеет мистический статус.
Сочинение написано в форме биографий известных деятелей Новой Англии (У. Брэдфорд, Дж. Уинтроп, Т. Хукер и др.), документов и проповедей, пересказа семейных преданий, в которой тесно переплетаются теологические, исторические и философские рассуждения о судьбе зарождающегося общества Новой Англии. К. Мэзер прославляет героизм первых колонистов, которые посвятили свои жизни созданию нового государства. Эмори Эллиотт отмечает: «Как и во многих пуританских трудах, в «Великих деяниях Христа в Америке» прослеживается внутренняя напряженность действия, которое, несомненно, возникает из конфликтующих двойных мотив Мазера: празднование героизма основателей при создании Нового Сиона и примирение современных ему пуританских церквей с английской короной и с другими английскими протестантами» [4, 275].
Автор составил настоящую художественно-историческую энциклопедию жизни этого удивительного региона, поэтому говорить, что Коттон Мэзер - летописец Новой Англии, правомерно лишь с той оговоркой, что в этом грандиозном сочинении реальные исторические личности и события описываются с религиозным пафосом и некоторым (а, по утверждению Вильяма Пибоди, существенным) искажением действительности. Иными словами, Мэзер писал историю Новой Англии, мифологизируя, усложняя и дополняя некоторыми домыслами эту историю. Пространные рассуждения о судьбе Нового Ханаана (так Мэзер называет Новую Англию. Здесь можно видеть соотношение профанного и сакрального миров в сознании писателя) формируют эпичность этого произведения, его документально-исторический и личностнооценочный пласт.
Автор активно использует метод биографического описания истории (рассказ жизни и деятельности выдающихся людей). Изобилие размещенных в «Деяниях» биографий далеко не случайно. Мэзер хорошо был знаком со знаменитой «Книгой мучеников» Джона Фокса, в которой делается попытка систематизации христианских мучеников западной церкви в период I-XVI вв. н. э. (подчеркивая страдания английских протестантов с XIV века до царствования Марии I). Здесь Мэзер не отступает от господствующей тенденции к сакрализации жизней некоторых отступников
150
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
от католической веры в зарождающейся традиции жизнеописания подвижников протестантизма, что ярко отражается в текстах через сознательное перемешивание агиографии и историографии.
Во введении к «Великим деяниям Христа в Америке» К. Мэзер описывает, как протестанты вынуждены бежать в Новую Англию, как последователи Лютера пытались реформировать церковь (вернуться, как они думали, к апостольскому пониманию церкви), показывает, как новоанглийские протестанты утверждают себя в пуританском мировоззрении. Мэзер часто благодарит Бога за возможность писать хроники. Также во введении можно найти авторскую историографию христианской церкви [9].
Мэзер начинает повествование с описания места, которое он называет «старый ад», действие в котором происходит на земле. Эта линия образов перекликается с библейской книгой Исход: «И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед...» (Книга Исход 3:7,8 [10]). Мэзер пишет: «По достоинству одно из величайших и удивительных действий Бога в последней эпохе — побуждение многих тысяч душ своих слуг покинуть приятную землю Англии, землю, где они родились, переехать со своими семьями через океан, в пустынную землю Америки, на расстоянии тысяч лье от их собственной страны...» [9]. Библейская книга Исход является одной из центральных в художественном сознании новоанглийских авторов, на эту книгу часто ссылается и К. Мэзер. Это объясняется тем, что в Исходе запечатлена история выхода израильского народа из Египта, а пуритане верили, что их переселение из Англии в Новую Англию по исторической значимости может быть соотнесено только с тем библейским событием, которое описывается в книге Исход. Образы «страны плена» и «нового Ханаана» являются одними из сюжетообразующих в «Великих деяниях Христа в Америке».
Первая из семи книг носит название «Древность» («Antiquities»). Здесь Мэзер описывает свое понимание возрождения литературы как вида искусства, открытие Америки и реформацию католической церкви XV-XVI вв. Подробно говорит о своеобразном «обновленном» завете между Богом и человеком: заселение Америки пуританами и утверждение на американском континенте библейских законов жизни, рассказывает о формировании общественно-политического устройства колонистов. Мэзер много уделяет внимания рассуждениям над популярным среди новоанглийских писателей образом пустыни, диких просторов - Wilderness: «Гонимые слуги Бога <...> были в море смешанного с огнем льда, и хотя огонь ошпаривал их, над их головами были такие куски льда, что не было никакого выхода из этого положения <...>, но теперь лед был разломан возможностью получить приют для истинных поклонников Господа в пустыне» [9]. Мэзер часто использует слово американец, американский (American) по отношению к жителям Новой Англии, что свидетельствует о формировании нового национального самосознания жителей колони -американского.
Во второй книге - «Щиты церквей: губернаторы Новой Англии» («The Shields of the Churches: New England's Governors») К. Мэзер ярко описывает жизни знаменитых Уильяма Брэдфорда и Джона Уинтропа. Мэзер рассказывает, что губернатор Брэдфорд был очень образованным человеком, который даже выучил иврит, чтобы читать Священное Писание в оригинале, а также знал голландский, английский, французский, греческий языки и латынь. Эта книга «Великих деяний» наиболее цитируема и переводима в отечественном литературоведении, поэтому мы воспользуемся переводом российского литературоведа Л. Мишиной: «Его
бдительность (У.Брэдфорда. - А.Ц.) защищает сон каждого, его работа - отдых каждого, его трудолюбие - удовольствие каждого, его усилия - досуг каждого» [5, 292]. Фигура У. Брэдфорда является ключевой в художественно-документальных произведениях новоанглийской словесности. Брэдфорд со временем стал американским символом свободного человека, который борется за свои права, свое понимание жизни.
В третьей книге «Деяний», которую можно назвать из контекста «Полибий: богословы Новой Англии» («Polybius: New England Divines. Life of John Cotton»; сам Мэзер дал название не всем своим книгам, входящим в состав «Деяний»), К. Мэзер описывает биографии самых талантливых богословов и известных священников. Содержание книги отсылает читателя к работам древнегреческого историка Полибия, автора сорокатомной «Всеобщей истории». Образ Полибия Мэзер выбрал неслучайно: известно, что фундаментальный труд Полибия является авторитетным источником для изучения истории Древней Греции, отсылки к которой в своем сочинении делает Мэзер. Прагматичность Полибия (что в терминологии Мэзера можно понимать
ФІЛАЛАГГЧНЫЯ НАВУКІ
151
как «научность») во «Всеобщей истории» привлекала пуританского автора, она была для него ориентиром в вопросе соотношения содержания и формы «Великих деяний Христа в Америке».
Мэзер подробно останавливался только на самых знаковых персонах Новой Англии, описывая их особенность и исключительность. Особое место в этой книге отводится жизнеописанию Джонатана Барра (1604-1641). Так, Д. Барр с самого детства отличался скромностью и набожностью. Описывая таланты этого священника, Мэзер отмечает, что «эта яркая звезда должна была перемещаться на Запад» [11, 114].
Т.н. unplain style (усложненный стиль повествования, подразумевающий использование развернутых предложений, большого количества аллюзий и метафор), которым написаны «Деяния», был призван возродить угасавший к тому времени религиозный энтузиазм жителей Новой Англии. Этот витиеватый стиль изложения должен был, по задумке К. Мэзера, подчеркнуть исключительность происходивших событий, раскрыть незаурядность ревнителей веры, которые создавали славу Новой Англии, показать их «избранность». Как отмечает Л. Мишина, «Метафоричность в произведении Мэзера не декоративна, она не менее значима, чем факты биографии преподобного. Источники образности для автора - Библия и история протестантизма» [5, 185].
К. Мэзер с самого начала работы над книгой намеревался создать «Деяния» очень «массивным трудом», который бы исчерпывающе описывал нравы и быт жителей Новой Англии. Для автора было важно «захлопнуть дверь в прошлое» не для того, чтобы потомки не возвращались мыслями в историю, но для того, чтобы у них был надежный путеводитель по «постоянно изменяющимся местам, но непреходящем Законе» [9].
Выводы
К. Мэзер в «Великих деяниях Христа в Америке» использует большое количество цитат из Священного Писания и аллюзий к библейским сюжетам, что и подразумевает пуританская литературная рефлексия. Автор, преследуя цель передать потомкам «Память о великих делах, которые Господь сделал для нас» [4, 275], в своих поисках сохранения и утверждения божественной истины в жизни новоанглийских своих последователей создал художественно -документальную энциклопедию жизни Новой Англии. «Великие деяния Христа в Америке» -яркий пример ранней американской литературы. Сочинение можно отнести к жанру художественно-документальной прозы.
Творчество К. Мэзера является важным источником для изучения формирования американской государственности и культуры, помогает лучше понять специфику формирования аутентичной американской литературы.
СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Покровский, Н. Ранняя американская философия. Пуританизм : учеб. пособие для гуманит. фак. ун-тов / Н. Покровский. - М. : Высш. шк., 1989. - 246 с.
2. Bercovitch, S. The Puritan Origins of the American Self [Text] / S. Bercovitch. - New Haven - London : Yale University Press, 1976. - 207 p.
3. Peabody, W. Life of Cotton Mather / W. Peabody // Google Books [Electronic source]. -Mode of access : https://books.google.ru/books?id=Zm8ZAAAAYAAJ&pg=PA162-IA1&lpg=PA162-IA1&dq=life+of+cotton+mather+peabody&source=bl&ots=Zxa-
eCer8C&sig= iGiz4iU90fj3avhOvSxLimdegg&hl=ru&sa=X&ei=swiiVlflA4PpaprigtAC&ved=0CEYQ6AEwBw#v =onepage&q=life%20of%20cotton%20mather%20peabody&f=false. - Date of access : 02.06.2014.
4. The Cambridge History of American Literature / Ed. by S. Bercovitch. - Cambridge University Press, 1997. - Vol. 1 : 1590-1820. - 829 p.
5. Мишина, Л. Американская литература XVII-XV[IIвв. Жанры. Взаимосвязи. Переводы / Л. Мишина. - Чебоксары : изд-во Чуваш. ун-та, 2003. - 300 с.
6. История литературы США : в 5 т. / ред. кол.: Я. Н. Засурский (гл. ред.) [и др.]. - Москва : Наследие, 1997. - Т. 1 : Литература колониального периода и эпохи Войны за независимость. XVII-XVIII вв. / Я. Н.Засурский [и др.]. - 1997. - 830 с.
7. Синило, Г. Библейские парадигмы как основа становления американской культуры и литературы / Г. Синило // Актуальные проблемы современной американистики (культурологический аспект) : материалы Ш Междунар. науч. конф., Минск, 27-28 февр. 2007 г. [Электронный ресурс] / редкол.: Г. В. Синило (отв. ред.) [и др.]. -Минск : БГУ, 2011. Режим доступа : http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/3013/3/American st.pdf - Дата доступа : 22.01.2015.
152
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
8. Гниломедова, О. Человек и природа в американской и белорусской прозе XX века: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03; 10.01.01 / О. Гниломедова ; Бел. гос. ун-т. - Минск, 2013. - 24 с.
9. Mather, C. Magnalia Christi Americana: Or, The Ecclesiastical History of New New-England / C. Mather
// Internet Archive: Digital Library [Electronic source]. - Mode of access :
https://archive.org/details/magnaliachristia01math. - Date of access: 19.04.2015.
10. Православная энциклопедия «Азбука веры» [Электронный ресурс] / Правосл. энцикл. «Азбука веры». - Режим доступа : http://azbvka.ru/biblia/. - Дата доступа : 23.06.2015
11. Mather, C. The Life of mr. Jonatan Burr. From «Magnalia Christi Americana» / C. Mather // The Literature of the United States. An Anthology and a History. From the Colonial Period through the American Renaissance. Chicago; N.Y., 1953. - Vol. 1. - 317 p.
Поступила в редакцию 23.09.15 E-mail: [email protected]
A. L. Tserkovsky
ARTISTIC MASTERING OF THE WORLD WITHIN THE CONFINES OF THE PURITAN MENTALITY: «MAGNALIA CHRISTI AMERICANA» BY COTTON MATHER
The purpose of this work is to show the artistic mastering of the world within the confines of the puritan mentality on the example of Cotton Mather’s Magnalia Christi Americana (1702). In the article special attention is paid to the first three parts of this book: "Antiquities," "The Shields of the Churches: New England's Governors," and "Polybius: New England Divines." Domestic and foreign critical views of Cotton Mather's work are taken into account and analyzed. The main Cotton Mather's task in this work is to establish, on the basis of the Christian religion, the myth of the New Jerusalem and the New Adam within New England. The scientific novelty of the research is to identify and describe the main components of the form and content of Cotton Mather' "Magnalia Christi Americana", such work is new and relevant to contemporary American studies. The results can be used in the educational process in a course on foreign literature, or in History of American Literature.
Key words: Puritan literature, Early American literature, American literature of the colonial period, the Puritan mentality, Cotton Mather.